Конспект занятия по развитию речи «Части тела

Министерство науки и образования РФ

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Поволжская Государственная Социально-гуманитарная академия»

Факультет Коррекционной Педагогики

Кафедра логопедии

Конспект фронтального занятия

В старшей группе для детей с ОНР

Выполнила : студентка

5 курса, 52 группы

Жукова А.А.

Самара, 2012 г.

Тема: «Части тела»

Цель: развитие связной речи. Составление рассказа-описания внешности по схеме.

Задачи:

Развивать умение составлять рассказ-описание по теме «Части тела»;

Активизировать словарный запас по лексической теме «Части тела»;

Формировать умение ориентироваться в собственном теле;

Развивать внимание.

Оборудование: предметная картинка девочки Кати, схема рассказа.

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Учитель-логопед : - Здравствуйте ребята!

Прозвенел звоночек наш

На занятие ждет он вас.

Учитель – логопед : - Сейчас каждый из вас по очереди выполняет задание и присаживается.

Игра: «Покажи часть тела или лица»:

Учитель-логопед : - Дотронься правой рукой до левого уха.

Положи левую руку на правое колено.

Правой рукой закрой левый глаз.

Подними левую руку вверх, а правую опусти вниз.

Подними правую руку вверх, а левую - вытяни перед собой.

Подними правую руку вверх и попрыгай на левой ноге.

2. Основная часть:

Учитель-логопед : - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о частях тела и составим рассказ про себя.

А поможем нам в этом гостья, которая пришла сегодня к нам на занятие. Это девочка Катя.

Она расскажет вам о себе. Вы внимательно послушаете, а потом повторите рассказ Кати:

Это Катя. Она девочка. Катя высокая. У нее 1 голова, 1 нос, 1 рот, 2 глаза, 2 уха, 1 туловище, 2 руки, 2 ноги, 10 пальцев на руках и 10 пальцев на ногах, столько же ногтей и много волос и т.д. У девочки длинные волнистые светлые волосы. У Кати овальное лицо. У нее голубые глаза. Катя красивая, добрая и веселая, но иногда она бывает грустная. Она любит ходить в детский сад, играть в игрушки, рисовать и учить стихи.

Учитель-логопед : - Вот Катя и рассказала вам о себе. Давайте еще раз по цепочке расскажем про Катю. А она послушает и поможет вам, если вы что-то забудете.

(Дети по цепочке, по одному предложению рассказывают про девочку Катю).

Учитель-логопед: - А теперь давайте отдохнем. Катя предлагает вам интересную физминутку.

Физминутка:

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Составление рассказа-описания внешности по схеме:

Учитель – логопед : - А теперь вы расскажете о себе по схеме.

(Рассказывают 2-3 ребёнка).

Учитель – логопед: - Молодцы. А теперь давайте поиграем с вами в игру.

Игра: «Угадай часть тела и лица по описанию»:

Учитель – логопед : - Что находится над губами?

Что находится под глазами?

Что находится между ушами?

Что находится выше локтя?

Что находится ниже туловища?

Что находится над подбородком?

3. Заключительная часть:

Учитель-логопед : - Молодцы, ребята. Вы сегодня составили точные и интересные рассказы про себя. Катя узнала много нового о вас. Особенно ей понравились (учитель-логопед называет детей, которые занимались лучше всех).

Дома составьте рассказ о себе по схеме.

Занятие закончено. Спасибо за занятие.


Название образовательного учреждения: ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат №8»

Название интегрированных предметов: ритмика, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема урока: «Тело человека (части тела). Функциональные возможности».

Класс: 4 класс. Дети с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности.

Тема урока: «Тело человека (части тела). Функциональные возможности».

Цель уроков ритмики: коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

Задачи:

Развитие и накопление элементарных двигательных навыков;

Развитие памяти, мышления, чувства ритма;

Формирование правильной осанки;

Повышение работоспособности и двигательной активности;

Развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём;

Формирование ведущих положительных качеств личности, конструктивного взаимодействия в обществе.

Форма работы : групповая, парная, игровая.

Оборудование:

Музыкальный центр, DVD;

Аудио и видео записи.

Тематический словарь в картинках «Тело человека (части тела)»

Методы обучения: совместные действия учителя и учеников.

    Вводная часть.

Цель: организация эмоционального состояния, активизация внимания, подготовка организма к нагрузке.

    Организационный момент.

Диск Е.Железновой «Топ-топ» - коммуникативный танец-игра «Ну-ка, все, встали в круг» №5.

    Подготовка организма к нагрузке.

Выполнение упражнений по показу. DVD диск Уроки тётушки Совы «Утренняя гимнастика для малышей».

    Основная часть.

    Подготовка учащихся к восприятию темы урока.

Цель: организовать познавательную деятельность, привлечь внимание и вызвать интерес к теме урока.

Корригирующая игра «Хлоп» диск Е.Железновой «Топ-топ»

« Вот носик, вот ушки, вот щёчки, вот рот.

Вот ручка, вот ножка, вот грудь, вот живот.

Вот спинка, вот шея, вот брови, вот лоб…

А вот и ладошка и я по ней – хлоп.»

Движения выполняются соответственно тексту.

Что мы назвали и показали? Обобщение ответов учащихся – это части тела человека.

Тема урока. «Тело человека (части тела). Функциональные возможности».

Цель: закрепить представления детей о строении тела человека, активизировать интерес к познанию себя, своего тела, своих возможностей, развивать двигательные навыки, ориентировку в пространстве.

Работа с картинками из тематического словаря «Тело человека (части тела)». Рассказ по картинкам:

Наше тело устроено так: сверху-голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности - руки и нижние конечности – ноги.

Туловище является хранилищем для внутренних органов человека.

(Демонстрация картинок и показ детьми на себе)

Какими возможностями обладает человеческое тело? Оно гибкое, подвижное. Человек способен управлять им.

Посмотрим так-ли это?

Корригирующая игра «Разминка» диск С. и Е. Железновых «Новые пальчиковые песенки-игры»

    Головами покиваем, (2) носиками помотаем,

    И зубами постучим, (4) и немножко по молчим.

    Плечиками мы покрутим, (6) и про ручки не забудем

    Пальчиками потрясём (8) и немножко отдохнём

    Мы ногами поболтаем, (10) и чуть-чуть поприседаем,

    Ножку ножкой подобьём (12) и сначала всё начнём.

1 – киваем головой,
2 – качаем головой (отрицательный жест),

3 - стучим зубами,

4 – прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»),

5 – поставив пальцы на плечи вращаем плечами,

6 – крутим руками,

7 – встряхиваем кистями рук,

8 – наклонившись качаем руками («чтобы ручки отдохнули»),
9 – встряхиваем ногами,

10 – пружинки,
11 – выполняем приставной шаг,

12 – прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.

Рассказ по картинкам:

Верхние конечности – руки. Рука состоит из плеча, предплечья и кисти. Суставы позволяют человеку производить руками множество различных движений. Что умеют руки человека? Сильные руки удерживают тяжёлую штангу. Умелые руки плавными движениями гладят кошку. Руки пианиста – быстрые, ловкие, грациозные. Пальцы рук. Каждый палец на руке имеет название: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Пальцами мы можем брать, удерживать, сжимать, осязать (ощупывать). (Демонстрация картинок и показ детьми на себе).

Пальчиковые игры: «Пальчики» №10, «Перчатка» №12 диск С.и Е. Железновых «Новые пальчиковые песенки-игры»

«Пальчики»

    Вот это самый толстый пальчик у меня,

    Вместе с ним танцуют все мои друзья.

Это самый ловкий пальчик у меня,

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

Вот это самый длинный пальчик у меня,

Вместе с ним танцуют все его друзья,
А вот этот пальчик – лодырь у меня,

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня

Вместе с ним танцуют все его друзья

    Все мои пять пальцев дружная семья,

И, когда они танцуют, танцую с ними я.

3 – хлопаем в ладоши.

«Перчатка»

    Весёлая мышка перчатку нашла,

    Гнездо в ней устроив, (3) детей позвала.

    Им корочку хлеба дала пожевать,

    Отшлёпала всех – (6) и отправила спать.

погладила

    Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка), поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх,

    Ладони соединяем ковшом,

    Сгибаем и разгибаем пальцы («зовущий жест»),

    Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по подушечкам остальных пальцев,

    Хлопаем в ладоши,

    Складываем ладони, кладём под щёку,

    Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному пальцу).

Пальчики у вас умелые. А ручки?

Диск Е.Железновой «Весёлая логоритмика» - «Передай мячик» №29
Рассказ по картинкам:

Нижние конечности – ноги. Основные функции ног – опорная и двигательная. Строение ноги: бедро, голень, стопа. На ногах, так же как и на руках, есть пальцы. Ногами человек может выполнять различные движения, даже рисовать. (Демонстрация картинок, дети показывают на себе)

А что же могут наши ноги?

Ритмопластика. Диск Е.Железновой «Весёлая логоритмика»:

№11. «Ходим – бегаем»

№15. «Идём – крадёмся»

№17 «Пружинки – прыжки»

Рассказ по картинкам.

Чтобы правильно выполнять все упражнения, нам помогали и другие органы тела. В голове человека находится мозг и сосредоточены все органы чувств: зрения (глаза), слуха (уши), обоняния (нос), вкуса (язык). Голова соединяется с туловищем при помощи шеи, которая обеспечивает ей подвижность. (Демонстрация картинки и показ детьми на себе).

Вот сейчас нам понадобятся руки, уши, глаза, ноги.

Логоритмика.

Цель: формирование умения действовать в коллективе, развитие навыков общения и взаимодействия, терпения, выдержки.

Шумовой оркестр. Диск Е.Железновой «Топ-топ» - «Хорошо играем» №21. Для игры понадобятся чашки, деревянные и металлические ложки, крышки от кастрюль. В соответствии с текстом, каждый выполняет свои действия.

Коммуникативные танцы-игры. Диск Е.Железновой «Топ-топ» - «Как котята». Движения выполняются в парах, согласно тексту песни.

    Заключительная часть.

Цель: переход от повышенной мышечной и эмоциональной деятельности к спокойному состоянию.

Корригирующая игра. Диск Е.Железновой «Весёлая логоритмика» - №21 «Покачай-передай»

Игра «Нарисуй лицо» Выдаю раскраски: голова девочки и мальчика, где необходимо дорисовать лицо (брови, глаза, нос, рот). Задание выполняется под релакс - музыку.

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 000» г. Перми

Конспект занятия по развитию речи

в старшей логопедической группе.

«Умка узнает части тела человека».

Составила

учитель-логопед

Пермь, 2013г.

Цель: Формирование лексико-семантической системы по теме «Человек и его тело»

Образовательные:

1. Упражнять в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.

2. Закрепить образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных –ок , -ик , .

3. Познакомить с увеличительными суффиксами существительных.

4. Закреплять знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции.

5. Закрепить в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки, запястье, голеностоп.

Развивающие:

1. Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.

2. Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.

3. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

2. Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

Материал к занятию : мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета; «волшебная» шкатулка; простые карандаши.

Дидактический материал: индивидуальные листы по количеству детей к заданию «Что забыл дорисовать художник?», карточки с частями тела, картинки с изображением великана и гнома, 2 кружка (красный, зеленый), карточки с изображением валеологических ситуаций.

Ход занятия :

v Ребята, у меня есть звуковое письмо. /На письме надпись: Звуковое письмо с Северного полюса/. Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем узнать?

(Тогда давайте посмотрим.)

(просмотр фильма)

Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка Умки. А зачем он нам его отправил?

(Как вы думаете?)

(Он хочет узнать все о человеке).

Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека.

Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)

А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на северном Полюсе.

Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать к Умке. Как нам быть? (пауза)

У меня есть волшебная шкатулка. Все, что мы расскажем Умке о частях тела человека, эта шкатулочка соберет в себя, как магнитик притянет себе все ваши высказывания. (Открываем шкатулку.) Ой, а в ней что – то лежит.

(задание «Дорисуй часть тела» Приложение 1.).

Кто нарисован на этих картинках? (человек)

А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди. (дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)

Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом назвать то, чего не хватает нашим человечкам (части тела )

Что же нам делать? Как мы отправим такие рисунки Умке (надо дорисовать )

Пойдемте, за наши столы и дорисуем недостающие части тела.

Дети выполняют задание.

(Я дорисовал человеку глаза

/ Кладет рис. в шкатулочку./)

/Дети стоят в кругу/

Давайте расскажем Умке

Что у человека бывает по два

По одному (все слова «кладем» в волшебную шкатулку)

Как много вы назвали слов - предметов, обозначающих части тела. Все они находятся здесь, в шкатулочке. А как вы думаете, Умке интересно будет узнать, для чего человеку нужны все части тела?

/ Варианты ответов детей /

А пока вы будете называть слова-действия, наша волшебная шкатулка будет их собирать.

Для чего нужны руки

Повару - готовить

Художнику - рисовать

Швее - шить

Бабушке - вязать

Учителю - писать

Ребенку - играть

Обжоре - кушать

Для чего нужны ноги

Футболисту - мяч гонять

Балерине - танцевать

Бегуну - бегать

Пешеходу - ходить

Фигуристу - кататься

Прыгуну - прыгать

А для чего вам нужна голова?

(дети сидят в кружочке на коврике)

- Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было бы отправить Умке, но у него нет конца. Не знаю, кто бы мне помог придумать конец рассказа…….

А вы можете мне помочь?

Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос, зубы или язык, лоб или щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что…» И все…

Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть лица. Что бы вы сказали?

(дети выбирают по одной карточке с изображением частей тела и продолжают рассказ - Приложение 2.)

v Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится? Какой вывод сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (все части лица одинаково важны для человека)

Массаж.

Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы.

Брови на лице найдем

И тихонечко потрем.

Переносицу найдем

И тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем

И виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем

И опять виски потрем.

И затылок мы найдем

И тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем

И слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки

Ваши щечки, как цветочки.

v Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой –- маленький - огромный» .

Хотите тоже поиграть в такую игру? (2 карточки: гномик и великан)

Нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик - ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка - ножище

Живот – животик - животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

Голова – головка – головище

v Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы люди и очень дорожим и бережем свой организм.

Разложим эти картинки на два разных поля. На зеленом поле будут располагаться картинки, которые говорят о том, как сохранить здоровье, а на красном поле – то, что вредно для здоровья. (Приложение 3.)

Как можно беречь уши?

(Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши...)

Как можно беречь язык?

(Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу…)

Как нужно беречь нос?

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело».

Тема: «Человек. Наше тело»

Цель :

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Человек. Наше тело».

Задачи:

Коррекционные:

  • Развитие языкового чутья.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  • Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения.
  • Развитие фонематического восприятие.
  • Закрепление употребления в речи детей понятий «право»-«лево».
  • Расширение глагольного словаря.
  • Составление противительной конструкции с союзом «а».
  • Сформировать умение распространять предложения.
  • Развитие высших психических функций.

Образовательные:

  • Активизация словаря по теме «Человек. Наше тело».

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал
  • Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.

Оборудование:

  • кукла, картинки частей тела, картинка Вани и Маши, картинки или предметы для развития понимания многозначности(ручка, нос, кисть).

Ход работы

I. Организационный момент.

Здравствуйте мальчики и девочки! Мы с вами уже знакомились с фруктами, с осенью, с деревьями, а сегодня познакомимся с самими собой. Удивлены? А давайте начнем! Слушайте внимательно и показывайте, что я называю.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

II. Основной этап.

Упражнение 1. Продолжи предложение.

  • У человека две…(руки, ноги, ноздри).
  • У человека на лице один… (нос, рот).
  • У человека два…(уха, глаза).
  • У человека много на голове…(волос).
  • У человека нет…(хвоста, копыт, лап).
  • У человека… (варианты детей).

Упражнение 2. Ваня и Маша.

Ваня сильно испачкался — он грязный.

Покажи и скажи, что у Вани грязное. (У Вани грязная голова. У Вани грязные волосы. У Вани грязные уши. У Вани грязная шея. У Вани грязный живот. У Вани грязная спина. У Вани грязные руки. У Вани грязные ноги.)

Таня уже вымылась. Она чистая.

Что у Тани чистое? (У Тани чистая голова. У Тани чистые волосы. И т.д.)

Физкультминутка:

Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

«Пальчик с краешку большой
Самый толстый и смешной.
Это — указательный,
Строгий и внимательный.
Это пальчик средний,
Не первый, не последний.
Это — безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Ну, а это наш мизинчик.
Он у всех у нас любимчик.

Упражнение 3. Отдай загадку- найди отгадку!

Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны догадаться, про что я говорю. Но! Будьте внимательны! Говорить отгадку не надо, а надо показать на себе.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Между двух светил
Я в середине один.
Не часы,
А тикает.
Пять братьев -
Годами равные.
Ростом разные.

Упражнение 4. Обычный- большой- маленький.

Ребята, когда Красная шапочка пришла к Бабушке, вместо нее уже лежал Серый волк. Помните, как Красная Шапочка удивилась: «Зачем тебе такие большие глаза?». Что ответил волк?

Давайте теперь с вами тоже поудивляемся: не глаза, а глазищи; не нос, а носище; не ноги, а ножищи; не руки, а ручищи.

А теперь представим маленького ребеночка (демонстрация пупсика): у нас нос, а у него носик; у нас рот, а у него ротик; у нас брови, а у него бровки; у нас лоб, а у него лобик и т.д.

Упражнение 5. Слово одно, а значений много.

Упражнение 6. Правильно- хлопай, неправильно- топай.

Ребята, вы будете сейчас исправлять мои ошибки. Иногда я буду говорить одно, а делать другое. Когда правильно делаю и говорю- хлопайте, неправильно- топайте.

Я подняла левую руку.

Я спрятала за спину правую руку.

Упражнение 7. Работа с текстом.

Глупый спор.

Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает? Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда человек ест, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю».

Услышали ноги спор, и стало им смешно: « Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим».

А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!»

Умная голова человека слушает и думает про себя: «Глупый спор! Все части тела человеку необходимы, поэтому-то он ими и пользуется и бережет их».

Обсуждение текста:

  • Кто победил в споре?
  • Правда, что голова умно поступила?
  • Почему?
  • Зачем нужна человеку голова?
  • Туловище?
  • Ноги?
  • Руки?

III. Подведение итогов.

Детишки, а чтобы быть красивым и сильным, что надо делать? Ответы детей.

Я вам желаю быть здоровыми, крепкими, красивыми и дарю вам раскраски: мальчикам – богатырей, девочкам- царевну (узнали из какой сказки?), а на обратной стороне листа дома нарисуйте себя, кто каким хочет стать, когда вырастет. До свидания!

Использованные источники:

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. — 120 с.
  • Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32 с.
  • Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе/ А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232 с.
  • Пальчиковая гимнастика приведена Натальей Куцепаловой в группе «Речецветик».

Виктория Спиридонова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Части тела человека»

Цель: закрепить знания детей о теле человека.

Задачи:

Закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

Упражнять детей в согласовании существительных с числительными;

Обратить внимание детей на многозначность слов

Учить составлять рассказ о себе, опираясь на схему

Оборудование: проектор, экран для проектора

Ход занятия

1. Организационный момент:

Педагог: Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б не встретил

– Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)

2. Знакомство с темой

Слайд 2. Педагог: Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это? (человек). Вы догадались о чём мы будем говорить? (о человеке)

Интересно, а кто это к нам пришёл? (Кощей бессмертный)

Кощей . Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я нечего вам не покажу.

Загадки.

1. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).

2. Между двух светил я в середине один. (Нос)

3. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги) .

4. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

5. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки).

6. Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в …(живот)

7. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).

Кощей: - Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.

Слайд 3. Упражнение «Вспомни».

Педагог: Вспомните о чём были загадки Кощея. (глаза, нос, ноги, язык, пальцы, руки, живот)

Слайд 4. Следующая игра «Доскажи словечко»

Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами.? (смотрим). Носом.? (дышим, нюхаем). Ртом.? (едим, пьем, говорим). Руками.? (берем, держим). Пальцами.? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами.? (ходим, бегаем, прыгаем).

Слайд 5. Педагог: Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? (красная шапочка) Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласкова – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.

Игра «Назови ласково».

У моей внучки не рука, а ручка и т. д. Нога (ножка, плечо (плечико, нос (носик, волос (волосик, палец (пальчик, голова (головка, головушка, щека (щечка, ухо (ушко, живот (животик, глаз (глазок).

Слайд 6. Педагог: Посмотрите прикатился к нам румяный колобок. Ой, посмотрите какой он напуганный! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.

Игра «Расскажи про великана»

Не руки, а. ручищи; не глаза, а. глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а. кулачищи; не локти, а. локтищи; не ноги, а. ножищи; не ногти, а. ногтищи; не зубы, а. зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а. животище.

Слайд 7. Педагог: К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.

Физкультминутка.

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик

Покажи мне где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

Слайд 8. Педагог: Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела

Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы И глаза, что так близки

Есть колени и спина Щёки, нос и две ноздри

Но она всего одна Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Слайд 9. Игра «Подумай и ответь»

Педагог: Из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

Спасибо ребята.

Слайд 10. Педагог: Посмотрите, к нам пришёл козлёнок, который любил всё считать. Ему скучно одному, и он приглашает нас с ним посчитать.

Игра "Сосчитай"

Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)

Слайд 11. Многозначность слов.

Педагог: Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он нам хочет рассказать о словах, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула.

Ножки – у стула, у гриба.

Слайд 12. Составление рассказа о себе по схеме.

Педагог: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаем попробовать рассказать о себе, опираясь на схему.

(Сначала педагог рассказывает по схеме о себе. Затем дети по желанию составляют рассказ о себе)

Слайд 13. Итог:

Педагог: Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказа!

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Части тела» Цель: Уточнить знания детей о строении человека, назначение отдельных его частей. Задачи: Учить координировать речь с движениями, развивать.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по развитию речи для первой младшей группы «Человек, части тела» Программное содержание. Научить ребенка знать различные части тела, для чего они нужны (глаза-видеть, нос- воспринимать запахи и тд.). 1.

Конспект по развитию речи «Части лица человека» Просмотр непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по области «Речевое развитие» (формирование грамматического.

Конспект ООД с презентацией в подготовительной к школе группе «Части тела человека. Голова» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности по познавательно – исследовательской.

Конспект занятия «Человек. Части тела». Тема «Человек. Части тела» Коррекционно-образовательные цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные.

Конспект занятия по развитию речи «Части тела» Конспект занятия по развитию речи с детьми с ЗПР. Тема: «Наше тело» Цели: -дать понятие о частях тела человека, основных органах чувств.

ЦЕЛИ: -Закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях. -Совершенствовать вербальный анализ и синтез. -Воспитывать.

Программное содержание: 1. Расширить и обобщить знание детей о домах. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения, формировать.

Занятие по познавательному развитию «Изучаем части тела» Познавательное развитие (окружающий мир). «Изучаем части тела» Средняя группа Цель: изучаем части тела человека. Задачи: Закрепить знания.

Библиотека изображений: