Ленинские фразы. Учиться, учиться, учиться и еще раз учиться

Учиться, учиться и учиться

Учиться, учиться и учиться
Первоисточник - статья «Лучше меньше, да лучше» (Правда. 1923. 4 марта) В. И. Ленина (1870-1924): «Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом».
Это выражение встречалось у Ленина и раньше, например: «Важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться» («Пять лет российской революции...» Доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г.). Но в историю оно вошло в редакции И. В. Сталина, который в своей речи на VIII съезде ВЛКСМ (16 мая 1928 г.) сказал: «Учиться, учиться, учиться...» Такова, по его мнению, была в то время главная задача коммунистической молодежи.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Учиться, учиться и учиться

Лозунг, возник из статьи В.И. Ленина "Лучше меньше, да лучше" (1923): "Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых – учиться, во-вторых – учиться и в-третьих – учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом" (Полное собрание сочинений, т. 45, с. 391).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Учиться, учиться и учиться" в других словарях:

    Выучивать, изучать, учиться, выучиваться, научаться, разучивать, проходить, твердить, долбить, зубрить, штудировать, усваивать, перенимать, приглядываться к чему, приготавливаться, готовиться, нахватываться, понабираться кое чего, прочитывать,… … Словарь синонимов

    - «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» В. В. Маяковский Заветы Ильича (или заветы Ленина) фраза, популярная в Советские времена, которая указывала на то, что Советская страна живёт и развивается по пути, предначертанному её основателем… … Википедия

    Глаг., нсв., употр. часто Морфология: я учусь, ты учишься, он/она/оно учится, мы учимся, вы учитесь, они учатся, учись, учитесь, учился, училась, училось, учились, учащийся, учившийся, учась; св. выучиться, научиться, обучиться; сущ … Толковый словарь Дмитриева

    Учиться, учиться и учиться - крыл. сл. Лозунг, возник из статьи В. И. Ленина «Лучше меньше, да лучше» (1923): «Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во первых учиться, во вторых учиться и в третьих учиться и затем проверять… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    УЧИТЬСЯ, учусь, учишься, несовер. 1. Усваивать какие нибудь знания, навыки, уменье. «Мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь.» Пушкин. «Век живи век учись.» погов. «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином.» Некрасов … Толковый словарь Ушакова

    учиться - грамоте непрямой объект, начало, знание учиться живописи непрямой объект, начало, знание учиться музыке непрямой объект, начало, знание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Учиться никогда не поздно. Ср. Ахъ, если говорить серьезно, Учиться никогда не поздно. Григоровичъ. Домашняя Исторія. Ср. Never too old to learn. Ср. On n’est jamais trop vieux pour apprendre. См. Век живи, век учись. См. Лучше поздно, чем… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    УЧИТЬСЯ, учусь, учишься; несовер. 1. чему и с неопред. Усваивать какие н. знания, навыки; приобретать опыт. У. математике. У. рисованию (рисовать). У. стойкости (быть стойким). У. у мастера. 2. Получать образование, специальность. У. в школе. У.… … Толковый словарь Ожегова

    См … Словарь синонимов

    УЧИТЬСЯ - Учиться в школе или в университете узнаете что то новое, что подтолкнет вас к новым идеям. Представьте, что вы учитесь отлично, схватываете знания на лету … Большой семейный сонник

Книги

  • Учиться как учиться. Психология и духовность на суфийском пути , Шах Идрис. "Учиться, как учиться" прокладывает в современной форме путь в неизведанную область, где мы лицом к лицу сталкиваемся с величайшими проблемами: какова природа человека, как понимать…

Ленинские фразы

Ле́нинские фра́зы - высказывания, использованные Лениным в письменной или устной речи, а также приписываемые ему. Учитывая значительную роль их автора в истории и культуре СССР , многие из них стали крылатыми выражениями . При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появлялись в литературных произведениях и кинематографе . Эти высказывания приобрели распространение в политическом и обыденном языках СССР и постсоветской России.

«Мы пойдём другим путём»

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
- Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдем путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов высказал другую фразу : «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти».

«Любая кухарка способна управлять государством»

Приписываемая В. И. Ленину (а иногда и Л. Д. Троцкому ) цитата «любая кухарка способна управлять государством» ему не принадлежит.

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 - 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. […] Но мы […] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Фраза «Любая кухарка способна управлять государством», приписываемая В. И. Ленину, часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». На самом же деле Ленин имел в виду лишь то, что даже кухарка должна учиться управлять государством.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. №190), которое было опубликовано:

  • в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». - М.: Л., 1925. - С.19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
  • в журнале «Советское Кино» № 1-2 за 1933 год - С.10; опубликовано письмо полностью;
  • в издании В. И. Ленин . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. - Т.44. - С.579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское Кино».

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» .

«Учиться, учиться и ещё раз учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться » были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии », написанной в конце и опубликованной в 1924 году :

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, - находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, “рабочую интеллигенцию”.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» :

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» слово было повторено дважды:

… каждый момент, свободный от боевой деятельности, от войны, мы должны использовать для учебы и притом сначала. Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться .

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года . На самом деле, в этом выступлении прозвучали слова «учиться коммунизму », но слово «учиться» не было повторено им три раза.

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг, а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому , отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград , которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были». )

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко : я недавно прочел его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» - крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели .

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам. В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал: «Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в Правде, № 49, 4 марта 1923 г.

См. также

Примечания

Литература

  • Ленин В. И. Полное собрание сочинений . - 5-е изд.. - М .: Издательство политической литературы, 1964-1981.
  • Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) . - монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2001. - 238 с. - ISBN 5-7186-0277-8
    Чудинов А. П Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - 2-е изд.. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - 238 с. - ISBN 5-7186-0277-8
  • Максименков, Леонид Культ. Заметки о словах-символах в советской политической культуре. // «Восток» : Альманах. - В. № 12 (24), декабрь 2004.
  • Георгий Хазагеров Политическая риторика . § 4. Система убеждающих речей в ленинскую и сталинскую эпохи . Сайт evArtist (авторский проект Екатерины Алеевой) .(недоступная ссылка - история ) Проверено 20 августа 2008.

Все говорят «Век живи – век учись», «Учиться надо всю жизнь, а не только в школе и университете». Но никто не говорит, чему надо учиться. Никто не говорит, что не нужно захламлять свой мозг гигабайтами ненужной информации, если эту информация не находит применения в настоящей (практической) жизни. Эта информация сотрется со временем без вашего ведома.

А мы сидим корпеем над «учебниками» (книгами, статьями, на курсах, семинарах и т.д.), грызем гранит науки всеми уже давно 32 зубами, а мудрости, да даже простого ума, не прибавляется. Теоретики хреновы. А когда приходит время к практике перейти… пшик! А зачастую даже не пшик, зачастую до практики дело даже не доходит, потому как мы погрязали в теории, даже удивительно, как еще двигаться не разучились. Потому как сделать что-то «своими руками» требует времени и тренировки, а на это у нас нет времени! Нам жеж надо все и сразу! Так что нет времени тренировать то, что мы только в теории научились делать, это ж годы могут уйти, за эти годы можно еще миллионы дел «научиться делать». Так что быстренько ставим галочку напротив «Умею виртуозно ковыряться в носу» и бежим учиться «Ездить на велосипеде», как раз хорошую книжку по этому поводу купила (велик потом тоже когда-нибудь куплю, а пока по книжке научусь). А вот потом, когда появится время, тогда мы, конечно, перейдем к практике. Правда к тому времени все теоретические знания, не подкрепленные практикой, уже давно выветрятся из нашей головы, и мы даже не возьмемся за дело.

Зачем? Зачем все это надо? Кому это пользу принесет? Или так, для птички – для галочки – вот я такое знаю и могу (теоретически, а на практике все нет времени попробовать, ведь надо что-то новое учить, но об этом мы говорить не будем никому), а они этого не могут. Кто они? Зачем уметь то, что они не умеют?

В следующий раз, перед тем как начать убивать время над новым «выучу и научусь», задумайтесь надо ли оно вам, принесет ли это толк для вашей или чьей-либо другой жизни. Или же новое обучение будет для вас просто новым уходом от реальности, убиванием времени. Просто новым способом растратить отмеренное судьбой время, приблизится к смерти, не прожив. Если ответ будет хотя бы: «Я тогда смогу поддержать беседу с Васей (Петей, Машей, Дашей, главное, что это существующий человек), а то белой вороной себя чувствую, когда он рассказывает». Тогда да, тогда есть хотя бы маленький смысл тратить жизнь на то, чтобы узнать, понять, выучить. А если «Мне это пригодится лет через 10, когда у меня своя квартира появится», то учите лучше лет через 10, а сейчас вложите время хотя бы в то, чтобы эта самая квартира у вас появилась.

Не убивайте время на получение не нужных вам знаний. Они не ваши. Они с вами не останутся. Останется с вами только ваша гордыня, которая будет заставлять вас думать, что вы лучше других, а ведь на деле – наоборот. Ведь они хотя бы одно, но ДЕЙСТВИТЕЛЬНО умеют, а вы – ничегошеньки, только теоретически, только советы давать умеете, и говорить, что сделано неправильно и как делать лучше.

Живите! Действуйте – «Копайте канавы»! Но не тратьте время в пустую, оно вам не вернется, оно вам не зачтется.


Крылатые фразы часто входят в нашу жизнь анонимно, хотя, как правило, у них есть конкретный автор. Часто они были когда-то произнесены выдающимися фигурами истории. Предлагаем узнать, кем и когда были сказаны знаменитые фразы, ставшие впоследствии крылатыми, в нашем материале.

Мы вам покажем Кузькину мать!

Впервые фраза «Мы вам покажем Кузькину мать!» была произнесена Никитой Хрущевым в 1959 году и адресована вице-президенту Соединенных штатов Ричарду Никсону. Тогда в Москве открылась выставка американских достижений, а Никсон лично приехал представить новинки гостям. Главным приглашенным был Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев.


Вице-президент с удовольствием начал рассказывать и показывать советскому лидеру американскую технику, о которой советский народ мог только мечтать. Задетый за живое Хрущев не смог сдержать свое недовольство хвастовством Никсона и высказал, что в распоряжении СССР имеются такие средства, которые могут доставить США серьезные проблемы. Завершил он речь коронным «Мы вам покажем Кузькину мать!». Эта фраза вызвала недоумение переводчика, который перевел ее буквально «мать Кузьмы». После этого сложилась легенда, что жители Америки так и не смогли понять смысл сказанного и восприняли как возможное секретное оружие, разрабатываемое СССР.

Впоследствии Хрущев еще не раз использовал эту фразу в разговорах с политиками. Заметив, как переводчики неверно истолковывают его фразу, он их поправил, сказав, что просто дает понять Америке, что СССР еще догонит и перегонит США.

Экономика должна быть экономной

Вот уже более четверти века действия, связанные с тратой денег часто сопровождаются выражением, что «экономика должна быть экономной». На первый взгляд может показаться, что тезис несет в себе тавтологию, без смысловой нагрузки, но на самом деле он означает то, что ведение хозяйства должно быть эффективным и денежные средства нужно тратить с умом. Автором фразы считается Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильи Брежнев.


С 23 февраля по 3 марта 1981 года в Москве проходил 24 съезд КПСС. В своем отчетном докладе Брежнев выдвинул утверждение, которое гласило «экономика должна быть экономной - таково требование времени». Народ с воодушевлением подхватил мысль лидера СССР, и фраза стала крылатой. Ее стали печатать на плакатах и транспарантах, использовать в качестве лозунга, употреблять на различных пропагандистских мероприятиях и в повседневной жизни. До нас же дошла только первая часть фразы, которая может и потеряла окончание, но не свой глубокий смысл.

Грызть гранит науки

Со школьной скамьи дети СССР и постсоветского пространства слышали выражение, что нужно усердно «грызть гранит науки». Автором фразы считается Лев Давидович Троцкий. Тогда мало кто понимал, что это за гранит, и почему его нужно обязательно грызть. Понимание этого пришло много позже.


На открытии 5 съезда комсомола в 1922 году Лев Троцкий обратился к подрастающей молодежи, призывая ее упорно овладевать знаниями. Дословно фраза звучала так: «Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, - это гранит, и его надо грызть молодыми зубами». Вскоре он выдвинул еще один тезис «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену». Но обрело популярность выражение чуть позже, когда поэт С. М. Третьяков написал стихотворение, в котором прописал «Упорною учебою грызем гранит наук». Удачно использованный речевой оборот в тот час подхватили другие писатели, поэты и журналисты, вследствие чего фраза стала крылатой.

Кто не работает, тот не ест

Одной из самых распространенных фраз советского времени стало выражение «Кто не работает, то не ест». Зачастую ее произносили для осуждения лени, тунеядства и безделья. Неоднократно это выражение было использовано в работах В. И. Ленина, из-за чего его происхождение ему и приписывают.

Моральный кодекс вождя мирового пролетариата строился по такому принципу, что труд в Советском Союзе является обязанностью и делом каждого трудоспособного гражданина, а кто не работает, тот не ест. Позже в его работах появился еще один тезис, гласивший - «добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест». Фраза очень быстро обрела популярность: ее стали печатать на всевозможных плакатах и транспарантах, использовать как лозунг или призыв, публиковать в газетах.


Несмотря на частое употребление фразы вождем, придумал ее совсем не он. Мало кто знает, что впервые фраза употреблена в Новом Завете Библии. Именно отсюда Ленин ее позаимствовал. В послании апостол Павел призывает христиан быть в стороне от бесчинств и кормиться трудом своих рук, а кто не хочет работать, тот пусть не ест. Конечно, фраза была немного искажена вождем, но надолго врезалась в память советского народа и используется в разговорной речи до сих пор.

Учиться, учиться и ещё раз учиться!

В отличие от выражения «кто не работает, то не ест», фраза «учиться, учиться и учиться» принадлежи вождю народов Владимиру Ильичу Ленину. Но только вот произнёс он ее совсем не в назидание подрастающему поколению и совершенно не в том виде и контексте, в котором мы привыкли слышать и понимать.


Так, в 1924 году в своей работе Ленин написал: « В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, - находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»». Можно заметить, что «учиться» здесь носило совершенно не тот образовательный характер, к которому мы привыкли. Форму лозунгу уже придали пропагандисты.