Методическая разработка на тему: Помощь в выполнении домашнего задания. Помощь детям в учебе

Младшим школьникам на приготовление домашнего задания отводится 15-20 минут в день, однако ваш ребенок может справиться с заданием чуть быстрее или, наоборот, чуть медленнее (у некоторых детей приготовление домашнего задания занимает почти час).
Задавая детям задания на дом, педагоги, как правило, руководствуются следующим правилом. Время, которое отводится ребенку на приготовление уроков, вычисляется из расчета «номер класса х 10», то есть, например, ученик третьего класса должен тратить на приготовление уроков 30 минут в день, а ученик пятого класса - 50 минут. В начале учебного года обязательно поинтересуйтесь у преподавателя, какова его позиция в отношении домашних заданий. Задайте ему например такие вопросы: как часто он будет задавать детям домашние задания? Сколько времени отводится детям на приготовление домашних заданий по тому или иному предмету? Следует ли родителям предлагать ребенку свою помощь или, может быть, преподаватель предпочитает, чтобы дети готовили уроки самостоятельно?

Полезные навыки и привычки по выполнению домашних заданий

Помогите вашему ребенку правильно организовать учебный труд. Ваш ребенок должен иметь свой школьный уголок, где он будет делать уроки. Постарайтесь, чтобы ребенок садился готовить домашние задания в одно и то же время. Совсем не обязательно покупать младшему школьнику письменный стол - для приготовления уроков вполне годится и обычный кухонный. Место, которое вы отвели вашему ребенку для приготовления уроков, должно быть хорошо освещено. И еще одно условие: в комнате, где ребенок готовит домашние задания, должна -соблюдаться тишина, его не должны отвлекать никакие внешние раздражители (телевизор, телефон, шум из окна). Все школьные принадлежности ребенка (тетради, карандаши, словари) должны находиться у него под^ рукой - так он сможет быстро приступить к работе, не тратя времени на поиски ручки или карандаша.
Некоторые дети приступают к выполнению домашних заданий без каких либо напоминаний со стороны родителей. Иногда ребенку требуется какое-то время, чтобы переключиться, войти в рабочее настроение, настроить себя на деловой лад. В большинстве случаев ребенку достаточно для этого 10-15 минут, по истечении которых он усаживается за стол и начинает готовить уроки.
В какие часы ребенок должен готовить домашние задания? Мы не можем дать каких-либо универсальных рекомендаций по этому поводу. Некоторые дети предпочитают делать уроки в послеобеденные часы, сразу же после возвращения из школы. Другие школьники, наоборот, посвящают послеобеденные часы отдыху, развлечениям, играм со сверстниками, а по вечерам готовят домашние задания - в это время суток у них прилив свежих сил. Позвольте вашему ребенку самостоятельно решить вопрос о том, в какие часы он будет готовить уроки. Эта тема часто становится основной темой конфликтов между родителями и детьми. Родители вопрошают своего ребенка: «Джонни, ну почему мне приходится каждый день напоминать тебе об уроках!» Если ваш ребенок выполняет домашние задания в строго отведенные часы, такой проблемы просто не возникает.

Некоторые дети, однако, испытывают психологический дискомфорт, когда родители заставляют их выполнять домашние задания в строго определенное время (например с четырех часов дня до шести часов вечера). В таких случаях родителям не следует жестко контролировать распорядок дня своего ребенка, а можно ограничиться лишь самыми общими наставлениями. («Пока не приготовишь уроков, никаких видеоигр!») Определите, какая форма организации выполнения домашних заданий является оптимальной для вашего ребенка и всей семьи в целом. Придерживайтесь установленного распорядка дня в течение всего учебного года.
Очень часто ребенок просит родителей посидеть с ним, пока он делает уроки. Вам, вероятно, не составит особого труда выполнить эту просьбу (пока ребенок готовит домашние задания, вы можете читать, писать, работать с документами в той же комнате). Не следует, однако, заходить слишком далеко: вы не можете выполнять домашние задания вместо вашего ребенка. Вы должны помочь ему сосредоточиться, настроиться, сконцентрировать внимание. Время от времени ваш ребенок может обращаться к вам за помощью (например, если он никак не может справиться с задачей по математике). В этом случае сначала предложите ребенку самостоятельно решить несколько более простых задач, а затем уже переходите к той задаче, которая вызвала у него затруднения. Если ваш ребенок обращается к вам за помощью не от случая к случаю, а постоянно, обязательно поговорите с преподавателем. Может быть, ему следует более подробно объяснять ребенку его домашнее задание, уделять больше внимания тем или иным моментам. Если ваш ребенок выполняет задание большого объема (например пишет сочинение или готовит курсовой проект), вы должны помочь ему правильно организовать работу. Ежедневно ребенок должен выполнять некую строго определенную часть домашнего задания, а вы помогите ему составить план работы.
Иногда преподаватель просит родителей проверять домашние задания ребенка, но все же в большинстве случаев проверка уроков остается исключительно прерогативой преподавателя. Следует ли родителям оказывать ребенку помощь в приготовлении уроков? Если да, то какова должна быть эта помощь? У каждого преподавателя имеется на этот счет свое мнение. Иногда преподаватель задает детям задание на дом, чтобы проверить, как они усвоили тот или иной раздел учебной программы. Проверив его, преподаватель понимает, на какие моменты ему следует обратить больше внимания на занятиях. В данном случае родителям нет никакой необходимости вмешиваться и давать ребенку какие бы то ни было советы относительно его домашнего задания. Бывает, однако, и другая ситуация: преподаватель задает на дом несколько с иной целью. Он хочет, чтобы у детей сформировались прочные навыки выполнения того или иного упражнения, чтобы они лучше усвоили пройденный материал. В данном случае помощь родителей может оказаться далеко не лишней. Некоторые преподаватели считают, что домашние задания вырабатывают у ребенка дисциплинированность, ответственность, умение организовывать учебный процесс. Если ваш ребенок хорошо справился с домашним заданием, обязательно похвалите его: ваши теплые слова - это самый надежный стимул.

В итоге мы приходим к следующему заключению. Родители должны помогать ребенку в учебе, давать ему полезные советы, но при этом ни в коем случае не делать вместо него ту работу, которую он обязан выполнить самостоятельно. Ваша задача - предоставить ребенку тихий спокойный уголок, где он мог бы без помех заниматься, и обеспечить его необходимыми школьными принадлежностями. Время от времени вы можете оказывать ребёнку помощь в выполнении того или иного задания, но при этом не забывайте, что домашние задания - это работа вашего ребенка, а потому не пытайтесь выполнить эту работу вместо него.
Через несколько недель после начала нового учебного года поговорите с учителем вашего ребенка и поинтересуйтесь, справляется ли он с домашними заданиями. Если у вашего ребенка возникли с этим проблемы (может быть, он просто не понимает, как выполнить то или иное задание? А может быть, задания слишком легкие для него и он выполняет их за несколько минут?), обязательно сообщите об этом преподавателю, чтобы тот скорректировал задания с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка.
Вы окажете вашему ребенку большую услугу, если по вечерам будете читать ему вслух. Это прекрасный способ пробудить у ребенка интерес к чтению. Помимо всего прочего так вы сможете хотя бы несколько минут побыть наедине с ребенком, уделить ему внимание. Если ваш ребенок получает домашние задания не каждый день, чтение вслух в определенные часы может стать для него своего рода «домашней работой», а сам он при этом приобретает навыки регулярного, систематического учебного труда.
Если вы хотите привить вашему ребенку вкус к чтению, вы должны стать для него примером: ребенок обязательно должен видеть в ваших руках книгу. Сходите с ребенком в библиотеку или в книжный магазин, помогите ему выбрать книги для домашнего чтения.. В некоторых семьях придерживаются следующего правила: каждый вечер приблизительно на полчаса в доме выключается телевизор, и все члены семьи погружаются в чтение. Ребенок среднего и старшего школьного возраста должен уделять чтению и другим видам познавательной деятельности не менее 1-2 часов ежедневно.
Учеба - это, конечно, очень важно, но не следует забывать и об игре. Игра, игровая деятельность имеют огромное значение для физического и духовного развития ребенка; в процессе игры ребенок приобретает необходимые социальные навыки. Когда вы предлагаете вашему ребенку выполнить то или иное задание преподавателя или просто почитать книгу, не забывайте, что после длинного напряженного дня в школе ребенку необходимо отдохнуть, поиграть.
Помогите ребенку выбрать такие игры и развлечения, которые будут соответствовать его характеру и темпераменту. Что предпочитает ваш ребенок - спорт, музыку, велосипедные прогулки или просто игры с друзьями?

Как разговаривать с ребенком о школе

«Что ты делал сегодня в школе?» «Да так, ничего особенного».
Вот типичный образчик диалога между отцом и сыном. Как поступить родителям в подобной ситуации? Вы проявляете искренний интерес к событиям школьной жизни вашего ребенка, вам хочется как можно больше узнать обо всех его успехах и неудачах, но в то же время вы не хотите докучать ребенку своими расспросами, боитесь показаться навязчивым. Дети среднего школьного возраста и подростки зачастую болезненно реагируют на любые расспросы родителей об их школьной жизни.
Дети, как правило, с большей охотой рассказывают о своих школьных делах, когда вы задаете им конкретные, четко сформулированные вопросы, причем для таких вопросов вам следует выбрать подходящий момент. Например, не стоит затевать с ребенком пространную беседу, когда он только что вернулся из школы. Ребенок устал, он голоден, ему хочется отдохнуть, поиграть с друзьями, и в этот момент он не испытывает ни малейшего желания вспоминать о событиях прошедшего дня, поэтому разумнее будет перенести разговор на вечер. Начните вашу беседу например так: «Мне кажется, ты здорово проголодался. Давай-ка перекусим, а потом ты расскажешь мне, что происходило сегодня в школе».
Ваши вопросы должны быть как можно более конкретными. Например, спросите ребенка:

  • Что нового ты узнал сегодня в школе?
  • Какие вопросы ты задавал в классе?
  • Понравилась ли тебе книга, которую вы читаете в классе? О чем в ней рассказывается?
  • Может быть, ты хочешь показать мне какие-нибудь рисунки, поделки?
  • Как ты справляешься с десятичными дробями? Мне кажется, сегодня ты выполнил это упражнение гораздо быстрее.
  • Расскажи, как прошел лексический тест. Наверное, тебе встретилось несколько незнакомых слов?

Учителя прекрасно знают, что ребенок может о чем-то забыть, что-то упустить из виду, поэтому очень часто пишут родителям записки с кратким отчетом о событиях школьной жизни. Каждый вечер спрашивайте вашего ребенка, не передавал ли его преподаватель письмо или записку для вас.
Иногда ребенок начинает рассказывать вам о школьных событиях в совершенно неподходящий для этого момент (например вы готовите обед или заняты какой-нибудь срочной работой). Покажите ребенку вашу заинтересованность, скажите например следующее: «Мне очень хочется послушать твои школьные новости, но сейчас я очень занята, мне нужно приготовить обед. Подожди минутку, я поставлю кастрюлю в духовку, мы сядем за стол и спокойно поговорим». Или: «Помоги-ка мне приготовить салат, мы будем резать овощи и разговаривать».

Рекомендации по выполнению домашних заданий для школьников 10-12лет

Когда ребенок переходит в четвертый класс, его учеба приобретает несколько иной характер: в частности, меняются цели и содержание домашних заданий. Ученик начальной школы просто учится читать, и на данном этапе чтение является целью обучения. Школьники среднего и старшего возраста уже не просто читают, а для того, чтобы чему-то научиться - таким образом, чтение для них становится средством обучения. Дети среднего школьного возраста выполняют уже гораздо более сложные задания, причем как дома, так и в классе. Теперь ребенку приходиться прилагать гораздо больше усилий, чтобы выполнить домашние задания. Их выполнение отныне становится неотъемлемым компонентом учебного процесса и существенно влияет на успеваемость. 10-12 лет - это как раз тот возраст, когда ребенок уже может проявить самостоятельность, ответственность, он уже почти не нуждается в родительской опеке.
Задавая уроки на дом детям среднего школьного возраста, учитель преследует сразу несколько целей. Во-первых, выполняя уроки, ребенок закрепляет полученные в школе знания и овладевает некоторыми практическими навыками. Во-вторых, домашние задания - это прекрасная возможность научить ребенка дисциплине, самоорганизованности, ответственности за порученное дело.
В предыдущей главе мы говорили о младших школьниках и давали родителям некоторые рекомендации относительно приготовления домашних заданий. Все советы в полной мере относятся и к школьникам среднего школьного возраста. Домашние задания лучше всего выполнять несколько часов спустя после возвращения ребенка из школы. Отдохнув после напряженного школьного дня и пообедав, он не будет испытывать голода и сможет полностью сосредоточиться на домашнем задании. Договоритесь с ребенком, в какие часы он будет делать уроки. Придерживайтесь установленного распорядка дня в течение всего учебного года. Так ваш ребенок научится организовывать свое время, приучится к порядку и дисциплине. Распорядок дня не должен, однако, быть слишком жестким: в течение учебного года у вашего ребенка могут возникнуть различные непредвиденные ситуации. Некоторые школьники предпочитают разделять домашние задания на несколько небольших частей. Приготовив одну часть, ребенок делает небольшой перерыв, а затем приступает к следующему заданию.
Родители должны помочь ребенку сосредоточиться, настроиться на выполнение домашнего задания. Ежедневно просматривайте полученные ребенком задания, посоветуйте ему, к кому обратиться за помощью в случае затруднений - к вам, старшему брату или сестре, к однокласснику. Самые трудные задания следует выполнять в первую очередь. Если ребенок готовится к сложному тесту, пройденный материал необходимо повторить дважды - вечером и утром. Школьники среднего школьного возраста, как и младшие школьники, должны готовить домашние задания в тишине, в комнате не должно быть никаких посторонних шумов, ничто не должно отвлекать ребенка от работы (телевизор, радио, телефон, компьютер, игрушки). Все необходимые школьные принадлежности должны находиться под рукой, чтобы не тратить времени на поиски ручки «ли карандаша.
Ниже мы приводим несколько полезных советов для школьников. Эти советы помогут детям приготовить домашнее задание по тому или иному предмету.

Задания по чтению

  1. Разделите главу на небольшие фрагменты, ориентируясь на те заголовки, которые дает в тексте сам автор.
  2. Определите главную мысль каждого смыслового фрагмента. Запишите ключевые фразы или предложения, которые отражают эту главную мысль.
  3. Составьте развернутый план всего текста: пункты плана должны содержать основную.идею каждого смыслового фрагмента. Оставьте свободное место для заметок. Когда в классе будут проверять домашнее задание, вы сможете записать здесь все замечания, высказанные преподавателем и одноклассниками.

Письменное задание (сочинение)

  1. Первое, что следует иметь в виду - на первом этапе работы перед вами находится всего лишь черновик, в который вы будете вносить множество изменений и дополнений. Окончательный вариант вашего сочинения будет значительно отличаться от черновика, причем отличаться в лучшую сторону.
  2. Записывайте любые мысли (даже самые, на первый взгляд, нелепые), которые приходят вам в голову в связи с темой вашего сочинения. Составьте «банк идей».
  3. Распределите все, ваши идеи по тематическим блокам. Получившиеся тематические блоки выстройте в логической последовательности.
  4. Запишите ответы на следующие вопросы: чем вы руководствовались, когда выделяли для себя именно эти тематические блоки? Почему вы выстроили их именно в такой последовательности?
  5. Используя тематические блоки в качестве плана, напишите самый первый, черновой вариант сочинения. На этом этапе работы вам не следует беспокоиться об орфографии и пунктуации.
  6. Внесите необходимые исправления в ваш черновик. Обратите внимание на следующие основные моменты.

Смысловая сторона текста. Раскрывает ли написанный вами текст тему сочинения?
Структура текста. Логично ли связаны между собой отдельные предложения и абзацы? Можно ли выделить в каждом абзаце главную, ключевую мысль?

Структура предложений. Содержит ли каждое ваше предложение законченную мысль? Соблюдены ли правила орфографии и пунктуации?
Лексика . Какие слова в тексте можно заменить другими, более близкими по смыслу? Все ли слова написаны правильно, соблюдены ли правила орфографии?
Общее впечатление о тексте. Легко ли читается текст? Отвечает ли он требованиям, которые предъявляет к нему преподаватель (стиль изложения, формат и т.п.)?

Математика

  1. Вы должны в совершенстве овладеть основными математическими операциями (сложение, вычитание, умножение и деление). Овладевайте навыками выполнения арифметических действий постепенно, ежедневно выполняя от трех до пяти упражнений. Выполняя упражнения, вы можете вести записи или использовать карточки с цифрами.
  2. Вы должны хорошо понимать правила выполнения арифметических действий. Домашнее задание по математике выполняйте не спеша, и обязательно проверяйте результаты ваших вычислений. Очень часто школьники совершают ошибки в вычислениях не из-за незнания того или иного правила, а по невнимательности.
  3. Если вы изучаете десятичную систему исчисления, денежные купюры в вашем кошельке могут послужить для вас наглядным пособием.
  4. Если вы изучаете дроби, воспользуйтесь наглядными пособиями - они дадут вам ясное представление о" сути этого математического понятия.

Подготовка к тестам

  1. Соберите все ваши черновики, домашние задания, заметки, наброски. Расположите их в хронологической последовательности.
  2. За четыре дня до теста просмотрите всю собранную информацию.
  3. За три дня до теста просмотрите заголовки основных разделов учебника.
  4. За два дня до теста проанализируйте всю собранную информацию и распределите ее по тематическим блокам.
  5. Накануне теста постарайтесь по памяти воспроизвести содержание ваших записей, конспектов, разделов учебника.

Другие способы улучшения процесса выполнения домашнего задания

Дома ваш ребенок обязательно должен читать, причем читать самостоятельно, для собственного удовольствия (не следует ограничиваться чтением вслух). Если у ребенка появился вкус к чтению, эта полезная привычка останется с ним на всю жизнь. Преподаватель родного языка или школьный библиотекарь поможет вам и вашему ребенку подобрать книги для домашнего чтения. Обязательно запишите вашего ребенка в публичную библиотеку. Если вам позволяет финансовое положение, вступите в детский книжный клуб или подпишитесь на журнал для детей соответствующей возрастной группы. Если ваш ребенок видит в ваших руках книгу, он скорее всего последует вашему примеру и станет вдумчивым читателем. Время от времени заводите с ребенком разговор о прочитанных книгах, обменивайтесь впечатлениями о том или ином писателе, литературном герое. Когда ваш ребенок был совсем маленьким, вы читали ему вслух. Теперь, когда ваш ребенок пошел в школу, он, вероятно, сам захочет почитать вам вслух ту книгу, которую вы читали ему в раннем детстве.
Даже если вы очень заняты, постарайтесь вечером выкроить хотя бы несколько минут для доверительной беседы с вашим ребенком. Расскажите ребенку, как прошел ваш рабочий день, расспросите его о событиях в школе.
Каждый ребенок - это созидатель, творец, поэтому предоставьте вашему ребенку возможность выразить себя: пусть он сочиняет, рисует, лепит, мастерит. Может быть, ваш ребенок напишет короткий рассказ, сочинит забавное письмо вашему другу или родственнику, нарисует поздравительную открытку? Бумага, карандаши, картон, фломастеры и прочие канцелярские принадлежности должны всегда находиться под рукой, чтобы ребенок в любую минуту мог воспользоваться ими. Многие исследователи придерживаются следующей точки зрения: когда ребенок пишет, у него формируются навыки чтения, а когда ребенок читает, у него формируются навыки письма.
Найдите себе какое-нибудь увлечение, хобби, которым вы могли бы заниматься вместе с ребенком. Пусть эти часы принадлежат только вам и вашему ребенку: никому не позволяйте нарушать ваше уединение, в случае необходимости даже можете отключить телефон (иногда дети жалуются, что с папой и мамой им проще всего общаться по телефону, поскольку на телефонные звонки родители отвечают гораздо быстрее).
Повесьте в комнате ребенка географическую карту и проследите, чтобы ребенок пользовался ею как можно чаще. Регулярно обращайтесь к ребенку с «географическими» вопросами «Покажи-ка мне на карте, где живет наша тетушка Линда? В каком городе живет наш президент? Покажи этот город на карте». Географическая карта сослужит вам хорошую службу, когда вы будете рассказывать ребенку о том или ином историческом событии (например в дни общенациональных праздников).
Дети, как правило, охотно ходят в библиотеку. Оказавшись в публичной библиотеке, школьники чувствуют себя в ней как дома, так как они достаточно часто посещают свою школьную библиотеку и имеют представление о правилах поведения читателя. (Во многих школах библиотеки превратились в образовательные центры: там имеются не только книги, но также видео- и аудиоматериалы).
Не следует забывать и о культурных мероприятиях. Посещая выставки, концерты, спектакли, ваш ребенок не просто развлекается, но расширяет свой кругозор, закрепляет полученные в школе знания, приобретает новый социальный опыт.

Постарайтесь привить своему ребенку навыки здорового образа жизни. В школе ваш ребенок уже получил определенные теоретические знания по этому вопросу, и вы должны научить его применять полученные знания на практике. Например, отправляясь вместе с ребенком в магазин, выбирайте для семейного стола только полезные для здоровья продукты. Если вы не придерживаетесь принципов здорового питания в своем повседневном рационе, ваш ребенок скорее всего последует вашему примеру. В подобной ситуации он не сможет применить на практике полученные в школе знания о принципах здорового образа жизни. Позвольте ребенку принять участие в приготовлении некоторых блюд: пусть он самостоятельно прочитает рецепт, отмерит необходимое количество того или иного продукта. Таким образом, ребенок будет приобретать необходимые знания и навыки, касающиеся семейного питания.
Вам необходимо позаботиться и о физическом воспитании вашего ребенка. Например, на уик-энд отправляйтесь всей семьей на природу, организуйте семейный спортивный праздник. Плавание, теннис, велосипедный спорт, коньки - вам остается только выбирать! Подружившись с тем или иным видом спорта, ребенок проносит это увлечение через всю свою жизнь; оно поможет ему сохранить здоровье на долгие годы. Не забывайте и о пеших прогулках: они прекрасный способ приобщить всю вашу семью к занятиям физкультурой.

Наталья Ард

Психолог, мама троих детей. Работает с подростками в сообществе подростков и родителей TulaTeens, г. Тула.

Давление и упрёки со стороны родителей. Чувство беспомощности и вины у ребёнка.

Мы попали в замкнутый круг. Каждый день не сделанные вовремя уроки, бесконечная работа над ошибками и новые упражнения. Снова ошибки, снова долгие, затяжные занятия. Ребёнок угасает, истощается и тупеет на глазах, а я… я уже не знаю, что делать. Мы тонем в домашних заданиях. Руки опускаются.

Мама третьеклассника

Что же пошло не так и можно ли помочь утопающему? Почему одни ребята быстро и легко справляются с домашними заданиями, а для других это непреодолимая преграда? Обсудим типичные ошибки при выполнении домашних заданий и расскажем, как их избежать.

1. Затянутый старт

«Моя дочь может 30 минут перекладывать учебники, ходить на кухню за стаканом воды, отвлекаться на младшего брата, ныть и объяснять, почему она не хочет делать уроки. Всё, что угодно, кроме выполнения домашней работы».

Привычка долго раскачиваться, откладывать дела и отвлекаться - бич большинства школьников. Привычка, которая незаметно и безжалостно съедает время.

Главное - начать быстро и весело. Как помочь? Пообещать сладкий приз по окончании или другое вознаграждение, например: «Успеешь сделать уроки до 17:00 - пойдёшь на тренировку или в театральную студию».

2. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Вы можете не обращать на это внимание, но на рабочем месте - бардак в голове.

Помогите ребёнку. Скажите ему: «Оставь на столе только дневник, учебник и материалы к одному уроку. Выучи и убери, затем доставай следующий». Удивительно, насколько эта простая рекомендация экономит время.

3. Привычка делать домашнее задание перед уроком, а не после

Делать уроки в последний момент, постоянно откладывать и жить с чувством опоздания. Вы не задумывались, что слово «успех» происходит от слова «успевать»?

Измените ситуацию и перестаньте догонять уходящий поезд. Опережайте, атакуйте! Пусть все задания будут сделаны сразу после уроков уже сегодня. Чувство свободы будет лучшей наградой.

4. Неограниченное время на выполнение домашних заданий

Заняты́е дети, у которых расписана каждая минута, делают уроки быстро и качественно. Они интуитивно правильно организуют работу, вычленяя суть и экономно расходуя время. Помните закон Паркинсона? «Работа заполняет время, отпущенное на неё».

Вам могут помочь таймер, звуковой сигнал, песочные часы, ритм чередования рабочих блоков и коротких отдыхов. Никогда не позволяйте детям до бесконечности растягивать выполнение уроков за счёт прогулок, друзей и .

5. Освобождение ребёнка от обязанностей по дому

«Что вы, Любочка учится каждый день до двенадцати или даже до часу. Она ложится позже нас и встаёт раньше. Как придёт домой, перекусит и сразу за уроки. Так и сидит».

Не позволяйте ребёнку сидеть. Домашние хлопоты - это продуктивный отдых. Научите ребёнка чередовать уроки с короткими полезными переключениями по 10–15 минут. Пусть он пропылесосит комнату, помоет полы, погуляет с собакой или уберёт покупки в холодильник. Усталые мозги за такое скажут спасибо. И уроки сделаются быстрее.

6. Обучение только по учебнику

Если ваш ребёнок занимается только по учебникам, он никогда не станет культурным и образованным человеком. Выучить, чтобы ответить и забыть? Да он просто тратит время впустую!

Давайте разберёмся, как же надо. В учебнике даны только выжимки знаний. Они плохо усваиваются, зубрить их бесполезно. Гораздо лучше глубоко и комплексно изучать тему, находить взаимосвязи между предметами, смотреть и читать художественные книги по теме урока.

За каждой фразой из учебника должны вставать картинки, образы, истории, факты. Так знания становятся образованием и остаются с человеком.

Конечно, в рамках учебного года с его калейдоскопической скоростью это нереально. Но выход есть. Откройте YouTube и поищите видео по теме урока. Как правило, по многим темам есть документальные фильмы по 10–20 минут с опорой на учебник.

Научите ребёнка смотреть ролики в ускоренном режиме. Через 15–20 минут он будет владеть материалом, приводить примеры. Отличные оценки в школе и репутация интересного человека гарантированы.

7. Выполнение всех заданий в полном объёме

Наиболее ярко это заметно в начальных классах. Прессинг на ребёнка со стороны родителей необходим традиционной российской школе как рычаг влияния.

Школа же оказывает давление на учителя, требуя хороших показателей по экзаменам, олимпиадам, конкурсам. Поэтому зачастую учителя ведут себя так, будто их предмет - единственный. Но учителей много, а ваш ребёнок один, его ресурсы ограничены.

Берегите силы ребёнка, не позволяйте переутомляться и истощаться. Выберите ключевые предметы, отдайте им предпочтение и спокойнее относитесь к остальным.

Способность ученика справляться с домашней работой - показатель успешности обучения в школе. Родители могут помочь ребёнку организовать этот процесс. Помните при этом, что уроки нужны для закрепления знаний, а не ребёнок для уроков. Будьте на стороне его интересов.

Рассказывает мама пятиклассника: «В школе я была отличницей и всегда делала все уроки. На это уходило всё мое время. Мне некогда было гулять с подругами, читать книги или просто ничего не делать. Моя двоюродная сестра, ровесница, не стремилась хорошо учиться. Она с мамой много читала, путешествовала, разговаривала, играла с подругами. Уроки делала по остаточному принципу.

Я выросла, стала бухгалтером и не очень довольна жизнью. Моя сестра - успешный человек. Она состоялась в семье, работе, бизнесе. Её уважают, у неё есть своё мнение, своя интересная жизнь. Этот пример всегда перед глазами, когда проверяю домашнюю работу сына».

Может быть, причина в отношении к домашним заданиям? Возможно, для в жизни не надо тратить всё время только на уроки?

Проанализируйте ошибки и помогите своему ребёнку подходить к выполнению школьных уроков более эффективно. Порадуйтесь вместе с ним тому, насколько быстрее он будет с ними справляться и как изменится его жизнь.

Чтобы закрепить успех, заранее придумайте, как вы будете вместе радоваться жизни в освободившееся от уроков время.

Наталья Ард

Психолог, мама троих детей. Работает с подростками в сообществе подростков и родителей TulaTeens, г. Тула.

Давление и упрёки со стороны родителей. Чувство беспомощности и вины у ребёнка.

Мы попали в замкнутый круг. Каждый день не сделанные вовремя уроки, бесконечная работа над ошибками и новые упражнения. Снова ошибки, снова долгие, затяжные занятия. Ребёнок угасает, истощается и тупеет на глазах, а я… я уже не знаю, что делать. Мы тонем в домашних заданиях. Руки опускаются.

Мама третьеклассника

Что же пошло не так и можно ли помочь утопающему? Почему одни ребята быстро и легко справляются с домашними заданиями, а для других это непреодолимая преграда? Обсудим типичные ошибки при выполнении домашних заданий и расскажем, как их избежать.

1. Затянутый старт

«Моя дочь может 30 минут перекладывать учебники, ходить на кухню за стаканом воды, отвлекаться на младшего брата, ныть и объяснять, почему она не хочет делать уроки. Всё, что угодно, кроме выполнения домашней работы».

Привычка долго раскачиваться, откладывать дела и отвлекаться - бич большинства школьников. Привычка, которая незаметно и безжалостно съедает время.

Главное - начать быстро и весело. Как помочь? Пообещать сладкий приз по окончании или другое вознаграждение, например: «Успеешь сделать уроки до 17:00 - пойдёшь на тренировку или в театральную студию».

2. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Вы можете не обращать на это внимание, но на рабочем месте - бардак в голове.

Помогите ребёнку. Скажите ему: «Оставь на столе только дневник, учебник и материалы к одному уроку. Выучи и убери, затем доставай следующий». Удивительно, насколько эта простая рекомендация экономит время.

3. Привычка делать домашнее задание перед уроком, а не после

Делать уроки в последний момент, постоянно откладывать и жить с чувством опоздания. Вы не задумывались, что слово «успех» происходит от слова «успевать»?

Измените ситуацию и перестаньте догонять уходящий поезд. Опережайте, атакуйте! Пусть все задания будут сделаны сразу после уроков уже сегодня. Чувство свободы будет лучшей наградой.

4. Неограниченное время на выполнение домашних заданий

Заняты́е дети, у которых расписана каждая минута, делают уроки быстро и качественно. Они интуитивно правильно организуют работу, вычленяя суть и экономно расходуя время. Помните закон Паркинсона? «Работа заполняет время, отпущенное на неё».

Вам могут помочь таймер, звуковой сигнал, песочные часы, ритм чередования рабочих блоков и коротких отдыхов. Никогда не позволяйте детям до бесконечности растягивать выполнение уроков за счёт прогулок, друзей и .

5. Освобождение ребёнка от обязанностей по дому

«Что вы, Любочка учится каждый день до двенадцати или даже до часу. Она ложится позже нас и встаёт раньше. Как придёт домой, перекусит и сразу за уроки. Так и сидит».

Не позволяйте ребёнку сидеть. Домашние хлопоты - это продуктивный отдых. Научите ребёнка чередовать уроки с короткими полезными переключениями по 10–15 минут. Пусть он пропылесосит комнату, помоет полы, погуляет с собакой или уберёт покупки в холодильник. Усталые мозги за такое скажут спасибо. И уроки сделаются быстрее.

6. Обучение только по учебнику

Если ваш ребёнок занимается только по учебникам, он никогда не станет культурным и образованным человеком. Выучить, чтобы ответить и забыть? Да он просто тратит время впустую!

Давайте разберёмся, как же надо. В учебнике даны только выжимки знаний. Они плохо усваиваются, зубрить их бесполезно. Гораздо лучше глубоко и комплексно изучать тему, находить взаимосвязи между предметами, смотреть и читать художественные книги по теме урока.

За каждой фразой из учебника должны вставать картинки, образы, истории, факты. Так знания становятся образованием и остаются с человеком.

Конечно, в рамках учебного года с его калейдоскопической скоростью это нереально. Но выход есть. Откройте YouTube и поищите видео по теме урока. Как правило, по многим темам есть документальные фильмы по 10–20 минут с опорой на учебник.

Научите ребёнка смотреть ролики в ускоренном режиме. Через 15–20 минут он будет владеть материалом, приводить примеры. Отличные оценки в школе и репутация интересного человека гарантированы.

7. Выполнение всех заданий в полном объёме

Наиболее ярко это заметно в начальных классах. Прессинг на ребёнка со стороны родителей необходим традиционной российской школе как рычаг влияния.

Школа же оказывает давление на учителя, требуя хороших показателей по экзаменам, олимпиадам, конкурсам. Поэтому зачастую учителя ведут себя так, будто их предмет - единственный. Но учителей много, а ваш ребёнок один, его ресурсы ограничены.

Берегите силы ребёнка, не позволяйте переутомляться и истощаться. Выберите ключевые предметы, отдайте им предпочтение и спокойнее относитесь к остальным.

Способность ученика справляться с домашней работой - показатель успешности обучения в школе. Родители могут помочь ребёнку организовать этот процесс. Помните при этом, что уроки нужны для закрепления знаний, а не ребёнок для уроков. Будьте на стороне его интересов.

Рассказывает мама пятиклассника: «В школе я была отличницей и всегда делала все уроки. На это уходило всё мое время. Мне некогда было гулять с подругами, читать книги или просто ничего не делать. Моя двоюродная сестра, ровесница, не стремилась хорошо учиться. Она с мамой много читала, путешествовала, разговаривала, играла с подругами. Уроки делала по остаточному принципу.

Я выросла, стала бухгалтером и не очень довольна жизнью. Моя сестра - успешный человек. Она состоялась в семье, работе, бизнесе. Её уважают, у неё есть своё мнение, своя интересная жизнь. Этот пример всегда перед глазами, когда проверяю домашнюю работу сына».

Может быть, причина в отношении к домашним заданиям? Возможно, для в жизни не надо тратить всё время только на уроки?

Проанализируйте ошибки и помогите своему ребёнку подходить к выполнению школьных уроков более эффективно. Порадуйтесь вместе с ним тому, насколько быстрее он будет с ними справляться и как изменится его жизнь.

Чтобы закрепить успех, заранее придумайте, как вы будете вместе радоваться жизни в освободившееся от уроков время.

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.

Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит - родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию?

Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.

1. Выполнение распорядка дня

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.

Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

2. Распределение заданий по степени сложности

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучаться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.

Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверить то, что выполнено правильно

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

6. Помощь при заучивании информации из учебника

Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.

Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

7. Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.


Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. Ниже приведен список приемов, призванных помочь домашних заданий и предотвратить фрустрация, гнев и разочарование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь в выполнении домашнего задания

Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. В ней могут участвовать разные действующие лица, но сценарий всегда один и тот же. Родители на протяжении всей истории пытались помочь детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания родителем вместо ребенка. В любом случае существует масса проблем. В попытках справиться с этими проблемами родители используют метод проб и ошибок, подкуп, подарки, рассуждения, и все, что может, по их мнению, сработать в данном случае.

Нет никакого сомнения в том, что мотивы родителей самые естественные. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? На самом деле, беспокойство и напряженность и для детей, и для родителей, вызывает не сама причина, а приемы, используемые для достижения цели.

Для некоторых детей школа является источником постоянного стресса. Если принять во внимание, какие требования предъявляются в школе к выполнению заданий, беспокойство относительно того, одобрят ли тебя родители, страх неудачи и так далее, становится ясно, что дети могут рассматривать дом как что-то вроде рая, где они могут отдохнуть.

Если же они испытывают стресс и дома, когда родители "стоят у них над душой" во время выполнения домашних заданий, то где тогда то место, где они могут "повесить шляпу на гвоздь"? Для работающих родителей это можно сравнить с такой ситуацией, когда вы работаете целый день и получаете свою долю стресса, и возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Прикиньте, сколько вы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию.

Помните при этом, что у взрослых всегда есть возможность выхода из ситуации, когда давление становится непереносимым, а дети такой возможности лишены.

Ниже приведен список приемов, призванных помочь домашних заданий и предотвратить фрустрация, гнев и разочарование.

1. Расписание для домашней работы.

Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.

Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет в частности, справиться с такой проблемой, как "вылавливание" детей и "усаживание" их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Это уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Однако, если вам очевидно, что ребенок не понял какой-то материал, вам нужно дать знать об это учителю.

2. Распределите задания по важности.

Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут долго мучиться этой проблемой.

Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым, и так далее.

Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им дано 5 различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой метод контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают "выученную беспомощность".

Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестают работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание.

Это - очень нездоровая "зависимость", потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.

Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы и папы. Проводя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.

Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.

Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: "Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ".

Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства "несоответствия". Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.

Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

Попросите ребенка, чтобы он сделала сначала только пять примеров и дал их вам проверить.

Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

Таким образом ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.

Однако если вы видите, что через или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.

Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства "несоответствия" у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть решены на встрече с учителем.

Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.

Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.

Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.

Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

Рассмотрите возможность записать главу из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена.

Так что, имеет смысл записать на магнитофон главы из учебников по истории или естествознанию, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом будут задействованы как визуальные, так и аудио каналы приема информации.

Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в фрустрацию и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.

Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.

Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления "языка тела" - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви.

Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.

Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

Дети чувствуют себя "неадекватными", когда родители доделывают за них их работу.

Во-первых, они это воспринимают как свой провал.

Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.

Встречаются родители, которые выполняют за своих детей полностью годовой проект (аналог курсовой работы, по объему и значимости в итоговой оценке, но они бывают не только в ВУЗе, но и в школе). Такая практика увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.

Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителя, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучаемостью и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате фрустрацию, гнев и растерянность.

Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.