Краеведение как средство патриотического воспитания младшего школьника. Воспитание патриотизма через систему краеведения. Из опыта работы

Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников

Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Основным направлением воспитательной работы в нашей школе является краеведение. Разработана Программа экспериментальной площадки по историко-краеведческой работе на 2010-2015 г.г. В одном из ее разделов говорится, что историческое прошлое села, богатая природа, позволяют формировать у детей чувство гражданственности и патриотизма, любовь к родному краю, родному селу. Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному уголку, родной стороне. При планировании краеведческой работы в школе план мероприятий, проводимых в Коми-округе с целью реализации данной программы, положения о смотрах и конкурсах Кудымкарского муниципального района, предстоящие памятные события из истории и жизни родного коми - края. Краеведческая работа реализуется: через школьный музей как центр патриотического воспитания, учебные предметы через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в Интернет- проектах, конкурсах. Большое внимание краеведению уделяется и на внеклассных мероприятиях. Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьному музею Музей - это не только достояние школы, это достояние всех. Школьный музей - историческое прошлое нашего села. Основан он в 1964 году под руководством учителя истории Агафонова Михаила Николаевича. В нём собран богатый материал по дореволюционной истории села, чугуно-литейному заводу, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы гражданской войны, материа об участниках Великой Отечественной войны. Сейчас музей расширяется: пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами. Все это располагается на стендах, выставках, многочисленных фотографиях, отражается в сочинениях и исследовательских работах учащихся. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ. Посетители музея: жители села, выпускники и гости школы с большой благодарностью отзываются о работе музея

В школьном музее работает актив из числа школьников в составе 9 человек. Они планируют деятельность музея, составляют план-график работы на год. Так в течение года была проведена следующая работа:

Ежегодно 9 Мая мы отмечаем одну из самых важных дат в нашем праздничном календаре - День Победы над фашистской Германией.

В Кувинской школе проведена большая работа по увековечению памяти земляков. Ученики школы принимали участие в Республиканской поисковой экспедиции школьников и молодежи "Книга Памяти и Славы". Составляется " Книга Памяти и Славы села кувы. При составлении Книг активное участие принимали не только ученики школы, но и их родители, родственники. Для сбора материала по составлению Книг Памяти и Славы прошел общешкольный конкурс " Моя родословная". Оформлен стенд "Мой дед –участник войны". Каждый ученик рассказал о вкладе своего деда и прадеда в Победу. В рамках Международного проекта "Они защищали Родину" дети готовили видеозаписи ветеранов "Живые голоса истории". Интересно и трогательно ребята написали сочинения о войне, на районные конкурсы "О чём рассказала награда", "Живая память". Многие из них вошли в республиканский сборник "Книга Памяти и Славы". Дети принимали активное участие в республиканских и всероссийских конкурсах исследовательских работ по краеведению на патриотические темы. Особое значение в воспитании патриотизма играют внеклассные мероприятия.Проводятся Уроки Мужества, экскурсии в школьный музей, концерты, посвященные ветеранам войны и труженикам тыла, районные соревнования по лыжам, организована шефская помощь, уход за памятником воинам-кувинцам, который построен в 2010 году, возложение венков и парады школьников.

История человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов, стран и континентов.Чакилевой Кристиной, ученицей 10 класса, на Всероссийский конкурс творческих работ "Моя малая Родина" была представлена работа "Репркссии на територии Кудымкарского района". Работа награждена дипломом. Ученики нашей школы уверены, им продолжать историю села и нести ответственность за то, каким это село будет в будущем. Патриотизм - веками закрепленное чувство любви к своему народу, к своей культуре, языку, родным местам, к округу. Большой интерес вызывает у детей искусство и культура коми-пермяцкого народа. Ученики школы участвуют в мероприятиях школьного, поселенческого, районного уровня, связанных с народным творчеством Ежегодно ученики нашей школы принимают активное участие в районной научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению "Историко-культурное и природное наследие родного края. Становятся победителями и призерами.

Наше село богато историческими событиями памятными местами(Наше село в старину называли «Уральская Швейцария»), здесь жили и живут замечательные люди. О них рассказали в своих работах Плотникова Надя «Семь достопримечательностей села Кува», Абрамова Галя «Семья Вологдиных», «Сады и парки кувы «_Штурмина Арина и другие работы. Много работ посвящены кувинскому заводу. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу и Афганская и чеченские войны В далекой стране советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. Среди них есть и выпускники нашей школы, один из которых Боталов Игорь, погиб при нападении боевиков. В честь него в школе повешена мемориальная доска. Климов Владимир награжден правительственными наградами.И наша святая обязанность - хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества.

Строгие и скорбные памятники воинам Великой Отечественной войны, улицы, названные в их честь, мемориальные доски погибшим героям- современникам питали и будут питать сердца последующих поколений гордостью за земляков, будут воспитывать в них патриотизм. Особую роль в этом плане играют экскурсии в город Кудымкар на аллею героев Коми-пермяков.

15 февраля 2011 г. - в День вывода советских войск из Афганистана в нашей школе проведен Урок Мужества - дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне.

Большую роль в воспитании патриотизма играют мероприятия, открытые уроки, посвященные творчеству местных поэтов,членов Союза писателей Истоминых Аркадия, Федора и Анны. С ними организуются встречи, как с выпускниками нашей школы. на которых они охотно рассказывают о своем творчестве.

Итак, краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

В заключение хотелось сказать: "На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос" - эти слова могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе в школе как основе патриотического воспитания.

Известный русский религиозный философ И. Ильин писал: «Никто не может указать другому человеку его - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии - в личном, но и подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной ситуации. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама» в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Решая проблему патриотического воспитания как учитель истории и классный руководитель ставлю перед собой вполне конкретные цели:
1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох;
2. Дать детям возможность увидеть : красоту ее природы, памятники культуры, ;
3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем;
4. Формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе.
5. Формировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии.
Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед , а человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Что же такое «патриотизм»?

И какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает
актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувств патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или родной страны, другой – через ее , третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в . Наверное, сколько людей – столько путей.

В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. В этих целях в нашей школе разработана программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1».

Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории. Учитель-историк на основе мощного воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

Работая с детьми, из года в год наблюдаю проблему, когда при изучении истории у части учеников за период учебы в школе складывается стереотип: история – это даты, события и деятели. На своем опыте я убедился, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметил, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решил через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать России, проводя между ними параллели.

История, как никакой другой предмет, содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и оправдано.

Школьными программами по истории России в VI – XI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, занятиях кружка, во внеклассной и внешкольной работе. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. Сбором материала по местной истории, его классификацией в школьном музее я преследую педагогические цели. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заранее даю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его выполнением, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей.

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения.

Например, в 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных , целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала.

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного, упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.
Тема: Июнь 1941- ноябрь 1942г(используется материал о участнике битвы Колчеве Я.Ив.).
Тема: Коренной перелом в ВОВ Ноябрь 1942- зима 1943г.(используется материал о участниках битвы Платонове П.Ф. и Плетневе Ю.П.).
Тема: Курская битва в ВОВ лето- осень 1943 г.(используются материалы о участниках Курской битвы – уроженцах Ивни и земляках).
Тема: Ивня в военное лихолетье.
Тема: Причины, цена и значение Великой победы. (используется материал о участниках парада Победы Анпилогове В.И. и Степанове В.А.).
Тема: Усадьба Карамзиных-Клейнмихель и ее обитатели. 8 кл.
Тема: Экономическое развитие в пореформенной России второй половине XIX века (используются статистические материалы, и сведения о промышленных предприятиях края, сведений о осуществлении отмены крепостного права в Ивне). 10 кл.
Тема: Революция 1905-1907 гг. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года.(используется сведения о забастовке ивнянских сахарников в 1905 году). 11 кл.
Тема: Россия в годы революций и гражданской войны.(использование сведений об участии земляков в гражданской войне). 11 кл.
Тема: Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг.(использование статистических и архивных сведений о социально-экономическом развитии Ивни в 30х годах). 11 кл.
Тема: Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. Ивня в изучаемый период. 11 кл.
Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории Ивни, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого музея, районная газета «Родина», краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы.
Мои ученики организовано работают в краеведческом кружке.
Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории Ивни, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого музея, районная газета «Родина», краеведческая литература.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы.
В своих исследовательских работах Виталий Горлов использует различные источники и материалы. В том числе: архивные данные, материалы периодической печати и Краеведческого музея МОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1», которые содержат важнейшие данные о тех годах, позволяют восстановить событийную канву и формируют необходимую фактическую основу для исследования.

Значительное место в его работах занимает эпистолярное наследие: воспоминания очевидцев тех событий, людей, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, и тех, кто трудился для победы. Эти источники представляют значительный интерес, поскольку, позволяют окунуться в атмосферу тех лет, прочувствовать и понять, какой ценой народу далась эта победа. Среди очевидцев событий – самые разные люди: представители командного состава армии и мирные жители, но, независимо от звания и возраста, их объединяло единое стремление к победе над врагом, что и определило «отечественный» характер этой войны.
Поливянов Владимир в своей исследовательской работе размышлял:
«Я очень люблю бывать в школьном музее. Посидеть в тишине, полистать альбомы, почитать фронтовые письма, посмотреть старые пожелтевшие фотографии и документы. А сколько интересных встреч прошло здесь с ветеранами. К большому сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше остаётся в живых ивнянцев прошедшие страшные дороги войны. Да и многие из них не очень любили вспоминать о войне. Ведь для них, война – это не абстрактное понятие. Это воспоминание о тревоге, о страшных кровавых столкновениях с врагом, о мучительных переживаниях за близких в своём сердце. Война – это страшный сон стоявший перед глазами фронтовика как явь. Нельзя забыть того, как ходили в атаки с боевыми друзьями, как на глазах снаряд или мина в клочья разрывали твоего товарища».

Хотя результаты патриотического воспитания может показать только жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному поселку. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, селу, городу.

Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.

Кременчутский С.В

«Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул В.В. Путин в своем выступлении на встрече с представителями общественности, занимающимися вопросами духовного состояния молодёжи и ключевыми аспектами патриотического воспитания в Краснодаре .

Научить патриотизму, заставить любить свою Родину невозможно, но формировать это чувство крайне необходимо, особенно в условиях модернизации всех сфер общественной жизни, когда одной из главных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.

Осознанное чувство патриотизма формируется при соприкосновении человека с ценностями, идеалами, народными традициями. Современные реалии заставляют искать новые подходы в патриотическом воспитании. Одним из таких подходов является, на наш взгляд, введение в учебный процесс национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент является частью федерального государственного стандарта. Задачи, включенные в проект, формируют сознательное отношение к близкому окружению, представлению о «малой» и «большой» Родине, воспитывают патриота родного края. Именно поэтому возникла острая необходимость усиление внимания к историческому краеведению как методу патриотического воспитания, который помогает расширять кругозор и развивать познавательные интересы учащихся, позволяет приобщать школьников к творческой деятельности, определяет формирование практических и интеллектуальных умений, помогает в выборе профессии. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково – исследовательской, экспедиционной работе. Ведь обучение путем открытий – одна из актуальных проблем нашего времени.

В этой связи перед нами встала проблема: как, когда и в какой форме можно и нужно представить национально-региональный компонент на уроках и во внеурочной деятельности ? Как развивать познавательный интерес у учащихся через краеведение?

Использование краеведческого материала на уроках несет большой объем знаний по различной тематике и позволяет решать проблемы эффективности урока. В своей работе мы сделали попытку объединить такие разные предметы, как историческое краеведение и математика.

На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но не стоит забывать, что краеведение изобилует числами: датами, единицами измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже математика.

Мы начали свою работу с внесения корректив в учебные программы. В частности, по математике в рабочую программу были добавлены в отдельные темы фразы «решение задач с элементами краеведения»; кроме того, были намечены уроки, содержащие творческие задания по составлению задач учащимися.

Практика нашей работы показала, что использование краеведческого материала на уроках значительно облегчает усвоение знаний и делает их более прочными и глубокими. Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его составной частью. В первом случае урок полностью посвящен изучению истории края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал может использоваться в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение возможно на любом этапе урока.

На сегодняшний день очень актуальны интегрированные уроки, которые способствуют активизации познавательной деятельности, стимулируют познавательную активность, являются условием успешного усвоения материала. В нашей методической копилке накоплены интегрированные уроки истории и математики («Сталинградская битва в истории и числах»).

Краеведческий материал к уроку истории легко можно найти в книгах, в библиотеках, в местных газетах, в социальных сетях, тогда как для уроков математики это сделать весьма проблематично. В учебниках математики краеведческий аспект не представлен. Поэтому перед нами встала задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Хотелось бы показать, как же можно использовать краеведческий материал на уроках математики. Особый интерес вызвали, например, следующие устные задачи:

Задача 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Волгограда до Курска, используя масштаб, определите это расстояние в километрах (1:100).

Задача 2. За сколько часов может проехать это расстояние ГАЗ – АА (полуторка), двигаясь с максимальной скоростью 70 км/ч, учитывая, что в пути грузовик сделает остановку на 10 минут для дозаправки?

Задача 3. В 2015 году нашему городу Волгограду исполнится 426 лет. В каком году был основан город?

Задача 4. Во время Сталинградской битвы общие потери советских солдат составили1129619 человек. Это составляет 4% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

Следует сказать, что использовать задачи с краеведческим содержанием можно на разных этапах уроках, а также на комбинированных уроках.

В ходе работы мы с ребятами придерживаемся основных требований формулировки задач, решаемых на краеведческом материале:

1. Сюжет и числовые данные задачи должны носить познавательный, характер, пробуждать интерес учащихся к математике.

2. Содержание задачи должно быть кратким, понятным для учащихся.

3. Числовые данные для задачи необходимо подбирать в строгом соответствии с учебной программой по математике.

4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.

Все числовые данные учащиеся берут из справочников, энциклопедий, сети Интернет. Главным условием является то обстоятельство, что числовые математические данные могут быть произвольными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы.

В ходе обсуждения задач у ребят формируются следующие ключевые компетенции (умения): владеть креативными навыками продуктивной деятельности, извлекать пользу из опыта, развивать математически грамотную речь, мотивировать ответ.

Используя краеведческий материал на уроках, мы стараемся придерживаться определенных принципов: систематичности, доступности, наглядности, разнообразности, связи материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязи местного и общего исторического, географического и литературного материалов. Изучив необходимую литературу, совместно с учащимися мы разработали дидактический материал, который включает знания о родном городе и определили алгоритм преподавания математики с использованием краеведческого материала.

Стоит сказать, что особый интерес у старшеклассников вызывает проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Ребятам предлагается примерная тематика проектов по краеведению, релевантных при изучении курсов «Математика» и «Краеведение»:

    Волгоградская область: общие географические и исторические сведения;

    Территории и населенные пункты Волгоградской области в числах;

    История возникновения и развития Малой Родины;

    Культурная жизнь Волгоградской области: числа и факты;

    Город на канале.

При подготовке проекта учащиеся подбирают соответствующие числовые данные, интерпретируют их и представляют в доступном для них виде.

При организации проектной деятельности на уроке математики мы отслеживаем процесс развития умений и навыков, таких как организационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные. При этом диагностические данные представляют умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное и систематизировать материал, а также работу в группе, планирование, анализ своей деятельности. Примером организации такой деятельности на уроках математики является мини - проект «Сборник задач о войне «Победой кончилась война…», который был подготовлен учащимися нашей школы.

Ребятам нравится решать задачи о военных. Мы предложили им собирать из различных источников задачи о военных и о войне, а также о том, как можно применять математику на военной службе. Работа шла по определенному алгоритму. На первом этапе ребята занимались сбором фактических данных. При этом было поставлено условие, что каждая задача должна сопровождаться исторической справкой, содержащей числовые данные. Школьники могли искать сведения в самых разных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете. Придумывая собственную задачу, ребята глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные типы задач и пополняли свой математический опыт.

В ходе работы учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы, а также научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях. Ребята увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта – сборника задач, буклета, наглядного пособия, электронной презентации. На наш взгляд, основным итогом подобной деятельности является повышение уровня проектных и исследовательских работ, расширение их тематического диапазона. Учащиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области.

Как показывает практика, элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер. Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря ее содержанию, но и за счет использования связанного с этим содержанием обширного краеведческого материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.

Воспитательный эффект учебного процесса неизмеримо возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к Родине, постоянной готовности с честью выполнить свой как патриотический, так и гражданский, воинский долг . В связи с этим можно утверждать, что особое место в работе по патриотическому воспитанию отводится именно во внеурочное время.

Внеклассные краеведческие мероприятия должны быть направлены на воспитание духовных основ патриотизма в пространстве малой Родины. И для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать все многообразие форм педагогического воздействия на ребенка в деле воспитания патриота-гражданина.

В практике работы нами используются многообразные формы (массовые и индивидуальные) краеведческой работы, которые помогают формировать ценностные ориентации и убеждения школьников, поддерживают интерес к исторической и военной тематике.

Одна из самых любимых учащимися форм краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Таковыми нам представляются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам нашего Красноармейского района, а также историко-производственные экскурсии.

Нельзя переоценить педагогическое значение экскурсий, так как именно они дают учащимся возможность ознакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого, чем и вызывает у детей повышенный интерес.

После проведения экскурсии мы проводим устный или письменный учет знаний. Устный учет представляет собой опрос на уроке, индивидуальную беседу с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, презентации, с которыми они выступают на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний может проводиться в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть подготовка пешеходной экскурсии («Родная улица моя»), виртуальной экскурсии («Красноармейск промышленный»), стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

Этот год знаменателен в нашей истории. Минуло 70 лет с того дня, когда закончились трагические события Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны и нашего края в частности. Особое место в воспитании гордости за Российское государство, увековечивании памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ занимают уроки мужества. В ходе подготовки и проведения этих мероприятий («Память сильнее времени», «Нам не дано забыть…» и т.д.) учащиеся встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги, проявленных солдатами на фронтах войны. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

Большой интерес у учащихся нашей школы вызывает участие в интеллектуальных краеведческих играх , разработанных совместно со старшеклассниками («Храмы Волгограда»), а также участие в районных интеллектуальных краеведческих играх, посвященных памятным датам истории нашего города.

Интеллектуальные краеведческие игры – это умственные, духовные игры, требующие высокоразвитого интеллекта, любви и знания истории малой Родины.

При составлении интеллектуальных игр мы учитываем тот факт, что игра – это культурная форма, которая позволяет быть свободным, раскованным, преодолевать ролевую зависимость, превосходить себя. Главное, что выносит ребенок из игры, - эмоциональное переживание. Школьники успешно обучаются в игровой деятельности: они непроизвольно запоминают информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор – общение. Причем не просто общение, а общение на изучаемую тему.

Очевидно, что значение интеллектуальных краеведческих игр невозможно оценить. Являясь развлечением, своеобразным отдыхом, они способны перерасти в обучение, творчество, воспитывать глубокое чувство патриотизма у школьников.

В общей системе патриотического воспитания учащихся особое место занимают тематические вечера . Эти мероприятия обладают значительными возможностями идейно- эмоционального воздействия на обучающихся. Основными специфическими чертами тематического вечера по героико-патриотической тематике являются публицистичность, документально-художественная образность, наличие четко выраженного сюжета, использование «звучащей армейской среды» (военные песни, марши, сигналы, произведения строевого репертуара военных оркестров и т.д.) и воинских ритуалов, композиционная стройность сценического действия и лирико-эпическая повествовательность, опора на жизненный опыт молодежи, их отношение к проблемам войны и мира, защите Отчизны. При проведении этих мероприятий мы используем различные средства – чтение стихов современных поэтов, исполнение песен; проводим поэтические и музыкальные конкурсы на патриотическую тематику; организуем просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов, произведений литературы, живописи и др.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления с родным краем, городом, с его народом, бытом и традициями, у учащихся формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. « Подрастающее поколение не может полноценно развиваться без глубокого понимания и знания своего края, города, деревни. Это первое условие формирования культуры, становления подлинной духовности. Только через свой край, через землю, на которой живешь, через традицию, историческую и духовную, к которой принадлежишь на этой земле, от соков самой земли, от духа своего народа становишься человеком культуры, высокой духовности, каким и надлежит быть гражданину России .

Таким образом, представленный опыт способствует знакомству детей с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности, определяет создание неповторимой среды, которая воздействует на воображение и формирование индивидуальности воспитанников, направляя их жизненный путь и душевные устремления.

Список использованной литературы

    Белянкова, Н. Игра? Не столько… (Об интегрированном подходе к военно-патриотическому воспитанию) // Воспитание школьников. 2002. №7. С.19 – 20.

    Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

    Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. 2006. № 5, 6.

    Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание во внеклассной работе / Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.

    Горобова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения / Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.

    Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И. Дрешина // Нач. шк. 2004. № 5. С. 19-22.

    Лебедева, О.В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское?/ О.В. Лебедева // Педагогика. 2003. №7. С.23-25.

    Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н.В. Мазыкина // Внешкольник. 2002. № 5. С.5 - 8.

    Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова. М., 2005.

    Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров.–М.: Педагогика, 1990. - 416 с.

    http://www.redstar.ru/

3. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Основными задачами, которые решаются в ходе занятий по ознакомлению старших дошкольников с родной страной, являются:

Расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;

Воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;

Развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему;

Формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.

Основными формами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране.

Занятия в форме игры - одни из самых любимых детьми видов занятий. Они интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.

Система работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников обусловливает необходимость руководства творческой деятельности детей с целью формирования у них предпосылок для активного отношения к окружающему миру.

С целью создания единой системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, наряду с игровой, необходимо широко использовать также возможности изобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется возможностями её в усилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе создания рисунка.

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно руководствоваться принципом перехода от простого, близкого к более далёкому, сложному (труд сотрудников детского сада, родителей, людей в ближайшем окружении, характерные виды труда людей города, края, других республик).

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами».

Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой информации являются:

Периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

Художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);

Архивные фонды;

Фонды музеев;

Всякого рода планы и карты;

Материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

Материалы статистики;

Устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:

Системный подход;

Предельная достоверность фактов;

Синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях). Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относиться к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

4. Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.

Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществляться на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

Единство требований учителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все - «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотического воспитания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.

Знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении. В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с...

От увлеченности школьников. А в это не мало важную роль играет учитель, который должен в этом и помочь. Глава 2. Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные объединения) 2.1. Кружковая работа Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшекласс­ников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также...

С тем, что распорядок школьной жизни - неотъемлемая составная часть воспитывающей атмосферы, создаваемой усилиями всех учителей и учащихся. Глава 2. Методика патриотического воспитания в начальной школе Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте...

Патриотическое воспитание средствами краеведения

дипломная работа

1. Краеведение -- основа патриотического воспитания

1.1 Понятие, цели и задачи краеведения в школе

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение -- всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение -- комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» .

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности -- школьного микрорайона, города, села, района, области» .

В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.».

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования -- способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации» .

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины -- сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:

· фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

· газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

· правосудие, способное наказать только слабых мира сего.

· безработица, пьянство, наркомания.

· бездомные и нищие.

· никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.

· компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм -- это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота -- человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

· беречь природу и окружающую среду в целом,

· сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,

· беречь памятники истории и культуры.

· относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

2. Человек -- звено в цепи жизни.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история -- это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание -- эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Очень важно объяснить детям -- вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать -- от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я -- достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

4. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.

Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.

Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.

И ещё одной очень важной задачей является

8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.

Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.

краеведение школьный патриотический воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях временного детского объединения

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением»...

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса...

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи в системе государственной молодежной политики

В городе Красноярске патриотическое воспитание молодежи организовано достаточно хорошо. Например, для школьников города стала уже традицией участвовать в военно-спортивной игре «Патриот», которая с начала проводится на районном уровне...

Деятельность центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления...

Нравственное воспитание младших школьников

Учителя, не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е...

Патриотическое воспитание детей и подростков народными традициями христиан

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить...

В настоящий момент перед патриотическим воспитанием стоят следующие задачи: 1. Сделать всё возможное для того, чтобы дети прекрасно знали сведения о своём родном селе, городе, регионе, стране; 2. Воспитать у младших школьников любовь к природе...

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

Одной из важнейших задач образовательного учреждения является сложный педагогический процесс, называемый патриотическим воспитанием младших школьников, основная нагрузка которого направлена на развитие нравственных чувств ребёнка...

Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях детских библиотек

В массовом патриотическом сознании российских детей идет процесс переоценки ценностей, крушение старых идеалов и политических ориентаций, осмысление реалий современной действительности...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культуре народов Севера (ханты)

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине...

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств...

Современное понимание патриотизма и проблемы его формирования как качества личности

патриотизм воспитание молодежь учащийся Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания...

Спортивно-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта РФ

Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества...