«Масленица» или блинный день: аппликация на тему. Конспект нод для подготовительной группе на тему "масленица"

«Масленица»

(Старшая группа)

Задачи:

Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»,

восстановить связь времен.

Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:

Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! -

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Во вторник - заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался маслениц масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

символ масленицы

Блины - это главный символ Масленицы.

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Частушки на масленицу

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков,

А всего у Масленицы

Семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Ой, Масленица, протянись!

За белую березу зацепись!

Сказали: Масленице семь годков,

А нашей Масленице семь деньков!

Ой, Масленица, протянись!

Ты за дуб, за колоду зацепись!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков, А всего у Масленицы семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Игры на масленицу

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

«Малечена-калечина»

Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена - калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Забавы на Масленицу

Из истории: В день Масленицы делается "город". На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям кусочков угля". Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя. Перед закатом солнца большое количество народа собиралось смотреть, кто и как будет "ломать город". Как и во многих других случаях, развлечения молодежи, связанные со снежным городком, проходили на виду у всей общины, поведение участников подлежало непосредственному обсуждению.

На верхней Оби молодежь делала городок иначе: несколько невысоких, со сводами наверху, толстых столбов снега, облитых водою, составляли лишь основание крепости. На своды настилали доски. На углах крепости ставили очень высокие столбы, обвитые соломой. По крепостному валу размещали снежные скульптуры. Игра и здесь проходила в "прощеный" день. К городку приходили все перед наступлением вечера.

Начиналась атака конников и пеших под предводительством "генерала". Самый эффектный момент наступал после взятия крепости: зажигали соломенные столбы, и высокие факелы пылали в наступивших сумерках, освещая причудливые очертания полуразрушенной крепости и отражаясь в ледяных поверхностях.

«Перетягивание каната»

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным.Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

«Снежный тир»

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1x1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Игра «Блины»

Мы печем блины с утра,

Чтобы их была ГОРА!

Хватит всем друзьям, знакомым!

Первый блин, конечно, комом.

Будет пир у нас горой!

Подгорел слегка второй.

Тут за дело взялся папа –

Третий блин скатился на пол.

Брат решил испечь один –

Разорвал четвертый блин.

Бабушка взялась за пятый –

Получился он помятый!

А шестой пекла сестра –

Ужинать пришла пора!

Дедушка седьмой испёк –

Сразу блин стащил щенок!

Остальные делал я –

Тесто кончилось, друзья!

Ну, а мама прокричала:

«Завтра всё начнем сначала!»

Песня на проводы масленицы

Масленца – блиноеда,

Масленца – жироеда,

Масленца – обируха,

Масленца – обмануха.

Обманула, провела,

Нам блинов не дала.

Подайте оладушка

Нам подмасленного

Да поджаренного!

А мы Масленицу провожали,

Тяжко-важко по ней вздыхали:

Дорогая Масляна воротись,

До красного лета протянись!

Масляна, Масляна,

Куда ты идешь?

Потеряла лапочки –

Не найдешь!

Масленица-блиноеда

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила.

Стихи о Масленице

Масленица

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

(В. Степанов)

Широкая масленица – сырная неделя!

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Масленица

На столе калачи.

И блины горячи.

За окошком румяное солнышко.

Раскраснелось оно,

Словно выпить смогло

Чаю пять самоваров до донышка.

За окошком поёт о весне капель,

О зиме уходящей поёт.

Мне не хочется дома сидеть теперь:

По деревне весна идёт.

(О. Акулова)

Нынче Масленица с нами

Веет в воздухе ВЕСНОЙ,

В парк спешит народ честной,

Да с утра, да семьями,

В это воскресение!

Всяк идёт, кому не лень:

На Руси – особый день!

На плечах я! У отца!

Нынче – МАСЛЕНИЦА!

Видят всё глаза мои:

Вот концерт,

А там бои.

То летит, то стелется,

Про купца, про девицу!

Больше нравится мне пляска –

Это праздник, это сказка!

Встала мама в хоровод –

Лебедь белая плывёт…

С папой мы удивлены:

И ватрушки, и блины,

С пылу с жару – их съедают,

А они не исчезают!

Пахнет солнцем и блинами –

Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ!

Станем чучело сжигать,

Будем ЗИМУ провожать!

(Н. Капустюк)

Нынче проводы зимы

Нынче радуемся мы -

Нынче проводы зимы

С пирогами да блинами,

В шуме милой кутерьмы.

С горки саночки летят,

Очи девичьи горят,

Песни, пляски и гулянья

Уж который день подряд.

Молодым искать не лень

Нареченных целый день:

Женихов - девчатам

И невест - ребятам,

А у тещи на блинах

Зять довольно крякнул: - Ах!

Съел, наверно, штук под сорок -

То-то праздничный размах!

Это - Масленица,

Чудо - Масленица.

Пробуждение земли

Скоро крылья распахнёт

Сонная земля,

Пробуждение придёт

С криком журавля;

Признаёт и сам февраль

Перемену дней,

Сквозь небесную вуаль,

Солнечных коней

Шлёт, как вестников Весна

В серые дома:

– Пробуждайтесь ото сна! –

Говорит она.

И в застуженных сердцах

Тает мёртвый лёд.

Мчится тройка в бубенцах –

Масленицы ход…

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Масленицу встретим.

Чучело сожжём.

Праздник мы отметим.

Радость – в каждый дом!

Яркий лучик солнца –

Каждому в оконце!

(Н. Губская)

Ожидание Масленицы

Кот ходил, сидел, лежал,

Долго масленицу ждал.

Песни пел, шипел, сопел:

«Не зима, а беспредел!»

Под окошком батарею

Он теплом кошачьим греет!

И надеется, что – вот!

Побыстрей весна придёт!

(А. Эйсмонт)

Широкая Масленица

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица,

Приходи раненько,

Встретим хорошенько -

Сыром, маслом и блином

И румяным пирогом.

Масленица - блиноеда

Накормила до обеда.

И сама - за плетень,

На весь день, на весь день.

Полизала сыр и масло,

А сама потом погасла.

Проводы зимы

Нам везде надо успеть -

И сплясать, и песню спеть!

Съесть корзину пирогов!

Да с три короба блинов!

Мы в избу беленую

Чисто подметем,

Ой, тоску зеленую

Мы не пустим в дом!

Холод да метелицу

Прочь прогоним мы.

Эй, встречай с весельицем

Проводы зимы!

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее встречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Масленица

Масленица! Масленица,

Круглые бока!

В небе солнце ластится -

Знать весна близка.

На тарелке блинчики

Горкой у меня,

Круглые, румяные -

Солнышку родня!

Подходите, деточки,

Я вас накормлю,

Молодые "веточки",

Очень всех люблю.

Праздники славянские -

Радость в каждый дом!

С песнями и плясками

Мы в весну войдем. . .

(Н. Обинякина ■)

Масленичные задоринки

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

Чтобы блины горочкой,

И все с икорочкой!

Масленица – значит, живы,

Раз гуляем – будем жить,

И блинами объедаться,

Веселиться и любить.

С горочки пойдём кататься,

Грусть-тоску прогоним прочь,

Будем с зимушкой прощаться,

Ей уже нельзя помочь!

Пусть горит костром в полнеба

Из соломы голова,

Побросай в огонь скорее

От любви былой дрова.

Удалою пляской русской

Под гармошку закружись...

С Масленицей расстаёмся!

Где ты там весна? Проснись!

Детям нравятся блины...

Детям нравятся блины.

До чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!!

Со сметанкой и с икрой!

Поскорее – стол накрой!

С джемом, с медом и с вареньем,

Со "сгущенкой" – объеденье!!

С мясом, с маслицем, с грибами,

С фруктами и овощами...

С творожком или с капустой,

С пудрой сахарною, вкусно!..

Я зову к себе гостей,

Моих маленьких друзей,

Налетайте, на блины!..

Ой, штанишки нам тесны...

(Т. Юдина)

Ода блинам!

Масленица блинная,

Сытная, старинная,

С самоваром, с огоньком,

Солнцем, снегом, ветерком...

Сказано немало слов,

Напеку скорей блинов,

Чтобы под конец зимы

Всласть весну встречали мы!

Тесто быстро замешу,

Всё что надо положу,

Сковородку раскалю,

Блин половничком налью.

Зашипит на масле тесто,

В сковородке ему тесно,

Ловко блин переверну,

На рисунок посмотрю.

Первый блин похож на солнце,

В нём узор лучами рвётся...

Блин второй готов багряный,

Словно яблочко румяный!

Русская народная песня

«Блины»

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладёт

И сама на стол несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Загадки

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины.

И с зимою лютою прощанье

По заветам доброй старины.

(Масленица.)

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну.

(Блины.)

Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и вкусны

Эти пышные...

(Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к… !

(Тёще на блины)

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, … !

(Икра)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки –…

(Блины)

В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить: …

(«Бог простит!»)

Пословицы о Масленице

◘ Не житье-бытье, а Масленица.

◘ Масленица семь дней гуляет.

◘ Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (т.е. поста).

◘ Масленица идет, блин да мед несет.

◘ Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

◘ Маслина не на век дается.

◘ Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

◘ Масленица объедуха, деньгам приберуха.

◘ Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

◘ Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

◘ Как на масляной неделе в потолок блины летели.

◘ Без блина не масляна.

◘ Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.

◘ Блин не сноп – на вилы не наколешь.

◘ Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

◘ Блин не клин, брюха не расколет.

◘ И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

◘ Блины и поцелуи счета не любят.

Поговорки про Масленицу

Без блина не масляна

Блин не клин, брюха не расколет

Блин не сноп – на вилы не наколешь

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны

Блины и поцелуи счета не любят

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы

Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы (Радуница или родительский день отмечается через 9 дней после Пасхи)

Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,

И самый хладнокровный человек любит горячие блины

Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники

Как на масляной неделе в потолок блины летели

Маслена не на век дается

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха

Масленица семикова племянница

Масленница семь дней гуляет

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков

На Масленой повеселись, да блинком угостись

На а горах покататься, в блинах поваляться.

Не все коту Масленица, бывает и Великий пост

Не житье - бытье, а Масленица

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло

сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра,

сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.

Масленица в картинах известных художников

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Место работы: ГБОУ «Лицей1561,к №5» г. Москвы

Образовательная область «Познание»

Интеграция с другими областями: «Развитие речи»,
«Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация»

Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы

Образовательная задача : Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности

Развивающая задача : Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять,тёща, развивать координацию речи с движениями.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

Предварительная работа: разучивание песни «Мы давно блинов не ели»

И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний

Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз

Ход занятия:

Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу

Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне -красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту,тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.

Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник- (встреча)

В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все в круге поют:

Дили-динь,дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем.

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как

участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.

2.У меня ещё вопрос…..

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем

Подвижная ига «Гори, гори ясно»

Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку.Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота».Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.»Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

Дин -дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь»

«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающи, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

3.Разгулялись,господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

В этот день приходят гости на блины

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печёт блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)

Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)

И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей при,

Да и Матвей приди.

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки

Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай, Матвей,

Прощай, Митрошечка!

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни

Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»

Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)

Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Д ети передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

Давайте ещё посмотрим на картинку.

Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).

Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы

Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто….(блин)

Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)

Испекли для дочек-назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)

Огромный, как домище-назовём…..(блинище)

Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины. Блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой,блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои

6.А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это -золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы

В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.

7.День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека

Аппликация «Солнышко»

Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами

В образовательной работе детского сада большое значение имеет координация работы воспитателей групп, музыкального руководителя, воспитателя по изодеятельности. Их взаимодействие в работе, совместное творчество обеспечивает интеграцию разных образовательных областей, позволяет сделать тематические недели в детском саду яркими, интересными, разнообразными.

Мы представляем планирование мероприятий тематической недели “Масленица” и конспекты проведения итоговых мероприятий – развлечение “Масленица” и коллективная работа по ручному труду “Веселый праздник Масленица” в подготовительной к школе группе.

Разучивание припевки:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков.
Ой, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.

  • Знакомство с картиной Б. Кустадиева “Масленица”.
  • Лепка и роспись фигурок персонажей по мотивам дымковской игрушки.
  • Слушание музыки Н. Римского-Корсакова из оперы “Снегурочка”.

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе “Масленица”.

Цель. Знакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями. Развивать чувство красоты, любознательности, любовь к истокам русской народной культуры. Развивать познавательные способности детей.

Зал празднично убран в русском народном стиле.

Самовар, блюда с блинами, русские платки, балалайки, русские гармошки, ложки.

Звучит русская народная мелодия, дети проходят в зал.

1-й Скоморох.

Все, все, все на праздник!
Масленицу встречаем, зиму провожаем!
Весну закликаем!

2-й Скоморох.

Сам не зайдешь – соседу достанется!

1-й Скоморох.

Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й Скоморох.

Спешите скорей, спешите скорей,
Нет праздника нашего веселей!

Удобно ли вам гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
И так, Масленицу начинаем!

В избе взрослые и дети доделывают чучело Масленицы (одевают, прикалывают косу).

Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая.
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи!

Хоровод “Масленица”.

1 ребенок.

Ай-да, зимушка-зима,
Зима славная была,
Но пришла пора проститься,
Да с весною подружиться.

2 ребенок.

Зима-ледяна,
Зима-студяна,
Пришла и твоя пора
Уходить со двора.

3 ребенок.

Русскую зиму проводить нужно
Задорно, весело и дружно.

Звучит музыка, в зал входит Ерофей.

Ой Ой! Как много вас,
Да все румяные, улыбчивые,
А вот звать-то вас как?
И не знаю!
А ну, называйте себя по имени
Да пошумней, чтоб слыхать было! (Дети отвечают).

Дед поет частушки:

А я дед Ерофей
Износил сто пар лаптей.
Только пару сапог до сих пор сносить не смог.
Шила баба мне кафтан
Из овчины латки.
Поменял я тот кафтан
На три шоколадки. (Танцует).

Наши детки тоже знают частушки.

Исполняются частушки.

Дедушка Ерофей, а что привело тебя к нам в сад?

Дед Ерофей.

Как что? Да ведь Масленица,
В среду все блины пекут.
Среду – лакомкой зовут.
А где же ваши блины?

Пекутся, дедушка, пекутся.
Давай с нами Масленицу встречать!

Дед Ерофей.

Пришел Прохор да Влас –
Никак скоро весна у нас!

4 ребенок.

Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько:
С блинами, с караваями,
С вареничками.

5 ребенок.

С сыром, маслом, калачом,
И с печеным яйцом!
Мы ее встречаем,
Весело песней зазываем.

Исполняется песня “Вставала я ранешенько”.

Ребята, а куда дедушка Ерофей подевался?
Наверно на базар умчался?

Под музыку появляется Коробейник с коробом.

Коробейник.

Эй, народ, налетай,
Мой товар покупай.
Кому продаю,
А кому и так даю!

А кому задаром ты отдашь товары?

Коробейник.

А тому, кто самый ловкий,
Кто покажет здесь сноровку.

Проводятся игры “Путаница”, “Плетень”.

Звучит русская народная мелодия “Коробейники”.

Заходят Матрешки.

1 Матрешка.

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами наедаемся.

2 Матрешка.

Угощайтесь, гости дорогие!
Вот вам блинчиков гора,
Ешьте – с пылу, с жару!
Все румяны, да красивы.
Приглашают всех пить чай с блинами.

Конспект коллективной работы по ручному труду “Веселый праздник Масленица”.

Цель. Учить детей располагать на больших листах бумаги предметы, фигуры персонажей, соотносить их по размеру. Передавать сюжет праздничного события: яркие костюмы персонажей, украшенные санки, карусели. Развивать воображение и фантазию.

Материал. Фантики от конфет, клей, кисточки для клея, салфетки, вырезанные из картона лица людей (детей и взрослых). Воспитатель заранее тонирует лист бумаги для коллективной работы. Линия горизонта, разделяющая небо и землю. Верхняя часть листа тонируется пастельными цветами. Другая часть листа (земля) будет заполняться поделками детей.

Воспитатель напоминает детям о празднике Масленица, который означает прощание с зимой и встречу весны: этот праздник любит русский народ – и взрослые, и дети. - - ---

Вспомните как хорошо на картине Б Кустодиева передано веселье, яркость праздничного гулянья: катание на санках с горы, на каруселях, на лошадях, запряженных в украшенные сани.

Звучит запись – шуршание бумаги.

Что это за звуки? Может, вы догадаетесь?

Дети. Похоже на то, как шуршит бумага.

Воспитатель . Точно! Посмотрите здесь у нас красивая коробка. Давайте, откроем? (Открывает коробку). Вот откуда слышался шорох! Это разноцветные фантики хотят нас о чем-то попросить. Здесь и записка есть. (Читает записку)

“Дорогие наши спасатели – ребята из подготовительной группы! Когда-то мы служили одеждой для вкусных конфет в замечательной сладкой стране. На одном из праздников наших хрустящих подружек съели, а нас таких нарядных и изящных, бросили в темную коробку и забыли. Но мы можем пригодиться вашей удивительной стране – Умелые руки. Выпустите нас на волю и помогите нам, юные умельцы! С надеждой на спасение, ваши фантики”.

Воспитатель . Как вы думаете, пригодятся нам фантики?

Дети: да, пригодятся. (Высказываются предложения, как могут быть использованы фантики).

Воспитатель. У меня тоже есть предложение. Давайте смастерим из конфетных оберток веселых человечков, которые веселятся на празднике Масленица.

Воспитатель и дети договариваются о том, какие смешные и веселые фигурки можно сделать из фантиков.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей стать “моделью”. Начинается коллективное обсуждение, что есть у человека (голова, туловище, руки, ноги…)

Воспитатель приглашает рассмотреть приготовленный большой лист бумаги: дети, а кого и чего здесь не хватает для начала праздника?

Дети перечисляют взрослых, детей, лошадей, сани и т. д.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Давайте разделимся на группы по человека.

Следующий этап работы проходит за столами, на которых на каждого ребенка весь необходимый материал.

Теперь наступает самый интересный момент в нашей работе. Складываем из разноцветных фантиков “карамельных” человечков. В зависимости от того, как вы расположите части его тела, он способен на нашей картине “бежать”, “подпрыгнуть”, “сидеть в санях” и даже “танцевать”. Дети принимаются за работу, придумывают своего “карамельного” человечка. Ребенок, который выполнил свою поделку, идет и наклеивает ее на общий лист бумаги. И так каждый ребенок. Воспитатель помогает, если есть затруднения в расположении.

По окончании работы идет обсуждение, как интересно было всем вместе делать большое панно, насколько оно получилось веселое, радостное и яркое.

Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками.

Воспитатель приносит поднос с бубликами, баранками, конфетами, угощает детей.

КОНСПЕКТ

Сюрпризный момент

У леса, на опушке жила зима в избушке.Жила она жила себе не тужила,иоднажды решила Зима по Земле прогуляться. А заодно и порядок навести после своей младшей сестрицы – Осени! Все деревья и всю землю Зима укрыла пушистой снежной шубкой, для того, чтобы ничто не замерзло. Сначала люди радовались Зиме. Но это и понятно, ведь, что такое Зима?Это, конечно же, праздник Новый Год, нарядная елка, подарки и хороводы, а также снежные горки и санки, а еще снеговики и снежки и много других приятных вещей!

Вот и почувствовала Зима себя хозяйкой на Земле, а помогали ей всегда иво всем три помощника: вьюга, морози метель!

Так и гостит Зима один, второй, третий месяц и не думает уходить, хорошо ей! А людям уже зима и холода надоели, стали они солнышко весеннее звать:

Здесь мы слушали и танцевали под песенку «Выйди солнышко скорей!»

Музыка

Демонстрационный материал

Картины с изображением масленицы русских художников

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Логика

  1. Игра «Что в мешочке». На ощупь угадать, что лежит в мешочке. При этом 2-ой экземпляр всех вещей перед глазами.

  2. Сортировка ягод и фруктов для варенья. Умные игры.

  3. Пазлы «Времена года» Умные игры зима и весна.

  4. Готовые комплекты.

Математика

  1. Сделать меню. Поиграть в магазин. Покупаем ягоды согласно цифре, а затем делаем блины.
  2. Разложить блины поровну.
  3. Готовые комплекты

Сенсорика

  1. Приклеить большому солнышку большие лучики, а маленькому маленькие.
  2. игра "колечко-колечко, выйди на крылечко". Разложить кольца от пирамидки. Я прошу какое колечко подать «Синее колечко выйди на крылечко»
  3. готовые комплекты

Внимание

1. готовые комплекты

КОНСТРУИРОВАНИЕ

С помощью палочек выложить солнышко

Игры с блоками Дьёныша

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

  1. Угостить блинами матрешек. Чай наливать из самовара
  2. «Медвежьи бои». Эту русскую народную забаву инсценировать с помощью мягких медвежат. Сначала они просто боролись между собой, потом каждый из них дрался с русским богатырем Денисом, а затем в деревню приехал доктор Айболит и осмотрел медвежат, не пострадали ли они в драке.

ТВОРЧЕСТВО

Рисование

  1. Закрасить блин на сковороде
  2. Раскраска самовар
  3. Раскраски по теме

Лепка

  1. Лепка блины с ягодами

  2. Солнышко

сейчас будем лепить солнышко, чтобы стало всем теплее, и быстрей пришла к нам весна. на столе лежит желтый круг, слепленный из пластилина. На что похож этот круг?
- На солнышко, блины, мячик и т.д.
- Правильно! Давайте слепим свое солнышко, дополним лучики к желтому кругу. Полученные лучики кладут к солнцу, чередуя и называя их, сначала короткий лучик - потом длинный лучик.
- Какое солнце у нас будет грустное или веселое?
- Весёлое.
- Тогда давайте добавим нашему солнышку глазки, носик, улыбку.
-молодец! Вот какое весёлое солнышко получилось. Денис, скажи, а солнышко какое?
- Круглое, желтое, лучистое, доброе, яркое, веселое.
- А сколько лучиков у солнышка?
- Много.
- Какие лучики?
- Короткие и длинные.
-скажи, о каком празднике я сегодня тебе рассказывала?
- Масленица.

А что это за праздник?
- Проводы зимы, встреча весны.
- Правильно! А на масленицу что едят?
- Блины.
- А почему?
- Потому, что блины – символ солнца.

Поделки

  1. Кукла масленица-чучело

Аппликация

  1. Солнышко из ладошек.

  2. Аппликация сжигания чучела (на картинку с чучелом наклеить полоски красного и оранжевого цвета (огонь). Полоски нарезать ножницами.

  3. Украшаем блины ягодами

Развитие речи

Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и встрече весны посвящен этот праздник.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

Масленица славилась весёлыми, разнообразными играми. С самого первого дня дети катались на санках с гор, строили снежные города и захватывали их , взрослые со среды катались наперегонки на санях, на тройках лошадей. А была ещё такая забава: запрягали лошадей друг за другом и ездили от дома к дому, похваляя масленицу, ходили друг другу в гости.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Каждый день будет появляться один блин-солнышко, который будет рассказывать про свой день и свою забаву будет тебе предлагать.

«Первый блин»

Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

«Второй блин»

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные

крепости для игр.

«Третий блин»

Среда называется « лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

«Четвертый блин»

Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

«Пятый блин»

Пятница - «вечерки»

«Шестой блин»

Суббота - «посиделки». В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

«Седьмой блин»

Последний день Масленицы - «проводы».

Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто... (блин).

Много испекли их мы - тогда назовем... (блины).

Испекли для дочек - назовем... (блиночек).

Будет кушать их сынок - назовем тогда... (блинок).

Огромный, как домище - назовем... (блинище).

Артикуляция

Моторика

  1. Попади снежком в крепость. Дорожка. (день 2)
  2. Солнышко из прищепок (день 1)
  3. Наклеить «ягодки» наклейки на блинчик.
  4. Из ткани сделать блины разных размеров и скатывать в трубочку
  5. С помощью лопатки перенести блин на тарелку
  6. Готовые задания

Дыхательная гимнастика

  1. Задуть вату в ворота

Пальчиковая гимнастика

На блины

Стала Маша

Гостей созывать:

Хлопки в ладоши на каждое слово.

И Иван приди,

Подушечка полусогнутого указательного пальца одной руки мягко покачивает подушечку большого пальца другой руки.

И Степан приди,

Подушечка указательного пальца правой руки покачивает указательный палец левой руки

Да и Андрей приди,

Аналогично покачивается средний палец левой руки.

Да и Матвей приди,

Покачиваем безымянный палец левой руки.

А Митрошечка:

Указательный палец правой руки покачивает мизинец левой на каждое слово (четыре раза).

Ну, пожалуйста!

Стала Маша

Гостей угощать:

Хлопки в ладоши.

И Ивану блин,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Конспект НОД "Лакомка" для детского сада. Старшая группа

Автор : Жабина Ирина Ивановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 28", г. Новомосковск, Тульской области.

Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста "Лакомка".

Описание : Данный материал предложен воспитателям ДОУ, работающим по теме "Приобщение детей к русской народной культуре".
Цель : формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.
Задачи :
- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;
- выявить знания детей об основном занятии русских крестьян - земледелии, видах полевых работ;
- продолжать формировать навыки работы с солёным тестом, соломой;
- развивать связную речь, память, внимание, воображение;
- воспитывать доброжелательность;
- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
Предварительная работа :
беседа о празднике Масленица, разучивание закличек, песен; знакомство со старинными орудиями труда, видами полевых работ; проведение опытов по проращиванию зерновых культур; лепка поделок из солёного теста, знакомство с изготовлением куклы из соломы.
Оборудование :
интерьер "избы" (макет печи, деревянный стол, лавки, самовар, на стене макет "окна со ставнями"); предметные картинки (соха, борона, лукошко, серп, цеп, жернова); три ящика с землёй (сухой, сырой, увлажнённой); три миски (в них рожь, гречка, горох); палочки для рыхления; таз с водой; салфетки; солёное тесто (основа для каравая и для украшения); заготовки из соломы (два пучка, связанных по краям - большой и маленький), верёвка, ткань, ленточки; "карусель" (шест с кругом из лент); каравай (угощение для детей).
1.Организационный момент
Воспитатель : Ребята, а почему мы все встречи, беседы начинаем со слова "здравствуйте"?
Дети : Говоря по обычаю "здравствуйте", мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.
"Здравствуйте" означает "будьте здоровы", "живите долго".
Воспитатель : На этой неделе слово "здравствуйте" звучит по-особенному, как вы думаете, почему?
Дети : Потому что идёт масленичная неделя - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы.
Воспитатель : Какой сегодня день недели? Что он означает?
Дети : Сегодня среда - лакомка, обязательно ходили в гости, дарили друг другу Масленицу. Ели пироги, ватрушки. Объедались блинами с вареньем, со сметаной.
Воспитатель : Пора и нам праздничный хлеб готовить. "Хлеб - всему голова", хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб - соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, то будем дружить и никогда не поссоримся. Пойдёмте в "избу", погреемся у печки, да к празднику будем готовиться.
Идут в "избу", встают около печки, "греют руки" (массируют произвольно пальчики) и приговаривают :
"Ой, ты печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство принеси."
2.Беседа
Воспитатель : Рассаживайтесь рядком, поговорим ладком, вспомним как люди в старину жили (дети садятся на лавки перед печкой ). Самая трудная работа была хлеб растить. Раньше говорили: "Землю пашут - руками не машут". Расскажите, когда начинали пахать землю.
Дети : Ранней весной, когда снег растает.
Воспитатель : А чем пахали, покажите картинку.
Дети : Землю пахали сохой, а помогала лошадь. (ребёнок ищет картинку с изображением сохи и кладёт на ковёр ).
Воспитатель : Давайте мальчики выберут землю для посевов (мальчики пробуют землю в ящиках на ощупь из трёх ящиков, выбирают, моют руки )
Воспитатель : Почему выбрали эту землю?(потому что она и не рассыпается в пыль, и не очень влажная ) Вспахали землю, а можно ли сеять?
Дети : Нет, ещё рано, надо бороной пройти по полю несколько раз (показывают картинку )
Воспитатель : Пусть девочки помогут измельчить землю (девочки рыхлят землю палочками ).
Землю подготовили, пора и сеять. Какое зерно сеяли на Руси?
Дети : Чаще всего сеяли рожь, гречиху, горох. Сеял отец или дедушка, выходил в поле с лукошком (ищут картинку с лукошком ).
Воспитатель : Посмотрите внимательно, что я для посевов припасла? (дети называют культуры ). Давайте выберем зёрна ржи и посеем (сеют рожь в ящик с землёй ). Посеяли. Что теперь делать? Ждать. Маленькие дети всегда старались помочь взрослым вырастить урожай. Что необходимо для роста растений, их роста? (тепло, свет, вода ).Если целыми днями светит жаркое солнце, это хорошо или плохо для растений и почему? (плохо, потому что солнце высушивает землю, урожай может погибнуть ). Давайте попрыгаем и позовём дождик.
Закличка
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лён, зелёный хмель
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться.
Запись "шум дождя"
Воспитатель :
Но, когда всё время идёт дождь, тоже плохо, почему? (загниют корни у растений ) Что поможет? (солнышко).
Хоровод-закличка "Солнышко"
"Солнышко, высвети! Красное,выблесни!
Мы на нивку идём, мы серпочки несём.
Будем жито жать, тебя в гости ждать."
Воспитатель : Вот и дождь закончился, слышите, птицы запели.
Запись "пение птиц"
Выросла рожь, какие орудия труда были нужны, чтобы собрать урожай и муку намолоть (нужны серп, цеп, жернова ).
Дети ищут картинки.
Давайте песню заведём, урожай весь соберём.
Песня-хоровод "А кто с нами?"
Воспитатель : Как много сил надо приложить,чтобы вырастить хлеб. Что-то мы с вами заговорились, пора и за дело приниматься, к "лакомке" готовиться. Девочки мне помогут каравай украшать, а мальчики всем на потеху масленицу из соломы свяжут.
3.Продуктивная деятельность
Девочки украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста. Мальчики делают чучело Масленицы, девочки помогают её нарядить. Каравай "ставят" в печь, соломенную Масленицу сажают у печи.
4.Итог
Воспитатель : Пока печётся каравай, Масленице нашей дорогой песню весёлую споём.
Песня "Маслена- маслёна"
Воспитатель держит карусель, дети - за ленточки, ходят по кругу и поют.
Воспитатель: По обычаю на Масленицу все просили прощения друг у друга, возьмёмся крепко за руки, посмотрим ласково друг на друга и скажем " Бог прощает и мы простим" (дети говорят хором ).
Ой, как вкусно пахнет, наш каравай поспел, угощайтесь! (воспитатель достаёт из печки угощение для детей - каравай ).

Используемая литература:
Российский Этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.-192с., ил.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.- 3-е изд., перераб. и дополн.- СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.- 400 с., ил.