Мужская одежда 20 30 годов. Платья в стиле Чикаго: все новое – это хорошо забытое старое

Основной геометрической фигурой в стиле 30-х становится треугольник – широкие плечи и узкие бёдра.

Накладные плечи Джоан Кроуфорд в 1932 году, плечи в форме пагоды, придуманные Эльзой Скиапарелли в 1933 году и её же выдумка – плечи в стиле гвардейцев Британской армии, популярны как никогда. Всевозможные вставки и кокетки в виде треугольника, глубокий V-образный вырез на спине вечерних платьев, юбки, узкие в бёдрах и расширяющиеся книзу от колен, широкие остроугольные воротники, банты, косынки на шее, оригинальные накидки – всё это элементы из нарядов 30-х годов.
Ткани – атлас, шёлк, отлично драпирующиеся и облегающие стройную женскую фигуру, особенно в крое по косой, были одними их самых востребованных. В 1936 году во время зимних Олимпийских игр появились лыжные брюки – широкие в бёдрах и сужающиеся к лодыжке. Высокий каблук – танкетка – изобретение Сальваторе Феррагамо, изготавливалась из рафии или пробкового дерева.
Экономические трудности, возникшие почти во всех европейских странах и достигшие кульминации в 1929 году, обрушились кризисом и связанной с ним безработицей. Миллионы людей не имели ни хлеба, ни заработка. Теперь богатство не афишировали так, как это было в 20-е годы. Праздники устраивали не в клубах, а в частных домах, причём в узком кругу. Всё это продолжалось несколько лет, и не могло не отразиться в моде.
Вместе с этим продолжалось развитие техники. И одно из главных изобретений – изобретение звукового кино сделало актёров, разговаривающих с экранов, более близкими и понятными для всех. А потому, влияние фильмов увеличилось, новинки моды, пропагандируемые раньше театром или кабаре, теперь демонстрировались более широким массам с экранов. Популярные актёры становились образцом подражания во всём – не только в поведении, но и в одежде в том числе. Модным было то, что носили звёзды, их наряды сразу копировали.

Актрисы Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд, Джин Харлоу популяризировали одежду, акцентирующую внимание на формы женского тела. Они стали законодательницами стиля. Марлен Дитрих ввела в моду брюки, Грета Гарбо – костюм мужского типа, с широкими плечами. В некоторых фильмах того времени мода играла главную роль. И дизайнеры быстро увидели, насколько может быть полезным кино.
Прямоугольный силуэт, простота кроя стали исчезать, постепенно приобретая черты женского силуэта, имеющего талию, грудь, бёдра. Идеалом стала женщина, имеющая стройную фигуру и длинные ноги.


В то время, когда женщины 20-х годов и днём, и ночью отплясывали чарльстон в платьях-рубашках, дамы 30-х годов, как бы бедны не были, хотели выглядеть достойно. Элегантность и очарование 30-х годов особенно ярко проявились в длинных шёлковых вечерних платьях. Именно шёлк при косом крое великолепно ниспадал, подчёркивая фигуру. Это был один из самых дорогих материалов того периода. И все модельеры тогда подхватили гениальную находку Вионне – раскраивать ткань по косой. Этот крой придавал эластичность – на груди, талии и бёдрах платье было облегающим, а ниже опускалось естественными складками.


Кроме этого, платья с глубоким вырезом на спине не нуждались в застёжках. Появились ткани с очень интересной фактурой, которая сама по себе была уже украшением. Но всё же лучшим украшением вечернего платья был мех песца. Богатые дамы носили меха не только в вечернем наряде, но и днём. Те, кто не мог позволить себе этой роскоши, заменяли его бархатной пелериной или яркой шифоновой шалью. Но были и те, кому и шёлк был недоступен. О них позаботилась Коко Шанель. В своей коллекции вечерних туалетов она включила платья из хлопчатобумажных тканей.

Повседневные наряды дамы удлиняли, ведь теперь всё носилось до середины икр. Как это делалось? С помощью лент, оборок, кокеток, различных вставок, например, вставки годэ на юбках, которые начинались чуть ниже линии бёдер. Даже маленькие кусочки меха находили себе применение для отделки выреза или рукавов. Костюмы имели зауженный силуэт с чётко выраженной талией, которую дополнительно подчёркивали поясом.
Вырез был глубоким, отвороты – широкими. Их шили часто из английских твидов, и поэтому костюмы стали называться «английскими». Технология пошива и обработки была почти та же, что и при пошиве мужского костюма. А чтобы оживить костюм и сделать его более женственным, для этого достаточно было наброшенной на плечо лисы или прикреплённого к лацкану букетика фиалок. Под жакет надевали блузку с большим бантом. Чтобы подчеркнуть ширину плеч использовали различные декоративные элементы – большие банты или шёлковые платки, оборки, воланы.
В 1933 году Hermès выпустил свой первый знаменитый шёлковый платок.
Благодаря тому, что тонкая талия вернулась, возродилась и корсетная индустрия. Но в данном случае это было всего лишь лёгкое сжатие, и корсеты носили чуть ниже линии груди. Грудь снова приподнялась в отличие от её чуть ли неполного отсутствия в 20-х годах. Начался выпуск бюстгальтеров американской фирмой «Уорнерс».


В комплект дамской одежды непременно входили шляпы. И это было время самых безумных головных уборов. Если приобрести платье, особенно из дорогого материала, было не просто, то создать шляпку, даже применяя свои дизайнерские способности, пытались многие.
С начала 30-х годов шляпки были небольшие и плоские, их дама могла закрепить шпильками на причёске. Затем появились береты и круглые шапочки, шляпы в форме тарелки, колокола, да и вообще, в форме того, что можно было только вообразить. Разнообразие фантазийных моделей шляпок было настолько богато, что о единстве стиля в них не было и речи. Их объединяло лишь одно – эти шляпки дамы носили, чуть косо сдвинув на лоб.
Самой знаменитой создательницей шляп была Эльза Скиапарелли. Шляпки 30-х годов это совершенно отдельная тема.


Кроме шляп, которые тоже могли позволить не все, распространились тюрбаны, скрученные из цветного шёлка, кружевные шали, сеточки для волос, сделанные из крученого шёлка, тюля и унизанные цветными бусинками.
Как были одеты ноги? Чулки были те же, что и в 20-х годах, из натурального или искусственного шёлка. В 1939 году начали выпускать нейлоновые. Туфли имели каблук 6-8см, средней толщины, были и на низком каблуке, а также различные варианты с ремешком на подъёме и застёжкой на пуговице. Вырез обуви был не глубокий, если точнее – средний, некоторые модели были полностью закрытыми, носочки скруглённые и чуть зауженные. Очень популярны были двухцветные туфли.


Перчатки были непременным аксессуаром в гардеробе дамы 30-х годов, их надевали даже к летнему платью с коротким рукавом.


В шляпке, с перчатками и плоской сумочкой-конвертом дама выглядела элегантно одетой. У кого не было средств украсить себя дорогими нарядами, дополняли имеющийся наряд модными аксессуарами – шляпкой, сумочкой-конвертом и перчатками. Тогда образ считался завершённым в соответствии с модными требованиями тех лет. Особенно выручали сумочки. Они были в виде конвертов без ручек с защёлкой в виде рамочки, которая в то время стала выполняться из пластмассы.
Новшеством десятилетия были солнечные очки, которые обязана была иметь каждая уважающая себя модница. Брюки, и прежде всего вечерняя или пляжная пижама, стали неотъемлемым предметом гардероба каждой элегантной дамы. Хотя лишь только в 1939 году журнал Vogue осмелился впервые предложить женщине в качестве одежды брюки с пуловером. Прогулочные брюки постепенно прививались. Одной из форм спортивной одежды стали брюки-юбка, брюки для охоты, которые постепенно укорачивались и становились предвестниками шорт.
Наряду с пижамами появлялись различные формы халатов, которые делали из фланели, байки, атласа, появился новый тип домашней одежды – платья-халаты.

Пальто имели также приталенный, прямой силуэт с длиной до середины икр, с широкими лацканами, однобортные и двубортные, большей частью с большими накладными карманами, с крупными пуговицами. Талия иногда подчёркивалась поясом. Из меховых пальто модна была каракульча. Широкое распространение получили пелерины, которые были и короткие, едва прикрывающие плечи, и длинные, чуть ниже бёдер – накидки.
Украшения. Украшения, у кого они имелись, конечно же были в моде, особенно были любимы броши и колье. Большинство довольствовались искусственными камнями и стразами. Последние нашивались на дорогие ткани и имитировали драгоценности. Популярным украшением были искусственные цветы из ткани или страз. Самыми модными были фиалки, ими украшали соломенные шляпки.

30-е годы – годы, когда женщины большое внимание уделяли спорту, тем более, что во всех странах велась пропаганда спорта. По всей Европе создавались спортивные объединения, и все, стараясь идти в ногу со временем, начали страстно увлекаться спортом – кто авто -, а кто авиаспортом. Теннис, гольф, велосипед, плавание, лыжи оставались излюбленными видами активного досуга.



Стало модным проводить время отдыха в горах, катаясь на лыжах, совершать горные прогулки. И здесь одежда в тирольском стиле была скопирована модой. Но постепенно становилось ясно, что политические страсти в Европе принимают опасный оттенок. И уже с 1934 года мода, как бы предчувствуя приближение катастрофы, отреагировала изменениями в линиях одежды.
Одежда принимает характер униформы – угловатые широкие плечи, узкие юбки чуть ниже колена, перчатки с отворотами, сумочки через плечо. Обувь стала более массивной – появляются сначала клинообразные каблуки, затем и платформа, а так же обувь без каблука, и что интересно – отсутствие макияжа.
Время тревожное, всем становилась понятно, что это последние мирные дни перед великой катастрофой. И всё же, период 30-х годов можно назвать периодом наибольшего вкуса, временем новой элегантности. 30-е годы и сейчас являются источником вдохновения для дизайнеров.

Образ в стиле Чикаго – манящий, таинственный, женственный, и одновременно провокационный, дерзкий. Примерив его, вы непременно почувствуете себя уверенней, смелее и сексуальнее. Многие новые идеи, которые нам выдают дизайнеры, берутся из модных направлений давно минувших лет. Вот и стиль Чикаго возрождается подобно фениксу, обрастая новыми идеями и пополняясь оригинальными фасонами.


Характерные черты

Платье в стиле Чикаго можно безошибочно узнать по некоторым характеристикам:

* Небольшая длина, которая позволяет продемонстрировать колени.
* Низкая линия талии, которая доходит практически до бедер.
* Тонкие бретели и асимметричные линии верха платья, которые создают эффект игривости, но не вульгарности.
* Косые линии кроя.
* Возможны вырезы на спине.
* Удлиненные линии плеча, которые создаются за счет платков, шарфов, палантинов, драпировок и бретель с крылышками.

Изысканно и обольстительно смотрятся платья в стиле чикаго 30-х годов.
В современной моде популярным трендом считаются платья в стиле ретро, выполненные по подобию фасонов прошлого столетия.

Следует отметить, что фасоны платьев в стиле Чикаго носили в начале 20-х и конце 30-х годов. Платья 20-х годов можно назвать более сдержанными и закрытыми, а в 30-е года низ платья постепенно укорачивается, что придает наряду откровенность и сексуальность. Более того, длина рукавов может варьироваться от длинного до короткого. Также более глубоким становится декольте и появляются вырезы на спине. Немного видоизменяется и сам крой платья – ранее заниженная талия слегка поднимается. Это дает возможность сделать силуэт более обтягивающим и подчеркивающим женские прелести.

Платья с бахромой

Бахрома является самой актуальной частью отделки. Особенно эффектно она смотрится в моделях, где юбка имеет срез от центра к линии бедра. Такие модели шикарно смотрятся в темных и бежевых оттенках, выполненные из атласной ткани.




Черные платья с бахромой и висюльками отлично смотрятся с туфлями-лодочками или на высоких каблуках серебряных или темных оттенков. В качестве аксессуаров используют длинные бусы из жемчуга, блестящие клатчи в один тон с туфлями, а отличным дополнением к стилю ретро 30-х послужат повязки из перьев и сеточек на голову.

Красное платье

Не менее выразительным и сексуальным выглядят красные платья в стиле чикаго разной длины и фасонов. Такие модели шикарно смотрятся с жемчужной бижутерией, ретро шляпками 20-х годов совместно с дополняющими украшениями на голове в виде повязок, выполненных из камней, узоров и перьев.




Свадебное платье в стиле Чикаго

На данный момент хитами моды среди свадебных нарядов являются свадебные платья 30-х. Изысканные, креативные, необычные платья, выполненные из нежных оттенков гипюра и рюшей, украшенные камнями и различным декором.








Платья длинные

Несмотря на всю откровенность тенденции нарядов в стиле чикаго 30-х, длинные и платья в пол были по-своему легендарны. На сегодняшний день такой фасон считается вечерним изысканным нарядом для стройных фигур, подчеркивающих женственность и утонченность.


Стильные длинные платья 30-х выполнялись из шелковых, атласных тканей однотонных цветов с переливами и богатым декором. Незаменимым аксессуаром для таких моделей является воротник из меха, украшенный камнями, а также двойные жемчужные нити на шее.

Повседневный образ и на вечернюю прогулку

Даже на каждый день можно выбрать себе платье в стиле Чикаго. Выбор должен падать на простые наряды, максимально элегантные, без выраженной сексуальности и ярких деталей.

Если вы занимаете высокую должность и хотите сделать платье в стиле Чикаго своим рабочим образом, то нужно склоняться к пудровым и пастельным оттенкам. Возможна драпировка в области декольте.



На вечернюю прогулку допустимо выбирать легкие платья, возможно с бахромой. Позвольте летнему солнцу играть бликами на атласном платье. Для повседневного наряда не стоит выбирать платье с глубоким декольте или оголенной спиной. Оставьте такой наряд для более торжественных поводов.








Причёски в стиле Чикаго

Чикаго 30-х годов…. Время гангстеров и шикарных дам. Этот период окружен романтикой и шармом.

Женские образы отличаются выразительностью, изысканностью и определенной сложностью. Здесь нет минимализма и скромности. Именно поэтому многих современных женщин привлекает стиль, популярный в 30-х годах XX века в американском Чикаго.








Популярными украшениями причесок в стиле Чикаго 30-х годов были ободки-повязки на лоб, украшения с перьями или цветами, маленькие шляпки с вуалью.






Платье в стиле Чикаго - с чем носить

На начальном этапе зарождения стиля Чикаго появляться в свете без шляпки для дамы было просто не прилично. Однако в 30-х одновременно с укорачиванием длины платья, оголением рук и плеч появилась возможность демонстрировать и прически. А в качестве головного убора к такому платью очень модным стало носить ободок на волосах, украшенный бисером, камнями или пышным пером.



Поскольку длина платья 30х годов приоткрыла на обозрение женские ножки, то в моду входят шелковые чулки. Поэтому, выбирая сегодня платье в стиле Чикаго, также не забудьте уделить внимание этой детали. Если платье открывает руки и плечи, то можно добавить такой аксессуар, как перчатки.


Идеальным украшением для стиля Чикаго станут тонкие бусы в ярких тонах или тонкие цепочки в виде подвесок. Драгоценности использовать не обязательно, ведь в период Великой депрессии они были доступны ограниченному кругу людей. Из недорогой бижутерии можно создать шикарные образы. Большие сумки к подобным образам не подходят. А вот небольшой, аккуратный клатч, приближенный к классике, - достойный вариант.



Стиль Чикаго позволяет экспериментировать и проявлять себя в комбинировании цветов, выборе фасонов и подборе аксессуаров.
Если вы выбрали платье в стиле Чикаго, то будьте готовы к мужскому вниманию и женской зависти. Ваше поведение и внутренний настрой должны соответствовать выбранному образу - легкая надменность, аристократизм и женское очарование.







«Жить стало лучше, жить стало веселее!»

В 30-е годы потребности советских людей росли, всем хотелось носить добротную одежду, иметь возможность купить праздничное платье, теплое зимнее пальто и хорошую обувь, приобрести удобные и красивые детские вещи, но разрушенная, и пока еще далеко не полностью восстановленная швейная промышленность СССР, с трудом обеспечивала население огромной страны, не то что красивым и модным, а даже самым насущным. Кругом ощущался дефицит.

Дискуссии о принципиально новой одежде нового советского человека, характерные для двадцатых годов, к тридцатым затихли, вопрос о «массовой моде победившего пролетариата» постепенно утратил былую важность. Круг потребителей модной продукции оставался весьма ограниченным – бывшие нэпманы, сумевшие заработать хорошие деньги за период новой экономической политики, семьи военных и партийных начальников, а также руководителей наиболее важных для СССР должностных постов, по советской терминологии, так называемых, номенклатурных работников, творческая элита, и те, кто устроился на какие-либо «хлебные места», связанные с дефицитом.

В стране, где все должно было быть подчинено руководящим структурам, пока еще не был сформирован единый моделирующий центр, а работа проектировщиков одежды, как их тогда называли, находилась в начальной стадии своего развития, хотя к этому времени в СССР уже существовали талантливые мастера, создающие модели модной одежды и незаурядные художники по тканям, такие как Надежда Макарова, Александра Лямина, Надежда Ламанова, Фёкла Гореленкова, Анна Бланк, Варвара Степанова, Кира Мосякова, Оскар Грюн, М. Ануфриева, В. Маслова, М. Назаревская, Д.Лехтман и многие другие.

Крупные фабрики страны открывали собственные художественные и конструкторские мастерские, приступившие к разработке новых тканевых расцветок и моделей одежды. В государственном издательстве легкой промышленности даже начали выпускать каталог, предназначенный для торговых организаций, которые могли бы заказывать все эти модели на соответствующих фабриках. Но на самом деле одежда такого уровня, в советских магазинах продавалась крайне редко. Огромной проблемой и для выпуска хороших тканей, а, следовательно, и для качественной одежды было производственное сырьё, которого катастрофически не хватало.

В 30-е годы в стране резко возросло производство ситца, чрезвычайно популярного из-за дешевизны. В этот период текстильная промышленность развивалась под девизом «Советская ткань – лучшая ткань в мире!». Была поставлена цель увеличения выработки тканей повышенного качества и при этом снижение их себестоимости. Задача трудновыполнимая! Для её достижения реконструировался целый ряд текстильных предприятий, появились первые отечественные автоматические ткацкие станки, осваивались новые сорта тканей – креп, шерстянка, фуляртин, сатин, коленкор, атлас, коверкот, шевиот, сукно, бостон, коломенк, фланель, бумазея и др. Увеличился выпуск тонких тканей – вольты, майи, маркизета, батиста, зефира, тканей с вискозным волокном, производились фавориты 30-х - шелк, атлас, крепдешин, файдешин, крепжоржет. Правда, в продаже эти ткани появлялись нечасто даже в крупных городах, а в некоторых местностях не появлялись совсем.

Для снижения себестоимости новых тканей пришлось уменьшить количество валов печатных машин, что ограничивало возможности художников. В конце 20-х начале 30-х годов обязательным для всех текстильных фабрик было, производство набивных тканей с агитационными узорами, прославляющими труд советского человека – серпами и молотами, звёздами, тракторами, сеялками, комбайнами, заводскими трубами с дымом, аэропланами и пр. Даже такие талантливые мастера как Варвара Степанова, Кира Мосякова, Оскар Грюн были охвачены идеей создания агиттекстиля и придумывали ткани с идеологическими рисунками. В связи с этой тенденцией массово были уничтожены многие старые гравировочные валы с прекрасными традиционными для ткацкого производства орнаментами. Поверхности валов стачивали и наносили идеологический рисунок. Советский текстильный феномен, слава богу, просуществовал недолго. На художественных советах и совещаниях все чаще стали говорить о том, что подобные «творческие находки» слишком громоздки для текстиля, не сочетаются с назначением и фактурой ткани, неудобны в крое, требуют большого расхода и поэтому нерентабельны для швейных предприятий. Фельетон, опубликованный в газете «Правда», под названием «Спереди - трактор, сзади – комбайн», подвел черту в спорах о тематических рисунках, с 1933 года их производство было прекращено приказом Совнаркома за вульгаризацию идей социализма и коммунизма.

Во второй половине 30-х годов в характере оформления тканей произошли некоторые изменения. Если в ситцах присутствовала традиционность, то в новом ассортименте прослеживалась иная трактовка цветочного узора - экспрессивные рисунки в характере наброска, без прорисовки форм, часто сделанные только заливкой цвета без контура. Рисунки второй половины 30-х годов отличала динамичность композиции, которая достигалась за счет поворотов линий и штрихов: цветы словно летели и кружились по цветному фону.

В это время госфабрики, где пробовали свои силы молодые советские художники-модельеры, стали своеобразными центрами по моделированию. Существенным недостатком их работы был сугубо прикладной характер, ограничивающий творческую фантазию художника, модельеры должны были учитывать потребности массового производства и подстраиваться под реальные возможности каждой конкретной фабрики и ее смежников. Конструкторы одежды в основном ориентировались на возможности своей фабрики. К настоящему формированию моды такая система, жестко подчиненная интересам конкретного производства, имела мало отношения.

Другой причиной тормозящей развитие модных тенденций в начале 1930-х годов являлся сохранявшийся в стране острый дефицит одежды и низкие доходы населения. Многие даже не задумывались, о том модная у них одежда или нет, а попросту носили то, что еще можно было носить. В начале 30-х годов и в одежде и в прическах еще очень чувствовалось влияние 20-х годов. В 1930 – 1935 годах, в условиях нормированного распределения, производимая в стране одежда и обувь, наравне с хлебом и другими продуктами питания, в основном продавалась по карточкам. Карточная система начала отменяться с 1935 года. Как и в 1920-е годы, одежда и обувь были сравнительно дороги, их покупали в силу практической необходимости, а не для смены вышедшего из моды гардероба. Когда в 1930 году в СССР стало вводиться обязательное начальное образование, многие дети не могли посещать школу из-за отсутствия у них одежды и обуви, особенно в зимний период. Небогатое, а порой и нищее в своей массе советское общество, конечно же, не готово было к серьезному восприятию такого явления, как «мода ».

Конец эпохи НЭПа в конце 1920-х годов, начатый по инициативе Сталина и его окружения «великий перелом», сопровождавшийся искоренением индивидуализма и пропагандой коммунального быта, призывы к аскетизму, не способствовали развитию сферы моды и потребления. Были закрыты частные парикмахерские, магазинчики, рестораны, ателье, кооперативные магазины. С середины 1930-х годов стал наблюдаться относительный рост жизненного уровня советских людей, особенно среди существенно выросшего городского населения. Процессы индустриализации, идущие в стране, влияли на динамику распространения городской культуры, включая и моду .

В 1931 году были открыты, так называемые «Торгсины» (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами - Торговый синдикат), которые занимались обслуживанием гостей из-за рубежа и советских граждан, имеющих наличную валюту , а также золото, драгоценности и прочие ценные вещи, которые можно было обменять на продукты питания или другие потребительские товары. Торгсины изобиловали всевозможными товарами повседневного спроса - хорошей одеждой и обувью, нижним бельем, текстилем и пр. Просуществовали торгсины до 1936 года. Кроме того, в крупных городах процветала комиссионная торговля, благодаря которой можно было приобрести отличные товары, в том числе и зарубежные, если конечно посещение комиссионного магазина было «по корману». Начиная со второй половины 1920-х годов, в стране практиковалась продажа товаров по рабкредиту. Государственные и кооперативные торговые учреждения продавали рабочим и служащим товары с рассрочкой платежа при условии предоставления гарантий предприятиями или учреждениями, где работали потенциальные покупатели. Долгосрочный кредит получали обычно на полгода в объеме месячного заработка. Были даже организованы специализированные рабкредитовские магазины.

Несмотря на критику традиционной моды , ей с удовольствием следовали многие деятельницы революционного движения и жены тех, чьи имена тесно связаны с советской идеологией. Модная элегантная одежда вписывалась в круг интересов знаменитых русских революционерок Инессы Арманд и Ларисы Рейснер, воспетой Всеволодом Вишневским в образе комиссара в «Оптимистической трагедии», Александры Коллонтай, ставшей первой в истории женщиной-послом в послереволюционной России, гражданской жены писателя Максима Горького актрисы и общественного деятеля Марии Андреевой, являвшейся почитательницей и покровительницей модельера Надежды Ламановой, жены наркома Молотова Полины Жемчужиной, ставшей руководителем Главпарфюмера и членом Художественного совета при Московском Доме моделей, жены наркома просвещения Луначарского актрисы Натальи Розенель, считавшейся одной из самых модных дам Москвы 20х - 30-х годов. Розенель регулярно получала из Европы модные обновки. Да и сам Луначарский был небезразличен к одежде, носил американские костюмы, часто менял галстуки, бабочки и сорочки.

В 1930-е годы советской номенклатуре, в отличие от обычных граждан, была доступна модная одежда, том числе и иностранного производства. Например, в гардеробе наркома НКВД Генриха Ягоды кроме несметного количества рубашек, было 21 пальто и 22 костюма, причем большинство из них – иностранных марок. Тем не менее, особо не поощрялось, чтобы жены и дети партийных руководителей, одевавшиеся в своей среде модно и респектабельно, демонстрировали достаток простому народу. В начале 1930-х годов в среде советской элиты было принято заказывать одежду у дорогих частных портных или посещать закрытые ателье, к примеру, Галина Кравченко, начинающая актриса и молодая сноха Льва Каменева, посещала элитную ведомственную мастерскую пошива одежды Наркоминдела на Кузнецом мосту. В том же ателье, у той же портнихи одевалась и супруга Сталина Надежда Аллилуева.

В период государственной политики, названной впоследствии «неонэпом», стала возможна реанимация моды , издание модных журналов, создание в крупных городах государственных образцовых универмагов с модными ателье при них (кроме обычной системы государственных ателье индпошива). В 30-е годы в стране появилось понятие Советский Дом Моделей, изначально, по сути, это были просто модные ателье, например, Дом Моделей Мосторга, располагавшийся на Большой Дмитровке. Он появился в 1933 году и был знаменит тем, что в его стенах работала великолепная портниха Ревека Ясная, попасть на прием к которой, можно было только по знакомству. В 1934 году в Москве при опытно-технической швейной лаборатории треста «Мосбельё» состоялось открытие первого в стране крупного Дома моделей одежды на Сретенке, руководителем которого до 1949 года была племянница Ламановой модельер Надежда Макарова. Для художественного оформления здания пригласили Владимира Андреевича Фаворского, тогда уже известного художника. Фаворский настолько заинтересованно отнесся к деятельности Дом моделей, что был введён в его художественный совет. Его соображения о фасоне платьев, о выборе ткани нередко конкурировали с идеями самих модельеров, и находили у последних поддержку.

- Воспроизведение данного материала запрещено -



Красивые и необычные – такими они выглядят на фотографиях


Пересматривая старые фотоснимки, можно четко проследить и увидеть, какими были женщины в те года. Женственные, элегантные, загадочные с некой изюминкой – краткое описание дам прошлого столетия.

30-е гг. – это сложное время – период предшествующий Второй мировой войне. Напряженная политическая атмосфера диктовала свои условия - практичность и скрытность – главные качества того времени. Естественно, это нашло отражение и в моде. Сдержанные линии в женской одежде кардинально отличают женщину 30-х от дамы 20-х гг., где больше приветствовалась раскрепощенность и своенравие.




И, хотя нынче молодежь, да и взрослое поколение не одеваются так, как «раньше», в современных гардеробах можно найти детали и образы из прошлого.

Немного из теории


Стиль 30х годов характеризуется «треугольником»: широкие плечи и узкие бедра. Вставки и вырезы в виде треугольников, узкие в бедрах и расширяющиеся от колен юбки, широкие остроугольные воротники, косынки на шее, накидки, длинные перчатки – все это элементы гардероба светской дамы того времени.


Несмотря на кризис во всем мире, известные Дома моды – «Шанель», «Ланвэн» и другие – создавали и выпускали свои коллекции. Открылись тогда и такие известные бренды как «Нина Ричи», «Аликс Бартон» и «Элиза Скьяпералли».


Если с дамами Европы все понятно – большинство из них приобретали одежду в бутиках – то, что же происходило в это время в СССР?

Сталинский отпечаток


На моду 30х гг. в СССР оказывала влияние социалистическая идеология и вера в вождя. Если во всем мире процветало промышленное производство одежды, то в СССР, ввиду продолжавшегося дефицита, среднестатистические женщины шили наряды сами по модным советским журналам. Но посреди повсеместного голода, разрухи и дефицита, в те года воцарилось изобилие модных ателье. Приобрести наряды в магазинах, как сегодня, не представлялось возможным для всех, а вот пошить красивое платье у швеи – более вероятно.


Самый популярный наряд советской женщины – платье с заниженной талией в стиле чарльстон, украшенное всевозможными аппликациями и вышивками. Французские веяния в моде потихоньку отходили на задний план. Стали модными шляпки. Платья из холста, прямые юбки из солдатского сукна, ситцевые блузки – вот гардероб советской женщины. Незаменимым аксессуаром служила красная косынка, которую женщины носили вместо головного убора.

Но сталинские веяния полностью искореняли европейские тенденции из общества, в том числе из моды. Теперь быть в тренде стало опасно: в лучшем случае люди лишались работы, а в худшем – отправлялись в тюрьму.


Образами для подражания женщин были актрисы советского кино. Подобно им, дамы шили длинные платья, доставали меховые горжетки, а также перекрашивались в блондинок и выщипывали брови.

На дальнейшее развитие моды повлияла начавшаяся война. Мужчины ушли воевать, а женщины стали озабочены совершенно другим – на их долювыпала тяжелая ноша военного времени.

Как вас причесать мадам?


Европейские женщины 30х гг. продолжали отдавать предпочтение коротким волосам. В независимости от длины волос, укладка не должна была закрывать шею. Волны оставались в тренде, но наряду с ними появлялись и более выраженные локоны. Укладки были объемными, за исключением случаев, когда применялась техника «мокрых волос». Окрашивание использовалось дамами активно. Основные цвета, которым отдавалось предпочтение, это черный, ярко выраженный блонд и рыжий. Паж, удлиненный боб и каре – стрижки, которые европейские и американские парикмахеры прошлого века делали ежедневно.



История мужской моды. Мужская мода 20 века


1900-е годы в мужской моде

Последний период рафинированной мужской элегантности. Петербург в эпоху Серебряного века славился щеголями. Русские модники ориентировались на английскую моду. Принц Уэльский старший сын королевы Виктории, позднее король Эдуард 7 был иконой стиля. Именно он впервые расстегнул пуговицу у жилета, когда плотно покушал. Он же ввел в моду стрелки на брюках и подвернутые штанины.
В моде длинное пальто, сюртук и шляпа-котелок.


1910-е годы в мужской моде

На смену сюртукам пришли укороченные пиджаки без подкладных плечей с завышенной талией и удлиненными лацканами. Мужской костюм приобрел более вытянутый силуэт. В моде джаз и вместе с ним джазовый костюм с брюками-дудочками и туго застегнутым пиджаком. Первая мировая война популяризирует военную форму. Военная модель - тренчкот (от англ. слова trench, "траншея") для солдат британской армии, поставляемая компанией Burberry - делается настолько популярной, что впоследствии ее продолжают носить и «на гражданке».

В Петербурге главный рафинированный щеголь – князь Феликс Юсупов.

1920-е годы в мужской моде

Образцом для модного подражания по прежнему являлся принц Уэльский. Он ввел в моду укороченные широкие штаны для гольфа «plus fours», с которыми надевались длинные шерстяные гольфы. В этот период носят шотландские свитера «Fair Isle», шляпы-панамы, узкие галстуки завязанные виндзорским узлом, пиджаки на двух пуговицах, нагрудные платки, коричневые замшевые туфли и английские кепки в мелкую клетку. Кстати, рисунок на мужских костюмных тканях «Принц Уэльский» назван в честь Эдуарда 7, который любил неофициальные костюмы в клетку.

В России это время военного коммунизма и гражданской войны. После революции 1917 года денди Серебряного века исчезли. На смену им приходят авангардисты новой формации.

Модником того времени был Владимир Маяковский.

Настоящие пижоны появились в эпоху НЭПа. Они носили полосатые брюки, бабочки, мягкие шляпы и канотье, и старались походить на американцев эпохи джаза.

1930-е годы в мужской моде

Модники подражают гламурным голливудским звездам. Популярны увлечения авиацией, автомобилями и спортом. В моде подтянутое спортивное телосложение.
Костюмы приобрели более мужественный вид, линия плеч увеличилась, а грудь расширилась, пиджак стал прилегать к бедрам. В мужском гардеробе появляются вещи в спортивном стиле, джинсы и трикотаж. На голове носили кепки и кожаные шлемы. В 30-х годах были популярны так называемые «капитанки» шапки с лакированными козырьками. В цветовой гамме одежды доминируют коричневый цвет и хаки.

В военные годы русские щеголи и пижоны полюбили трофейную моду. Привезенные из Германии и других стран вещи стали модным товаром для тех, кого в последствии назовут стилягами.

1940-е в мужской моде

Ключевой образ мужчины в период Второй мировой войны - мужественный и в военной форме. Распространенными вещами были полупальто и короткие куртки с накладными карманами.
В первый период послевоенного времени в Америке появляются необычные костюмы именуемые Зут (zoot suit), которые состояли из длинного двубортного пиджака до колен с широкими лацканами и мешковатых брюк, зауженных внизу, с костюмом надевалась широкополая шляпа.


В советской моде послевоенного времени, по сравнению с 1930-ми годами актуальный силуэт стал шире, вещи были словно немного велики. Важным мужским деловым аксессуаром была фетровая шляпа. Носят двубортные пиджаки, широкие брюки и длинные пальто. Преобладали темные тона. Светлые и полосатые костюмы считались особым шиком. Даже после войны военная форма осталась распространенной одеждой и на гражданке, образ мужчины в форме был невероятно популярен. Помимо прочего в моду вошли кожаные пальто.

С 1947 года стиляжничество начинает увлекать большие круги советской молодежи.


1950-е в мужской моде

Послевоенный мир стремительно менялся, и мода менялась вместе с ним. В Англии в начале 1950-х годов появляется стиль, получивший название «тедди-бойз». Этот стиль является некой вариацией стилистики Эдварда 7 (эдвардианской эпохи) отсюда и название (в английском языке Тэдди это сокращение от полного имени Эдвард). Носили зауженные брюки-дудочки с отворотами, пиджак прямого покроя с бархатным или молескиновым отворотом, узкие галстуки и ботинки на платформе (криперсы). Челка укладывалась в кок.
В 1955 году в жизнь британской молодежи вошел рок-н-ролл отразившийся на одежде в виде шелковых костюмов, брюках клеш, расстегнутых воротниках и медальонах.
В 1958 году в английскую моду приходит влияние Италии. В моду входят короткие квадратные пиджаки, зауженные брюки, белые рубашки с тонким галстуком и с жилетами, из нагрудного кармана жилетки выглядывал платок. Ботинки приобрели остроносую форму (Винкл-пикер).

1960-е в мужской моде

В мире мужской моды происходят значительные изменения: запускается индустрия массового производства готовых костюмов. Серый костюм становится униформой офисных служащих. В моде свободный длинный пиджак, рубашки с воротником на пуговицах (button-down), узкий галстук, оксфордские туфли, черное шерстяное пальто и фетровая шляпа.

В 1967 году в среде молодежи возрождение стиля тедди-боев, получившего новое название рокабилли, новая версия стиля была облагорожена веянием глэм рока. Костюмы приобрели кричащие расцветки.

1970-е в мужской моде

В отличие от 1960-х в 70-е не было единой направленности в моде, были разные течения. Мода, как способ самовыражения. Тенденции формировала уличная мода. В молодежной среде движение хиппи: длинные волосы, джинсы клеш, разноцветные рубашки, как аксессуары фенечки, шейные подвески и бусы.

Одежда становится более универсальной и практичной. В ходу разнообразные стили и их смешение. Культовым предметом одежды в 1970-е стали водолазки. В советском союзе популярны водолазки «лапша».

1980-е в мужской моде

Сформировалось новое поколение бизнесменов, потребителей роскоши, именуемое яппи.
Стала актуальной итальянская мода сделавшая популярным загар, черные очки и коричневую обувь. Мужской гардероб перестал быть универсальным и строго делился на деловой, вечерний и повседневный. На корпорациях вводится дресс-код «рабочая пятница».


В советском союзе на пике популярности джинсы «бананами» и «варёнки». Процветали фарцовщики, признаком достатка и стильности считалась фирменная одежда привезенная из-за границы.

1990-е в мужской моде

На западе минимализм, простота и практичность стали главными тенденциями моды в противовес безудержному потреблению 80-х. Мужская деловая одежда стала более свободной и простой. Популярен спорт и спортивная одежда с логотипами известных брендов становится повседневной.
В молодежной среде распространен стиль «гранж»: мешковатая одежда больших размеров, мрачных тонов. Многообразие субкультур: реп, хип-хоп, рок определяет внешний вид подростков.
Популярен стиль унисекс. Основой мужского гардероба становится повседневная одежда.
В России в мужской деловой моде главенствует пресловутый малиновый пиджак – олицетворение успешности и достатка.
В конце 90-х годов широкое распространение информационных технологий приводит к быстрому распространению модных тенденций в мире.

2000-е в мужской моде

Это эпоха метросексуалов. Культ красивого тела становится основной идеей моды. В моде холеная внешность и подчеркнутый интерес к модным трендам.

На основе источников:
Библия стиля: гардероб успешного мужчины / Н. Найденская, И. Трубецкова.
Д/ф «Дуновение века. Жизнь щеголя»

Заходите в нашу группу