Конспект занятия по развитию речи в 1. Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе "сорока-белобока"

Манакова Р.С.

МОБУ СОШ села Амзя городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан

Конспект занятия по развитию речи

«К Мишке в гости»

1 младшая группа (2-3 года)

Задачи:

  1. Расширять знания об окружающем мире.
  2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).
  3. Упражнять детей в произношении звука “ к”. Побуждать детей подражать голосам птиц. Упражнения на развитие слухового восприятия.
  4. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  5. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
  6. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи.
  7. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Методы:

1. Наглядные

2.Словесные

3. Практические

Приемы:

  1. Словесные приемы (повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос).
  2. Наглядные приемы (показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению)
  3. Игровые приемы (могут быть словесными и наглядными).

Индивидуальная работа с Ясмин, Ярославом – правильное произношение звука “к”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к Мишутке. Встанем паровозиком и поехали. Чух-чух-чух (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).

Песня «Паровозик». Воспитатель поёт, дети помогают .

Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.

Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке

Воспитатель: Приехали. Посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»

Мишка: А я вас ждал и приготовил сюрприз . Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ящик, песок, песочница….)

Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на него. А что там, Мишка?

Мишка: Песочек, но только он не простой, он волшебный. В нем спрятаны разные предметы-игрушки.

Воспитатель: Ребята, поможем Мишутке отыскать их? Посмотрим, что там и расскажем Мишке, как надо играть с игрушками.

Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.

Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в ящик и нащупать игрушку, спрятанную в песке.

Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы, поощряет ответы детей, хвалит их. Обобщает ответы (приурочить к игрушкам игры, песенки, стишки):

Из тарелки суп едят да кашу, кукол кормить наших.

Из кружки пьют чай, кофе, молоко, компот, сок.

Погремушкой можно греметь (показать, обращаясь к Мишке и детям).

Куклу можно покачать, спать положить, песенку спеть:

«Баю-бай, баю-бай, кукла, глазки закрывай»

Зайка умеет, и бегать и прыгать. Что есть у зайки:

«Заинька, зайка, маленький зайка, длинные ушки, быстрые ножки…»

Мишка. Посмотри, Мишка, твой дружок, Мишутка. Он такой же толстенький и косолапый и всю зиму сосёт лапу.

Как он ходит? Покажите, детки. А какой у него дом? А у зайки?

Разминка:

У медведя дом большой – дети разводят руки

А у зайки маленький – дети приседают

Вот медведь идёт домой – дети идут, подражая медведю

А за ним и заинька – дети прыгают на двух ногах.

Кирпичик – какой? Для чего? Что строить? (Дети говорят: "дорожку, гараж, забор, дом и т.д.")

Мишка говорит, что он тоже умеет строить домики. Хотите посмотреть, какие домики он построил? Дети – «да».

2 ЧАСТЬ

Мишка показывает домик.

Воспитатель: Ой, какой домик красивый. Какого цвета? (Красный ) а что есть у домика? (Крыша, дверь и окно). Молодец, Мишка.

А кто в домике живёт? Давайте постучим и скажем: "Тук-тук-тук". Кто в домике живёт? (Дети повторяют за воспитателем)

(Слышится: "Ку-ка-ре-ку") Кто там, ребята? Кто там кричит? Петушок-золотой гребешок. Давайте посмотрим (открывают двери и достает петушка). Какой у него гребешок? Давайте покажем петушка (пальчиковая гимнастика). Вот какой у него гребешок.

Петушок у нас горластый
По утрам кричит он: «Здравствуй»!

Давайте и петушку насыплем зёрнышки. Клюй, петушок (дети повторяют: "Клюй, клюй").

Мишка показывает другой домик (жёлтый) , дети говорят: "Тук-тук-тук, кто в домике живёт?"

Послушайте, кто это? Слышится из домика ко-ко-ко. Кто это? Дети говорят: "Курочка" (хоровые и индивидуальные ответы, воспитатель просит повторить звуки подражания). А кто ещё пищит? (Слышится пи-пи-пи).

Дети – «цыплята». Давайте посмотрим, откроем двери. Точно? Курочка и цыплята. Какие цыплята? Жёлтые. Что им курочка говорит? (Ко-ко-ко – не ходите далеко) . Следить, чтобы все дети чётко произносили «ко-ко-ко». Давайте покормим их – дети показывают как. Кормят курочку, приговаривая:

Курочке-пеструшечке – накрошили крошечки
Вот какие ладушки: ладушки, ладушки.

Мишка ещё показывает домик. Какой домик? (Зелёный, как травка) Тук-тук-тук, кто в домике живёт? (Очень громко слышится: "Га-га-га-га".)

Ой, ребятки, кто там? – Это гусь.

Воспитатель: а как он кричит? Дети все и индивидуально: га-га-га (открывают двери, смотрят гуся).

Какой гусь? (Белый, а клюв - красный).

Как он клювик открывает? Показать пальцами (пальчиковая гимнастика).

Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть, наверно, хочет.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться, давайте поблагодарим мишку за гостеприимство и скажем, спасибо, Мишка, за игрушки. Ребята, кого мы видели в гостях у мишки?

Петушка – ку-ка-ре-ку,

Курочку – ко-ко-ко,

Цыплят – пи-пи-пи,

Гуся – га-га-га.

А теперь нам пора,

Уезжаем, детвора!

Дети встают паровозиком, машут Мишутке: «до свидания», уезжают.

Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е издание, испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Валентина Гербова – занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. М.:Мозаика-Синтез, 2015
  3. Тренируем пальчики- развиваем речь. О.И. Крупенчук, Санкт –Петербург, Издательский дом –Литера,2009
  4. Развитие речи у детей раннего возраста. Е.А. Янушко, М.:Мозаика-Синтез, 2009
  5. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» Журавлева Н. Н. , Лебедева Л. В. , Каушкаль О. Н. Издательство: Центр педагогического образования , 2014 г.

Программное содержание:

1. Учить детей составлять вместе с педагогом рассказ об игрушке.

2. Продолжить учить детей с помощью анализаторов различать и называть игрушки, их качества.

3. Воспитывать выдержку, формировать умение выслушивать ответы своих товарищей.

4. Закрепить произношение звуков «э – э – э». Звукосочетаний «пи – пи – пи», «гав – гав», «иго – го», «мяу».

5. Обогащать словарь детей прилагательными «большой», «мягкий», «маленький», «пушистый».

Демонстрационный материал

Игрушки – собака, лошадка, кошка, медведь, заяц, цыпленок, пчелка, чудесный мешочек.

Раздаточный материал

Атрибуты лошадки.

Предварительная работа

Провести беседу, кто узнает по описанию игрушку. Рассмотреть иллюстрацию с игрушками. Поиграть в игру «Узнай и назови».

Ход Занятий

Дети сидят полукругом, раздается стук в дверь, дверь открывается – залетает пчелка с мешочком – «Жу – жу – жу».

Пчелка: - Это детский садик?

Воспитатель: - Да!

Пчелка: - Я прилетела к вам в гости, еле – еле долетела. Устала нести мешочек, да еще замерзла, потому, что на улице зима, а зимой я в своем домике сижу. Но мне стало грустно одной, вот я прилетела к вам повеселиться, лето вспомнить. Летом тепло, светло, кругом зелено, травы и цветов много. Вот я летаю летом с цветка на цветок и про себя стихи читаю:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я на цветочке сижу,

Я на цветочке сижу,

И букву «ж-ж-ж» твержу

Ну, ребятки, вместе со мной повторите ж-ж-ж-ж.

Дети: Ж-ж-ж, ж-ж-ж, ж-ж-ж.

Пчелка: - Вот так, детки, молодцы, порадовали меня. За это я вас угощу. Но в начале со мной поиграйте. А игра у нас проста.

Воспитатель: - Пчелка, что это за игра?

Пчелка: - Вот мешочек не простой, в нем много игрушек. Я буду показывать игрушку, а вы вместе с воспитателем расскажите, что знаете об этой игрушке.

Воспитатель: - Ребята, поиграем?

Дети: - Да! (Хором)

Пчелка: - (достает игрушку – кошку). Что это за игрушка?

Дети: - Кошка!

Воспитатель: - Арина, расскажи пчелке все что знаешь о кошке, а вы ребята, помогайте.

Наводящие вопросы – ответы детей.

Дети: - Кошка пушистая, у нее есть лапки, хвостик – длинный, ушки – маленькие, шкурка мягкая и есть усы.

Воспитатель: - Ребята, давайте повторим про кошку все вместе.

Пчелка: - Умница, Арина, о кошке знает многое.

Воспитатель: - Пчелка, а ты послушай потешку.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы,

Удивительной красоты.

Глазки смелые, зубки белые.

Вот какой наш котик.

Пчелка: - Ой ребята, смотрите, кто это? Пушистый, уши длинные.

Дети: - Заяц!

Воспитатель: - Саша. Расскажи пчелке о зайчике, а вы дети, помогайте

Дети: - У зайки длинные уши. Хвостик маленький, шубка пушистая, передние лапки короткие, задние длинные. Живет он в лесу.

Пчелка: - Ребята, ну – кА повторите все вместе.

Дети: - (хоровые ответы)

Пчелка : - А что заяц любит?

Дети: - Морковь!

Воспитатель: - Пчелка, а про зайчика хочешь стих послушать?

Жил, был зайчик

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке,

Отморозил хвостик

И поехал в гости

К ребятишкам греться.

Пчелка: - Ай да умненький зайчик! Ребята, а это кто?

Дети: - Мишка!

Воспитатель: - Катя, расскажи пчелке про мишку косолапого, а вы ребята слушайте внимательно.

(Наводящие вопросы – ответы детей).

Дети: - он большой и косолапый. Живет в лесу, собирает шишки. Любит мед.

Воспитатель: - Ребята, покажите, какой он большой?

(дети имитируют, показывают величину, рост медведя)

Детки, а как он рычит?

Дети: - э-э-э-э-э-э-э-э.

Воспитатель: - А давайте мы покажем, как идет медведь по лесу?

Мишка косолапый

По лесу идет

Шишки собирает

И карман кладет,

Вдруг упала шишка

Мишке прямо в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ.

Вот видишь, пчелка, детки какие молодцы, они про мишку много чего знают.

Пчелка: - Посмотрите. Посмотрите, да кто же это такой?

Дети: - Цыпленок!

Воспитатель: - Ксюша, расскажи нам пожалуйста что ты знаешь про цыпленка?

(Наводящие вопросы – ответы детей.)

Дети: - Цыпленок маленький, желтенький. У него есть крылышки, лапки, клюв, глазки синенькие.

Пчелка: - Ребята, повторите еще раз, чтобы я запомнила, как пищит цыпленок?

Дети: - Пи-пи-пи.

Воспитатель: - Цыпленок маленький, он очень хочет тихо пищит, поможем ему хором! (хоровые ответы).

Пчелка: - Вот так – то лучше, молодцы. Вот посмотрите еще одну игрушку, кто это?

Дети: - Собачка!

Воспитатель: - Маша, Расскажи пчелке и всем нам про собачку.

(Наводящие вопросы – ответы детей.)

Дети: - У него хвостик, лапки, ушки, есть клыки и зубки.

Воспитатель: - Пчелка, наша собачка не кусается, она добрая. Она играет. Детки, а как собачка лает?

Дети: - Гав-гав-гав.

Пчелка: - Тогда я с ней тоже поиграю (гладит собачку).

К нам пришла собачка,

Хвостик закорючкой,

Зубки острые, шерстка пестрая.

Раздается громко «Иго – го, иго – го».

Воспитатель: - Ребята, а мы никого не забыли?

Дети: - Лошадку! Это она так кричит!

Пчелка: - Ну – ка, ну – ка покажите, все, все про нее расскажите, все, все про нее расскажите!

Воспитатель: - Юля. Помоги мне. Пожалуйста, рассказать про лошадку.

Дети: - У лошадки есть грива, длинный волосяной хвост, ушки, ножки.

Пчелка: - Юля, а стишок знаешь про лошадку?

Воспитатель: - Стой, стой, пчелка, стишок мы тебе расскажем все вместе.

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Ребята, а у нас есть еще маленькие лошадки, давайте и мы поскачем, (воспитатель раздает атрибуты, дети едут).

Гоп, гоп! Конь живой,

И с хвостом, и с гривой

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Пчелка: - Ребята, мне у вас очень понравилось, но надо возвращаться домой. Спасибо вам большое! А вот вам и угощение (пчелка угощает детей). Я вас не забуду, еще к вам прилечу. Я полетела, до свидания, ж-ж-ж-ж.

МКДОУ БГО ЦРР-детский сад №11

Конспект ООД по речевому развитию

В 1 младшей группе

«Дружная семейка»

Составила воспитатель:

Грачева Н.В.1кв.категории

Цель : Речевое развитие.

Задачи: Образовательная область: «Познавательное развитие»

Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие связной речи, формирование способностей к диалогической речи, звукоподражании голосам птиц; знакомство с русским народным фольклором.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Знакомство с понятием «Семья», воспитание заботливого отношения к животным.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики движения обеих рук, умение соотносить речь с движением.

Использование современных образовательных технологий: игровая, технология исследовательской деятельности (звукоподражание.)

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, пшено, тарелочка для пшена, фонограмма голоса петушка, курочки, цыплят.

1 Организационный момент.

Ребята, кто это кричит, кто это в гости к нам спешит? (показывает изображение петушка на доске)

2 Основная часть. Знакомство с петушком, рассматривание его.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с петушком .(Дети здороваются)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

(Читая потешку, воспитатель показывает части тела птицы)

Посмотрите-к какой наш петушок красивый!

Где у петушка хвост? А где у петушка крылья? А покажите где у петушка ножки?

А как петушок поёт? (Ку-ка-ре-ку)

Наш петушок к себе курочка зовёт.

Давайте и мы позовём курочку. Как её позвать? (Цып-цып-цып)

(Показывается изображение курочки рядом с петушком)

Посмотрите, курочка такая же, как петушок?

Петушок большой, а курочка…(побуждает договаривать фразу)

Хвост у петушка большой, а у курочки (маленький)

А курочка как говорит? (ко-ко-ко)

Петушок-это папа, а курочка? (мама). У них есть детки-цыплята. А вместе они-семья.

3 Инсценировка русской народной песенки « Вышла курочка гулять…»

Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-курочкой, а вы- мои детки-цыплятки. Мы с вами пойдём гулять и делать то, что делают цыплята на прогулке.

Дети встают с мест, подходят к воспитателю, у которого на голове шапочка-гребешок курочки. Воспитатель напевает слова русской народной песенки и показывает движения инсценировки, побуждая детей повторять движения за ним.

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки. Воспитатель ходит по группе

Ко-ко-ко, ко-ко-ко Воспитатель «грозит» пальцем

Не ходите далеко

Лапками гребите, Присаживаются, стучат пальчиками по полу.

Зёрнышки ищите.

4 Заключение.

Ребята, а давайте покормим наших птичек зёрнышками(достаёт пшено). Возьмём пальчиками щепотку зёрнышек, насыплем их для курочки и петушка и позовём их «Цып-цып-цып».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Речевому развитию в 1 младшей группе Тема: «У Мишутки день рождения»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по речевому развитию в 1 младшей группе. Задачи:- познакомить детей с понятием «берлога»;-развивать артикуляционный аппарат и речево...

Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие"Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.Образовател...

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка» Конспект НОД в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе

Тема: " Игрушки нашей группы"

Цель: Развитие речи через театрализованную деятельность.

Задачи : Продолжать учить детей рассказывать стихотворения вместе с педагогом; и без помощи педагога; обогащать словарь детей по теме «Игрушки»; учить составлять описательные рассказы по игрушкам; формировать интонационную сторону речи; приобщать к театрализованной деятельности; закреплять знание о цвете.

Развитие представлений об окружающем мире.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: Игрушка Кошка. Игрушки: лошадка, грузовик, заяц, кукла и мячик.

Листочки с изображением котят, фломастеры(зеленый, красный, синий).

Предварительная работа: заучивание стихов А.Л.Барто из серии "Игрушки". Рисование клубочков.

Подготовка к занятию: стульчики расставлены полукругом около стола, на котором под тканью спрятаны игрушки. возле стола стоит пуфик для Кошки, стул для воспитателя и мольберт. для рисования стоят столы и стулья.

Ход занятия:

Дети играют.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что в раздевалке кто-то есть. Давайте посмотрим? (воспитатель открывает дверь, там сидит Кошечка белая, берет ее на руки заносит в группу и спрашивает детей).

Ой,кто это? ответы детей.

Кошка: Мяу! Здравствуйте!Я к вам в гости пришла!

Воспитатель: Здравствуй, Кошечка! Дети поздоровайтесь с Кошечкой.(дети здороваются).Посмотрите на Кошечку-какая она?(пушистая белая) что у нее есть?(у нее есть хвост, лапы, ушки).

Кошка:Мяу, мяу. Вы знаете, что я не просто Кошка- Я мама Кошка, меня зовут Снежинка.

Воспитатель: Какое красивое имя, дети как вы думаете, почему ее так назвали?(потому, что она белая как снег) (ответы детей помощь воспитателя).

Кошка: Мяу! Вы правильно сказали, я похожа на снег, вся белая и пушистая,поэтому и назвали меня Снежинка.Вы запомнили,как меня зовут?(ответы детей). У меня есть маленькие котята, они хотят узнать, что такое игрушки? И поэтому я пришла к вам. У вас есть игрушки?(ответы детей). А вы мне их покажите?(ответы детей).

Воспитатель: Проходи, Снежинка! Посмотри сколько много у нас игрушек!(осмотр игровых уголков, потом подходим к столу с игрушками, прикрытыми тканью).

Сколько здесь игрушек много
Вот машина,
Вот Зайчонок,
Вот и мяч

И кукла тут.

Вместе весело живут

С ними дети все играют,
Никогда не обижают!

Воспитатель просит детей присесть на стульчики, а Кошку сажает на пуфик.

А еще дети не только играют в игрушки, но и знают про них стихи.

Беру машинку, рассматриваем ее и читаем стихотворение А.Барто "Грузовик".

Беру лошадку рассматриваем ее и читаем стихотворение А.Барто " Лошадка".

Воспитатель: А теперь мы поиграем, а ты Снежинка посмотри на нас. (физкультминутка)

Как лошадки мы шагаем -ноги выше поднимаем. (дети шагают с высоко поднятыми коленями, цокают языками, изображая цокот копыт).

Мы на место прискакали и как лошади заржали (дети останавливаются и говорят "Иго-го").

Кошка: какие вы молодцы! Как настоящие лошадки! (дети садятся на стульчики).

Беру куклу и мяч рассматриваем их. Дети! Как вы думаете про что мы будем сейчас читать стихотворение, (ответы детей). Правильно. Чтение стихотворения "Мячик".

Беру Зайца, рассматриваем его. Чтение стихотворения " Зайка".

Кошка: Дети, а почему Зайчик такой грустный?(ответы детей).

Воспитатель: А я знаю, что нам надо сделать! Мы с ним поиграем. (включаю музыку и приглашаю детей поиграть, после игры садятся на стульчики).

Кошка: Какие вы,молодцы! Как много знаете об игрушках,

Воспитатель: Да, Снежинка, еще наши дети знают, что игрушки нельзя ломать, кидать, а нужно после игры убирать на свои места и тогда с ними можно долго еще играть. Да, дети?(ответы детей).

Кошка: Мяу! может мне ваши дети помогут для моих котят подобрать игрушки? Я вам принесла картинки моих котят, посмотрите,какие они? (ответы детей: маленькие, красивые...).

Воспитатель: Конечно поможем. Дети как мы можем помочь (ответы детей: нарисовать рядом с ними игрушку).А вы знаете, что все кошки очень любят играть с клубочками.Почему? Как вы думаете? (ответы детей: он мягкий, круглый). Давайте и мы для котят Снежинки нарисуем клубочки. Дети, какие клубочки (круглые) мы будем делать круговые движения рукой, Проходите за столы и присаживайтесь,а Снежинка будет за вами наблюдать.(раздаю листочки с котятами, а потом даю возможность самим выбрать фломастер по цвету.) Листочки придерживаем рукой фломастер взяли тремя пальчиками, ставим флом астер на листок и начинаем круговые движения рукой.(показ, потом в процессе рисования помощь воспитателя).Вот у нас и получились клубочки. у каждого котенка разные(прошу детей назвать,какого цвета его клубок).

Кошка: Мяу! Какие вы молодцы! Я тоже помню играла с клубочком, мне это очень нравилось!

Воспитатель: Дети! Мы наши рисунки подарим котятам Снежинки. Хорошо? (ответы детей и они подносят свои рисунки кошке).

Спасибо! Мои котята буду очень довольны вашими рисунками! А сейчас мне пора бежать домой. Я расскажу своим котятам, какие вы хорошие дети и как любите и бережете свои игрушки. До свидания! (дети прощаются с Кошкой, воспитатель берет кошку и относит ее в раздевалку).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Мы рассказали кошке Снежинке про наши игрушки в группе и нарисовали подарки для ее котят, А теперь мы свами попрощаемся с гостями и пойдем мыть руки, а потом будем кушать фрукты.

расширять и активизировать пассивный по теме, формировать умение произносить звукоподражание гласных «А», «У» с разной громкостью; продолжать формировать представления о диких животных; содействовать развитию артикуляционного аппарата. Развивать умение употреблять в речи предлог «под» в составе разного типа синтаксической конструкции. Развивать слуховое и зрительное внимание, дыхание, голос.

Словарная работа: заяц, ёж, лиса, волк.

Материал: игрушечные колобок, заяц, ёж, лиса, елка; 2 корзинки с муляжами грибов и морковок.

Ход проведения конспекта занятия:

Организационный момент:

Воспитатель (В.). Доброе утро! Доброго дня мы пожелаем друг другу, друзья! Сегодня хороший осенний денёк. И, хотя солнышко ещё не выглянуло из-за тучек, и на улице холодно, давайте сейчас возьмёмся за ручки, посмотрим друг дружке в глазки и улыбнемся. Как тепло, радостно и светло стало от ваших улыбок. Ребята, посмотрите, кто это на пенечке сидит и грустит? (ответы детей).

В. В самом деле, это колобок. Как вы думаете, почему колобок такой грустный? (ответы детей). Колобок такой грустный потому, что он катился и заблудился, потерял своих друзей - лесных зверей. Поможем их ему отыскать? (ответы детей). А где живут лесные звери? (ответы детей). Давайте отправимся в лес. Но запомните, чтобы не напугать лесных зверей, в лесу нужно соблюдать правила поведения:

— не шуметь!

— не сорить!

— не обижать лесных зверей!

— не причинять вред деревьям и кустам!

В. Вы готовы выполнять правила поведения в лесу? (ответы детей). Тогда нам пора в путь (дети становится за воспитателем).

В.

По камушкам, по камушкам,

(широким шагом)

По кочкам, по кочкам,

(прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам

(мелкими шажками)

И в ямку-бух!

(приседают на корточки).

В. Вот мы и в лесу. Давайте позовём лесных зверей, вдруг кто-нибудь найдется. Позовём громко, все вместе: Ау-ау-ау! (2-3 раза). А сейчас тихо, а то вдруг испугаем кого-нибудь: Ау-ау-ау!

В. Посмотрите, кто под елочкой сидит и испуганно глядит? (заяц).

В. Где спрятался зайка? (ответы детей: под ёлкой).

В. Иди, зайка, к нам, не бойся! Погладьте зайку, какой он? (ответы детей: мягкий, пушистый…).

В. Давайте посмотрим что у зайчика есть? (голова, уши, лапки, хвостик…).

В. Что зайчик любит кушать? (ответы детей: морковку…).

В. Что умеет делать зайка? (ответы детей: прыгать, бегать, бояться, прятаться).

В. А еще зайка умеет играть и предлагает поиграть вместе с ним.

Физкультминутка:

В. Серые зайки скачут на полянке!

Вот так, вот так скачут на полянке (прыгают).

Зайки серые сидят, ушки длинные торчат (приседают, имитируя ушки зайчика).

Вот какие ушки, ушки на макушке!

Серые зайки скачут на полянке (прыгают),

Любят морковку, прячут ловко (гладят животики).

Прыг (присели, обхватили себя ручками — спрятались).

В. Молодцы, дети, помогли найти колобку его друга – зайчика. А кто же там такой колючий, под кустом сидит и молчит? (ответы детей: ёж, ёжик).

В. Конечно, это ёжик. Где он спрятался? (ответы детей: под кустом).

В. Какой ёжик? (ответы детей: колючий, маленький…).

В. Что любит собирать ёжик? (ответы детей: грибы, яблоки, корешки…)

Ёжик с зайчиком играли и все свои вкусные припасы потеряли. Давайте поможем им собрать грибы и морковку.

Игра «Собери угощение» (в одну корзину собирают грибы, в другую — морковку).

В. Какие вы молодцы! Ёжик и зайчик очень рады и благодарят за помощь. А вот и лисичка, рыжая сестричка. Услыхала шум и гам, прибежала сразу к нам.

В. Посмотрите дети, какая лисичка? (ответы детей: рыжая, пушистая, хитрая…)

В. Что умеет делать лисичка? (ответы детей: бегать, прыгать…) А охотиться она умеет?

В. Зайка и колобок, вы не бойтесь, наша лисичка добрая и не тронет вас. Мы её сейчас угостим вкусной сметаной (имитация угощения). Посмотрите, как лисичка любит лакомиться сметаной (воспитатель показывает гимнастику для языка: облизывает губы, высовывает и прячет язык). Попробуйте и вы так (повторяют 2-3 раза).

В. Молодцы. Лисичка хочет у вас узнать, не видели ли вы волка? А не слышали ли вы его песенку? Давайте вспомним, как воет волк.

— У-у-у! У-у-у! (громко – тихо: повторить 2-3 раза).

Молодцы ребята! Мы помогли найти колобку всех его друзей — лесных зверей. Он вам очень благодарен за помощь, посмотрите какой колобок стал радостный. А нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с колобком и лесными зверями и отправимся в путь.

В. Шагают наши ножки, шагают наши ножки

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

(шагают высоко поднимая колени)

По камушкам, по камушкам,

(широким шагом)

По кочкам, по кочкам,

(прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам

(мелкими шажками)

И в ямку-бух!

(приседают на корточки).

В. Вот мы и в нашей группе. Где мы сегодня были? Кого мы повстречали в лесу? Понравилось вам играть с лесными зверями? Мы обязательно ещё навестим наших лесных друзей.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе подготовила Н. Прохор