«Мамин праздник. Конспект по развитию речи в подготовительной группе «День матери

1) Утро – встреча детей и родителей. Игра «Родители» (Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?).

2) Подготовка к завтраку. Комплекс утренней гимнастики. Артикуляционная гимнастика «» (картотека артикул. гимнастика).

3) Завтрак. Беседа «Даёт силы нам всегда витаминная еда» (Закрепить знания детей о рациональном питании. Закрепить соблюдение детьми правил питания).

4) Подготовка к прогулке. Беседа с детьми: о том, что делали вчера; какие планы на сегодня, пожелания детей. Картинки, иллюстрации «Помощь маме». Иллюстрации с изображением различных профессий. Д/и «Куриное семейство» (упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей) Работа в книжном уголке «Закладка для книги».

5) Прогулка. Наблюдение за снегопадом (формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде) Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые) Труд - уборка участка от снега (учить собирать снег, ссыпать в определенное место) П/и «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?» (продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.

6) Подготовка к обеду. Чтение Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

7) Обед. Беседа «Для чего мы едим?» (человек питается, чтобы жить) Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития.

8) Подготовка ко сну. Полоскание рта после приема пищи.

9) Дневной сон.

10) Подъем детей. Босохождение по коврикам. Корригирующая гимнастика «Готовимся к рисованию (с использованием самомассажа рук) Закреплять умение самостоятельно одеваться, помогать друг другу. Дыхательное упражнение «Снежинки» (картотека артикул. гимнастика) Расставлять стулья в определенном порядке.

11) Полдник. Игра «Да, нет» (А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то показываете мне зеленый сигнал карточки. Если нет – красный.)

12) Подготовка к ужину. Д/и «Какая музыка?» (развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки) Мыть и протирать игрушки, строительный материал. Мыть расчески, раскладывать мыло. Конструирование «Постройка башенки и забора для птички, домика для собачки» (научить использовать полученные навыки и умения при постройке башенки и забора для птички, домика для собачки) Театрализация «На приеме у врача».

3) Ужин. Сюжетно - ролевая игра «Салон красоты» - мама собирается на праздник в детский сад. (Расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.)

Для детей 4-5 лет
1. Расскажите ребенку о празднике 8-е марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют "Мамин день". Помогите запомнить информацию.

2. Научите ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день сестре, бабушке, маме и т.д.

3. Попросите ребенка рассказать, как он помогает бабушке, маме (рассказ из личного опыта).

4. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря.
Мама (какая?) - ...
Сестренка (какая?) - ...
Бабушка (какая?) - ...

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...
Бабушка - ...
Сестра - ...
Тетя - ...

6. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

Как у нас семья большая да веселая,
(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,
(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются,
(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются,
(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.
(загнуть мизинцы)

7. Развитие слуховой памяти, внимания.
Выучить стихотворение (любое на выбор).

Мамин день
Г. Виеру

Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник мама,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

Мама
Я. Аким

Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА"!

Мамин день
Е. Благинина

Все хожу, все думаю, смотрю:
"Что я завтра маме подарю?
Может, куклу? Может быть, конфет?"
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денек
Аленький цветочек-огонек.

Для детей 5-7 лет
Восьмое марта - Международный женский день

1. Побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.

2. Рассказть историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию.

3. Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.

4. Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...

5. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек, ...
Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер, ...
Одна тетя, две тети, три тети, ...

7. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...

8. Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.
Я мою сегодня пол - завтра я пол... (вымою) - вчера я пол... (вымыл).
Я стираю снйчас белье - завтра я белье... - вчера я бельё ...

9. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать портрет мамы, бабушки.
Сделать поздравительную открытку для бабушки (тети, сестры) в виде аппликации.

10. Развитие слуховой памяти, выразительности речи.
Выучить стихотворение (не менее 2-3, по выбору ребенка).

В. Нестеренко

А) Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.
Принимают поздравления, хоть у них и не день рожденья.
Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет - испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.
Мы забыли слово "лень", вот, что значит "Женский день"!
А сестра спросила нас: "Это будет каждый раз?"

Б) Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она еще лучше и краше.
Бабушка теплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать ее мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.

В) Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
И ни разу,
И ни разу,
Ни словечка не скажу.

Конспект ООД в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие». Тема «Образ матери в произведениях искусства»

Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности по теме «Образ матери в произведениях искусства». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Представленная образовательная деятельность относится к образовательной области «Речевое развитие», однако интегрирует и другие образовательные направления.

Программное содержание:
Образовательные задачи:

- расширять и обогащать знания детей о празднике День матери, об образе матери через ознакомление с произведениями искусства;
- учить детей рассказывать связано, полно и выразительно, четко выстраивая композицию рассказа;
- упражнять в умении составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу;
- закреплять названия женских профессий.
Развивающие задачи:
- формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в картине, поэтом в стихотворении, и передавать его словом;
- развивать умение понимать смысл пословиц;
- упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: бескорыстное сердце, глаза, переполненные нежностью и душевной чистотой, ласковые и заботливые руки, кусочек солнца, надежды луч, родная матушка.
Предварительная работа: Изготовление сувениров, поздравительных открыток; чтение и разучивание стихов о маме и бабушке; пение песен; индивидуальные беседы о семье с детьми, дать им задание понаблюдать, что делает их мама дома, узнать, где работает мама, какая у неё профессия; рассматривание иллюстраций по теме.
Материал: картины – иллюстрации художников Бориса Кустодиева «Утро», Мэри Кассат «Мать и Сара любовалась ребенка», Адольфа Вильяма Бугро «Материнское счастье», Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова «Мать с ребёнком», Фредерика Лейтона «Мать и дитя», К.Е. Маковского «Семейный портрет», О.Г. Яблонской «Материнство».


Адольф Вильям Бугро «Материнское счастье».


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов «Мать с ребёнком».


Фредерик Лейтон «Мать и дитя».


К.Е. Маковский «Семейный портрет».


О.Г. Яблонская «Материнство».


- О чем эти картины?
- Что можно сказать о матерях, изображенных на этих картинах?
- Какие мамы изобразили художники?
- Какие чувства появляются у вас, глядя на эти картины?
Дети составляют рассказы по картинам (по выбору детей). Заслуживают рассказы 3-4 детей.
Воспитатель обобщает ответы детей, делая выводы:

- Великие художники всех времен и народов стремились в своих произведениях показать образ женщины – матери. Образ матери у всех народов, живущих на земле, во все времена един – это женщина с добрым бескорыстным сердцем, умеющая любить, понимать и прощать, с глазами, переполненными нежностью и душевной чистотой, с ласковыми и заботливыми руками.
- Поэт Константин Ибряев тоже очень любил свою маму и в честь нее написал стихотворение, которое так и называется «Мама»:
Белые, черные – разные мамы,
Очень трудно им иногда.
Бывает их губы сжаты упрямо,
Но в добрых глазах улыбка всегда.
Это кусочек солнца их детям,
Это, быть может, надежды луч…
Мама! Мама! С именем этим
Я бы хотел подняться в ракете
Выше самых высоких туч.
Взял бы цветы – миллиард букетов –
И разбросал бы их над планетой,
Мамы получат их, улыбнутся –
И сразу повсюду наступит лето.
- О чём это стихотворение?
- Что говорит автор об улыбке мамы?
- Что хотел бы сделать для своей мамы сын?
- Почему от маминой улыбки наступит лето? (Ответы детей)
- Ребята, так что же нужно сделать вам, чтобы мамы, бабушки были счастливыми? (Ответы детей.) Правильно, не нужно ждать чудес. Достаточно вам самим проявлять заботу о мамах и бабушках, помогать им в домашних делах, говорить им ласковые, добрые слова.
Физкультминутка «Дружно маме помогаем».
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Поласкаем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Дети выполняют подражательные движения по тексту.
Воспитатель предлагает
игру «Составь предложение».
- А сейчас придумайте предложения со словами мама, подарок, любовь, праздник. Например, «Скоро мамин праздник».
Дети придумывают предложения с заданными словами.
- Молодцы, сколько хороших и красивых предложений придумали.
- Мама не только заботится о семье, но ещё и работает. Предлагаю вам поиграть. Сейчас я буду кидать мячик вам в руки, вы его ловите, у кого мяч, тот называет профессию своей мамы и рассказывает, что она делает на работе.
- Вот видите, как необходима людям мамина работа: она учит детей в школе, лечит людей, продаёт вещи, продукты и т.д.
- Существует много пословиц о маме. Их придумал народ. Как вы их понимаете?
«При солнце тепло, а при матери добро».
«Мать кормит детей, как земля людей».
«Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Вызываются для ответа не менее трех детей.
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- Какие картины рассматривали?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Что было вам интересно? Что нового узнали?
- Ребята, никогда не забывайте, что нет никого роднее и дороже на земле, чем ваши мамы. Цените, любите и уважайте своих мамочек.

Яркевич Инна Георгиевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ детский сад комбинированного вида №25, Краснодарский край, Ленинградский район, ст. Крыловская.
Интегрированное занятие в подготовительной группе подчинено лексической теме «День Матери». Оно включает разные виды игр и упражнений. В процессе организованной деятельности дети учатся бережно относиться к женщине, выясняют значение в жизни самого главного человека - Матери, формируется желание внимательно и бережно относиться к матери.

Дата публикации: 24.12.2015

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мамино сердце».

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативная, речевое развитие, познание, художественно – эстетическая, физическое развитие.

Применение технологий: Здоровьесберегающая, игровая, нетрадиционные техники рисования.

Программные задачи: учить детей бережно относиться к женщине, показать значение в жизни самого главного человека - Матери, формировать внимательное и бережное отношение к матери; развивать речевой слух, образное восприятие, логическое мышление, внимание. Продолжать учить решать проблемные ситуации; выделять главную мысль стихотворения воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями; составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблицы, рассказывать последовательно, грамматически правильно. Совершенствовать общие речевые навыки, координацию речи с движением, мелкую моторику. Воспитывать у детей чувство милосердия, доброжелательности, великодушия, любви и почитания матерей.

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, ноутбук, мобильный телефон, аудиозапись песни «Мамино сердце» К.Брейтбурга, Э.Мельника, микрофон, метки – картинки, мяч, мел, предметные картинки на магнитах, аудиозапись голосов мам детей группы, гуашь.

Ход.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, что будет, если мама уедет в командировку на месяц?(Будет грустно, скучно; некому будет готовить вкусную еду; никто не прочитает сказку на ночь так, как мама; не будет хватать маминых ласковых рук.)

Не волнуйтесь, ребята, ведь мы живём с вами в век информационных технологий, то есть в то время, когда можно связаться с дорогим вам человеком, в каком бы уголке страны или мира он не находился. А связавшись с ним, сказать ему самые добрые и необходимые в разлуке слова, которые мы редко говорим, когда мама рядом.

(Набираю номера на мобильном телефоне и передаю его ребёнку. Дети говорят мамам слова нежности, любви, о том, как они скучают и ждут их возвращения).

Воспитатель. Как вы думаете, почему сегодня мы говорим о маме? (Приближается праздник День матери.)

День матери – важный праздник, он появился не так давно, но постепенно и уверенно входит в наши дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого не придумывали, лишними они не будут.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Вслушайтесь, как просто и ласково звучит это слово. Неудивительно, что каждый малыш запоминает и произносит его самым первым. Мама – это ласка, Мама – это покой, уют,

забота, любовь, которая нас окружает с самого рождения. Лучше, чем спето в песне и не скажешь.

2. Игра «Интервью».

Воспитатель. Сегодня я по заданию редакторского отела газеты «Степные зори» являюсь корреспондентом и хочу с вашего разрешения взять у вас интервью для статьи.

(Беру микрофон и обращаюсь к детям с вопросами):

Как зовут твою маму?

Кем она работает?

Чем ты похож на свою маму?

Как ты помогаешь ей дома?

Часто ли ты расстраиваешь маму и какими поступками?

Чем ты можешь порадовать маму?

Спасибо за интервью, читайте статью в ближайшем праздничном выпуске.

Воспитатель. За что мы любим маму? (За её дела, заботу о нас; за её любовь к нам).

Когда нас мама поучает, наставляет, чтобы мы поступали правильно, мы не должны обижаться на неё за это, потому что она желает нам добра. А в жизни случаются разные ситуации и мамин совет всегда может пригодиться.

3. Обсуждение жизненных ситуаций.

К вам придут гости, мама готовит угощение – твои действия.

Мама пришла уставшая с работы – твои действия.

По телевизору идёт мультфильм, а мама прилегла отдохнуть – твои действия.

В магазине ты просишь маму купить планшет, но у неё нет необходимой суммы – твои действия.

Твой брат нагрубил маме – твои действия.

4. Игра «Что подходит?»

(На стенах групповой комнаты прикреплены метки – картинки, воспитатель бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос, а ребёнок должен найти подходящий ответ метку – картинку и ответить на вопрос).

Куда поедем с мамой? (Карусель)

Что мне мама подарила? (Мяч)

Что мама печёт? (Торт)

Что мне мама почитает? (Сказка)

О чём расскажет мама? (Звёзды)

Чем я маме помогу? (Посуда)

5. Презентация «Моя мама».

Воспитатель. Ребята, вы с папами подготовили презентации о своих мамах, давайте их посмотрим.

Многие поэты, композиторы, художники прославляли женщину – Мать в своих произведениях. С особым трепетом говорится о маме в стихотворении нашего земляка из станицы Крыловской – Леонида Деонисовича Мирошниченко «Маме».

Я помню, как, прильнув к подушке,

Не мог уснуть без рук твоих,

Как ты дарила нам игрушки,

Растила, как могла троих.

Но всем тепла души хватало.

Мы крепли от её огня,

Как рано ты седою стала…

Прости за всё, за всё меня,

За ночи, что не досыпала,

За беды, что случались вдруг,

За то, что из – за нас страдала,

О, мама, самый верный друг.

Благодарю судьбу и Бога,

Что ты жива и есть у нас,

Что жизнь – нелёгкая дорога –

Не разлучила в трудный час.

Воспитатель. Без чего не мог уснуть поэт? (Без маминых рук, ласки).

Почему мама поэта рано стала седой? (Было трудное, голодное время; недосыпала, страдала; много работала).

Кем поэт называет маму? Почему?(Верным другом. Потому, что всегда поддерживала, помогала, оберегала).

За что благодарит Бога? (За то, что мама хоть и старенькая, но ещё жива).

Сочинить стихотворение непросто, это большой талант. Мы с Никитой постарались сочинить стихотворение о его маме. Прочтёт его Никита.

Говорят, у моей мамы

Имя очень «снежное»,

Но, я знаю точно, что оно

Не от слова «снег»,

А от слова «нежность».

У моей бабули

Дочь была желанная.

И назвать она решила

Мамочку – Снежана.

Исполняет мамочка

Все мои капризы,

А в ответ я для неё

Делаю сюрпризы.

Попросил у мамочки

Я братишку Владика,

Принесла она его,

Говорит: «Из садика».

А теперь мы с Владиком просим

Присмотреть сестрёнку,

Так нужна для мамочки

Помощница Алёнка.

Очень сильно я люблю

И жалею мамочку

Ни за что её не брошу,

Когда будет старенькой.

6. Игра «Игровизор» (на магнитной доске группа предметов)

Воспитатель. Соедините линиями соответствующие заданиям предметы.

Мама собирается на праздник. (Шляпка, бусы, мяч, кукла, расчёска, зеркало);

Мама готовит. (Плита, кастрюля, книга, машина, цветы, овощи, пирог);

Мама стирает. (Стиральная машина, порошок, яблоко, кран, банан, одежда);

Мама отдыхает. (Телевизор, пылесос, магнитофон, кресло, грязная посуда).

Воспитатель. Ребята, каких мам называют многодетными? (Тех, у кого много детей). В нашей группе есть такие мамы – это мама Дани и мама Вики.

7. Физминутка «Помощники».

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу: Выполняют соответствующие тексту

Я стираю, полоскаю, движения.

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу

И ни разу,

И ни разу ни словечка не скажу.

8. «Закончи пословицу».

«Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от (молока матери)»;

«Для матери – ребёнок до ста лет – (детёнок)»;

«При солнышке светло, при (матери – добро)»;

«Птица рада весне, а (младенец матери)».

9.Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом».

Воспитатель. Подарим мамам жемчужное ожерелье? На морском дне лежат красивые жемчужины, достать их сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.

(Дети в положении стоя делают два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вздохом закрывают рот, зажимают пальцами нос и приседают до желания сделать вдох).

Воспитатель. Дети, как вы думаете, какие матери сейчас самые несчастные? (Матери Украины). Почему? (Их дети погибают, страдают от голода и холода, а мамы не в силах им помочь). Да, ребята, потому, что война – это самое страшное зло, которое может быть на свете. Матери готовы пожертвовать своей жизнью ради детей и мирного неба. Мама…

Она нас учит терпеливо

Трудиться вместе и дружить,

Всё делать радостно, красиво

И Родину свою любить.

Так уж водится, наверно,

Я давно на том стою:

Тот, кто любит мать, наверно,

Любит Родину свою.

10. Составление описательного рассказа о маме по мнемосхеме.

Воспитатель. Мамины руки не знают скуки. То вяжут, то шьют, то готовят, то стирают. Мы верим и знаем, что руки мамы чудотворны. Вот почему едва лишь что – то заболит у нас или пораним руку, ушибёмся – сразу бежим к маме. Мама! Мама! И о чудо!!! Едва лишь мама прижмёт нас к себе, погладит там, где болит,

и вот уже боль меньше, а то и вовсе пропала. Дети смотрят на маму и учатся у неё сноровке, не то, что детки у бабушки Маланьи.

12.Хороводная игра «Бабушка Маланья» (шуточная).

У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу в одну сторону,

Жили в маленькой избушке держась за руки.

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей. Останавливаются и с помощью жестов и

С такими глазами, мимики изображают то, о чём говорится

С такими ушами, в тексте.

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели, Присаживаются на корточки и одной

На неё глядели, рукой подпирают подбородок.

Делали вот так… Повторяют за ведущим любые движения.

Воспитатель. Ребята, мы с вами вчера рисовали портреты наших мам. Я предлагаю вам дорисовать мамам украшение – нитку жемчуга, который мы собрали на морском дне. Затем разместим в портреты в приёмной, чтобы мамы увидели ваши рисунки и, надеюсь, узнали себя и порадовались.

Итог . Как вы считаете, чем важен праздник, который мы отмечаем – День Матери? (Надо чаще уделять внимание мамам; лишний раз напоминает всей стране, что мама – самый главный человек на свете). Не забудьте поздравить своих мам с праздником!

«Овощи»

    Рассмотреть дома с ребенком и назвать натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капуста, фасоль, свекла, тыква, редиска, горох, лук, перец.

    Объяснить, что всё это можно назвать одним словом «овощи».

    Обратить внимание на признаки овощей: цвет, форма, вкус.

    Рассказать и показать где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет) и как их едят.

    В тетрадь вклеить или нарисовать картинки с овощами.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Большой - маленький»

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик и т.д.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Один – много»

Огурец – огурцы

Помидор – помидоры и т.д

    Составить рассказ об овоще по плану:

Что это?

    Где растёт?

    Внешний вид (цвет, форма, величина, вкус)

    Что из него готовят?

    Назовите какой бывает сок, салат, суп из овощей:

Сок из моркови (какой?) морковный

Салат из свеклы (какой?) свекольный и т.д.

    Подобрать и записать в тетрадь загадки про овощи.

«Игрушки»

    Рассмотреть с ребёнком игрушки, определить материал из которого каждая из них сделана(из дерева, из пластмассы,…). Отметить внешние признаки игрушки (форму, цвет). Выяснить для чего нужны, ввести обобщающее слово – игрушки. Наклеить в тетрадь картинки с изображением игрушек.

    Образование прилагательных от существительных:

Утка из резины, она какая? (резиновая)

Собачка из меха…..

Козлик из глины …..

Кубик из дерева……

Машина из железа…..

Кукла из пластмассы….

    Составить описательный рассказ об игрушке по плану:

  1. Какой её внешний вид? (величина, цвет, форма, из какого материала сделана), как с ней можно играть?

    Подобрать действия к предмету:

Мяч летит, прыгает, скачет, катится, падает…….

Матрешка…..

Машина……

    «Назови ласково»

мяч – мячик собака –

куб – кубик книга -

«Ягоды, грибы»

    Наклеить картинки грибов. Объяснить, показать

съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички,

подберёзовики; несъедобные: поганка, мухомор.

Рассмотреть с ребёнком ножку, шляпку гриба, обратить

внимание на строение шляпки и её окраску. Рассказать,

как можно готовить грибы: жарить, солить, мариновать,

    Объяснить, что из съедобных грибов готовят: грибной

суп, грибную запеканку, грибные пироги и т.д.

    Поиграйте с ребёнком в игру «Чего нет» (упражнение в употреблении существительных в родительном падеже ед. числа)

Взрослый ребёнок

У меня рыжик у меня нет рыжика

У меня подосиновик у меня нет подосиновика

У меня подберёзовик

(масленок, груздь, лисичка)

    Подобрать и записать в тетрадь загадки про грибы .

    Рассмотреть с ребёнком натуральные ягоды (по возможности) и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «ягоды». Обратить внимание на характерные признаки ягод: цвет, форма, вкус, показать и рассказать как и где растут ягоды (в лесу, саду, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному)

    Составить описательный рассказ по вопросам о ягоде (черника)

    Что это? Где растёт, какой внешний вид (цвет, форма, размер), какова на вкус, что из неё готовят. Записать рассказ в тетрадь.

«Продукты питания»

    Рассмотреть продукты питания , назвать их, наклеить картинки (нарисовать)

Молочные – молоко, масло, сыр, творог, сметана.

Мясные – мясо, колбаса, котлеты, сосиски, курица.

Хлебные – батон, буханка хлеба, булочка.

Кондитерские изделия- конфеты, печенье, пряники, торт,

Рыбные продукты, овощи.

Выяснить, кто и где готовит пищу. Ввести обобщающее

слово продукты питания.

    Ответить на вопросы , ответы записать в тетрадку.

Какой суп из фасоли (гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей) фасолевый, ……

Какая каша из пшена (геркулеса, манки) пшённая,…..

Какой сок из моркови (груши, апельсина) морковный,….

3. Ответить на вопросы:

С чем ведро, если в нем молоко (вода)? –ведро с

С чем кастрюля, если в ней суп (борщ, картошка) ….

С чем чашка, если в ней чай (кисель, кофе, молоко, сок)..

С чем банка, если в ней капуста (варенье, мёд, мука)….

4. Посчитай до одного (один, одна)

Сыр, творог, сметана, колбаса, сосиска, хлеб, курица,

пряник, конфета, торт.

5. Ответить на вопросы , ответы записать: Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?

«Мебель»

    Рассмотреть предметы мебели, выделить ту, на

Которой можно сидеть (стул, скамейка, табуретка, пуфик, кресло, диван)

Ту, на которой можно спать (кровать. Тахта, диван-кровать, кресло-кровать)

Ту, в которой можно что-то хранить (шкаф, буфет, сервант)

Ту, на которой можно что-то делать.

2.Выяснить где и из чего делают мебель

3. Выделить части стула, стола, шкафа

Стол-ножки, крышка

Стул- спинка, сиденье, ножки

Шкаф-стенки, полки,дверцы

4. Поиграйте в игру «Подбери признак»

Стул (какой?)

Кресло (какое?)

Диван (какой?)

5.Назови маленький предмет одним словом:

маленький стол-столик маленькое кресло-

маленький диван-диванчик маленькая скамейка-

маленький шкаф- маленькая полка-

маленький стул- маленькая кровать-

6. «Скажи чего много в магазине?»

Дома стол,а в магазине много столов

Дома диван, а в магазине много...(кровать,полка,шкаф)

7. Отгадайте и выучите загадки про мебель:

С ногами,а без рук Под крышей 4 ножки

С сиденьем, а без живота На крыше суп, да ложки.

Со спинкой, а без головы (стол)

«Олимпиада. Зимние виды спорта»

1. Обсудите с ребенком

Что такое Олимпиада (олимпийские кольца, факел, олимпийский огонь, олимпийские медали, талисманы)

Названия разных зимних видов спорта (фигурное катание, конькобежный спорт, лыжные гонки, биатлон, скоростной спуск, бобслей, саночный спорт, скелетон, прыжки с трамплина, сноуборд, керлинг, хоккей);

Как называются спортсмены разных видов спорта (хоккеист, биатлонист, фигурист и т.д);

Названия спортивных снарядов (шайба, клюшка, лыжи, коньки, сани, боб, сноуборд, камень, щетка, винтовка) .

2. «Кто что делает?»

ходит на лыжах - лыжник, лыжница;

бегает на коньках - конькобежец, конькобежка;

стреляет из винтовки - стрелок;

играет в хоккей - хоккеист, хоккеистка;

занимается фигурным катанием - фигурист, фигуристка;

катается на санках- саночник, саночница

3. «Один-много»

4. Прочитайте ребенку стихотворение, разучите его

Вся Россия рада!

У нас ОЛИМПИАДА!

Праздник спорта мировой

Ожидает нас зимой.

Приезжайте, выступайте

И, конечно, побеждайте!

Ждёт вас множество призов.

Будь готов и будь здоров!

«Моя семья»

Поговорить с ребёнком о семье:

С кем ты живёшь?

Сколько человек в твоей семье?

Назови всех членов своей семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя.)

Кто самый старший?

Кто старше всех?

Кто младше всех?

Назови ФИО каждого члена семьи, дом, адрес, профессию, место работы родителей.

Кто ты родителям?

Пусть ребёнок нарисует в тетради картину «Моя семья».

Скажи про еще большего:

старший - (ещё старше) молодой -

большой - младший –

Ответь на вопросы:

У кого глаза добрые?

У кого руки сильные?

У кого ласковые руки?

«Чья, чей, чьё, чьи?»

Шарф (чей?) - мамин, папин,

Шапка (чья?) - тетина, дядина

Пальто (чьё?) - бабушкино, дедушкино, ...

Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины,

«Зима. Признаки зимы»

1.Побеседуйте с ребёнком о том, какое сейчас время года, напомните какие изменения произошли в природе, что происходит с животными, птицами и растениями зимой;

понаблюдайте характерные зимние явления: снегопад, лед на реке, быстрое наступление темноты, яркие звезды на темном небе.

2.Рассмотреть снег. Какой он: черный, белый, теплый, холодный, липкий? Рассмотреть снежинку, какая она?

3.«Подбери признак»

снег (какой?)- мороз (какой?)- сосулька (какая?)- зима (какая?)-

4.Выучить загадки о зиме:

На дворе горой, а в избе водой, (снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет, (мороз)

С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые (снежинки)

5. Вырезать картинки с изображением зимнего

пейзажа и вклеить в тетрадь.

«Дикие животные. Звери наших лесов»

1.Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов: зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;

Отметить их внешние признаки;

Выделить части тела животных (заяц - длинные уши; лиса - пушистый хвост)

Рассказать о том, где они живут, чем питаются.

Поговорить об особенностях их поведения в разные сезоны года.

2.Игра «У кого - кто?»

У медведя - медвежонок

У волка - волчонок

У лисы – лисёнок

3.Подобрать нужные слова:

Медведь (какой?) косолапый, неуклюжий Заяц - косой, трусливый, длинноухий Волк - злой, жадный, зубастый.

Лиса - рыжая, хитрая, пушистая, осторожная.

Еж - колючий, маленький, умный.

4.«Про кого можно сказать...»

охотится- пугается-...

скачет- переваливается-

хитрит- выслеживает-....

5.«Кто где живет?»

В норе живет (кто?)- лиса В берлоге В дупле- ...

6.Составить описательный рассказ о диком животном (по выбору) по плану (записать):

Название

Где живет?

Внешний вид? (какой хвост, уши, шкура)

Чем питается? Детёныши.

7.Вырезать картинки с изображением зверей наших лесов и вклеить в тетрадь.

«Профессии»

1. Побеседовать с ребёнком о профессиях повара, Продавца, учителя, воспитателя, врача, почтальона, машиниста, дворника, шофера.

Объяснить ребёнку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

2.«Кто что делает?» (подобрать действия к существительным)

повар - варит продавец-

учитель- воспитатель-

врач- шофер-

3.«Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа сущ.)

повару нужны (что?) кастрюля, поварешка, нож; учителю нужны (что?) указка, ручка, тетрадь; шоферу нужны....; врачу нужны....;

продавцу нужно....; почтальону нужно....

4. «Найди ошибку»

Врачу нужны (бинт, вата, шприц, кастрюля)

Врач варит суп

Дворник варит автобус

Шофер разносит письма и газеты

5. Выучить загадки:

Он проснется на заре,

Снег расчистит на дворе

Все дорожки подметет

И песком посыплет лед. (дворник)

Перетянут он ремнем,

Каска прочная на нем,

Он в горящий входит в дом,

Он сражается с огнем.

6. Вырезать картинки с изображением людей разных профессий, вклеить их в тетрадь.

«Транспорт»

1.Вместе с ребенком пронаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный. Подземный, воздушный, водный, наземный, железнодорожный.

Определить по внешнему виду назначение транспорта: для перевозки людей - пассажирский, легковой (такси, автобус, легковая машина), для перевозки грузов - грузовой.

2.«Пересчет различных видов транспорта» (согласование

числительных с существительными)

Первый автобус, второй...

Первая машина, вторая машина

Один самолет, два самолета,....

3. «Один - много»

самолет - самолеты

машина - машины

автобус- автобусы

4. «Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик

Машиной-

Поездом-

Кораблем-

5. Сравнить, на каком транспорте можно ездить быстрее:

На самолете или на поезде

На велосипеде или на мотоцикле и т.д.

6. Поговорить о правилах по ведения в общественном транспорте, на дорогах города.

8.Выучить загадку

Летит птица -небылица

А внутри народ сидит

Между собой говорит, (самолет)

Бежит конь вороной,

Много тащит за собой, (паровоз)

«Наша армия»

1. Рассказать детям, какой праздник отмечают 23 февраля (день защитника Отечества). Кто охраняет границы, почему границы нужно охранять? Какое оружие нужно, что бы охранять границы?

Рассмотреть вместе с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющиеся отношение к Российской армии.

Почему в этот день поздравляют мужчин, дарят им подарки?

2. Знать основные рода войск (танкисты, связисты, ракетчики, моряки, пехота, и т.д.)

3. Выучить стихотворение:

Танк в воде не ищет броду

Он бесстрашно лезет в воду,

Переваливает ямы,

Под себя деревья мнет,

Если надо ехать прямо-

Едет прямо - не свернет.

4. «Кто служит в армии?»

на танке- танкист в артиллерии - артиллерист со связью- связист с минометом – минометчик

5. «Подбери признак»

- защитник Отечества (какой?) сильный, смелый, мужественный, храбрый, самоотверженный и т.д.

5. «Посчитай от 1 до 10 и обратно»

СОЛДАТ, ЗАЩИТНИК

«Стройка»

1.Рассмотреть картинки, иллюстрации в книгах с изображением строительных машин, орудий труда строителей, для чего они предназначены.

Рассказать детям о строительных специальностях: каменщик, бетонщик, маляр, электрик, сантехник, плотник, инженер.

Рассказать ребенку о том, как строится дом: котлован, фундамент, возведение стен, крыши, вставление рам, застекление, покраска внутри дома.

2.«Подбери признак»

дом (какой?)

экскаватор (какой?)

строитель (какой?)

молоток (какой) и т.д.

3.«Подбери действие»

строитель - трудится, сооружает, строит и т.д. плотник –

маляр - экскаваторщик-

4.«Посчитай предметы» от 1 до 10 и обратно

подъемный кран, строительное сооружение, электрический подвод

5.Выучить загадки:

Начинает он копать, Перед тем, как в стену лечь,

Заменяет сто лопат. В печь полез бока обжечь.

(экскаватор) (кирпич)

Толстый тонкого побьет, Жираф железный за окном

Тонкий что - нибудь прибьет. Многоэтажный строит дом.

(молоток и гвоздь) (кран)

«Перелетные птицы»

1.Познакомить детей с перелетными птицами (скворец, грач,

журавль, утка, соловей, ласточка, стриж) Рассмотреть изображения этих птиц на картинках, обсудить их внешний вид и отличительные признаки, рассказать, откуда эти птицы к нам прилетели. Рассказать о том, чем занимаются все птицы весной (строят, вьют гнезда, выводят птенцов) Послушать весенние голоса птиц, их радостные крики, песни. Вспомнить, кто как кричит.

2.Рассмотреть грача. Выделить отличные особенности птицы. Рассказать почему грачи прилетают первыми (у них сильный клюв, они могут долбить мерзлую землю, добывать из неё личинок насекомых, червяков.

3.«Узнай но описанию»

(взрослый описывает внешний вид, какой - ни будь перелетной птицы, а ребенок её узнает и называет)

4.«Улетает, не улетает»

(взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает птица на зиму или не улетает)

5.«Четвертый лишний»

Жаворонок, воробей, грач, скворец

Снегирь, грач, ласточка, стриж

Ворона, журавль, жаворонок, скворец (объяснить свой ответ)

6.Пересказ рассказа «Предвестники весны»

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели детей и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

1) Какая была зима?

2) Что наступает после зимы?

3) Как греет солнце весной?

4) Кто прилетел?

5) Кого увидели дети?

6) Что они закричали?

Объяснить выражение «предвестники весны»

7.Выучить загадки:

На шесте - дворец Стали братья на ходули,

Во дворе - певец Ищут корму на пути

А зовут его - ..(скворец) На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти (журавль)

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться

Что за весенняя птица черная

Прямо на трактор чуть не садится (грач)

8.Вырезать картинки с изображением птиц и вклеить их в