Недоношенный ребенок причины. Недоношенные дети - особенности развития по месяцам до года, питание, набор веса и уход за новорожденным. Будет ли впоследствии недоношенный ребенок отличаться от своих доношенных сверстников

Недоношенными считаются дети, родившиеся в результате преждевременных родов с весом менее 2500 гр и ростом менее 45 см. Эти критерии условны, так как многие доношенные дети рождаются с массой меньше 2500 гр, а некоторые недоношенные имеют массу больше 2500 гр. Главной особенностью недоношенных детей является незрелость основных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой и терморегулирующей. Недоношенные дети требуют специального ухода и врачебного наблюдения. Новорожденные с малой массой тела, рожденные в срок, считаются детьми с задержкой внутриутробного развития.

С какого срока возможно выходить новорожденного ребенка?

Согласно определению ВОЗ, потенциально жизнеспособными считаются дети, родившиеся не ранее 22 недели беременности и с массой тела более 500 гр. Выхаживание глубоко недоношенных детей возможно лишь в специализированных отделениях больниц или перинатальных центрах. Чем больше срок беременности на момент наступления преждевременных родов, тем меньше риск для ребенка. Дети, рожденные на сроке от 32 до 37 недель, имеют значительно меньше проблем, чем недоношенные, появившиеся на свет в период между 22 и 32 неделями беременности. Врач учитывает вес ребенка, принимая решение о необходимости поместить ребенка в кювез, назначить фототерапию, при выборе типа вскармливания недоношенного ребенка и в других случаях.

Как выглядит недоношенный ребенок?

Как правило, голова у него непропорционально большая по сравнению с туловищем. Кожа очень тонкая, иногда даже полупрозрачная, на ощупь мягче обычной, покрыта пушком и смазкой. Подкожно-жировой слой незначителен или отсутствует, кожа сморщенная. Малый и большой роднички имеют размер больше обычного. Ногти очень тонкие и часто не достигают кончиков пальцев. У мальчиков яички могут быть не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты половые губы. Конечности более тонкие и длинные, ушные раковины мягкие и прижаты к черепу, пупок расположен низко.

В чем заключается незрелость недоношенного ребенка?

У недоношенных детей обычно слабо выражены, а в некоторых случаях отсутствуют основные рефлексы. Мышечный тонус снижен, система терморегуляции неразвита, поэтому новорожденный не может самостоятельно поддерживать постоянную температуру тела. Незрелыми могут быть и остальные системы организма – дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, зрительная, нервная, костная. При отсутствии жизненно важных рефлексов (дыхания или глотания) ребенка помещают в отделение реанимации или интенсивной терапии.

Зачем ребенка помещают в кювез?

Кювез представляет собой аппарат с прозрачными стенками, позволяющими наблюдать за ребенком, и оптимальным искусственным микроклиматом (температура - 33–38º, влажность - 85–100%, содержание кислорода - 25–40%). Для ухода за ребенком, находящимся внутри кювеза, предусмотрено специальное отверстие или особые рукава. В кювез недоношенных детей помещают для согревания и дальнейшего предохранения от охлаждения тела, а также для улучшения насыщаемости крови кислородом. Кислород в случае необходимости можно подавать бесперебойно. Следует помнить об опасности токсического воздействия кислорода на сетчатку глаза, которое может привести к полной потере зрения, особенно у глубоко недоношенных детей при длительном их содержании в условиях кювеза с подачей кислорода, (при своевременной диагностике и лечении эта ситуация обратима).

Что такое выхаживание методом «кенгуру»?

Как долго недоношенному ребенку необходимо оставаться в больнице?

Для того, чтобы поддерживать постоянную нормальную температуру тела, недоношенным детям нужна помощь. Нахождение в кювезе позволяет ребенку не тратить энергию на терморегуляцию, быстрее адаптироваться и набирать вес . Длительность пребывания ребенка в «инкубаторе» зависит от веса ребенка при рождении и общей динамики его состояния. Дети с малой степенью недоношенности могут находиться в кювезе от нескольких часов до 4 дней, дети с весом до 1750 гр. - около недели, а с весом до 1500 гр. - от недели до двух. Обычно ребенка выписывают из роддома или специализированной детской больницы, когда он стабильно набирает вес, держит постоянную температуру тела, у него нет проблем с дыханием и его вес составляет 2500гр и выше.

Будет ли впоследствии недоношенный ребенок отличаться от своих доношенных сверстников?

У недоношенных детей темпы физического развития ускорены, и чем меньше была масса их тела при рождении, тем быстрее она будет увеличиваться. Нервно-психическое развитие таких детей идет несколько медленнее, чем обычно, недоношенным детям требуется больше внимания, специальных занятий (массаж, гимнастика). В первое время, при оценке психомоторного развития недоношенного ребенка необходимо ориентироваться на тот срок, в который он должен был бы родиться, и отсчитывать все вехи от этого момента. Например, если ребенок родился в 32 недели, то есть на 2 месяца раньше срока, следует ждать, что он начнет поворачиваться не в 3,5-4 месяца после рождения, а в 5,5-6. В среднем, к полутора-двум годам здоровый недоношенный ребенок практически ничем не отличается от доношенных сверстников.

Правда ли, что недоношенные дети более склонны к болезням?

В среднем недоношенные дети болеют чаще обычных детей, процесс выздоровления длится дольше. Недоношенные дети более подвержены болезням дыхательных путей (бронхит, пневмония). Желтуха , часто встречающаяся у новорожденных, для недоношенных детей может представлять серьезную опасность. Также у недоношенных чаще возникают проблемы с развитием центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, и может страдать костная система и суставы.

Развитие Вашего ребенка

Важно понять, что развитие недоношенных детей несколько отличается от развития доношенных.

Ребенка, который развивался в организме матери всего 6-8 месяцев, нельзя сравнивать с ребенком, у которого было целых 9 месяцев на рост и развитие.

Оценивая развитие малыша, необходимо ориентироваться на его «cкорректированный возраст». Этот возраст можно определить, вычитая количество месяцев, на которое ребенок родился раньше, из его действительного возраста.

Оценка cкорректированного возраста дает родителям и медицинским работникам реальное представление о темпе развития недоношенного ребенка. 5-месячного ребенка, который родился на 3 месяца раньше срока, с точки зрения развития следует считать 2-месячным.

Если ребенок достаточно продолжительное время находился в тяжелом состоянии, то в течение первых месяцев жизни он может отставать по своему физическому развитию или развитию моторных навыков и от своего cкорректированного возраста.

Как ведут себя недоношенные дети

Большинство недоношенных детей выписывают домой примерно за две недели до предполагавшейся даты их рождения. Но даже если ребенок достиг этой даты, ему еще есть что «нагонять». Возможно, он:

  • не выказывает четких признаков того, что голоден или устал;
  • по-прежнему слаб и с трудом ест;
  • целыми днями спит или кричит, или же переходит от одного состояния к другому в течение нескольких секунд.
Закономерности поведения ребенка сначала трудно уловить. Это может приводить Вас в замешательство и расстраивать. Однако через несколько недель или месяцев, в течение которых происходит развитие его нервной системы, реакции и действия ребенка станут более предсказуемыми.

Ребенок начнет лучше выражать свои потребности, и Вы научитесь понимать, что означают те или иные сигналы. Как и у всех детей, у недоношенного ребенка будут этапы быстрого развития, за которыми следуют длительные периоды, когда, кажется, ничего не происходит.

  • Нельзя заставить или «подтолкнуть» ребенка к развитию, если он еще к этому не готов. Не стоит пытаться стимулировать его к деятельности, если он устал или активно сопротивляется. Насилие приведет лишь к тому, что и ребенок, и мама будут расстроены.
  • Необходимо сосредоточиться на прогрессе малыша. Начал ребенок ходить в 12 или в 20 месяцев, через несколько лет уже не будет иметь никакого значения.
  • При наблюдении за нервно-психическим развитием малыша, при оценке его способностей всегда необходимо учитывать скорректированный возраст.
Движения

Часто у недоношенных детей наблюдаются нескоординированные движения. Трудно предсказать, как Ваш ребенок будет реагировать на Вас и на окружающий мир.

  • Его реакции могут иметь порывистый, внезапный характер, так как он старается приспособиться к изменениям в окружающем мире и даже к своим собственным физическим потребностям.
  • Ребенок может внезапно напрягать руки или ноги либо подтягивать их к себе.
  • Периодически он становится вялым, а затем быстро переходит в состояние напряжения.
По мере роста ребенка эти рефлекторные действия постепенно исчезают. Вы можете помочь ребенку контролировать его движения следующими способами:
  • удерживайте его руки и ноги прижатыми к телу;
  • перемещая ребенка, старайтесь, чтобы Ваши движения были медленными и плавными.
У недоношенных детей развитие органов чувств часто происходит быстрее, чем развитие мышечной координации. Может казаться, что ребенок не успевает контролировать движения своей головы или схватывать предметы. Однако у него при этом может наблюдаться повышенная способность реагировать на образы и звуки, что является показателем нормального развития.

Дыхание

Характер дыхания и цвет кожи недоношенного ребенка могут изменяться быстро и неожиданно. Необходимо наблюдать за ребенком и попытаться уловить характерные для него особенности дыхания и «нормальную» окраску кожи.

  • Наблюдайте за грудной клеткой ребенка во время дыхания.
  • Сосчитайте обычное для него число дыхательных движений за минуту.
  • Прислушайтесь к звукам, которые он издает, когда нормально дышит.
Познакомившись с этим «нормальным» поведением, Вы сможете легче распознать проблемы, если они вдруг возникнут.

Большую часть суток новорожденный ребенок спит. Доношенный ребенок может спать от 15 до 22 часов в день. Для недоношенных детей характерны более продолжительные периоды сна и более короткие периоды бодрствования. Когда ребенок попадает домой из больницы, восприятие дня и ночи у него нарушено.

Необходимо помнить, что для ребенка важна привычная обстановка во время сна. Хотя некоторые дети, только что выписанные из отделения новорожденных, легко приучаются спать в темной спокойной комнате, другим не хватает шума и света. Если ребенок испытывает проблемы во время сна:

  • включите ночник. Дайте ему возможность слышать фоновые звуки, например тихую игру на фортепиано или другую тихую мелодичную музыку;
  • постепенно устраняйте дополнительный шум и свет, что поможет ребенку адаптироваться к дому;
  • не поддавайтесь желанию поиграть с ребенком во время ночного кормления. В это время старайтесь, чтобы внимание ребенка было сосредоточено на еде.
Когда ребенок достигнет скорректированного возраста 6-8 месяцев, вероятнее всего, он будет спать всю ночь. Рекомендуется, чтобы ребенок спал на спине, на жестком матраце.

Плач

Сначала недоношенный ребенок не будет много кричать. По-видимому, его способность выражать свои эмоции плачем развивается по мере того, как приближается предполагавшаяся дата его рождения.

Первые эпизоды плача могут быть короткими. Малыша легко можно успокоить ласковым поглаживанием либо дав ему пососать грудь или соску. По мере роста он начнет кричать чаще. Способность к плачу - это хороший признак нормального развития младенца.

Плач служит для матери сигналом, что ребенок голоден, испытывает дискомфорт или устал. Если на его плач реагируют, это способствует развитию у ребенка чувства доверия и ощущения того, что он уже может общаться с другими людьми.

В эти первые месяцы ребенка следует брать на руки как можно чаще, как только появляются для этого время и «свободные» руки. Это не избалует ребенка. Чем больше внимания уделяется малышу, чем больше с ним общаются, тем лучше он развивается и быстрее «догонит» своих сверстников.

В некоторых случаях успокоить плачущего ребенка бывает нелегко. Длительные эпизоды плача могут служить сигналом того, что ребенок нездоров или испытывает боль.

Если ребенок кричит необычно долго, следует вызвать врача. Как правило, ничего плохого не обнаружится, однако необходимо, чтобы это подтвердил специалист.

  • Доношенные новорожденные в первые месяцы жизни могут кричать по 2–3 часа.
  • Некоторые недоношенные дети, в особенности самые маленькие, очень капризны и могут кричать 6 часов в день или больше.
По мере развития успокоить недоношенного ребенка становится легче. Со временем он учится успокаиваться самостоятельно.

Обычно капризы и плач достигают максимума в скорректированном возрасте 3–4 месяцев. По мере того как ребенок становится старше, он будет меньше кричать, а периоды сна у него станут более регулярными.

Как успокоить плачущего ребенка

Во-первых, убедитесь в том, что ребенок не голоден и ему не нужно сменить подгузник.

  • Положите ребенка так, чтобы он мог Вас видеть. Ласково поговорите с ним.
  • Поднесите руку малыша к его рту или дайте ему пустышку.
  • Удерживайте руки ребенка вблизи его груди.
  • Запеленайте ребенка. Его плечи должны быть свободны, а туловище не туго, но плотно обернуто детским одеялом.
  • Поднимите ребенка. Движение обычно успокаивает, поэтому попытайтесь ритмично укачать ребенка или походите с ним.
  • Не поддавайтесь желанию развлечь ребенка. Может быть, он плохо переносит стимуляцию. Вместо этого обеспечьте ему покой.
  • Искупайте ребенка в теплой ванне (за исключением случаев, когда ребенок не любит воду).
  • Если все эти способы неэффективны, положите малыша обратно в кроватку и предоставьте ему возможность выплакаться. Иногда именно это нужно плачущему ребенку, чтобы успокоиться.
  • Никогда не трясите ребенка, пытаясь заставить его прекратить плакать. Это может привести к повреждению головного мозга или даже смерти малыша.
Питание недоношенного ребенка

Когда недоношенные дети голодны, они могут и не плакать, в отличие от доношенных детей. В связи с незрелостью нервной системы ребенок может не знать о том, что он голоден. А поскольку его желудок очень мал, кормить его следует понемногу, но часто (приблизительно каждые 2,5–3 часа, а иногда и чаще).

По мере роста ребенка, когда он становится более физически развитым и может лучше координировать свое сосание, глотание и дыхание, ему будет требоваться больше времени для насыщения.

Недоношенному ребенку для сосания требуется большое количество энергии. Его рот мал, а мышцы, используемые для сосания, слабы.

Если ребенок находится на грудном вскармливании, нужно обеспечить дополнительную поддержку его головке и плечикам. Если ребенка кормят из бутылочки, то может понадобиться особая мягкая соска, созданная специально для недоношенных детей, которая делает сосание менее утомительным. Ребенок будет есть лучше, если полностью проснулся, поэтому ему надо помочь сосредоточиться на приеме пищи.

До тех пор, пока ребенок не научится сосать как следует, его нужно кормить в спокойной комнате без яркого освещения, сведя к минимуму отвлекающие факторы, даже разговоры и укачивание. Необходимо установить с ребенком зрительный контакт, поддерживая его голову и шею кистью руки или предплечьем. Малышу должно быть удобно, он не должен слишком вытягиваться или съеживаться Кормление должно стать приятным и расслабляющим времяпрепровождением как для ребенка, так и для мамы.

Очень важно следить за тем, как часто у ребенка бывает стул, поскольку многие проблемы с кормлением возникают при нерегулярном опорожнении кишечника ребенка. Стул может быть после каждого приема пищи, а может - всего раз за 1 или 2 дня. Если ребенок находится на грудном вскармливании, его стул будет мягким, желтоватого цвета, похожим по консистенции на творог.

Если ребенок получает молочную смесь, стул тоже может быть мягким, а его окраска - от желтой до коричневато-зеленой.

Отмечайте нормальную частоту и консистенцию стула Вашего ребенка, для того чтобы распознать признаки запора или диареи.

Если стул у ребенка отходит с трудом, или внезапно появляется частый водянистый стул, необходимо вызвать врача.

Обратите внимание также на то, как часто у ребенка промокает подгузник. Количество мочеиспусканий должно по меньшей мере соответствовать числу кормлений. Если число мокрых подгузников меньше, это может служить признаком того, что ребенок не получает достаточного количества молока или смеси.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание обладает множеством особых преимуществ. Некоторые компоненты грудного молока помогают защитить малыша от инфекции. Материнское молоко является оптимальным источником питательных веществ для недоношенного ребенка.

После выписки недоношенный ребенок может быстро уставать во время кормления и не полностью высасывать грудь. Для того чтобы обеспечить адекватную выработку молока в течение первых недель, может потребоваться сцеживать грудь и кормить ребенка сцеженным молоком или сохранять это молоко.

Помимо материнского молока некоторым недоношенным детям требуется добавка, способствующая их росту, - обогатитель грудного молока, витаминно-минеральный препарат или особая смесь. Ваш врач объяснит Вам, требуется ли Вашему ребенку какой-либо из этих продуктов.

  • Прежде чем Вы выпишетесь из стационара, убедитесь в том, что Вы знакомы со всеми аспектами грудного вскармливания.
  • Вместе с врачом или специалистом по грудному вскармливанию составьте план, в котором отметьте, как часто Вам нужно будет кормить ребенка и потребуются ли какие-то добавки.
  • Контрольное взвешивание на раннем этапе, которое проводится дома или в кабинете врача, даст Вам необходимую информацию, позволяющую убедиться, что ребенок получает такое количество пищи, которое необходимо ему для адекватного роста и развития.
Не забывайте, что Вам требуется отдых. Наслаждайтесь приятными ощущениями, которые Вы получаете, кормя ребенка грудью.

Вскармливание из бутылочки

Если по каким-либо причинам мама не кормит ребенка грудью и не может сцеживать молоко, врач назначает специальную детскую смесь. Комитет по питанию ESPGHAN (Европейского общества детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов) признает, что после выписки из стационара лучше использовать специальные смеси для недоношенных детей, в которых концентрация питательных веществ выше, чем в стандартных детских смесях для доношенных детей.*

Обычно недоношенных и детей с низкой массой тела выписывают из стационара, когда состояние их стабильно. Однако и после выписки у таких детей сохраняются особые потребности в питательных веществах. Полноценное питание играет большую роль в течение всего первого года жизни, когда ребенок растет особенно быстро. Находясь в стационаре вместе с ребенком или навещая его, родители должны освоить особые методики кормления и научиться определять, сколько смеси необходимо ребенку в течение 24 часов.

В связи с тем что у недоношенного ребенка имеется риск развития дефицита железа, в его рационе должно присутствовать железо: либо в составе самой пищи, либо в виде препарата железа в каплях. Это связано с тем, что к 2-месячному возрасту запасы железа у ребенка могут истощиться, что может стать причиной развития анемии.

При выписке из больницы врач даст необходимые рекомендации не только по вскармливанию, но и по использованию витаминов.

Следует помнить, что витамины - тоже лекарства, поэтому давать ребенку эти препараты можно только по рекомендации врача.

Развитие органов чувств

Зрение

В скорректированном возрасте, соответствующем 0 месяцев, недоношенные дети могут видеть предметы на расстоянии 20–30 см, что примерно соответствует расстоянию от их глаз до лица человека, который кормит или держит их на руках.

К скорректированному возрасту около 6 месяцев недоношенные дети могут видеть почти так же далеко, как взрослые.

Все дети различают темное и светлое.

  • Сначала им нравятся простые черно-белые рисунки, например диагональные полосы.
  • По мере того как дети становятся старше, их начинают привлекать более сложные и тонкие рисунки и яркие цвета.
  • Подобно взрослым, дети начинают скучать, если смотрят на один и тот же предмет в течение длительного времени.
  • Больше всего дети любят разглядывать лица.
  • Постоянно меняющееся выражение человеческого лица составляет для них предмет непрерывного интереса.
  • В течение первых недель и месяцев пребывания дома Ваш контакт лицом к лицу с ребенком, сначала кратковременный, станет важным источником обучения.
  • В скорректированном возрасте 0 месяцев ребенок способен имитировать улыбки, нахмуривание и другие выражения лица. Он даже может попробовать подражать Вам, если Вы высунете язык!
  • Вы станете основным объектом интереса и внимания Вашего малыша. Ваша улыбка, звук Вашего голоса и комфорт, который Вы обеспечиваете, играют ключевую роль в развитии ребенка. Увеличивающуюся частоту его реакций на Вас можно рассматривать как важный показатель прогресса.
Слух

По-видимому, дети слышат меняющиеся звуки, например голос или музыку, лучше, чем звуки, которые остаются неизменными.

  • Легче всего Ваш ребенок «настраивается» на звук Вашего голоса и радуется ему.
  • Детям нравится спокойная музыка, в особенности пение человека, даже если он фальшивит.
Хотя недоношенных детей перед выпиской проверяют на нарушения слуха, Вам следует обратить внимание на то, как Ваш ребенок реагирует на звуки.

Даже ребенок с нормальным слухом может не среагировать на некоторые громкие шумы. Однако стойкое отсутствие реакции на звук должно послужить сигналом для беспокойства и на это следует обратить внимание специалиста.

Прикосновение

Естественно, что Вы трогаете и гладите своего ребенка. Прикосновение - это успокаивающая сила, которая позволяет ему чувствовать себя в безопасности.

Дети, которые любят, чтобы их обнимали (а это большинство детей), обычно расслабляются и прижимаются к человеку, который держит их на руках. Наслаждайтесь этими минутами.

Дети любят все трогать. Пусть Ваш ребенок пощупает те вещи, с которыми он встречается каждый день: полотенце, подгузник, воду, одежду и Вашу кожу.

Вкус и запах

Ребенок может ощущать вкус и запах. Безусловно, новорожденные предпочитают вкус и аромат материнского молока. Часто они морщат нос, если им предлагают несвежее сцеженное молоко или смесь.

Общение

Одним из первых достижений ребенка является улыбка, которая появляется в скорректированном возрасте 2–3 месяцев.

  • Чтобы вдохновить малыша на улыбку, улыбайтесь ему сами. Улыбайтесь ребенку, когда разговариваете с ним или вынимаете из кроватки и обязательно, когда он улыбается Вам.
  • Хотя в первые месяцы ребенок не понимает слов, он учится «поддерживать» беседу.
  • Очень важно разговаривать со своим ребенком.
  • Это помогает ему выучить язык и служит основой в выработке многих других навыков.
  • Не стесняйтесь разговаривать с малышом обо всем, что Вы делаете.
  • Без колебаний выражайте свою любовь к нему словами.
К скорректированному возрасту 7 месяцев недоношенный ребенок начинает гулить (произносить протяжные гласные звуки), а затем лепетать (появляются твердые звуки) - это его первые попытки начать говорить.

Признаки, свидетельствующие о комфортном состоянии малыша

В процессе общения недоношенные дети подают сигналы «готовности», которые показывают окружающим, что они настроены на общение или на игру. Когда ребенок готов к взаимодействию, для него характерно следующее:

  • розовый цвет кожи
  • веселое, бодрое выражение лица
  • глаза широко открыты, поддерживается зрительный контакт
  • руки сложены крест-накрест на груди
  • кулак во рту
  • руки и ноги расслаблены.
Признаки, свидетельствующие о стрессе

У детей имеются также признаки усталости, которые показывают, когда ребенку необходим перерыв. Если происходит слишком много событий, ребенок может:

  • смотреть в сторону
  • капризничать и плакать
  • икать
  • срыгивать (будьте внимательны при появлении рвоты! Это повод проконсультироваться с врачом)
  • выгибать спину
  • сжимать руки и ноги.
Если у ребенка признаки комфортного состояния, надо продолжить занятия с ним. Если у ребенка признаки стресса, усталости, обязательно дайте ему время и возможность расслабиться. Например, мама укачивает ребенка, разговаривая с ним и встречаясь с ним глазами. Если малыш напрягает руки и ноги или у него есть другие признаки усталости, следует меньше его стимулировать: надо замедлить темп одних действий и прекратить другие. Можно медленнее качать ребенка, перестать говорить и некоторое время не смотреть ему в глаза. Это даст ему возможность расслабиться и справиться со сложной для него ситуацией.

Взаимодействие с детским врачом

Необходимо, чтобы врач, с которым Вы разговариваете, знал, что Ваш ребенок недоношен и находился на лечении в отделении интенсивной терапии новорожденных (ОИТН).
Самый полный контакт устанавливается с педиатром, который лучше всего сможет понять и разделить естественные для Вас в процессе ухода за ребенком ощущения страха, растерянности и любви.

Первые визиты врача

Узнайте заранее номер и телефон Вашей детской поликлиники, чтобы медицинские сотрудники из стационара могли сообщить участковому врачу о Вашей выписке. Участковый педиатр должен осмотреть ребенка на дому в течение первых двух дней после выписки. Передайте педиатру все рекомендации и результаты обследований, проведенных в больнице. Не забудьте оставить себе все копии, которые в случае необходимости нужно будет предоставить другим консультантам. Следует завести специальную папку, куда Вы будете складывать все медицинские документы ребенка.

Первый месяц все осмотры ребенка проводятся на дому. В дальнейшем посещение врача рекомендуется только в «грудничковый» день, чтобы уменьшить контакты с больными детьми в детской поликлинике. Когда ребенок подрастет, можно будет свободнее посещать места, где имеются скопления детей, так как иммунная система малыша созреет и он сможет легче перенести заболевание.

Посещая врача, нужно обсуждать прогресс в развитии ребенка и спрашивать обо всем, что Вас беспокоит. Советуем записать свои вопросы заранее, используя свободное место в конце данной брошюры. То, что мама скажет врачу о своем ребенке, имеет очень большое значение. Обязательно обсуждайте проблемы, связанные с активностью, уровнем внимания, сном, питанием и индивидуальными особенностями. Пусть вес и стул ребенка не будут единственными проблемами, которые обсуждаются с врачом. Нужно попросить, чтобы врач или медицинская сестра разъяснили все, что Вам непонятно, а также чтобы они записали свои рекомендации.

Прививки

В Российской Федерации установлена система начала прививания недоношенных детей в соответствии со скорректированным возрастом. Обычно недоношенных детей начинают прививать, когда масса их тела достигает 2200 граммов.

Надо обсудить с педиатром схему прививок ребенка и не пропускать запланированных визитов. Прививки очень важны для недоношенного ребенка, так как тяжелые инфекции (от которых проводится прививание) чаще всего поражают именно ослабленных детей.

Мировая практика настаивает на том, что недоношенные дети более, чем остальные, требуют проведения прививок, причем как можно раньше, особенно если ребенок вынужден часто посещать детскую поликлинику или больницу. Вместе с тем помните, что прививка - не нейтральная процедура для организма любого ребенка, особенно недоношенного. Надо поинтересоваться, какие именно прививки будут сделаны ребенку, как его к ним подготовить, за чем наблюдать, какие могут быть побочные явления, и что делать в этой ситуации.

В день прививки ребенок может испытывать небольшое недомогание, болевую реакцию, хуже есть и капризничать, у него может подняться температура. Все это нормально, но требует внимательного наблюдения и понимания. В первые сутки после прививки желательно создать «охранный» режим, уменьшить контакты с другими детьми и оградить малыша от чрезмерного переутомления. Обычно реакция на прививку может длиться 1–2 дня.

Косметические проблемы

Часто у недоношенных детей при рождении имеются врожденные пятна, которые называют гемангиомами. Эти «земляничные пятна» представляют собой мягкие выступающие участки красного цвета, состоящие из расширенных кровеносных сосудов (капилляров). К концу первого года жизни они начинают постепенно исчезать и обычно к 4 годам проходят.

В случае, когда гемангиомы начинают расти с опережением общего роста ребенка, или если пятно становится бугристым и возвышающимся над поверхностью тела, необходимо обратиться к врачу для решения вопроса о криокоагуляции этих участков, что не только имеет косметическое значение, но и предотвращает патологический рост сосудов в месте гемангиомы.

Другой косметической особенностью могут быть рубцы после операций и процедур, которые у некоторых крошечных детей выглядят очень большими и некрасивыми. В большинстве случаев со временем, по мере роста ребенка, они становятся менее заметными.

Сердечно-легочная реанимация

Особенностью развития недоношенного ребенка является его склонность к вирусным инфекциям. Отек слизистой дыхательных путей и носоглотки, связанный с вирусной инфекцией, нарушение проходимости дыхательных путей и затруднение в реализации эффективного кашля могут привести к выраженному нарушению дыхания, вплоть до его остановки. В связи с этим желательно иметь представление о том, как оказать первую помощь ребенку до приезда «скорой». Такие знания позволят родителям добиться возобновления работы сердца и легких ребенка при возникновении экстренной ситуации.

Сердечно-легочная реанимация - это навык, которым должны владеть каждый родитель и все, кто ухаживает за ребенком. Она заключается в освобождении дыхательных путей путем отсасывания слизи, рефлекторном воздействии (шлепки по груди, спине, щекам), проведении дыхания «рот-в-рот», непрямом массаже сердца.

Последовательности и технике проведения этих мероприятий нужно обучиться в спокойной обстановке, желательно попробовав сделать все действия самостоятельно на специальном детском манекене.

Скорее всего, эти знания не понадобятся, но, если все же что-либо случится, родители не растеряются и не упустят драгоценных минут для спасения малыша.

Нуждается ли ребенок в обследовании?

Метаболический скрининг новорожденных

У всех новорожденных детей обязательно проводится тестирование на некоторые редкие наследственные заболевания. При отсутствии лечения эти заболевания могут оказать серьезное неблагоприятное влияние на развитие ребенка. Для проведения тестирования из пяточной области или из пальца малыша забирают несколько капель крови. Хотя тестирование у всех детей проводится в стационаре, в некоторых случаях повторный анализ необходимо проводить после выписки домой. При выписке или во время первого визита удостоверьтесь у своего врача, что ребенок прошел проверку на эти редкие, но серьезные заболевания.

Последующая оценка зрения

Все недоношенные дети, весившие при рождении менее 1500 граммов, и дети, у которых во время пребывания в стационаре имели место медицинские осложнения, должны наблюдаться у офтальмолога.

Если в стационаре ребенок прошел проверку состояния глаз, результаты и рекомендации должны быть отмечены в выписке из истории болезни, которая дается на руки родителям.

Последующая оценка состояния слуха

Перед выпиской из стационара у ребенка проводят оценку слуха. Нередко рекомендуется проведение повторных обследований. Результаты проверки и рекомендации также должны быть в выписке из истории болезни.

Практические советы

Сиденья безопасности в автомобиле

Прежде чем отправляться куда-то на автомобиле, всегда помещайте ребенка в специальное официально разрешенное детское кресло, закрепленное на заднем сиденье машины. Даже самых маленьких детей нужно перевозить в детском кресле. Используйте детское автокресло с пятью точками фиксации или безопасное складное сиденье с пятью креплениями.

Не пользуйтесь жесткими и скользкими пластиковыми подкладными ковриками. Помните, что детское кресло никогда не следует помещать на сиденье, защищенное подушкой безопасности. Недоношенному ребенку в детском кресле потребуется дополнительная поддержка, для того чтобы его туловище располагалось прямо, и он мог легче дышать. Свернутые одеяла и одежда с подгузником могут служить дополнительной прокладкой, которая защитит ребенка от сползания и будет препятствовать его избыточной подвижности.

Подгузники и одежда

Существуют подгузники, предназначенные специально для недоношенных детей.

Поскольку ребенок скоро вырастет из этой одежды, не следует покупать ее слишком много. Сейчас в специализированных магазинах и на интернет-сайтах продается готовая одежда для недоношенных детей, но надо удостовериться в том, что она соответствует обязательным стандартам безопасности.

Кроватка

Никогда не используйте в кроватке ребенка пружинную сетку; убедитесь в том, что расстояние между прутьями кроватки составляет не более 6,5 см. Если это расстояние больше, то головка ребенка может застрять между прутьями.

  • Матрац должен быть твердым и плотно прилегать к раме кроватки.
  • Между матрацем и ребенком должна находиться только тонкая, туго натянутая простыня.
  • Не кладите в кроватку мягкие объемные предметы, которые могут помешать дыханию ребенка.
Комнатная температура

В детской комнате необходимо поддерживать комфортную температуру в пределах 22–24 °С.

В качестве меры предосторожности надо контролировать температуру кожи ребенка. Нормальной для недоношенного ребенка считается температура 36,6–37,4 °С

  • Если у ребенка прохладные, бледные или синеватые руки и ноги, согрейте его.
  • Если кожа ребенка теплая и чрезмерно красная, возможно, он слишком тепло одет.
Не допускайте попадания на ребенка прямых солнечных лучей, так как кожа недоношенных детей очень чувствительна. Кроме того, старайтесь избегать холодных сквозняков и слишком сухого воздуха.

Контроль инфекций

В некоторых странах осенью и зимой, или в сезон дождей, часто наблюдаются простудные и респираторные заболевания. Распространенные и тяжелые респираторные инфекции у недоношенных детей обычно вызваны респираторным синцитиальным вирусом (РСВ).

Прежде чем выписаться из стационара, надо посоветоваться с врачом о том, как уберечь ребенка от развития тяжелых респираторных заболеваний, вызванных респираторно-синцитиальным вирусом (пневмонии, бронхоспазма, одышки и удушья).

В настоящее время в мире и в Российской Федерации имеется возможность защитить ребенка от тяжелой РСВ-инфекции путем введения ему защитных антител.

После того как ребенка забрали домой, надо дать ему и себе несколько недель на адаптацию, прежде чем приглашать родственников и знакомых.

Любой человек, прежде чем прикасаться к ребенку, должен вымыть руки теплой водой с мылом. Надо помнить, что респираторно-синцитиальная вирусная инфекция может передаваться при поцелуе.

Нельзя позволять никому курить рядом с ребенком. У новорожденных и детей, которые контактируют с табачным дымом, повышена вероятность респираторных инфекций.

Время купания

Время купания должно быть как можно короче: для недоношенных детей характерна быстрая потеря тепла.

  • Прежде чем поместить ребенка в ванну, проверьте температуру воды запястьем или локтем. В ванной комнате должно быть тепло и не должно быть сквозняков.
  • Мойте ребенка мягкими, ласкающими движениями. После купания заверните его в мягкое полотенце.
Способы снятия стресса

По возможности старайтесь спать, когда засыпает малыш. Уход за недоношенным ребенком - это настоящая работа, и не для одного человека, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью, если Вы в ней нуждаетесь. Ухаживайте за малышом по очереди.

  • Несмотря на то что первое время членов семьи и друзей можно попросить воздерживаться от визитов, чтобы у Вас и у ребенка было время на адаптацию, не отказывайтесь от их помощи в приготовлении пищи, уборке и выполнении поручений, если они ее предлагают.
  • Родителям нужно проводить некоторое время отдельно от ребенка. Берите тайм-ауты. Личная жизнь и отдых Вам необходимы.
  • По словам многих родителей, их тревога и стресс уменьшаются, когда они разговаривают с другими родителями недоношенных детей.
Будущее Вашего ребенка
  • Вероятно, Вас беспокоит, скажется ли преждевременное рождение на психическом развитии Вашего ребенка. Большинство недоношенных детей развиваются нормально. Лишь у некоторых детей, родившихся раньше срока, возникают серьезные и долгосрочные проблемы.
  • Многие знаменитые люди родились недоношенными. Это, например, Марк Твен, Альберт Эйнштейн, Анна Павлова и Уинстон Черчилль.
  • Одним из важнейших факторов в развитии недоношенных детей является домашняя обстановка. Любовь, внимание и забота помогут полностью развить потенциал Вашего ребенка.
  • Родители часто стремятся чрезмерно защитить своего недоношенного малыша, даже если врач убеждает их, что все в порядке. В таких семьях ребенок может стать зависимым и требовательным. Будучи родителями недоношенного ребенка, Вы должны помочь своему малышу нормально развиваться как в эмоциональном, так и в физическом плане. По мере роста ребенка Вы можете помочь ему адаптироваться, установив расписание и нормы.
  • Продолжайте контактировать с Вашим педиатром. Он подтвердит, нормально ли развивается Ваш малыш, и даст полезные рекомендации. Повседневная жизнь играет важную роль в формировании правильных взаимоотношений между родителями и ребенком, которые нужны вам обоим.
Материал выпущен под редакцией:
И.И. Рюминой, д.м.н., зав. отделением патологии новорожденных и недоношенных детей НЦАГиП им. В.И. Кулакова Минздравсоцразвития РФ,
Е.С. Кешишян, д.м.н., профессора, руководителя научного отдела неонатологии и патологии детей раннего возраста, руководителя Центра коррекции развития недоношенных детей.

Как протекает развитие недоношенного ребенка до года по месяцам? Для родителей, на долю которых выпало выхаживать такого кроху, нередко это вопрос жизни и смерти. Здоровье и развитие ребенка, родившегося раньше срока, во многом зависят от степени его недоношенности. Первостепенную роль играет уровень оказанной медицинской помощи. Однако не менее важна любовь и стойкость родителей.

Из недоношенных детей вырастают здоровые, крепкие, смышленые мальчики и девочки. Они не отстают в освоении навыков, а всего лишь развиваются по своей схеме. Масса и длина тела у недоношенных детей в течение первого года жизни увеличивается быстрыми темпами в сравнении с доношенными новорожденными. Природа поставила перед ними задачу - «догнать», а в некоторых случаях и «перегнать».

Группы недоношенных детей

Группа Срок беременности, в неделях Вес новорожденного, в граммах Увеличение массы тела к году, в разах
1 36-37 2000-2500 4-5
2 32-35 1500-2000 5-7
3 28-31 1000-1500 6-7
4 Менее 28 Менее 1000 8-10
  • Если ребенок родился с массой тела ниже 1000 г, его называют «экстремально недоношенным» . Дети с таким весом составляют менее 5% всех недоношенных новорожденных. За жизнь такого ребенка приходится бороться упорно и продолжительно. Все жизненно важные функции его организма требуют искусственной поддержки. При современных достижениях неонатологии выхаживают даже детей с весом 500 г. Но в этих случаях высокий процент осложнений и инвалидности. Кстати, в России с 2012 года действует закон об обязательном выхаживании и регистрации детей с весом 500 г. Вокруг этой темы много дискуссий, в том числе и нравственного характера.
  • Особо пристальное внимание уделяется деткам, родившимся с массой тела от 1000 г до 1500 г . Их называют «глубоко недоношенными», но у них много шансов не только выжить, но и быть полноценными, здоровыми людьми. Таким детям нужна искусственная вентиляция легких, подача кислорода, энтеральное (через зонд в желудке) и парентеральное (через вену) питание. В специальные питательные смеси добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза, которые способствуют быстрому росту и развитию грудничка.
  • Специальные условия . Дети с весом до 1500 г не подготовлены к самостоятельному функционированию. Для их выхаживания нужно создать условия, адекватные внутриутробным. Деток помещают в кувезы (кювезы) - инкубаторы для недоношенных. Здесь выдерживается необходимая температура и влажность воздуха, проводятся необходимые исследования и поддержка. В инкубаторе находятся дети весом до 1700 г, затем их помещают в кроватку с подогревом. При весе 2000 г малыш, как правило, уже не нуждается в специальной тепловой поддержке.
  • Особенности развития недоношенного ребенка на сроке 34 недели . Малыш способен самостоятельно сосать. Это важный показатель при выхаживании детей, родившихся раньше срока. У малышей этой группы есть риск возникновения апноэ - внезапной и непроизвольной остановки дыхания, чаще всего во сне. Поэтому им нужно пройти дополнительные обследования. Причины апноэ слабо изучены. Их связывают с мускулатурными, дыхательными, неврологическими нарушениями. Если осложнений нет, грудничок быстро набирает норму веса и отправляется домой вместе со счастливыми родителями.
  • Развитие недоношенного ребенка, родившегося в 36 недель . У таких деток, как правило, не возникает никаких осложнений. Они могут самостоятельно дышать и сосать. Интенсивная терапия им может не понадобиться. Однако такие малыши обязательно проходят дополнительные обследования и после выписки находятся под пристальным наблюдением педиатра.
  • Степень недоношенности связана не только с показателем веса, но и с общей зрелостью организма . Бывает, что детки рождаются с весом 2500 г, но по зрелости органов, систем и функций уступают тем, у кого 2000 г.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Малыши, родившиеся раньше времени, имеют ряд особенностей. Внешние признаки проявляются с разной степенью.

  • Маленький вес и рост . Длина и масса тела грудничка могут впечатлять своей крохотностью.
  • Непропорциональность в теле . У малыша большая голова. Она составляет 1/3 длины тела (для сравнения у доношенного ребенка - 1/4). Мозговая часть черепа больше лицевой. Живот относительно всей длины также большой и распластанный. Пупок находится значительно ниже, чем у доношенных детей. Шея, ноги и руки - короткие.
  • Мягкость и податливость костей черепа . Родничок открыт. Кости могут двигаться, черепные швы расходиться.
  • Мягкость ушных раковин . Уши настолько мягкие, что могут сгибаться внутрь, слипаться.
  • Пушок на теле . Спина, плечи, бедра, лоб, щеки покрыты мягким волосяным покровом. В медицине это явление называется лануго.
  • Отсутствие подкожного жира . Кожа грудничка, как будто прозрачная. Под ней можно разглядеть кровеносные сосуды.
  • Слабость и вялость . Двигательная активность снижена, слабый крик, отсутствие чувства голода, гипотонус, неразвитый сосательный рефлекс - все эти признаки в медицине называются адинамией. Они бывают только у глубоко недоношенных.
  • Слабые и короткие ногти . Признак встречается реже, чем остальные.
  • Пучеглазие . Проявляется не сразу, а спустя две недели после рождения. Характерно для детей с большой степенью недоношенности.
  • Недоразвитие половых органов . У девочек может быть зияющая половая щель с недоразвитыми большими половыми губами. У глубоко недоношенных мальчиков - яички не опустились в мошонку.
  • Отсутствие набухания молочных желез . Бывает у глубоко недоношенных.

Перечисленные признаки могут проявляться в комплексе или частично. Какие-то из них могут встречаться даже у доношенных детей.

Когда кроха попадет домой

Это зависит от степени недоношенности. В больнице он может провести от недели до полугода. Этапы выхаживания недоношенных детей таковы: оказание первой помощи в роддоме; перевод в детское реанимационное отделение; затем в отделение интенсивной терапии; уже отсюда, при хорошей динамике, малыша выписывают домой. Мама может находиться рядом с крохой в больнице, помогать в уходе медперсоналу, привозить . И даже брать малыша на руки. Кстати, это один из самых уникальных и эффективных способов выхаживания. Он называется методом «кенгуру». При каких условиях малыша выписывают домой?

  • Нет осложнений, стабильный прогресс в общем развитии.
  • Налаженная терморегуляция.
  • Ребенок обходится без поддержки и контроля дыхания, сердечно-сосудистой системы.
  • Умеет самостоятельно сосать грудь или бутылочку, прибавка в весе увеличилась до 2000 г.

И еще одно, не менее важное условие: родители знают, как кормить недоношенного ребенка, как обеспечить малышу правильный уход и куда обратиться в случае необходимости.

Развитие по месяцам

Таблица - Прибавка в весе и росте недоношенных детей по месяцам и за год

Возраст (в месяцах) 4 группа
(до 1000 г)
3 группа
(до 1500 г)
2 группа
(до 2000 г)
1 группа
(до 2500 г)
Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см Масса, г Длина, см
1 180 3,9 190 3,7 190 3,8 300 3,7
2 400 3,5 650 4 700-800 3,9 800 3,6
3 600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700–800 3,6
4 600 3,5 600-700 3,7 600-900 3,8 700-900 3,3
5 650 3,7 750 3,6 800 3,3 700 2,3
6 750 3,7 800 2,8 700 2,3 700 2
7 500 2,5 950 3 600 2,3 700 1,6
8 500 2,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
9 500 1,5 600 1,6 700 1,8 700 1,5
10 450 2,5 500 1,7 400 0,8 400 1,5
11 500 2,2 300 0,6 500 0,9 400 1,0
12 450 1,7 350 1,2 400 1,5 300 1,2
Прибавка в весе и росте за год ≈ 7080 ≈ 33,7 ≈ 8450 ≈ 31,7 ≈ 8650 ≈ 27,5 ≈ 9450 ≈ 25,3

Таблица - Сравнительная характеристика моторных навыков доношенных и недоношенных детей

Навыки Ребенок с массой до 1500 г Ребенок с массой до 2000 г Ребенок с массой до
2500 г
Доношенный ребенок с массой до 3500 г
Зрительное и слуховое сосредоточение 3 мес. 2-2,5 мес. 1-1,5 мес. 2-4 нед.
Уверенно держит голову, лежа на животе 5 мес. 4 мес. 3,5-4 мес. 2,5-3 мес.
Переворачивается со спины на живот 7-8 мес. 6-7 мес. 5,5-6 мес. 5-6 мес.
Начинает ползать 11-12 мес. 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес.
Самостоятельно садится 10-11 мес. 9-10 мес. 8-9 мес. 7-8 мес.
Самостоятельно стоит 12-14 мес. 11-12 мес. 10-11 мес. 9-11 мес.
Самостоятельно ходит 14-16 мес. 12-15 мес. 12-13 мес. 11-12 мес.

На что обратить внимание при рассмотрении таблицы?

  • Отсутствует группа «экстренно недоношенных» детей . Процент рождаемости таких детей невысок. Методы их выхаживания сравнимы с космическими технологиями, а этапы развития могут сильно запаздывать.
  • Приведены усредненные показатели по месяцам . Необходимо учитывать индивидуальное развитие, генетическую предрасположенность, общее состояние здоровья.
  • После полугода показатели недоношенных детей постепенно выравниваются до уровня доношенных . Психомоторные навыки развиваются примерно в одно время, если у крохи нет никаких осложнений.

Разница в освоении навыков в сравнении со зрелыми новорожденными составляет 1–3
месяца. Это зависит от степени недоношенности грудничка.

  • 1 месяц . В отличие от доношенных детей малыш плохо набирает вес в течение первого месяца. Это обусловлено слабой сосательной активностью, неразвитым глотательным рефлексом. Если малыш находится в домашних условиях, задача родителей - оберегать его от воздействия холода, болезнетворных микробов, вирусов. Контакт с внешним миром должен быть ограничен.
  • 2 месяца . Силы прибавляются, но сосать малышу пока трудно. В этот период идет ощутимый набор веса, что является главным показателем здорового развития недоношенного ребенка. С начала второго месяца грудничка можно .
  • 3 месяца . Сон и еда - две базовых вещи для крохи в этом возрасте. Нужно только следить за тем, чтобы грудничок не поворачивал голову в одну сторону, и менять его положение. Также в этом возрасте появляются мимические реакции, малыш фиксирует взгляд на мамином лице, пробует поднимать голову. Пока не улыбается, зато реагирует на тактильный контакт. Развивается хватательный рефлекс, зрительное и слуховое внимание. Удваивается масса тела.
  • 4 месяц . Малыш поднимает и уверенно держит голову, издает звуки. Захватывает рукой игрушку. В этот период возможно повышение мышечного тонуса, который хорошо снимается массажем и гимнастикой.
  • 5 месяц . Удерживает игрушку в руке. Улыбается, начинает проявлять живой интерес к окружающему миру. Звуковые и зрительные реакции намного улучшаются. Ребенок поворачивает голову на звук и с точностью определяет его источник.
  • 6 месяц . Масса тела утраивается. Ребенок делает попытки переворачиваться со спины на живот. При общении заметно оживляется, узнает родных, дрыгает ножками и ручками, гулит. Если держать кроху под мышки, упирается ногами о поверхность, слегка приседает. После полугода уход за недоношенным ребенком ничем не отличается от ухода за малышами, родившимися в срок.
  • 7 месяц . Проявляет активность, легко , по-пластунски, хорошо держит игрушку в руке. В этом возрасте , если грудничок родился на 35–37 неделе.
  • 8 месяц . Делает первые попытки , стоит на четвереньках, пробует раскачиваться. Все двигательные навыки осознанные и умелые. В этом возрасте проявляет интерес не только к своим делам, но и к общению. Понимает, когда его просят показать какой-то предмет. Малыша интересует вербальный контакт - слова, интонации, песни, потешки, сказки.
  • 9 месяц . Сидит более уверенно, пробует ползать. Потребность в общении увеличивается еще больше. Режутся первые зубы, если малыш родился на 32–34 неделе. Произносит первые слоги.
  • 10 месяц . Уверенно стоит, передвигается, держась за опору. Но предпочтение пока отдает ползанию. Любит наблюдать за движущимися предметами. Быстро реагирует на звуки, прислушивается к ним, знает свое имя. В этом возрасте режутся первые зубы, если грудничок родился до 31 недели.
  • 11 месяц . Период активного ползания продолжается. Хотя малыш уже способен уверенно вставать и садиться. Может долго стоять без опоры и даже сделать несколько шагов без поддержки. В этот период его привлекают кубики, пирамидки, все движущиеся игрушки. Он хорошо контактирует с близкими.
  • 12 месяц . Грудничок может пойти самостоятельно. Это еще раз подтверждает, что недоношенные дети «догоняют» сверстников в развитии к году. Иногда это происходит позже - в полтора года. Педиатры отмечают, что в физическом развитии недоношенные дети преуспевают больше, чем в нервно-психическом. Возрастная зрелость нервно-психических процессов у таких деток может сформироваться к 2–3 годам. Эти показатели в пределах нормы.

Что нужно знать об особенностях медицинского наблюдения недоношенных детей? Необходимо: еженедельное наблюдение у педиатра в течение 1 месяца, затем дважды в месяц до полугода; ежемесячное определение уровня гемоглобина для предупреждения анемии; профилактика , начиная со 2 недели; ежеквартальная консультация ортопеда и невропатолога. Дополнительно на первом году жизни понадобятся консультации физиотерапевта, офтальмолога, отоларинголога, кардиолога, эндокринолога.

Особенности ухода: 6 важных моментов

Недоношенный малыш требует большего внимания и мер предосторожности при уходе. Каких именно?


Родителям нужно запастись не только знаниями и навыками, но еще и терпением, любовью и верой в своего малыша.

Отдельно о кормлении

Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей, о которых нужно знать родителям.

  • . После выписки малыш должен уметь самостоятельно брать и сосать грудь. В первые месяцы у грудничка еще мало сил, а затраты энергии при сосании велики. Поэтому рекомендуют докармливать его из ложечки сцеженным молоком. Главная задача мамы - и кормить ребенка как можно дольше.
  • Искусственное вскармливание . Если грудное вскармливание невозможно, используются адаптированные смеси для недоношенных детей с повышенным содержанием белка, витаминов, жирных кислот. Необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром при выборе смеси для ребенка.
  • Сколько раз кормить малыша? В зависимости от степени недоношенности: от 10 до 20 раз в сутки, дробными порциями. Когда малыш начнет набирать вес со второго месяца жизни, достаточно будет 8 кормлений в сутки.
  • . Вводится только после 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Затягивать с прикормом тоже нельзя, поскольку организм малыша нуждается в витаминах и минеральных веществах. Первыми в прикорме должны быть каши ( , ), затем и , свежие соки и самые последние - . Сахар и сладкие фрукты нужно исключить. После каждого прикорма нужно докармливать малыша грудным молоком или смесью.

Для малыша, родившегося раньше срока, каждый прибавленный грамм - уже победа. Контроль веса соблюдается строго. Желательно приобрести электронные весы для новорожденных и взвешивание проводить ежедневно.

При выписке родители получают ряд рекомендаций от неонатологов и педиатров. Важно выполнять требования по уходу и не заниматься самодеятельностью. Также важно знать: развитие недоношенного ребенка по месяцам зависит от степени недоношенности. Чем она выше, тем больше понадобится малышу времени для развития психомоторных навыков.

Распечатать

Недоношенными считают детей, родившихся в период с 22-й по 37-ю неделю гестации с массой тела менее 2500-2700 г и длиной тела менее 45-47 см. Наиболее устойчивый показатель - срок гестации.

Плод жизнеспособен (по определению ВОЗ) при массе тела 500 г и выше, длине тела 25 см и более и при сроке гестации более 22 нед. Национальная статистика России по невынашиванию (самопроизвольное прерывание беременности при сроке менее 37 полных недель) полностью учитывает эти рекомендации. Статистика по недонашиванию (самопроизвольное или индуцированное прерывание беременности со сроков, когда плод считают жизнеспособным) среди рождён- ных живыми учитывает только детей с 28-й недели гестации массой 1000 г и выше и длиной тела 35 см и более. Из родившихся живыми с массой тела 500-999 г подлежат регистрации новорождённые, которые прожили 7 сут после рождения.

Количество недоношенных детей в разных странах составляет от 3 до 17%, в России - 3-7%. Среди преждевременно родившихся детей наблюдают самую высокую заболеваемость и смертность. На их долю в нашей стране приходится около 75% младенческой смертности; в наиболее экономически развитых странах - 100%.

ПРИЧИНЫ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Основные причины преждевременного рождения детей следующие.

Социально-биологические факторы.

Слишком молодой или слишком пожилой возраст родителей. Если пожилой возраст оказывает отрицательное влияние на вы- нашивание в силу биологических изменений в стареющем организме, то рождение недоношенных детей у юных матерей обусловлено незапланированными беременностями.

На невынашивание оказывают влияние низкий уровень образования родителей и связанные с этим нездоровый образ жизни во время беременности и непонимание важности постоянного

медицинского наблюдения. Среди детей, рождённых женщинами, не наблюдавшимися в течение всей беременности в женской консультации, уровень перинатальной смертности выше в 5 раз.

Большую роль в невынашивании играют профессиональные вредности, вредные привычки, тяжёлый физический труд. Отрицательное влияние на здоровье ребёнка оказывает курение не только матери, но и отца. Тяжёлые пороки развития у детей от мужчин, курящих в течение многих лет и/или выкуривающих большое количество сигарет, возникают в 2 раза чаще, чем у детей от некурящих отцов.

Даже при желанной беременности риск невынашивания у одиноких женщин выше, чем у женщин, состоящих в браке, что обусловлено социально-бытовыми и психоэмоциональными факторами.

Предшествующие аборты. Полная ликвидация абортов с применением эффективной контрацепции может снизить частоту преждевременных родов на 1/3.

Непродолжительные интервалы между родами (менее 2 лет) могут быть причиной преждевременного родоразрешения.

Заболевания матери.

Патологическое течение беременности.

СТЕПЕНИ НЕДОНОШЕННОСТИ

Выделяют четыре степени недоношенности (табл. 4-1).

Таблица 4-1. Степени недоношенности

В настоящее время в диагнозе обычно указывают не степень недоношенности, а срок гестации в неделях (более точный показатель).

ПРИЗНАКИ НЕДОНОШЕННОСТИ Клинические признаки

Внешний вид недоношенного ребёнка зависит от степени недоношенности.

Глубоко недоношенный ребёнок (масса тела менее 1500 г) имеет тонкую морщинистую кожу тёмно-красного цвета, обильно покрытую сыровидной смазкой и пушком (lanugo). Простая эритема

держится до 2-3 нед. Подкожножировой слой не выражен, соски и околососковые кружки грудных желёз едва заметны; ушные ракови- ны плоские, бесформенные, мягкие, прижатые к голове; ногти тонкие и не всегда доходят до края ногтевого ложа; пупок расположен в нижней трети живота. Голова относительно большая и составляет 1/3 от длины тела; конечности короткие. Швы черепа и роднички (большой и малый) открыты. Кости черепа тонкие. У девочек по- ловая щель зияет в результате недоразвития больших половых губ, клитор выступает; у мальчиков яички не опущены в мошонку.

У более зрелых недоношенных внешний облик иной. Кожа розового цвета, нет пушка на лице (при рождении на 33-й нед гестации), а позже и на туловище. Пупок расположен несколько выше над лоном, голова составляет примерно 1/4 часть длины тела. У детей, рождённых на сроке более 34 нед гестации, появляются первые изгибы на ушных раковинах, более заметны соски и околососковые кружки, у мальчиков яички находятся у входа в мошонку, у девочек половая щель почти закрыта.

Для недоношенных характерны мышечная гипотония, снижение физиологических рефлексов, двигательной активности, нарушение терморегуляции, слабый крик. Глубоко недоношенный ребёнок (менее 30 нед гестации) лежит с вытянутыми руками и ногами; сосательный, глотательный и другие рефлексы у него отсутствуют или слабо выражены. Температура тела непостоянная (может снижаться до 32- 34 ?C и легко повышается). При рождении после 30-й недели гестации у недоношенного выявляют частичное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах; сосательный рефлекс хороший. У ребёнка, родившегося на сроке 36-37 нед гестации, сгибание конечностей полное, но неустойчивое; вызывается отчётливый хватательный рефлекс. У недоношенного в первые 2-3 нед жизни может быть непостоянный тремор, негрубое и непостоянное косоглазие, горизонтальный нис- тагм при перемене положения тела.

Недоношенные мальчики и девочки не различаются по антропометрическим показателям, так как эти различия формируются на последнем месяце беременности (доношенные мальчики крупнее девочек).

Особенности внутренних органов

Морфологическая и функциональная незрелость внутренних органов также находится в соответствии со степенью недоношенности и выражена особенно резко у глубоко недоношенных детей.

Дыхание у недоношенных детей поверхностное со значительными колебаниями ЧДД (от 36 до 76 в минуту), с тенденцией к тахипноэ и апноэ продолжительностью 5-10 с. У детей, родившихся на сроке менее 35 нед гестации, нарушено образование сурфактанта, кото-

рый предупреждает спадение альвеол на выдохе. У них легче возникает СДР.

ЧСС у недоношенных детей отличается большой лабильностью (от 100 до 180 в минуту), тонус сосудов снижен, систолическое АД не превышает 60-70 мм рт.ст. Повышенная проницаемость сосудистых стенок может привести к нарушению мозгового кровообращения и кровоизлиянию в мозг.

В связи с недостаточной зрелостью почечной ткани снижена её функция по поддержанию КЩС.

Все ферменты ЖКТ, необходимые для переваривания грудного молока, синтезируются, но отличаются низкой активностью.

У недоношенных детей отсутствует взаимосвязь между интенсивностью желтухи и степенью транзиторной гипербилирубинемии, что нередко приводит к недооценке последней. Незрелость печени и связанная с этим недостаточная активность фермента глюкуронилтрансферазы, повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ), а также бурный распад эритроцитов могут привести к накоплению непрямого билирубина в крови в первые дни жизни и развитию билирубиновой энцефалопатии даже при относительно низкой концентрации билирубина (170-220 мкмоль/л).

Лабораторные исследования

В первые дни жизни недоношенным детям в большей степени, чем доношенным, свойственны гипогликемия, гипопротеинемия, гипокальциемия, гипомагниемия, гиперкалиемия, декомпенсированный метаболический ацидоз. Содержание эритроцитов и Hb при рождении практически такое же, как у доношенных, но содержание HbF более высокое (до 97,5%), с чем связан интенсивный гемолиз. Со второго дня жизни показатели красной крови изменяются более быстрыми темпами, чем у доношенных, и в возрасте 6-8 нед появляется типичное для недоношенных отклонение в гемограмме - ранняя анемия недоношенных. Ведущей причиной анемии считают низкую выработку эритропоэтина. Содержание лейкоцитов такое же, как у доношенных детей, однако характерно наличие молодых форм вплоть до промиелоцитов. Первый перекрёст гранулоцитов и лимфоцитов происходит тем позже, чем больше степень недоношенности (при III степени - к концу первого месяца жизни).

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ Физическое развитие

Физическое развитие недоношенных характеризуется более высокими темпами нарастания массы и длины тела в течение первого года

жизни. Чем меньше масса и длина тела недоношенного при рождении, тем интенсивнее увеличиваются эти показатели в течение года.

К концу первого года жизни масса тела увеличивается следующим образом: при недоношенности IV степени в 8-10 раз, III степени - в 6-7 раз, II степени - в 5-7 раз, I степени - в 4-5 раз. Масса тела нарастает неравномерно. Первый месяц жизни является наиболее сложным периодом адаптации, особенно для глубоко недоношенного ребёнка. Первоначальная масса тела уменьшается на 8-12% (у доношенных детей на 3-6%); восстановление происходит медленно. При сроке гестации менее 32 нед масса тела нередко достигает первоначальных значений лишь к концу первого месяца жизни и более интенсивно начинает увеличиваться со 2-го месяца.

Длина тела недоношенного к концу первого года жизни составляет 65-75 см, т.е. увеличивается на 30-35 см, в то время как у доношенного длина тела увеличивается на 25 см.

Несмотря на высокие темпы развития, в первые 2-3 года жизни недоношенные дети отстают от сверстников, родившихся доношен- ными. Выравнивание происходит после третьего года жизни, нередко в 5-6 лет. В дальнейшем у детей, рождённых преждевременно, часто наблюдают астению и инфантильность, но возможны и показатели физического развития, свойственные доношенным сверстникам.

Психомоторное развитие

В психомоторном развитии здоровые недоношенные сравниваются со своими доношенными сверстниками значительно раньше, чем в физическом. Дети с недоношенностью II-III степени начинают фик- сировать взор, удерживать голову, переворачиваться, самостоятельно вставать и ходить, произносить первые слова на 1-3 мес позже доношенных. Недоношенные дети «догоняют» доношенных сверстников по психомоторному развитию на втором году жизни; с недоношенностью I степени - к концу первого года.

ОСОБЕННОСТИ ВЫХАЖИВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ Выхаживание недоношенных детей осуществляют в два этапа: в родильном доме и специализированном отделении. Затем ребёнок поступает под наблюдение поликлиники.

Во всём мире придают большое значение «мягкому выхаживанию недоношенных» с ограничением интенсивной терапии, стрессовых ситуаций, болевых ощущений. После рождения недоношенного ребёнка следует поместить в стерильные тёплые пелёнки («оптимальный комфорт»). Охлаждение сразу после рождения, ещё в родильной палате, нередко обрекает на неудачу весь дальнейший уход. Так, если температура тела недоношенного лишь однократно снизилась до 32 ?C

и ниже, смертность достигает почти 100%, даже при правильном использовании в дальнейшем всех современных методов ухода и лечения. В первые дни жизни глубоко недоношенных детей или недоношенных в тяжёлом состоянии содержат в кувезах. В них поддерживают постоянную температуру (от 30 до 35 ?C с учётом индивидуальных особенностей ребёнка), влажность (в первые сутки до 90%, а затем до 60-55%), концентрацию кислорода (около 30%). Температуру тела ребёнка можно поддерживать и в кроватке с обогревом или в обычной кроватке с помощью грелок, так как чем длительнее пребывание в кувезе, тем больше вероятность инфицирования ребёнка. Оптимальная температура воздуха в помещении - 25 ?C . Необходимо поддерживать адаптационные реакции ребёнка с помощью закапывания в рот из пипетки нативного материнского молока, подогретых пелёнок, длительного пребывания на груди матери (типа «кенгуру»), спокойного голоса медицинской сестры, поглаживающих движений её рук.

Из родильного дома домой выписывают лишь 8-10% здоровых недоношенных с массой при рождении более 2000 г. Остальных переводят в специализированные учреждения для второго этапа выхаживания.

ОСОБЕННОСТИ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ

Особенности вскармливания недоношенных обусловлены их повышенной потребностью в питательных веществах в связи с интен- сивным физическим развитием, а также функциональной и морфологической незрелостью ЖКТ, в связи с чем пищу следует вводить осторожно. Даже глубоко недоношенных детей следует начинать кормить уже в первые часы жизни из-за катаболической направленности обмена веществ, гипопротеинемии и гипогликемии.

При парентеральном питании кишечник ребёнка быстро заселяется условно патогенной микрофлорой. Одновременно повышается про- ницаемость слизистых оболочек ЖКТ, что способствует генерализации инфекционного процесса. К парентеральному питанию прибегают только при крайне тяжёлых состояниях у глубоко недоношенных детей и на ограниченный период времени. Таким детям более целесообразно назначить круглосуточное капельное введение нативного материнского молока.

Детям с гестационным возрастом более 28 нед, а также всем недоношенным с СДР, слабым сосательным рефлексом грудное молоко вводят через желудочный зонд. При удовлетворительном общем состоянии, достаточно выраженном сосательном рефлексе и массе тела при рождении более 1800 г прикладывать к груди можно через 3- 4 дня. Недоношенных с массой тела при рождении менее 1500 г прикладывают к груди с третьей недели жизни. При отсутствии молока у матери назначают специализированные смеси для недоношенных

(например, «Ненатал», «преНАН» и др.) При достижении массы тела 2500-3000 г ребёнка постепенно переводят на обычные заменители женского молока.

Расчёты питания производят в соответствии с потребностью организма ребёнка на 1 кг массы тела в сутки: 1-2-й день жизни - 30 ккал, 3-й день - 35 ккал, 4-й день - 40 ккал, далее ежедневно на 10 ккал больше до 10-го дня жизни; на 14-й день - 120 ккал, с 21-го дня жизни - 140 ккал.

При определении объёма пищи следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка: глубоко недоношенные дети со 2-го меся- ца иногда усваивают объём грудного молока, соответствующий 150- 180 ккал/кг.

ОТДАЛЁННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДОНОШЕННОСТИ Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.

Грубые психоневрологические нарушения в форме детского церебрального паралича, снижения интеллекта, нарушения слуха и зрения, эпилептических припадков возникают у 13-27% недоношенных детей.

У недоношенных в 10-12 раз чаще выявляют пороки развития. Для них характерно непропорциональное развитие скелета, преимущественно с отклонениями в сторону астенизации. У многих из них в дальнейшем повышен риск «школьной дезадаптации». Среди родившихся недоношенными чаще наблюдают синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

У женщин, родившихся глубоко недоношенными, в дальнейшем нередко наблюдают нарушения менструального цикла, признаки полового инфантилизма, угрозу прерывания беременности и преждевременные роды.

Несмотря на вышеперечисленное, при правильном уходе и рациональном питании недоношенные дети обычно растут здоровыми и становятся полноценными членами общества.

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Профилактика преждевременного рождения детей предусматривает охрану здоровья будущей матери; предупреждение медицинских абортов, особенно у женщин с нарушениями менструального цикла и нейроэндокринными заболеваниями; создание благоприятных условий для беременных в семье и на производстве; своевременное выявление групп риска и активное наблюдение за течением беременности у этих женщин.

Недоношенностью считается рождение ребенка до окончания гестационного периода, то есть в сроке от 22 до 37 недель, с массой тела меньше 2500гр., а длиной менее 45см.

У недоношенных детей отмечаются расстройства терморегуляции, дыхания со склонностью к апноэ (прекращение дыхательных движений), слабый иммунитет и явные антропометрические и клинические признаки.

Степени

Классификация недоношенных детей по степеням связана с массой тела ребенка (срок беременности условен):

1 степень - масса тела 2001-2500гр. (срок соответствует 35-37 неделям);

2 степень - масса тела 1501-2000гр. (срок соответствует 32-34 неделям);

3 степень - 110-1500гр. (срок беременности 29-31 неделя);

4 степень - вес ребенка менее 1000гр., что соответствует сроку гестации менее 29 недель (экстремально недоношенные).

Причины рождения недоношенных детей

Причины преждевременных родов многочисленны и представлены с трех сторон:

Материнские факторы:

  • хронические заболевания женщины (патология сердечно-сосудистой системы, эндокринные заболевания, патология почек):
  • острые инфекции во время беременности;
  • гинекологические заболевания;
  • отягощенный акушерский анамнез (аборты, кесарево сечение);
  • внутриматочная спираль;
  • травмы;
  • возраст (младше 17 и старше 30);
  • резус-конфликтная беременность;
  • вредные привычки;
  • патология плаценты (предлежание , отслойка);
  • вредные условия труда;
  • осложнения беременности (гестоз).

Отцовские факторы:

  • возраст (старше 50 лет);
  • хронические заболевания.

Плодовые факторы:

  • внутриутробные пороки развития;
  • многоплодная беременность;
  • эритробластоз (гемолитическое заболевание);
  • внутриутробная инфекция.

Признаки

Недоношенные дети имеют ярко выраженную клиническую картину. Отмечается диспропорция частей тела, мозговой череп преобладает над лицевым. Кости черепа мягкие, помимо родничков наблюдается незаращение черепных швов. Также характерны мягкие ушные раковины.

У недоношенных детей слабо развит подкожножировой слой, они не могут «держать» температуру (нестабильность терморегуляции). Недоразвитие легких при недоношенности обусловлено отсутствием сурфанктанта, который обеспечивает раскрытие легочных альвеол на вдохе, что проявляется нарушением дыхания и периодическими апноэ (остановка дыхания).

Кожные покровы морщинистые, имеют в первые сутки ярко-красную окраску, отмечается слабый мышечный тонус или полное его отсутствие.

Физиологические рефлексы (сосательный, поисковый и прочие) слабо выражены.

У недоношенных мальчиков яички не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты большие половые губы. Характерны для недоношенных детей гипертензионный и гидроцефальный синдромы.

Из-за недоразвитости век выражено пучеглазие (экзофтальм).

Отмечается недостаточная функция печени, что проявляется ядерной желтухой. Из-за слаборазвитой иммунной системы у недоношенных детей высок риск инфицирования. Недоношенные дети склонны к срыгиванию. Кроме того, у таких детей недоразвиты ногтевые пластинки и могут достигать лишь середины кончиков пальцев.

Терапия недоношенных детей

Ведением и лечением недоношенных детей занимается врач-неонатолог.

Детям, рожденным до срока, требуется определенные условия существования. Температура окружающего воздуха должна быть 25°C, а влажность не менее 55-60%. С этой целью недоношенных детей держат в кувезах (специальные инкубаторы).

В кувезах находятся младенцы с весом ниже 2000гр. Выписка здоровых недоношенных детей осуществляется на 8-10 сутки, при условии достижения их массы тела 2кг.

В случае, если недоношенный ребенок в течение 14 дней не достиг веса в 2000гр., его переводят на второй этап выхаживания (проводится в реанимационной палате детского отделения/больницы). Таких детей размещают в кувезах, куда подается кислород.

Купать недоношенных малышей начинают с 2-хнедельного возраста (при условии заживления пуповинного остатка). Гуляют с детьми при исполнении им 3-4 недель и весе 1700-1800гр.

Выписка здоровых недоношенных детей проводится при достижении ими веса 1700гр.

Кормление

Кормление ребенка сцеженным грудным молоком начинают через 2-6 часов после рождения при условии отсутствия противопоказаний и большого срока беременности (34-37 недель).

Детям, которые находятся в тяжелом состоянии или глубоко недоношенным назначается парентеральное питание через зонд (через рот или нос) в течение первых 24-48 часов жизни.

К груди прикладывать начинают ребенка весом 1800-2000гр. при наличии активного сосания. В 1 день объем одного кормления составляет 5-10 мл, во 2 день 10-15 мл, а в 3-й - 15-20 мл.

Кроме того, недоношенным детям показано введение витаминов:

  • викасол (витамин К) с целью предупреждения внутричерепных кровоизлияний;
  • аскорбиновая кислота (витамин С), витамины В1, В2;
  • витамин Е (токоферол);
  • профилактика рахита (витамин Д);
  • витамины В6 и В5, липоевая кислота при глубокой недоношенности;

Последствия недоношенности и прогноз развития

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии. Риск летального исхода увеличивается в следующих случаях:

  • дородовое кровотечение;
  • роды в тазовом предлежании;
  • многоплодная беременность;
  • асфиксия в родах;
  • низкая температура ребенка;
  • респираторный дистресс-синдром.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки):

  • отставание в умственном и физическом развитии;
  • детский церебральный паралич;
  • судорожный и гидроцефальный синдромы;
  • миопия, астигматизм, глаукома, отслойка сетчатки;
  • склонность к частым инфекциям;
  • нарушение слуха;
  • нарушение менструального цикла, генитальный инфантилизм и проблемы с зачатием у девочек.