Наказывать ли ребёнка? Как и за что? Наказание ребенка. За что и как можно наказывать детей? Воспитание без наказаний

Наказывать ли детей? И, если да, то КАК?

Когда взрослый кричит и прибегает к физическому наказанию, он расписывается в собственном бессилии и, по сути, не справляется с родительской ролью, срывая свое раздражение на ребенке. Каковы могут быть последствия этого?

Последствия физического наказания ребенка

Во-первых, ребенок учится таким способом проявлять агрессию по отношению к более слабому . И не удивляйтесь, когда в старости, он не пощадит и вас. Ведь тогда вы поменяетесь ролями.

Во-вторых, часто это не решает проблемы и не приводит к послушанию . Наоборот, ребенок, может замыкаться в себе, становиться неуверенным, неспособным постоять за себя или, наоборот, мстить и протестовать.

В-третьих, часто потом сам взрослый, использовавший физическую силу, испытывает стыд и чувство вины за свое поведение. И старается компенсировать свое поведение, не всегда адекватными способами, например, задабривая подарками.

В-четвертых, ребенок, которого били в детстве, и который привык испытывать боль, может во взрослой жизни искать похожие отношения и даже испытывать удовольствие от «садо-мазо» ролей . Что отражается и на формировании сексуальности. Так, девочка, которую бил отец, может избегать физической близости или получать удовольствие только при унижении, побоях и жестоком обращении.

А мальчик, при жестоком обращении матери, может обьектом любви впоследствии выбирать людей одного с ним пола или избегать близости , имея много сексуальных контактов и не вступая в длительные отношения (поведение Дон Жуана), таким образом, «наказывая» всех женщин.

И, самое главное, ребенок начинает испытывать страх перед взрослым . И делать что-то не потому, что понял, что так делать нельзя, но потому что просто боится. При этом страх может порождать тайную ненависть, обиду, провоцирует желание скрывать и обманывать , говорить не то, что есть, а то, чего от него ждут, чтобы любым способом не допустить повторения. Отношения могут никогда больше не стать доверительными и близкими.

И, тем не менее, практически каждый родитель рано или поздно сталкивается с непослушанием. Как же тогда быть?

Как вести себя при непослушании ребенка?

Во-первых, стоит выяснить, почему ребенок так поступил . Мы можем видеть только верхушку айсберга и не понимать причин, которые вызвали «плохое» поведение. При этом причины могут быть достаточно веские и, например, вынуждать ребенка защищать себя.

Так, мы можем увидеть, что наш ребенок затеял драку и начать стыдить его, не зная, что «пострадавший» долго и жестоко дразнил его или даже нелестно отзывался в его присутствии о вас или вашей семейной ситуации, например, в случае отсутствия отца; измены или развода. Или «поймать с поличным на воровстве», при этом не знать, что с него требуют деньги и угрожают расправой, если он их не принесет.

Во-вторых, необходимо задуматься - какую функцию в семейной системе играет непослушание . Известно, что дети, которые отчаялись достучаться до своих родителей и получить любовь и внимание, начинают «позорить» их и вести себя так, как для родителей было бы наименее приемлемо перед обществом, чтобы получить внимание пусть и со знаком минус.

Так, дети учителей, могут плохо учиться. Дети военных, нарушают режим и правила. Дети полицейских, совершают правонарушения. Если в семье «боятся» наркотиков или алкоголизма, «наказывают» употреблением и становятся зависимыми. Поэтому каждый родитель в первую очередь должен задать вопросы себе:

  • Достаточно ли я внимания уделяю своему ребенку?
  • Не берет ли ребенок пример с меня в проявлении агрессии?» И попробовать честно на них ответить.
Не стоит впадать и в другую крайность, а именно во всем потакать ребенку. Правильно расставленные границы помогают детям усваивать нормы и правила, структурируют жизнь, помогают понять себя и других и избежать хаоса.

Важно, чтобы родители придерживались одной стратегии в воспитании ребенка, а в доме существовал свод правил «что разрешаем, что запрещаем» с разработанной системой поощрений и штрафов .

При этом и это очень важно: нельзя ребенка ругать больше, чем хвалить . Ребенок должен знать эти правила и четко понимать, чего от него ждут и какие последствия могут наступить в случае неисполнения.

В качестве «наказания» лучше всего использовать отказ от удовольствий .

Случай из практики: Однажды, в моем опыте был случай, когда ребенок был наказан на полгода вперед. И ему уже не имело смысла стараться, потому что хорошее принималось, как должное (в семье было не принято хвалить), а за плохое он уже и так был надолго наказан. Кроме того, что–то делать часто означало допускать новые ошибки, за которые сумма наказания росла. Не удивительно, что ребенок ничего не хотел делать, что и послужило поводом для обращения.

Также очень важно сказать о том, что родителям нужно быть последовательными в своем воспитании. «Нет» должно означать «нет».

Воспитательная мера должна быть адекватной произошедшему событию ивступать в силу сразу после эпизода непослушания. Наказывать должен тот, кто столкнулся с непослушанием. Если ребенок сделал много разных поступков, наказание должно быть одно «один раз за все» .

В каждом из нас заложено справедливое начало. Мы в душе всегда знаем, когда нас наказывают справедливо, а когда нет.

Даже если проступок велик, старайтесь выражать недовольство не ребенком, а именно ЕГО ПОСТУПКОМ или ПОВЕДЕНИЕМ. Не ребенок плохой, а поступок плохой. Так появляется возможность исправить поведение.

Если же ребенок все время слышит: «ты-плохой» и чувствует недовольство по поводу себя, то для него это звучит, как «меня не любят», «я плохой и недостоин любви». Что может формировать низкую самооценку или озлоблять ребенка, заставляя на кулаках доказывать, свою правоту и право быть значимым и нужным.

Когда ребенок знает, что его любят «несмотря ни на что», ему проще слушать вас, выполнять ваши требования и контролировать свое поведение.

Многие согласятся с тем, что одним из наиболее интересующих вопросов родителей является вопрос по поводу наказания детей: можно ли это делать, и если да, то как правильно и т.п. Конечно, детки взрослея, не всегда ведут себя как ангелочки, беспрекословно слушаясь родителей и старших, довольно часто своим поведением наши чада приводят нас в полное замешательство, которое требует адекватной и правильной реакции. Как поступать в таких ситуациях, как себя вести - попробуем разобраться в этой статье.
  • Норма или нет?

    Согласно статистике, психологи утверждают, что 100% родителей, которые непосредственно используют по отношению к своим детям физическое наказание, таким образом, компенсируют свое бессилие. Случается это в большинстве случаев потому, что родители не знают как вести себя в данной ситуации и на детях возмещают свое раздражение. Впоследствии родители испытывают чувство вины за то, что у них не получилось разрешить сложившуюся ситуацию мирным путем и в итоге они сделали больно своему малышу.

    99% родителей уверены, что с помощью физического воздействия на ребенка, они пытаются сформировать у него определенные нормы поведения, то есть показать, таким образом, как плохо он поступает и что так не стоит поступать. По сути, физические замечания ничему не учат детей, используя данный метод, родители только лишь показывают, что они сильнее, и что с помощью силы могут заставить ребенка делать то, что ему было велено.

    Стоит отметить, что наказание порождает у ребенка страх. Следовательно, в результате этого ребенок может испугаться и сразу перестать вести себя плохо, но, к сожалению, это только видимость того, что оно принесло положительный результат.


    Если после наказания внимательно понаблюдать за ребенком, то можно заметить, что Ваше чадо будет стараться найти способ, чтобы свести счеты со своим обидчиком. Это может проявляться в том, что он станет приносить плохие оценки, дразнить своих братьев и сестер, портить какие-то вещи или не выполнять свои домашние обязанности, данный перечень может быть довольно большим.

    Частые физические замечания в итоге могут привести к воспитанию трудного ребенка. Случается это непосредственно в результате того, что ребенок не может ответить родителям, и соответственно, начинает проявлять агрессию по отношению к своим сверстникам и к тем, кто послабее его. Помимо этого ребенок может расценить наказание как нелюбовь родителей и перестать любить самого себя.

    Психология физического наказания

    Физическое замечание не способствует развитию навыков у ребенка, которые предполагают ответственность за свои поступки. К сожалению, в таком случае у ребенка сформировываются такие нормы поведения, при которых провинившийся ребенок пытается выйти из данной ситуации невиновным. Такое развитие событий не способствует развитию и непосредственно совершенствованию их собственных моральных принципов.

    В тех случаях, когда Вы используете физическое наказание за ту или иную провинность, ребенок становиться слишком упрямым, либо уступчивым, и не редко даже мстительным. Таким образом, ребенок не понимает, какой он должен был извлечь урок для себя, его в данный момент будут интересовать, как же свести счеты со своим обидчиком.

    Естественно, проказы ребенка могут быть разными, и нередко родителям довольно сложно держать себя в руках, так как в данном случае уже приходится иметь дело не только с капризами, но и в большей степени со своими эмоциями. В таком случае, выход может быть только один, а именно: научиться сдерживать свои эмоции и адекватно оценивать ситуацию. Успокоившись и проанализировав, возможно Вы сделаете выводы, что ребенок на самом деле не виноват и его не за что наказывать, так как ситуации бывают разные.

    Следует отметить также, что прямой противоположностью поведения, которое контролируется влиятельной личностью, является непосредственно самоконтроль, который в свою очередь основывается на ориентировках и ценностях самого ребенка. Таким образом, ребенок учится отвечать за свои поступки сам и ведет себя таким образом, как считает это необходимым.

    В результате физического замечания проявляются и такие побочные эффекты, как заниженная самооценка, либо же поведение, которое основано на чувстве страха, это в том числе и чувство обиды на человека, на любовь которого Вы рассчитывали и т.д. Стоит также отметить тот факт, что физическое наказание делает ребенка в некоторой степени недоверчивым, а также толкает на утаивание своих ошибок.

    В некоторых случаях взрослые сами виноваты в том, что ребенок ведет себя плохо, происходит это в результате того, что в семье нет одного общего мнения о правилах поведения. В первую очередь взрослым необходимо договориться между собой, о том, что можно, а что нет.

    Довольно часто случается так, что взрослые слишком заняты и дети начинают капризничать или приобретать вредные привычки, именно для того, чтобы обратить на себя их внимание.

    Многие согласятся с тем, что иногда наказания бывают незаслуженными, к примеру, ребенок не съел все, что ему положили. В данном случае ругать ведь не за что, у ребенка просто плохой . Либо же родители наказывают ребенка за то, что он отстает в от своих сверстников, здесь тоже нет повода, так как у каждого ребенка свой темп развития, и он не может выйти за эти границы.

    Но в то же время и безграничная снисходительность родителей и потакание всем детским прихотям, не позволяет избежать конфликтов, наоборот, делает их неизбежными. В таком случае, у детей просто не сформировывается представление о границах того что можно и что нельзя, соответственно это приводит к неуважительному и эгоистичному отношению к другим людям. Но это также не значит, что следует прибегать к физическим наказаниям.



    Как избегать применения физического наказания?

    Для того, чтобы избежать физического наказания своего чада, можно прибегнуть к помощи нескольких принципов, которые описал американский педиатр Д. Добсон, опираясь на предложенные принципы, родители могут сформулировать правильное наказание для своего ребенка.

    В первую очередь Вам необходимо установить границы дозволенного, а уже потом требовать их непосредственного исполнения. Сначала Вы должны сами определиться с тем, что Вы хотите, а чего не хотите. И поставить свое чадо в известность того, что приемлемо в его поведении, а что запрещено. Именно при таком условии ребенок будет воспринимать наказание как акт справедливости. То есть, если Вы не установили правил, то нет смысла требовать их непосредственного исполнения.

    Следует научиться отличать детскую безответственность и своеволие. В первую очередь это означает то, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. В том случае, когда ребенок просто забыл выполнить ту или иную Вашу просьбу или не понял то, что Вы от него требовали, не стоит наказывать малыша, так как нельзя предъявлять к ребенку, к его непосредственному интеллекту и памяти такие же требования как к взрослым. Детская безответственность - это абсолютно не то же самое, что взрослое непослушание, дети требуют более терпеливого отношения.

    Если поведение ребенка вызывающее, то в таком случае отвечать ему на это следует решительно и уверенно. В том случае, когда ребенок проявляет неповиновение, и когда идет на открытый конфликт, Вы в свою очередь должны уверенно и решительно принять этот бой. Так как беспомощность со стороны взрослого лишает его авторитета в глазах ребенка.

    Когда конфликт будет окончательно исчерпан, следует объяснить и утешить ребенка. В любой ситуации ребенок очень тяжело переносит наказание. В такие моменты он испытывает покинутость, растерянность и свою вину. Как срок наказания малыша закончится, необходимо с ним помириться. Обнимите его, расскажите, как сильно Вы его любите, и то, что Вам очень неприятно было это всё делать.

    Не следует требовать от ребенка невозможного. Родители всегда должны быть уверенны в том, что ребенок может исполнить то, что они от него требуют. Не стоит ругать его за то, что он поломал какую-то вещь, которую Вы сами ему дали поиграть. В таком случае наказание может послужить причиной неразрешенного внутреннего конфликта малыша.

    Всегда руководствуйтесь любовью. Естественно, что в любом воспитательном процессе не избежать ошибок, промахов и конфликтов. Здоровые отношения с ребенком в первую очередь строятся на теплоте, любви, и искренней заботе. Именно они и смогут оправдать необходимость дисциплины и строгости.

    Что же касается непосредственно самого наказания, то наиболее действенный способ, который признают психологи – это отказ от удовольствий. К примеру, если в семье принято ходить на выходных в зоопарк, на аттракционы, цирк и т.п. То, в таком случае, заранее предупредите ребенка, что в случае его вины, развлечение отменяется.

    Еще одним из действенных методов является игнорирование. Не стоит забывать о том, что для большинства детей самым важным является внимание родителей. Стоит также отметить, что в большинстве плохие поступки совершаются детьми по причине того, что они хотят быть замеченными. В таких случаях ребенка стоит предупредить о том, что если он еще раз так поступит, Вы не будете с ним разговаривать до тех пор, пока он не извинится и не осознает вины. Естественно, ребенок захочет проверить, действительно ли так будет, как Вы сказали, и, убедившись в этом, перестанет совершать этот поступок.

    Этот метод будет не подходящим в том случае, если Ваше чадо толкает кого-то или бьет, то в таком случае с ним необходимо провести разъяснительную беседу, и объяснить, почему нельзя так поступать. В том случае, если малыш это проигнорирует, можно поставить его в качестве наказания в угол.

    Правила наказания детей

    Стоит также помнить о том, что перед тем как Вы будете наказывать ребенка, его следует об этом предупредить, что после того, как он будет делать плохие поступки, всегда будет следовать наказание, таким образом, Вы дадите ребенку шанс исправиться. Не забывайте, что ребенок всегда должен знать, за что его ругают.

    Детей стоит наказывать за дело, в таком случае они не обижаются, но если же вы вспылили из-за того, что ребенок просто попался Вам под горячую руку, то в таком случае следует перед ним извиниться.

    Когда родители постоянно кричат на ребенка, он привыкает к этому и это уже не воспроизводит на него никакого впечатления, он может начать кричать на своих сверстников, вместо того, что бы общаться с ними спокойно.

    Психологами было выделено несколько характеристик касающихся правильного наказания ребенка.

    1. Наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку ни психологического ни физического вреда.
    2. Нельзя откладывать наказание на потом, оно должно идти сразу же за проступком.
    3. Наказывать стоит тому родителю, с которым случился конфликт у малыша.
    4. Если ребенок наделал много шкоды, наказание должно быть одно и сразу за все.
    5. Если Вы пообещали наказать ребенка, то обязательно сделайте это, так как пустые угрозы приводят к тому, что у ребенка возникает чувство вседозволенности.
    Главное, всегда необходимо разделять ребенка и поступок. Плохой не ребенок, а его поступок.

    Нельзя наказывать ребенка во время приема пищи или игр, перед сном и в том случае, если ребенок старался сделать что-то хорошее, но у него это по каким-то причинам не получилось.

    Следует также отметить один довольно важный аспект, перед тем как приступить к наказанию ребенка, подумайте, по какой причине Вы решили это сделать. Проанализируйте, не делается ли это со зла, не руководствуется ли местью или обидой, или может это вызвано чувством Вашей беспомощности. После этого успокойтесь, остановитесь и постарайтесь переосмыслить сложившуюся ситуацию и Вашу реакцию. Задайте себе вопрос: «Чему же на самом деле я хочу в данный момент научить своего ребенка?»

    Сделать это необходимо в первую очередь для того, чтобы ребенок знал, что он наказан потому, что он вел себя плохо, и виноват в этом только он. Он должен понимать, что Вы сожалеете о том, что пришлось прибегнуть к наказанию, что это не доставляет Вам никакого удовольствия, но в случае сложившихся обстоятельств по другому поступить Вы не можете. И если ребенок не хочет быть наказанным ему необходимо следить за своим поведением и вести себя хорошо.

    Это довольно сложной и кропотливый процесс, поэтому относиться к этому стоит со всей ответственностью, так как в данном случае формируется характер, личность малыша, и если навредить ему в данный момент, то в дальнейшем он может иметь проблемы с психикой. Если Вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации, и у Вас просто опускаются руки, а ребенок все также продолжает Вас не слушать, обратитесь к детскому психологу, он поможет Вам разобраться в этой сложной ситуации.

  • Ещё минуту назад вы души не чаяли в своем чаде, а сейчас готовы наказать за разбросанные игрушки, за испачканную одежду или за непослушание. Поводов для праведного родительского гнева дети предоставляют предостаточно. Наказывать ли ребенка, и где тут грань между добром и злом, давайте попробуем разобраться вместе.

    Для того чтобы ребенок получил наказание за то, что провинился, часто родители задаются вопросом: как наказывать ребёнка и какие методы наказания для малыша приемлемые?

    Cтоит ли наказывать ребенка

    Для того чтобы был повод наказать ребёнка должна быть серьёзная причина. И если родители всё-таки для себя определили эту серьёзную причину, теперь задайте себе вопрос – какую цель вы хотите получить, когда подвергаете своего ребенка наказанию?

    Цель в наказании существует двух видов – либо вы стараетесь помочь своему ребенку выяснить в чём он был неправ, или же вы хотите ему доставить физическую и душевную боль, которую он будет не раз вспоминать и больше так не делать.

    Наказание ребенка через физическую боль иногда дает результат. Даже если вы хотите наказывать ребенка ремнём или оплеухой, это сможет на какое-то время осадить пыл своего непослушного малыша, но только лишь на какое-то время. Будьте готовы к тому, что в следующий раз он будет делать также, но с большей осторожностью, потому как знает, какой результат его ожидает за непослушание. И очень часто, вырастая дети, усваивают такой урок, в котором фигурирует такое понятие: наказание будет лишь для тех, кого застигли врасплох. И с этим они, поверьте, с лихвой научатся справляться.

    Можно ли наказывать ребенка ремнем

    Наказывать ли ребёнка , если вы считаете, что ремень и оплеуха не является серьёзным доводом его воспитания? Тогда лучше вам пойти мирным путём и постараться в спокойной обстановке объяснить своему ребенку в чём он был неправ.

    Доходчивым языком объясните, что нужно сделать, чтобы исправить данную ситуацию и попросите его больше так не поступать. Предупредите своего ребенка, что в следующий раз вы его не простите и за свой поступок он будет строго наказан.

    Главное, не запугивать ребенка и не рисовать угрожающие и устрашающие картины для его жизни. Когда вы и ваш ребенок успокоится и страсти улягутся, поговорите со своим малышом и расскажите ему о своих чувства: как вы волнуетесь, как он вас огорчает, когда не слушается, и как вы испытываете злость, когда не можете найти с ним общий язык.

    Наказывая ребенка, не забывайте, что некоторые действия для малыша всё же должны быть под запретом.

    Физические наказания приносят вред здоровью и жизни вашего малыша, поэтому выясняя с ним ситуацию, никогда не поднимайте на ребенка руку. Такие действия обижают вашего ребенка и оставляют в его душе неизгладимый след душевных переживаний, который он пронесет по всей своей жизни.

    Использование оскорблений, ни при каких обстоятельствах не должны срываться с уст родителей. Этим вы не только наносите душевную травму своему ребенку, но и искусственно помогает ему занизить свою самооценку. Ребенок остро чувствует унижения и всю жизнь несет на себе ярлык своей неполноценности.

    Душевные страдания, причиненные специально родителями, всегда негативно сказываются на неокрепшей психике своего малыша. Нет ничего страшнее осознавать ребенку, что родители его не любят и желают ему только худшего. А быть отвергнутым и нелюбимым ребенок проносит по всей своей жизни и начинает от безысходности в себе замыкаться.

    Как наказывать ребёнка, когда он не слушается и не выполняет всех ваших просьб? В любом случае наказывая своего ребенка, дайте ему понять, что вам неприятно это делать и дайте возможность ему постараться исправить ситуацию. И несмотря ни на что, пусть ребенок видит, что родители его любят и желают ему только добра.

    Стоит ли наказывать детей и как это делать?

    Сегодня очень много методик для воспитания детей, которые в принципе не используют такого метода как наказание за проступки детей. Считается, что ребенок еще не достаточно взрослый, чтобы давать осмысленную оценку своим действиям, а действуют они скорее исходя из своих потребностей. Но я этими взглядами многие годы уже идут нескончаемые споры.

    Существует принципиально противоположная точка зрения на воспитание детей, что их нужно как можно больше наказывать и держать в рамках, тогда из них получатся воспитанные, умные дети.

    Скорее всего необходима во всем золотая середина. Нельзя ребенку слишком многое позволять, воспитывая из него неотесанного, капризного своенравного человечка. Но и слишком ущемлять в мелких шалостях и игривого баловства тоже не стоит. Совершенно понятно, что дети очень быстро находят слабости родителей, часто манипулируя своим криком. Даже валянием на полу, требуя очередную игрушку в магазине или какую-то сладость.

    Поэтому родителям необходимо четко стоять на своем и не поддаваться на такого рода уловки. Также ребенку просто необходимо создавать рамки дозволенного. Он должен их четко представлять и знать, что какое-то определенное действие непозволительно и за этим может стоять строгое наказание. Таким образом, если ребенок четко осознающий границы поведения осознанно идет на выполнение какого-то недопустимого поступка, его необходимо немедленно наказать.

    Наказание должно следовать именно здесь и сейчас, не откладываться на потом, так как потом его может стать жалко или совсем забыться, поэтому не нужно конечно на глазах у всех таскать бедное чадо за ухо. Можно сказать, что сегодня он не будет смотреть телевизор или не получит сладкого, например.

    Кроме того, что нельзя одному, тоже самое не позволительно никому. Дети очень часто ощущают на себе несправедливость взрослых в том, что им, например не разрешают дополнительную порцию мороженого. А сами уплетают по второму пломбиру. Либо старшему ребенку разрешают смотреть телевизор, а младшему нет.

    Следующий очень важный момент, это наказание именно за поступок. Другими словами, после того как ребенок вытерпел свое наказание, его необходимо обязательно приласкать и сказать, как сильно его любите, чтобы он понял, родители не стали меньше любить его.

    Самое главное разговаривайте со своими детьми, показывайте, как сильно их любите, но не позволяйте собой управлять. Физические наказания естественно не приемлемы, существует множество других форм воздействия на ребенка.

    Можно ли наказывать ребёнка? — Доктор Комаровский (Видео)

    Вопросом о наказаниях рано или поздно задаются любые родители, стремящиеся хорошо воспитывать своих детей. Даже крепкая семья, где царит здоровая атмосфера и взаимопонимание, порой не может обойтись без такого рода воспитательных мер. Нужно ли наказывать ребенка за провинности, непослушание и шалости, и если да, то можно ли делать это без вреда для него, чтобы наказания шли только на пользу?

    Нужно ли наказывать ребенка?

    По утверждению психологов, наказание является естественной и необходимой частью воспитательного процесса. Существует множество ситуаций, в которых никак нельзя не применить наказание, потому что в противном случае ребенок не сможет уяснить границы дозволенного и понять принципы личной ответственности.

    Полная вседозволенность, при которой ребенок абсолютно уверен в своей безнаказанности при любых обстоятельствах, ведет к серьезным искажениям личности и характера. Такой малыш просто не умеет различать, что хорошо, а что плохо, он не знает, где заканчиваются границы между нормальным стремлением удовлетворить свои желания и эгоистичным поведением по отношению к окружающим. С другой стороны, применять чрезмерно строгие воспитательные меры тоже не следует.

    Воздействовать на ребенка нужно, не нанося вреда его психике, то есть так, чтобы он смог вынести из наказания определенный урок и при этом не чувствовал себя несправедливо обиженным и лишенным поддержки близких. Для этого нужно понять, почему ребенок может не слушаться и плохо себя вести, а также познакомиться с принципами максимально логичного наказания.

    Причины детского непослушания

    Родители смогут понять, как правильно применять в воспитательном процессе наказание, только разобравшись с особенностями детской психики и узнав о самых распространенных и вероятных причинах нежелательного поведения ребенка.

    Исследование границ дозволенного. Когда родители устанавливают определенные правила в жизни малыша, он неосознанно начинает проверять эти правила на прочность, что проявляется в виде непослушания и капризов. Особенно это касается тех детей, к которым предъявляются непоследовательные требования, например, сегодня ребенку можно лечь спать позже на целых 2 часа, а завтра почему-то нет.

    Попытка привлечь к себе внимание. Когда ребенок демонстрирует намеренное непослушание или шалит, как будто хочет специально вывести родителей из себя, это может означать, что таким образом он пытается получить от них хоть какое-то внимание. Если малышу недостает тепла и участия, такое поведение в некоторых случаях будет для него единственным способом заставить родителей себя заметить.

    Психическое перенапряжение. Ребенок может стать неуправляемым по причине нервного перенапряжения, которое возникло из-за обилия информации. Несформированная детская психика остро реагирует на любые раздражители. Если ребенок проводит много времени за компьютером или телевизором, он может стать гипервозбудимым и агрессивным, и договориться с ним о чем-нибудь будет очень сложно.

    Как наказывать ребенка без вреда для его психики?

    Когда ребенок совершил провинность впервые, лучше постараться обойтись без наказания. Объяснить малышу, почему так делать больше нельзя, можно с помощью сказки или мягкого, но настойчивого и понятного разъяснения ситуации. Если ни один из этих способов не помогает донести до ребенка необходимое понимание, в следующий раз придется прибегнуть к наказанию, но делать это нужно с соблюдением определенных правил.

    Наказание – это естественное последствие нарушения правил, о которых ребенку известно заранее. Ему должно быть понятно, за что именно он получает наказание, например: «Если ты не уберешь игрушки, то не пойдешь гулять». При этом нельзя попросту пригрозить ребенку, но в итоге не исполнить обещанного. Недопустимы и такие ситуации, когда один из родителей заслуженно наказывает ребенка, а второй отменяет наказание. Обязательно будьте последовательны и действуйте сообща с другими членами семьи.

    Наказание должно соответствовать проступку , не должно ущемлять естественных потребностей ребенка или запугивать его. Нельзя наказывать малыша, лишая его обеда, не разговаривая с ним по несколько часов подряд или угрожая отдать его злому полицейскому. Подобные методы только вызовут у ребенка обиду и ощущение, что его юросили, а угрозы лишь подорвут доверие к родителям, но точно ничему не научат.

    Наказание должно иметь четкие временные рамки . Нельзя говорить ребенку «больше никаких мультиков» или «с сегодняшнего дня ты лишен сладкого». Выполнить такие наказания нереально, и когда в тот же или на следующий день вы забудете о своих грозных обещаниях, ваш авторитет в глазах ребенка может сильно пошатнуться.

    Наказание должно относиться к поведению, то есть каким-то отдельным действиям ребенка, но не следует выражать негативные эмоции по отношению к нему самому, осуждать его личные качества или применять к нему нелестные выражения (лентяй, неряха, неумеха). Достаточно четко обозначить, за какие конкретные действия он получает наказание, например: «Ты снова обзывался на других детей, значит, ты наказан, и сегодня мы сказку на ночь читать не будем».

    Наказание должно проходить без свидетелей . Если ребенок плохо вел себя в присутствии других детей, нужно увести его куда-то, где можно остаться с ним наедине, и только после этого применять воспитательные меры. В противном случае можно серьезно травмировать самооценку ребенка, а также вызвать у него сильное сопротивление и обиду за наказание.

    После того, как конфликт исчерпан и ребенок перенес заслуженное наказание, помиритесь с ним. Если вы видите, что малыш чувствует вину и растерянность, обязательно его утешьте. Скажите, как вам неприятно наказывать его, и выразите уверенность, что в следующий раз он поступит правильно.

    Не следует бояться наказывать ребенка, когда это действительно требуется. Если делать это с любовью и искренним желанием научить его нужным вещам, то слишком часто прибегать к столь крайним мерам не придется.

    Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

    Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

    Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

    Оправданно ли наказание детей?

    Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

    Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

    Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

    Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

    Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

    Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

    Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

    К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

    У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

    • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
    • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
    • поддержка родительского авторитета;
    • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
    • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

    Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

    Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

    К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

    Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

    Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

    Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

    1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
    2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
    3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
    4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
    5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
    6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
    7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
    8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
    9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

    Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

    Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

    Конструктивные методы наказания ребёнка

    Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

    1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
    2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
    3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
    4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
    5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
    6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
    7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
    8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

    Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

    Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

    Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

    Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

    1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
    2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
    3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
    4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
    5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
    6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

    Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

    Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

    Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

    Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

    Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

    Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

    • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
    • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
    • агрессивность;
    • стремление бунтовать по любому поводу;
    • стремление отомстить;
    • испорченные детско-родительские отношения.

    Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

    Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

    Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

    В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

    В качестве вывода

    Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

    1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
    2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
    3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
    4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
    5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
    6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
    7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

    Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

    Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.