Недоношенный ребенок 2 мес. Недоношенный ребенок и его особенности

Недоношенный ребенок - это новорожденный, родившийся на сроке до 37 недель, вес которого менее 2,5 кг.

8 месяц. Пытается сам сесть, встает на четвереньки, пробует раскачиваться. Понимает, когда к нему обращаются с просьбой показать что-либо, интересуется слышимой речью, ее тоном и темпом.

9 месяц. В этом возрасте малыш сидит уже более уверенно, пытается ползать, говорит первые слоги, повышается необходимость в общении. Появляются первые зубки, если кроха родилась на 32–34 неделе.

10 месяц. Десятимесячный малыш предпочитает пока ползать, но уже хорошо стоит, ходит, держась за опору. Ему нравится наблюдать за перемещающимися предметами. Он уже знает, как его зовут. У малышей, родившихся до 31 недели, появляются первые зубы.

11 месяц. Ребенок активно ползает. Он уже подолгу стоит без поддержки, делает первые шаги без опоры, хорошо контактирует со знакомыми людьми. Ему интересны кубики, пирамидки, любые перемещающиеся игрушки.

12 месяц. Малыш может начать ходить, иногда это случается чуть позже — в 18 месяцев.
Нервно-психической зрелости такие детки достигают к 2–3 годам. Все это является вариантом нормы.

Особенности ухода

Уход за недоношенным ребенком имеет ряд особенностей:

  1. Одежда . Должна быть из натуральных материалов, с застежками-кнопками, чтобы без труда закреплять медицинские приборы.
  2. Средства по уходу. Должны быть гипоаллергенны и подобраны в зависимости от степени недоношенности ребенка. Кожные покровы недоношенного малыша очень нежные и чувствительные. В отделении больницы и позже дома понадобятся памперсы для недоношенных младенцев. Они бывают «нулевого» размера до 1 кг, а также от 1 до 3 кг.
  3. Температурный режим. Температура воздуха в помещении должна быть 23-24 градуса, вокруг тела ребенка — приблизительно 28 градусов. В случае необходимости можно использовать грелки. Оптимальная влажность воздуха 70%. Такой терморежим нужно поддерживать на протяжении первого месяца.
  4. Купание. Не должно быть резких скачков температуры. Чтобы этого избежать, ребенка нужно завернуть в тонкую пеленку, поместить в ванночку, развернуть ткань и помыть малыша. Температура в комнате должна быть не меньше 25 градусов, воды — не меньше 36 градусов. Заворачивать кроху нужно в теплое полотенце. Лучше, если ребенка будут купать оба родителя.
  5. Прогулки. Ребенка нужно беречь от переохлаждения и резких скачков температуры. Если малыш появился на свет летом и масса его тела более 2 кг, то гулять можно сразу. Прогулки длятся максимум четверть часа, температура воздуха на улице должна быть 25 градусов. Если малыш родился весной или осенью, то гулять разрешается в 1,5 месяца, когда он будет весить 2,5 кг. Когда ребенок появился зимой, то выход на улицу разрешен при массе тела от 3 кг и температуре воздуха максимум -10 градусов.
  6. Массаж и физкультура. Они нужны всем недоношенным младенцам. Желательно, если их будет делать специалист. Физкультура и массаж нормализуют костно-мышечную систему, улучшают метаболизм, пищеварение. С их помощью ребенок в срок сядет, встанет, поползет и пойдет.


Особенности кормления

Грудное вскармливание — лучшее, что может быть для таких детей. Маме нужно как можно дольше кормить малыша грудью. Недоношенному младенцу тяжело сосать грудь, поэтому его нужно докармливать сцеженным молоком.

В продаже имеются специальные смеси для недоношенных детей, если из-за различных обстоятельств естественное вскармливание невозможно, то придется кормить малыша ими, но покупать смесь нужно после консультации со специалистом.

Кормить ребенка в первый месяц нужно от 10 до 20 раз в день, маленькими порциями. Когда кроха прибавит в весе со 2-го месяца, достаточно будет кормить 8 раз в сутки.

Начиная с 7-го месяца питание недоношенных детей должно быть разнообразным, нужно вводить прикорм. Раньше этого делать нельзя, так как органы пищеварения еще не готовы переваривать какую-либо пищу, кроме грудного молока или смеси.

Но и затягивать с прикормом нельзя: ребенку нужны витамины и минералы. Начинать нужно с каш, затем вводить овощи и мясо, свежие соки, и в самом конце — кисломолочные продукты. Сладкие фрукты и сахар давать нельзя.

Рождение недоношенного ребенка — стресс для родителей. Но нужно помнить, что сегодня медицина шагнула далеко вперед и в наши дни возможно выхаживание недоношенных детей, рожденных даже до 28 недель.

Полезное видео о недоношенных новорожденных детях

Ответов

– это дети, родившиеся ранее срока родов, функционально незрелые, с массой ниже 2500 г и длиной тела менее 45 см. Клинические признаки недоношенности включают непропорциональное телосложение, открытые швы черепа и малый родничок, невыраженность подкожно-жирового слоя, гиперемию кожных покровов, недоразвитие половых органов, слабость или отсутствие рефлексов, слабый крик, интенсивную и длительную желтуху и др. Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода - температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет , гипертоническая болезнь , пороки сердца , пиелонефрит , ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Классификация недоношенности

С учетом обозначенных критериев (срока гестации, массы и длины тела) выделяют 4 степени недоношенности:

I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36-37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500-2001 г, длина – 45-41 см.

II степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 32-35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001-2500 г, длина – 40-36 см.

III степень недоношен ности - родоразрешение происходит на сроке 31-28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500-1001 г, длина – 35-30 см.

IV степень недоношенности - родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела».

Внешние признаки недоношенности

Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела гипотрофия II-II степени), телосложение ребенка непропорциональное (голова большая и составляет примерно 1/3 от длины тела, конечности относительно короткие). Живот большой, распластанный с явно заметным расхождением прямых мышц, пупок расположен в нижней части живота.

У глубоко недоношенных детей все роднички и швы черепа открыты, черепные кости податливые, мозговой череп преобладает над лицевым. Характерно недоразвитие ушных раковин, слабое развитие ногтей (ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев), слабая пигментация сосков и околососковых кружков. Половые органы у недоношенных детей недоразвиты: у девочек отмечается зияние половой щели, у мальчиков – неопущение яичек в мошонку (крипторхизм).

Недоношенные дети, рожденные на сроке 33-34 недели гестации и позже, характеризуются большей зрелостью. Их внешний облик отличается розовым цветом кожных покровов, отсутствием пушка на лице и туловище, более пропорциональным телосложением (меньшей головой, более высоким расположением пупка и пр.). У недоношенных детей I-II степени сформированы изгибы ушных раковин, выражена пигментация сосков и околососковых кружков. У девочек большие половые губы практически полностью прикрывают половую щель; у мальчиков яички расположены у входа в мошонку.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма.

Характерными особенностями органов дыхания у недоношенных детей являются узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Данные морфологические особенности недоношенных детей обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.), склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд (апноэ недоношенных). Вследствие недоразвития эластической ткани легких, незрелости альвеол, сниженного содержания сурфактанта у недоношенных детей легко возникает синдром дыхательных расстройств (застойные пневмонии , респираторный дистресс-синдром).

Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется лабильностью пульса, тахикардией 120-180 в мин., приглушенностью сердечных тонов, артериальной гипотонией (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца (открытого Боталлова протока , открытого овального окна) могут выслушиваться шумы. Вследствие повышенной ломкости и проницаемости сосудистых стенок легко возникают кровоизлияния (подкожные, во внутренние органы, в мозг).

Морфологическими признаками незрелости ЦНС у недоношенных детей служат слабая дифференцировка серого и белого вещества, сглаженность борозд мозга, неполная миелинизация нервных волокон, обедненная васкуляризация подкорковых зон. Мышечный тонус у недоношенных детей слабый, физиологические рефлексы и двигательная активность снижены, реакция на раздражители замедлена, терморегуляция нарушена, имеется склонность как к гипо-, так и гипертермии. В первые 2-3 недели у недоношенного ребенка могут возникать преходящий нистагм и косоглазие , тремор, вздрагивания, клонус стоп.

У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов желудочно-кишечного тракта и низкая ферментовыделительная активность. В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям, развитию метеоризма, дисбактериоза . Желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных. Вследствие незрелости ферментных систем печени, повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера и бурного распада эритроцитов у недоношенных детей может легко развиваться билирубиновая энцефалопатия.

Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к изменению электролитного баланса (гипокальциемии, гипомагниемии, гипернатриемии, гиперкалиемии), декомпенсированному метаболическому ацидозу, склонности к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

Деятельность эндокринной системы характеризуется задержкой становления циркадного ритма выделения гормонов, быстрым истощением желез. У недоношенных детей отмечается низкий синтез катехоламинов, часто развивается транзиторный гипотиреоз , в первые дни жизни редко проявляется половой криз (физиологический мастит , физиологический вульвовагинит у девочек).

У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных, развивается ранняя анемия , имеется повышенный риск развития септицемии (сепсиса) и септикопиемии (гнойного менингита , остеомиелита , язвенно-некротического энтероколита).

В течение первого года жизни нарастание массы и длины тела у недоношенных детей происходит очень интенсивно. Однако по антропометрическим показателям недоношенные дети догоняют рожденных в срок сверстников только к 2-3 годам (иногда к 5-6 годам). Отставание в психомоторном и речевом развитии у недоношенных детей зависит от степени недоношенности и сопутствующей патологии. При благоприятном сценарии развития недоношенного ребенка выравнивание происходит на 2-ом году жизни.

Дальнейшее физическое и психомоторное развитие недоношенных детей может идти наравне со сверстниками или запаздывать.

Среди недоношенных детей чаще, чем среди доношенных сверстников встречаются неврологические нарушения: астено-вегетативный синдром, гидроцефалия , судорожный синдром, вегето-сосудистая дистония , детский церебральный паралич , гиперактивность , функциональная дислалия либо дизартрия . Почти у трети недоношенных детей обнаруживается патология органа зрения – близорукость и астигматизм различной степени выраженности, глаукома , косоглазие, отслойка сетчатки , атрофия зрительного нерва . Недоношенные дети склонны к частым повторным ОРВИ , отитам , на фоне чего может развиваться тугоухость .

Женщины, родившиеся недоношенными, во взрослой жизни часто страдают нарушениями менструального цикла , признаками полового инфантилизма; у них может отмечаться угроза самопроизвольного прерывания беременности и преждевременных родов.

Особенности ухода за недоношенными детьми

Дети, рожденные недоношенными, нуждаются в организации особого ухода. Их поэтапное выхаживание осуществляется специалистами неонатологами и педиатрами сначала в родильном доме, затем в детской больнице и поликлинике. Основными составляющими ухода за недоношенными детьми являются: обеспечение оптимального температурно-влажностного режима, рациональной кислородотерапии и дозированного вскармливания. У недоношенных детей осуществляется постоянный контроль электролитного состава и КОС крови, мониторирование газового состава крови, пульса и АД.

Глубоко недоношенные дети сразу после рождения помещаются в кувезы, где с учетом состояния ребенка поддерживается постоянная температура (32-35°С), влажность (в первые дни около 90%, затем 60-50%), уровень оксигенации (около 30%). Недоношенные дети I-II степени обычно размещаются в кроватках с обогревом или в обычных кроватках в специальных боксах, где поддерживается температура воздуха 24-25°С.

Недоношенные дети, способные самостоятельно поддерживать нормальную температуру тела, достигшие массы тела 2000 г, имеющие хорошую эпителизацию пупочной ранки, могут быть выписаны домой. Второй этап выхаживания в специализированных отделениях детских стационаров показан недоношенным, не достигшим в первые 2 недели массы тела 2000 г, и детям с перинатальной патологией.

Кормление недоношенных детей следует начинать уже в первые часы жизни. Дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами получают питание через желудочный зонд; если сосательный рефлекс выражен достаточно, но масса тела менее 1800 г – ребенка вскармливают через соску; дети с массой тела свыше 1800 г могут быть приложены к груди. Кратность кормлений недоношенных детей I-II степени 7-8 раз в сутки; III и IV степени - 10 раз в сутки. Расчет питания производится по специальным формулам.

Недоношенные дети с физиологической желтухой, должны получать фототерапию (общее УФО). В рамках реабилитации недоношенных детей на втором этапе полезно общение ребенка с матерью, контакт «кожа к коже».

Диспансеризация недоношенных детей

После выписки дети, рожденные недоношенными, нуждаются в постоянном наблюдении педиатра в течение первого года жизни. Осмотры и антропометрия проводятся еженедельно в первый месяц, 1 раз в две недели – в первом полугодии, 1 раз в месяц - во втором полугодии. На первом месяце жизни недоношенные дети должны быть осмотрены детским хирургом , детским неврологом , детским травматологом-ортопедом , детским кардиологом , детским офтальмологом . В возрасте 1 года детям необходима консультация логопеда и детского психиатра .

С 2-недельного возраста недоношенные дети нуждаются в профилактике железодефицитной анемии и рахита . Профилактические прививки недоношенным детям выполняются по индивидуальному графику. На первом году жизни рекомендуются повторные курсы детского массажа , гимнастики, индивидуальных оздоровительных и закаливающих процедур.

Какие дети являются недоношенными?
Недоношенный ребенок – это ребенок, рожденный между 28-й и 37-й неделями беременности, масса тела которого составляет 1000-2500 г, а рост – 35-46 см. Следует заметить, что масса тела до 2500 г нередко наблюдается и у доношенных детей, особенно в случае рождения двойни, при пороках развития или при употреблении матерью спиртных напитков и табака.

Признаки недоношенности

Недоношенные дети имеют более короткие ноги, их ушные раковины очень мягкие, способны легко подворачиваться внутрь. Подкожный жировой слой у таких детей отсутствует, на многих частях тела наблюдается усиленный рост пушковых волос. Передний родничок имеет большие размеры, мозговой череп преобладает над лицевым. Лобные и теменные бугры увеличены.

Функциональные признаки недоношенности

Недоношенные дети имеют незрелые органы и системы. В первую очередь это относится к центральной нервной системе. Кроме того, у недоношенных детей наблюдается аритмия дыхания, в некоторых случаях дыхание вообще может остановиться, после чего наступает смерть. Если у доношенного ребенка с первым криком легкие сразу расправляются и остаются в таком состоянии, то у недоношенных, расправившись, легкие могут вновь опасть. Очень часто происходит срыгивание, переходящее в рвоту, а также беспокоят боли в животе и задержка стула: дело в том, что у таких детей не хватает ферментов, которые способствуют перевариванию пищи. Недоношенные дети быстро переохлаждаются и перегреваются, так как система терморегуляции у них еще плохо налажена.

Развитие недоношенных детей: особенности

Если недоношенный ребенок здоров, он развивается довольно быстрыми темпами, как бы догоняя своих ровесников. Прибавление массы тела происходит тоже быстро: дети, имеющие при рождении массу 1500-2000 г, удваивают вес к трем месяцам, а по достижении года масса тела увеличивается в 4-6 раз. То же происходит и с ростом: за первый год рост недоношенного ребенка увеличивается на 27-38 см, а в течение второго года – каждый месяц на 2-3 см. Когда недоношенному ребенку исполняется год, его рост составляет 70-77 см. Окружность головы увеличивается на 1-4 см к 6 месяцам, к году – еще на 0,5-1 см.

Что касается психомоторного развития, оно несколько отстает у недоношенных детей с массой тела при рождении до 2000 г по сравнению с доношенными. Если недоношенный ребенок часто болеет или в силу каких-либо обстоятельств не получает надлежащего индивидуального ухода, его психомоторное развитие отстает еще больше.

На первом-втором месяце жизни недоношенные дети много спят и мало двигаются, быстро устают. После полутора месяцев активность несколько усиливается, как и напряжение конечностей. Пальчики почти постоянно крепко сжаты в кулачок, с трудом выпрямляются, причем большой палец не отводится. Чтобы это положение не сохранилось надолго, с ребенком необходимо проводить специальные упражнения.

Незрелость нервной системы проявляется в поведении недоношенного малыша: иногда он подолгу спит, а иногда с криком просыпается без всякой причины, пугается и вздрагивает при резких звуках или включении света, громком разговоре окружающих.

Необходимо помнить, что недоношенные дети, развитие которых отстает по сравнению с их сверстниками, имеют минимальную устойчивость против различных заболеваний: у них наблюдается предрасположенность к кишечным расстройствам, отиту, респираторным инфекциям.

Не следует думать, что недоношенный ребенок глубоко болен или обречен: современная медицина научилась сохранять жизнь даже тем малышам, масса тела которых меньше килограмма. Немедленно после появления на свет таких деток помещают в специализированные отделения детских больниц и внимательно наблюдают за их состоянием. Выписывают детей только тогда, когда масса их тела достигает 2000-2300 г и исчезает угроза их жизни и здоровью.

Развитие недоношенных детей и уход за ними

Общаться с недоношенным малышом необходимо, начиная с самого раннего возраста. Врачи ограничивают посещение ребенка в первые часы и дни после рождения, так как ему необходим покой, однако вы можете просто находиться поблизости и наблюдать за его движениями через стеклянную стену палаты. Спустя несколько дней врачи разрешат маме брать ребенка на руки. Теперь важен как можно более тесный контакт с мамой: таким образом, как бы «завершается» рано прерванное внутриутробное развитие. Нужно разговаривать с младенцем, поглаживать ручки, ножки и спинку, петь ему песенки… Это жизненная необходимость для малыша: чем больше эмоциональный контакт между ним и матерью, тем быстрее проходит физическое и психическое развитие ребенка. Даже если малыш никак не реагирует на ваши действия – это не значит, что он ничего не ощущает, просто он еще слишком слаб, чтобы проявлять реакцию. Пока малыш только накапливает приятные впечатления от маминого голоса и прикосновений, но уже через 3-5 недель вы увидите первые плоды своих стараний. Как только вы заметите его оживление – обязательно дайте понять, что его реакция вам приятна, похвалите его.

Развитие недоношенных детей будет происходить быстрее, если вы будете его стимулировать: можно дать послушать малышу негромкую музыку, запись голосов его близких, повесить в кроватку яркие игрушки, надеть ему на ножки цветные носочки.

Критерии нормы поведения недоношенного ребенка

Недоношенные дети, развитие которых несколько отстает от сверстников, нуждаются в наблюдении психологов. Специалисты обычно применяют два критерия, говоря о норме:
– что умеет делать ребенок;
– как он это делает.

Недоношенные дети обычно чувствительны к новым ситуациям, тяжело концентрируются и быстро утомляются. Занимаясь с малышом, следует дробить каждое задание на несколько этапов и контролировать выполнение каждого из них. Необходимо часто чередовать занятия, перемежая требующие умственной нагрузки подвижными играми и физическими упражнениями.

Если возникли тревожные симптомы…

Не стоит впадать в панику при первых признаках вялости, апатии, проявлении капризов. Часто недоношенные дети реагируют таким образом даже на изменение погоды. Однако существуют симптомы, которые должны вызвать беспокойство:

– частое отсутствие ответного взгляда, если ребенку больше двух месяцев и он имеет нормальное зрение;
– болезненная реакция (плач, крики, судороги) на прикосновение взрослого или звуки у ребенка старше полутора-двух месяцев.

Эти признаки могут говорить об особом психическом состоянии – раннем детском аутизме. Стоит отметить, что глубоко недоношенные дети относятся к группе риска в отношении аутизма. Если симптомы, которые вы наблюдаете, достаточно явные – срочно проконсультируйтесь с врачом (психологом или психиатром).

Разговаривайте с врачами, настаивайте на получении полной информации о состоянии своего ребенка. Если вам непонятны термины – настаивайте на их разъяснении. Не стесняйтесь задавать вопросы. Лечащий врач обязан держать вас в курсе развития вашего ребенка и прогнозов его дальнейшего развития, отвечать на все ваши вопросы.

Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки .) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:

Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».

Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».

Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного» , когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.

Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи - дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.

Начните с себя

Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.

Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.

Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1 . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:

  • насколько обоснованно мое беспокойство?
  • нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
  • какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
  • каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
  • как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку

Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2 .

Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.

Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.

При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.

Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.

Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.

Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.

Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап - насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».

Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:

  • владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
  • адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).

Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.

Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3 .

Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.

Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:

  • постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
  • болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.

Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, - на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.

Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача - найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами

Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.

Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы - ваши и других членов семьи.

Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга - так называемой перинатальной энцефалопатии . Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.

Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения - это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).

Фотосъемки производились в Окружном Центре планирования семьи и репродукции ВАО г. Москвы на базе ГКБ №70 и в Центре планирования семьи и репродукции №1 г. Москвы . Редакция благодарит сотрудников центров за помощь в подготовке материалов.

Развитие недоношенных детей - это особенный путь в жизни любой матери. Как развивается такой особенный малыш в первый год своей жизни важно знать для того, чтобы следить и правильно контролировать любые изменения или отставания в развитии. Стоит отметить, что развиваются такие детки ничуть не хуже других доношенных детей. Они могут даже перегонять по скорости роста и интенсивности развития детей, рождённых с ними в одно время.

Обычно ребёночек, родившийся на свет раньше положенного срока, очень мал и слаб, поэтому его переводят в отделение интенсивной терапии, где он проведёт первые дни своей жизни. Врачи не только создадут все необходимые условия, приближенные к условиям жизнедеятельности маленького организма внутри матери, но и проследят, чтобы ребёнок правильно питался и набирал так необходимый ему вес. Ведь маленькие детки, скорее всего, будут с трудом сосать материнскую грудь в первые несколько дней, а вес очень важно набрать побыстрее, ведь от этого зависит все дальнейшее развитие маленького человека.

Особенности ухода при рождении

В среднем сроки недоношенности составляют от 21 до 37 недель беременности. В зависимости от срока рождения ребёнка, зависит его общее состояние и то, насколько сильно он будет отставать в развитии от своих сверстников на момент рождения. Но есть и некоторые общие особенности, которые характерны для всех недоношенных детей.

Если ребёнок родился от 21 до 32 недели беременности, то его отставание в развитии будет равно около трёх месяцев. Тогда как детки, рождённые в более поздний срок от 32 до 37 недель беременности, будут уже почти сформировавшимися, и их отставание составит всего один месяц.

При рождении любой ребёнок нуждается в ласке и тепле, но недоношенному ребёнку это нужно особенно остро, ведь он должен быть ещё внутри мамы и чувствует себя совсем беззащитным. Недоношенных детей не рекомендуется выпускать с рук, кормить искусственной смесью без предписания врача . А также им показан совместный сон и как можно более тесный телесный постоянный контакт с матерью.

Сразу после родов ребёнка в первую очередь взвесят. Если его вес будет составлять менее чем полтора килограмма, то это свидетельствует о том, что ребёнок нуждается в особом уходе. Его поместят в специальный кювет, где все условия созданы специально для благоприятного развития и компенсации недоношенности. Однако уже после того малыш перейдёт критическую отметку и будет весить более 1700–2 тыс. грамм, его переведут в отделение к матери, где он сможет насладиться её теплотой заботой и любовью.

Максимально приближенная атмосфера дома уже поспособствует более быстрому восстановлению ребёнка после родов. В оптимальном соотношении приветствуется температура воздуха около 20–22 градусов при влажности в 50–70%.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам

В первый год своей жизни ребёнок прибавляет каждый месяц определённое количество грамм. Нормы прибавки зависят от того, на каком этапе беременности был рождён малыш. Мы привели сведения в двух таблицах, первого и второго полугодия жизни.

Таблица первого полугодия

Первый месяц . Первый месяц самый трудный для маленького человека, рождённого раньше положенного срока. В это время ребёночек еще, скорее всего, не может, есть самостоятельно, именно поэтому его отправляют в специальное отделение. Там его будут кормить через специальный зонд, чтобы он смог набирать вес. Активности такие детки проявляют по минимуму и почти все время спят.

Второй месяц . Ребёночек немного окреп и уже старается проявлять больше двигательной активности. Он приподнимает головку из положения, лёжа, активнее сосёт грудь. Если он находится на искусственном вскармливании потому, что не брал грудь до этого, то самое время его приучить к грудному вскармливанию, поскольку оно гораздо полезнее и обеспечит крохе всеми необходимыми элементами для быстрого роста и развития.

Третий месяц . В этом месяце начинается самое активное развитие ребёнка.

  • Он начинает догонять своих сверстников по росту и развитию.
  • Малыш активно набирает необходимую массу тела. В среднем его вес должен удвоиться со времени появления на свет в этом месяце.
  • Его двигательная активность повышается с каждым днём.

Очень скоро ребёнок перестанет чем-либо отличаться от своих доношенных сверстников.

Четвёртый месяц . Ребёночек с каждым днём делает вес новые и новые открытия. В этом месяце его возможности возрастут.

В обязательные каждодневные процедуры включается массаж и плавание. А длительные прогулки на свежем воздухе помогут укрепить иммунитет.

Пятый месяц . В этом месяце малыш делает свои первые социальные подвиги, он учится общаться с самыми близкими членами семьи и особенно с матерью. Зачастую он реагирует на её появление улыбкой. И если раньше это было всего лишь рефлекторное неосознанное проявление симпатии. То теперь это вполне социальный жест, который помогает ребёнку определить, где свои, а где чужие люди, выражая свою любовь. И также мышечная система не отстаёт от темпов развития. Вполне может быть, что ваш кроха сделает свой первый подвиг, с радостью забрав у вас игрушку, крепко удерживая её в ручке.

Шестой месяц . В этом месяце развитие ребёнка приравнивается к развитию доношенных сверстников. Ребёночек много разговаривает и лопочет на своём языке, легко распознает знакомые лица и поворачивает голову в сторону звука. Ножки все крепче держат, потому если поддерживая установить ножками на твёрдую поверхность, он с лёгкостью оттолкнётся от неё. Это ещё один важный этап развитие. Подготовка к самостоятельным шагам будущего чемпиона.

Седьмой месяц . Малыш впервые учится передвигаться самостоятельно.

  • Он уже может не только переворачиваться на животик, но и пытаться доползти до интересующей его игрушки.
  • Ребёночек старается быть более самостоятельным и даже пытаться вырвать ложку при кормлении у мамы, чтобы научится есть самому.
  • Могут начать появляться первые зубки. Обычно это состояние довольно болезненное и проявляется повышенным слюнновыделением. Может даже повышаться температура. Характерным признаком является отказ от пищи. Чтобы облегчить страдания малыша рекомендуется втирать ему в дёсна специальные охлаждающие гели, которые порекомендует вам педиатр.

Восьмой месяц . В этом месяце младенец, может не только самостоятельно переворачиваться со спинки на животик, но и вставать на четвереньки. Вполне возможно, что он начнёт полноценно ползать и спокойно садится без поддержки. Его мышцы становятся крепче с каждым месяцем, что даёт ему возможность приобретать и развивать новые навыки и умения. Психологическое развитие также идёт вперёд. Ребёнок с лёгкостью понимает обращённую к нему речь, гулит и улыбается, может даже выполнять самые простые команды. Дать игрушку, например, что, несомненно, вызовет восторг родителей.

Девятый месяц . Скорее всего, именно в этом месяце ваш ребёнок сделает свои первые шаги. Он спокойно приподнимается и садится у опоры, старается выбраться из кроватки или манежа, активно изучает новый мир. Ребёнок вполне может передвигаться, аккуратно цепляясь за мебель и предметы, стоящие поблизости.

Хорошим приобретением в это время станут ходунки. Они помогут вашему ребёнку быстрее научиться передвигаться без помощи рук, приучат его видеть мир в непривычном для него вертикальном положении. Однако злоупотреблять ими не стоит, это может негативно сказаться на неразвитых мышцах и неокрепшем позвоночнике.

Десятый месяц . В этом месяце ребёнок активно проявляет социальную адаптацию. Он уже узнает собственное имя и с радостью отвечает на обращённые к нему слова. А также он все активнее начинает передвигаться. Часто прыгает стоя у опоры или пытается сделать самостоятельные шаги, оторвавшись от неё. У него, правда, это ещё не совсем получается, ведь позвоночник слишком слаб, чтобы удерживать весь вес целиком. А, кроме того, малышу ещё предстоит научиться держать равновесие.

Ещё одно знаменательное событие в этот период - это прорезывание первого зубика. В это время малыш активно все грызёт и тянет в рот. Рекомендуется приобрести специальные прорезыватель для зубов - это резиновая игрушка со специальным охлаждающим гелем. Это поможет малышу спокойней пережить этот период появления зубиков.

Одиннадцатый месяц . Обычно в этот период ребёнок делает свои первые самостоятельные шаги, оторвавшись от опоры. Он с лёгкостью передвигается на небольшие расстояния даже без поддержки. Некоторые детки все же предпочитают передвигаться ползком. В этом случаи они делают это уже очень быстро, а также они легко поднимаются на ножки без поддержки и в положение сидя. Возможно, им не хватает смелости. В этом случае длительные пешие прогулки за ручку с мамой помогут решить эту проблему.

Ребёнок начинает активно повторять действия взрослых и старается взаимодействовать с любыми окружающими его предметами, особенно теми, что часто используют взрослые. Поэтому в этот период очень важно убирать от ребёнка все опасные предметы. Полезным будет приобрести специальные развивающие игрушки, кубики и пирамидки. Которые не только увлекут маленького исследователя, но и помогут развиться логическому мышлению и мелкой моторике.

Двенадцатый месяц . Развитие недоношенного ребёнка в первый год жизни подходит к концу. В этот период обычно детки уже ничем не отличаются от своих сверстников, которые родились ровно в срок. Возможен некоторый мышечный тонус и излишне резкие движения, некоторое отставание в речевом развитии. Но все это легко исправляется массажем и логопедическими упражнениями.

Заключение

Развитие недоношенных детей в первый год жизни имеет свои индивидуальные особенности. Стоит учитывать, что каждый ребёнок развивается в своём темпе. Вы можете посмотреть примерные таблицы развития недоношенных детей, где будет расписан каждый месяц.

В этой статье мы также описали некоторые особенности развития недоношенных детей в первый год их жизни. Благодаря чему вы без труда сможете отслеживать все первые подвиги своего малыша. Ни для кого не секрет, что первый год жизни самый важный для каждого ребёнка. А если малыш пришёл в этот мир ещё и раньше положенного срока, то это говорит о необходимости ещё внимательней следить за его ростом и развитием. Таким деткам нужно ещё больше внимания и ухода.

Несмотря на некоторое первичное отставание от своих сверстников, они гораздо быстрее развиваются при должном уходе. Таким образом, ваш ребёнок уже к двенадцатому месяцу, скорее всего, ничем не будет отличаться от других детей по любым параметрам. И единственное, что стоит учитывать, это внимательное отношение к ребёнку. Вовремя сделанные процедуры массажа и занятия, направленные на развитие речи, полностью компенсируют некоторые недостатки ваших малышей, позволят быстрее адаптироваться к трудной жизни в новом для них мире.