Кризис трёх лет у ребёнка. Советы для родителей. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть
Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?
В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»
- Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.
Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения .
Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.
Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.
И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.
7 основных признаков кризиса
Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.
1. Негативизм
Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.
Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.
Совет:
Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .
2. Упрямство
Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.
Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .
Совет:
Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.
3. Деспотизм
Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.
Совет:
Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.
4. Симптом обесценивания
Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Совет:
Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.
5. Строптивость
Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и . Малыш просто перестает выполнять любые требования.
Совет:
Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.
6. Бунт
Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .
Совет:
Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».
7. Своеволие
Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.
Совет:
Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.
Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям
Что делать родителям?
В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.
- Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
- Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
- Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
- Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.
Как справиться с капризами и истериками?
В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?
- Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
- Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .
- Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.
Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:
- оставаться спокойными, не показывая раздражение;
- предоставить ребенку внимание и заботу;
- предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?» );
- узнать причину подобного поведения;
- отложить разговор до окончания скандала.
Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.
Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
- Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.
Как мы пережили кризис
Игры на преодоление кризиса 3 х лет
Уроки психологии для мам
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Ирина Буянтуева
Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет»
Цель : Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет .
Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми.
Совместная выработка стратегии эффективного поведения взрослых в кризисной ситуации .
Материал : Листы бумаги формата А4, фломастеры, цветные карандаши, клей, силуэты тучи и солнышка по количеству участников.
Ход собрания:
Педагог-психолог . Здравствуйте уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать вас. Сегодня я предлагаю поговорить о возрастных особенностях ваших детей . Но для начала предлагаю выполнить небольшое задание. Возьмите, пожалуйста, тучку и наклейте в верхней части листа бумаги. Скажите, пожалуйста, чем ассоциируется у вас образ тучи (ответы родителей )
Как правило, дождь, ливень, гроза вызывают не очень положительные эмоции. Теперь возьмите фломастер или карандаш и дорисуйте к туче каплю, внутри которой напишите то качество или проявление ребенка , которое вас очень беспокоит. Таких капель может быть сколько угодно. Вот как дождь может быть моросящим, а может быть ливнем, так негативные проявления могут быть единичные, а может их быть очень много. Назовите,пожалуйста эти проявления. (ответы родителей )
Взрослым не всегда бывает понятно, почему ребенок ведет себя не так , как им хочется. Кто-то начинает искать причины в наследственности, кто-то считает, что бабушки и дедушки разбаловали, кто-то полагает, что ребенок , что научился вести себя плохо в детском саду у других детей. А о том, что существует специфические возрастные особенности , которые могут обусловить такое поведение ребенка , родители задумываются редко , а порой они просто этого не знают.
Я полагаю, что всем знакомо такое понятие, как «кризис » . Мы с вами знаем, что существует экономический кризис , кризис семейной жизни и т . д. но наряду с ними есть и возрастные кризисы – это особые , относительно непродолжительные по времени периоды переходы в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями .
Одним из таких возрастных кризисов является кризис трех лет . Я предлагаю познакомиться с основными проявлениями, а вы попробуете сопоставить их с тем, что вы записали в каплях дождя.
Основные проявления кризиса трех лет
1. Негативизм. Эта реакция заключается в том, что ребенок отказывается делать то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком , он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например : «не трогай!» , «Ешь быстро!» и др. негативизм отличается от непослушания. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. Ученые говорят о том, что негативизм может быть избирательным : ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных детей, например, только мамы или папы или только одного из воспитателей. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком , - сделать не так, как просят, а наоборот.
2. Упрямство – это такая реакция ребенка , когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, ребёнок, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течении долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и очень хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет : «Сказал – не встану, значит, не встану!» зачастую родители , встав на позицию «кто кого» , тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол» , лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
4. Своеволие проявляется в том, что ребенок хочет делать сам , даже если не умеет. В этом случаи проявляется тенденция к самостоятельности.
5. Протест-бунт проявляется в том, все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями .
6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые превязанности ребенка к вещам , к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценности, обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может их бросать,
7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком . Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремиться к власти потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Совпадает ли описание кризисных характеристик с проявлениями ваших малышей? Для того чтобы понять, что же можно предпринять в острой ситуации в общении с ребенком , важно знать :
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться до 19 раз в день.
Обмен опытом
Родители рассказывают свои истории.
Памятка родителям :
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к своему сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку – это бесполезно . Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы . Если вы сказали «нет» , оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять заруку и увести.
Капризность и истеричность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних : «посмотрите, какая девочка, ай-ай-ай! Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить : «Ох, как я у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.) », «а что за окном делает ворона?» Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Любой дождь заканчивается и сменяется ясной солнечной погодой. Возьмите, пожалуйста, солнышки и наклейте их на листе бумаги. Дорисуйте к своему солнышку столько лучиков, сколько пожелаете, а на каждом лучике напишите замечательные качестве, проявление вашего ребенка , которое вам очень нравится, которым вы гордитесь. Назовите их. (ответы родителей ) .
Приятно ли было вспоминать, записывать и произносить эти качества?
Если сравнить, каких качеств получилось больше- отрицательных или положительных?
Важно помнить, что любой кризис заканчивается рано или поздно, и, переживая его, ребенок становится на ступеньку выше в своем развитии. А в период кризиса трех лет ребенок приобретает новое качество, как самостоятельность. Я смею надеяться, что наша сегодняшняя встреча была полезной.
Литература
1. Кей Кузьма. Добро пожаловать малыш! – М. ,2001.
2. Кряжева Н. А. развитие эмоционального мира детей. – Ярославль : академия развития, 1997.
3. Лютова Е. К. ,Монина Г. Б. тренинг общения с ребенком . – СПб.: речь,2003.
4. СпиваковскаяА. С. популярная психология для родителей . – СПб.: союз, 1997.
Процесс становления личности человека от рождения до взрослости – череда сменяющих друг друга кризисов и периодов «покоя». Каждый пережитый кризис – это ступенька к новому возрастному уровню, к новым знаниям и умениям.
Один из самых сложных этапов детства – переход от раннего возраста (1-3 года) к дошкольному (3-6 лет). Эта ступень в развитии малыша порой становится настоящим испытанием для мам и пап. Поэтому каждой семье известен термин «кризис 3 лет у ребенка».
Интересный факт ! Закономерный кризис трех лет переживают и новая семья, и новая фирма. Развитие любой психологической структуры подчиняется одним и тем же законам. Первые два года уходят на накопление информации, а в середине третьего начинается поиск новых горизонтов.
Из этой статьи вы узнаете
Желание быть самостоятельным
Самостоятельность – нормальное и естественное желание в возрасте около 3 лет. Еще недавно чадо робко делало первые шаги и с трудом держало равновесие на широком бордюре. И вдруг малыш изменился, обрел уверенность в себе и стал капризным, строптивым, непослушным. Его главный аргумент против любых родительских возражений – «я сам !»
Детям трудно понять, что в мире что-то может быть невозможно. Они стремятся все проверить и убедиться лично. Стремление быть самостоятельным впервые возникает обычно около 2 лет , но может проявиться и раньше, и немного позднее.
Собственное «я» формируется в личности не сразу, не в один момент, и довольно важно, чтобы взрослые общались с ребенком правильно. В 2,5-3 года уделите внимание возрастной психологии:
- Если в этом возрасте ребенок все еще говорит о себе в третьем лице , пора поработать над собой и перестать произносить фразы вроде «Мы заболели». Особенно это касается мамочек. Малыш нуждается в отделении его личности от взрослого. Физически это уже произошло в момент рождения, психологически происходит в период кризиса 3 лет.
- Если ребенок все еще ругает себя, благодарит и уговаривает так, будто общается с посторонним человеком, стоит подтолкнуть его к осознанию «я» . Попробуйте вместе совершить открытие перед зеркалом: «Вот же я! (отражение). И это тоже я! (реальность)».
Трехлетка может стать очень конфликтным. Его «жуткий гнев» то и дело направляется в адрес старших! Но это не от того, что у него дурной характер или психологические проблемы. Наоборот, маленький человек развивается!
Созревание личности трехлетки
Преодоление кризиса укладывается в возрастные рамки 2-4 года . Пиковый момент приходится на достижение 3 лет. Ребенку необходимо осознать собственные силы. Первое, что делает малыш на этом пути, – изучает возможности своего тела: прыгает, лазает, принимает разные позы, манипулирует предметами взрослого мира, активно познает технику и электронику, осваивает первый настоящий (трехколесный) велосипед.
Парадокс возраста . Воля заставляет детей совершать проступки и нарушать дисциплину. Но применить волю осознанно, чтобы, например, прекращать плакать по желанию взрослого, им тяжело.
Нормально развивающиеся дети испытывают удовольствие от своего волеизъявления. Они противопоставляют собственные потребности и требования взрослых открыто и как будто назло. Упрямство – негативная, но необходимая форма поведения. Преодолев столкновение интересов, человечки учатся своим первым компромиссам.
Важно ! Подавайте хороший пример! Маленький человек упрямо старается делать то же, что разрешено взрослым. Любые попытки объяснить, что это «нельзя» или «плохо», наталкиваются на логичный вопрос: «А почему тебе можно, а мне нет?!»
Источник воли: причины кризиса
К 3 годам ребенок уже довольно многое умеет делать самостоятельно, но до сих пор не осознавал своей практической самостоятельности. Он начинает формулировать свои желания через «я». Впервые возникает очень ценное психическое образование – воля, которой начинают подчиняться эмоции.
Происходят и другие, взаимосвязанные, процессы становления психики. Их можно применять для управления поведением во время кризиса:
- Заканчивается половая идентификация . Мальчики и девочки уже строго идентифицируют себя и друг друга. А мама с папой впервые взывают к воле раскапризничавшегося мальчика фразой «Ты же мужчина! Ты сильный! Мужчины не плачут», а для девочки – «Как некрасиво! Ты же девочка».
- Умение сравнивать себя с другими оформляется в понятиях «хуже» и «лучше», а при сравнении своего поведения с эталонным – «можно» и «нельзя». Если у ребенка есть представление о правильном поведении и последствиях неправильного, то воздействовать на него намного легче.
- Уже почти сформированная игровая деятельность и навыки рисования, лепки, конструирования помогут родителям прорабатывать возрастные проблемы без долгих нотаций и телесных наказаний (шлепнуть по попе – не единственный метод!).
- На основе темперамента формируется характер . От врожденных свойств нервной системы зависит сила проявления кризисных симптомов. Один ребенок может быть более агрессивным или капризничать активнее, чем другой.
Посмотрите видео мамы 3-х детей, психотерапевта, специалиста по семейной и детской психологии Елены Данилюк , в котором она очень подробно объясняет все особенности кризиса 3 лет.
Кризисные симптомы
Хотите наверняка диагностировать у своего чада кризис 3 лет? Ответьте «да» или «нет» на несколько вопросов о поведении и взаимоотношениях. Чем больше ответов «да», тем более вероятно, что пора изменить стиль воспитания дошкольника.
Экспресс-тест
- Возникает ли у вас ощущение, что ребенок как будто назло выводит из себя родителей, нарушает правила, действует поперек существующих запретов, перепроверяет границы личного пространства взрослых?
- Возникают ли у ребенка капризы и истерики на ровном месте, сопровождающиеся фразами: «Не хочу», «Не буду», «Хочу другое»?
- Часто ли вы сталкиваетесь бескомпромиссными «Я сам» и «Не трогай, это мое»?
- Случались ли рыдания в магазине с требованием «Хочу эту игрушку!» (падать на пол при этом необязательно, достаточно просто ныть)?
- Убегает ли ребенок от вас на улице так далеко, что не в состоянии вернуться самостоятельно или не реагирует на зов?
- Бывает ли, что малыш остро и с обидой реагирует на запреты либо игнорирует их и даже не пытается переставать нарушать правило по требованию?
- Часто ли ребенок отказывает вам в выполнении каких-то простых просьб?
- Часто ли в целом вы сталкиваетесь с отрицанием, даже если предложенное раньше было приятно ребенку?
- Проявляет ли ребенок агрессию по отношению к взрослым в конфликтных ситуациях (кидает или ломает игрушки, рвет книги, говорит грубости, пытается хамить и драться, бить или кусать взрослого)?
- Замечали ли вы за своим трехлеткой проявления деспотизма или ревности, которые ранее не были ему свойственны?
7 достоверных признаков
Кризис периода «Я сам!» хорошо изучен. Удалось выявить основные его признаки и выработать универсальные тактики, как вести себя родителям. Необязательно проявятся все симптомы одновременно, некоторые могут и вовсе никогда не возникнуть. Это так называемое семизвездие кризиса 3 лет .
Все дети разные, но закономерности их психологического развития едины во всем мире. На этом и строится теория семизвездия. У ребенка кризис, если в возрасте 2,5-3,5 года ярко проявляются ранее не замеченные поведенческие особенности:
- Негативизм . Ребенок в любой ситуации действует поперек мнения старших, поступает наоборот.
- Упрямство . Он упорно отстаивает свое мнение даже по самым незначительным вопросам, с радостью вступает в спор и борется до конца.Важное замечание ! Не путайте упрямство и настойчивость. Первое – временные негативные проявления в поведении. Второе – положительная черта характера дошкольника. Отличить их просто: по предмету спора. Упрямство может касаться самых обыденных вещей, настойчивость – только принципиально важных.
- Строптивость . Своеобразное сопротивление всему устоявшемуся, появление сомнения по поводу любого утверждения старшего.
- Своеволие . Ребенок утверждает, что он достаточно взрослый, чтобы делать взрослые дела наравне со старшими, да еще и действовать по собственному плану! Имеет значение развитость самооценки.
- Бунтарство . Конфликтность и агрессивность активизируются по любому незначительному поводу, буквально на ровном месте.
- Обесценивание . Все, что раньше казалось незыблемым и ценным, вдруг перестает быть важным. Ребенок больше не признает старых правил, не любит свои старые игрушки, не дружит с прежними друзьями.
- Деспотизм . Малыш стремится захватить власть над младшими и старшими, подчинить мир своей воле через манипуляции, ревность, капризы и настойчивые требования.
Если сына или дочь стало трудно переубеждать, настаивать на своем, прежние воспитательные модели не работают, а выработать новые не получается, лучше обратитесь к педагогу или психологу за родительской консультацией.
Останавливать сопротивление во время кризиса нельзя. Научный подход учит преодолевать кризисный этап, приобретать опыт. Помогать детской психике побеждать возрастные трудности — задача родителей. Это требует постоянной сосредоточенности и контроля, но продлится недолго.
Какие из этих 7 симптомов чаще всего проявляются у вашего ребенка?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
18.06.2018
Как вести себя
Здесь уместна установка Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Раздражаться, нервничать, кричать и необдуманно применять наказания родителям категорически нельзя. Понять, как вести себя, поможет осознание одной простой истины кризисного периода:
Ребенок ведет себя плохо не потому, что хочет противоречить взрослым, а потому, что его психика требует создания и преодоления конфликтов, чтобы выработать новые качества и модели поведения.
Бороться с маленьким человеком и его неокрепшими нервами однозначно неправильно. Малыш в состоянии кризиса нуждается в помощи и поддержке самых близких людей. Авторитарность никоим образом не поможет переломить протест трехлетки.
Важно подбирать стратегии для каждого симптома отдельно . Вот несколько рекомендаций.
Негативизм.
Когда чадо на каждое «да» кричит «нет», без предупреждения начните играть в игру, которая обязательно вызовет смех. Задавайте самые очевидные вопросы:
— Ты хочешь кушать?
— А погулять пойдем?
— Трава зеленая?
— Небо синее?
— (Задумался.) Нет!
— Это твоя мама?
— (Улыбается.) Да!
— А гулять пойдем?
Можно задавать вопросы другому члену семьи, по-доброму передразнивать малыша и постепенно втягивать его в эту игу. Добейтесь того, чтобы ребенок заигрался и начал отвечать без негативизма. Еще один прием – просьба наоборот: «Не собирайся, ты не поедешь в садик сейчас», «Не надо надевать спортивный костюм, мы же не идем на тренировку».
Упрямство
Создайте ситуацию, в которой сын или дочь станет заложником собственного слова (заранее продумайте ее):
— Пойдешь со мной гулять, пока мама готовит обед?
— Я не хочу!
— Ты уверен, что не хочешь гулять?
Родитель уходит на 5-7 минут один, затем возвращается и рассказывает маме о впечатлениях:
— Мы запускали во дворе Васькин самолет/катались на новых санках/играли со щенком/строили шалаш… (любое значимое для малыша событие).
Важно сделать паузу и дождаться реакции ребенка. Затем обратиться к нему:
— Я возвращаюсь во двор. Все ребята еще там. Ты пойдешь гулять?
В подобных смоделированных ситуациях ребенок учится задумываться о последствиях своего выбора. Развивается логика, причинно-следственные связи.
Строптивость.
Ребенок сопротивляется даже предложенным развлечениям, родители могут использовать это, чтобы еще раз указать чаду на последствия каждого выбора. Подстроенные ситуации не должны заканчиваться слезами разочарования и обиды!
Своеволие.
Взрослые дела могут быть опасны. Чтобы снова объяснить правила безопасности, используйте две стратегии контролируемых ошибок. Разрешите ребенку ошибиться и получить наказание от ситуации (естественно, без травм и страхов!). Сыграйте на самооценке малыша.
В ответ на желание малыша выполнить работу взрослого предупредите его о последствиях для неправильного варианта. Дайте возможность выбрать и иметь дело с последствиями:
— В этом пакете яйца для торта. Если ты его уронишь, яйца в нем могут разбиться, и мы не испечем торт. Давай лучше я его понесу?
— Нет. Я понесу сам!
(Удар пакетом об асфальт.)
— Ну вот. Теперь мы не сможем испечь торт. Жаль, что больше нет денег, чтобы купить новые продукты. Придется сделать омлет. Пойдем домой.
Используйте также упражнения и диалоги для самооценки дошкольника. Применяйте терапевтические сказки.
Бунтарство.
Против бунтарства хорошо работает театрализация. После очередного бунта важно спросить у ребенка, как он отнесся бы к другому человеку, который вел бы себя так же. Выбрав нужный момент, взрослый имитирует истерику на ровном месте, громко кричит, бьет кулаками по дивану или стенке, требует чего-либо.
Этим способом можно вызвать у ребенка одну из сильных эмоций: стыд или недоумение. В любом случае стоит разобрать ситуацию на уже знакомые понятия: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «красиво», «некрасиво», «правильно», «неправильно».
Для строгих запретов, например, относительно игр у дороги, лучше всего переменить место дислокации, а правило несколько раз разобрать на примере картинок или «рассказов про одного мальчика, который играл на дороге».
Обесценивание.
Обесцененные игрушки могут (временно) покинуть дом. Обесцененные правила придется заменить новыми, придуманными вместе с ребенком, но выгодные родителям. Порой достаточно просто перефразировать привычный запрет, чтобы он снова выполнялся.
Нельзя обесценивать разве что людей. Например, если ребенок исключил из круга общения бабушку, она не должна перестать приходить в гости. Но она имеет право проигнорировать присутствие внука. Задача родителей – обсудить ситуацию с ребенком и прийти к тому, что бабушка все-таки ценный для малыша человек.
Переключайте внимание. Если сын отказался от игр с машинками, увлеките его конструкторами, а вместо лепки предложите рисование пластилином.
Деспотизм.
Равное разумное внимание к детям, строгое распределение обязанностей, режим дня и ежедневные семейные ритуалы помогут свести на нет проблему ревности между детьми и капризы по поводу покупок или выбора одежды.
Другой полезный опыт – контрастное подкрепление. Хорошее поведение активно поощряется, а дурное – разумно игнорируется . Как только малыш начал обижать младшую сестру, мать молча забирает ее и занимает другим делом, оставив обидчика в одиночестве.
Научите детей разумно анализировать поведение других: мальчиков и девочек в детском саду, персонажей сказок и мультфильмов. Однажды покажите чаду запись видео с его собственной истерикой и спросите о его мнении. Беседа о содержании ролика откроет для вас ребенка с другой стороны.
Каждая семья уникальна, к каждому ребенку желательно найти профессиональный индивидуальный подход. Лучше всего получить несколько консультаций у психолога, который научит правильно реагировать на выходки, не психовать, не орать на ребенка и предложит упражнения и игры, наиболее актуальные для вашей семьи.
Ребенок – зеркало семьи
Не опекайте ребенка излишне, но и не применяйте к нему деспотичный стиль. Долгое время перед кризисом дети впитывают окружающую информацию, отражают ее внутри себя, а во время кризисного периода выдают вовне. Поведение ребенка может быть диагностичным для семейного психолога.
Если специалист заметит в поведении младшего члена семьи ошибки старшего поколения, то обязательно порекомендует минимальную программу:
- договориться о едином стиле, в том числе с бабушками и дедушками;
- отказаться от гиперопеки и авторитаризма;
- сохранять спокойствие и выдержку в любой момент общения с детьми;
- обдумывать каждое действие и слово, стараясь подавать ребенку позитивный пример;
- научиться моделировать нужные ситуации вокруг ребенка, стать находчивыми родителями;
- не обманывать малыша, вести себя искренне.
Правильная стратегия – залог быстрого результата. Изменение поведения ребенка происходит почти сразу, в течение нескольких дней.
У малыша должно создаваться ощущение, что он действительно сам принимает решения. Но эти решения должны быть верными, чтобы родители имели возможность похвалить за них. Споры, ругань, соперничество приводят лишь к усилению бунта. А вот желание помочь по дому (выполнение взрослых обязанностей) необходимо поощрять.
Старайтесь больше времени играть вместе, сотрудничать в играх. Борьба за первенство допустима только в рамках игры. Три года – самое время для познавательных игр и игр на внимание:
- «Съедобное — несъедобное»;
- «Да – нет»;
- «А ты знал, что?..» (факты о природе);
- сюжетно-ролевая игра;
- уроки доброты с участием животных;
- творческие занятия, можно привлекать к ним соседских ребят или членов семьи.
Разумные решения дошкольника не следует оспаривать. Пусть играет теми игрушками, которые считает нужными; пусть выбирает одежду из нескольких допустимых вариантов; пусть съедает обед в своем порядке. Лишите его возможности закатить истерику или начать злиться.
Путем эксперимента он выбирает свои будущие привычки и формирует характер. Он все равно придет к общепринятым инструкциям и алгоритмам, потому что так делают все вокруг. Трехлетке нужно убедиться в правильности выбора взрослых на собственном опыте. Если же сейчас лишить его возможности выбирать, то в подростковом возрасте могут возникнуть более разрушительные бунты.
Важный принцип ! Если ошибку можно исправить, то это не ошибка. Не ругайте за испачканную одежду, а вместе постирайте ее по правилам. Ребенок разбил мамину любимую чашку — купите «по секрету вместе с папой» новую такую же и сохраните этот секрет на века.
- Предлагайте свою помощь, когда она необходима.
- Хвалите хорошие поделки и оказывайте поддержку, когда что-то не получилось.
- Обнимайте малыша перед сном. Даже если он провинился.
- Избегайте директивных указаний, лучше придерживайтесь дипломатичной стратегии.
- Никогда не называйте ребенка растяпой, бестолочью, глупым – не убивайте !
- Изучайте родительские хитрости (например, советы доктора Комаровского).
Все это – педагогические инструменты хороших родителей для любого возрастного этапа.
Всегда помните, что поведение юного человечка, его капризы и бунтарство исходят не из характера. Все это – необходимые психике события, через которые формируется детская личность и ее эмоционально-волевая сфера.
Трехлетний бунтарь хочет быть взрослым, участвовать в жизни семьи наравне с другими. Чтобы его самооценка формировалась в соответствии с возрастом, а характер оставался мирным, научитесь считаться с его мнением: в выборе блюда на завтрак, одежды для похода в гости, подарка для соседской девочки, игрушек для прогулки. Памятка родителям по воспитанию ребенка 2,5-4 лет состоит всего из нескольких пунктов.
Памятка родителям по воспитанию детей 2,5-4 лет
- Разумные запреты. Не перегружайте пространство множеством запретов. Лучше установите правила безопасности и любые требования устанавливайте с этой позиции. «Нельзя выходить из подъезда первым, потому что что-то может упасть с крыши (сосульки)/кто-то сбить с ног (мальчишки на велосипедах)/дверь слишком тяжелая (может сделать больно).
- Спокойствие и находчивость. Сохраняйте спокойствие и рассудительность. Будьте находчивы. Учитесь оборачивать ситуацию в свою пользу. Приводите правдивые аргументы. Обращайте в шутку мелкие неприятности. Переключайте внимание капризули на что-то. Ищите компромиссы.
- Похвала и выбор . Хвалите за самостоятельность в разрешенных ситуациях. Во всех остальных предлагайте мнимый выбор: не спрашивайте, хочет ли он купаться, — спросите, с каким шампунем он сегодня будет купаться.
- С разрешения старших можно все. Придумывайте игры и занятия, в которых запреты становятся разрушенными по желанию взрослых: ватман для рисования поверх обоев с младшей сестрой, таз с теплой водой для запускания корабликов вместе с папой. Время от времени разрешайте безобидно «шкодить» и делайте это вместе с детьми.
- Вовлечение в деятельность. Используйте сюжетно-ролевую игру для вовлечения в деятельность. Усадите мишку за стол и начните кормить. Попросите дочь помочь в этом. Не заметите, как она сама потянет ложку в рот.
- Предвосхищение ситуации. Предвосхищайте истерики и заранее договаривайтесь о поведении. И никогда не сравнивайте своих детей с другими. Максимум – с ними самими в прошлом. Сравнение с другими подрывает становление самооценки. Научитесь сами и научите детей делать приятные сюрпризы. Получать благодарность куда приятнее, чем наказание.
- Никаких физических наказаний . Гасите приступы гнева! Неэффективно в качестве наказания и лишение обещанных развлечений. Это лишь подорвет доверие к родителю. Наказание не должно быть направлено от родителя к ребенку. Лучшее наказание то, которое исходит из ситуации и направлено к поведению в этой ситуации, то есть обезличенное наказание (что-то разбилось, стало недостижимым, потерялось, исчезло).
Умейте отличить намеренное уклонение от правил и случайное их нарушение в познавательном кураже. В каждой ситуации имейте выдержку, чтобы разобраться и не сорваться на крик. Возможно, разбившего чашку малыша в результате придется похвалить, одновременно выразив огорчение из-за чашки. Критичные замечания максимально смягчайте, а уж оскорблять дошкольника и вовсе некорректно.
Другое замечание относится к внезапным изменениям в поведении детей. Иногда на помощь семье непослушного дошкольника приходит не психолог, а невролог. Когда нарушения поведения исходят из физического качества нервной системы, воспитательные принципы дополняются медицинскими.
Непослушание рассматривается уже не как проблема, а как симптом. Невролог может рекомендовать успокоительные препараты. Пренебрегать ими не стоит.
Помощь от домашних животных
Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.
Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду. Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус.
Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи. Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его.
Положительный опыт . Законы памяти таковы, что лучше всего запоминается и осваивается то, что было передано другим. Если ребенок обучает котенка слушаться, он транслирует на него те правила, которые установили родители. Правила укореняются в сознании.
По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга. Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.
Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели. Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя.
Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности. Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
Еще совсем недавно ваш малыш был достаточно послушным, открытым и ласковым, но теперь все наоборот: постоянное упрямство, частые истерики и желание, чтобы все было, как ему или ей хочется.
Как объяснить такие перемены? Все это свидетельствует о кризисе ребенка. И сегодня мы постараемся подробно и достоверно узнать, в чем заключается психология кризиса 3 лет у детей, каким образом он проявляется, и как необходимо родителям себя вести, чтобы вместе с ребенком пережить этот период.
Что такое кризис 3 лет у ребенка
Кризис трех лет – это переходный период между ранним и дошкольным возрастами. Этот период считается одним из достаточно трудных моментов в жизни ребенка. В это время происходит осознание ребенком себя как личности, и становление нового вида взаимоотношений с окружающими.
Основная причина появления кризиса у детей
Примерно в таком возрасте ребенок начинает чувствовать себя взрослым и способным проявлять свою волю, а вот протесты и запреты родителей в его планы не входят, и все, чего ребенок желает – исполнения своих желаний и прихотей. Это и ведет к тому, что своим поведением он пытается показать свою значимость и «взрослость». Поэтому, очень важно, чтобы в этот тяжелый период родители помогли своему ребенку, а не навредили.
Кризис у ребенка – симптомы
Чтобы знать, как бороться с проблемой, необходимо знать ее «в лицо». Поэтому, сейчас мы ответим на вопрос: в чем и как у ребенка проявляется кризис 3-х лет?
Среди самых распространенных признаков кризиса 3-х лет можно отметить следующие проявления:
- Происходит отдаление ребенка от родителей и частое противостояние им. Малыш все воспринимает враждебно и любая помощь от взрослых может быть оценена им отрицательно. В этот период ребенок может быть плохо настроен против одного из родителей, но при этом проявлять благосклонность к другому. Этот симптом кризиса трех лет многие определяют как негативизм.
- Упрямство малыша переходит все границы и проявляется в каждой мелочи.
- Он или она постоянно пытается отстаивать свои желания, и часто в речи можно услышать «я хочу», «я знаю», « я не буду» и тд.
- Малыш постоянно пытается делать наоборот все, что говорят родители, даже если ему или ей это может навредить. Можно сказать, что в этот период вредность набирает обороты.
- Часто ребенок становится агрессивным, он может закатывать истерики, кусаться или биться. Очень важно в этот момент не потакать всем его прихотям и хотениям.
- Еще отмечается полное пренебрежение тем, что раньше имело значение. Ребенок может ломать игрушки, которые раньше для него были любимыми, отказываться делать то, чем раньше он увлекался. Такое отношение зачастую проявляется и к родителям.
Сколько может длиться кризис 3 лет у ребенка?
На этот вопрос нет определенного ответа, ведь все детки разные и проходят этот период по-разному. Однако специалисты выделяют возрастной период в который чаще всего наблюдается кризис у детей, и это время с 2,5 до 3,5 лет.
Важно еще то, что на продолжительность кризиса влияет отношение родителей к малышу. Если оно будет правильным, вы сможете вместе пройти этот период гораздо быстрее и легче.
Кризис трех лет – консультация для родителей
Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер. Поэтому, очень важно как к воспитанию подходят родители и ближайшие родственники. Мы собрали несколько советов, которые можно охарактеризовать, как памятка родителям, помогающая преодолеть кризис трех лет у вашего малыша.
- Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
- Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.
Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.
- Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию.
- Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке. Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
- Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить. В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.
- Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношенияю
Доктор Комаровский о кризисе трех лет у ребенка – видео
— Что делать, если ребенок не слушается—? И вообще, почему это он вдруг стал непослушным и капризным? В этом видео доктор Комаровский очень доступно и просто объясняет, что происходит с детьми в этом возрасте и какие меры должны предпринимать родители вместе с бабушками и дедушками. Какие правила являются неизменными в воспитании детей, и как пережить кризис 3 лет у ребенка.
Итак, кризис 3 лет, как и любой другой кризис – это достаточно непростой период в жизни детей и родителей. У кого-то это время проходит незаметно и практически безболезненно, а кому-то стоит очень потрудиться и набраться терпения.
Родители! Нам стоит не забывать, что, несмотря на всю вредность, нашим детям в такое время тоже нелегко и чем более ласковыми и терпеливыми мы будем с ними, тем легче и быстрее мы сможем преодолеть этот кризис.
Обязательно прочитайте о методиках раннего развития детей: , и .
Как вы преодолевали этот период в вашей семье? Какими способами находили общий язык с ребенком и учились с ним договариваться? Делитесь своими историями и советами и обязательно оставляйте комментарии.
Знать о том, что такое кризис трех лет , и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Понимание происходящего поможет вам быть терпимее к своему ребенку.
Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.
Что же случилось с хорошим ребенком? Отчего он "испортился" и испортился ли? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться в сути и причинах кризиса трех лет.
В чем его сущность? Что можно считать нормальными проявлениями, проходящими со временем, а что взрослые приписывают этому возрасту "до кучи"?
Кризис трех лет начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5. Считается одним из самых сложных, но важных и нужных этапов развития и становления личности и характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет". Как вы уже догадались, в него входят 7 основных симптомов этого возраста .
Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.
1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.
Машенька, пойдем гулять?
Не-ет! Не пойдем!
Ну хорошо, тогда дома поиграем!
Не-ет! Не хочу дома!
Пойдем тогда в гости сходим.
Не-ет! Не пойдем в гости!
Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости, ох, как хочется, но ведь не он это предложил…
2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.
Купи шарик!
Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.
Купи машинку!
Она тебе нужна?
Через минуту интерес к машинке иссяк, и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.
3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой и т.п.
4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…
5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:
Подними! - командует маме.
Нет уж, сам подними.
Не могу-у! Ты подними! - и истерика.
6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».
7. Деспотизм и ревность.
Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!
Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.
Что в это время происходит с ребенком?
Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями (не в состоянии ими управлять), но буря настигает его изнутри - вот так в муках происходит становление психики.
Пик кризиса - истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди улицы.
Кризис трех лет похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя родители, может зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости…
Как себя вести, чтобы победителями вышли все?
- Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!
- Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)
- Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
- Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.