Консультации для замещающих родителей. Консультация для родителей "приемный ребенок в семье" консультация на тему Консультации для родителей приемных детей

Ольга Шульц
Консультация для потенциальных приемных родителей

Сердце подскажет как найти своего малыша!

Приняв решение об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности, какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике и т. д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления является одним из наиболее судьбоносных и занимает немало времени.

Решившись на этот шаг, тщательно взвесьте свои возможности (физические и материальные). Если вы хотите взять ребенка до года, определите, сможете ли вы уйти с работы и заняться воспитанием ребенка дома хотя бы до трех лет. Усыновляя младенца, вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Чем младше ребенок, тем больше возможностей у его усыновителей прожить все этапы родительства, а у ребенка - начать получать любовь в семье.

Если вы планируете взять ребенка постарше, продумайте, кто будет водить его в детский сад и забирать, кто будет провожать и встречать его из школы, станет ли он посещать кружки и секции. Определяясь с возрастом, понаблюдайте за детьми своих друзей, знакомых и родственников. Возможно, какой-то возраст будет вам особенно близок.

Многим усыновителям хочется, чтобы малыш в чем-то был похож на них. Но не стоит выбирать ребенка по принципу "хочу, чтобы у него был такой же нос". Достаточно отдаленного сходства, говорящего о принадлежности к определенной национальности. Многие усыновители говорят, что по прошествии времени их приемные дети стали похожи на них. Формирование похожести с усыновителями - это не чудо. Лицо находится постоянно в движении, и в общении с усыновителями ребенок приобретает похожие особенности мимики, улыбки.

Для усыновителей со спокойным темпераментом флегматиков воспитание ребенка-"моторчика" может быть утомительным, так же, как и для импульсивных, "быстрых" взрослых может быть испытанием общение с медлительным, обстоятельным малышом. Не стесняйтесь расспрашивать у персонала дома ребенка как можно подробнее об особенностях поведения малыша.

Здоровье ребенка. Конечно, это очень важный вопрос. Реалии домов ребенка таковы, что детей с записью в карте "Практически здоров" почти не встречается. Но и многие диагнозы звучат гораздо страшнее (из-за своей непонятности, чем являются на деле. О типичных заболеваниях таких детей пишут много, и с этой информацией стоит познакомиться заранее, чтобы не пугаться увиденного в карте. Многие проблемы (например, госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка) характерны именно для пребывания детей в учреждении, где по определению они не могут получить достаточно ласки и внимания, и проходят, когда малыш получает их в семье.

Одно из интересных открытий, сделанное доктором Уэмбеч, касается усыновления. Она пришла к выводу, что при усыновлении не бывает случайностей: не бывает случайностей для родителей, дающих рождение, нет случайностей для тех, кто усыновляет малыша, как нет случайностей и для самого ребенка. Если это Ваш малыш, то Вы почувствуете это сердцем, Вам подскажет правильный выбор Ваша интуиция. Иногда бывает достаточно только взгляда Вашего, пусть не кровного, но положенного Вам по судьбе ребенка. На примере рассказа одной из женщин, Вы можете увидеть как это бывает:

- «Выдали нам направление на выбор ребенка, и мы понеслись в один из домов ребенка. Знали бы вы, какой это стыд и мука выбирать, рассматривать и умирать от неловкости перед этими малышами от того, что ты их не возьмешь! Мы пробыли там долго, я много возилась с теми, с кем можно было, они славные, маленькие, но ни про одного я не почувствовала, что это мой сынок. Муж тоже был в смятении. На следующий день мы уже стояли перед дверьми другого дома ребенка. Нас приняли и, выслушав, что нам нужен мальчик до восьми месяцев, заявили сразу - есть для вас как раз один! И назвали такую говорящую фамилию, что стало ясно, что этого малыша нужно вытаскивать отсюда, и быстро менять для него все. Пока нас вели по коридору в его группу, мы уже решили, что повторения вчерашних выбираний не будет - мы возьмем этого ребенка, каким бы он ни был. Честно скажу, я очень боялась, что опять ничего не почувствую. Но также твердо знала, что больше отказаться не смогу. Муж еще накануне сказал, что надеется на мою интуицию и выбирать в таких делах вообще не способен! Нас попросили подождать. Тут няня вывела его нам - вот он! Он ревел и сердился, но у нас у обоих просто от сердца отлегло - заплаканный, сердитый, но Наш. Это необъяснимо, но есть такое Чувство! Потом нас уже мало волновали данные, зачитываемые из его карточки (хотя в период новорожденности малыш перенес очень серьезную операцию) - мы думали, как бы его побыстрей забрать домой».

Мы не советуем устанавливать жестких критериев - пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика пяти лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра, усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

Усыновить ребенка, дать ему новый дом, любовь, заботу, понимание - это то, к чему стремятся люди, желающие стать усыновителями. Нужно обладать достаточной зрелостью, ответственностью и мудростью, чтобы идти по этому пути с достоинством. У усыновителей есть задача - помочь обустроить одну человеческую судьбу, с которой их соединило не кровное родство, а зов сердца. Они никогда не скажут слово "чужой" по отношению к своему усыновленному ребенку, потому что, как никто, понимают: чужих детей не бывает.

Психолог-консультант Шульц Ольга Эдуардовна.

Публикации по теме:

Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда» Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем,.

Консультация для родителей от инструктора по физической культуре «Совместные занятия спортом детей и родителей» Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей» Инструктор по Физической культуре Шершнёва Е. В. Родители считают.

Консультация для родителей «Помощь родителей своим детям в адаптации к детскому саду» Чем хе может помочь мама? Каждая мама,которая видит насколько ребенку непросто,желает помочь своему ребенку быстро адаптироваться. И это.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Анастасия Свинухова Консультация для.

Даный материал предназначен для педагогв-психологов и социальных педагогов для использования с замещающими родителями в работе, направленной на стабилизацию психоэмоционального состояния и профилактики профессионального выгорания.Данная проблема часто встречается среди замещающих родителей и цель этой консультации предоставить замещающим родителям возможность самостоятельно овладеть умениями и навыками саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для замещающих родителей на тему:

«Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции».

Цель: развитие навыков самостоятельной саморегуляции психических навыков у замещающих родителей.

Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу».

Использование образов

Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения.

Целенаправленное представление ситуаций

Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания.

Способы отвлечения

Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее.

Управление дыханием

Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания.

Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 20-30 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние.

Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация.

Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я".

Упражнение "Марионетка".

Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции.

Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний.

Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я".

Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние.

В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”:

Направленное внимание;

Мышечное расслабление;

Успокаивающее дыхание.

Развитие навыков самонаблюдения.

Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку.

Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет кое-что полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему:

В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю.

Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик.

На что учитель ответил:

Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают.

Упражнение “Знакомство с собой”.

Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот).

Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить.

1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса.

2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла.

3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти.

4. Потрясите пассивно “висящую” кисть.

Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения:

1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти?

2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло?

3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто):

Сухость и влажность;

Пульсацию;

Покалывание;

Ощущение прохождения электрического тока;

Чувство “мурашек”, “мороз по коже”;

Онемение (обычно в кончиках пальцев);

Вибрацию;

Мышечную дрожь.

Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем.

Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.


Профилактика и преодоление проблем, возникающих в замещающей семье

Приемными родителями и опекунами люди становятся в силу различных причин: желание помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; нереализованные установки «быть мамой и папой», «иметь детей», «иметь дочку (сына)»; скрасить собственное одиночество; чувство долга по отношению к родственникам.

Независимо от причин, по которым взрослые люди приняли на себя роль замещающей семьи, они имеют определенные представления и ожидания вследствие принятого решения.

Самым распространёнными ожиданиями являются ожидание «горячей благодарности» от ребенка за то, что его «спасли» и ожидание, что ребенок будет соответствовать образу, который есть у взрослых.

Такая ситуация изначально закладывает «мину замедленного действия» в отношения между взрослыми и детьми. И чаще всего конфликты между ожидаемым и имеющимся происходит в опекунских семьях. Возможно, это связано с тем, что опекунами чаще становятся родственники опекаемого ребенка. В такой ситуации основной причиной принятия ребенка в семью становится «чувство долга», т.е. взрослые осуществляют «выбор без выбора». Поэтому в опекунских семьях, как показывает практика, установка «долга ребенка» выражена ярче.

В приемных семьях родители, стремясь к тому, чтобы ребенок как можно скорее забыл тяжелый опыт, начинают безоглядно удовлетворять все его желания: покупать игрушки, сладости и др. И в этой ситуации также взрослые, чаще бессознательно, начинают от ребенка ожидать благодарности.

Таким образом, и в приемной, и в опекунской семье часто возникают противоречия между возможностями и поведением ребенка и ожиданиями родителей.

Для профилактики возникновения конфликтных ситуаций в приёмных семьях и в опекунских семьях Жирятинский районный ЦПМСС предлагает вам занятия со специалистами Центра. На занятиях будут рассматриваются вопросы:

    Почему дети лгут;

    Почему дети дерутся;

    Роль поощрений и наказаний в воспитании детей;

    Что значит быть самостоятельным;

    Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному и др.

На занятиях приемные родители не просто весело и с пользой проводят время, но и учатся лучше понимать своего ребенка и эффективно взаимодействовать с ним. Цель занятий - помочь, подсказать родителям, как научить детей играть, помогая им приобретать необходимые навыки, причем, не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора того, как самим организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству. В содержание занятий включены методы игровой терапии, эффективные как для ребенка, так и для взрослого: игровые упражнения и задания на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, ролевые игры, психогимнастика. Работа строится на проведении тренинговых занятий, психолого-педагогических бесед, целью которых является гармонизация взаимоотношений “родитель-ребенок”. Участвуя в совместных родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятия дают возможность:

    посмотреть на свою семью со стороны;

    познакомиться с сильными и слабыми сторонами своей системы воспитания;

    побыть родителю в роли ребенка и научиться лучше его понимать;

    научиться эффективным способам поддержки ребенка в сложных ситуациях;

    познакомиться с методами развития ребенка дошкольного и школьного возраста и научиться применять их на практике.

Причем родители убеждаются в том, что их проблемы не специфичны для них как для замещающей семьи, трудности могут возникать в любой семье. Такое приобщение к кругу доверяющих и сочувствующих друг другу людей - основной фактор, обеспечивающий успешность активной психологической работы и с родителем, и с ребенком.

Темы, обсуждаемые на занятиях часто становятся поводом для обращений за индивидуальными консультациями. Родители понимают, что их тревоги, во-первых, оправданы, во-вторых, что для преодоления озвученной проблемы необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, в том числе, и с родителем, и с ребенком. Как показывает практика, индивидуальные консультации и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми и родителями, являются действенными формами профилактики и решения вопросов, возникающих в семье.

Алгоритм оказания помощи в разрешении проблемных ситуаций в семье в случае обращения. Условно можно выделить несколько этапов на пути решения проблемы:

    1 этап - обращение семьи за помощью,

    2 этап - диагностический,

    3 этап - коррекционно-развивающий, состоящий из нескольких ступеней – поиск ресурсов в отношениях между родителями и детьми, выработка стратегий поведения по изменению существующей ситуации,

    4 этап - апробация,

    5 этап - корректировка сценариев поведения, обсуждение перспектив детско-родительских отношений.

На диагностическом этапе педагог-психолог знакомится с содержанием проблемы, возникшей в семье. На данной стадии выявляются родительские установки и реакции, семейные ценности, стиль семейного воспитания, сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми.

Также проводится изучение индивидуальных особенностей детей и родителей. На основе полученной информации составляются рекомендации по изменению отношения к существующим проблемам и по способам и стратегиям поведения в различных ситуациях.

При анализе результатов диагностики с родителями обсуждаются их профессиональные и личные цели, их видение будущности ребенка, какие способности и возможности ребенка они бы хотели развивать и т.д. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка позволяет вносить изменения в родительские установки и ожидания родителей. Зачастую родители с удивлением узнают, что их представления о развитии и обучении ребенка не совпадает с его возможностями.

Наиболее частыми проблемами и вопросами для обращений родителей являются:

    вопросы учебной успеваемости приемных и опекаемых детей в школе;

    вопросы установления правил и их соблюдения;

    сложности в общении, в том числе: истерики, крики, капризы, негативизм и упрямство, непослушание, неадекватные требования, повышенная обидчивость провокационное поведение ребенка и т.д.;

    ревность одного из родителей к приёмному ребёнку, избирательное отношение к детям в семье

Дети, попав в замещающую семью, могут вести себя совершенно по-разному: одни сразу же называют взрослых «мамой, папой, бабушкой», другие наблюдают за происходящим, третьи начинают «испытывать (проверять)» чувства взрослых. Сомнения ребенка, имеющего негативный опыт нежелательности, безразличного отношения к нему, обоснованы и понятны. Но иногда продолжительность таких «проверок» затягивается, вызывая у родителей самые разные чувства: от недоумения и обиды до страха и злости. Поскольку вышеназванные чувства принято считать негативными, то многие родители пытаются их игнорировать, скрыть даже от самих себя – то есть не принимают их, не пытаются понять причины проблем, тем самым углубляя зарождающийся конфликт. Задача педагога-психолога в данной ситуации помочь родителям понять, что именно приводит к возникновению тех или иных эмоций.

Третьим этапом в разрешении проблемных ситуаций является коррекционно-развивающая деятельность, которая, по сути, начинается уже на ознакомительном и диагностическом этапе работы с принимающей семьей. Стремление к идеалу в выполнении родительских обязанностей приводит к тому, что некоторые родители ставят перед собой и перед детьми очень высокие требования. Так как достичь такого уровня очень сложно или вообще невозможно, то у людей накапливается раздражение, усталость, разочарование в собственных возможностях и действиях. Некоторые родители впоследствии начинают искать виновных, и тогда виноватой стороной может стать ребенок.

На этапе апробации с родителями разрабатывается алгоритм действий для ситуаций, вызывающих напряжение или сопротивление у родителей, у детей. Намного сложнее ситуация представляется в том случае, когда конфликт возникает в семье, где есть подростки и замещающие родители в преклонном возрасте. Подростки в силу возрастных особенностей, «испытывают границы дозволенного» или стремятся к ранней автономизации от взрослых, заявляя о своей самостоятельности. Пожилые люди требуют уважения и послушания, апеллируя к имеющемуся опыту, возрастным заслугам и т.д. При этом каждая из конфликтующих сторон намеренна «твердо стоять» на своих позициях. Остроты проблеме могут добавлять накопившиеся обиды.
Как только удается получить минимальный опыт преодоления конфликтов, у членов принимающих семей появляется желание следовать предложенному плану действий, снижается уровень претензий другу к другу. Это не означает, что все проблемы разрешаются одномоментно и проблемы (конфликты) не возникают. Но даже небольшой опыт разрешения проблем является хорошим стимулом для членов семьи в постепенном изменении отношений внутри семьи (в создании доверительной обстановки внутри семьи).

В целом, необходимо отметить, что проблемы, возникающие в замещающих семьях, не отличаются от проблем, возникающих в семьях с кровными детьми. Но ситуация воспринимается острее, в связи с обстоятельствами, и в первую очередь, это связано с чувством неоправдывающихся ожиданий. Поэтому, именно психологическая поддержка родителей, обучение приемам и способам воспитания и конструктивного взаимодействия, является необходимым условием комплексной психологической работы с принимающей семьей.

Одно из самых важных прав каждого ребенка – право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, предпочтительней жить в семье.

На пути создания полноценной семьи часто возникает большое количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания. Для того чтобы все члены приемной семьи быстрей приспособились и привыкли к изменившимся условиям жизни и стали полноценной семьей, они посещают школы приемных родителей, консультации специалистов психолого-педагогической службы. Но иногда в семьях возникают проблемы воспитания, которые не каждый родитель может рассказать психологу на очной консультации, так как родитель чувствует себя ответственным и виноватым за то, что произошло. Таким образом, консультирование приемных родителей на Телефоне Доверия - одна из важных задач психологической службы. Примером конфликта между родителями и приемными детьми может стать «трудное поведение» ребенка. Один из самых распространенных и самых пугающих для родителей типов трудного поведения - детское воровство.

Чаще всего, опасения родителей, что воровство связано именно с тем, что ребенок - приемный, имеют под собой основания, так как моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «данного принципа развития» лежит боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям. Поэтому большинство детей дошкольного возраста уже различают что «хорошо», а что «плохо», что «можно, а что «нельзя». Однако, сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже - примерно к 10-11 годам. Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, отмечаются задержки в «развитии совести»: ему некого беречь, он не умеет сочувствовать, нет отношений, которыми он бы дорожил, ведь всему этому тоже нужно учиться. Поэтому детям с «неблагополучным стартом» дольше требуется внешний контроль.

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много.

Приемный ребенок из детского дома рос в учреждении при общественном укладе жизни. То есть, он не понимает в данной ситуации, что значит иметь «свое» и не понимает, что такое брать «чужое». Поэтому, основной причиной того, что ребенок берет вещи, это его неосведомленность, что вещи кому-то принадлежат и имеют особую ценность.

Дети из детского дома, взятые в приемную семью, не сразу привыкают к новой обстановке. Большинство ребят испытывают неуверенность, тревогу в своем нынешнем положении, страх перед будущим (особенно дети с низкой самооценкой) . Поэтому им необходимо создать для себя такую ситуацию, которая бы коренным образом отличалась от их прежней и нынешней обстановки жизни. Примером такого выхода эмоций и негативных чувств становится невротическое воровство. Так как при воровстве у ребенка обостряется чувство риска, появляется азарт и проявляется инфантильное удовольствие в присвоении чужого. После такой, хоть и искусственно созданной, ситуации наступает желанное чувство спокойствия, уровень тревоги снижается.

Еще одной из причин воровства может быть проверка границ дозволенного для себя. Хотят ли отказаться от него приемные родители? А может быть ребенок пытается привлечь внимание взрослого. Наказание в данном случае его меньше пугает, чем безразличие. Данное поведение называется «демонстративное воровство» .

Поведение детей, отвергнутых собственными родителями, характеризуется завистью к вещам. Наличие каких-либо вещей эти ребята связывают с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Поэтому одна из причин воровства, особенно в подростковом возрасте, - попытка присвоения социального статуса через обладание определенными вещами. Таким образом, ребенок пытается «быть как все» и не выделяться из толпы, быть членом группы сверстников.

В процессе телефонного консультирования необходимо помочь родителю понять, что происходит с ребенком на самом деле и какова причина, решением которой стало детское воровство.

Не стоит забывать, что содержание консультации - психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Значимой составляющей является формирование позитивного отношения родителя к ребенку, принятие его проявлений, поддержка в желании преодолевать трудности взаимоотношений вместе с ребенком, восстановление разрушенных связей и ответственности членов семьи друг перед другом.

Консультант может действовать разными способами.

Понятно, что при столкновении с трудным поведением ребенка родителей захватывает буря эмоций. Задачей консультанта является помощь клиенту в отражении своих чувств, мыслей и понимании, что будет результатом «разрядки» взрослого. То есть, родитель, прежде чем наказать ребенка, должен ясно осознавать цель своего поведения, что он хочет пресечь: то ли причину (что ребенок хочет добиться воровством), то ли проявление (само воровство)

Следующим вариантом консультации является помощь родителю в осознании того, что ребенок, совершивший проступок, это не преступник. В данном случае, консультант делает акцент на том, что сложившаяся ситуация – это шанс для ребенка освоить некоторые правила человеческой жизни. А вот усвоится ли это правило, во многом зависит от реакции взрослого на проступок. Необходимо уточнить, что навешивание «ярлыков», как часто бывает в обществе, это лишение человека возможности выбора в будущем.

При консультации родителей по вопросам детско-родительских отношений очень важно затронуть влияние возраста и особенностей развития ребенка. Если речь идет о детском воровстве, то родителям можно рассказать, что часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Просто, возможно, сейчас ребенку, которому десять лет, в моральном отношении еще только шесть. И относиться к его поступкам, объяснять ему, что произошло, надо с учетом этого.

Детское воровство может произойти и вне дома. Тогда взрослому обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить и не бросать одного, помочь самому ребенку найти способ возместить нанесенный ущерб: вернуть украденное, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного.

Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах .

Таким образом, проблема детского воровства – одна из актуальных в консультации приемных родителей по вопросам трудного поведения ребенка

ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ

У приемных родителей должно быть горячее желание усыновить ребенка. Бездетная супружеская пара может решиться на усыновление, если оба очень любят детей и чувствуют, что не могут жить без них. И родные, и приемные дети одинаково нуждаются в любви и заботе со стороны матери. Любовь должна быть глубокой и навсегда. Приемный ребенок более чутко воспринимает холодность одного или обоих родителей, поскольку он не чувствует себя защищенным. Обычно он знает, что его собственные родители по какой-то причине отказались от него, и теперь боится повторения беды. Нетрудно понять, почему не следует усыновлять ребенка, если этого хочет только один из родителей или они оба руководствуются меркантильными соображениями, например, им нужен помощник на ферме или они боятся одинокой старости. Бывает, что женщина боится потерять мужа и думает, что приемный ребенок удержит его в семье. Подобные мотивы усыновления не принесут пользы ни ребенку, ни родителям. Приемный ребенок, испытывающий дефицит родительской любви, часто демонстрирует не лучшее поведение.

Одиноким людям не следует брать приемного ребенка. Во-первых, как мальчику, так и девочке для нормального развития необходимо влияние обоих родителей; во-вторых, одинокий человек настолько увлекается ребенком, что это обоим не пойдет на пользу.

Супруги не должны слишком долго тянуть с усыновлением. В позднем возрасте этого лучше не делать. Затянувшиеся мечты о девчушке с золотыми локонами, наполняющей дом звонкой песенкой, могут привести к тому, что появление реального ребенка со всеми его достоинствами и недостатками станет для пожилых людей горьким разочарованием. Но как решить, когда лучше усыновить ребенка? Дело не только в возрасте, поэтому перед принятием решения вам следует обсудить ваши намерения с работниками органов опеки.

Иногда желание усыновить малыша посещает родителей, у которых уже есть, свой ребенок. Видя, что ему одиноко в семье, мать и отец хотят подарить ему брата или сестричку. В этом случае еще более важна беседа с психиатром или работником органов опеки. Приемный ребенок чувствует себя посторонним в доме, где есть родной ребенок. Если же родители будут подчеркнуто внимательны к новому члену семьи, их собственный ребенок начнет ревновать. В любом случае вы сильно рискуете.

Опасность кроется и в попытке «заменить» своего умершего ребенка приемным. Если в семье есть еще дети, усыновленный малыш окажется в заведомо проигрышном положении. Но даже если других детей нет, целью усыновления должна быть только любовь к детям вообще. Очень хорошо, если усыновленный малыш будет похож на потерянного вами, но на этом сравнения должны быть закопчены. Жестоко и несправедливо заставлять любое человеческое существо исполнять роль другого. Малыш обречен на поражение в попытках стать призраком ушедшего ребенка. В результате родители будут разочарованы, а ребенок несчастен. Ни в коем случае не напоминайте вслух о том, каким был ваш ребенок, даже в мыслях не сравнивайте их. Пусть приемный малыш будет жить в согласии со своей собственной природой. (Об этом нужно помнить и родителям, у которых родился второй ребенок после смерти их первенца.)

Оформляйте усыновление только через официальные органы. Пожалуй, главное в сложном процессе усыновления - это пользоваться услугами только специально уполномоченных лиц. Вы сильно рискуете, обращаясь непосредственно к родителям, которые желают отдать своего ребенка, или к неопытным или недобросовестным посредникам. Таким образом вы не сможете защитить себя от попыток прежних родителей вернуть своего ребенка обратно, стоит им переменить решение. Даже если закон будет на вашей стороне, сама судебная процедура способна отравить вашу отцовскую и материнскую радость и сделать несчастным ребенка. Официальное учреждение станет непреодолимой стеной между настоящими и приемными родителями, одни не будут знать даже имен других, не смогут вмешиваться в жизнь друг друга - и все это в интересах ребенка. Работники органов опеки помогут матери принять лучшее для нее решение: стоит ли ей отказываться от ребенка или лучше оставить его у себя. Они внимательно изучат образ жизни семьи приемных родителей и отговорят их, если сочтут их решение взять ребенка опрометчивым. Кроме того, в период испытательного срока они будут проводить проверки, насколько в новой семье соблюдаются права всех заинтересованных сторон.