Конспект занятия по зпр. Коррекционные занятия учителя-дефектолога для детей с ЗПР план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему. Коррекционные занятия для детей с ЗПР

В данном тематическом разделе можно почерпнуть множество интересных идей по организации занятий и НОД с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития.

Педагоги делятся живым опытом работы в области обучения грамоте и счёту детей с ЗПР. Выделяют особенности организации творческих, познавательных, физкультурных, игровых занятий с теми, кто нуждается в особом подходе. Показывают возможные пути успешного решения коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач.

Проводите полезные занятия для детей с ЗПР, опираясь на опыт коллег.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1261 .
Все разделы | ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 5–6 лет с задержкой психического развития «Дикие животные» Цель : Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью детей, корригировать и развивать психические процессы . Провести диагностическое исследование психических процессов у детей . Задачи : Коррекционно-образовательные...

Конспект НОД «Вкусное печенье» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР второго года обучения Программное содержание. Вызвать у детей интерес к лепке из соленого теста, учить вырезать формочками для выпечки. Активизировать и расширять словарный запас детей, введение новых слов : скатерть – самобранка, квашня. Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев...

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития - Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР

Публикация «Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе...» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по аппликации «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н. 2019 г. Цель: 1. Продолжать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект беседы с родителями «Особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к обучению в школе» Тема беседы: «Особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе». Возрастная групп: подготовительная. Цель беседы: оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение их психолого-педагогической...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР: «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Октябрь» Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н. 2019...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по познавательному развитию «Почему земля кормит?» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н. 2019...

ЗПР. Конспеты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития - Конспект занятия на тему «Транспорт» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Конспект занятия занятия на тему «Транспорт» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Цель: Развитие познавательной активности, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, развитие психических...


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по аппликации «Ваза с фруктами» в подготовительной группе детей с ЗПР Разработчик: воспитатель: Кириллова Т.Н. 2019 г. Цель: 1....

Возрастная группа : 3 класс.

Цели:

1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися понимания смысла пословиц, усвоение алгоритма комбинационного анализа.

2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.

3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование :

персональный компьютер; морские, стеклянные камешки, геометрические фигуры; разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов; 4 тарелки, 20 бумажных ладошек, скрепки, цветные карандаши; 4 круглых коврика-цветка, песочные часы.

Дидактический (раздаточный) материал:

карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)

Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятье начинать.

II. Вступительная беседа , активизация мозговой деятельности.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?

1. Упражнение «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности)

А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)

Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.

Вот и мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей - помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.

Перед встречей с феями надо хорошо подготовиться.

2. Гимнастика (О.А. Холодова)

а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)

Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.

б) «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы)

А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.

в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.

Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.

III. Основная часть .

Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея - Январина - волшебница и скульптор. Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.

1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)

Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.

Молодцы, вы настоящие скульпторы.

Если вы родились в феврале, то ваша фея - Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.

2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания, развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)

Пель + мера - ра + ни =__________ пельмени

Пи + роша - ша + гид - д =__________пироги

Бак - ак + улоп - п + чкы - ы + и =___________булочки

Тева - ва + ф + тем - м + ли =______________тефтели

Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы отличные кулинары.

Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница - Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».

3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)

(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).

Если вы появились в апреле, то ваша подруга - фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.

4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)

Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:

Молодцы, вы настоящие модельеры.

Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?

5. Развивающая игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)

Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)

Деревья над морем от ветра качались.

Две птички случайно в ветвях (повстречались)

Она хороша, как картинка.

Он тёмный, с узором на (спинке)

И небо темнело - гроза (надвигалась)

И птички, обнявшись, укрылись в листве,

А дождик стучал по зелёной (траве)

Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.

Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле. Это - Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте - она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)

6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)

Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.

За двумя зайцами погонишься а дома лучше

Сделал дело от того и наберёшься

Скажи мне кто твой друг не вынешь рыбку из пруда

В гостях хорошо ни одного не поймаешь

С кем поведёшься а товарища выручай

Без труда и я скажу кто ты

Не спеши языком а лень портит

Когда я ем торопись делом

Как аукнется гуляй смело

Труд человека кормит то не вырубишь топором

Сам пропадай так и откликнется

Что написано пером я глух и нем

7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская, развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)

У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:

С латышской:

Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь

(без труда не вынешь рыбку из пруда)

С армянской:

Осталось дело до завтра - считай, что застряло

(сделал дело - гуляй смело)

С белорусской:

Языком молоть - не дрова колоть.

(не спеши языком - торопись делом)

С украинской:

В гостях хорошо есть, пить, а дома - спать.

(в гостях хорошо, а дома лучше)

Следующая фея - Августина. Онапомогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар. А вы им обладаете? Сейчас проверим.

8. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)

Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)

1 вариант

А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)

А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)

Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4 (солнышко)

2 вариант

Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9 (песня)

В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)

Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок.

Перед вами Сентябрина, она опекает детей сентября. Эта фея- врач, лечит не только тело, но и души людей. Если вы родились в сентябре, то у вас тоже есть способность к врачеванию - из вас вырастет хороший доктор. Доктор следит за состоянием здоровья своих пациентов, и мы чувствуем, что немножко утомились, необходимо отдохнуть.

9. Упражнение - медитация «Цветы» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стабилизация психических процессов, снятие напряжения и заряд энергией, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее)

В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая фея посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети садятся на коврики складывают руки над головой, изображая бутоны).

Их согревало солнышко, а Добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).

Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные цветы. Ведь фея наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.

Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место

Молодцы, замечательно выполнили упражнение-медитацию, продолжим знакомиться с феями.

Если вы родились в октябре или ноябре, то ваши феи Октябрина и Ноябрина, великие мастерицы, они из простого материала могут творить чудеса.

10. Упражнение по коррекции и развитию мелкой моторики рук, конструктивных способностей. Композиция из бумаги «Солнышко добра»

Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышко (дети выполняют композицию)

У каждого из вас получилось солнышко добра.

Ребята, мы не познакомились ещё с одной фей. Всех, кто родился в декабре, опекает Декабрина. Она лучшая в мире учительница, воспитательница, хранительница, главное её качество-доброта.

11. Когнитивная релаксация «Солнышко» (М.В. Киселёва, снятие усталости, эмоциональное развитие)

Возьмите волшебное солнышко добра в руки. Давайте поиграем и помечтаем. Выходите на ковер (садимся в круг на большом ковре).

Сядьте поудобней, солнышко положите себе на грудь и расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте.

Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются силы здоровья, силы счастья и радости.

А теперь медленно, не спеша, на счет три откройте глаза и встаньте. Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живет доброта.

IV. Итог. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)

1.Упражнение «Добрые сердца» (развитие эмпатии друг к другу и окружающим, эмоциональное развитие)

Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.

Молодцы! До новых встреч, до свидания.

Васенёва А.Г., учитель-дефектолог, ГБОУ «Тверская школа-интернат №1»

Епишева Татьяна Павловна

Учитель-дефектолог, МАДОУ ДС № 17 "Ладушки", г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА

Епишева Т.П. Конспект занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний" // Совушка. 2017. N1(7)..10.2019).

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Цели занятия

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить сформированность слухового, сенсорного и моторно-двигательного внимания у детей в разнообразной деятельности;
  • формировать инициативное высказывание в диалогах;

Коррекционно - развивающие:

  • уточнить знания о числовом ряде;
  • закреплять количественный счет;
  • уточнить пространственные представления, геометрические фигуры и цвет;
  • вырабатывать навыки в распределении внимания между несколькими предметами, переключении с одного на другой;
  • развивать мышление с помощью таких логических приемов, как обобщение, классификация;
  • корректировать процессы, влияющие на улучшение зрительных функций:

- развитие зрительно - пространственной ориентировки;

- формирование цветоразличение;

- развитие сохранных анализаторов;

- повышение остроты зрения;

- развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание;

- формирование зрительного восприятия;

- закрепление ориентировки на микропространстве (на листе бумаги);

  • развивать мелкую моторику и координацию рук с действием;
  • вовлекать детей в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение использовать обобщающие слова;

Воспитательные:

  • воспитывать умение сосредоточиться, не отвлекаться при выполнении задания, работать в едином темпе и ритме с другими детьми;
  • воспитывать выдержку, умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование:

Комплект цифр на каждого ребенка;

- демонстрационный материал : картина (ежи, солнце, гриб, елка с шишками);

картина с наложением (игрушки); картина с геометрическими фигурами;

Картинка леса и деревни;- пирамидка; - большая цифра 4.

- раздаточной материал : (шишки, грибочки); карточки с наложением

(игрушки); карточки с геометрическими фигурами;

Картинки домашних и диких животных (свинья, лошадь, коза; белка, волк, лиса);

Тарелочки; бабочка (гимнастика для глаз); цветные карандаши; мольберт;

Аппаратура мультимедиа, экран.

Ход занятия

  1. Организационный момент

В лесу скоро открывается лесной детский сад и ежата будут его посещать, но они не знают, чем занимаются в детском саду, что там делают. Я предлагаю показать какие любознательные и находчивые ребята в детском саду и как они занимаются. Сегодня на занятии у нас будут разные задания. И вот первое из них.

а/ Вопросы на сообразительность :

  • Как называется геометрическая фигура, у которой 3 угла?
  • Кто длиннее: змея или гусеница?
  • В какое время суток вы занимаетесь, играете, гуляете?
  • Какое число меньше: 5 или 6?
  • Чего больше деревьев или листьев?

б/ «Назови и проходи ».(формирование цветоразличения)

(ребенок отвечает на вопрос и проходит, садится на стульчик за столом) Сережа, какого цвета у тебя шорты? Полина, назови цвет своего бантика? Кирилл, какого цвета цифры на твоей футболке? Дима, какой цвет кроме красного на твоей рубашке? Настя, в какой цвет окрашены цветочки на твоем платье?...

II . Основная часть .

1. Работа с картиной / отгадывание загадок.

а / - У нас есть картина. Я вам буду загадывать загадки, а вы найдите на ней отгадки.

«Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет» (солнце )

«Ее всегда в лесу найдешь- пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж зимою в платье летнем» (елка )

«Сердитый недотрога, живет в лесной глуши.

Иголок очень много, а нитки не одной» (ежик )

« Под сосною у дорожки, кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть - нет головы» (гриб )

б/ Вопросы по картине.

Сколько ежат на картине? (три )

Каких предметов по одному? (солнце, елка, гриб)
- Сколько шишек на елке? (четыре )

Покажите карточку с цифрой 4.

в/ Работа с раздаточным материалом . (количество и счет)

(понимание отношений между числами натурального ряда).

У вас на тарелочках есть шишки и грибочки.

Положите столько шишек, сколько их на елке. (Что надо сначала сделать? Сколько ты насчитал шишек? Сколько ты возьмешь шишек из тарелочки?)

Сколько вы положили шишек? Сережа? Кирилл? У тебя Дима?...

А теперь положите грибочков на 1 больше, чем шишек.

Сколько вы положили грибков?

Чего больше: шишек или грибочков?

На сколько грибочков больше, чем шишек?

На сколько шишек меньше, чем грибочков?

(немного запутались, на следующих занятиях будем учиться сравнивать количество предметов).

2. «Найди домик». (классификация предметов по их основным признакам, развитие зрительно - пространственной ориентировки).

Ежата лесные жители. А вот другие животные заблудились, не могут найти, где их дом в лесу или рядом с людьми.

У вас есть картинки животных, надо помочь найти жилье для каждого животного.

Где их дом: лес или рядом с людьми. (дефектолог демонстрирует картинки леса и деревни)

Послушайте, как я говорю, а потом вы сами будите рассказывать.

Это корова. Она живет рядом с людьми.

Это лось. Он живет в лесу.

(ответы детей) Молодцы, помогли животным найти их жилье.

3. «Расскажи о яблоке» (подбор определений.)

Подумайте и скажите, что любят ежи? (грибы, ягоды, молоко… )

Мы угостим их яблоком. А вы расскажите: какое яблоко.

Вы будите называть какое яблоко, а я буду надевать колечки.

( использовать пирамидку, наводящие вопросы) / Красное, сочное, большое, твердое, гладкое, круглое, вкусное, сладкое, полезное, ароматное …)/ после того, как собрали колечки пирамидки - дефектолог быстро накрывает ее салфеткой.

4. «Услышь правильное слово»

(развитие сохранных анализаторов: фонематический слух)

Яблоко - это фрукт. Какие фрукты вы еще знаете?

Я вам буду называть слова, похожие на слово «груша» и когда вы услышите, что

я сказала правильно, хлопните в ладоши. (приготовьте ладоши)

Слушайте внимательно: груфа, г´юша, глюса, груша , груса, г´юса, г´юфа, груша .

Это было трудное задание, но мы обязательно потренируемся различать

правильно называемые слова.

5. Беседа об игрушках.

Вот мы собрали колечки и что у нас получилось? Пирамидка .

Пирамидка - это что? Игрушка .

А вы знаете игрушку - «неваляшка»?

Почему ее так называют?

А еще неваляшку называют «Ванька - Встань-ка». Я вам покажу и расскажу потешку про Ваньку - Встань-ку, а вы смотрите и вместе со мной выполняйте.

III . Физкультминутка. (развитие зрительно - моторной координации)

Ванька - Встань-ка, Ванька - Встань-ка, (наклоны в стороны)

Приседай-ка, приседай-ка. (приседания)

Будь послушным, ишь какой (погрозить пальчиком)

Нам не справиться с тобой. (покружиться)

IY . Гимнастика для глаз. (использование электронной физминутки с показом на большом экране)

- Сейчас на улице осень. И мы с вами понаблюдаем, как ветер срывает листочки с дерева, а наши глаза будут за ними следить и в тоже время отдыхать.

- Внимательно следите глазами за падающим листочком.

Y . Работа с карточками. (развитие остроты зрения: наложение предметов).


У вас есть карточки, где много игрушек.(также выставляется большая картинка с таким же заданием)

Посмотрите внимательно и скажите: какую игрушку вы увидели?

Слушайте других детей, старайтесь не повторяться. (ребенок: я увидел мячик…)

Что еще вы увидели? (дополнительные вопросы, если дети затрудняются назвать все предметы на карточке)

- Посчитайте и скажите мне на ушко: сколько всего игрушек на карточке?

Поднимите руку у кого получилось 6 игрушек? У кого 7 игрушек? (молодцы, эти дети не ошиблись, кто насчитал 6 игрушек)

YI . Гимнастика для глаз.

(развитие глазодвигательных функций: фиксация, прослеживание)

Вы внимательно и долго рассматривали картинку, глаза устали и сейчас сделаем гимнастику, чтобы глаза отдохнули.

Последите глазами за полетом бабочки: бабочка полетела влево, полетела

вправо, полетела влево, вправо (следим только глазами); полетела вверх, вниз,

вверх, вниз.

Поморгали часто, часто - зажмурились крепко, крепко.

Поморгали часто, часто - раскрыли глаза широко, широко.

Потрите ладони и прикройте глаза, глаза отдыхают.

YII . Работа с карточками (развитие мелкой моторики руки)

(развитие зрительного восприятия, практической ориентировки на микропространстве - листе бумаги, мелкой моторикеРаскрась фигуры.

Теперь потренируем пальчики.

Вы сказали, что ежата любят грибочки. Давайте угостим ежат. Положите перед собой карточку с грибами и раскрасьте второй грибок; пятый грибок; первый грибок.

Старайтесь не выходить за контур, держите правильно карандаш.

Сколько всего грибов вам надо закрасить? Сколько грибов вы еще не закрасили?

У нас мало времени, поэтому остальные грибочки вы закрасите в группе.

YIII . Итог занятия.

- Сегодня на занятии вы выполнили много заданий.

Какие задания были интересными?

- Какое задание было трудным?

А какое задание не вызвало затруднений?

Сюрпризный момент. Ежатам очень понравилось как вы работали на занятии и они дарят вам свои портреты. Вы их возьмете в группу и разукрасите.

Литература:

1. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: Творческий центр Сфера, 2006.

2.Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль: Академия развития, 1998.

ЗПР (задержка психического развития) - это неприятный диагноз, но не смертельный. Если знать, как правильно проводить упражнения и игры с такими детьми, то можно достичь больших результатов. Просто необходимо знать какие игры лучше всего подойдут ребёнку с ЗПР, какие методы и занятия выигрышнее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Коррекционные занятия для детей с ЗПР построены с учётом возникающий сложных проблем в эмоциональном состоянии ребёнка.

Цель коррекционных методик

Целью коррекционных методик для детей с ЗПР являются развитие:

  • психических функций;
  • двигательной сферы;
  • адаптации к условиям, окружающим ребёнка.

Коррекционные методики направлены на развитие памяти, воображения, внимания.

Коррекционные занятия помогают ребёнку ориентироваться в пространстве, времени, идёт развитие сенсорных функций, развитие моторики, ребёнок учится играть, быть дружелюбным, коммуникабельным.

Как проходят коррекционные занятия

Чаще всего коррекционные занятия проходят в группах по 10 человек один раз в неделю от 15-30 минут. Занятия обеспечивают психическую защищённость малыша. Общение с учителем происходит строго по эмоциональным потребностям ребёнка (от 15-30 минут в зависимости от возрастной группы). Все упражнения для детей с зпр объединяются в одной темой и сюжетами, в которые включаются любимые или просто известные герои сказок, мультфильмов, нередко главными персонажами могут выступать животные. При этом все герои попадают в определённые жизненные ситуации, путешествуя по сказочным странам вместе с детьми. В процессе таких игр дети концентрируют своё внимание, развивают память и логическое мышление. В момент проведения коррекционных игр и упражнений для детей с зпр, педагоги (дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель) действуют как одно целое, создавая иллюзорный и красочный, сказочный мир для ребят.

Для хороших результатов при коррекционных занятиях обеспечивают равномерное чередование психических и физических нагрузок:

  • разминка и проведение упражнений для поднятия мышечного тонуса;
  • походят занятия по развитию внимания, памяти, мышления;
  • идёт развитие чувств темпа и ритма;
  • упражнения на согласованное взаимодействие речи и движений;
  • развивается голос, дыхание;
  • развиваются мимика и грамотная речь;
  • развиваются творческие способности крохи.

Коррекционные занятия с музыкальным сопровождением

Чаще всего для занятий с детьми, отстающими в развитии, применяются игры с музыкальным сопровождением. Музыка положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, позволяет ему выполнять определённые действия в такт музыке или её часто используют для понятия временного отрезка, за который надо выполнить какие-то действия. Игры и упражнения во время коррекционных занятий развивают у ребёнка:

  • развитие устной речи;
  • богатый словарный запас;
  • обеспечивают ровность спины;
  • помогают ребёнку ориентироваться в пространстве и времени.

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог . Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы .

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” ().

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве .

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи , связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления ; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития.

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.