Краткая история праздника дня народного единства в россии. День народного единства или день согласия и примирения Что такое день народного единства кратко

Добрый день, дорогие читатели. Хочу сегодня всех поздравить с праздником, сегодня день народного единства России. Раньше я не совсем понимал, что это за праздник, зачем он нужен, ну дают выходной, да и ладно.

Но работая в культуре (и видимо взрослея), стал смотреть на праздники по другому. А точнее изучая более углубленно саму суть русского народа, все больше горжусь тем, что я живу в России и что я русский. Давайте разберемся, почему День народного единства отмечается именно 4 ноября и почему он так важен.

Праздник, как объединяющий все народы России был учрежден в декабре 2004 года, а впервые праздновался в 2005 году. Но история становления этого праздника начинается много веков назад. Кратко определим что и как.

На рубеже XVI-XVII веков в России проходил период под названием «Смутное время». Очень сложный был период для государства, для людей особенно. Москва была завоевана польским интервентами и по сути еще немного времени и наша Русь стала бы совсем не нашей.

Тогда был закончен период правления династии Рюриковичей. И могли на престол войти поляки. Нет, наш русский дух был и есть очень силен, простому люду было не все равно где и как жить. Было предпринято собрать народное ополчение. Его собрали, но внутренняя междоусобица в ополчении его же и рассыпала.

Тогда была предпринята вторая попытка. В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Не все там гладко было, но желание народа быть свободными, жить на своей земле было сильным как никогда. Ополчение собирали не только в Нижнем Новгороде, но и многих других городах. Собрались люди разных сословий и народностей. А по тем временам, собралось невиданное по численности войско.

В задачи ополчения входило не только освобождение Москвы, но и становление нового правительства. И в 1612 году огромное войско выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль, где было создано временное правительство: «Совет всей Земли». А позже, со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. Так на престол вошли первые Романовы. А икона стала предметом особого почитания.

Чудотворная икона.

Икона Казанской Божией матери

Князь Пожарский так сильно верил, что в победе помогла икона Казанской Божией Матери, что на собственные средства построил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Суть данного праздника.

Этот праздник символизирует не победу, а сплочение народа, благодаря которому и произошла большая победа. День народного единства очень важен нашей стране. Мы должны помнить и понимать, что только вместе мы можем преодолевать трудности.


На нашей территории проживает около 195 народов и народностей с различными религиозными течениями. Но мы все равно русские, мы одна страна. И даже когда многие ругают молодежь, мол вот мы такие беспечные и так далее, я все равно не сомневаюсь, что когда наступит время, мы объединимся и плечом к плечу будем преодолевать трудности.

Таков наш русский дух. Мы должны помнить не только важные даты, но и саму суть, что сплотившись, объединившись можем преодолеть что угодно.

Возьмите например Великую Отечественную войну. Гитлер никак не мог понять, почему не может победить Россию. Ведь ему так легко было завоевать развращенную Европу. А это и есть наше единение, наш дух. Мы не щадим себя, потому что знаем ради чего отдаем жизни. Ради будущего своих детей, будущего своего государства.

Честно говоря я не знаю ярких примеров такого единения в других государствах и народах. Я горжусь тем, что живу в такой разнообразной стране, богатой культурой и русским духом. Как-то я спросил своего одноклассника, ты кто по национальности, он улыбнулся и сказал, мол я русский, хоть и татар, но русский татар. У иностранца бы лопнул мозг от такого ответа.

День народного единства - это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

Как его празднуют.


Впервые, в новой России, отметили этот праздник в 2005 году, с особым вниманием в Нижнем Новгороде. Там открыли памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

А вообще, самые пышные торжества проводятся в Москве и Нижнем Новгороде. В других городах так же красочно и ярко проводят празднества. Проводятся шествия, народные гуляния, ярмарки, концерты и так далее.

Все гуляют и веселятся, но основным направлением является патриотическая направленность празднества. Все парки, открытые площадки, концертные залы заполняются большим количеством людей. Все они разной национальности, но все они едины. Мы едины не только перед лицом опасности, а всегда. Все мы должны это понимать и воспитывать молодое поколение правильно.

Всех с великим праздником — С Днем народного единства!

Этот праздник, который возродился в стране относительно недавно, до сих пор у некоторых людей вызывает недоумение, так как те не знают, по какому поводу торжество. Учредили его в честь освобождения Москвы от польской интервенции в XVII веке. Это официальный выходной день, пришедший на смену седьмому ноября, утратившему данный статус. Он являет собой символ народного единения и отмечается всеми гражданами РФ. Теперь он становится все популярнее, постепенно восстанавливая былую известность.

История праздника

Связана дата с далекими событиями XVII века, когда Москве досаждали польские интервенты. Одним из толчков к народному возмущению стало убийство поляками патриарха Гермогена, призывавшего дать отпор чужеземцам. В 1611 году старостой Кузьмой Мининым был сделан призыв к созданию ополчения. Главным воеводой стал новгородский князь Дмитрий Пожарский. Угроза тогда была серьезная – поляки настаивали на признании государя иноземного происхождения на русском престоле, заручившись поддержкой бояр. Но ополченцы, состоявшие из представителей всех сословий и народов, освободили страну, штурмом взяв Китай-город и продемонстрировав образец единения народа.

В 1649 году государь Алексей Михайлович назначил 4 ноября Днем Казанской иконы Божией Матери, с которой освободители вошли в Москву. При СССР праздник отменили, посчитав религиозным. Возродился он лишь в 2004 году, когда потребовалось полностью убрать параллели с годовщиной Октябрьской социалистической революции, которая отмечалась 7 ноября. Потому этот праздник сложно назвать новым – впервые его отметили много лет назад. Причем главных героев тех помнили очень долго, еще Петр I тепло отзывался о Кузьме Минине, называя его «спасителем Отечества».

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

В конце 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный Закон, утверждающий дату, когда празднуется День народного единства. Согласно этому документу данный праздник, посвященный одному из победных дней России, должен отмечаться каждый год 4 ноября. И впервые россияне отмечали этот общенародный праздник уже в 2005 году.

История возникновения праздника народного единства

История возникновения праздника Дня народного единства своими корнями уходит в 1612 год, когда возглавляемая Мининым и Пожарским народная армия освободила город от иностранных захватчиков. Кроме того, именно это событие послужило толчком для окончания Смутного времени в в XVII веке.

Причиной начала волнений стал династический кризис. С момента смерти Ивана Грозного (1584г.) и до венчания на царство первого Романова (1613 г.) в стране господствовала эпоха кризиса, которая была вызвана прерыванием рода Рюриковичей. Очень быстро кризис стал национально-государственным: единое государство разделилось, начались массовые грабежи, разбои, кражи, коррупция и страну охватили всеобщее пьянство и хаос. Начали появляться многочисленные самозванцы, пытающиеся захватить русский престол.

Вскоре власть была захвачена «семибоярщиной», во главе, которой стоял князь Федор Мстиславский. Именно он и пустил в город поляков и пытался венчать на царство католика - польского королевича Владислава.

И тогда патриарх Гермоген поднял русский народ на борьбу с польскими захватчиками и защиту православия. Но первое антипольское народное восстание под предводительством Прокопия Ляпунова распалось из-за распрей между дворянами и казаками. Это произошло 19 марта 1611 года.

Следующий призыв о создании народного ополчения прозвучал только через полгода - в сентябре 1611 года от мелкого «торгового человека» Кузьмы Минина. В своей знаменитой речи на городской сходке он предложил не жалеть людям ни своих жизней, ни имущества ради великого дела. На призыв Минина откликнулись горожане и добровольно стали сдавать тридцать процентов своих доходов на создание ополчения. Однако этого оказалось недостаточно, и людей вынудили отдать еще двадцать процентов на эти же цели.

Главным воеводой ополчения Минин предложил пригласить молодого новгородского князя Дмитрия Пожарского. А в помощники Пожарскому горожане выбрали самого Минина. В итоге народ избрал и облачил полным доверием двух человек, которые и стали во главе второго общегосударственного восстания.

Под их знамена было собрано огромное для тех времен войско, в том числе военнообязанных более 10 тыс. человек, около 3000 казаков, 1000 стрельцов и еще много крестьян. И уже в начале ноября 1612 года с чудотворной иконой в руках общегосударственного восстание сумело взять штурмом город и изгнать из него захватчиков.

Вот чему посвящен , который отмечается в нашей стране совсем недавно, но на самом деле этому празднику уже не одна сотня лет.

Празднование Дня народного единства по традиции заключается в проведении массовых и общественно-политических мероприятий, в том числе шествиями, митингами, спортивными мероприятиями и благотворительными акциями, возложением президентом цветов к памятнику Минину и Пожарскому, Совершением Патриархом Московским и всея Руси Божественной литургии в главном храме города Успенском соборе Московского кремля. И завершается праздник вечерним концертом. Все эти мероприятия проходят в разных городах страны и организовываются политическими партиями и общественными движениями страны.

Ежегодно в Российской Федерации отмечается День народного единства, дата празднования которого — 4 ноября. Это большой государственный праздник для всей страны и является официальным выходным днём.

Праздник был утверждён Федеральным Законом, подписанным в 2004 году президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, и уже в 2005 году вся страна отметила всенародный российский праздник. А инициативу утверждения внёс Межрелигиозный совет России, лидерами которого являются представители традиционных конфессий государства.

Предложение Межрелигиозного совета, отмечать праздник именно 4 ноября, было внесено не просто так. Дата празднования связана с трагическими событиями 1612 года, когда, столица Российской Федерации, Москва была освобождена от интервентов из Польши.

Сегодня в Российской Федерации проживает 195 народностей и народов, которые относятся к различным религиозным течениям. Каждый человек, проживающий в России, может с лёгкостью ответить, когда День народного единства, а задачей праздника является сводить к единению всех людей проживающих в России. Во время празднования народ России чествует освободителей Москвы, и выражает свою гражданскую позицию – желание мира в собственной стране и процветания государства. Сопровождается празднование политическими митингами и торжественными мероприятиями.

История праздника Дня народного единства

На рубеже XVI и XVII веков был ряд трагических исторических событий, которые были названы Смутным временем. Многие историки отмечают, что Смута была вызвана прекращением правления династии Рюриковичей. После чего экономическое положение стало неблагоприятным и случилось иностранное вторжение. Народ был вынужден ополчиться против вторжения польских захватчиков. За время Смуты было предпринято две попытки создания ополчения.

Создание ополчения

  • Народ был вынужден встать на защиту родины, после гибели патриарха Гермогена. Прокопий Ляпунов, выходец из рязанского края, возглавил первое ополчение, но случился раздор между казаками и дворянами, и Ляпунова по ложному обвинению убили, и ополчение было разогнано.
  • Вторая волна ополчения была поднята в Нижнем Новгороде в 1611 году под руководством старосты Кузьмы Минина, который предложил собрать средства для создания оборонительных целей, после чего горожане, с их согласия, были обложены сбором для создания ополчения. Главным воеводой второй волны второй волны обороны стал Дмитрий Пожарский, кандидатуру которого выдвинул сам Минин. Минин сразу же стал помощником Пожарского.

Из Нижнего Новгорода во все города страны был разослан призыв к сбору ополчения. В ряды обороны вступали не только крестьянский народ и посадские люди, но даже и дворяне. В уездах и городах Поволжья были сформированы основные оборонительные силы. Основными целями повстанцев были освободить Москву от интервентов и не допустить нахождения на российском престоле иноземного государя. При этом бояре, во главе с князем Фёдором Мстиславским, добивались именно того, чтобы к царствованию пришёл приглашённый из Польши королевич Владислав. После свержения иностранной власти ополчение стремилось к созданию новой российской власти.

В марте 1612 года под знаменем Минина и Пожарского ополчение выступило к Ярославлю, где был создан «Совет всей земли», который стал временным правительственным органом. Важно, что во всеобщем освобождении от иностранных захватчиков приняли участие представители всех сословий и народов, которые проживали на земле, входившей в состав русской державы. Общими усилиями 4 ноября 1612 года народ штурмом взял Китай-город, и смогли разгромить польских захватчиков и выгнать их из Москвы.

Мощный импульс победы в ноябре 1612 года послужил возрождению великого Российского государства. В 1613 году Земский собор выбрал нового царя – Михаила Романова. Для почтения иконы, которая оберегала ополчение во время подвигов, князь Пожарский выстроил Казанский собор за собственные средства.

В 1649 году 4 ноября был утверждён обязательный праздник во имя Пресвятой Богородицы и в благодарность за её помощь в освобождении великой страны от польских захватчиков, но во время Революции в 1917 году праздник был отменён. Стоит заметить, что праздник не стал новым для Российской Федерации, но в 2004 году в него вдохнули новую жизнь.

Традиции праздника

Сегодня этот праздник символизирует сплочённость народа, благодаря которой стала возможность разгромить польских захватчиков российской власти. Этот праздник даёт возможность не только вспоминать не только об одной из великих побед, но и напоминает россиянам, о том, что Россия многонациональная страна и только общими усилиями можно победить врага. По сегодняшний день пышные и грандиозные патриотические празднования проходят по всем городам Российской Федерации. Народные гуляния проходят с весёлыми развлекательными программами, концертами и салютами.

Самые громкие празднования

  • В 2005 году центральным городом, в котором произошло масштабное празднование, стал Нижний Новгород. И также в ноябре 2005 года был открыт памятник Дмитрию Пожарскому и Кузьме Митину. Памятник был установлен на площади Народного единства возле храма Рождества Иона Предтечи.
  • С 2007 года праздник приобрёл огромную популярность, только в Москве прошли 39 мероприятий. Ежегодно к памятнику Митина и Пожарского происходит торжественное возложение цветов при участии первых лиц правительства.
  • в 2013 году по информации руководителя националистического движения «Русские» отметил, что в акции под названием «Русский марш», проводящейся во время празднования Дня народного единства, приняло участие более 20 тыс. человек.