Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. Использование метода моделирования в доу

Кузнецова Татьяна
Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ

Тема : «Технология наглядного моделирования на практике в ДОУ »

1. В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс ее восприятия. Ведущие специалисты дошкольного воспитания Н. Н. Подьякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной педагогике инструментом познания может стать модель .

2. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что-либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти-вербальный.

3. Моделирование -это оптимальная и результативная технология , позволяющая максимально задействовать зрительную, двигательную и ассоциативную память и активизировать речь для решения познавательных задач.

4. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним, в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Доступность моделирования заключается в том , что в его основе лежит принцип замещения реальных предметов рисунком, схемой, значком.

5. Следовательно, актуальность в том, что :

Дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему.

Использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Формирует навык практического использования приемов работы с память.

Графические аналогии помогают видеть главное, анализировать, синтезировать и систематизировать полученные знания. Активизируют память и мышление.

6. Таким образом, моделирование- это наглядный практический метод обучения , заключающийся в том, что мышление, внимание, память и речь ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Формирование навыков наглядного моделирования происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия детей в процессе работы.

7. Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т. к. условности легко воспринимаются детьми. Новизна метода заключается в том, что овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели в «уме» , решать задачи «про себя» , во внутреннем плане. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы , модели , мнемосхемы и т. д., педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию.

8. Цель применения наглядного моделирования :

Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

9. Формирование навыков наглядного моделирования происходит по следующим этапам :

Усвоение и анализ сенсорного материала увязывается с наблюдением за реальными объектами и явлениями, свойствами и отношениями в окружающей действительности.

Перевод его на знаково-символический язык, т. е. процесс замещения предметов схематическими образами.

Выполнение первых двух этапов являются необходимым условием для перехода к третьему :

Работе с моделью , т. е. ее использования для раскрытия отраженных в ней связях.

10. Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие задачи :

Знакомство с моделями , как способом предоставленной информации.

Формирование навыка дешифровки модели .

Формирование навыка самостоятельного моделирования

11. В дошкольном возрасте применяются различные виды моделей :

Предметная модель :

имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету , воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью . (Глобус, экосистема, модели построек , точные копии автомобилей, домов, животных и т. д.)

Предметно-схематическая модель :

Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. (Алгоритмы умывания, сервировки стола, ухода за растениями и т. д.)

Графические модели :

передают условно обобщенные признаки, разные виды отношений, явлений, связей (графики, формулы, схемы) . «Календарь природы» , план группы, участка, кукольного домика и т. д.

12. В ходе наглядного моделирования детей знакомят с графическим способом передачи информации - моделью . В качестве условных заместителей (элементов модели ) могут выступать геометрические фигуры, символические изображения, планы.

13. Метод наглядного «моделирования » используется во всех видах детской деятельности и образовательных областях – это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности.

Моделирование в области «Познавательное развитие» :

Раздел «Развитие элементарных математических представлений» .

Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов» . Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги. Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года. Числовой и сериационный ряды, предметно-схематические картинки, карты-схемы и т. д.

Раздел «Развитие экологических представлений» .

Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.

Можно использовать карточки-модели , отражающие общие признаки объектов, явлений.

Можно выделить функции живых организмов : дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями

С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)

Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

Можно использовать модели «Части суток» «Времена года» , схемы признаков времен года.

Раздел «Ознакомление с пространственными отношениями» .

Используют макеты, планы, схемы, вектор, как направление движения, предметно-схематические изображения, с целью овладения детьми умений ориентироваться в пространстве, использования пространственных предлогов, составления планов комнат, схем маршрутов и т. д.

Раздел «Конструирование»

Предполагает использование картинок построек (с передачей объема, схемы построек, схемы-развертки построек и отдельных деталей. Построение предметных моделей детских площадок , различных объектов из деталей конструктора.

Раздел «Сенсорное развитие»

Использует модель расположения основных цветов спектра (радуга) схемы свойств предметов и явлений, контурные изображения сенсорных эталонов.

Раздел «Развитие элементов логического мышления»

Предметные картинки, схемы, таблицы для обобщения, классификации и взаимосвязей предметов и явлений.

Моделирование в области «Речевое развитие» :

Раздел «Чтение художественной литературы» и «Первоначальные основы грамоты и произвольных движений рук» .

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (графические модели сказок , загадок и т. д.)

Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.

Развитию у детей умения моделировать , замещать способствует «зарисовка» загадок.

Предметно-схематические изображения сказок (контурные и силуэтные изображения, контурные рамки) .

Предметные модели -атрибуты персонажей для драматизации сказок.

Схемы-описания картин, предметов и т. д. Опорные схемы для составления описательных рассказов о животных, временах года, природных явлений и т. д.

С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине.

Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

При произношении чистоговорок можно использовать различные символы. Предметные модели звуков «твердый» и «мягкий» , схема слов, предложений. Предметные картинки. Модель «часов» для слогового анализа. Предметные заместители слов.

Моделирование в области «Художественно-эстетическое развитие» :

Развитие изобразительной деятельности и художественное конструирование.

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт . Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений. Так же могут использоваться схемы построения различных композиций и узоров. Схемы строения объектов, их движения. Модель спектрального круга .

Моделирование в области «Социально-коммуникативное развитие» :

Предполагает создание и использование макетов объектов, созданных руками человека. Пиктограммы (эмоции человека, картинки и схемы-модели трудовой деятельности человека. Схемы самообслуживания (умывание, одевание, пользование предметами личной гигиены и т. д.) Схемы–модели семьи , родственных отношений и правил поведения в социуме. Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Моделирование в области «Физическое развитие» :

Создание и применение схем с правилами подвижных игр. Схемы последовательности упражнений зарядки. Графические изображения тела в движении и т. д.

Требования, предъявляемые к модели :

Чтобы модель , как наглядно- практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований :

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.

2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

4. она должна облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев) .

Татьяна Лемешенко
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование .

МОДЕЛИРОВАНИЕ - наглядно-практический метод обучения.

В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением . Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ :

предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек . Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

предметно-схематические, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы , который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе; различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.) .

графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты.

ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ :

заместители.

Замещение – это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера :

1) геометрические фигуры или полоски;

2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

3) планы и условные обозначения, используемые в них;

4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели .

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) .

пиктограммы.

Пиктограмма – символическое изображение , заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах :

1) как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

2) как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

3) как средство, облегчающее развитие общения, речи;

4) как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии;

5) как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ , посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце, схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.

мнемотаблицы.

Мнемотаблицы - это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) : таким образом , весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи :

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МОДЕЛЬЮ .

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности :

Предварительное ознакомление с самими реальными предметами;

Замещение, перевод на знаково – символический язык (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

Построение модели ;

Работа с моделью .

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств :

1. Модель упрощает объект , представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания : она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями.

2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности : умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления , позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления , связной речи и богатого словаря.

3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели . При этом простые предметные модели осваиваются , детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики . При этом дети сначала включаются в процесс создания модели , который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления .

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Моделирование в математическом развитии детей.

а) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «числовых цепочек» .

б) Широко используются модели при формировании временных представлений : модель частей суток , недели, года. Например, модель частей суток может состоять из сюжетных картинок, отражающих деятельность человека в разные отрезки суток.

в) Для ориентировки в пространстве используется модель «комната» .

Модель состоит из макета комнаты и предметов мебели. Сначала ребёнок обследует макет, запоминает расположение мебели, а далее играет и рассказывает, где находятся разные предметы и вещи.

г) Модель «Числовые домики» и «Числовая лестница» также используются в работе при формировании математических представлений.

Моделирование в развитии связной монологической речи.

а) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих и описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине.

б) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

в) Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

г) Пересказ сказок, художественных произведений.

д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.

е) Творческая сказка по силуэтным изображениям .

Моделирование в экологическом воспитании детей.

а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.

б) Можно использовать карточки-модели , отражающие общие признаки.

в) Можно выделить функции живых организмов : дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями .

г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)

д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.) .

е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

Моделирование в изобразительной деятельности .

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт . Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром» .

Дети знакомятся с предметным миром, его объектами, познают окружающий мир, взаимоотношения в обществе через наглядные модели , которые способствуют их четкому представлению (вид, структура, форма, назначение и т. д.) .

Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы , как память, внимание, воображение , мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Наталья Сафонова
Использование метода моделирования в ДОУ

Метод моделирования - достаточно распространенный способ познания оригинального объекта (предмета) посредством разработки его модели и её анализа .

Внедрение в практику моделирующего метода предполагает , что представленная воспитателем информация будет осмысленна детьми самостоятельно. Ведь фундаментом моделирования является создание и оперирование моделями . Раскрывая содержание заменяемого объекта, метод моделирования осуществляет познавательную функцию. Дети познают предмет через его признаки. Познавательные преобразования выполняются непосредственно на объекте, которым выступает модель . Моделью может выступать конструкция или идеальный образец. Но далеко не все предметы можно использовать в качестве модели . Необходимо соблюдать условие, при котором объекты - моделирующий и моделируемый- были взаимоподобны .

Зависимость подобия, естественно, не должна и не может выделяться по всем признакам, которыми обладает моделируемый объект . Важнейшее условие при использовании моделирующего метода- это обладание моделирующим предметом теми свойствами моделируемого , знакомство с которыми осуществляется на конкретном задании.

Использование метода моделирования на практике предполагает использование различных видов моделей :

1) Графическую;

2) Предметную;

3) Предметно- схематическую.

Графическая модель характеризуется познанием предмета или явления посредством использования графика или схемы . Например, воспитатель использует календарную форму при изучении светового дня и его продолжительности. Графическая модель передает отдельные , характерные для явлений или предметов , характеристики, взаимосвязь этих свойств и их отношение.

Предметная модель несет в себе конструктивную и пропорциональную основу составляющих предмет частей. Такая модель аналогична изучаемому объекту. Предметная модель при формировании элементов математических представлений выступает инструментом в педагогическом процессе. Использование таких моделей воспитывает у дошкольников внимание, что особенно актуально в математической работе.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно применять и более сложные модели - предметно- схематические, которые позволяют более тонко представить особенности объекта, нежели это делают предменые модели . В основе таких моделей лежит замена признака предмета предметами- заменителями. В качестве заменителей выступают, макеты, графические знаки. В настоящее время использование указанного вида моделей достаточно распространено. Например, широко применяются модели величины - больше- меньше, численность группы -мало- много.

В тоже время, использование на практике моделей предметно-схематического характера, подразумевает использование определенной иерархии этапов :

1)На первом этапе воспитатель дает детям возможность отработать новый материал по старой, уже усвоенной детьми, схеме.

2) Воспитатель позволяет детям самостоятельно (или используя наводку ) выделить определенные признаки, сравнивая предмет/ явление с другими предметами/явлениями.

3)На третьем этапе необходимо увеличить предметы или объекты не менее, чем до трех.

4)Группа отбирает и моделирует значимые признаки объектов, например, геометрические фигуры.

5) На пятом этапе воспитатель наталкивает дошкольников на создание модели элементарных свойств объектов (круг или треугольник) .

Не зависимо от вида используемых моделей , необходимо верно организовывать процесс моделирования . Так, процесс моделирования включает в себя следующие составляющие :

1)Субъект-дошкольники;

2) Объект-исследуемый предмет или объект;

3)Модель , отражающую взаимоотношение субъекта и объекта.

Кроме того, классификация моделей осуществляется и в соответствии с временным фактором.

В этой группе выделяют следующие виды моделей : 1) статистический вид;

2) динамический вид.

Статистические модели наиболее распространены у детей дошкольного возраста. Данные модели предоставляют сведения по объекту в определенный временной момент

(знакомство детей с частями суток- утро или день) .

Динамические же модели основаны на процессе изменения объекта (его свойств и признаков) во времени (знакомство детей с сутками) .

По признаку назначения выделены модели :

1)игровая,

2)учебная,

3)опытная.

Игровая, она же ролевая, модель используется в процессе определения сценария поведения объекта в определенный временной промежуток при определенных условиях. Учебные модели в ДОУ используются достаточно редко и предполагают глубокое изучение признаков одного объекта. Опытные модели по сути представляют собой уменьшенную или увеличенную копию моделируемого объекта . Зачастую воспитатель использует данный вид модели при демонстрации прогноза будущих свойств предмета.

Стоит отметить, что использование моделей любого вида стимулирует познавательную деятельность и активность ребенка. Кроме того, ребенок- дошкольник обладает способностью самостоятельно вводить отдельные модели благодаря наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

Абсолютно любое понятие из области математики воспитатель преподносит детям, как модель , существующую в реальной действительности, в тоже время, модель рассматривается , как средство дидактики.

Рассмотрев множество видов моделей , можно сделать вывод о том, что модели играют и множество ролей. Выделим из них базисные : 1)Воспроизведение внешних связей, незамечаемых дошкольниками;

2) Воспроизведение, наоборот, искомых, но скрытых связей, содержание которых не воспринимается ребенком в должной мере. Модель помогает выразить содержание новых, неизвестных для детей математических понятий через их образ. Включение резерва образного мышления облегчает усвоение дошкольниками материала, помогает разгрузить память, так как образ по своей природе- компактное представление.

Кроме того, как показывают результаты последних психологических исследований, у детей, часто работающих с моделями , развитие психических процессов - внимания, мышления, памяти- протекает быстрее. На практике воспитатель использует сочитание разных видов моделей . Этот способ оптимизирует процесс овладения знаниями и позволяет : 1)Поэтапно усложнять систему работы по формированию знаний в области математике; 2) Повышать интерес дошкольников к получению знаний, а также обучать их наблюдению за предметами/ явлениями; 3) Использовать в жизнедеятельности детей модели , изученные на занятии; 4) Повышать уровень мышления посредством познания содержания объектов; 5) Накапливать непосредственный опыт работы с моделями .

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя группы Рязановой С. В. «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного.

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования. По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности, возраста, финансовой обеспеченности семьи, рождаются одарёнными. Одарённый.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование метода проектов в ДОУ. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Открытое занятие «Составление описательного рассказа по игрушке с использованием метода наглядного моделирования» «Составление описательно рассказа по игрушке «зайчик» с использованием метода наглядного моделирования» (младший возраст). Программное содержание:.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» Проект: долгосрочный Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Библиотека изображений:

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок учится видеть главное, систематизировать полученные знания.

Для дошкольников применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад), лабиринты.

С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Я работаю по теме самообразования «Познавательно - речевое развитие средствами технологии ТРИЗ и РТВ с детьми дошкольного возраста»

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) – это технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. С созданием ТРИЗ появилась база обучения, повышающая творческий потенциал ребенка. Это такое обучение, которое выводит ребенка из привычных стереотипов, учит самостоятельно принимать решения, а самое главное это интересное и необычное обучение.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

Я хочу вам предложить один из методов наглядного моделирования из технологий ТРИЗ - это метод Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление и речь ребенка, стимулирует его любознательность.

Этот метод позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия и их элементов. Моделирование маленькими человечками позволяет каждому ребенку испытать, прежде всего, на себе, что чувствует моделируемый объект; не только объяснить ребенку окружающие его явления, но и наглядно показать их изменения.

Сущность использования ММЧ состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Человечки могут думать, производить действия, вести себя по–разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.

Человечки не видны, но они есть и очень похожи на детей (людей). Можно предложить детям подуть на ладошки и почувствовать, как они бегут по ладошкам (воздушные) человечки; посмотреть на тонкие тюлевые шторы – там тканевые человечки; если посмотреть на пар, который выходит из чайника, там можно «увидеть» горячих человечков и так далее.

Для того, чтобы детям было интересно и более понятно, следует сделать карточки с изображением человечков: твердые, жидкие газообразные.

Еще лучше, если человечки будут придуманы и нарисованы вместе с детьми. Так они быстрее их запомнят. Схема ознакомления с явлениями неживой природы на основе ММЧ включает в себя постанову проблемы, наблюдения, опыты, решение проблемных задач и организацию практической деятельности, проводимой совместно с взрослым. Подобная организация способствует не только получению новых знаний, но и развитию любознательности, сообразительности, логического мышления. Возможность высказать свои суждения, отстоять личную точку зрения, произвести поиск истины, даже допуская ошибку. Все это формирует активную личность, способную к самостоятельному добыванию знаний, конструированию способов умственной деятельности.

Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.

Но есть определенные правила, которым нужно следовать:

  1. 1. Так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством – держать форму, то они держаться за руки, причем человечки камня держатся крепче,


чем человечки стекла (на карточках – символах руки этих человечков подняты вверх или опущены вниз)

2. Человечки молока, чая, воды, киселя и так далее – человечки – капельки (жидкие); они принимают форму того сосуда, в который их наливают; эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе.

3. Воздушные или газообразные человечки постоянно в движении: они все время куда – то бегут, летят (газ, дым, пар, запах); обозначения у них могут быть любые; главное, чтобы они были в движении.

На основе этого метода разработала игры и упражнения, в которые дети с удовольствием играют, обсуждают предложенные объекты, обучают другдруга. Например игра «Маленькие человечки», принцип обычного домино - прямоугольные костяшки домино разделены на 2 квадрата. На одном квадрате – человечек или схема из нескольких человечков со знаками - или +, а на другой части пластины - один предмет или несколько (кубик, мяч, гвоздь, чашка с горячим чаем, от которого поднимается пар, из крана течёт вода, из фена дует воздух и т.д.). Игроки делят между собой костяшки, устанавливают очерёдность и выстраивают цепочку.

Подвижная игра «Мы - маленькие человечки». Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень»), не очень крепко держатся за руки, т.е. взрослый может легко эти руки разъединить («бумага»), начинают бегать (слово «пар», «дым», «запах»), стоят рядом, касаясь плечами («вода», «молоко», «сок» и др).

Каждый ребенок берет на себя роль определенного человечка и взаимодействует с другими согласно выбранной роли. Модели становятся динамичными, дети через движение, взаимодействие чувствуют перемены, переходят из одной роли в другую, отражая изменения в модели; попутно идет отработка мимики, жестов, выразительных движений. Этот вариант моделирования маленькими человечками можно использовать уже в младшем дошкольном возрасте. С помощью этой игры дети не только знакомятся с многосложностью взаимодействия окружающего мира, но и развиваются социальные умения и коммуникативные навыки детей

С чего начать?

  1. 1. Сначала педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ.
  2. 2. Затем моделируют объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т.д.
  3. 3. На следующем этапе можно рассматривать объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга.

Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга.

Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т.е. получилась вода.

Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко.

Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т.е. испарилась.

С помощью моделирования маленьких человечков, можно изобразить любой предмет, например воздушный шар.

После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.

Схема в отличие от механической модели позволяет показать многосложность взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.

Чтобы показать соединение, используют «+», знак «-» используется в том случае, когда мы убираем, отнимаем какой-либо элемент. Можно составлять схемы явления с несколькими знаками.

Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольников является формирование элементарной системы знаний об окружающем, которая предполагает познание определенных закономерностей развития систем. Помочь ребенку понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе, с научной точки зрения – непросто, используя такие методы как наблюдение, анализ, выводы. Эти методы не дают понимания внутренних, существенных связей и отношений, не раскрывают глубинный смысл рассматриваемых процессов. Ввести же ребенка в мир молекул, помочь проникнуть в их тайный мир, увидеть изменение их в связи с каким – либо явлением, можно через игровой прием ММЧ.

В процессе использования ММЧ в организации поисково-познавательной деятельности дети становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками практической части опыта, учатся высказывать предположения, пусть даже и ошибочные, анализировать полученные результаты. Становятся более самостоятельными, активными.

Использование метода моделирования

в обучении детей дошкольного возраста

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

Использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

Применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами, . Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (, Л. Е Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для формирования представлений о труде взрослых (,). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (,), в конструировании (). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Сегодня мы остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста

Модели условно делятся на три группы

1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

2. Предметно-схематические модели . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модели . Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Одним из видов графических моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: называет эту методику сенсорно-графическими схемами , – предметно-схематическими моделями , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией, графической аналогией, пиктограммами

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Коротко коснусь методики обучения детей графическим моделям или графической аналогии

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть самое главное (как бы используя прием свертывания). С чего начинать?

Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре дети знакомятся с условным обозначением любых предметов, учатся классифицировать, развивают коммуникативную активность.

Нарисуйте на листе, например кружочки, это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура и при этом перечисляете: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают назвать недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «Что вы перечислили? (Фрукты)? Тогда круг – это что? Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг – это сад, корзина, ваза, тарелка, магазин, рынок, блюдо, натюрморт… Когда иссякнут детские ответы, говорите: «Нет, это не фрукты, это…», - можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом будет квартира, склад, магазин, детский сад и прочее. Или – в круге овощи, птицы, цветы, деревья, игрушки, даже сами дети – здесь большой простор для работы. Главная цель игры – показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Потом можно пойти дальше – предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты – кружочком; мебель, дома – прямоугольником; человека – треугольником. Этим вы закрепите у детей умение видеть абстрактный образ объекта.

Когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Удобнее всего это делать в режимных моментах. Надо помнить, что количество линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. Покажите карточку с изображением круга и спросите: «На что похоже?» Ответы будут разные: мяч, круг, колесо…, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Каждый ребенок самостоятельно придумывает свой символ, объясняет, почему нарисовал так, а не иначе, затем при обсуждении выбирается наиболее подходящий.

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая яростно лает, припадая на передние лапы, или роль взъерошенного котенка, у которого шерсть приподнята кверху.

При составлении карточек-символов, обозначающих действия, признаки предметов, состояния (весело, жалобно, испуганно и т. д) для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально-жестовом уровне

Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи , педагог может так поиграть с детьми: выставить ряд карточек с символикой, и дети походу текста из множества предложенных выбирают нужную.

Важно помнить, что применение графической аналогии требует учета возрастных особенностей детей

Сегодня педагоги ДОУ № 21 поделятся опытом работы с наглядными и графическими моделями, которые используют для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, расскажут вам об использовании моделей при отгадывании загадок и заучивании стихов

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Круглая, но не мяч, желтая, но не тыква, с хвостом, но не мышь

На полянке, у дорожки, красные горошки. Кто мимо пройдет, в рот к себе кладет

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Существует несколько моделей составления загадок. Я познакомлю вас с некоторыми из них

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект (солнышко). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Оранжевое, но не апельсин, круглое, но не мяч, светящее, но не лампочка

Какое солнышко по цвету? (Оранжевое) Что бывает таким же? (Апельсин)

Какое оно по форме? (Круглое) Что бывает таким же? (Мяч)

Какое солнышко по действиям? (светящее). Что бывает таким же? (Лампочка)

«На что похоже? Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Протокол составления загадки про гриб:

На что похож гриб? - На мужичка.

А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

Еще на что похож? - На дом, но без окон.

А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (графическое изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мыш­ления; развитие мелкой мотори­ки рук при частичном или полном графическом воспроиз­ведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучи­ванию стихотворений увлека­ет детей, превращает занятие в игру. Зритель­ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива­ния, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом­нить текст.

Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать свою мнемотаблицу, подобрать рисунки к выбранному стихотворе­нию (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность детям воспроизвести текст с опорой на рисунки

Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.