Мужик который ходит в женской одежде. Masculin Féminin: Мужчины о праве носить женскую одежду

Отношение к актерам-травести в нашей стране мягко говоря не однозначное. Это амплуа считается маргинальным, порочным, аморальным и даже богомерзким. Признается это ремесло только в том случае, если актер комично изображает женщину, как Верка-Сердючка, например. Вынужденные переодевания явно гетеросексуальных персонажей в таких фильмах, как «Тутси», «Миссис Даутфайер» или «Здравствуйте, я ваша тетя» тоже не вызывают сомнений. Это же все ради смеха! А когда дело доходит до самой настоящей имитации женщины, у почтенной публики это вызывает резкое отторжение. Да, тут уже не до смеха. Актер «покушается» на самое дорогое – гендерную идентификацию. Возникают мысли: «А все ли с ним нормально?» или «А ты часом не содомит?». Дамы и господа! Неприятие культуры травести возникает чаще всего из-за невежественности. Искусство перевоплощения мужчины в женщину старше и глубже, чем вы могли бы подумать.

Украинская травести-дива Монро

Шекспир писал роль Джульетты для мужчины


Во времена Шекспира все роли в театре играли мужчины. Эта традиция корнями восходила к древнегреческому театру, куда не допускали женщин по одной простой причине – у них не было гражданских прав. Теперь многим сложно представить, но когда-то многие юноши-актеры мечтали о роли Джульетты. Женщин допустили на подмостки только после реставрации монархии. Карл II, сын печально известного Карла I, казненного революционерами, прославился, как «веселый король». Он любил театр и женщин. Видимо Карлу II очень хотелось совместить эти два удовольствия в одно, поэтому в 1660 году он издал указ, позволяющий женщинам блистать на подмостках наравне с мужчинами. Это было настоящей культурной революцией, так как мало кто представлял, что женщина способна сыграть женскую роль правильно. История реформы английского театра нашла свое отображение в фильме Ричарда Эйра «Красота по-английски» (2004). В центре повествования – известный в свое время травести-актер Нед Кинастон, который пострадал от указа Карла II и вынужден был учиться играть мужские роли.

Традиции театра Кабуки: женщина на сцене к беде


В традиционном японском театре Кабуки до сих пор женские роли играют мужчины. Этих актеров называют оннагата и их искусство передается из поколения в поколение. Самым известным из ныне живущих актеров-оннагата является Бандо Тамасабуро V. Он вывел свое искусство на мировой уровень, сыграв ряд главных женских ролей в классических европейских пьесах: «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Медея». Но одной из самых его самых известных актерских работ стала роль Настасьи Филипповны в фильме польского режиссера Анжея Вайды «Настасья», снятого по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Кстати, Бандо Тамасабуро V сыграл в картине и князя Мышкина – это была его первая и единственная мужская роль за всю актерскую карьеру.

Артист кабаре способен сыграть и Гитлера, и Еву Браун

В 1920-1930-е годы Берлин стал мировой столицей богемы. В это время именно здесь, в атмосфере вседозволенности и праздности, создавалось самое актуальное на то время искусство и формировался новый образ мышления, лишенный предрассудков. В берлинских кабаре рождался революционный театр Бертольда Брехта, первый раз звучали песни Курта Вайля и обретал очертания сценический образ Марлен Дитрих. Все это закладывало основы для нового типа актера-универсала, который позже возьмут на вооружение и stand-up комики, и рок-звезды и королевы травести-шоу. Для этого персонажа никаких ограничений не существовало: мужчина мог выйти на сцену в образе женщины, а женщина – в мужском смокинге. Еще чуть чуть и сексуальная революция громыхнула бы именно тогда, но к власти в Германии пришел Гитлер и задушил все эти идеи прямо в колыбели. Пройдет еще 30 лет прежде чем человечество освободится от комплексов и предрассудков старого мира.

В 1997 году на экраны вышел фильм Шона Матиаса «Склонность», рассказывающий об участи гомосексуалистов в немецких концлагерях. Миг Джаггер сыграл в этом фильме роль травести-актера Греты. Этот образ символизирует прекрасную и бурную эпоху кабаре.

Образ Drug-queen, как закономерный итог всей этой истории с переодеваниями

Сразу стоит пояснить: чтобы стать Drug-queen, не достаточно переодеться в женское. Травести - сложное искусство, впитавшее в себя и шекспировский театр, и стиль оннагата, и, что самое важное, культуру кабаре.

Про травести-королев снято немало фильмов, но одним из лучших безусловно является «Вонг Фу, с благодарностью за все! Джули Ньюмар» (1995). Героинями фильмма являются три типичные «королевы красоты», которые случайно попадают в американский провинциальный городок и начинают менять его жизнь к лучшему. В главных ролях снялись Патрик Суэйзи, Уэсли Снайпс и Джон Легуизамо. Эти три актера гениально перевоплотились в не характерных для них персонажей. Если вам интересно, к какому идеалу должна стремиться любая травести-дива, посмотрите именно этот фильм – Патрик Суэйзи показывает настоящий мастер-класс по перевоплощению в женщину.

Теперь вы, дорогие ханжи, знаете, что если мужчина переодевается в женское платье, это далеко не всегда фетишизм, эксгибиционизм и гомосексуализм. Иногда это – самое настоящее искусство, уходящее своими корнями глубоко в почву истории. Чтобы увидеть разницу, стоит всего лишь перестать отворачиваться.

Стереотипов, связанных с одеждой, великое множество, и знакомимся с ними мы ещё в детстве. «Мальчикам - голубое, девочкам - розовое», - все знают об этой навязанной установке, которая существует до сих пор. Дальше - больше. Мужчины вынуждены сталкиваться со штампами касательно внешности так же, как и женщины. Наше общество до сих пор заточено на то, что парни должны демонстрировать силу, в том числе и внешним видом, а юбки, рюши, кружева и другие элементы, не вписывающиеся в эту догму, в массе своей порицаемы. Несмотря на то что одежда-унисекс насчитывает не один десяток лет, большинство людей относится с подозрением к идее, что мужчины и женщины могут одеваться одинаково. Мы попросили пятерых мужчин разных профессий примерить гендерно нейтральную или женскую одежду и рассказать, как они себя в ней ощущают и что они думают о современной моде.

Блуза Kenzo , 54 200 руб., КМ20

Виталий

28 лет, шеф-программист

Я не особо слежу за модой и в жизни предпочитаю носить очень простую, практичную одежду - рубашки «как у гиков», футболки с изображением металл-групп, грубые ботинки. Не думаю, что в моём гардеробе что-то может кардинально поменяться. Лично я не знаю ни одного магазина, который продавал бы яркие вещи для мужчин, где, к примеру, можно было бы купить какую-нибудь крутую цыганскую рубашку. В мужских отделах всё очень однообразно. Желания носить женскую одежду у меня не возникало, но, когда мне предложили участвовать в эксперименте, мне понравилась идея.

На самой съёмке я не чувствовал особого дискомфорта - мне кажется, окружающие были смущены больше меня. У платья Vetements даже были карманы! Но видеть себя в зеркале было непривычно: возникало ощущение, что на мне костюм для Хеллоуина. Я полагаю, что ходить в такой одежде на улице будет неловко, но быть окружённым людьми, которые находят это крутым, действительно весело. У меня есть рубашка, которую мы носим на пару с моей подругой, но она скорее унисекс.

Платье Vetements , 114 600 руб., КМ20; Ботинки Alberto Guardiani , 39 960 руб., ГУМ; Цепочки Maria Stern 18 000 руб. и 15 000 руб., ЦУМ

Одежда, которая вычурно женственна, на парне будет привлекать много внимания в повседневной жизни, а мне это не нужно. То, что парни и девушки начинают носить одинаковую одежду, может оказать влияние на общество, но трудно предсказать, какое именно. Меня лично это не сильно волнует, я стараюсь не судить людей вообще, и уж тем более по их внешности или одежде. Я живу в Израиле, и у нас там мало что изменилось в плане уличной моды: все ходят в тех же джинсах, которые они купили в 18 лет. Если сравнить людей на улицах больших городов, где я провожу большую часть своего времени, без сомнения, москвичи носят более яркие и привлекающие внимание вещи, тогда как в Тель-Авиве люди выглядят более расслабленно.

Водолазка Nina Donis , 49 800 руб., КМ20

Виктор

61 год, Глава компании «коммуникатор»

Мой повседневный гардероб определяется тем, в какой среде мне необходимо быть в этот день: порой мне приходится быть в костюме и в галстуке, или в костюме и обязательно без галстука, или в пиджаке и в джинсах. Есть такое английское выражение «I wear many hats» («я ношу разные шляпы», то есть занимаюсь разными делами) - оно отражает мой стиль жизни. Единственное, я не люблю узнаваемые марки, а в последнее время предпочитаю монохромные вещи, без принтов. Не могу перестроиться на тёмные цвета: яркие оттенки - это моё.

Вещи Nina Donis, которые были на съёмке, очень красивые, я мог бы надеть их на модную тусовку. С удовольствием имел бы это всё в своём гардеробе, особенно свитшот с каменьями. Платья - вообще интересная история. У меня самого, к примеру, есть две джалабии (традицинное мусульманское платье. - Прим. ред ): одна из верблюжьей шерсти, другая из хлопка. Это потрясающе удобная вещь летом.

Думаю, что я слежу за модой, но не прикладываю к этому никаких усилий. У меня есть пара друзей-дизайнеров, на показы которых я хожу, но это больше по дружбе. В индустрию я особенно не вникаю. Довольно часто бывают ситуации, когда я что-то надеваю, а мне говорят: «О, это модно!» - и я понимаю, что где-то это подсмотрел. Просто это такое облако - если ты следишь за окружающим миром, то и это тоже замечаешь.

Мужчина, безусловно, за последнее время очень изменился, и характерным признаком этих перемен стало вот что. Когда я впервые 30 лет назад в Риме или Вене попал в косметический магазин, мужской отдел там был почти в десять раз меньше женского. Сейчас же они одинаковые. То есть стало принято следить за собой, выбирать одежду.

Мужская мода не кажется мне скучной, хотя я помню, когда мы с женой заходили в магазин, она говорила: «Какие же у вас мужские вещи красивые», - а я отвечал: «А какие красивые у вас». Изнутри всегда есть ощущение, что чего-то не хватает, что всё скучное. А со стороны может казаться, наоборот, что мужская мода больше себе позволяет, в ней больше вариаций.

Платье Nina Donis , 37 200 руб., КМ20; Кольца Maria Stern, 8 000 руб. и 10 000 руб., ЦУМ

Если смотреть глобально, то сейчас основной тренд - это отмена «можно» и «нельзя». Можно всё: любые цвета, любые сочетания, любые фасоны - это первое. А второе - одежда становится всё менее формальной. Сегодня в разных ситуациях, от похода в оперу до заседания совета директоров банка, можно увидеть людей, одетых так, как они бы не пришли на неформальную пятницу к себе в офис 15 лет назад.

Думаю, что в моде, как и во всём, - в искусстве, музыке, литературе - нет основного течения. Есть скорее несколько сосуществующих трендов, и ты сам выбираешь то, что годится для тебя, для твоей субкультуры, для твоей манеры поведения. Или как это бывает в моём случае: ты идешь в одно место одним человеком, в другое - другим.

Пальто Lemaire , 86 800 руб., КМ20; худи - собственность модели

Андрей

25 лет, фоторедактор

Cвитер Hood by Air , 35 000 руб., SV Moscow; шорты - собственность модели; кроссовки Nike , 8 930 руб., Brandshop

Я не слежу за тем, что происходит на подиумах, но, думаю, дизайнеры по-прежнему расширяют границы допустимого. Несколько лет назад многие в моей ленте шерили авангардную коллекцию J. W. Anderson (одни были в восторге, другие сокрушались) странных платьев для мужчин. Сегодня этот же дизайнер возглавляет консервативный модный дом, медленно меняя его изнутри и внося свой вклад в «легализацию» нового мужского образа. Мне кажется, что этот случай - скорее правило, чем исключение.

Пальто Acne Studios , 98 800 руб., ЦУМ

Слава

26 лет, модель

Ситуация, когда девушка берёт рубашку у бойфренда, давно стала обыденной. Она отразилась и на женской моде, и впоследствии на ассортименте демократичных марок. Сейчас нет такого сильного разделения на мужское и женское, как раньше: всё смешивается. Брендам выгодно делать одежду, подходящую для обоих полов.

Обратив внимание на последние коллаборации дорогих марок с масс-маркетом, можно заметить, что в них, к примеру, одни и те же принты для парней и для девушек. Девочки покупают мужское, мальчики - женское, и никто не запаривается. Вот, например, свитшот - вещь абсолютно универсальная и гендерно-нейтральная. С каждым сезоном он как будто становится всё длиннее и длиннее. Я не удивлюсь, что лет через 20 все эти платья для парней будут нормой.

Туника Craig Green , 30 800 руб., КМ20; брюки Craig Green , 38 400 руб., КМ20; кроссовки Puma , 10 990 руб., Brandshop

Однажды я гулял с другом по магазинам, и мы заходили в женские отделы. В одном из них мне понравился женский свитер розового цвета. Я собирался его взять, но у меня вдруг включилось в голове: «Пойду на кассу пробивать, и что люди подумают». Но потом, через пару дней, всё-таки пошел и купил. Мой пример скорее исключение - обычно парни не смотрят на женскую одежду. Сказываются внутренние барьеры. Но когда я прихожу в магазин мирового бренда, например в Acne, то смотрю и мужское, и женское - это интересно. Чувствуешь себя, как на выставке: хочется ничего не упустить. На каждый день я предпочитаю чёрные вещи. Сочетать тёмный верх с тёмными низом - это просто и удобно. В вещах, которые были на мне во время съёмки, я бы пошёл в клуб, на день рождения или встречу с друзьями, но вряд ли на работу.

Несмотря на господство православного консерватизма в России, тренд на унисекс, заявленный мировыми брендами, проникает повсюду. О нем говорят прогрессивные издания, а глянец демонстрирует красивый макияж и женский гардероб на мужчинах-моделях. Но готовы ли москвичи видеть мужчин в платьях? The Village решил это проверить и дал задание своему продюсеру социальных сетей Антону Павловскому неделю носить только платья.

Мое новое платье - твой новый бог

Еще век назад трудно было себе представить, что девушка в брюках станет обычным явлением. Возможно, сейчас история повторится - только про мужчин и платья. Согласившись на эксперимент, я представлял себя Габриэль Шанель, которой принадлежит миссия изменить массовый вкус. У меня была неделя, в течение которой я пообещал носить платья всюду: на работу, йогу, тусовки, в общем, туда, где я обычно провожу свои ясные дни.

Надеть женскую вещь не было для меня большим вызовом - периодически я это делаю на вечеринках. Но, конечно, важен контекст. Если на «Русском аттракционе» своим платьем и отвязными танцами я вызываю только одобрение или равнодушие, то в повседневной жизни к излишнему общественному вниманию я не готов и обычно защищаюсь от него мешковатыми штанами и худи. Кстати, один гендерно-маркированный элемент гардероба я уже регулярно ношу - это женские колготки. Но только потому что я русский, а в России зимой холодно. Мерзнуть не люблю, а термобелье мне не нравится, потому что собирается в складки под одеждой.

Собрать остальной гардероб не составило труда. Пара женских вещей остались у меня от подруги, еще несколько мне подкинули коллеги: на удивление их XS отлично на меня сел. Поэтому каждый день я менял гардероб, гуляя то в парадном зеленом платье, то в дерзком мини, то в почти детском джинсовом сарафане.




В облегающих платьях я явственно ощущал дефицит сисек и профицит писек.

Хобот иногда порочно прорисовывался

Самоирония и дефицит сисек

По дороге на работу я мысленно моделировал ситуацию, при которой я, например, поскальзываюсь и падаю, после чего попадаю к врачам. Что они скажут при виде моего бархатного болеро? Я вспоминал сцену из «Завтрака на Плутоне», где трансвестит нашел в газете свое фото как жертвы взрыва в клубе. И даже здесь его член, торчащий из-под разорванной женской одежды, журналисты заблёрили, чтобы не смущать читателей.

Короче, без самоиронии платье лучше не надевать. Однако платья требуют не только недюжинной духовной стойкости, но и физической: как ходить в одеждах в обтяг по московскому гололеду - вообще непонятно. Да и ходить в них в принципе неудобно, не знаю, как девушки с этим справляются. Передвигаться можно только мелкими шагами, нужно постоянно втягивать живот, который после тридцати берется невесть откуда (пива я не пью). В облегающих платьях я явственно ощущал дефицит сисек и профицит писек. Хобот иногда порочно прорисовывался. Очень боялся, что может случиться эрекция, и будет совсем неудобно.

Надо признать, в офисе мой внешний вид всех скорее развлекал, чем напрягал. Одни шептали мне на ухо комплименты, другие посмеивались, но по-доброму. Открывая в эти дни инстаграм, я регулярно видел свои фотографии в постах коллег и друзей.

На кухне в офисе мне намекнули на вскрывшиеся недостатки фигуры и рекомендовали не налегать на печеньки. Повар Светлана при виде меня по-простому воскликнула: «А чой-то?» Кто-то интересовался, почему я не носил такого раньше. Действительно, с таким же успехом я могу обтянуться латексом или продуктовой пленкой. Это же так элегантно и комфортно!

В последний день рабочей недели я пришел в сером мини-платье, от неприличной длины которого я сам себя мысленно слатшеймил. Но девушки-коллеги меня утешали, не скрывая зависти, что на мне оно сидело даже лучше, чем на них.


Писсуары, старушки и чебуречная

Мой звездный час настал в Историческом музее, куда я отправился в выходной. Пенсионерки, сидевшие у входа в один из залов, желанием сфоткаться со мной не горели. Когда я присел рядом, они отвернулись и стали усиленно вести светскую беседу, как будто я наваждение и баг в коде Вселенной, а не рандомный парень в платье.

А вот группе школьниц я показался интересным экспонатом, хоть и без лабутенов. Они стали себячиться со мной на десятки камер своих мобильников, показывая те же жесты, что и я. Две иностранки тоже захотели селфи со мной. С моим появлением сфокусироваться на экспозиции, кажется, не удалось никому.

Бабушки отвернулись и стали усиленно вести светскую беседу, как будто я наваждение и баг в коде Вселенной, а не рандомный парень в платье

Жесткой критики я по-прежнему остерегался, поэтому в платье в церковь и поликлинику не пошел. Зато отправился в любимую «Чебуречную № 1» на Покровке. Обычно там сидят взрослые субъединицы рабочего класса. Как-то они чуть ли не до драки сцепились с моей коллегой Дашей, имевшей смелость завести при них разговор на тему прав геев. А мне повезло - они бросили на меня свои уставшие взгляды и продолжили молча набивать щеки жирными чебуреками, как будто у них баннерная слепота, а я баннер. Я ответил им симметрично.

От посетителей мужского туалета в «Макдоналдсе» я ожидал большего внимания, но они меня разочаровали: не было ни косых взглядов на парня в платье у писсуара, ни попыток легкого харассмента или проявлений гомофобии. Всем было плевать - мужчины спокойно мыли руки даже в тот момент, когда я раздевался, чтобы сменить платье.

Сегодня я проснулась раньше, чем обычно меня будит будильник. Я посмотрела сонными и заспанными глазами вправо, где стоял будильник.

«Какой сегодня день?» - подумала я, - «Неужели сегодня снова на работу?!». О боже, как болит голова! Из-за чего она болит? И тут я отчётливо вспомнила, что вчера вечером я осушила бутылку красного вина, а перед этим, полторалитровую бутылку крепкого пива. Вспомнив это, я опять поморщилась от боли в голове. Языком облизала пересохшие губы. На сердце чувствовалась непонятная и необъяснимая тяжесть. Как будто меня терзает непонятное чувство вины. Никак не могу понять, в чём тут дело.

В это мгновение меня посетила догадка. Я сплю на правой стороне двухспальной кровати, а муж мой, Сашка - на левой. Левой рукой я стала шарить и ощупывать кровать в поисках своего мужа. Но кровать была пуста. Постельное бельё из шёлка не было согрето теплом человеческого тела. Я резко повернулась и посмотрела на пустующюю кровать. Там действительно никого не было. Даже подушка и одеяло не были примяты. Сон улетучился, как будто его и не было.

Точно, теперь вспомнила, почему этого Саши дома нет. Вчера, при уборке спальни, я наткнулась на странный пакет. Странным был не сам пакет, а его содержимое. Там лежала женская одежда: нижнее бельё, туфли лодочкой и длинное вечернее платье с блёстками. А сам пакет лежал в шкафу, с вещами мужа. Как только обнаружилось это безобразие, я сразу же позвала Сашу с кухни, он там обед варил, и закатила ему скандал по самые уши. Как только он увидел из-за чего скандал, он как-то съёжился весь, побледнел в лице, даже руки стали немного трястись. Я никогда его не видела таким испуганным. Он, итак, ниже меня на четыре сантиметра, а тут он ещё меньше стал. Вначале, Саша даже объяснить толком не мог, откуда у него эта одежда, но выпив стакан воды, немного успокоился. Я решила сразу идти в атаку и не тянуть с вопросом, который меня терзает с того момента, когда я нашла пакет.

Я сидела на диване, а он стоял передо мной, с опущенной головой, как провинившийся ребёнок. У него даже слёзы пошли от страха.

Нет, Леночка, нет. Боже упаси, чтобы я с кем-то встречался, - виноватым голосом пролепетал мой муж.

Тогда, - я вскочила разъярённая с дивана и закричала, - откуда у тебя этот пакет? А? А ну отвечай, быстро!

Саша, кажется, ещё меньше стал ростом со страха.

Я, я..., - он натурально трясся со страху. Таким испуганным я его ещё ниразу не видела, значит, у него есть повод бояться меня и что-то скрывать, - я люблю тебя, Леночка, - он всё ещё стоял посередине комнаты и с умоляющим взглядом смотрел на меня, - люблю только тебя и никого более.

Докажи, - с вызовом сказала я. Я стояла напротив него и смотрела в упор в глаза.

Клянусь своей мамой! - он даже перекрестился.

Он никогда не врал мне, и у меня не было никаких поводов ему не верить. Я даже расслабилась от облегчения, мне стало легче на душе. Я снова уселась на диван.

Ну ладно. Допустим, я тебе поверю, - спокойным голосом произнесла я, - он тогда откуда здесь взялся пакет с женской одеждой. Это не моя одежда. Но тогда чья она может быть? Давай, отвечай, только не ври! Тебе же хуже будет!

Я вытряхнула из пакета всю одежду и стала её рассматривать.

Ну что ты молчишь, говори. А может быть, ты мне неправду сказал, насчёт любовницы?

Видно было что Саша решается что-то мне ответить. Его лицо было бледным и каким-то совсем непохожим на него.

Это моя одежда. Я её для себя купил, - видно было, что он с большими усилиями выдавливает из себя слова признания.

Я была в шоке, услышав это, даже перестала перебирать вещи.

То есть, как для себя?- до меня долго не доходил смысл его слов, - ты это себе купил?

Да, - негромко вымолвил Саша.

Так ты что, значит того...?- я никак не могла подобрать нужного слова.

Чего того?- не понял он.

Ну... - тут я вспомнила нужное слово, - значит ты педик?

Саша ещё сильнее побледнел.

Нет, я не голубой. Я трансвестит.

Один чёрт. Вы все мне на одно лицо.

Саша всё ещё стоял передо мной, а я сидела на диване.

А ну-ка, покажи, как ты это делаешь.

Что я делаю? - не совсем понял Саша.

Как ты одеваешься во всё это, - я взяла в охапку нижнее бельё и бросила в лицо мужу, - я хочу посмотреть, как ты будешь выглядеть в этом платье, - я злорадно захихикала, потирая ладони.

Саша хотел было выйти переодется в другой комнате, но я ему не разрешила. Меня пробирал интерес: как он будет одеваться в женскую одежду. Голым-то я его постоянно вижу, каждую ночь.

Саша полностью разделся, даже трусы свои снял. По сравнению со мной, он был маленьким, хилым, не имеющим почти ни одной, ярко выраженной, мышцы. Я же занималась плаванием и была гораздо массивней и мускулистей его. Мне нравилась его незащищённость, она притягивала меня и возбуждала. Странно, но на его теле никогда не росли волосы, да и брился он очень редко. Может это было потому, что он был блондином?

Как только Саша стал надевать на себя белые трусики, его небольшой, можно сказать, крошечный, член стал наливаться кровью и вставать. Сразу видно, что переодевание ему очень нравится.

За трусиками он одел лифчик, тоже белого цвета. Даже несмотря на то, что вид на трусики был был испорчен небольшим холмиком, совершенно несвойственным женщинам, если посмотреть мельком, не особо приглядываясь, то можно подумать, что перед тобой стоит девушка.

Ах, блин, - ругнулась я, - вот для чего ты растишь свои длинные волосы.

Волосы у Саши были действительно до плеч. Он их даже осветлял. С распущенными волосами он ходил только дома, на улице же, или в гостях, он скреплял волосы цветной резинкой в тугой пучок.

Саша ничего не стал говорить, а только виновато посмотрел на меня и продолжил одеваться. Одел пояс, для поддержания чулок, затем сел на стул, закатал один чулок телесного цвета, и нежно, без спешки, стал окутывать свою ногу нейлоновой тканью. Тоже повторил и с другой ногой. Затем одел через голову вечернее платье, а напоследок, на ноги - туфли на среднем каблуке.

Я была ошарашена увиденным. Если его ещё подкрасить, то выйдет натуральная женщина. Блин, он даже сидит как женщина. Я встала и приказала ему тоже встать и походить по комнате. Он легко, без усилий и напряжения, почти порхал, на своих туфельках. От зависти я даже стала кусать губу. Его движения были легки, грациозны, но самое главное - женственны. Он лучше выглядел, чем я. Ну нет уж, я ему покажу, как бабой наряжаться.

Я сбегала в другую комнату и принесла фотоаппарат «Полароид». В нём ещё оставалось пять кадров. Увидев в моих руках фотоаппарат, Саша испугался и хотел выбежать из комнаты, но я крикнула на него и заставила снова пройтись по комнате несколько раз, пока я фотографировала.

Зачем ты так со мной? - спросил он меня немного позже.

Чтобы завтра этого платья у нас дома не было, - сказала я, как отрезала.

Он посмотрел на меня, стараясь разжалобить меня, но я была тверда и непоколебима.

Ты выглядинь в нём как педик. И вообще, зачем ты так наряжаешься, ты же мужик, а не сопливая баба. Мужик должен уметь всё в доме починить, а ты что, посмотри на себя, - начала стыдить я его, - только стираешь, три раза в день готовишь, да уборку делаешь.

Тебе что, этого мало?

Тебе мужиком надо быть, - настаивала я, - а платье и всё остальное, выбрось. Не хочу всё это видеть здесь!

Ну хоть платье можно оставить? - тихо пролепетал мой Сашенька, - ну, пожалуйста!

Ты что, глухой! я сказала: нет! Нет, нет, нет! - повторила я громко.

У него потекли слёзы по щёкам, но он не посмел мне противоречить. Он меня боялся. Через десять минут, уже в мужской одежде, со злополучным пакетом в руке, он вышел из дому.

Прошёл день, вечер, утро следующего дня, а его всё нет и нет. Но я не беспокоилась о нём, не такой уж он дурак, чтобы себе плохо сделать что- то. Наверняка, у друзей своих бурю домашнюю переживает.

Я всё ещё лежу на кровати и обдумываю сложившуюся ситуацию. А ситуация сложилась неоднозначная: с одной стороны я люблю своего мужа, да и он, как я вижу, также ко мне не ровно дышит. Но с другой стороны его поведение меня крайне тревожит. Он ведёт себя слишком уж не по- мужски. Это неправильно. Так не должно быть. Его надо обследовать, нужно, чтобы его врачи осмотрели и изучили. А то вдруг он социально опасный элемент.

У меня есть знакомая, бывшая моя одноклассница. Она работает психологом в медцентре. Думаю, что перед обследованием врачей, нужно сходить и проконсультироваться у неё.

Сказано - сделано. Предварительно позвонив и назначив встречу, я уже через час была в медцентре. После необходимых приветствий, слов о здоровье и погоде, мы сразу перешли к делу.

С чем пожаловала, какие проблемы? - спросила меня Ира. Она работала главой отдела психологической помощи при медцентре.

Знаешь, Ира, совсем недавно, а если быть точнее, то вчера, я нашла в вещах мужа женскую одежду.

Ира удивлённо взглянула на меня.

Так, так, продолжай.

Сначала я было подумала, что это одежда другой женщины, любовницы, которую завёл себе мой Саша. Я устроила скандал и под моим нажимом он признался, что это не чьи- то вещи, а именно его. Что ты про это думаешь?- я откинулась на спинку кресла, стараясь собраться с мыслями.

Да-а, ты это умеешь, - с улыбкой на лице произнесла Ира.

Что ты имеешь в виду?

Добиваться признания. Здоровья в тебе вон сколько, а взглядом, наверное, и быка остановишь.

Я слушала и не перебивала.

Ты давно с ним замужем?

Три года.

А какой он из себя?

Ростом он где-то сто шестьдесят три сантиметра, немного худощявый, мышц совсем нет, потому, что со спортом не дружит. Волосы уже почти год отращивает, даже осветляет их. Понимаешь, раньше-то я не знала, для чего он отращивает свои волосы. Когда я его спрашивала, он постоянно говорил, что ему нравится внутренняя свобода, а длинные волосы у него ассоциируются со свободой.

Так, так, понятно, - Ира что-то записывала в свой блокнот.

А что ты там пишешь, - поинтересовалась я.

Да так, кое-какие заметки.

Наступила пауза: Ира писала, а я не знала что говорить.

Ира, ответь мне, пожалуйста, только прошу тебя честно, без утайки.

Я слушаю тебя, Лена.

Ты на самом деле считаешь, что мой муж того... ну, ты сама понимаешь чего...

Того чего?.. Ничего не понимаю, - не поняла Ира.

Я хотела бы знать, не педик ли мой муж?- твёрдо задала я свой вопрос.

Ира не сразу ответила.

А ты сама его об этом спрашивала?

Я ему сказала, что он педик.

Ну, а он что ответил.

Хм, - ухмыльнулась я, - он с обиженым видом ответил, что он не голубой, а трансвестит. Только я понять не могу, кто такие трансвеститы, и чем они отличаются от педиков.

Трансвестит - это человек, которому нравится наряжаться в одежду противоположного пола и он любит только людей противоположного пола. А голубые, к твоему сведению, любят представителей только своего пола.

То есть, ты хочешь сказать...

Я ничего пока не хочу говорить. Подводить итоги ещё рано, - категорично заявила Ира, - А ты не знаешь, имел ли он какие-нибудь контакты с мужчинами?

Моё лицо покраснело от негодования.

Он говорил, что любил и любит, до сих пор, только меня. Я не могу даже себе представить, - я вскочила и стала нервно ходить по кабинету, - чтобы он тискался и целовался с мужиком на чьей-то кровати, делал тому минет и подставлял свой зад под большой член. Ты представляешь себе такое? Я совершенно не могу представить.

А я могу представить и не такое. Ты лучше, Лен, присядь и успокойся. Если хочешь, то я могу дать тебе успокоительную таблетку.

Нет, - испуганно ответила я, - мне не нужны никакие таблетки. У тебя не найдётся просто кипячённой воды.

Ира налила полстакана из электрочайника и подала его мне. Я залпом осушила стакан.

Спасибо, уже легче, - я снова села в кресло.

То, про что ты говоришь, очень похоже на трансветизм.

А это не опасно?

В каком смысле «опасно»?

Ну, в смысле, оно, это заболевание, не передаётся ли генами своим детям?

Насчёт трансветизма не беспокойся, - постаралась успокоить меня Ирина, - он не передаётся по наследству.

Но тогда откуда он появляется? Как мой муж стал трансвеститом?

Всё очень просто. Эта проблема появляется у человека из-за проблем воспитания. Если мужчина любит одеваться в женскую одежду, то почти наверняка в его семье или не было отца, или мать хотела всю жизнь дочку, а получился сын. А может в силу ряда многих причин, в раннем детстве, у него был связан с женской одеждой некий сексуальный опыт. А как ты, наверное, знаешь, чем раньше был у человека сексуальный опыт, тем более глубже он проникает в человека, тем более сложнее этот опыт привести в норму, если у человека появляется проблема.

Значит он не опасен для будущего потомства? Для наших общих детей?

Конечно же, он не опасен. Всё что говорят про трансвеститов, всё это предрассудки.

Уф, - я откинулась с облегчением на мягкую спинку кресла, - у меня словно камень с сердца упал.

Ещё бы. Вот ты говоришь, что любишь его.

Да, я люблю его, - согласилась я.

И он тебя любит.

И он меня любит, - снова согласилась я.

Ну, тогда твоя проблема решаема.

Интересно, интересно. И в чём секрет?

Секрета никакого здесь нет. Вся проблема в тебе. Чтобы искоренить эту проблему из головы Саши потребуются большие финансовые затраты и очень много времени, несколько месяцев, несколько лет. Гораздо легче в этой запутанной истории измениться тебе.

Но я не хочу изменяться. Я нравлюсь себе и всем такой, какой являюсь всегда, - воспротивилась я.

Жизнь наша, жизнь во вселеной не является чем-то статичным. Жизнь постоянно движется. Для того, что бы жить счастливо с любимым тобою человеком, нужно, прежде всего, принять его всей душой. А как только ты сумеешь понять и принять его проблемы, то проблемы сами собой отпадут.

Подожди, подожди, - я встала и стала нервно ходить по комнате, кусая нижнюю губу, - значит мне надо будет смириться с тем, что он одевается в женское?

Я понимаю твоё нервное возбуждение. Всё верно. Тебе придётся просто принять его таким, какой он есть на самом деле.

Да как же это? Может его попробовать лечить как-то? Какую-то терапию.

Я тебе уже говорила, что его лечение продлится как минимум на несколько месяцев, а то и лет. Да и само лечение будет стоить огромные деньги. Но самое главное... Да ты садись, не мельтеши перед глазами.

Я села снова в кресло.

Но что самое главное? Что ты хотела сказать?

Самое главное состоит в том, - продолжила Ирина, - что нет никаких гарантий в самом лечении. Ну потратишь ты уйму денег, пройдёт много времени, но очень может быть, что муж твой останется таким же, каким был до лечения.

Ничего себе.

Да, вот такие вот дела. Я, как твоя близкая подруга, хочу тебя предостеречь от каких-либо способов лечения психических отклонений. Очень часто бывает, что леча пациента от одного отклонения, врачи, сами того не подозревая, вдалбливают другое, иногда более сильное, отклонение. Прибавь к этому психические отклонения за счёт химиотерапии. Твоему мужу будут колоть всегозможные сильнодействующие препараты, от которых он может пострадать не только психически, но и физически.

Короче говоря, я не советую тебе лечить его проблему. Она не так уж и велика. Поверь мне, бывают гораздо более тяжёлые проблемы. Смирись с ней.

И что мне делать?

Поробуй превратить это отклонение в эротическую игру. Возьми на вооружение всю свою фантазию и попробуй смоделировать некую ситуацию, при которой было бы комфортно и тебе и твоему мужу.

А что за игру ты мне советуешь? Я ничего не могу придумать. У меня сейчас хаос в голове. Посоветуй, ну хоть что-то, пожалуйста, - попросила я.

Ирина немного подумала.

Трансвеститы, если им идти навстречу, становятся очень легко управляемыми. Если ты своему мужу разрешишь ходить дома в женской одежде, если ты разрешишь постоянно носить ему женское нижнее бельё, под верхней мужской одеждой, то он, почти на сто процентов станет как шёлковый. Он будет тебя всё время слушать. А тебе, тем более, не надо будет тратиться на дорогостоящие препараты для восстановления его потенции. У него и так половой член постоянно будет на взводе. И тебе хорошо, и ему хорошо.

Великолепно! - обрадовалась я, - неужели такое возможно?

Всё в твоих руках. Самое главное- не дави на него. Не делай никаких ультимативных заявлений, типа: если ты будешь носить женскую одежду, то я с тобой разведусь. Это для него будет только сильнейшим стрессом. А от стресса до психоза, депрессии или полнейшей аппатии всего один шаг.

А какие игры ты посоветуешь?

Их очень много. К примеру, дочки-матери.

Дочки-матери? Но это же детская игра.

Игра-то детская, но правила можно немного изменить. К примеру, ты будешь мамой, а он дочкой. Соответственно ситуации, вам придётся одеться. Ты будешь учить и показывать всё, как делает это мама, своей дочери.

А ещё что ты можешь предложить?

Ну, есть более взрослые, уже с эротическим уклоном, игры.

Какие? - заинтересовалась я.

Ты можешь стать для него наставницей, а он - твоей ученицей. Или вот другой вариант, ты госпожа, а он - твоя рабыня. Естественно, здесь нужна соответствующая одежда и соответствующие атрибуты.

Какие-такие атрибуты? - не поняла я.

Исскуственный член, а лучше несколько, разных размеров. Садомазохиская атрибутика: кожаный ошейник, плётка, ну и т.д.

Хм-м, - задумалась я, - это очень интересно. Твои слова меня очень даже заинтересовали.

Ирина посмотрела на часы, что висят над дверью, и быстро встала. На её лице было написано небольшое смущение.

Извини, пожалуйста, Леночка, но сейчас ко мне должен прийти пациент. Он совсем необычный пациент и поэтому не любит афишировать свои проблемы окружающим.

Да, да, это ты меня извини, что так долго тебя задерживала.

Да ну, что ты. Это моя работа. Объязательно приходи, если что будет не так. Всегда буду рада тебе помочь.

Кирилл Шаповалов

20 лет, диджей, Санкт-Петербург

«Я называю себя артистом и диджеем, потому что не выступаю в обычной серой толстовке, а люблю наряжаться. Вечеринка - это праздник. Раньше я просто тусовался, а потом понял, что хочу делать свою музыку и собственные мероприятия. Сейчас у меня две серии вечеринок в Петербурге - «French Rave» и «Haute Dance», которая проходит в Kuznya. Периодически играю в Москве (например, в Squat ¾ и на афтепати Александра Арутюнова), а на прошлых выходных выступал в Берлине.

Для меня нет разницы между мужской и женской одеждой. Думаю, так было всегда. Хотя раньше родители навязывали мне свое мнение о том, что нельзя, например, носить узкие джинсы - в них ходят только девочки. Но чем больше я смотрел модных показов и видео с рейвов 70–80-х годов, чем чаще встречал на тусовках стильно одетых людей, тем лучше понимал, что не все живут как серая масса. Мне неважно, на какую сторону застегиваются штаны, если они мне идут.

Не нужно копировать других, нужно создавать свое. Со стилем та же история - ты либо рожден со вкусом, либо нет. Но я никогда не осуждаю других за одежду. Главное - не как ты выглядишь, а какой ты человек внутри. Моя одежда - это не образ, а сущность, с которой я родился. Дело не в том, что я хочу выделиться. Просто кому-то комфортно в толстовке и трениках, а мне - в пайетках и пиджаках.

Иногда я заглядываю в гардероб и сразу понимаю, в чем буду сегодня. А бывает, долго не могу выбрать. У меня нет тяги к вещам. Я могу надеть что-то новое два-три раза и подарить подруге. Поэтому мой гардероб довольно быстро обновляется. Некоторые вещи мне дарят, что-то вижу в магазине и сразу же покупаю. Но большую часть нахожу в винтажных магазинах, секонд-хендах и на блошиных рынках. Недавно был на Уделке - блошином рынке в Петербурге - и купил мотокостюм. Если носить куртку и штаны по отдельности, выглядит супер.

Я ношу обувь 39 размера, вся женская линейка подходит. Некоторые даже завидуют, ведь мужская обувь часто не такая красивая, как женская. Я очень люблю туфли, казаки и ботинки. Бывает, что продавцы странно реагируют, говорят, что я ошибся, взяв вещь из женского гардероба. Но я не обращаю на это внимания. Что понравилось, то и покупаю.

Со временем родители стали спокойнее относиться к моему стилю. А с тех пор, как я начал сам зарабатывать, вообще ничего мне не говорят - наоборот, поддерживают. Они слушали мои миксы и смотрели видео с выступлений. Знакомые, среди которых есть как творческие, так и далекие от искусства люди, спокойно относятся к моему внешнему виду. У меня вообще никогда не было проблем из-за этого. Даже в школе никто не задирал. Хотя классная руководительница, которая занималась своим похудением и часто была на негативе, периодически срывалась на мне. Но это из-за плохого поведения - я был неуправляемым и гиперактивным ребенком. Мне кажется, сейчас людям не так важно, как выглядит другой человек, у них своих проблем хватает. Хотя, когда я был в Екатеринбурге, прохожие оборачивались мне вслед - им казалось странным, что у мальчика могут быть длинные волосы».

Артур Айвазян

19 лет, фэшн-блогер, Москва

«Я интересуюсь модой с 12 лет. В 16 начал постепенно вливаться в модную среду: вести блог о своих аутфитах, посещать Недели моды, показы. В то время я понятия не имел, как на них попадают. Меня всегда вдохновлял Александр Рогов - мы с сестрой смотрели все его телешоу. Как-то раз он написал в инстаграме, что в «Афимолле» можно получить пригласительный на его показ. Я прогулял школу и побежал в молл в полной уверенности, что из этого ничего не выйдет. Но мне удалось достать билет.

На свой первый показ я пошел в рубашке, которая была мне велика, и черных джинсах с ужасной посадкой, подчеркивающих все мои недостатки. Просто отвратительно, но тогда мне казалось это нормальным. В следующем сезоне я посетил уже три показа. Спустя какое-то время попал в стритстайл-съемку. Так у меня появилась своего рода популярность - мои фото начали публиковать в модных изданиях: американском и русском Vogue, GQ и других. Примерно тогда я удалил блог - от него не было никаких результатов - и начал вести инстаграм. Аудитория росла, вскоре на меня начали подписываться люди с именем в модной индустрии - например, Александр Рогов и Гоар Аветисян.

Я сразу понял, что классика и элегантность - это мое. Сначала мои аутфиты состояли исключительно из мужских вещей. Честно скажу, в то время у меня были довольно простые образы. Проблема еще и в том, что у меня нетипичные для парня пропорции - очень тонкая талия, скромные параметры. Мужские вещи самого маленького размера мне велики. Помню, мне было 17 лет, я искал черные классические брюки, но подходящей пары нигде не было. Стоило зайти в женский отдел Zara, как у меня глаза разбежались при виде огромного количества нужных мне брюк. В тот момент меня даже не смутило, что это вещи из женского отдела. Они не выглядели как женские, но очень мне шли.

Из женской одежды у меня только брюки. Вся верхняя одежда мужская. Но в своих образах я обыгрываю вещи таким образом, что они выглядят на мне очень женственно. Для этого мне нужно только подчеркнуть талию и надеть остроносые туфли. Мне нравится казаться женственным, но при этом не перегибать палку и оставаться мужчиной. В наше время иметь свой стиль, который будет казаться окружающим нетипичным, довольно сложно. И я даже не думал, что, составляя образы из, в принципе, простых вещей, добьюсь успеха.

Мои родители родом из Армении, чистокровные кавказцы. Но они хорошо относятся к тому, что я делаю, хотя и не всегда меня понимают. Их не смущает женственность моих образов. Мне приятно, что родные поддерживают меня и ничего не запрещают. Хотя старшая сестра, скоро ей исполнится 26 лет, порой называла меня фриком.

Чаще всего я закупаюсь в Massimo Dutti и Zara. Но, если мне нравится какая-то вещь, я ее покупаю вне зависимости от цены и магазина. Бывало, что я не смотрел на качество, потому что мне было важно, как вещь выглядит и какого она цвета. В моем гардеробе есть вещи из секонд-хенда и с рынка. Иногда я беру старые вещи дедушки или отца. Я стараюсь составлять образы так, чтобы они рассказывали интересную историю».

Анатолий Карнаухов

22 года, главный редактор, Екатеринбург

«Я всегда мечтал стать главным редактором модного журнала. К этому постепенно и иду, но немного в другом виде - год назад создал небольшое модное медиа в Екатеринбурге под названием «Самиздат». У нас маленькая команда, но мы постепенно всему учимся и растем. Сейчас хотим работать с талантливыми ребятами из Москвы и Санкт-Петербурга.

В детстве я ненавидел одежду. Мой брат и сестра все время модничали, а я не понимал, какой в этом смысл. Я всегда был очень дружелюбным и общительным, поэтому в школе и колледжах быстро становился популярным. Я мог совершать разные безумства - например, привязывать к сумке штук сорок разноцветных шнурков, - а все повторяли. Сначала меня это немного пугало, а потом я понял, что мода - это работа и большая платформа, которая обозначает тебя в социуме. Это не просто игрушка, а реальные дела, которые не только приносят заработок, но и влияют на экономику, природу и, возможно, даже на войны.

Я не обращаю внимания, в каком отделе покупаю вещи: если мне нужен свитер, смотрю весь ассортимент, не придавая значения гендерным обозначениям. Грани абсолютно стерты. Я всегда был худым, а в какой-то момент еще резко вырос - получилось, что при росте 185 сантиметров я вешу 49 килограмм. Я не анорексик, просто у меня такое строение. В мужских отделах не было штанов моего размера, поэтому я начал покупать женские. В женских отделах прикольная одежда, но бывает проблема с рукавами: если брюки могут быть короче, то рукава - нет. Во многом поэтому я обожаю тенденцию на оверсайз, плюс не приходится ушивать одежду.

Мне нисколько не стремно носить женскую одежду. К счастью, большая часть моего окружения относится к моему стилю адекватно. Родителей сначала это напрягало. Но четыре года назад я начал жить отдельно, сам зарабатывать, и они постепенно поняли, что я свободный человек, могу носить что хочу. Сейчас говорят: «Ну, необычно», когда видят меня в женских кожаных штанах.

Консультанты в магазинах мне ничего не говорят. Только один раз был косяк. Я выбрал одежду и пошел в примерочную - тогда у меня еще были белые волосы до плеч, - а мне сказали: «Нет, вам в другую». Мне кажется, в какой-то момент Екатеринбург стал терпимее к необычно одетым людям. Но надо понимать, что, хотя это прогрессивный город, он маленький - все зависит от знакомств. Здесь я достаточно медийный человек, а потому могу позволить себе ходить в чем угодно. Правда, если поеду в неблагополучный район - а это все, кроме центра, - могу, наверное, и отхватить. Этим летом я ходил с зелеными волосами. Бывало, ко мне подходили, хотели что-то выяснить. Но я абсолютно спокойно общался, и люди понимали, что мой внешний вид не их дело.

Я довольно быстро собираюсь, потому что подобрал себе хорошую базовую одежду - что ни надену, будет смотреться прикольно. У меня нет цели выделиться в толпе или, как у нас говорят, чтобы «лук треснул» (произвести впечатление. - Прим. ред. ). Ношу то, в чем комфортно. Часть одежды мне дарят, часть покупаю как базу в магазинах (обычно выбираю вещи черного или белого цвета). Более интересные предметы гардероба заказываю у дизайнеров. В Екатеринбурге какое-то время были очень популярны корейские марки, сейчас все постепенно приходят к русским. Но это все равно такой базовый стилек, сдержанный. Не могу сказать, что у нас проблема с магазинами и дизайнерами: есть 12 Storeez и UShatava, Borismama, которая шьет сумасшедшую одежду, и классный бренд SiammSiamm.

Меня вдохновляют обычные люди, чьи профили я нахожу в инстаграме. За селебами следить неинтересно - в их аккаунтах все искусственно и продажно. А вот когда встречаешь классный аккаунт с двумя тысячами фолловеров и видишь, что его владелец что-то из себя представляет, - это здорово. Неважно, хочу я выглядеть как он или нет, - меня вдохновляет, что кто-то придает значение одежде и пытается носить ее по-новому. Правда, я столкнулся с тем, что интересные люди с классными аккаунтами в жизни оказываются пустыми. У них в головах картинка, которой они живут, - и все. К сожалению, с такими ни поговорить, ни потанцевать. Грустно, что современная молодежь превратилась в общество визуалов».