Мальчик играет в куклы. Вместо машинок – кукла: откуда у сына такие вкусы. Мальчик активно играет куклами

Константин Николаевич Корнилов (1879–1967) - приват-доцент Московского университета, автор книг «Простейшие школьные психологические опыты» и «Очерк психологии ребенка дошкольного возраста».

К психологии детской игры в куклы

«К величайшему сожалению, ни родители, ни воспитатели часто совершенно не понимают громадного воспитательного значения детской игры в куклы. «Играть в куклы» - это стало у нас в обыденной жизни синонимом выражения «заниматься пустяками»…»

«Игрушечный рынок совершенно не считается с психологией ребенка. …Давая неподходящую куклу, рынок может заглушить у девочки нарождающийся инстинкт материнства… Разжигая у мальчика инстинкт борьбы, рынок облекает его наиболее грубую и неприкрытую форму, находящую свое выражение в военных играх и игрушках».

«Подобное положение нельзя признать нормальным. Надо помочь родителям хоть сколько-нибудь разобраться в вопросе о подходящей кукле для детей, чтобы не полагаться всецело на вкусы поставщиков рынка…»

Пожалуй, эти слова покажутся нашим читателям знакомыми: будто бы они уже встречали их в статьях современных психологов, в серии материалов «В мире игры и игрушки».

Но написаны они почти сто лет назад - в 1923 году.

Остается только удивляться, как мало мы - воспитатели и родители - продвинулись с тех пор в своих представлениях. Так мало, что подавляющее большинство идей и начинаний педагогов начала прошлого века кажутся сейчас не только актуальными, но и революционными.

Статья К.Корнилова очень интересна - и по анализируемому материалу, и по высказываемым идеям. Читается она легко, как художественный рассказ. Это не значит, что со всеми выводами автора надо соглашаться.

Но подумать тут есть над чем. Подумать, обсудить с коллегами и родителями - например, на одном из заседаний «Родительской гостиной», которые сегодня так популярны в детских садах.

«Откуда пришел я, где ты нашла меня?» - спросил у матери малютка.
Она ответила, полуплача, полусмеясь, прижимая малютку к груди:
«Ты был спрятан в сердце моем в виде желания, родной мой.
Ты был в куклах моих детских игр».

Рабиндранат Тагор «Лунный Серп»

Вопрос о том, что представляет собой детская игра и что влечет ребенка к игре, давно уже привлекал исключительное внимание психологов и педагогов. И вполне понятно, почему это происходило: игра - это первое и, пожалуй, единственное занятие, составляющее главное содержание жизни ребенка. Игра для ребенка - это такое же серьезное занятие, как учение и труд для взрослого. Вот почему разрешить вопрос об играх ребенка - значит разрешить основной вопрос жизни ребенка.

Но в то время как на выяснение вопроса о происхождении детских игр вообще и значении детских игрушек в частности было потрачено немало усилий выдающимися психологами и педагогами, до последнего времени как-то недостаточно освещенным и мало проанализированным является вопрос о детских куклах и той роли, которую они играют в жизни детей. А между тем несомненно, что с этими играми в куклы у девочек стоит в самой тесной связи вложенный в них природой инстинкт материнства - инстинкт, имеющий громадное общественное значение и поэтому заслуживающий как его подробного изучения, так и соответствующего культивирования.

Что этот инстинкт действительно является доминирующим в жизни девочек, это видно хотя бы уже из одного того, что почти невозможно себе представить девочку без куклы так же, как мальчика без ружья, пушки или хлыста. Едва только выйдя из периода самого раннего детства, только что научившись владеть своими произвольными движениями и речью, мы уже видим, девочка начинает нянчиться со своей куклой, с которой она не расстается и тогда, когда из ребенка становится подростком и даже взрослой девушкой, когда часто на смену последней кукле является первый ребенок. Девочка, никогда не игравшая в куклы, - это столь же ненормальное явление, как замужняя женщина, никогда не имевшая детей.

Эта природная склонность девочек к игре в куклы, при соответствующем культивировании, могла бы сделаться прекрасным воспитательным средством, ибо здесь, в этой игре в куклы, в этом одевании, раздевании, изготовлении платьев, нарядах, в мелких разнообразных заботах - кормлении, хождении в гости, - одним словом, в этом игрушечном повторении жизни взрослых в девочках развиваются многие исключительно ценные моральные качества: опрятность, аккуратность, настойчивость, терпение, умение изготовлять одежду, эстетический вкус, любовь к детям, уважение к чужой личности и т.п. - одним словом, лучшие черты будущего члена семьи и общества. Можно с решительностью утверждать, что школа детских игр в куклы имеет ничуть не меньшее воспитательное значение для девочек, нежели школа в собственном смысле слова, особенно в современной ее постановке. Вот почему наряду с обучением в школе девочке должно быть всегда оставлено время и для игры в куклы.

К величайшему сожалению, ни родители, ни воспитатели часто совершенно не понимают этого громадного воспитательного значения детской игры в куклы. «Играть в куклы» - это стало у нас в обыденной жизни синонимом - заниматься пустяками, быть неспособной ни к какому серьезному занятию. Если к игре в куклы относятся еще терпимо в дошкольном возрасте, то, наоборот, как только девочка становится подростком и поступает в школу, ее начинают стыдить тем, что она все еще «маленькая» и «играет в куклы». Это обстоятельство, как мы увидим ниже, и является одной из существенных причин вынужденного прекращения девочками игры в куклы, хотя влечение к этой игре сохраняется далеко позже, иногда до 15–16-летнего возраста.

Это недостаточно внимательное отношение к кукольной игре сказывается также отчасти и в том, что мы так мало имеем специальных научных исследований о детских куклах, особенно в русской литературе.

Когда зарождается этот инстинкт у детей? Когда наиболее интенсивно сказывается он? Какие стадии проходит он в развитии? Какую роль играет кукла в детской жизни? Каковы черты идеальной куклы, которую можно было бы рекомендовать детям? - эти и тому подобные вопросы являются темными даже и для многих специалистов-педагогов. Нечего говорить о родителях, которые в этом вопросе остаются без всякого руководящего начала, и потому, когда возникает практический вопрос о том, какую же куклу было бы наиболее рационально приобрести для ребенка, родителям приходится обращаться к рынку, который в настоящее время и является руководителем в деле снабжения детей игрушками. Конечно, игрушечный рынок при этом совершенно не считается с психологией ребенка. Подмечая и учитывая всякий новый факт в науке, искусстве, технике, общественной жизни, рынок сейчас же стремится в той или иной форме провести этот факт в сознание детей, ничуть не заботясь о том, каковы будут последствия этого влияния: так, давая неподходящую куклу, рынок может заглушить у девочки нарождающийся инстинкт материнства, как, с другой стороны, разжигая у мальчика инстинкт борьбы, рынок облекает его в наиболее грубую и неприкрытую форму, находящую свое выражение в военных играх и игрушках. Рынок считается со своими выгодами и с психологией взрослых, а отнюдь не с психологией детей, ибо взрослые в большинстве случаев выбирают игрушки детям по своему усмотрению из того, что предоставляет им рынок.

Подобное положение нельзя, конечно, признать нормальным, и из этой-то задачи помочь родителям, хотя сколько-нибудь разобраться в вопросе о подходящей кукле для детей, чтобы не полагаться всецело на вкусы поставщиков рынка, и вытекает задача предпринятого мной исследования о художественно-психологической кукле, которая могла бы вполне удовлетворить запросы ребенка.

Под художественно-психологической куклой я разумею такую куклу, которая может явиться лишь в результате коллективной работы психолога-экспериментатора и специалиста-художника. Задача первого из них - вскрыть, на основе психологического эксперимента, те запросы и требования ребенка, которые он предъявляет к кукле, чтобы она могла вполне удовлетворить его интересы. Задача второго - воплотить в жизнь эти вскрытые психологом черты идеальной куклы. Разрозненная работа и того и другого не приведет к искомой цели: исследование психолога без сотрудничества художника будет иметь лишь теоретический интерес; поиски художника без руководящих указаний психолога будут лишь работой наугад, которая только в исключительных случаях может увенчаться, и то не всегда, полным успехом. Вот почему я убежден, что нормальное разрешение педагогически столь важного вопроса об идеальной детской кукле может состояться лишь при самом тесном сотрудничестве психолога и художника, обоих непосредственно, заинтересованных в вопросах детской жизни.

Метод, которым я пользовался при разрешении поставленного вопроса, был анкетный метод. Мной было взято 13 вопросов из анкетного листа, выработанного американским психологом Стэнли Холлом, и предложено ученицам 7-х и 8-х классов нескольких московских женских гимназий. Вопросы эти были таковы:

1. Играли ли вы когда-либо в куклы?

2. Находили ли вы в этом особое удовольствие?

3. Около какого возраста вы начинали и когда переставали играть в куклы?

4. Играли ли вы чем-либо иным, как куклой, напр.: кошкой, подушкой, растением, палкой, булавкой и т.п.? Одевали вы эти предметы или нет?

5. Доставляло ли это вам такое же удовольствие?

6. Было ли у вас много подруг между детьми?

7. Предпочитали ли вы играть одни в куклы или с другими детьми?

8. Предпочитали ли вы старые, находившиеся в употреблении, или новые куклы?

9. Нравилось ли вам, чтобы кукла была одета и представляла собой грудного младенца, девочку или взрослую?

10. Почему вы бросили играть в куклы?

11. Опишите вашу любимую куклу или какую-либо другую, которая больше всего вам нравилась.

12. Опишите характер ваших игр с куклами.

13. Любите ли вы сейчас детей?

Ученицы все изучают педагогику, и данная анкета была поставлена в связи с изучением характера детских игр. Все ученицы были очень заинтересованы в результатах анкеты и отнеслись к ней вполне сознательно. Анкета была анонимной, ответы ученицами давались дома. Относительно некоторых вопросов, как, например, установление возраста, когда впервые девочка начала играть в куклы, было разрешено обратиться за соответствующими справками к родителям.

Всего ответов было получено более ста.

Результат исследования был таков.

По первым двум вопросам анкеты: «Играли ли вы в куклы и доставляло ли это вам особенное удовольствие?» - 70% учениц отметили исключительное увлечение игрой в куклы. Вот их ответы. Одна пишет: «В игре в куклы я находила очень большое удовольствие.
Я предпочитала эту игру всяким другим играм и прогулкам. Как я помню себя, еще очень маленькой я всегда желала иметь лучше куклу, нежели другие игрушки. Так, например, на Рождестве у нас под елкой стояли крупные игрушки, в числе которых красовалась и кукла, довольно порядочной величины, а также самовар, плита, медвежонок и т.п. …Почему-то я особенно всегда волновалась, что кукла может достаться не мне, а другой, хотя это и было нехорошо по отношению к моим подругам. Уже гораздо позднее, когда я была в первом или во втором классе гимназии и еще посещала елки в «Немецком клубе», где происходит запись на игрушки, я все-таки, несмотря на то что там бывали очень хорошие игрушки, как, напр., волшебный фонарь, разные театры и др., я всегда внутренне думала о том, чтобы получить куклу. Я это вовсе теперь не приписываю своей жадности, что можно было бы подумать со стороны, а просто усиленной моей любовью к куклам, что, может быть, и сказалось теперь на моей любви к детям».

Другие также отмечают, что «Игра в куклы была самой любимой моей игрой и доставляла мне больше удовольствия, чем все другие игры». «Игра в куклы доставляла мне несказанное удовольствие». «Это было мое любимое занятие: я спешила кончить уроки, чтобы приняться за игру», - вот обычный ответ для этой группы. Остальные 30% девочек хотя и играли в куклы, но особого удовольствия в этом не находили. «Я играла только тогда в куклы, когда не представлялось ничего более интересного». - «В куклы я редко играла охотно: игра в куклы требовала усидчивости, и я долго сидеть никак не могла». - «В куклы я играла мало и особенного удовольствия в этом не находила, я любила играть с подругами в игры на воздухе». Несколько человек отметили лишь временное увлечение игрой в куклы. «Когда мне покупали новую куклу, то я была очень рада и играла с ней с большим удовольствием, но это продолжалось недолго, недели две-три, а потом я охладевала к ней и, наконец, совершенно переставала играть; это продолжалось до тех пор, пока мне покупали другую куклу; эта другая тоже вначале интересовала меня, но в скором времени и эту куклу постигала та же участь, как и первую». - «В куклы я играла недолго, мне скоро стало стыдно играть в куклы, так как все у нас в доме занимались наукой». Наконец, останавливают на себе внимание данные одной ученицы, которая определенно отмечает, что «никогда в куклы не играла». До некоторой степени объяснение этому исключительному факту мы, быть может, найдем в том, что девочка «с детства подруг никогда не имела, исключая брата и его товарища, одних со мной лет. Любимыми играми были: беганье по саду верхом на палочке, лазанье по деревьям, занятие гимнастикой, стрельба из лука». Большое удовольствие доставляла такого рода чисто мальчишеская проделка: «Летом доставляло удовольствие загонять кур в провалившийся погреб, наполненный водой, и потом доставать их сачком для ловли бабочек. Если мама нас заставала за таким занятием, то уводила в дом и заставляла учить наизусть французские стихи». «В гимназии я также не могу найти себе подруг», - жалуется она, но с шестого класса у меня есть преподавательница, с которой я очень дружна и которую я люблю до аномалии». Так аномалия в одном случае, мы видим, влечет за собой аномалию и в другом.

Относительно 3-го вопроса - «Около какого возраста вы начали и когда перестали играть в куклы ?» - вопроса, который стоит в тесной связи с 10-м вопросом - «Почему вы бросили играть в куклы ?» - данные анкеты говорят о том, что играть в куклы начинают в большинстве случаев около 3-летнего возраста. Но есть много указаний, что, по словам родителей девочек, они начали играть в куклы значительно раньше этого времени - в 2 года и даже в 1 1 / 2 года уже таскались с куклой. Своего апогея игра в куклы достигает в 1–8 лет, и, наконец, окончание игры в куклы падает у большинства на 12-й год, хотя нет недостатка в указаниях на то, что игра в куклы продолжается и значительно позже - до 13, даже 15, а в двух случаях ученицы 16 лет откровенно сознаются: первая, что «не бросила играть в куклы еще и теперь», а вторая, что «хотела бы иметь большое красивое бэбэ даже и сейчас». При этом оказывается, что у группы учениц, увлекавшихся игрой в куклы, длительность периода игры в куклы значительно больше, нежели у тех, для кого игра в куклы не была любимым занятием: у первых этот период охватывает в среднем возраст с 3 до 12 лет, у последних - только с 3 до 9 лет.

Чрезвычайно интересный факт отмечают некоторые ученицы, что иногда в игре в куклы наступает перерыв, длящийся иногда несколько лет: куклы совершенно забрасываются, а затем вдруг опять неожиданно вспыхивает желание играть в куклы, что обычно совпадает с 12–13 годами, т.е. переходным периодом к зрелому возрасту. Вот образчик такого ответа: «Я играла в куклы, когда еще была совсем маленькой - лет 4-х - и продолжала приблизительно до 10?л. С этого возраста я перестала играть в куклы. Но, начиная с 12 лет, я снова принялась за куклы и играла с увлечением вместе с подругой-ровесницей». Или вот еще: «Скольких лет начала я играть в куклы - не помню, но еще не кончила играть и сейчас - в 16 лет. За последнее время, начиная приблизительно лет с 12, эта игра стала сильно интересовать меня» и т.п.

Но если этот факт возвратного увлечения куклой находит свое объяснение в возрастании материнского инстинкта в переходный к зрелому возрасту, то, спрашивается, как это согласовать с тем установленным нами выше фактом, что прекращение игр в куклы падает на 12-й год жизни девочек, т.е. как раз на начало переходного возраста? Разрешение этого факта мы найдем при анализе ответов учениц на десятый вопрос о причинах прекращения игры в куклы. Большинство ответов говорят частью о вынужденном, частью о произвольном прекращении игр в куклы под влиянием поступления в школу. «Бросила я играть в куклы, когда поступила в гимназию, потому что у меня появились тогда новые интересы и новые занятия». - «Я потому перестала играть в куклы, что стала увлекаться китами, а кроме того, учиться стало труднее и некогда было заниматься куклой». - «Перестала я играть в куклы из-за того, что я стала ходить в гимназию и для кукол не хватало у меня времени. Я часто с завистью смотрела на них, хотелось поиграть, но нужно было учить уроки, и кукла забывалась». - «Бросила куклы потому, что, будучи в гимназии, мне мало оставалось времени для игры, да и потому, что я уже охладела как-то к этой игре. Но прекратила я игру не сразу, а постепенно: сначала стала раздавать маленьких кукол, а в большие продолжала играть, а затем отдала и все большие куклы, но не раз, отдавши куклу, мне все-таки, несмотря на то что они уже меня не увлекали, становилось жалко их, и иногда даже поплачу, чтобы никто меня не видал». Вот обычные ответы почти для 2 / 3 давших ответы. Таким образом, факт поступления в школу, вернее, уже пребывание в школе, особенно на 3–4-м году, является частью самопроизвольной причиной прекращения игры в куклы, так как к этому времени, т.е. приблизительно к 12 годам, нарастает интерес к чтению книг, частью же и вынужденной причиной, так как подготовление уроков не оставляет времени для игры в куклы, как это отмечали сами ученицы.

Остальная 1 / 3 давших ответы указывает на вынужденное прекращение игры в куклы под влиянием того, что начинают стыдить окружающие. «Играть в куклы я бросила после того, как мама меня пристыдила, сказав: «Стыдно большой девочке, начавшей учиться, играть в куклы; на другой же день все куклы были раздарены». - «Я кончила играть в куклы потому, что когда я перешла в 6-й класс, времени не было, и надо мной все смеялись, что я так долго играю в куклы». - «Я бросила играть в куклы потому, что боялась, как бы моя подруга не рассказала об этом одному мальчику, который мне очень нравился, и я боялась, что он будет надо мной смеяться».

Из рассмотрения этой рубрики ответов мы видим таким образом, что проявление материнского инстинкта, находящее столь естественное обнаружение в играх в куклы у девочек, в большинстве случаев искусственно обрывается как раз в начале переходного периода к зрелости, что едва ли можно признать целесообразным. Все равно заглушить этот инстинкт таким путем не удастся: он будет искать для себя иного выхода, и, не находя его в столь естественном и столь невинном обнаружении в игре в куклы, этот инстинкт может получить скрытое и часто самое уродливое проявление. Вот почему поощрение игры в куклы во время переходного возраста, т.е. с 11- до 14–15-летнего возраста, у девочек было бы вполне целесообразно.

К сожалению, только в одном случае из всех анкетных данных есть указание на то, что разумная мать, вопреки насмешкам окружающих, поощряла игру в куклы у своей дочери. «Знакомые меня дразнили, что я играю в куклы, а с 1-го класса стало много уроков, и я урывала время кусочками. Но мама мою игру поощряла, и поэтому я играла до 15-летнего возраста».

Перейдем теперь к рассмотрению ответов на 4-й и 5-й вопросы анкеты: «Играли ли вы чем-либо иным, как куклой, напр.: кошкой, подушкой, растением, палкой, булавкой и т.п.? Одевали ли вы эти предметы или нет? И доставляло ли это вам такое же удовольствие?»

Оказывается, что громадное большинство учениц играло, как куклой, другими предметами. Здесь прежде всего идут животные: чаще всего котенок, реже собака, в единичных случаях упоминается козочка, курица, даже слепни и мухи. Играть с этими животными дети даже предпочитают перед игрой в куклы, так как тут имеешь дело с живым предметом, который напоминает ребенка. «Игра с котенком мне больше нравилась, чем с куклой, так как он был живой, следовательно, пищал, ворчал, царапался и не давался одеваться. Это все напоминало мне ребенка», - вот обычный ответ.

«С котенком играть было интереснее, чем с куклой, так как он более напоминал живое существо. Но его отчаянный писк и стремление поскорее вырваться из рук портили все удовольствие», - пишет вторая. А вот еще один интересный ответ: «Вместо кукол я играла с курами и слепнями, которые изображали моих детей. Кур я иногда кутала в платки и укладывала спать, а мух я привязывала ниткой за ножку и гуляла с ними, и это доставляло мне больше удовольствия, нежели игра с куклами».

Насколько велика в данном случае фантазия ребенка, способная претворить в куклу все, что хотя бы имеет отдаленное сходство с ней, на это указывает следующий ответ одной ученицы: «Куклу мне часто заменял большой палец моей руки, на котором я возьму да нарисую физиономию, повяжу его платочком и укачиваю». А вот еще очень интересный ответ: «Моей любимой игрой было превращение моей бабушки и мамы в детей, причем сами они не подозревали об этом; при гулянии я с сестрой пропускали бабушку и маму вперед, а сами шли сзади, изображая их матерей, разговаривали о своих «детях» и при этом то и дело оправляли на них платья, тальмы, чем приводили их в недоумение»...

Почти все, игравшие вместо кукол с животными, утверждают, что это им доставляло больше удовольствия, нежели игра с куклами, причем в большинстве случаев происходило пеленание и одевание этих животных для большего отождествления с ребенком.

Реже, нежели животные, но все же довольно часто кукол заменяют неодушевленные предметы: чаще всего подушка, затем другие игрушки, напр., медвежонок, самодельные куклы из платка или бумаги, упоминается ножная скамейка, куски дерева, зонтик. Довольно часто кукол заменяют растения. И здесь переодевание и укутывание является необходимой принадлежностью игры с этими самодельными куклами.

В связи с этой особенностью детей - изобразить из любого предмета куклу - и возникает вопрос, нельзя ли совершенно обойтись без кукол, пусть свою потребность в кукле ребенок удовлетворяет не куклой фабричного изготовления, даваемой ему в готовом виде, а пусть он обходится самодельными куклами. Сторонники этих самодельных кукол указывают на то, что изготовление куклы самим ребенком изощряет его фантазию, а удовольствие все равно он получает при этом будто бы такое же, как от игры с готовой куклой.
С этим мнением, однако, нельзя согласиться: данные анкеты говорят определенно против этого. Большинство ответов говорят о том, что игра с неодушевленными предметами, представляющими собой куклу, доставляет менее удовольствия, нежели игра с действительной куклой. Что же касается самодельных кукол, изготовленных самими детьми из тряпок или бумаги, то, правда, с этими куклами дети любят очень возиться, но возиться не потому, что такая кукла, сделанная неуклюже из какого-нибудь платка, с нарисованной на нем чернилами физиономией, больше нравится ребенку, нежели магазинная кукла, у которой есть изящно сделанные волосы, глаза, нос, рот, руки и ноги, а потому, что детям очень нравится самый процесс делания куклы, играть же с такой куклой ребенок никогда не будет с таким увлечением, как с изящно изготовленной фабричной куклой. Недостаток самодельной куклы - это ее примитивность, недостаточное число нужных для ребенка комбинаций, которые можно извлечь из такой куклы, и данные анкеты вполне подтверждают это. - «Я очень любила делать куклы из разных тряпок, все это я свертывала, перевязывала и получала голову и туловище, затем завертывала в одеяло и рисовала глаза, нос и рот. Но все же я больше любила настоящую фарфоровую куклу, нежели тряпичную: она занимала места лишь в тех случаях, когда настоящая кукла бывала в починке». Вот еще ответ: «Играла вместо куклы с подушкой; закутаю ее в платок и баюкаю, воображая, что, это ребенок. Иногда одевала, иногда нет. Но когда была хорошая кукла, то я играла всегда с ней, а когда ее разбила, то удовольствие находила и с подушкой, хотя значительно меньше». Конечно, если у ребенка нет настоящей куклы, он будет играть и с самодельной куклой и, привыкнув к ней, он, может быть, предпочтет даже ее настоящей кукле, но попробуйте произвести такого рода эксперимент: в тот момент, когда ребенок изготовит самодельную куклу, дайте ему тотчас же наряду с ней куклу фабричного изготовления, и в подавляющем большинстве победа будет на стороне этой последней.

Интересно здесь отметить одну особенность. Иногда дети предпочитают играть с другими предметами вместо настоящей куклы потому, что с ними можно свободней обращаться, чем с куклой, «можно бить, подбрасывать, не боясь разбить». Это очень ценное указание относительно требований, которые предъявляют дети к кукле. Кукла должна быть настолько прочна, чтобы не стеснять движений ребенка; кукла, за которой только и приходится смотреть, чтобы она не сломалась, не удовлетворит ребенка, и он предпочтет в таких случаях играть с куклой, сделанной из подушки или тряпки, лишь бы только можно было эту куклу «бить, подбрасывать, не боясь разбить».

По шестому и седьмому вопросам анкеты: «Было ли у вас много подруг между девочками?» и «Предпочитали ли вы играть в куклы одни или с другими детьми?» - результаты таковы: прежде всего вскрывается тот чрезвычайно интересный факт, что игре в куклы свойствен по преимуществу интимный характер. Процесс перевоплощения, который происходит при игре в куклы, когда девочка обращается в мать, а кукла в ребенка, - этот процесс не мирится с наличностью посторонних свидетелей. Вот почему, несмотря на то что большинство девочек имело подруг, однако в куклы по преимуществу любят играть одни, реже с сестрами, еще реже с очень близкими подругами. Вот образчики ответов: «Подруг у меня было очень много, но в куклы играла я одна, а с подругами предпочитала более подвижные игры». - «Я больше всего любила играть в куклы со своей сестрой, потому что могла свободно при ней разговаривать с куклами, а моих других подруг я стеснялась». «Игра в куклы доставляла мне удовольствие именно тем, что в это время я была предоставлена самой себе, другие же дети часто нарушали всю гармонию: приходилось вступать в переговоры о том, как сделать, спорить, настаивать, уступать. Приятнее всего мне было проводить время с куклами одной». - «Я играла всегда одна, особенно когда в комнате никого не было и я могла тихонько разговаривать со своими куклами». - «Я любила играть всегда одна, потому что тогда кукла принадлежала всецело мне и я могла свободно говорить с ней». Вот еще одно очень интересное показание ученицы, какое неблагоприятное впечатление при игре в куклы производит присутствие взрослых людей. «Я предпочитала скорее играть одна, чем с другими. И особенно конфузилась взрослых; если кто-нибудь входил, даже не замечая меня, в ту комнату, где я играла, моя игра сейчас же прекращалась, и я, смущенная, отходила от кукол, как будто не играла в них». Таким образом, игра в куклы - это своего рода священнодействие, куда допускаются только избранные.

Следует отметить при этом, что значительная часть девочек жалуется на то, что подруг, особенно в раннем детстве, было очень мало; по-видимому, родители совсем не обращают внимания на то, чтобы дети в дошкольном возрасте имели достаточное число сверстников. Еще хорошо, что у многих были братья и сестры приблизительно одних лет, иначе часто ребенок обрекается почти на полное одиночество, которое влечет за собой массу ненормальностей: излишние капризы, чрезмерно развитый эгоизм и т.п. Родителям следовало бы запоминать, что чем менее в детстве ребенок вращается в кругу своих сверстников, тем менее он будет приспособлен и к жизни в обществе, когда сделается большим.

На 8-й вопрос анкеты - «Предпочитали ли вы старые, находившиеся в употреблении, или новые куклы? » - ответ категорический: громадное большинство высказывается за старые куклы . Мотивируется это в большинстве случаев привычкой, привязанностью, чувством жалости к старым куклам. К новым куклам, особенно вначале, нередко даже возникало враждебное чувство. «Я любила больше старых кукол, так как они казались мне такими милыми, родными, между тем как новые, мне казалось, гордились своей красотой». - «Когда мне дарили куклу, у меня являлось к ней враждебное отношение, как к лицу, которое втерлось в чужую жизнь». Иногда любовь к старым куклам мотивируется и тем, что «со старыми куклами можно не стесняться, т.е. таскать во все стороны, чего с новой куклой делать нельзя». Эта свобода в обращении с куклой, как мы уже это отметили и выше, - обязательное условие игры в куклы. «Я люблю больше старые куклы, с ними свободней чувствуешь себя; а то, помню, одной роскошно одетой кукле я долго не могла сказать “ты”», - пишет одна ученица.

Но не все, однако, отличаются таким постоянством своих чувств к старым куклам; иногда возникает при этом борьба чувств между симпатией к старой и интересом к новой кукле, причем победа не всегда остается на стороне старой куклы. Иногда это приводит к известному компромиссу, и, смотря по характеру обладательницы, старая кукла у одной превращается в «бабушку», а у другой в «кухарку», новая же возводится в звание «барыни»; иногда же приходится прибегнуть к маленькой хитрости, как это делала одна из девочек. Вот что она пишет: «Новых кукол я не любила. Когда мне дарили новую куклу, то я думала, что мои старые куклы смотрят на меня с упреком за то, что я оставила их и играю с незнакомой девочкой». Хотя иногда, если подаренная кукла была очень красива, тогда я укладывала старых кукол спать, а с новой потихоньку играла в другой комнате». Но таких «изменниц» все же значительно меньше, нежели остающихся верными своим старым симпатиям!..

На 9-й вопрос анкеты - «Нравилось ли вам, чтобы кукла была одета и представляла собой грудного младенца, девочку или взрослую? » - ответ был дан такой: 47% девочек указали на то, что им нравилось, чтобы кукла представляла собой ребенка, которого можно пеленать, баюкать и т.п., и это наглядней всего говорит о том, насколько интенсивно сказывается инстинкт материнства. 20% высказались за куклу, которая представляет собой девочку «моих лет», и, наконец, 30% - за куклу взрослую. Вот обычные ответы на этот вопрос: «Я любила, чтобы кукла представляла моего ребенка». - «Я любила только кукол-младенцев и детей. Для меня кукла была настоящим ребенком». - «Мне нравилось, чтобы кукла представляла девочку моих лет или же больше, но никак не меньше». - «Мне нравилось, чтобы кукла была одета, как взрослая, потому что мне самой хотелось поскорей быть большой». Часть девочек указывает при этом, что им нравились куклы различных возрастов, причем некоторые (и это представляет исключительный интерес и ценность) устанавливают некоторую периодичность в смене своих симпатий к тому или другому возрасту куклы. Ценно это потому, что у девочек различных гимназий эти периоды до известной степени совпадают между собой. «Лет до 12 я любила, чтобы кукла была одета, как взрослая, а начиная с 12 лет стала одевать кукол, как детей». - «Куклы мои, когда я была совсем маленькой, были одеты девочками; когда я стала старше, то одевала их взрослыми, а в конце стала одевать младенцами». Может быть, эта схема смены интересов к куклам различных возрастов даже является и типичной: возможно, что в начальной стадии периода игр в куклы, когда еще в ребенке так интенсивно говорит инстинкт подражания и когда, как на это мы находим указания в анкете, девочка стремится обращаться со своей куклой так же, как обращаются родители с самой девочкой, может быть, в этом периоде и сказывается интенсивное желание, чтобы кукла представляла собой девочку «моих лет». Затем, как мы знаем, у девочек бывает период, когда так особенно хочется «поскорее быть большой», и, может быть, в этом-то и лежит корень желания, чтобы и кукла представляла собой взрослую барышню. Наконец, в переходном периоде к зрелому, когда инстинкт материнства должен сказываться особенно интенсивно, и зарождается стремление иметь куклу, представляющую «моего ребенка». Таковы данные анкеты по этому вопросу.

Перейдем теперь к следующему, очень интересному вопросу: «Опишите вашу любимую куклу или какую-либо другую, которая больше всего вам нравилась ». Прежде всего возникает вопрос о величине куклы. Здесь 60% высказалось за большую куклу , во всяком случае, не меньшую 1 1 / 2 –2 четвертей, 40% - за меньший размер. Затем почти единогласно выставляется требование, чтобы кукла была художественно-изящна и красива. Это в достаточной мере говорит уже против того, чтобы детям покупать куклы безобразные, но бьющие своей оригинальностью на вкусы взрослых людей. Относительно окраски волос 57% нравятся блондинки , 29% - брюнетки и 14% - шатенки . Все выдвигают требование, которое, конечно, является основным не только для куклы, но и для всякой игрушки вообще, - чтобы кукла давала наибольшее число комбинаций: чтобы были естественные волосы, чтобы голова, руки и ноги двигались, чтобы можно было куклу одевать и раздевать, по возможности купать, шить для нее и сменять на ней белье, платья, чулки, перчатки, туфельки, шляпы и т.д. Есть указания на то, что нравятся куклы, одетые в гимназическую и институтскую форму. Материал, из которого сделано большинство любимых кукол, это - фарфоровая головка и набитое ватой или стружками тело.

Если мы постараемся все разнообразие полученных данных свести воедино и попытаемся на основе их воссоздать образ куклы, который пленяет девочек, то мы получим приблизительно следующие характерные черты этой идеальной куклы: большая, блондинка - «с длинными вьющимися волосами, которые можно расчесывать», - «с красивым цветом лица», - «с большими голубыми закрывающимися глазами, с длинными ресницами», - «с небольшим носиком, пухленькими щечками, с аленьким чуть полуоткрытым ротиком, с мелкими жемчужными зубками», с подвижной головой, ручками и ножками, на которых «обозначены рельефно пальчики», говорящая, одетая «в светлое платье». Таков образ идеальной куклы... Не отражаются ли в этом детском идеале, хотя бы и непроизвольно, особенности славянской расы, склонной, как и всякая другая раса, возводить в образец свои специфические особенности?..

На 12-й вопрос: «Опишите характер ваших игр с куклами » - мы получаем самую разнообразную картину кукольной жизни, охватывающей все стороны жизни и самих обладательниц. «Играя в куклы, я подражала всему, что было со мной», - «копировала всю окружающую меня разнообразную жизнь», - «если накануне я была в гостях, на завтра моя кукла тоже шла в гости» - вот обычные ответы на этот вопрос. Оказывается, жизнь кукол чрезвычайно разнообразна по своему содержанию: их пеленают и нянчат, шьют платье, крестят и дают имена, водят в церковь к причастию; укладывая спать, им поют песенки и рассказывают сказки; утром их будят, умывают «понарошку», если куклу нельзя мыть водой; причесывают, одевают, в праздники - в лучшее платье; заставляют молиться, поят чаем, ведут гулять на бульвар или отправляют в детский сад, читая наставление, чтобы они там не шалили; наказывают в случае непослушания, причем тоненьким голосом пищат, чтобы показать, что кукле больно; в их отсутствие переставляют мебель и прибирают в комнатах; готовят обед; переодевают в новое платье; качают на качелях; водят в зверинец, устроенный из игрушек, изображающих зверей; возят на стульях, изображающих экипаж, смотреть военный парад, устраиваемый мальчиками; водят чаще всего в гости, реже в театр, на бал или маскарад, иногда в баню; устраивают изредка свадьбы, путешествуют, даже на пароходе, который изображает собой старый стол с повернутыми вверх ножками; устраивают на Масленицу блины, на Рождество елку, а на Пасху пекут куличи; довольно часто возят кукол лечиться к доктору, а изредка их и хоронят; в исключительных случаях ведут их жизнеописание, причем почти все, что делали сами, приписывают кукле. И весь этот хлопотливый круговорот кукольной жизни сопровождается беспрерывным детским щебетанием в диалогической форме их «матерей», причем усиленно стараются картавить, подражая разговору маленького ребенка.

Если бы мы хотели установить, к чему чаще всего сводится игра в куклы, то порядок окажется такой: на первом месте стоит одевание и раздевание, затем укладывание спать, далее в убывающем порядке - хождение в гости, шитье, гуляние, приготовление обеда, постройка домов и уборка комнат, путешествие, лечение, свадьбы, похороны, наказания и т.д.

Относительно последнего вопроса анкеты - «Любите ли вы сейчас детей ?» - результаты таковы: 81% - любит детей, 19% - детей не любят, причем из числа девочек, любивших играть в детстве в куклы, в настоящее время 89% любят и детей, а 11%, хотя и любили игру в куклы, детей сейчас не любят. Из числа же девочек, не любивших игры в куклы, в настоящее время любят детей 70%, а остальные 30% как не любили игры в куклы, так не любят и детей. Таким образом, любовь к игре в куклы почти всегда влечет за собой и любовь к детям, но отсутствие интереса к кукольной игре только в одном случае из трех влечет за собой отсутствие и любви к детям.

Но хотя огромное большинство высказалось за то, что детей любят, однако следует заметить, что любовь эта с некоторою оговоркою. Оказывается, что грудных детей любят только 3%; 7% указывают суммарно, что любят детей до 4–7-летн. возраста, не упоминая о грудных детях; большинство же определенно говорят, что маленьких детей не любят; оказывается, 42% любят детей от 2- до 5-летн. возраста, а 33% - от 3- до 10-летн. возраста.

Таковы последние данные моей анкеты.

Мы видим, что эти результаты нашего исследования носят двоякий характер: с одной стороны, они имеют теоретический интерес, вскрыть и указать на те формы, в которых проявляется материнский инстинкт у девочек при игре в куклы, а с другой стороны, наше исследование на основе этих теоретических данных преследует и чисто практическую задачу - вскрыть характерные черты идеальной детской куклы, которая могла бы быть рекомендована родителям и воспитателям для их детей. Однако нашу работу мы еще не считаем законченной. Для всякого, серьезно занимающегося психологическим экспериментом, ясно, что анкетный метод не является совершенным. Он может быть допущен лишь в качестве пробного опыта, чтобы вскрыть и наметить основные черты разрабатываемой проблемы; он дает лишь грубую схему, окончательная проверка которой должна быть сделана лишь систематически поставленным строгим экспериментом, что и составляет теперь предмет моих дальнейших занятий в разрешении поставленной мною цели. Лишь после этого можно было бы перейти к узкопрактическому осуществлению своей задачи, к созданию куклы, которую можно было бы назвать образцовой. И здесь, как я уже говорил, необходимо участие специалиста-художника, который бы сумел воплотить в жизнь те черты этой идеальной куклы, которые были установлены на основе эксперимента.

Моему сыну 3 года и девять месяцев.Он любит играть в куклы.Ему нравятся куклы Барби.Постоянно просит их купить."Мальчуковыми " игрушками не интересуется.К машинкам равнодушен,может немного поиграть с пистолетом.Конструкторы,пазлы и прочее не интересно. В магазине он сразу кидается в отдел,где продаются куклы Винкс и Барби. Ему нравятся в них волосы,одежда.Пытались перевести интерес хотя бы к нейтральным пупсам,но он не заинтересовался.Он понимает что он мальчик,но в тоже время может назвать себя бабочкой или принцессой. А когда ему объясняешь что туфли на каблуках или заколки для девочек он впадает в истерику и начинает говорит что это мальчики играют в куклы и носят туфли.Обращались к психологу ,но нам сказали что ничего страшного,но конкретного совета не дали.Мы не знаем как поступить в этой ситуации.Он постоянно носит с собой куклу.Купить тоже просит только куклу.Мультфильмы смотрит разные,может какое-то время играть с фигурками героев из понравившегося мультфильма.Но все же в приоритете у него куклы.
Семья у нас полная.Супругу 33 года,мне 35 лет. Есть старший сын 15лет. Атмосфера в семье нормальная. Внимание к младшему сыну с обоих сторон одинаково.При беременности ни я ни муж даже и не думали о дочке,были уверенны что родиться мальчик.Очень трудно описать все ньюансы.Обычная семья.У мужчин мужские интересы.Но такое странное поведение младшего сына нас очень пугает.Мы не можем повести его в игрушечный магазин,потому что уже знаем что он выберет и как на это реагируют другие люди. Пытались пробудить интерес к чему-то другому,но он просит только этих бабочек. Помогите,посоветуйте что делать в такой ситуации.Как объяснить ему, что куклы для девочек.Чем их можно заменить? У него это какие-то психологические отклонения? Спасибо.

Ответы психологов

Здравствуйте, Валентина!

Есть ли у Вашего сына психосексуальные отклонения в развитии - невозможно сказать ни по письму, ни после одной консультации.

Но чаще всего такие симптомы бывают не из-за отклонений, а возникают в связи с какими-то особенностями семейной системы. Например, таким образом Ваш сын может выражать протест против чего-то, или обиду на отца, или конкурировать за мамино внимание... (Может быть и еще с десяток вариантов).

Так что, если хотите по-настоящему разобраться, то настраивайтесь на серию (не меньше 10) консультаций с психологом .

Дело в том, что такие маленькие дети никак не могут дать ответа, почему на самом деле они поступают так или иначе. Они этого просто не способны осознать и выразить. И поэтому для того, чтобы понять все точно и помочь скорректировать поведение ребенка, нужна нешуточная исследовательская работа. Причем со взрослыми в той же мере и объеме, что и с ребенком. А иногда работы со взрослыми бывает достаточно. Потому что поведение детей такого возраста обычно - реакция на поведение родителей, какое-то послание, которое предстоит расшифровать.

Желаю удачи!

Журавлева Татьяна Аркадьевна, психолог Алматы

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Дети до 3 лет не делят игрушки на "девчачьи" и "мальчиковые". Вам стоит забеспокоиться, если ваш ребенок начнет говорить о себе как о девочке, называть себя женским именем, выбирать женскую одежду в магазине, просить заколки, бантики. Игрушки (машинки, роботы, конструкторы и т.д) имеют огромное значение для развития ребенка. Они развивают его мелкую моторику и интеллект. Но нужны и такие игрушки, которые помогут мальчику социально адаптироваться и развиться эмоционально. В этом случае речь идет как раз о куклах. Задумайтесь, кто такой мальчик - это будущий мужчина. И то, каким он станет, зависит и от родителей, и от игрушек, которые они ему покупают. Кукла может дать то, что не дают конструкторы и машинки. С ними можно: наработать навыки общения с другими людьми; «проиграть» конфликтные ситуации, возникающие в детском саду, во дворе или в семье . На куклу ребенок может перенести проблемы, которые появляются в его жизни. Нельзя думать, что у детей их нет. Кукла для ребенка является психологической защитой; социальный опыт. Это не совсем общение, о котором уже было сказано. Мальчики могут играть в «больницу», в «аэропорт», в «магазин», в «школу». Куклы в этих играх могут быть пациентами, пассажирами, покупателями, учениками. Соответственно, ребенок «репетирует» взрослую жизнь; выговариваться. Та самая игра в «дочки-матери», которая иногда пугает родителей, а особенно пап мальчиков, может быть полезна. За всеми мальчиками в детстве ухаживает мама, но не все потом переносят полученную заботу на свою семью. А вот игра с куклой позволит закрепить эти установки. Так что, играя с куклой, мальчик не может стать девочкой, потому что, играя, он не отождествляет себя с ней. Но получить правильные навыки он может. У отклонений от полоролевой нормы может быть две причины. Первая - это неправильное воспитание. Бывает, что родители хотели девочку, а родился мальчик. Кто-то радуется тому, что есть, а кто-то не замечает, что переносит на ребенка свои эмоции, связанные с неоправданными ожиданиями, неправильно воспитывает мальчика. И это может происходить незаметно для родителей. Вторая причина, по которой у ребенка сбивается «половой вектор» - это нарушения гормонального фона. Если вовремя спохватиться, можно провести лечение. Важно обращать внимание на игры, в которые мальчик играет с куклами. Например, если есть проблемы со сверстниками, он может изображать с помощью кукол драки и споры. Если родители часто ссорятся, ребенок может играть в «злых маму и папу» и игнорировать это нельзя. Когда игры отходят от традиционных «магазинов» и «больниц» - это сигнал для родителей. Возможно, им нужно перестать ругаться при ребенке, уделять ему больше внимания, показывать, что они его любят. Простые объятия и поцелуи много значат для детей. Поэтому, если ребенок начал ругаться с куклой, послушайте, что именно он говорит, это может быть полезно для вас. Куклы Барби могу вам сказать не лучший выбор для мальчика, потому что у нее слишком ярко выражены половые признаки и довольно узко - «специализация»: наряды, косметика, развлечения. Эти куклы могут ограничивать ребенка в развитии. Если Ваш ребенок попросил куклу, предложите ему такую игрушку: из натуральных материалов. Это могут быть текстиль, дерево. Пластик и резину оставляйте на крайний случай, если ребенку вообще ничего не понравится; с нейтральными чертами лица. Не нужно покупать куклу, которая смеется или плачет, ведь тогда у ребенка не останется простора для фантазии; без явных половых признаков. Параллельно к кукле покупайте такие игрушки как посудку, магазин, парикмахерскую, таким образом вы завлечете ребенка в ролевые игры. Учите своего ребенка играть в куклы "больница", "магазин", "дочки-матери" и тогда куклы принесут только пользу. Если с физическим и психическим здоровьем все нормально, игра в куклы не может повлиять на сексуальное развитие мальчика. Зато есть шанс, что вырастет хороший папа и муж. Ваша задача купить хороших кукол, игрушки для ролевых игр и учить ребенка играть. Удачи Вам!)))

Мащенко Елена Николаевна

Хороший ответ 9 Плохой ответ 0

Всем роботам и машинкам твой сын предпочитает кукол? Бабушки хватаются за сердце, знакомые упражняются в остроумии, папа то и дело угрюмо отбирает у отпрыска неугодную игрушку, пытаясь всучить что-то «более мужское». Чадо в слезах. А ты? Будь умницей, и не иди на поводу у стереотипов. Лучше попытайся понять, почему твоего ребенка тянет именно к этой игрушке?

Для начала откажись от консервативных взглядов на мир и признай, что кукла - это игрушка для детей, а не только для девочек. Стало быть, нет ничего предосудительного в том, что твой сын с упоением баюкает ее на руках, кормит и катает в коляске. Мячики, кубики, машинки и прочие игрушки, безусловно, необходимы малышу: они развивают интеллект и фантазию. Но научить ребенка справляться с собственными эмоциями не менее важно. Именно в дошкольном возрасте у детей формируется доверительное отношение к миру: они пытаются понять себя и других. И вот тут на помощь приходит кукла.

Кукла позволяет малышу познавать жизнь понарошку, а это способствует развитию воображения. Кроме того, эта игрушка помогает ребенку «побыть на чужом месте»: он наделяет куклу мыслями, чувствами и желаниями и, играя, учится не только смотреть на себя со стороны, но и взаимодействовать с окружающими. С куклой ребенок может проигрывать различные конфликтные ситуации, с которыми ему уже довелось столкнуться в его крохотной, но насыщенной жизни. Тут родителям нужно держать ухо востро и обращать внимание на то, какие сюжеты инсценирует сын: не агрессивны ли они? С помощью этих наблюдений можно сделать вывод, чем заполнена жизнь ребенка и хватает ли ему общения. Все свои тревоги малыш выливает в игру: кукле твой сын может рассказать то, чего не скажет тебе напрямую.

Случается, что мальчик называет куклу своим именем. Иными словами, отождествляет себя с этой игрушкой. Зачем он это делает? Скорее всего, малышу просто неоткуда взять мужества, чтобы, скажем, войти в темную комнату. В таких случаях необходимым бесстрашием наделяется «маленький двойник», и ребенок, крепко держа куклу за руку, преодолевает свой страх .

Когда на смену статичным игрушкам приходят ролевые игры, девочки увлекаются игрой в дочки-матери, где куклы выступают в роли детей. Не тушуйся, если и твоего сына не оторвать от этой игры. Маленькие «папы», «братья» и «друзья» в этой «семье» тоже нужны. Кроме того, мужские роли могут быть и в других играх. Например, твой сын - шофер, а кукла - пассажир. Если малыш играет в больницу, куклы могут стать пациентами. Игровых вариантов множество, а ведь это еще один плюс увлечения куклами: маленький мальчик может «примерить» уйму социальных «костюмов». Никакие конструкторы и машинки этого, ему не дадут.

Другой интересный момент - образы мужчины, создаваемые производителями игрушек в воображении мальчиков и девочек, ощутимо разнятся. Если в мире девочек настоящий мужчина - это принцеподобный Кен, то для мальчишек герой вообще слабо смахивает на человека. Трансформеры, Бэтмены или воины, с ног до головы обвешанные оружием, из такой гремучей смеси и складывается, как правило, мужской образ в голове маленького мальчика. Такие однобокие образы не только ограничивают детей в вариантах игры, но и закладывают фундамент будущего недопонимания между разнополыми ровесниками.

И снова кукла оказывается идеальным выходом из положения: ее пол зачастую вовсе не имеет значения для ребенка.

Ученые из Университета штата Пенсильвания доказали, что у детей, которые в детстве играют лишь в «традиционные» игрушки, впоследствии формируются распространенные стереотипы поведения. Из таких малышей часто вырастают люди, которые не в состоянии найти выход из нестандартной ситуации. А вот те дети, которых не ограничивали в игрушечных предпочтениях, повзрослев, демонстрируют недюжинные интеллектуальные способности и достигают в жизни значительно большего, чем мальчики, которые всегда вели себя «по-мужски», или девочки, которые с пеленок росли «настоящими леди».

Так что не лишай своего ребенка игр с куклой: освоить отношения между людьми, понять себя и других, выплеснуть накопившиеся за долгий день эмоции и развить оригинальное, творческое мышление - все это просто необходимо малышу, делающему первые робкие шаги в жизни.

Содержимое

Для заботливых родителей особое значение имеют увлечения ребенка. Мамы и папы предлагают малышу на выбор множество игрушек. Но бывает так, что выбор ребенка вызывает недоумение или даже озабоченность. Например, когда мальчик играет в куклы. Является ли ситуация, когда мальчик предпочитает машинкам и солдатикам игрушечные домики и платья, рассмотрим в статье.

Гендерные различия

По мнению психологов, до трех лет дети не имеют привязанности к игрушкам по половому принципу. Безусловно, малыш прекрасно осознает, кто он мальчик или девочка. При этом игрушку он выберет себе по принципу интереса. Поэтому абсолютное большинство малышей любит все, что катается (машинки, каталки на ручках, коляски). И если мальчик до трех лет интересуется куклой - то это вообще не может иметь никаких поводов для удивления. Это исключительно любопытство и изучение человеческого тела. Пупс имитирует человека, а значит на ней можно разглядывать руки, проверять, как гнутся ноги, удивляться тому, как закрываются глаза.

После трех лет мальчишки часто не прекращают интересоваться куклами, но это тоже вполне нормально, потому что с помощью таких игр ребенок получает массу новых знаний.

Почему мальчик выбирает кукол

Помимо элементарного любопытства, есть еще несколько причин, которые могут вызывать интерес к кукольным играм:

  • Отсутствие маминого внимания. Если малышу не хватает женского внимания, то неосознанно он будет искать его в сюжетах игр, используя кукол как прототип мамы или бабушки.
  • Протест против «мужского воспитания». Если в семье приняты жесткие методы воспитания, мальчика стыдят за слезы, постоянно напоминают, что он мужчина и должен быть сильным, подавляют истинные интересы ребенка, заменив их на традиционные «мужские» инструменты. Совершенно не назло, а интуитивно ребенок будет выбирать девчачьи игрушки, чтобы сбалансировать накал «мужественности».
  • В семье используют физическое наказание, отец груб с матерью или демонстрируются иные формы агрессии. Кроха ищет успокоения, удовлетворяет свою потребность в уюте и комфорте в кукле как в живом человеке.

  • Отсутствие мужского воспитания. Если у мальчика нет примера мужского поведения, а вокруг мама-одиночка и бабушка, то априори игрушками становятся женские предметы - кухонные принадлежности, мамины мягкие игрушки, бабушкины клубки и спицы. Если авторитет той же бабушки достаточно силен, то она может целенаправленно приучать ребенка к женскому труду в целях воспитания усидчивости и трудолюбия.
  • У всех мальчиков в возрасте до семи лет наступает период восхищения женщинами - они боготворят маму, искренне завидуют женской красоте, обращают внимание на внешность. Вероятно именно этот период сейчас у вашего мальчугана. Посмотрите на его игры с куклой - он может расчесывать их, переодевать, а также целовать и обнимать. Это также вполне естественно.
  • Если у мальчика в кругу общения больше девочек или есть сестры, то игры с куклами для него также естественны и логичны, как и игры с мальчишескими игрушками.

Чему может научить мальчика кукла

  1. Малыш отождествляет себя и любимой игрушкой. В играх он называет ее своим или очень похожим именем, наделяет своими чертами характера. Малыш неосознанно будет проигрывать ситуации, которые его тревожат - ссоры родителей, визиты в больницу, боязнь темноты. С помощью куклы ребенок старается найти выход эмоциям, а также преодолеть свои страхи.
  2. Игры в куклы шикарно развивают воображение. Любая ролевая игра - игрушка может быть водителем автобуса, пациентом на приеме у доктора, пожарным или воспитателем в детском саду - это все положительно влияет на развитие мышления и речи. Мальчик может сочинять сказки с куклой в главной роли, а это прямое развитие творческого полета мысли.
  3. Играя в дочки-матери, мальчики чаще всего бывают в роли папы. Они прекрасно учатся укачивать куклу, кормить, одевать, катать на коляске. Это отличный тренажер, особенно если в доме ожидается пополнение. Кроме того, ребенок неосознанно повторяет действия папы или увиденное на детской площадке или в гостях.
  4. Когда мальчик играет с куклой с позиции родителя, он осознает свое поведение, понимает почему он был наказан и принимает родительскую сторону.

Какой должна быть кукла для мальчика

Психологи сходятся во мнениях, что кукла мальчику необходима. Купить ее можно и совсем маленькому крохе, в этом случае предпочтение стоит отдать тряпочным игрушкам с ясными чертами лица. Пусть она улыбается, малыш будет чувствовать доброжелательный настрой игрушки.

Мальчишкам после полутора—двух лет можно купить куклу как из текстиля, так и из резины, пластика или даже дерева. Также приветствуются яркие черты лица, максимально похожие на настоящее человеческие очертания. Пусть на лице игрушки не будет ярких эмоций - грусти, смеха или удивления. Чем нейтральнее выражение лица, тем больше игр может малыш с ней выдумать.

Игрушка должна быть без гендерных признаков (грудь, половые органы), пока это лишние детали в игре.

Ошибки родителей

  • стыдить ребенка. Сравнение мальчика с девочкой только из-за проявленного интереса к игрушке достаточно сильный удар по самолюбию ребенка. Стыд провоцирует развитие комплексов, которые могут повлиять на общение с девушками в дальнейшем.
  • отбирать куклу. Если родитель испытывает раздражение из-за игрушки ребенка, отбирает или выкидывает ее, то ребенок чувствует свою вину. Не разобравшись в причинах, он начинает опасаться выбирать и другие игрушки, пытаясь угодить родителю. Из этого могут сформироваться слабоволие и боязливость, неумение принять решение.

Краткое содержание: Если сын играет в куклы. Значение игр в куклы для мальчика. Ролевые игры и приобретение социального опыта.

Большинство родителей уверено, что кукла - это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики 2-3 лет с удовольствием играют с куклами: носят на руках, катают в коляске, кормят и укладывают спать. Одним словом, ведут себя так же, как их ровесницы. Пап нередко шокируют такие игры: появляются ироничные взгляды, осуждающие высказывания, а то и прямые запреты. В действительности же ничего предосудительного или настораживающего здесь нет.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.

Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого: "оживляя" игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.

Функции куклы разнообразны. Например, с ней малыш может проигрывать различные конфликты, возникающие в его жизни. Это важный этап в понимании ситуаций и выстраивании отношений с родителями. Все свои действия, которые встречают осуждение взрослых, ребенок вручает кукле: ругает ее за то, что она не кушает кашу или не хочет ложиться спать. Кроме того, такое отыгрывание является психологической защитой малыша.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. В игре в школу - учениками. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность.

Иногда малыши называют игрушку своим именем: мальчик Тёма крепко прижимает куклу к себе и, открывая дверь в темную комнату, говорит игрушке: "Тёма, пошли!". И тогда у него появляются силы зайти в темноту, взять корзину с конструктором, спокойно и уверенно вернуться. Страх побежден, в глазах - торжество. В этом случае игрушка буквально становится вторым "я" и наделяется бесстрашием, которым пока не обладает сам ребенок. Поэтому и мальчикам, и девочкам необходимы куклы, с которыми они могут себя отождествлять, наделяя их положительными и отрицательными качествами, и делиться какими-то радостями или горестями.

Однако во взаимодействии ребенка с куклой есть и обратное влияние: образ той или иной куклы "отпечатывается" в ребенке. В этом смысле образы многих современных кукол, как для мальчиков, так и для девочек оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди (против этих кукол, однако, папы не возражают): человек-паук, Бетмен, трансформеры и им подобные. В лучшем случае это простые бойцы спецназа. Многие куклы для девочек "списаны" с подростков, сосредоточенных на нарядах, косметике и развлечениях. Конечно, такие однобокие, жестко заданные образы сильно сужают возможные действия с ними и ограничивают развитие ребенка.

Парадоксально, но для девочек и мальчиков кукольный мир по-разному представляет образ мужчины. У девочек - это нежный женственный Кен и другие "принцы в голубом", у мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге. В игре же пол куклы занимает отнюдь не главное место. Точнее сказать, самой кукле вообще не обязательно иметь пол: ребенок сам наделит ее теми качествами и признаками, которые ему необходимы. Кукле совершенно не нужны детально проработанные половые признаки, поскольку в игре главное - человеческие отношения, а не четкая дифференциация по половой принадлежности. Более того, такая детализация часто является травматичной для ребенка, акцентируя его внимание на не понятных пока вещах.

Ребенок, мальчик или девочка, прежде всего человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Освоение отношений между людьми, понимание своих и чужих эмоций, чувств, желаний, безусловно, нужны любому, живущему в человеческом обществе.

И посему не лишайте мальчиков игр с куклами - для них это абсолютно необходимо .

Другие публикации по теме данной статьи:

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий: