Кошки в славянской мифологии. Экстрасенсы

Наверно, трудно представить более мистическое и загадочное домашнее животное, чем кошка. Посудите сами: собака верна, морская свинка забавна, попугай разговорчив, а кошка… Кошка всегда делает, что хочет и способности имеет куда более обширные, чем другие человеческие питомцы.

ВЕДЬМИН КОТ (Кот — (обычно — черный кот). Коты жили у ведьм в услужении и выполняли их различные поручения. В обязанности котам вменялось стеречь дом в отсутствие хозяйки, следить за пленниками, помогать по хозяйству.

- подземная кошка, охраняющая клады. По легендам русских золотоискателей, одним из сторожей заколдованных кладов является земляная кошка. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением - это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «…вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять - кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли… Подбежала - точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы.

— волшебная киса, которая обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Сидит Баюн на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван — царевич надевает железный колпак и железные рукавицы.

Кот Баюн - огромный кот, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

КОТ УЧЕНЫЙ — тот самый, что из сказки Пушкина.

— дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Пушистый Люб был исключительно рыжим (под цвет солнышка). Люб - важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями.

В компетенции Люба находилась охрана брачного ложа как семейной святыни. Согласитесь, миссия столь же почетная, сколь и ответственная.

Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба - такого же кота, только черного и злобного.

— злой дух — антипод Люба. Нелюб имел абсолютно черный окрас, а из зубов без необходимости не выпускал ветку белены. Если он, паче чаяния, проберется к милующимся, то им никак нельзя будет избежать неудачи не только в любовных утехах, но и в действиях, направленных на прибавление семейства. А это, по древнему обычаю – позор, пятно на роду.

Надо ли говорить, что Люба следовало всячески привечать. А Нелюб… что ж, он тоже не дремал, и русский фольклор не преминул отметить это. Когда сегодня, характеризуя ситуацию рассорившихся людей, говорим, что «между ними черная кошка пробежала», то ни на минуту не задумываемся, что изначально все дело было именно в нем – в Нелюбе.

Так не допустим же его подлостей! Напечем лепешек, налепим грибочков – да и в духовку. А потом – в укромное местечко, чтобы Люб наведался. И пусть сияют слова любви, будут жаркими объятия и верной – семейная жизнь. Да будет так!

ОБДЕРИХА (Банница).

В женском обличье называют БАННИХА, (БАЕННАЯ МАТУШКА, ОБДЕРИХА). Нрав у нее еще более крутой, чем у баенника, если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне. Как и баннику ей надо оставить воды, мыла и веник.

Женщины банники – Обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь большой черной кошкой или даже человеком.

КОРГОРУШИ (коловерши) - помощники в восточнославянской мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

– злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Известная врагиня . Сна любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками. Если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой.

Египет. История египетских кошек начинается еще во втором тысячелетии до нашей эры: именно этим временем датируется древнейшее изображение домашних кошек, которое было найдено. Причина же, по которой эти уникальные животные заняли такое важное место в истории Египта, проста: это государство испокон веков было аграрным, и именно кошки могли спасти его урожаи от грызунов.

Впрочем, кошки в истории Египта были не только "надзирателями" за зерном, но и охотниками: их специально дрессировали для того, чтобы они могли охотиться на пернатую дичь, а кроме того, эти животные успешно охотились на мелких грызунов, кротов, а иногда даже зайцев.

Но в целом кошек считали "добрыми гениями" любого египетского жилища и истинными хранителями очага, а когда кошка умирала естественной смертью, в доме объявлялся траур, и все его обитатели срезали себе волосы и брови. Хоронили же кошек только на специальных кладбищах и с особыми почестями - мумии этих животных были найдены также в некоторых гробницах фараонов.

Поклонение египтян кошкам. При этом египтяне за всю свою историю не просто эксплуатировали кошек, но и поклонялись им. В Нижнем Египте было найдено древнейшее место захоронения кошек - Бабустис, где был широко распространен культ этих животных. В его центре - египетская богиня Баст (Бастет), которая изображалась с кошачьей головой. Также с культом кошек в Египте связана не только Баст - богиня, символизирующая любовь, счастье и деторождение, но и сам великий бог солнца Ра, которого часто запечатлевали в образе рыжего кота.

При этом кошки в Египте никогда не жили, где придется. Для них был создан особый храм (в его центре - опять-таки богиня кошек в Египте), а уход за этими животными считался одной из самых почетных служб в государстве, поэтому присматривать за кошками чаще всего могли только жрецы, причем эта великая миссия с гордостью передавалась от отца к сыну.

Впрочем, поклонение египтян кошкам не всегда приносило им только радость. В 525 году до нашей эры на любви Египта к этим животным коварно сыграл Камбиз - персидский царь, который завоевал страну именно при помощи кошек. Он просто приказал раздать каждому воину по одной кошке, которых привязали к щитам, и в итоге египтяне сдались фактически без боя, потому что не могли сражаться с врагом, на щите которого извивалась несчастная кошка. В самом же Египте кошек охраняли на уровне закона, а их значение было настолько велико, что за преднамеренное убийство животного виновник подвергался смертной казни, а за непреднамеренное - огромным штрафам.

Древний Рим. Считается, что римляне узнали о кошках от египтян, однако кошки оставались в Древнем Риме довольно редкими домашними животными и ценились прежде всего как ловцы мышей. Впоследствии римляне распространили кошек по всей Европе. Но возможно, что ещё до появления Римской Империи, кошки уже были известны в Европе. Существуют некоторые свидетельства того, что на Британских островах кошки существовали ещё в конце железного века, возможно что они были доставлены туда на кораблях древних мореходов.

Средние века. У викингов кошка была священным животным и олицетворением богини любви и плодородия Фрейи. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона Фрейя путешествует на колеснице, запряжённой двумя котами.

В средневековой Европе отношение к кошкам было разным. В католических странах Европы кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы. В Англии кошек считали спутницами королевы фей Маб. Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен. Уничтожение кошек в Средние века косвенно стало причиной эпидемий чумы, так как истреблять крыс и других грызунов-переносчиков чумы стало почти некому.

Кошки из старой доброй Англии

. В девятнадцатом веке, когда в Англии наступила Викторианская эпоха, интерес к породистым кошкам резко возрос. В то же время в Британию стали завозить котов с Ближнего Востока – в том числе из Персии. В итоге питомцы старой доброй Англии добавили к своим преимуществам плотную шелковую шкурку персидских кошек. Закрепление названия породы произошло в 1871 году, именно тогда британские короткошерстные предстали как официальная порода на первой выставке кошек во Дворце.


Лондон, 1871 г., выставка кошек в Crystal Palace

По пришествию золотого века, сменившегося эпохой дендизма, популярность у англичан получили новые породы кошек. Так что интерес к классическим британцам вернулся нескоро – лишь после Второй мировой войны. Это произошло на волне послевоенного патриотизма, когда британские заводчики призвали к более тщательной селекции этой островной аборигенной породы. К тому времени их место на улицах начали сменять самые обыкновенные дворовые кошки. Современные стандарты породы были утверждены в 1980 году, после многочисленных споров между американскими и британскими ассоциациями. Различия существуют и по сей день: например, британцы с острова Мэн не признаются фелинологами США, равно как и кошки окраса color point.

В православных странах Европы отношение к кошкам было практически противоположным. Кошка единственное животное, которое может посещать православный храм (кроме алтарной части).

В славянской мифологии кошка - любимый персонаж народных сказок, пословиц и суеверий. На Руси домашняя кошка стоила дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она была также символом мира и благополучия в доме, защищающим дом от нечистой силы. Считалось также, что кошки могли проникать в потусторонний мир и общаться с духами.

В русском фольклоре обширный пласт составляют народные сказки, пословицы и поверья, связанные с кошками и котами. Персонажем таких сказок был, например, кот Баюн.
Владимир Гиляровский рассказывает, что до XX века сохранялся обычай среди купцов соревноваться, чей кот толще и откормленней. В. И. Даль в 1853 году опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», где в разных разделах встречается около 75 пословиц о кошках.

Российские монархи также ценили кошек, в царском дворце всегда жили кошки. У отца Петра I, Алексея Михайловича, был любимый кот, портрет которого изображён на гравюре. А уже Пётр Великий издал указ, согласно которому в каждом хозяйстве следовало «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Самого Петра также часто сатирически изображали в виде кота, о чём свидетельствуют многочисленные сохранившиеся до наших дней лубочные картинки с надписями: «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской».

Азия. В Японию кошки были завезены в VI веке и служили высшей наградой, которую мог дать император своим приближённым. Существует несколько вариантов легенды о кошке, помогающей своей хозяйке или хозяину. Фарфоровая или фаянсовая статуэтка кошки черепахового окраса с поднятой к правому уху лапой - Манэки-нэко, до сих пор считается привлекающей денежную удачу. До сих пор в Японии сохранился древний культ, согласно которому души умерших предков переселяются в пегих кошек. В Сето существует Музей Манеки-нэко. Особенно ценятся в Японии короткохвостые кошки, изображения которых можно увидеть на многочисленных средневековых гравюрах.

В Индии существовала богиня материнства Сашти (иначе Састи), которая изображалась в виде женщины с ребенком на руках и считалась хранительницей домашнего очага. Её ваханой являлась кошка. В Бенгале и Западной Индии существует легенда о черной кошке, которая также ассоциируется с богиней Сашти.

Персидский историк Ат-Табари записал легенду, согласно которой, Творец, создавая Вселенную, создал крыс, но забыл создать кошек. Но ему пришлось исправить это, когда во время Всемирного потопа крысы начали прогрызать отверстие в днище Ноева ковчега. Ной погладил спину льва, лев чихнул, и пара кошек выскочила из его ноздрей. Эта легенда была широко распространена в регионе. Существует персидская пословица, которая гласит: «Лев чихнул, и появилась кошка.». Похожая легенда объясняет также происхождение ванской кошки и ванского окраса у кошек.

Ислам. В исламе существует множество преданий, которые связаны с кошками. Часть из них вошла в сборники хадисов. Согласно одному из них, кошки высоко почитаются в исламе, так как главного мусульманского пророка Мухаммеда кошка его сподвижника Абу Хурайры (его имя дословно переводится как «Отец кошек») спасла от укуса змеи. В исламе достойным похвалы считается поить кошек молоком. Как рассказывает одно из преданий, у пророка Мухаммеда была разноглазая белая кошка. Другое предание повествует о том, что однажды пророк Мухаммед после окончания молитвы обнаружил, что его любимая кошка Мусса (Муэца) уснула на рукаве сложенного рядом халата. Мухаммед предпочёл отрезать кусок от рукава, чтобы не тревожить сон Муccы. В иных случаях, если кошка спала на одежде, Мухаммед выбирал что-либо другое из своего гардероба. Кошки являются единственными животными, которым разрешено входить в мечеть.

Вернуться к списку животных >>>

Кот, кошка. В ряде мифологических традиций образ Кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст , связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью. Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой , что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»).
В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135). Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике.
В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.
В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.
В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». В нач. 18 в. изображения Кота приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (Кот как сатирическое изображение Петра I). Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти;
Кот как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещения). Мифопоэтические ассоциации, связанные с обра-зом Кота, получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) 19-20 вв.

Кошка ¬ крайне противоречивый символ, воплощение красоты, грациозности, независимости, ловкости и неуязвимос¬ти (последние два значения связаны с ее поразительной живучестью и способностью всеrда приземляться на лапы), но в то же время олицетворение похотливости, хитрости и злости. Применительно к человеку кошачьи качества часто приобретают неrативный оттенок: невернoro мужчину обычно уподобляют блудливому коту, а ветреную женщину ¬ похотливой кошке. Коrда же разrневанная женщина пускает в ход свое отточенное eстeственное оружие ¬ длинные ноrти, ее сравнивают с разъяренной кошкой.
Давно было подмечено, что rрациозное животное очень любит rулять при луне, поэтому в мифолоrии оно занимает место рядом с древними боrинями луны: rреческой Артемидой , римской Дианой и скандинавской Фрейей . Это отразилось и в изобразительном искусстве Peнeccaнса, rде повозку Фрейи везут две черные кошки.
В релиrии Древнеrо Еrипта существовал культ Бастет, лунной боrини Kpaсоты, изображавшейся в образе женщины с кошачьей rоловой. В Бубастисе, центре поклонения боrине Бастет, проживали десятки тысяч нубийских кошек, ее священных животных. Еrиптяне их холили и лелеяли. За обиду, нанесенную божественному животному, виновный отвечал своим кошельком, а за убийство кошки ¬ собственной жизнью.
Смерть какой¬нибудь из кошек еrиптяне переживали как национальную Tparедию. Хозяева, а лучше сказать, прислужники околевшеrо животноrо, в знак траура сбривали себе брови и, обливаясь rорькими слезами, переносили трупик кошки в храм. Жрецы Бастет бальзамировали покойную и поrребали ее на священном кошачьем кладбище. В моrилкуусопшей клали дохлую мышь, чтобы кошке было чем позабавиться на том свете, а после похорон устанавливали на скорбном холмике памятник ¬ небольшое каменное изваяние. Современные археолоrи обнаружили в Бубастисе около миллиона (!) таких изваяний. Друrое подобное кладбище было открыто при раскопках в Верхнем Еrипте, неподалеку от селения Бени¬хасан. Здесь археолоrи насчитали около 180 тысяч древних захоронений. Heтpyдно себе представить, какие чувства они испытали, коrда выяснилось, что большинство животных покоилось В золотых и серебряных ящиках, инкрустированных драrоценными камнями!
В конце концов пламенная любовь еrиптян к кошкам, доходившая до раболепноrо обожания, их и сryбила. В 525 ro¬ ду до н.э. В Еrипет вторrлось персидское войско царя Камбиза. Персы, хорошо изучившие местные нравы, наловили за вpeмя похода множество кошек и в решающем бою у Пелусия прикрывались ими, как живыми щитами. Завидев увешанных кошками персов, еrипетские лучники, опасаясь поранить своих истошно вопивших любимиц, отказались стрелять во вpara. Так кошачьи поклонники сделались жалкими рабами персов.
Практичные римляне, всеrда презиравшие релиrиозный фанатизм во всех ero проявлениях, нашли кошкам лучшее применение, сделав их охотниками за дoмашними мышами. В то же время ropдым римлянам импонировал независимый нрав rрациозноrо животноrо, поэтому в Риме кошка стала эмблемой свободы и спутницей боrини Либертас (персонифицированной свободы).
Если в Древнем Еrипте кошек обожествляли, то суеверные жители христианской Европы ударились в дрyryю крайность, принимая кошек за ведьм, а котов ¬ за оборотней и прислужников caмoro Сатаны. Махровые мракобесы Шпренrер и Инститорис в своем трактате «Молот ведьм» умудрились «научно» обосновать способность ведьм перевоплощаться в черных кошек. Для этоrо вида оборотничества был даже выдуман специальный термин ¬ элюрантропия. Масла в oroнь подлил и воинственный римский папа Юлий 11 (1503¬ 151З), призвавший к «крестовому походу» против черных кошек. Гонения на кошек начались по всей Европе, и только в Aнrлии, rде властный король Генрих VIII (1509¬ 1547), желая освободиться от rнeтущей опеки Ватикана, начал реформацию церкви, черные кошки чувствовали себя в полной безопасности.
От суеверных христиан, не отставали и не менее суеверные мусульмане, которым в каждой кошке Meрещился перевоплотившийся злобный джинн . В конечном итоrе каждый народ остался при своем мнении: если для большинства европейцев, арабов и японцев черная кошка ¬ предвестник беды, то для анrличан и американцев ¬ как раз наоборот. Анrлийские моряки, например, увeряли, что кораблю с черным котом на борту не страшна никакая буря.
На Руси к черным кошкам относились с опаской, но массовых rонений на них не устраивали. Что же касается кошек дрyrих расцветок, то к ним испытывали искреннюю симпатию. Муркам и Мурзикам часто приписывали дар ясновидения. Действительно, известно множество случаев, коrда кошки тревожным мяуканьем или беспокойным поведением предупреждали своих хозяев о надвиrающейся беде: пожаре, наводнении, землетрясении и т.д. удивляться этому не стоит, поскольку животные и поныне сохраняют ту незримую связь С матерью¬природой, которую человек, ее неблаrодарное дитя, давно отринул и утратил.

Почему кошек часто считают мистическими животными? Что в них есть такого, чего нет в других животных? Египтяне поклонялись кошкам, европейцы боялись их, а японцы беспокоились о том, что они начнут ходить на задних лапах и разговаривать, как люди. По всей видимости, представители всех культур мира согласятся с тем, что кошки – самые загадочные и мистические существа на планете.

1. Кайт Ши
Кайт Ши означает «сказочный кот». Этот кот – размером с молодого телёнка; он полностью чёрный, за исключением белого пятнышка на груди. Ирландцы верили, что кайт ши – сказочное животное. В свою очередь, шотландцы считали, что кайт ши – это обращённая ведьма. Согласно легенде, кайт ши – это ведьма, которая может обратиться в кошку всего девять раз. На девятый раз она останется в теле кошки навсегда.
Шотландцы верили, что если кайт ши появилась у тела покойного, значит, она пришла, чтобы забрать его душу, до того как она отправится в другой мир. Люди делали всё возможное, чтобы защитить тело умершего от кайт ши до погребения. Они дежурили возле него 24 часа в сутки. Они боролись друг с другом и соревновались в прыжках, потому что, по их мнению, это должно было отвлечь кайт ши.
В качестве ещё одного трюка они загадывали сложную загадку, поскольку думали, что кайт ши остановится, чтобы подумать над ответом. В помещении с телом не разводили огонь, поскольку тепло могло привлечь кайт ши.

2. Кот-кактус
Около 1000 лет назад в народе ходили истории об озорных котах-кактусах, которые проживали в пустынях на юго-западе Соединённых Штатов и севере Мексики. Коты-кактусы были похожи на обычных домашних кошек, однако всё их тело, начиная от ушей и заканчивая хвостом, было покрыто иголками, как у кактуса.
Коты-кактусы питались соком кактусов, но не тем способом, о котором Вы подумали. Они надкусывали нижнюю часть кактуса и оставляли его на некоторое время в покое, после чего подбегали к следующему кактусу и делали то же самое. Спустя несколько дней схема повторялась.
Когда они возвращались к первому кактусу, сок в нём уже перебродил и превратился в спирт. Они выпивали его и отправлялись поздним вечером бродить по пустыне, громко мяукая и закалывая колючками всех, кто попадался им на пути. К сожалению, эта пагубная привычка привела к вымиранию котов-кактусов, поскольку под воздействием алкоголя они становились лёгкой добычей для ковбоев, которые любили охотиться на них.


3. Кошки с хвостом-булавой
Кошка с хвостом-булавой – это дикая кошка, которая, по слухам, проживает в северной части Соединённых Штатов Америки. С виду она очень похожа на анкилозавра. Кошка с хвостом-булавой использует огромный шар с шипами на конце своего хвоста, чтобы убивать добычу.
Эта кошка целый день может просидеть на дереве, выжидая, пока под ним не пройдёт ни о чём не подозревающая жертва. Она прыгает на неё сверху и до смерти забивает своим хвостом-булавой. Во время сезона спаривания коты этого вида используют свои необычные хвосты для того, чтобы привлечь самок: они стучат ими по полым брёвнам, издавая громкие звуки.
Родственниками кошек с хвостом-булавой являются кошки особого вида, который встречается только на юге США. Они также любят затаиться на дереве в ожидании своей добычи. У них есть длинный, как верёвка, хвост, на конце которого имеется шар, на одной стороне гладкий, а на другой – с шипами. Когда мимо проходит жертва, эти кошки сначала бьют её по голове гладкой стороной шара для того, чтобы дезориентировать, после чего добивают шипами и затаскивают на дерево.


4. Кот-тролль
В Скандинавии верили, что кот-тролль был особым помощником ведьмы. Ведьмы делали котов-троллей из различных предметов, например, палок с обожженными концами, веретён, завёрнутых в шерсть, или чулок. Они окропляли котов-троллей кровью, после чего читали заклинание, призывая Сатану вдохнуть жизнь в их творение.
Коты-тролли принимали форму либо кота, либо круглого шара, похожего на клубок ниток для вязания. Ведьмы приказывали своим котам-троллям проникать на соседские фермы, где они воровали молоко, высасывая его у коровы. Когда коты-тролли возвращались домой, они срыгивали молоко в корыто.
Иногда коты-тролли воровали шерсть, однако молоко было их главной целью. Скандинавы верили, что если выстрелить в кота-тролля, то из образовавшейся раны потечёт молоко. Если кота-тролля били или ранили, от этого страдала и ведьма, поскольку она была связана с ним.
Хитрые цыгане пользовались тем, что скандинавы верили в существование котов-троллей. Они обманывали фермеров, подсыпая отраву в корм для крупного рогатого скота и пряча «котов-троллей» в их жилищах. На следующий день они появлялись на ферме, предлагая хозяевам за умеренную плату вылечить скот и изгнать из дома котов-троллей.


5. Котокролики
Котокролик – это гибрид кота и кролика. Впервые о нём упоминается в записях, сделанных Джозефом Трейном после того, как он побывал на Острове Мэн, расположенном между Англией и Ирландией. Тем не менее, учёные решили, что такой гибрид был генетически невозможным.
На самом деле Трейн во время своего путешествия видел мэнских кошек с обрезанным хвостом, похожим на кроличий. Также у мэнских кошек задние лапы длиннее передних.
В 1977 году человек по имени Вэл Чапман обнаружил в штате Нью-Мексико, как он думал, белого «котокролика» с розовыми глазами. Он выставил животное в одном из торговых центров Лос-Анджелеса и дважды появился с ним на американском вечернем развлекательном ток-шоу «Сегодня вечером» (англ. The Tonight Show) с ведущим Джонни Карсоном.
Позднее учёные определили, что котокролик Чапмана был обычным котом с генетическими аномалиями. Однако вера в котокроликов до того момента уже успела завладеть жителями Америки. Многие из них начали утверждать, что они также видели котокроликов.


6. Бакенеко
Бакенеко – мистические кошки из японского фольклора. В первые годы своей жизни бакенеко ничем не отличается от обычной домашней кошки. Далее у неё развиваются сверхъестественные способности. И обычно на двенадцатом или тринадцатом году жизни бакенеко начинает ходить на задних лапах и разговаривать, как человек.
Взрослые бакенеко способны принимать человеческое обличие, а злые бакенеко могут съесть своего хозяина и занять его место. Но не все из этих взрослых кошек злые. Некоторые из них весьма беззаботные и любят танцевать с платками на головах.
Тем не менее, эти более добрые кошки всё равно приносят неприятности. На конце их хвостов есть магический огонь, который мгновенно подожжёт всё, с чем они соприкоснутся. Взрослые бакенеко также способны пробудить зомби-рабов. Так, незадачливые хозяева могут проснуться однажды ночью и увидеть, как их покойные соседи слизывают молоко с кухонного пола.
Суеверные японцы очень сильно беспокоились о том, что их кошки превратятся в бакенеко, поэтому иногда бросали своих питомцев на произвол судьбы. Согласно другому суеверию, кошки с очень длинными хвостами неизбежно становились бакенеко. Чтобы не допустить этого, хозяева отрезали им хвосты.


7. Некомата
С возрастом бакенеко становится ещё более чудовищной. Как только она достигает преклонного возраста, её хвост разделяется на две части. Это значит, что бакенеко превращается в некомату.
Среди бакенеко иногда встречаются хорошие особи, а вот некоматы не бывают добрыми: они все злые и не прочь полакомиться человеческим мясом. Они умеют заставить людей подчиниться их воле. Самое пугающее заключается в том, что некоматы могут преследовать людей, превращаясь в призраки их умерших близких.
Самые сильные некоматы обитают в горах. Говорят, что они имеют глаза кошки, а тело – собаки, хотя способны превращаться в кого угодно. Есть люди, которые утверждают, будто бы собственными глазами видели некомат.


8. Кошка-сплинтер
Кошка-сплинтер, если верить слухам, обитает в лесистых регионах Северной Америки. Кошки-сплинтеры шумные, неуклюжие, бестолковые и в буквальном смысле туповатые. Они используют свои крепкие черепа для того, чтобы ломать деревья.
Кошки-сплинтеры имеют острые когти, мощные задние лапы и клинообразную морду. Все эти физические особенности позволяют им легко лазать по деревьям.
Кошки-сплинтеры ведут ночной образ жизни и предпочитают охотиться во время сильных ливней, когда их громкие действия заглушаются шумной погодой. Они питаются енотами и пчёлами, «расщепляя» дуплистые деревья, чтобы добраться до их гнёзд.

9. Хранители потустороннего мира
Вера древних египтян в то, что кошки являются мистическими животными, распространилась на их римских завоевателей, после чего передалась кельтам, которые стали считать этих животных хранителями другого мира. Но дело было не только в духовном смысле.
Пещера кошек – адовы уста в Ирландии, физические ворота, которые ведут через недра Земли в параллельный мир. Считается, что на Самайн (Хэллоуин) из Пещеры кошек появляются монстры, которые пугают людей всю ночь.
Согласно мифологии, легендарный герой Кухулин однажды приручил диких кошек, которые напали на него, когда он был возле Пещеры. Но сама пещера – вовсе не миф. Это реальное место, которое находится в Ирландии и доступно для посещения. Однако внутрь пещеры Вас не пустят, поскольку часть её рухнула, оставив туннель заблокированным.


10. Большие Уши
В шотландском фольклоре есть демонический кот, известный как Большие Уши; говорят, что он является потомком Ирусана, мифического короля котов. Шотландцы верили, что Большие Уши был оракулом, который исполнял желания, поэтому языческие заклинатели часто проделывали варварский ритуал, чтобы призвать его.
В течение нескольких дней они жарили живых котов на вертеле до тех пор, пока не появлялась армия демонических котов, чтобы положить этому конец. Ею руководил Большие Уши, который исполнял любые желания или предсказывал будущее.
Этот ритуал практиковался на протяжении XVII века, хотя и был осуждён церковью. Известно, что в последний раз его выполнили в марте 1824 года. Процесс был описан в деталях одной лондонской газетой.