Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия "хлеб - всему голова"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.Образовательные:
дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к хлебу,
воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Входит Колосок
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: мука, яйца…
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(Воспитатель показывает иллюстрации) .
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.(Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!(Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
в) После мельника с мукой будет работать пекарь.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Порумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Ребенок:
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!» -
Говорят все люди.
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник), пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т.д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»
Цели:
Образовательные:
Связная речь:
Учить детей полно и точно отвечать на вопрос
Развивать навыки составления Рассказа по картине Развитие словаря:
Активизировать в речи детей глагольные формы, признай предметов, обстоятельства
Учить применять в речи образные выражения Формирование грамматического строя речи:
Звуковая культура речи:
Развивать фонематический слух
Воспитательные:
Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности
Формирование навыка грамотно выражать свое мнение
Ход занятия:
Введение в занятие
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодняшний наш разговор я хотела бы начать со стихотворения. Послушайте его и подумайте, какое ему можно дать название.
Поскорее накрывай
Стол скатеркой чистой.
Перед нами каравай
С корочкой душистой!
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен
Пахнет солнечным теплом.
Пахнет знойным полем.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши.
Хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый в светлый час
Хлеб на стол явился.
Кто-то встал чуть раньше нас
И крепко потрудился!

Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, какое название можно дать этому стихотворению? Оно называется «Каравай». И я хочу обратить внимание на последние строки: «Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился!» Давайте сегодня побеседуем о тех людях, которые выращивают для нас хлеб.
Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выезжают; трактора. Ими управляют... |
Какую работу делает тракторист на тракторе? К трактору прицепляют плуг, он пашет землю; если прицепить борону, он рыхлит (разрыхляет, боронует) ее, прокладывает межи; если прикрепить сеялку: сеет зерно в землю и т.д.
Какие машины используются для уборки хлеба? (Комбайны.) Кто работает на комбайне (Комбайнер.) Какую работу делает комбайнер на комбайне? (Жнет колосья, обмолачивает их.)
А кто вывозит зерно с поля? (Шофер на грузовой машине.)\
Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)
Воспитатель помещает на доску колоски ржаной и пшеничный проводит сравнение и говорит, что из пшеницы пекут белый хлеб, а изо ржи черный. Затем белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб сопоставляются по форме, по размеру, по цвету, по запаху, на ощупь, на вкус.
Чем покрыт хлеб снаружи? (корочкой)
Что у него внутри? (мякиш)
Что по краям (горбушки)
Какой формы батон, буханка. Чем они еще отличаются?
Игры на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба:
«Узнай на вкус», «Узнай по запаху», « Узнай на ощупь».
А теперь скажите про хлеб, как можно больше красивых слов. Какой хлеб?
Пшеничный, мягкий, полезный, душистый, ароматный, пропеченный, ржаной, вкусный, пышный, пахучий, аппетитный, сухой, свежий, хрустящий, поджаристый, поджаренный, черствый.
Какие вы еще знаете хлебобулочные изделия, изготовленные из муки.
Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка
Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!
И. Лопухина
А теперь мы сами попробуем испечь пирожки:
Координация речи с движением «Отличные пшеничные»
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра.
Пёс лохматый со двора.
И другие, все, кто может.
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
-Крошки, что останутся. Воробью достанутся.

Шотландская песенка

Я приготовила для вас еще одно интересное задание (Задание на выделение части из целого)
Итог занятия
Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел?»
Где хлеб купили? ... (В магазине.)
А в магазин как попал? ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? ... (Пекут хлеб.)
Из чего? ... (Из муки.)
Из чего мука? ... (Из зерна.)
Откуда зерно? ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? ... (Хлеборобы.)
О ком мы сегодня говорили на нашем занятии?
Завершить сегодня наше занятие я тоже хочу стихотворением:

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.

Давайте и мы с вами будем бережно относиться к хлебу, до конца доедать его за обедом, а оставшимися крошками угощать птиц.


Приложенные файлы

Воспитатель группы: Гусарова Надежда Александровна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.

Цель: Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи; дать детям представление о том, что хлеб –один из основных продуктов питания человека; о том что хлеб бывает разнообразный (белый (пшеничный) , чёрный (ржаной) , со злаками, отрубями.

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, собирает, куда поступает, кто печет хлеб и где можно его приобрести
  2. Знакомить детей со злаковыми культурами.
  3. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
  4. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
  5. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
  6. Дать представления о том кто дома печёт хлеб, что для этого надо.

Развивающие:

1. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Методы:

  1. Словесные - художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки) ; чтение стихов; загадывание загадок; беседы.
  2. Наглядные - образец действия взрослого, презентации.
  3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом) ; пальчиковая гимнастика; изготовление булочек.

Приёмы:

  1. Игровой
  2. Похвала
  3. Поощрение.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Социально- коммуникативное развитие
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Речевое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая технология
  2. Технология исследовательской деятельности
  3. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
  4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
  5. Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
  6. Современные педагогические технологии
  7. Информационно-коммуникативные технологии

Словарная работа:

  1. Познакомить со словами: злаки, жито, элеватор, хлеборобы, мелиораторы, комбайнёры.
  2. Активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая

Предварительная работа.

  1. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе
  2. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова: «Вот какой, каравай»
  3. Чтение рассказов: «Кто в поле главный» А. Кольцова: «Песня пахаря» А. Владимирова: «Земля на зёрнышке стоит»
  4. Чтение сказок: «Мальчик с пальчик» », «Мужик и медведь» , «Петушок и два мышонка» , «Жерновцы» , «Лёгкий хлеб» , р.н. с.» «Колосок»
  5. Оформление мини-музея хлеба.
  6. Сюжетно-ролевые игры: «магазин – булочная» , «Пекарня» , «Семья»
  7. Обучение дидактическим играм: «Назови профессию» , «Что из какой муки пекли» , «Что сначала, что потом» , «Разрезные картинки» , «Что лишнее?» , «Подбери пару» , «Узнай и назови» .

Оборудование:

  1. Колосья пшеницы и ржи
  2. Кусочки белого и ржаного хлеба
  3. Шапочки - колоски
  4. В тканевых мешочках гречневая, овсяная, рисовая крупа
  5. Презентация: «Какой разный хлеб»
  6. Мука пшеничная и ржаная в прозрачных баночках
  7. Тесто
  8. Фартуки, косынки, доски разделочные, скалки

Форма проведения: совместная деятельность

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «доброго утра»

Воспитатель показывает

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Ответ детей: Поле, Солнце, Колосья

Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно всё назвали.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что это за колосья и для чего они нужны. Ответ детей: Это хлебные колосья из них делают хлеб.

Воспитатель: Вы правы

Воспитатель: Но для того чтобы узнать более подробно о них и их продукте (о хлебе) я ребята сейчас, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему мини музею хлеба. Его экспонаты помогут нам узнать много нового об этом продукте питания.

Воспитатель: Ребята, вы согласны совершить экскурсию в мини музей? Ответ детей: Да

Воспитатель: Но сначала, ребята, до того, как мы отправимся на экскурсию в наш мини-музей, кто мне расскажет, как нужно вести себя в музеи, какие существуют правила для посетителей музея.

Ответ детей: нельзя шуметь, кричать, бегать, трогать руками экспонаты.

Воспитатель: Молодцы, знаете правила поведения в музеи.

Воспитатель: Тогда отправляемся на экскурсию. Вот и первый экспонат нашего мини музея.

Рассматриваем иллюстрации на тему: «Как выращивают хлеб?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём он нам рассказывает?

Ответ детей: о том, как выращивают хлеб; готовят землю перед посевом зерна; сеют зерно в землю.

Трактора выходят в поле, на весеннее раздолье, режут плугом день за днём влажный, жирный чернозём Чтоб посеять рожь, пшеницу… Ведь на поле Хлеб родится!

К севу всё уже готово! И кипит работа снова… В сеялки полным-полно Насыпается зерно. С ранней зорьки до темна В землю сеется оно!

Воспитатель: молодцы

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб?

Ответ детей: хлеборобы

Воспитатель: Правильно. Много людей -хлеборобов трудилось на полях. Из зёрен вырастали колосья, которые хлеборобы посеяли, а в каждом колоске много, много зёрен. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.

Этюд: «Колоски»

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами тоже превратимся в колоски. Дети надевают шапочк.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки) .

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя) .

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки) .

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки) .

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим) ,

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны) .

На моей ладошке хлебное зерно… (показали на ладошке зёрнышко) ,

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки) .

Воспитатель: Ребята смотрите вот, и колосья появились в нашем с вами музеи.

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение о колоске.

Колосок как будто дом, Много комнат в доме том. В каждой комнате - зерно, Спелой зрелостью полно.

Воспитатель: Ребята, смотрите, в стихотворении говорится, что колосок как будто дом, что в нём есть комнаты, которые наполнены зёрнышками. А как вы думаете, на самом деле это так или нет? Ответы детей: Да, нет. Воспитатель: Ребята, у меня есть предложение, чтобы мы с вами перестали, сомневаться, в этом давайте мы их рассмотрим с помощью лупы. Ответ детей: Давайте (Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)

Воспитатель: Ну что ребята рассмотрели колосья? Ответ детей: Да. Воспитатель: Убедились, что в стихотворение говорится всё правильно? Ответ детей: Да Воспитатель: Тогда ребята у меня к вам ещё вопросы, а кто знает какие это колоски? Ответ детей: Колосок пшеницы, колосок ржи. Воспитатель: А чем колосок пшеницы отличается от колоска ржи? Ответ детей: размером зерно. Формой зерна, длиной стебля.

Воспитатель: А как они называются, одним словом кто знает? Ответ детей: хлебные, зерновые культуры Воспитатель: Ребята, пшеницу, рожь и другие зерновые культуры называют злаковыми растениями. Злаки - это растения со стеблем в виде полой (пустой) соломины, заканчивающейся колосьями. Воспитатель: Ребята вы все запомнили, как называются зерновые культуры (пшеница, рожь) одним словом?

Ответ детей: Да Воспитатель: так как же они называются Ответ ребёнка: Злаки Воспитатель: Молодец, умница.

Воспитатель: А теперь,

Ребята, посмотрите, как растёт рожь и пшеница в поле и как их убирают с поля.

Когда зерна хлебов созревали, начинается горячая пора для хлеборобов- и называется она жатва. На поля выходят машины-комбайны управляемые комбайнёрами. О комбайне сложена загадка: «По полю идёт, рожь, пшеницу срезает, из широкой трубы зерно вытекает» .

Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зёрна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. По сигналу комбайнёра машина, полная зерна, уезжает с поля.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихотворение о жатве?

Ответ детей:

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят.

Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла.

К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Воспитатель: Молодцы. Тогда, ребята у меня к вам следующий вопрос.

Педагог показывает иллюстрацию о том, как убирают рожь, пшеницу.

  • Воспитатель: Колоски созрели, их убрали с поля. Ребята, как вы думаете, их можно уже есть или нет? Ответы детей: нет. Воспитатель: а почему нельзя? Ответ детей: Они ещё сырые и не прошли обработку. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда отвозят колосья с поля? Ответ детей: в зернохранилище.

Воспитатель: Это правильный ответ, а как его можно по-другому назвать, кто знает?

Воспитатель: Ребята, тогда отгадайте загадку: «На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Ответ детей: Элеватор – здание с механическим оборудованием для приёма, очистки, сушки и отгрузки зерна.

Воспитатель: Молодцы ребята, это и есть наш следующий экспонат нашего мини- музея. Макет: элеватора.

Воспитатель: А затем куда везут зерно кто, скажет? Ответ детей: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Молодцы. И это правильный ответ. Следующий наш экспонат- макет мельницы.

Воспитатель: Ребята, представляете, в наши дни зёрна пшеницы и ржи на мукомольном заводе превращают в муку с помощью электрического тока. Он передвигает жернова, куда струйкой сыплется зерно, а в старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колёса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжёлые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие зерно в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движения жернова.

Воспитатель: Ребята, а кто ни будь, из вас знает стихотворение о мельнице.

Ответ детей: Мельница

Труженица-мельница Встала у реки. Намели нам, мельница, Из зерна муки! Мельница не лениться- Вертит жернова, И шуршит, и пенится Быстрая вода. А мука струится И бежит ручьём, С мёдом и корицей, Коврижку испечём!

Воспитатель: Что там делают с зерном? Ответ детей: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице? Ответ детей: Мельник.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мука сделана из зерен пшеницы – какая она будет? Ответ детей: пшеничная мука. Воспитатель: А мука из зерен ржи, какая? Ответ детей: ржаная мука.

Предлагает детям, превратится в мукомолов.

Упражнение: «Мукомол» . Дети встают в круг.

Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой) . А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху) Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки) .

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики) .

Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши) .

Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать муку)

Воспитатель: Куда потом везут муку? Ответ детей: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Из муки выпекли разные хлебные изделия. Ребята, давайте подумаем, какие это будут за хлебные изделия?

Ответы детей: Булка, батон, хлеб, сушки, пряники, блины, пирожные, торты, пирожки.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы это всё нам с вами могли испечь пекари, они должны приготовить тесто. А тесто бывает разное.

Воспитатель: Тогда тесто из пшеничной муки, какое будет? Ответ детей: пшеничное тесто, белое, рыхлое.

Воспитатель: А тесто из ржаной муки, какое? Ответ детей: ржаное тесто, тёмное, грубое

Воспитатель: правильно, молодцы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? Ответ детей: Пшеничный белый. Воспитатель: А из ржаной муки? Ответ детей: Ржаной, черный.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называли в старину на Руси ржаной хлеб?

Ответ детей: нет. Воспитатель: Ржаной хлеб на Руси в старину называли «голодным» . Как вы думаете, почему люди дали хлебу такое название? Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель: Ребята, потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Ржаной хлеб. Вот тебе ломоть ржаной! Он душистый, он живой. Вкусен он с лучком зелёным и с огурчиком соленым. Хлебушек ржаной питает, Нас от голода спасает, Силу, крепость придаёт, Любит хлебушек народ.

Воспитатель: все запомнили. Ответ детей: да

Рассматривание иллюстрации: «Пищевая пирамида»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, что здесь изображено?

Ответ детей: пирамида

Воспитатель: правильно это пирамида. А какая это пирамида?

Ответ детей: Воспитатель: Ребята, это пирамида называется пищевая.

Главный принцип пищевой пирамиды заключатся в следующем: продукты, расположенные в основании пирамиды, следует употреблять как можно чаще.

А от пищи, расположенной на вершине пирамиды, нужно или отказаться совсем, или употреблять ее редко.

Давай посмотрим, какие это продукты расположены в основании пирамиды.

Ответы детей: хлеб, макароны, крупы.

Воспитатель: молодцы. Всё правильно назвали.

Воспитатель: теперь вы видите ребята, что хлеб это один из основных и главных продуктов питания для человека.

Воспитатель: Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда» .

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, а дома можно испечь хлеб? Ответ детей: Да. Воспитатель: А что для этого дома должно быть? Ответ детей: духовка, печка. Воспитатель: Молодцы, ребята, для того чтобы испечь хлеб дома правильно нужна чудо печка - хлебопечь с помощью которой мама или бабушка пекут хлеб и т.д.

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы превратиться в пекаря и испечь булочки? Ответ детей: Да. Воспитатель: Тогда проходите к столу и надевайте фартуки и головные уборы. Видь хлеб, сделанный, своими руками получается намного вкуснее и полезнее.

Воспитатель: Ребята, все надели фартуки и головные уборы. Ответ детей: да

Воспитатель: Тогда приступаем.

Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепешка, подравняйте края, помажьте маслом, посыпьте сахарным песком и закручиваем улиткой.

Воспитатель: Потрудились вы на славу, а сейчас ребята я предлагаю, вам поиграть пока пекутся наши булочки

Игра: «Угадай на вкус» . Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Воспитатель: Молодцы. Поиграли, отдохнули. Отправляемся дальше по нашему мини музею.

Воспитатель: Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

Воспитатель: Вот и следующие наши экспонаты. Это зёрна (крупы) злаков - овса, ячменя, гречихи, риса и проса. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша» , - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Крупы: Рис, манка, греча, овсянка, пшено, перловка

Игра: «Из чего сварили кашу

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какую кашу варят из гречки? Ответ детей: гречневую кашу. Воспитатель: Из овса. Ответ детей: Овсяную. Воспитатель: Из риса Ответ детей: рисовую и т.д.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (в мисочках крупы) Ответы детей

Пальчиковая гимнастика

Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы

К нам в тарелку пришла

Всех друзей угостим раскрыть ладони

По тарелке дадим поочередно загибать пальцы

Птичке – невеличке

Зайцу и лисичке

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке развести руки в стороны

Воспитатель: А сейчас немного поиграем

Игра: «Угадай на ощупь» . Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.

Воспитатель: В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.

(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2) , лаваш – в Армении (3) , багет – во Франции (4) , галеты – в Италии) (5)

Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Ответ детей:

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хороша нива у дружного коллектива.
  • Все за одно, один за всех.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд земледельца велик и почетен.
  • Знай секундам цену, минутам счет.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.
  • Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда
  • Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
  • Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
  • Плох обед, коли хлеба нет.
  • Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
  • Будет хлеб - будет и обед.
  • Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Воспитатель: Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Игра: «Пожелание»

Воспитатель: «А сейчас мы улыбнёмся крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье…»

Дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу.

Никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол. Будем беречь хлеб. Хлеб да вода- наша главная еда.

Воспитатель: Вот и закончилось наша экскурсия. Что вам понравилось и запомнилась на нашей экскурсии?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте, ребята, угостим на прощание наших гостей булочками, которые мы с вами вместе испекли.

Ребёнок:

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Дети угощают выпечкой гостей.

Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

  1. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
  2. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
  3. Учить образовывать прилагательные от существительных.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

  1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
  2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
  3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, медиопроектор.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
  2. Экскурсии в хлебобулочный магазин, на поле, на КЗС.
  3. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.
  4. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий,
  5. Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".
  6. Загадки.
  7. Дидактические игры

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (на медиопроекторе).

Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(ребенок читает стихотворение )

Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда. (Показ слайда)

Воспитатель: (дополняет ) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей )

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Ответы детей - сеялки) (показ слайда ).

Воспитатель:

Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детей : нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей ) (показ слайда)

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение )

Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли (показ слайда)

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (показ слайда)

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение )

Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда)

(ребенок читает стихотворение )

Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда).

Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда).

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) (дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ слайда ) (ответы детей )

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Наконец то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

Воспитатель дополняет:

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)

Воспитатель:

Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки -
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час. (Пекарь угощает детей караваем)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

(Пекарь приглашает детей на экскурсию в пекарню.)

Используемые источники:

  1. Lenagold.ru
  2. Н.Н.Кокорина, А.К.Бондаренко "Любить труд на родной земле"
  3. Журнал "Воспитатель" №4 2009 год

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Рассказывание о хлебе»

Рассказывание о хлебе

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная,

познавательно – исследовательская, художественно-эстетическая деятельность .

Цель : дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, рассказать , откуда берется хлеб . Кто его выращивает, и как его выпекают.

1. Учить беречь хлеб понимать значимость труда взрослых; закреплять умение строить композицию рисунка, упражнять в рисовании цветными карандашами (цветными восковыми мелками) .

2. Развивать память, внимание, мышление, умение слушать и слышать старших

3. Воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобы , комбайнёры)

Планируемые результаты : знает о пользе и бережном отношении к хлебу , кто его выращивает, и как его выпекают; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) ; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисует колосья пшеницы или ржи) .

Материалы и оборудование : картинки, тарелка с мукой, простой графитный карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

1.Организационный момент.

Воспитатель :

Ребята, что вы сегодня еле на завтрак? (Молочная каша, булка,чай) А вчера? (омлет, булка с маслом, кофе) . А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб .) Ребята,меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, каждый день у нас столе и в детском саду и дома хлеб . Ребята, а вы любите хлеб ?

2. Рассказывание о хлебе .

Воспитатель :

Какой хлеб вы любите ? (белый, булки с изюмом, мягкий.)

Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб ? (Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)

Хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда берется хлеб ? (Ответы детей) . Сначала зернышко хлеба сажают в землю специальными машинами, сеялками. Потом вырастают колоски. Зерна собирают машины и отвозят на мельницу. Там зерна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь. (мягкая, рассыпчатая ) . Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб ) пекут хлеб , булки. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты? Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов , его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что еще пекут из муки? (Булки, батоны, пирожки.)

Значит, главный продукт – мука! Хлеб бывает черный и белый (показывает) . Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб ? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб – из пшеничной , черный – из ржаной. Откуда же берется пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи (Ответы детей) . Педагог показывает колосья пшеницы и ржи. Посмотрите : это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку,зерна надо размолоть. А еще раньше- добывать их –из колючек колосков, т. е. обмолотить их.

Посмотрите : на эту картинку : по хлебному полю идут комбайны , они скашивают рожь и пшеницу, одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Бункер наполняется зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно пересыпается в ее кузов, дальше машина идет на приемный пункт, здесь зерно взвешивают,определяют его качество, решают,куда это зерно дальше отправлять. А отправляют его на мельницу или элеватор. Элеватор-это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Хлеборобы засевают поля , а комбайны помогают в уборке хлеба .

3. Пословицы о хлебе :

1. Хлеб - всему голова

2Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

3Снег на полях – хлеб в закромах .

Вы догадались, почему так говорят?

А сейчас, я вам прочитаю стихотворение Я. Дягубите «Каравай»

Вот лежит каравай

У меня на столе

Черный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле.

Сегодня вы узнали, как хлеб приходит к нашему столу.

Как вы думаете легко? (Ответы детей) .

Хлеб надо беречь , не выбрасывать, не оставлять недоеденные куски. Когда будете есть хлеб , вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба .

4. Физкультминутка.

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай –

Дождик, дождик, припусти-

Дай гороху подрасти.

Дождик, дождик, поливай

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница

Будет рожь и чечевица

Дождик, дождик, поливай

Будет славный урожай.

5. Рисование. Колосья пшеницы, ржи, стоят в вазе на столе. Чем они отличаются друг от друга (Ответы детей)

Уточнить последовательность изображения колосьев; Напомнить разные способы рисования. Предложить детям нарисовать каждый из них.

6. Оценка детских работ детьми и педагогом.

Таблица сравнения колосьев пшеницы и ржи.

Пшеница Рожь

Цвет Светло желтый Темно-желтый

Длина Длиннее Короче

Количество зёрен Больше Меньше