Муж араб. Арабский мужчина — о многоженстве, угнетенных женщинах и свадьбе по любви

Об отношениях между нашими соотечественницами и ближневосточными «мачо» писалось очень много разного романтичного, грязного, обнадеживающего и убивающего всякую надежду на благополучные отношения. Но где же истина? Надеюсь, мой опыт поможет Вам избежать «шишек» и даже найти мужа.

Началось все с того, что устроившись на новую работу, я была вынуждена ежедневно общаться с иностранными студентами. Оказалось – вполне реально встретить «сына пустыни» в собственном городе, они сотнями приезжают к нам учиться, а многие даже собираются остаться здесь навсегда.

С самого начала отношения с арабами «не сложились», и вскоре переросли в противостояние (я «настаивала на правилах», мне хамили или игнорировали). В какой то момент просто не выдержала и, сорвавшись на очередного «арабченка», решила что-то менять.

Первым делом расспросила «очевидцев» — нескольких знакомых и родственницу (живущую 12 лет в Иордании), перечитала массу статей (отзывы женщин и статейки «по заказу брачных агентств»), главы из Корана относительно женщин (на русском – перевод Пороховщикова).

Вот что я откопала. Собственно, начнем с Корана и «близкой» литературы.
— мужчине категорически запрещено повышать голос (особенно на женщину), следует избегать конфликтов и скандалов;
— он следит за порядком в семье и нравственностью жены и дочек;
— ему разрешено побить жену, но как только она раскаялась — рукоприкладство запрещено;
— разрешено соврать жене, чтобы ее успокоить и т.д.

Что же касаемо реальности, получаем следующее:

1) Арабы действительно необязательны и не пунктуальны.
Причем это касается даже славян, длительное время проживших на Ближнем Востоке – влияние среды неоспоримо. Исключениями являются: опасность потерять деньги или нужного человека (верно в бизнесе, но редко с женщинами), а так же врожденное чувство ответственности, что встречается очень редко.

Таким образом, если вы пунктуальны — ищите немца или британца. Если лояльны к опозданиям или любите придерживаться принципа, что «девушка не должна приходить первой» — назначайте свидания в кафе (не придется стоять на холоде). Если мужчина араб опоздал, не стоит устраивать «сцен» — не поможет.

2) Арабские мужчины, как и мужчины вообще, не являются ни пуританами, ни однолюбами. Исключениями являются искренне верующие (мечтающие о рае с девственницами) и врожденно верные люди, а их единицы. о полигамии в мусульманском браке.

Попадая в наше общество «голых тел», среднестатистический араб первое время находиться в состоянии «постоянной эрекции» — в прямом и переносном смысле слова.

Когда первая эйфория проходит, формируются 3 основные группы:
1я — 25% — ведут разгульную жизнь (нередки алкоголизм и вензаболевания);
2я — 60% — находят одну девушку или погружаются в учебу «с головой» (некогда);
3я – 15% – носят бороду, совершают намаз 5 раз в день и искренне хотят встретить невинную мусульманку.

При этом около половины ребят имеют невест дома. Если вам нужен — ищите ребят из 2-ой группы, от 1-ой держитесь подальше, а 3-я — только для тех, кто готов искренне принять Ислам.

3) Арабские мужчины действительно ценят невинность. Природой заложено, что каждый мужчина мечтает быть у Вас первым, будь он араб, американец или русский… Но ведь Пророк (мир Ему) говорил: ТОЛЬКО ДЕВСТВЕННИК ВПРАВЕ ПРОСИТЬ В ЖЕНЫ ДЕВСТВЕННИЦУ. Поэтому арабский мужчина будет смотреть на ваше поведение, прекрасно понимая, что вы не «невинны».

А значит:
— чем дольше Вы «не дадите», тем «ценнее» будете;
— тщательнее подбирайте одежду, когда вы идете гулять вместе, и тем более, когда идете без него. Я не говорю о парандже, но от юбки-пояс придется отказаться;
— постарайтесь ненавязчиво узнать, есть ли в семье разведенные (повторно замужние) родственницы и многоженцы, носят ли женщины платки (или черные балахоны до пола);
— внимательно следите за его поведением. Как ревность, так и открытая демонстрация вас друзьям должны насторожить. Если он агрессивен, норовит «зашнуровать» вас с головы до пят – убегайте как можно быстрее;
— по поводу гименопластики – восстановления девственности. Если ваша репутация идеальна, можете пойти на «большой обман». Но тогда «секс только после свадьбы» – раз играть, то уж до конца. А вам точно нужен «кот в мешке»? Помните: Ваша невинность НЕ ГАРАНТИРУЕТ его любви уважения. Если уверены – 200 баксов и вперед. Только не забудьте провериться на все возможные инфекции и беременность до операции (!).

4) Быть девушкой и женой – две больше разницы.В этом смысле я трижды наблюдала реальные примеры. С девушкой ходят в кафе и кино, ездят за город на шашлыки, а жена сидит дома, заботиться о муже и детях, ее обеспечивают материально, дарят совсем другие подарки, нежели девушке.

Что касается подарков, то такой подход есть и у некоторых наших мужчин, которые полагают, что новый шкаф-купе или кухонная мебель – подходящий подарок для жены, а сережки с бриллиантами – для любовницы.

Жену контролируют (в большей или меньшей степени) в вопросах одежды, занятий, выбора работы и подруг. Нередко наши девушки предпочитаю быть «девушками», а не женами. Каждый выбирает «по себе».

5) Лучшая жена для восточного мужчины – .. Хорошими женами для мусульман становятся спокойные, покладистые женщины, ориентированные на семью. Ближневосточный мужчина привык к таким женщинам, такой была его мать. Они, конечно же, ценят нашу красоту, образованность, искренность, но все равно остаются «детьми своих родителей».

6) Не все жители восточных стран, например, Арабских Эмиратов, являются принцами и нефтяными магнатами. Так же, как и у нас в стране, есть семьи, которые живут в красивых современных домах с дорогой мебелью и техникой, в то же время достаточно мужчин, у которых за душой нет ни гроша.

Проведя достаточно много времени за данным «исследованием», я утвердилась во мнении, что прав был товарищ Сухов: «Восток — дело тонкое». Поэтому пришлось пересмотреть стиль одежды и поведения, стать более мягкой и терпимой, и — о чудо: меня начали приглашать в кино и кафе (не от всех приглашений смогла отказаться – грешна), а на работе воцарился «ближневосточный мир».

Евгения специально для сайта сайт.

26 января 2011

Признаюсь, меня всегда интересовала мусульманская культура и, конечно, я задавалась вопросом: какой он, восточный мужчина? Безусловно, у каждого из нас в этом смысле сложилось определенное мнение, в чем-то положительное, а в чем-то - нет. Многие при словах «восточный мужчина» тут же начинают представлять гаремы и несчастных женщин в паранджах. Мне довелось побеседовать с врачом, преподавателем нашего университета Белалем Абу Азабом, и попытаться разузнать, что здесь правда, а что - выдумки. Он откровенно рассказал о том, можно ли арабским мужчинам жениться по любви, практикуют ли они многоженство, на что женщина в семье имеет право, зачем нужен калым и почему он сам женился только после 30 лет.

Восемнадцатилетний арабский юноша приехал в Петрозаводск 1 октября 1992 года и с тех пор живет здесь. Его путь и своеобразен, и сложен, и, надеюсь, интересен.

Начало

Родом Белаль из Палестины. Его отец преподавал языки в городе Газа, в университете Аль-Азхар, однако когда-то мечтал стать врачом. Потому, когда папа сказал старшему сыну: «Ты будешь доктором», это не обсуждалось. Тем более что слово отца в мусульманской семье - закон.

Изначально предполагалось, что Белаль будет учиться в Германии, но в то время шла война в Ираке и границы европейских стран для выходцев с Ближнего Востока были закрыты. А вот СССР принимал всех.

Сперва Белаль приехал в Казахстан, потом учился на Украине, в Кривом Роге, затем в Крыму, в Симферополе, но тамошнее пятилетнее медицинское образование… не признавалось на его родине! Обучение и проживание в столице было дороже, чем на периферии, и тогда он выбрал Петрозаводский государственный университет.

Белаль навсегда запомнил, что Карелия встретила его… первым и для октября достаточно ранним снегом. К тому же в 90-е страна переживала нелегкие времена. Жил он в общежитии, как и все студенты; правда, на трех последних курсах снимал с товарищем квартиру.

Климат, обычаи, люди - все было непривычным и новым. На вопрос, не хотелось ли ему вернуться, Белаль ответил:

Об этом не было речи. Нас послали, как солдат на войну. Отец сказал: возвращайся только с дипломом. Я не мог сломать его надежды.

И тут же добавляет, что семья есть крепость и оплот: они всегда поддерживали его и помогали, чем только могли.

Семья

У Белаля шесть братьев и две сестры. Кстати, четверо братьев - врачи. Он поддерживает отношения со всеми. Безмерно уважает, почитает и любит отца и как минимум раз в неделю разговаривает с мамой, потому что мама в исламской культуре - это самая главная женщина.

Наша семья всегда была очень дружной, - говорит Белаль. - Мы с братьями никогда не ссорились и не дрались. Нас так воспитали: все друг за друга.

Женитьба

Об этом Белаль задумался после тридцати. Почему не раньше? Ответ прост: по мусульманским обычаям мужчина обязан обеспечивать семью, а до сей поры он еще учился. Со своей будущей женой Ксенией он познакомился в гостях. Тогда ей было двадцать лет.

Я сразу решил к ней посвататься, - рассказывает Белаль. - Зачем медлить, если уверен, что это твоя судьба? К тому же внебрачные отношения в исламе запрещены. Единственным препятствием для свадьбы могло послужить несогласие родителей с обеих сторон, но, к счастью, тут проблем не возникло.

О жене Белаль говорит с искренней любовью и бесконечным уважением. Восхищается ее образованностью (Ксения знает английский, финский, немецкий и даже… арабский!) и тем, как хорошо она готовит.

Восточный мужчина утверждает, что мнение о том, что жена мусульманина - угнетенное и бесправное существо, это миф.

И здесь, и у меня на родине женщина может работать или сидеть дома — по желанию. Все деньги, что она заработает, принадлежат ей, она вольна распоряжаться ими, как заблагорассудится. И если она работает, муж обязан помогать ей по дому, а не «требовать ужин».

Дома Ксения с удовольствием носит национальные арабские платья. Кстати, цвета женских нарядов родины Белаля - черный и красный. В принципе вышивка может быть любой, но фон - обязательно черный.

Свадьбы и многоженство

Арабская свадьба - дело дорогое, и все расходы несет семья жениха. Я видела свадебные фото племянницы Белаля. Это какая-то волшебная сказка с восточной принцессой, настолько все позитивно и ярко!

И если раньше в брак вступали по сговору, то теперь в основном по любви. Молодежи не обязательно разговаривать: едва заметные движения, мимолетные взгляды - все становится ясным, и парень просит родителей засылать сватов.

Калым - это не покупка невесты, - говорит Белаль. - Эти деньги принадлежат женщине, и они поддержат ее в случае развода.

Оказывается, теперь развод возможен, и даже по инициативе слабой половины.

А что с пресловутым многоженством? По словам Балаля, оно уходит в прошлое. Основной причиной многоженства на его родине служила война. Мужчины погибали, и женщин в стране было гораздо больше. Еще один повод взять вторую жену — бездетность. Но и в этом случае необходимо согласие первой супруги. Вообще, по мнению Белаля, дети должны рождаться только в законном браке, а не где-то на стороне. А иначе как понять, чьи они?

О детях

У Белаля и Ксении трое детей: две дочери и сын. Сын назван Сулейманом, в честь дедушки. Белаль объяснил, почему для мусульманина так важно иметь сыновей.

Во-первых, сын - это носитель родового имени, которое он передаст дальше своим детям. Во-вторых, он защитник своих сестер до тех пор, пока те не выйдут замуж. Да и тогда он может и даже обязан вмешаться, если, скажем, сестра пожалуется на своего мужа.

Что касается будущего своих детей в плане брака, Белаль говорит, что сын волен жениться на девушке любой религии, где есть пророки: например, на христианке или иудейке. С дочерьми иначе: они станут женами мусульман, чтобы род не утратил исламскую веру. В этом случае религия поблажек не дает.

Еда

В холостяцкое время Белаль готовил себе сам, причем в основном арабские блюда. На его родине парни не готовят (кухня считается сугубо женским делом). Мама, узнав, что сын поедет учиться, сказала Белалю: «Тогда вставай к плите!» И научила его готовить.

Сейчас семья старается употреблять в пищу продукты, приготовленные в соответствии с мусульманскими нормами (халяль). В первую очередь это касается мяса. Белаль покупает его у карельских мусульман, которые держат скот. До сих пор отдает предпочтение национальным блюдам, таким как плов, кускус, рыба по-арабски (приготовленная в духовке и непременно морская).

Из русской кухни Белалю очень нравится салаты, особенно оливье (о том, что такое майонез, на его родине, оказывается, не знают), селедка под шубой, соленая красная рыба, борщ. Черный хлеб ест только тогда, «когда его нельзя не есть - например, со шпротами», а так покупает лаваш. Обожает грибы и всегда запасается ими осенью.

Белаль соблюдает тридцатидневный мусульманский пост Рамадан и понемногу приучает к этому старшую дочь. Алкоголь в семье, разумеется, под запретом.

Увлечения

Белаль интересуется всем, что связано с космосом: пересмотрел все художественные и научно-популярные фильмы начиная с 60-х годов и прочитал гору книг. А еще он увлекается биологией. Из активных занятий любит «грибную охоту» и рыбалку, на которую ездит с тестем.

С чем так и не смог смириться

Конечно, есть и такое. Например, Белаль не может понять, как в России люди могут отказываться от своих детей или неуважительно относиться к старикам. Удручает его и отсутствие строгости в воспитании подростков, когда некоторые из них еще в школе начинают пить и курить: «Ведь это будущее нации, страны». Не нравится ему и обострившееся проявление национализма, резкие высказывания в адрес других народов.

Самое худшее, что может случиться в жизни, это война. Ни в одной войне нет победивших и проигравших, потому что в любом случае обе стороны теряют самое ценное - человеческие жизни.

О русских

Балалю кажется, что по своей доброжелательности и открытости русские ближе к Востоку, чем к Западу. Так, в Германии, где он одно время жил, коллеги, встретившись на улице, могут сделать вид, что незнакомы и даже не поздороваться. И вообще люди там держатся очень замкнуто.

Вопреки ожиданиям, я не услышала от Белаля ни слова осуждения в адрес такой распространенной русской привычки, как пьянство. Он считает, что, как правило, люди пьют не от хорошей жизни.

Конечно, по приезде в Россию такие вещи поражали. Белаль со смехом вспоминает, что когда в студенческие годы в комнату, где он жил с друзьями-арабами, собрался наведаться подвыпивший сосед по общежитию, они так испугались, что забаррикадировали дверь холодильником!

Белаль отмечает, что, живя в Петрозаводске, крайне редко сталкивался с отрицательным отношением к себе как к представителю другой национальности. Он полагает, что немалую роль в этом сыграло и его отличное знание русского языка.

Как выучил язык

Это было нелегко, хотя у арабов врожденные способности к изучению языков! - вспоминает Белаль. - Русский вообще невероятно сложен, куда труднее немецкого! Арабский тоже один из самых непростых языков, не говоря о том, что чуть ли не в каждом городе существует свой диалект, существенно отличающийся от всех остальных. Бывает, мы сами не понимаем друг друга!

В целом арабским студентам помогло вот что: английский как промежуточный язык, постоянное общение с русскими и каким-то чудом купленные на родине… четыре арабско-русских словаря!

Помню, как первую страничку в учебнике биологии я переводил двенадцать часов! - смеется Белаль.

Профессия

Решение стать именно сосудистым хирургом Белаль принял на старших курсах.

Я всегда любил работать не только головой, но и руками, - отмечает он.

Белаль признался, что отношение к врачам на его родине сильно отличается от того, что он видит в России.

У нас врач - очень уважаемый и далеко не бедный человек. То же и в Европе. Как-то раз у меня были заморочки в одном немецком аэропорту. Меня приняли за эмигранта, а тамошнее отношение к ним далеко не самое лучшее. Но когда немцы услышали, что я врач и работаю в больнице, все изменилось на глазах: «Простите доктор, присаживайтесь, не принести ли вам чаю?»

Белаль не только практикующий хирург, но и преподаватель общей хирургии в нашем университете.

В начале нынешнего учебного года в Петрозаводск приехала группа юношей из Иордании. Белаль их всячески опекает, но при этом считает, что учиться сейчас сложнее, поскольку наука шагнула вперед.

Конечно, кое-кто воспринял жизнь в Карелии как вольницу, какой нет у них дома. К счастью, большинство учится и старается по мере сил. Тут уж, как говорится, выбор каждого.

Белаль свой выбор сделал. Он состоялся как личность, как муж и отец, как врач в другой стране, совершенно отличной от его родины. Он полностью адаптировался к чужой культуре и вместе с тем сохранил неприкосновенным что-то свое.

Мне кажется, он сумел это сделать не в малой степени благодаря своей открытости, широте взглядов, целеустремленности, удивительно доброй и светлой энергетике.

У меня совершенно необычная проблема. Муж -иностранец (араб)! Казалось бы, я должна радоваться такой экзотике, но к тому, что он совершенно не хочет понимать мои привычки и желания (хоть и отлично говорит по-русски), добавляется ещё одна "радость" - он пытается сделать из меня восточную женщину. В клубы мы не ходим, друзей и подруг я потеряла (они "пьют и ведут разгульный образ жизни", по его словам), на работе задерживаться - преступление, всё внимание я должна уделять только ему (а не наоборот), ну и так далее, в том же духе. Посоветуйте и объясните, пожалуйста, что мне делать? В 20 лет я превращаюсь в домашнюю наседку! Юность проходит мимо меня! (Юлия, 20 лет)

Мой муж - араб... 02.11.05

Мнения наших экспертов

  • АЛЕНА:

    Юль, ну а до замужества о такой перспективе нельзя было подумать? Тебя ж не насильно замуж выдавали? И шла ты на этот шаг в 20 лет не потому, что "больше никто замуж не берет". Брак с иностранцем - серьезный шаг. А уж брак с человеком, принадлежащим восточной культуры - это очень серьезно. У моей подруги был головокружительный пятилетний роман с арабом. Даже жили они вместе. Но, когда он уезжал из России, замуж он ее не позвал - слишком она свободолюбивая была, не вписалась бы в его семью, стала бы причиной серьезных конфликтов. Да и сама она не желала для себя участи быть затворницей в чужой стране. На том и порешили, что отношения их, в виду разницы культур, бесперспективны. И остались друзьями, иногда переписываются, но в последнее время совсем редко. Если ты была не готова стать "восточной женщиной", то чего ты ожидала от брака с чистокровным арабским мужчиной? Честное слово, трудно что-то тебе советовать. О том, какая у тебя будет роль в вашей межкультурной семье, надо было договариваться до свадьбы… А теперь… Фактически, есть только два пути. Первый - это войти в роль. В сущности, кто сказал, что если ты не будешь посещать вечеринки, встречаться с друзьями и прочее, то твоя юность пройдет мимо тебя? Это лишь вопрос вкуса - каждый проводит свою юность так, как ему больше нравится. Кто-то в клубах, кто-то с учебником в руках, кто-то в творчестве, кто-то в семье. Вариантов много. Выбери альтернативу для себя. Например, начни учить арабский, читай больше о культуре Востока, о его традициях, обычаях, ритуалах - я так понимаю, что раньше ты этого не сделала. Займись традиционным рукоделием - восточные женщины - большие мастерицы. Изучи традиции восточного гостеприимства, устраивай восточные "приличные" вечера у себя в доме, так, чтобы и муж был доволен, и ты с друзьями могла пообщаться… В общем, вливайся в культуру мужа и принимай его правила игры, т.к. совершенно бессмысленно ждать, что он примет православие, начнет выпивать, курить, есть свинину и ходить на вечеринки с твоими друзьями. Перевоспитать мужа, убедить его в том, что "женщина тоже зритель" тебе не удастся, Восток - дело тонкое, там взаимоотношения полов уже чуть ли не на генетическом уровне закреплены. Возможно, в чем-то он и пойдет на уступки, но только до поры до времени. Пока, к примеру, у вас не родится ребенок. Вот тогда тебе еще и на работу ходить запретят. А если не устраивает такая перспектива, разводись. Замуж-то ты выходила по российским законам, значит, и развестись сможешь так же. Причем, лучше сейчас, пока у вас не появились дети. Кстати, а в его стране ваш брак действителен?

  • СЕРГЕЙ:

    Стоп. Кто тебе сказал, что ты должна радоваться "такой экзотике"? Сказок начиталась, да мультиков насмотрелась? Только по жизни-то, чаще всего, получается, что замуж выходишь за Алладина, а жить приходится с Джаффаром. Ты вышла замуж за представителя совершенно другой культурной модели мироустройства. Зачем? Судя по вопросу, ты представляешь себе, что такое "восточная женщина". Но все же, почему-то, ты его выбрала. И, скорее всего, именно потому, что он не пьет, не курит, не ведет "разгульный образ жизни", щедрый. Ну, так и наслаждайся приобретением. Замуж ведь сама пошла. В здравом уме, так сказать. Правда хотелось бы напомнить, что за все приходится платить. И плата - жить по законам мужа. В золоте, но под замком. Привыкай. Ох… Очень хочется верить, что вляпалась ты не "по самые помидоры Краснодарские". Знаешь, я ничего не имею против арабов. Много есть хороших ребят. Кое с кем дружу. Но! Наши взгляды на женщин и их место под люстрой диаметрально противоположные. И это у меня. У мужика. Быть другом, или, в твоем случае, подругой, это одно. А вот женой - совершенно другое. Ислам - суровая реальность для женщины. Например, ты знаешь, что по "законам шариата" замужняя женщина не имеет права снимать чадру"? Или, что в некоторых странах до сих пор применяется смертная казнь для женщины, изменившей мужу? То, что восточные мужчины любят русских женщин, не сомневаюсь. Посмотри на любой пляж в курортных зонах цивилизованного Египта - там паломничество местных мужиков к пляжам. Просто сидят, как суслики, и смотрят. Потому, что больше негде. Законы. И весьма жесткие. В ОАЭ парень с девушкой взялись за руки на улице. Слава Богу, не убили их сразу. Заставили парня и его родителей перед судьей поклясться, что ребята поженятся. Вот так. И это еще цветочки. Зачем тебе это было нужно? Романтика? Ну, хреновая романтика, на мой взгляд. Мой тебе совет: раз вы уже поженились, не уезжай из России. Просто поверь, что здесь максимум, что может твой муж, это выказывать недовольство, ибо ты гражданка России и живешь по Российским законам. Уедешь - будешь жить по совершенно другим законам. И, что-то мне подсказывает, в восторге ты не будешь.

Образование, одинаково плохое для девочек и для мальчиков

Мне повезло, я ходила в частную школу, одну из лучших в стране, на мой взгляд. Я поступила туда примерно в восемь лет, поэтому всё моё детство вплоть до выпускного прошло в окружении почти одних и тех же людей, вроде такого большого комфортного пузыря. В школе было около 48 учениц, до переезда в Англию у меня особо и не было других контактов со сверстниками. Школа, разумеется, была исключительно женская. Что касается предметов, в основном это были религиозные дисциплины и точные науки, гуманитарные направления почти игнорировались, что странно, ведь это была хорошая частная школа.

Образование в стране достаточно плохое как для мальчиков, так и для девочек, тут особой разницы нет. Я ходила в частную школу и могла получить какие-то дополнительные знания, пусть и не в официальном порядке, в государственных учреждениях всё в разы хуже. Детей вроде учат биологии, математике и физике, но вот такие предметы, как история или обществознание, практически отсутствуют. Могут, конечно, рассказать какие-то вещи на уроках религии, но это всё ангажированно и является, по сути, правительственной пропагандой. Получается, что подростки выпускаются из школы, не понимая элементарных вещей об окружающем их мире.

Facebook и дресс-код

Twitter и Facebook очень популярны в Саудовской Аравии, это было видно по моей школе. Девушкам, например, просто больше нечем заняться, кроме как переписываться и сочинять новые твиты. Когда Facebook только появился, женщинам не рекомендовалось выкладывать туда свои фотографии. Я помню, как все девочки в моей школе шептались и называли меня «шлюхой», потому что я постила свои фотки. Сейчас всё изменилось, и эти самые девочки стали самыми невыносимыми спамерами в моём инстаграме. Так всегда происходит в королевстве. Сначала все очень боятся новшеств и сплетничают о тех, кто начал ими активно пользоваться, а потом и сами присоединяются.

Я, кстати, почти никогда не носила никаб (накидку, почти полностью закрывающую лицо. — Прим. ред.), но вот абайю (длинное одеяние, закрывающее только тело. — Прим. ред.) надевать приходилось, так как это предписано законом. Когда я была совсем маленькой, абайя должна была быть абсолютно чёрной. Но вот мне исполнилось 12 лет, и женщинам разрешили носить разноцветную одежду. Конечно, сначала это воспринималось обществом негативно, некоторые женщины распускали сплетни о тех, кто посмел надеть цветную абайю. Это модное веяние пришло из элит и постепенно было подхвачено женщинами по всей стране, но потребовалось время. Мне кажется, простое разрешение носить цветную абайю сделало много для общества. Появились дизайнеры, определённые тренды, новые фабрики. Сейчас можно определить, есть ли у женщины чувство стиля, просто посмотрев на неё на улице. Раньше это была нереальная задача.

Я помню, как все девочки в моей школе шептались и называли меня «шлюхой», потому что я постила свои фотки. Сейчас всё изменилось, и эти самые девочки стали самыми невыносимыми спамерами в моём инстаграме.

В Саудовской Аравии принято, что мужская половина семьи несёт ответственность за репутацию своих женщин. Если твой отец или брат узнает, что ты курила или проводила время с парнем, это повлечёт серьёзные последствия. В стране принято защищать дочь или жену от дурных слухов, даже если они правдивы, бывают серьёзные стычки на этой почве. Моя семья со стороны отца очень консервативна, дурная молва очень волнует их, с родственниками мамы всё немного проще. Вообще я до сих пор стараюсь скрывать какие-то вещи от них, несмотря на взрослые годы. Почти из всех девушек родом из Саудовской Аравии вышли бы гениальные преступницы: они умеют скрывать информацию о себе и избегать лишнего внимания лучше всех на свете.

Освободительный переезд

Переезд в Великобританию из Саудовской Аравии до сих пор напоминает мне освобождение из неволи. Словно я 18 лет провела в тюрьме, а потом оказалась на свободе. Для меня долгое время были счастьем даже прогулки до университета или магазина без обязательного сопровождения мужчины. Теперь я могу носить любую одежду и тусоваться с парнями, не думая, что кто-то примет меня за потенциальную проститутку. Раньше я даже не могла высказывать своё мнение на школьных уроках, особенно если оно не вписывалось в религиозные нормы, сейчас всё иначе.

Родственники отца жутко волновались и до последнего пытались отговорить его отправлять меня учиться в Великобританию. Им в принципе в голову не приходило, что женщина может жить одна, да ещё и в другой стране! А вот родные по маминой линии и друзья очень круто меня поддерживали, несмотря на то что девушки из Саудовской Аравии стали ездить учиться за границу только с 2008 года, насколько я помню. Общество не до конца смирилось с этим фактом. Но мой папа сам окончил университет в другой стране и настоял на том, чтобы я тоже попробовала. Ему, естественно, пришлось подписывать бумаги, что он разрешает мне учиться за границей и всё в этом духе. Для особенно религиозных людей даже существует специальный сервис, который за 600 фунтов стерлингов (примерно 63 тысячи рублей. — Прим. ред.) и оплаты расходов на жильё позволяет нанять студентке опекуна за границей. Но, по-моему, это довольно абсурдная вещь.

fb vk pn

«Исполнение законов в Саудовской Аравии — отдельная тема»

Вообще исполнение и подчинение законам Саудовской Аравии — это отдельная тема. В стране есть негласное противостояние между ортодоксально религиозными и умеренными семьями. Первые вечно всё усложняют, но почти всегда есть способ обойти предписанные религией официальные законы. Например, пишет тебе папа или брат записку о том, что тебе можно самой передвигаться по городу, и опекун уже не нужен. Надо только эту записку и паспорт с собой всегда брать, подобные бумажки работают иногда даже в отношении выезда за границу. Многое, конечно, зависит от семьи. Если отец — либерал, законы вряд ли сильно отразятся на твоём образе жизни. Но если глава семьи придерживается традиционных взглядов, ты, скорее всего, никогда не выйдешь из дома одна, он имеет полное право запереть тебя в четырёх стенах.

Помимо этого, есть куча мест, куда могут ходить только мужчины или только женщины. По моим ощущениям, в один прекрасный день какие-то юристы придумали такую штуку, как повсеместная сегрегация, а потом она почему-то стала частью национальной культуры, что не может не огорчать и не создавать проблем. Вот, допустим, идёт женщина в булочную на своей улице, чтобы купить сэндвич на завтрак, а потом выясняется, что вход в эту булочную разрешён только мужчинам, в итоге она остаётся без перекуса. Большинство каких-то магазинов или ресторанов в стране оккупировано, разумеется, мужчинами. В итоге люди начинают воспринимать это разделение как норму; и женщины, и мужчины начинают вести себя очень странно, попадая в одно помещение, всем дико некомфортно.

«Новое поколение молодых мужчин больше не в состоянии обеспечить свою семью»

Моё возвращение домой — это большая дилемма. С одной стороны, я понимаю, что в Англии сумею реализовать себя по полной; с другой — маленький моралист внутри меня говорит, что я становлюсь частью «утечки мозгов» из родной страны. Я разрываюсь между легко достижимым счастьем и принесением себя в жертву Саудовской Аравии, где всё будет гораздо сложнее. Ведь очень долгое время для женщины в профессиональной среде было уготовлено только два пути: медицина и преподавание. Сейчас ситуация улучшается, в основном из-за нефтяных компаний, ориентированных на Запад и США в частности. Для них не проблема нанять женщин-инженеров — главное, чтобы было образование. Государство тоже приняло ряд реформ, позволяющих женщинам работать в частном секторе, постепенных, но, в принципе, работающих. Но, если честно, женщину-кассира в супермаркете я впервые увидела только в 2012 году.

Вопреки всем реформам на работающую женщину всё ещё давит общество, особенно это заметно в консервативных семьях. В принципе, сейчас даже они стали относиться к идее работающей женщины спокойней, но религиозный отец никогда в жизни не позволит тебе работать в месте, где не соблюдается половая сегрегация: «Окей, ты можешь работать, но будь добра делать это в школе, где идёт чёткое гендерное разделение, или в магазине для женщин». Соответственно, это лишает многих женщин в стране возможностей карьерного роста, так как международные компании ориентированы на западные стандарты общения. Плюс на работающую женщину обычно смотрят как на изгоя какого-то: «О, да вы гляньте, она никому не нужна и умрёт в одиночестве!»

Если отец — либерал, законы вряд ли сильно отразятся на твоём образе жизни. Но если глава семьи придерживается традиционных взглядов, ты, скорее всего, никогда не выйдешь из дома одна, он имеет полное право запереть тебя в четырёх стенах.

Поэтому в Саудовской Аравии одна из важнейших проблем — это женская безработица, потому что устроиться на работу продавщицей, например, легко, а вот получить должность в крутой компании сложно — предпочтение обычно отдают мужчинам. Что касается моей возрастной группы (20–25 лет), то тут безработица среди обоих полов вообще достигает 40%, но больше отражается на женской половине. У меня есть подозрение, что все либеральные реформы были проведены правительством именно из-за того, что новое поколение молодых мужчин больше не в состоянии обеспечить свою семью. Ещё, кстати, надо учитывать, что коренные жители Саудовской Аравии, как правило, принципиально не идут работать в сферу услуг, в результате эту нишу почти полностью занимают мигранты. Наверное, власти решили, что пусть уж там лучше женщины трудятся, чем чужестранцы.

«Даже консервативным девушкам становится тяжело возвращаться на родину»

Я не думаю, что ограничение прав женщин можно оправдывать «культурной идентичностью», ведь это просто навязанная в прошлом модель поведения. Я имею в виду события в Саудовской Аравии, последовавшие после Иранской фундаменталистской революции. С 1980-х годов прошло много времени, и, как это часто бывает, люди стали воспринимать навязанные властью правила как собственные традиции. На мой взгляд, это чистое принуждение.

Обычно девочки, покидая Саудовскую Аравию и начиная жить в другой стране, начинают тусоваться на новом месте с арабами или арабками. Им так легче, ведь не приходится полностью приспосабливаться к особенностям западной культуры, да и подружиться с кем-то из твоей родной страны проще. Но вопреки этому они всё равно понимают, что являются независимыми и значимыми, поэтому даже консервативным девушкам становится тяжело возвращаться на родину после того, как они привыкают к свободе. Некоторые из них возвращаются и начинают заниматься реально крутыми вещами — феминистским активизмом, например.

Аравийский феминизм

Про девушек, которые на тачках гоняли, наверное, все уже знают. Это очень смело, потому что в Tumblr посты писать может каждая, а вот сделать такой радикальный для Саудовской Аравии шаг — нет. Но вот общество их не то чтобы не смогло понять — не оказало должной поддержки. Вообще радикальный феминизм практически нелегален, тут такая же ситуация, как с вашим российским законом про ЛГБТ-сообщество. У вас думают, что гомосексуалы развращают детей, а у нас воспринимают феминисток как женщин, пропагандирующих публичное обнажение, беспорядочный секс, проституцию. Требование установить равноправие полов вызывает какую-то массовую паранойю и ассоциируется с сексуальной революцией. Правительство и общество скорее готовы прислушаться к женщинам, которые пытаются трактовать правила ислама в своих интересах и не рубить с плеча. Это, наверное, менее честно, но зато более эффективно в реальной борьбе за реальные права.

Заниматься борьбой за права, конечно, очень круто.

Но в Саудовской Аравии открыть НКО самостоятельно — задача не из лёгких, очень много бумажной волокиты, поэтому этим обычно занимаются частные корпорации. То есть на базе многих больших компаний существуют некоммерческие организации, занимающиеся каким-то важным общественным делом: проблемой безработицы, женским трудоустройством, образованием для девочек-подростков. Моя подруга работает в одной из таких НКО, и это потрясающе — видеть, как её усилия и работа окупаются. Если после окончания магистратуры решу вернуться в Саудовскую Аравию, обязательно попробую поработать в этой сфере.

Петербурженка вновь стала жертвой любви к арабу. 60-летний египтянин заманил Елену в Объединенные Арабские Эмираты. Обещал начать с ней выгодный бизнес... Почему наши женщины столь придирчивы к соотечественникам, но забывают обо всем при встрече с горячими южными ухажерами?

Архив/Михаил Спицын/ДП

Петербурженка вновь стала жертвой любви к арабу. 60-летний египтянин заманил Елену в Объединенные Арабские Эмираты. Обещал начать с ней выгодный бизнес... Почему наши женщины столь придирчивы к соотечественникам, но забывают обо всем при встрече с горячими южными ухажерами?

60-летний соблазнитель

Елена, по ее же признанию, и в Питере не бедствовала. Судя по фотографиям на страничке в соцсети, много путешествовала. Выглядит весьма привлекательно. Казалось бы, не должно быть проблем и с поклонниками. Но девушка почему-то выбрала немолодого араба. С Теймуром (египтянином по происхождению) она познакомилась в прошлом году, когда отдыхала в Дубае. Как рассказывают подруги Елены, пожилой мужчина представился владельцем ресторана, поразил девушку своей щедростью. Он не скупился на подарки и комплименты. Несколько раз приезжал в Питер. Уверял, что давно в разводе. Он предложил Елене открыть совместный бизнес в ОАЭ (по словам подруг Елены, у него там вид на жительство). Петербурженка согласилась и в конце августа по рабочей визе прилетела к Теймуру, в которого к тому моменту уже была влюблена по уши.

Теймур предложил ей пожить у него на вилле, но в первый же вечер восточная сказка превратилась в кошмар.

Ближе к ночи, откуда ни возьмись, появилась жена араба - гражданка Узбекистана украинского происхождения. Недолго думая, она вызвала полицию. Елене, по эмиратским законам, грозило три года тюрьмы за связь с женатым мужчиной. К счастью, экспертиза показала, что секса у Елены с Теймуром в тот вечер не было. Статью обвинения смягчили, все-таки Елена по тем же законам не имела права даже заходить в дом к «деловому партнеру» без ведома и согласия его супруги. По словам петербурженки, сейчас она живет в отеле, который оплачивает Теймур, паспорт ей не возвращают, украино-узбечка всеми силами затягивает суд. Теймур предлагал разрешить интимный конфликт браком - звал Елену замуж, второй женой.

А недавно выяснилось, что Теймур еще и весьма мутная личность не только потому, что обманул про жену. Оказалось, что так же, как с Еленой, он флиртует еще с несколькими иностранками - переписывается с ними, зовет к себе в Эмираты. Зачем? На нехорошие подозрения ее подруг наводят и найденные у него фотографии сильно избитых женщин. Может, Теймур - поставщик девушек для арабских борделей?

Им нужны только деньги

И ведь это далеко не первая подобная история. Только в разных арабских странах мужчины используют россиянок по-своему. Египет славится орфи-браками. Страстные аниматоры и гиды охмуряют туристок, заключают с ними «орфи», уверяя, что это первая ступень к полноценной семье. Затем несколько лет выкачивают из своих невест деньги, подчас вынуждая их продавать квартиры, дачи, машины и даже брать огромные кредиты. А затем просто разрывают орфи-договор и… «прости-прощай». При этом у них могут быть настоящие законные жены и дети. А «орфи» - это никакая не первая ступень к браку, это, по сути, всего лишь официальное разрешение на секс с любовницей в этой мусульманской стране.

В Турции женихи увозят россиянок с красивых курортов в свои бедные деревни, где от былой галантности ухажера не остается и следа. И девушкам приходится пахать - в прямом и переносном смысле слова. Либо сам турок переезжает в Россию, открывает на деньги женушки бизнес, после чего бросает даму сердца и вызывает с родины истинную суженую, а также всю свою родню.

В Эмиратах, Бахрейне, Ливане, Египте, Катаре девушек нередко под видом работы (от танцовщиц и массажисток до менеджеров в солидных компаниях) заманивают в бордели, скрывающиеся под вывесками модельных агентств.

Всему виной тестостерон

И ведь о последствиях браков с арабами и турками уже не раз рассказывалось. Но все равно раз за разом россиянкам сносит голову, стоит только рядом оказаться южному ухажеру, причем подчас не молодому, не красавцу и даже не богачу.

Все дело в мужском гормоне - тестостероне, - уверен директор брачного агентства Анатолий Алтухов. - У южан его по природе вырабатывается больше. От этого они такие «горячие». Быстрее зажигаются, буквально источают мужественность.

Женщины это чувствуют и почти на физиологическом уровне тянутся к арабам, туркам; в советские годы гражданки с «северов» по тем же причинам ценили кавказских парней, а еще до революции барышни влюблялись на курортах в крымских татар.

Да, южане отличные любовники, но в свое агентство я их никогда не беру и жен им не ищу, потому что у нас разные культуры и воспитание - они могут наших женщин облапошить и использовать, - говорит Анатолий Алтухов. - Основы семьи закладываются в детстве, когда ребенку 2,5 - 7 лет. У них воспитывают девочек - будущих матерей и жен, у нас - потребительниц. У них мужчин учат отцы, у нас - в основном матери. Поэтому вырастают мужики и сынки соответственно. Наши мужчины скупы на слова, они сами ждут, что их похвалят. А у арабов и прочих южан на природный темперамент накладывается еще и торгашеская жилка. В жены (настоящие) они берут своих хозяйственных женщин. Но за них нужно платить. С ними так просто не переспишь - у тех за плечами стоят отцы, братья, дяди. А приезжие - доступны, стоит только сказать ласковое слово. В туристических местах даже продаются книжечки для местных мужчин, где написано, когда и какой комплимент лучше сказать. Плюс там же список эсэмэсок.

Но наши женщины, у которых сносит голову уже от запаха настоящего самца, считают все эти банальности милыми. А уж если араб зовет замуж и согласен на ребенка - то он вообще получит статус «бога».

Из-за того же тестостерона южане не прочь и потомство оставить, размножить свои гены, - продолжает Алтухов.

Итог таких отношений в большинстве случаев один - дети остаются с отцом (таковы местные законы), любовь заканчивается вместе с деньгами. Одна радость - несколько месяцев или лет женщина чувствует себя королевой.

Елена Ожегова для «Фонтанки.ру»