Невоспитанный ребенок. Полоумные родители и невоспитанные дети

.
Детей у меня нет, но потрындеть я люблю, так что щас я буду рассуждать о невоспитанных детях и ихних на все закрывающих глаза родителях.
Я не буду повторять банальности, что во всем потакать детям – это большая воспитательная ошибка, что родители еще на этом погорят, что ихние дурные дети не должны становиться проблемой других людей – это всем ясно.
Меня интересует вот что: почему люди считают себя вправе праведно гневаться, когда им говорят, что их ребенок кому-то мешает и вообще, ведет себя отвратительно?
То есть, если человеку сказать, что он машину неправильно припарковал, так что она всем мешает, то он (если он не последний хам, конечно) извинится и поставит ее по-другому.
Но если ему же сказать, что его ребенок всех задолбал уже – он взовьется праведным гневом?
Я примерила на себя различные ситуации, в которых я бы также пылала гневом, и пришла к выводу, что я бы примерно также реагировала, если бы от меня, например, потребовали бы одеться не так как мне нравится, а так, как это кто-то другой считает нужным. Именно поэтому, кстати, я не хожу в церковь. Я не пойду в место, где мне указывают форму одежды, не снабжая это никакими аргументами.
Дело здесь не в самой одежде и ее какой-то особой для меня неприкосновенности. Одежда – это часть меня. Я ее выбрала, я ее купила, я ее люблю, я ее ношу. И если кто-то решит, что он вправе требовать от меня одеться так, а не иначе, он должен очень хорошо аргументировать свои требования. Может быть даже, быть для этого каким-нибудь признанным авторитетом в мире моды или что-нибудь в этом роде.
При этом я четко понимаю, что у одежды есть функция целесообразности. И прийти на работу в вечернем платье – по меньшей мере, глупо. Есть места, в которые вечернее платье (спортивный костюм, домашний халат и т.п.) надевать нежелательно или просто нельзя. Не, то есть, конечно, можно. Смертной казни за это не полагается. Но ты создашь этим проблемы. То, что ты сама будешь при этом выглядеть дурой – это, конечно, твои трудности. Это ладно. Но ты можешь создать проблемы другим. С одеждой, конечно, сложно придумать такой пример. Обычно даже самая нелепая одежда окружающим не мешает. Но все-таки. Например, я надену кринолин и шляпу с невдолбенными полями и полезу во всем этом в переполненный автобус. Здесь не только неуместность, но и неудобства для окружающих начинаются. В советских кинотеатрах даже помнится, было правило, что дамы должны снимать там головные уборы.
Та же ситуация и у народа с дитями.
Если кто-то указывает им, что их ребенок им не нравится, и его надо «перевоспитать», то он должен очень хорошо аргументировать свои слова. Может быть даже, быть для этого светилом в психологии или что-нибудь в этом роде. При этом, многие родители четко понимают, что есть места, куда детей брать с собой нежелательно или просто нельзя. Или так: бывают способы поведения, которые в некоторых местах недопустимы. Например, сидя в концертном зале во время выступления нельзя кричать.
Проблемы возникают тогда, когда родитель перестает это понимать.
Они напрочь забывают, что бывают ситуации (и довольно часто), когда ребенок может быть не просто неуместен и нежелателен, он может невероятно мешать другим людям.
Они лезут в кринолине и в шляпе со страусовыми перьями в переполненный автобус и страшно оскорбляются, что им делают замечания, по поводу их одежды. Вот на что это похоже.
При этом, они не замечают, что их ругают не за кринолин и перья (да ходи, хоть в рыцарских доспехах!), а за причиняемые неудобства. И объяснить им это невозможно. «В чем хочу, в том и хожу!» – кричат они в праведном гневе. И они правы! Конечно, человек может одеваться так, как ему нравится. Но только, повторю, никто и не упрекает их за их выбор. Ходите в чем хотите – это ваше святое право. НО! Только до того момента, пока это никому не мешает.
Наверное, суметь сделать это разграничение – очень важно при общении с полоумными родителями, которые в упор не видят, что их драгоценные дитятки – просто злобные звереныши, которые никому кроме них не симпатичны.
Общее между детьми и одеждой здесь – это то, что и то и другое, как я уже упоминала – некая «часть меня». Если кому-то не нравится моя одежда или мой ребенок – значит, не нравлюсь я, а значит – это мой враг. Примерно так.
Я сейчас не буду говорить о том, правильно это или не правильно. Это предмет отдельного большого разговора. Но большинством людей именно так, похоже, эти вещи воспринимаются, и я исхожу из этого.
Теперь переходим к реальной проблеме. Есть подруга, хороший человек, много хорошего для тебя сделавший и есть ее мерзкий ребенок, выносить общество которого невозможно, но которого подруга, естественно, слепо обожает и никаких недостатков не видит, или видит, но не борется с ними, потому что «это всего лишь ребенок» или потому что «вы же видите, он меня не слушает».
Теперь представим, что у меня есть курящий знакомый, а я не выношу дыма. Что я делаю? Я не советую ему бросить курить (это его выбор), но я не позволяю ему курить в моем присутствии. Если ему невтерпеж, то мы расстаемся. Мы общаемся только пока он не закурит. Все нормально? Разумеется.
Теперь надо эту ситуацию перенести на мамаш с дитями.
Я не стану советовать ей изменить методы воспитания (хотя, на самом деле, по этому поводу можно очень сильно возразить, но об этом в другой раз), но я не позволю ребенку вести себя как зверь в моем присутствии. Если ребенок не может сдержаться – мы расстаемся. Мы общаемся только пока ребенок ведет себя как человек.
Все нормально? Разумеется. Должно быть, по крайней мере. Проблема, обычно в том, что мамаша страшно обижается (путает кринолин с причиняемыми им неудобствами). И надо как-то ей объяснить, что причиняемые ее ребенком неудобства никак не связаны с неприятием ее или ее ребенка. Тебя не устраивает производимый эффект (шум, различные повреждения, производимые ребенком), но не сам ребенок. Как только ребенок перестанет делать то, что тебе мешает, ты тут же с радостью возобновишь общение с ним. И не позволять ей сбивать тебя криками или обидами с этих рельс. Я вас обоих люблю. И тебя и твоего ребенка. Но пока он делает то, что мне не нравится (обижает моего ребенка; шумит; щиплется; блюет в моей машине, когда его укачает; болеет гриппом и может заразить моего ребенка и т.д.) – я вынуждена (мне очень жаль, честное слово) пока (временно! пока ситуация не будет исправлена!) дистанцироваться от вас. Извините.
Так все должно быть хорошо. Я думаю.

Уфф… даже не знаю с чего начать.

В общем, лежали мы с доченькой в больнице с ангиной. Отделение, соответственно, инфекционное. Но речь о другом. О воспитании детей, об отношении других мамаш к чужим деткам. Сразу хочу сказать, что не все там такие, как я опишу. Была и парочка адекватных мамочек.

Опишу для начала этих горе-мам. Вид бичеватый, неухоженный. Причем, я не имею ввиду маникюр, педикюр и прочие подобные прелести (хотя, им не помешало бы, на руки свои посмотреть). Одежда. Затасканное спортивное трико, которое уже забыло что такое стирка; резиновые тапочки-шлепанцы, тоже невидившие мыла со времен царя Гороха; необъятных размеров футболки, тоже грязнущие, засаленные. Волосы такие же грязные, сбившиеся в сосульки, скучковались, видимо, чтобы не так страшно было жить на голове своей непутевой хозяйки. Как в мультике: «Давай бояться вместе». Да, да, да, я допускаю, что у всех достаток разный и каждый выглядит на столько, на сколько ему позволяют средства. Но, простите. Неужели, так сложно купить самый обычный порошок. Он, кстати, так и называется: «Обычный», или мыло хозяйственное. Дети у этих мамаш в подобном состоянии. Грязные, неухоженные, невоспитанные. Воспитание отвратительнейшее, но об это чуть позже. Зато, имена у этих деток сказочные: Милана, Диана, Лия, Карина, Алиса, Злата. Я не имею ничего против этих имен, ну, просто… хотя, сами дальше поймете. Я стесняюсь спросить, на этом вся красота и закончилась? Назвать гламурно -назвали, а воспитывать кто будет? Вот и подошли плавно к теме воспитания.

Носятся орут эти дети круглосуточно. Их мамашам абсолютно наплевать на то, что они не одни в больнице, и, да, на то, что они в больнице, а не на детской площадке, им тоже глубоко нас… наплевать. По-хорошему, этим всем Лиям и Миланам разок бы по заднице поддать хорошенько, чтобы успокоились и в угол на час, лицом к стенке. Как я уже писала, мы лежали с ангиной. Доча у меня толком кушать не могла, хотела, а глотать больно. Это взрослый понимает, что надо, иначе сил не будет у организма бороться с этой бякой. А как это объяснить 7-месячному малышу? Он попробовал покушать, ему больно и ни в какую он больше ложечку с кашей, пюрешкой и т.п. не подпустит к своему ротику. Замотанный, уставший, больной ребенок, у которого круглосуточно болит горлышко. Он и спать-то толком не может, а спит лишь потому, что вымотался и обессилил. Вот и умотается моя девочка за несколько часов, уснет. А тут эти невоспитанные бестолочи. Вышла из палаты и по-хорошему попросила, что пусть ваша доча сейчас не бегает и не пищит на все отделение, хотя бы пока моя спит (не говоря уже о режиме и соблюдении тишины в БОЛЬНИЦЕ (!!!)) - ей надо то часик-два. На что последовал незамедлительный ответ: «А ЧО нам теперь в палате сидеть и ниЧО не делать? Вы так то тут не одни». Сказано это было с таким наездом, как будто я попросила их не дышать. Тут меня порвало: «Вот именно, что ВЫ тут не одни, вы не на улице, а в больнице! И помимо вас тут есть дети, которым нужен покой!» на меня посмотрели, как на Г., сказав «Нам скучно в палате, что ребенок должен скучать ЧО ли?». Я пыталась по-хорошему. В очередной раз вышла из палаты с ребенком на руках и с подобным ее прошлому заявлению наездом начала предъявлять этой «недогламурной» мадаме по всем параметрам. Вы думаете, это возымело эффект? Ха! Не тут-то было. Мамаша эта только и могла, что слегка повысив голос, до показно-гламурного восклицать: «Милана, ну что ты делаИшь ТА? Тише! На-ка уйди ОТТУДАВАа» А эта полоумная малолетняя девка начихала на маму с верхней полки и продолжает носиться дальше и орать, как ненормальная. Честно говоря, замечание ребенку было сделано только для того, чтобы я отстала. Этой Милане насрать на свою мамашу, ровно также, как этой мамаше насрать на других деток. На больных деток. Радует лишь то, что через пару лет ей это ох как аукнется, когда взрослая дочь ни во что не будет ставить свою мамочку. А так и будет. И не скрою, я этому несказанно рада. Ибо по заслугам. Врачам пофиг, медсестрам пофиг. И лишь изредка грозила «шваброй по ***» уборщица...

А вот я бы с удовольствием возилась с внуком, - рассуждает одна моя знакомая пенсионерка Ольга Евгеньевна. - И к себе бы брала с ночевкой, занималась, в театры и на выставки водила... Но я боюсь - не справлюсь! Теперь дети другие совсем. Не такие, как раньше. Они абсолютно не умеют себя вести на людях, лезут в разговоры, перебивают взрослых, кричат, шумят, убегают, чего-то требуют, никого не уважают и делают, что хотят... Я бы со стыда сгорела, честное слово, если бы МОЙ ребенок в прежние годы так себя вел... А теперь это - в порядке вещей!.. Родители только умиляются...

Собственные дети Ольги Евгеньевны, по ее словам, в детстве были абсолютно другие. С ними можно было ходить хоть куда - хоть в гости, хоть на взрослый спектакль, хоть на заседание ученого совета. Их было "не слышно и не видно" - они тихонько рисовали в уголке, или листали книжку, или смотрели в окно. Чтобы дитя громко что-то попросило или тем более потребовало, начало бы канючить и проситься домой - это было немыслимо. Причем, взрослым и в голову не приходило, что ребенка в поездке, например, или в гостях нужно чем-то занимать - занятия себе дети находили сами. Теперь все по-другому. Ольга Евгеньевна в прошлом году ездила в гости на пару недель к старшему сыну и видела, как к внуку-второкласснику пришли в гости друзья-ровесники.

Кошмар! - рассказывает Ольга Евгеньевна. - Вроде бы дети из приличных семей, но ведут себя ужасно... Как будто никто никогда ничему не учил! Бегают по всему дому, открывают холодильник, прыгают на диване, лезут в шкаф - а здесь у вас что, а это для чего, а можно мне то, сё, а я есть хочу, а купите нам мороженое... Это несмотря на то, что невестка поставила для них большое блюдо с фруктами и сок... Я была в шоке. Невестка только вздыхала - мол, вот такие сейчас дети. Свободные и раскованные. А как по мне - так полностью расторможенные, без берегов... И ничего хорошего в этом нет!.. А что делать? Жаловаться родителям - так сами пригласили гостей. Обидятся, больше ребенка не пустят, дети поссорятся, взрослые разругаются, зачем это...

Вторая невестка тоже воспитывает внука, по словам Ольги Евгеньевны, своеобразно. Были они тут в гостях у Ольги Евгеньевны, расстались весьма недовольные друг другом.
- А у меня для тебя подарок! - говорит Ольга Евгеньевна пятилетнему внуку и несет ему большой апельсин.
- А где подарок-то? - непонимающе смотрит ребенок. - Апельсин - это подарок?? Фуууу.

Ну разве можно так? - недоумевает Ольга Евгеньевна. - Да какой бы ни был подарок - надо учить ребенка говорить спасибо!.. Честно, не представляю такую ситуацию в свое время, когда моему сыну было пять! Да я бы сквозь землю провалилась! А сыну бы всыпала так, что он на всю жизнь бы запомнил и детям бы рассказал!..

Невестка же ничего такого в поведении ребенка не видит. Ну не понравился подарок, "фу", ну и что? Ребенок говорит, что думает! Не кривит душой. Учить нужно детей честности. Да и что он такого сказал-то? Ну не подарок для них сейчас апельсины, а обычная еда! Эка невидаль! Свекровь сама должна была думать, что называть подарком...

Современные дети действительно в большинстве своем "невоспитанные", или это просто изменились времена?
Как считаете, нужно ли воспитывать современных детей по образцу 40-летней давности - чтоб были "удобными" и знали свое место? Или это плохой образец?
Безусловно, детям сейчас позволено гораздо больше, чем было позволено нам - только вот лучше это или хуже?
Как это "отсутствие воспитания" аукнется через годы?
Что думаете?

Потребность малыша в любви, понимании и заботе может выражаться по-разному. Это может быть как прямая просьба (что случается довольно редко), так и плохое поведение (которое встречается чаще).

Хорошие манеры - залог правильного воспитания

Невоспитанный ребенок может ужасно себя вести, драться, мешать проводить занятия или уроки, перекрикивать воспитателей и учителей или просто шуметь, не давая родителям возможности отдохнуть после тяжёлого рабочего дня. Как правило, родитель пробует совладать с подобной ситуацией, но чем больше он старается, тем хуже выходит. Мамы и папы очень часто повторяют одно правило, которое звучит так: он так требует внимания. Конечно, ваше чадо имеет множество других потребностей в психологическом плане, кроме повышенного внимания к себе и своего "хочу".

как быть?

Рассмотрим важнейший вопрос: как и не навредить ему? Вопреки общему мнению, воспитание детей - это не целенаправленные специальные занятия один раз в день, когда мама и папа садятся вечером рядом с сынишкой или дочкой и начинают рассказывать, как нужно общаться и вести себя. Процесс воспитания - это то, что происходит в общении ребёнка с родителями и с другими взрослыми людьми в жизни. Оно должно происходить постоянно: когда папа смотрит футбол, а мама собирается на прогулку с подругами, или когда мама с папой ругаются и мирятся. Но что делать в таких ситуациях? Ведь жизнь порой бывает очень сложной, не всегда родные в хорошем настроении. Дети начиная с дошкольного возраста уже понимают и осознают, что они переживают, и как на эти чувства реагировать. Понимать, как правильно отвечать на то или иное переживание, они учатся у родителей, и если мама с папой не могут вести себя примерным образом, тогда и появляется невоспитанный член семьи.

Определение невоспитанного - балованного ребёнка

Известно, если дитятко считают избалованным, это говорит прежде всего о его невоспитанности. Как правило, малыш эмоционально неустойчив, подвержен регулярным капризам и истерикам, никогда не слушается родителей, ярко высказывает свой эгоизм, не умеет и не желает общаться с ровесниками. Именно такие дети невоспитанны и избалованы, они считают себя центром Вселенной и делают, что хотят. Есть такое понятие «баловень», многие сравнивают это с избалованностью, но это совершенно не так. Ведь разбаловать можно, лишь регулярно потакая его капризам, покупая дорогие подарки по первому требованию. А что касается баловней, они получают родительскую любовь и заботу в меру.

Невоспитанный ребёнок: признаки

Прежде всего, это дикие дети, которые живут только своими «хочу» и воспринимают окружающих людей как нечто, чем они могут пользоваться, как захотят и когда. В разрезе этого хорошо воспитанный ребёнок - это существо адекватное и, скорее, полезное, чем вредное (ведь, как мы знаем, бывают дети, как стихийное бедствие). Но такие, по крайней мере, воспитанны и культурны. Давайте рассмотрим реальные примеры очень важного вопроса: кто такой избалованный, невоспитанный ребёнок и как с этим бороться?

Примеры невоспитанных детей

  • Малыш не желает делиться своими личными вещами, едой, вниманием окружающих. Нередко для достижения своих целей специально использует истерию.
  • Сильная зависимость от родительской опеки. Такому отпрыску постоянно нужно присутствие родных, как бы сложно это ни было.
  • Показывает повышенные претензии к еде, не желает есть обычную пищу, требует запретные сладости.
  • Постоянно недоволен одеждой, едой, игрушками, вниманием. Часто отказывается от прогулок.
  • Никогда не поможет взрослым при уборке квартиры, убежден, что мама или бабушка обязаны за ним все убирать.
  • Постоянно хамит взрослым, а те, в свою очередь, понемногу теряют уважение и перестают быть для него авторитетом. Часто невоспитанные дети в гостях показывают свои капризы и непослушание, что даже родителям становится стыдно. В стремлении обернуть на себя внимание взрослых может шуметь, мешать разговору, устраивать припадки и так далее.
  • Умеет манипулировать взрослыми и с помощью этого добивается своих целей. В ход может пускать истерики, слезы, подлизывание, также прослеживается рукоприкладство со стороны отпрыска.
  • Не знает слова «нет». Это результат вседозволия, и со временем он начнет не понимать, почему ему отказывают.

Причинами вышеперечисленных признаков может быть изначально неправильный и непедагогический подход отца, матери, бабушек, дедушек в вечном вопросе, как воспитать ребёнка. Очень часто не хватает времени на образование отпрыска, и взрослые потом откупаются дорогими подарками.

Некультурные родители и их проблемы в воспитании

Есть также невоспитанные родители, которые обманывают других людей, хитрят, притворяются, лгут и лицемерят перед своими родичами, соседями и друзьями. Будьте уверены, что дети увидят и поступят точно так же, повторяя все ваши действия. Именно от вас они учатся лгать, обманывать, вести себя подло и недостойно. Такое воспитание ни к чему хорошему не приведет, ваших чад перестанут уважать и любить, даже будут сторониться. Такие дети не вырастут достойными, их всегда все не будет устраивать, и винить они станут в этом не себя, а окружающий, злой мир.

Что можно, а что нельзя?

А есть такие индивиды семьи, которые не в состоянии отказать любимому чаду и глупо убеждены, что каждое ограничение будет негативно сказываться на эмоциональном состоянии малыша. Необходимо построить такую систему воспитания, чтоб ребёнок понимал и определял, где хорошо, а где плохо, где можно, а где нельзя. А также проявлять уважение к другим людям, стараться верно реагировать на жизненные ситуации с подсказкой родителей и уметь контролировать свои эмоции.

Большинство семей задаются вопросом: с какого возраста нужно заняться формированием поведения своего чада? Давно известный факт, что воспитывать нужно с самого рождения. Любящие и адекватные родители обязаны уделять особое внимание этому факту, поскольку от этого зависит, каким вырастет ваш любимый малыш. Именно невоспитанные дети в школе несут хаос и тревогу, создают дискомфорт адекватным слабых и часто прибегают к физическому насилию.

7 ошибок в воспитании детей

Молодые мамы и папы допускают массу ошибок, которые потом негативно сказываются на физическом состоянии отпрыска и его психическом здоровье. Как же избежать основных промахов в воспитании, чтоб в семье не появился невоспитанный ребенок? Об этом рассказано ниже.

  • Обвинения и угрозы. Метод воспитания посредством упрёков, угроз, запугиваний, устыжения - это главная ошибка, которая пришла к нам из прошлого. Фразу «Как тебе не стыдно!» применяют до сих пор. Ребёнок чувствует не только стыд за содеянное, но теряет всякую активность, и это убивает всякую последующую инициативу. Таким способом можно вырастить морального инвалида, особенно это касается популярной фразы «Мы больше не будем тебя любить». Ведь для маленьких деток это огромный шок, истерика и желание сделать пакость кому-то назло.
  • Непоследовательность и несогласованность в воспитании. С самого детства ваш малыш должен быть ограничен рамками дозволенного. Ежедневно менять требования и запреты - это неправильно. Ребёнок станет путаться и теряться в разных «можно» и «нельзя». Требования к детям у всех членов семьи должны быть одинаковыми. Тот родитель, чья позиция в воспитании невыгодна для малыша, получит неуважение в свою сторону и перестанет быть авторитетным, если не следовать правилам воспитания.

  • Неровное отношение. Довольно часто взрослые все свои сложности и проблемы переносят на общение с детьми, что, конечно, неправильно. В один момент они их целуют, балуют, покупают все, что те просят. А уже на следующий день могут кричать, злиться или попросту не обращать внимания. Разные «можно» и «нельзя» полностью зависят от настроения любимых мамочек и папочек. Если вы не хотите, чтоб ваш малыш вырос психически нестабильным, контролируйте свои эмоции, не срывайте на малышах злобу. Ведь вернуть доверие будет невероятно сложнее, чем его потерять.
  • Чрезмерная опека. Существует такая категория мам, которых называют мамы-наседки. Такие мамаши излишне опекают своих детей, что приносит вред их полноценному, нормальному развитию. Гиперопека негативно сказывается на разных сторонах вашего ребёнка. Он не сможет долгое время найти друзей, не сможет высказывать свое мнение и отстаивать его.
  • Недостаток времени. Одна из главных ошибок родителей - мало времени на занятия с детками. Все постоянно заняты на работе, по хозяйству, но это не значит, что нужно забыть о потребностях ребёнка. Ему необходимо ваше внимание и совместные вечера, беседы, игры и чтение любимых книг. В противном случае ваш малыш начнет чувствовать себя ненужным и будет искать поддержки и понимания у чужих людей.
  • Нехватка ласки. Детям любого возраста необходимы ласка и внимание. Они дают ощутить себя нужными, любимыми. Поэтому отказывать сыну или дочке в этом удовольствии нельзя. Но также важно помнить, что навязывать ласку запрещается. Не стоит заставлять вас насильно целовать, обнимать. Ведь нежность должна идти от души, а не потому что так надо.
  • Денежный вопрос. Заменять любовь деньгами ни в коем случае нельзя, но, к сожалению, ребёнок в современном мире испытывает подобное очень часто. Всем ясно, что взрослые пытаются заработать как можно больше для общего блага, но все же деньги не могут заменить родительской любви и ласки. Любая, даже самая дорогая покупка будет меркнуть, если вашему чаду не хватает внимания и заботы.

Цель правильного воспитания

Родители, которые любят своих детей по-настоящему, относятся к ним внимательно и серьёзно. Они принимают решения исходя из блага, которое оно принесет ребёнку. Родители, которые не объясняют своему чаду, что хорошо, а что плохо, портят человеческую сущность малыша. Отсюда и появляются невоспитанные дети и их мамаши, которые ничего не слышат и делают все по-своему, игнорируя окружающих. Из таких малышей вырастают неуверенные, обозлённые и капризные личности.

Известно, что дать ребенку хорошее воспитание – задача не из легких. Но действительно ли это так важно? Что происходит, если родители не смогли объяснить детям элементарные правила приличия, а также внушить основы хорошего поведения и уважения к другим людям?

Как проявляет себя невоспитанный ребенок? Где грань между отсутствием воспитания и детской непосредственностью? По мнению французского психолога Кристин Брюнэ, хорошее воспитание – не самое главное для выживания ребенка в мире.

Впрочем, вежливость способствует развитию уверенности в себе и ощущения собственной защищенности. Знание правил хорошего тона – ценный инструмент для управления своей жизнью, а правильное воспитание – это, прежде всего, умение вести себя с другими людьми, которое позволяет формировать осознанность и уважение к окружающим.

Но зачем ребенку быть воспитанным? По словам Кристин Брюнэ, во-первых, хорошее воспитание позволяет детям хорошо чувствовать себя в любой ситуации, не стесняться и не испытывать чувство стыда без видимой причины. Во-вторых, воспитание подразумевает запреты со стороны родителей на некоторое поведение, слова и жесты детей.

Эти запреты очень важны для ребенка, потому что они позволяют ему расти. Снисходительность и потакание не дают ребенку отказаться от своего детского всемогущества, от иллюзии, что ему можно делать все, что вздумается.

Кристин Брюнэ утверждает, что без знания правил и границ ребенку трудно найти свое место в обществе. Например, если дитя пытается общаться со взрослыми, как со своими сверстниками, значит, он будет испытывать определенные трудности в понимании ситуации.

Если ребенку прощаются все капризы, ему будет сложно научиться управлять своими эмоциями и получить правильное представление о гранях дозволенного и рамках приличия.

Что значит «невоспитанный ребенок»?

По мнению Кристин Брюнэ, невоспитанный ребенок может, не спросив разрешения, брать не принадлежащие ему предметы, входить без предупреждения в родительскую спальню или в ванную, отвечать на вопросы вместо взрослых, не обращать внимания на родителей и окружающих людей…

Чтобы лучше объяснить понятие «невоспитанный ребенок», французский психоаналитик Клод Альмос приводит следующий пример:

Вечерний автобус в час пик, битком набитый людьми. Молодые люди удобно сидят, пенсионеры едут стоя. Обыкновенная дикость. В глубине автобуса маленькая девочка трех-четырех лет разлеглась на двух сиденьях. Даже на трех.

Так как это пространство показалось ей недостаточным, она поставила свои ноги (в мокрых ботинках) на сиденье напротив. Её мать, стоящая в проходе, не только ничего не говорит, а восторженно любуется дочерью.

Ситуация настолько несуразна, настолько нелепа, что можно было бы ожидать возражения со стороны окружающих людей. Однако никто не вмешивается. Будто всех настиг резкий упадок сил, пассажиры обездвижены своей беспомощностью…

Но почему же никто из пассажиров в автобусе не смог сделать замечание этой девочке, хотя никто не оправдывал ее действий? Что пугает людей в таких ситуациях? Неужели четырелетняя кроха?

Как ни странно, но Клод Альмос утверждает, что, скорее всего, это действительно так. Впрочем, молчать нас заставляет скорее не сам ребенок, а то, что он показывает своим поведением.

По мнению Клод Альмос, невоспитанный ребенок своим отношением к окружающим воплощает отрицание двух фундаментально важных понятий: существование другого человека (других людей) и наличие правил жизни, которые, так или иначе, служат нам в качестве компаса.

Ребенок в автобусе занял даже не одно место, а три. И очевидно, что если бы девочка могла занять пять мест, она бы это сделала. Она поставила себя (сама того не зная) в «центр вселенной», во главу всего и всех.