Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе с использованием цор. Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Чудо дерево

Занятие с воспитанниками подготовительной группы

"Развиваем логическое мышление"

Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.

Задачи:

  1. Продолжать формировать мыслительные операции анализа и синтеза.
  2. Познакомить детей с головоломкой Танграм. Учить детей разгадывать головоломки.
  3. Развивать речевые навыки и умения. Упражнять детей в подборе антонимов.
  4. Развивать воображение, сообразительность.
  5. Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам.
  6. Развивать умение воспитанников делить на группы предметы по трем признакам: форме, цвету, массе.
  7. Развивать интерес воспитанников, любознательность, познавательную мотивацию, целеустремленность.
  8. Воспитывать умение взаимодействовать в группе, приходить к единому решению.

Игровой материал и наглядные пособия: интерактивная доска, игра "Танграм", набор картинок, электронная игра "4-ый лишний", фишки, подготовленные бланки трех конкурсов, карандаши, листочки с нарисованными на них по 6 и 8 кругов на каждого участника, игра «Танграм» на каждого участника в конверте, образцы к игре Танграм на слайде.

Приветствие: - Добрый день ребята. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пульсом дружбы. Запустит пульс Настя Н.

Ребята, сегодня придя на работу, я обнаружила в электронной почте детского сада письмо. Оно пришло от ребят подготовительной группы детского сада Колосок, хотите узнать, о чем они пишут? (открываем, появляется на экране письмо) Дети соглашаются.

Педагог читает: "Здравствуйте друзья!

Мы приглашаем вас принять участие в трех математических конкурсах. Высылаем вам бланки к конкурсным заданиям.

Ребята, посмотрите, здесь действительно для каждого из вас есть задания к математическим конкурсам. Может кто-нибудь из вас уже участвовал в конкурсах и знает, что вы делали?

Дети высказываются о том, какие разные задания они выполняли.

Вам было трудно?

Посмотрите здесь на бланках тоже разные задания.

Но чтобы поучаствовать в конкурсе «Путешествие Почемучек» вы должны набрать 5 фишек, в конкурсе «Маленький гений – математик» 4 фишки, а в конкурсе «Маленький гений» - 3фишки (педагог показывает бланки с наклеенным количеством фишек)

Конкурсные задания бывают трудные. Чтобы их выполнить, нужно много знать и уметь. Предлагаю вам поупражняться в выполнении конкурсных заданий. Согласны?

Я для вас приготовила тренировочные задания, будем их выполнять?

Да.

А задания такие: нужно делить предметы на группы, закрашивать кружки, разгадывать головоломку, определить лишний предмет, и подобрать противоположные слова по значению.

Потренируемся?

А за правильные ответы вы будете получать фишки, и складывать их в свои коробочки. (Педагог раздает детям коробочки).

Скажите мне, за что вы можете получить фишку?

Дети перечисляют задания.

Ребята, я вам предлагаю выбрать конверт с заданием, которое мы будем выполнять первым? Один ребенок берет конверт по выбору. Достает задание, читает его или предлагает прочитает педагогу.

А задание здесь такое, "Скажи наоборот".

На каждого ребенка по 2 предложения.

Педагог предлагает взять фишки, тем детям, которые правильно подобрали слова.

(Коробочка с фишками стоит в середине круга)

Итог: мы теперь с вами знаем много слов противоположных по значению.

Педагог предлагает одному ребенку выбрать следующее задание.

Да здесь головоломка. Что такое головоломка? Ответы детей.

Люди придумали головоломки, чтобы тренировать свои умственные способности. Педагог раздает детям конверты с игрой «Танграм». Садитесь за столы, открывайте свои конверты. Эта замечательная игра называется "Танграм". Её придумали в Китае много лет назад. (на экране появляется квадрат)

Слайд 1. - Посмотрите на сколько частей разделен квадрат?

Квадрат разделен на 7 частей.

Они одинаковые?

Нет, они разной формы и величины.

Слайд 2. - Посмотрите, как много разных предметов и фигур животных можно собрать из 7 частей. Кого вы здесь узнали?

Слайд 3. Дети складывают животных.

Какую фигуру хотите собрать? Если вы соберете эту фигуру, то будет считаться, что разгадали головоломку. Хотите я вас научу?

Посмотрите, фигура какого животного изображена на схеме?

Зайчик.

А как вы догадались?

Дети отвечают.

Посмотрите, как я буду разгадывать эту головоломку. Сначала я посмотрю, на какую фигуру похожи уши, голова, лапки и начну переставлять фигуры.

У меня получилось?

Дети отвечают «Нет».

А теперь получилось?

Нет.

Что-то происходит с моей головой. Дети отвечают. Вот поэтому и называется головоломка. Не надо с первого раза надеяться, что сразу получится, надо много думать. Внимательно смотреть на фигуры и части танграмма.

Вот я и разгадала головоломку.

А сейчас каждый из вас за столами попробует разгадать свою головоломку.

- Внимательно рассмотрите свою схему. Подумайте, вспомните, с каких фигур я начинала выкладывать схему, и приступайте.

Итог: Ребята, что вы научились делать?

Разгадывать головоломки.

Ребята, какое же задание будет следующее? Педагог предлагает ребенку выбрать следующий конверт.

Какое интересно здесь задание? А здесь игра, где нужно найти лишний предмет. Выполнять будете все по очереди на интерактивной доске. Кто расскажет правила игры?

Ребенок рассказывает. На экране появляется слайд с изображенными предметами.

Как ты думаешь, почему именно этот предмет лишний? Дети по очереди принимают участие в игре.

Итог: Молодцы, вот и с третьим заданием вы справились. Вы замечательно находите лишний предмет. А теперь возьмет фишку тот, кто правильно нашел лишний предмет.

Педагог предлагает ребенку выбрать следующий конверт.

- Часто в конкурсах бывают творческие задания, но они не простые. Например, что-то раскрасить. Хотите тоже поупражняться.

«Закрасьте круги так, чтобы закрашенных и не закрашенных кругов было поровну. Варианты не должны повторяться»

А сейчас каждый возьмет себе задание с таким же значком, как у него на одежде и присаживается за стол его выполнять. Время для задания отслеживайте по настенным часам, когда большая стрелочка дойдет до красной полоски вы заканчиваете работу. И педагог на часы наклеивает полоску – ограничитель времени.

Педагог подходит к воспитанникам и наблюдает за выполнением задания.

А сейчас проверьте еще раз, правильно ли вы выполнили задание. Возьмите фишки те, кто выполнил правильно в задании 6 вариантов и больше. Отнесите их в свои коробочки.

И вот, ребята остался один конверт с последним заданием. Педагог предлагает детям открыть конверт. Будем его выполнять? Да.

Дети выполняют задание.

Ребята, изображение каких предметов вы принесли?

Мы принесли все предметы большие, коричневые, тяжелые.

Да, здесь медведь, шкаф и т. д. А изображение каких предметов вы принесли?

Это, какие предметы?

Цыпленок, носок и т. д.

А теперь давайте посмотрим, как справилась с заданием вторая команда? Здесь должны быть картинки с предметами, которые бывают какие?

Маленькие, желтые и легкие.

Это, какие предметы?

Шкаф, сумка, чемодан и т. д.

Дети делают выводы о том, кто был более успешным.

Фишку возьмет тот, кто принес правильно две и более картинки.

Итог. Какие вы молодцы. Обе команды справились с заданием. Вы правильно разделили картинки на группы по трем признакам.

Рефлексия .

Ребята, как вы считаете, вы готовы участвовать в конкурсах?

Почему вы так решили?

Да мы умеем делить предметы на группы, мы знаем слова противоположного значения, умеем определять лишний предмет, разгадывать головоломку. Поэтому мы можем участвовать в конкурсах. А сейчас разберите бланки к конкурсам в соответствии с количеством набранных вами фишек.

Участники конкурсов разбирают бланки с конкурсами на дом.

У кого три фишки, что у тебя сегодня не получилось?

Чему тебе еще надо подучиться, чтобы участвовать в первых двух конкурсах?

Что вы узнали нового? А что было вам трудно? Ребята, а кого сегодня больше хвалили? Почему? Вы дружно выполняли все задания? Вы все пришли к единому мнению?

Вы довольны собой?

– До свидания ребята!

Дети уходят в группу.

"Скажи наоборот".

Торт большой, а пирожное… Береза высокая, а куст смородины...

Стержень длинный, а спичка… Бочонок толстый, а стакан…

Дед Иван пожилой, а внук Коля… У девочки волосы длинные, а у мальчика…

Футбольный мяч большой, а теннисный… Лента широкая, а шнурок…

Река широкая, а ручей… Заяц маленький, а медведь…

Многоэтажный дом высокий, а одноэтажный… Бабочка легкая, а голубь…

Книга толстая, а тетрадь… У жирафа шея длинная, а у бегемота…

Заяц бегает быстро, а черепаха… Море глубокое, а лужа…

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Чудо дерево»
Воспитатель:
1 квалификационной категории
Шубина Кристина Вячеславовна
Цель: определить степень развития способности раскрывать закономерные отношения в размещении абстрактно-геометрических фигур, сгруппированных по две.
Задачи:
-упражнять в умении находить один отличающийся рисунок;
-развивать внимание, усидчивость, память, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения.Предварительная работа:
-дидактические игры с детьми, позволяющие лучше усвоить понятия «закономерность», «закономерные отношения» («Четвертый лишний», «Найди закономерность», «Найди недостающий предмет», «Признаки предметов», «Блоки Дьеныша», «Как гусеница и муравей в гости ходили», «Шаги курицы», «Шаги гуся», «Шаги утки», «Найди сходство и различие», «Сравни картинки», «Что сначала, что потом», «Расставь по порядку», «Сравни по длине, ширине», «Назови одним словом», «Какая фигура лишняя», «Что общего», «Найди что пропущено», «Логические задачи», «Найди пару».Методическое обеспечение:
-демонстрационная таблица 1 (рабочая тетрадь № 2);
-индивидуальные задания 1, 2, 3 (рабочая тетрадь № 2);
-листочки-фишки, карточки с цифрами-ответами.
Ход занятия
Постановка проблемной ситуации в занимательной форме
Воспитатель: - Ребята! Посмотрите! У нас выросло Чудо-дерево.
(Воспитатель обращает внимание детей на дерево, где висят разноцветные конверты с изображением геометрических фигур.)
Воспитатель: - Со временем вокруг нашего Чудо-дерева вырастет целый сад ваших знаний о геометрических фигурах. Ваши ростки малы, на них нет еще ни одного листочка, но с каждым правильным ответом на ростках будут появляться все новые и новые листочки, а значит, будет расти ваш сад знаний.
Чудо-чудо, расчудесное!
Не листочки на нем!
Не цветочки на нем!
Фигуры здесь растут,
Детям знания дают!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из вас
Росток своих знаний
Посадит сейчас.
На вашем ростке знаний распустится первый листок, если вы правильно выполните задание, которое находится в конверте с веселым квадратом.
Совместная работа с детьми по проверке задания.
Разминка
-Какое сегодня число?
-День недели?
-Месяц?
-Год? Високосный ли он?
-В каком городе вы живете?
-Как называется столица России?
-Быстро назовите 7 имен мальчиков.
-Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?
-Стоят 2 барана Один смотрит на юг, другой на север. Видят ли они друг друга?
Воспитатель: - Я согласна с твоим ответом. Ты рассуждаешь правильно. Кто думает иначе? Объясни, почему ты так думаешь. (Дается дифференцированная оценка ответов детей. Педагог за верные ответы раздает детям листочки-фишки. Воспитатель обращает внимание детей на Чудо-дерево.)
Воспитатель: - Посмотрите на наше Чудо-дерево. Здесь висит интересная таблица. Она с секретом. На ней изображены закономерности. Закономерность - это расположение геометрических фигур в определенной последовательности. Давайте вспомним, где мы с вами встречались с эти понятием.
Дети: - Мы рисовали логические цепочки, играли в игры «Найди недостающий предмет», «Четвертый лишний», «Найди закономерность».
Воспитатель: - Я согласна с вами. Это интересные игры.
Деловое сотрудничество детей и взрослых.
Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков
Вывешивается демонстрационная таблица 1.
Воспитатель: - Эта таблица состоит из двух частей. В первой, верхней, части фигуры расположены по порядку, а в нижней части таблицы они расположены по-разному. Хотите поиграть в игру?
Игра «Выяви закономерность». Педагог просит одного из детей выявить закономерность расположения геометрических фигур верхней части таблицы по горизонтали.
Дети: - Если мы рассмотрим верхний ряд слева направо, то выявим следующую закономерность: в каждом прямоугольнике сначала повторяется круг, а все другие фигуры (треугольник, ромб, прямоугольник) по одной.
Воспитатель: - Верный ответ. Я с тобой согласна.
Второй, третий ряды анализируются по аналогии.
Воспитатель: - Кто хочет выявить закономерность расположения геометрических фигур в верхней части таблицы по вертикали?
Дети: - Если мы рассмотрим первый столбик сверху вниз, то увидим следующую закономерность: в каждом прямоугольнике сначала повторяются все фигуры по одной (круг, «парашют», квадрат) и треугольник.
Воспитатель: - Ты рассуждаешь верно, я с тобой согласна.
Второй, третий столбик анализируются по аналогии.
Воспитатель активизирует детей с помощью вопросов:
-Вы согласны с рассуждениями?
-Прав ли..., устанавливая данную закономерность?
Воспитатель за верные ответы раздает детям листочки-фишки.
Игра «Недостающий квадрат». Дети закрывают глаза, а воспитатель закрывает верхний правый квадрат в первой части таблицы и просит де¬тей свой ответ показать цифрой-карточкой (ответ 1). Воспитатель анали¬зирует ответы детей, просит их мотивировать свой ответ, доказать. За верный ответ - листок-фишка.
Аналогично закрывается нижний левый квадрат. Ответы детей анализируются.
Воспитатель: - Посмотрите, на нашем дереве есть маленький конверт с изображением Тюши-Плюши. Этот забавный, веселый герой приглашает вас отдохнуть.
Физкультминутка
Тюша-Плюша толстячок Прибивал к стене крючок:
Стук да стук, стук да стук, -
Старый гвоздь согнулся вдруг.
Гвоздь согнулся, как червяк,
А толстяк со стула бряк!
Носом весело шмыгнул,
Шаровары подтянул,
Сосчитал свои веснушки И пригладил завитушки.
Тюша-Плюша не ревет,
I
Даже если не везет!
Дети под музыку имитируют движения согласно тексту.
Воспитатель: - Давайте будем такими же жизнерадостными, веселыми, никогда не унывающими, как Тюша-Плюша!
Игра «Разное - одинаковое»
Воспитатель: - На нашем дереве остался последний конверт. Задание приготовил забавный треугольник. Он предлагает поиграть в игру «Разное - одинаковое».
Рассмотрите внимательно рисунок 1. Здесь вы видите три рисунка - гри квадрата, в клетках которых имеются кружки. В одном из этих трех квадратов кружки расположены не так, как в двух других квадратах. Нам нужно отгадать, какой рисунок здесь отличается от двух других. Отгадывать надо так: сначала сравнить у всех трех рисунков верхние три клетки, потом средние три клетки, а затем нижние три клетки. Кто догадался, какой рисунок не подходит к двум другим?Верно,среднийрисунокне
подходит. Почему? Верно, потому, что в егонижнихклеткахкруги стоят
через одну клетку, а не рядом, как в двух других рисунках. Отметим эту отгадку так: зачеркнем один из трех нижних маленьких квадратиков. Вот гак отгадываются загадки, в которых нужно найти рисунок, который отличается от остальных.
Задание 1 - правильный ответ под № 2.
Задание 2 - правильный ответ под № 3.
Задание 3 - правильный ответ под № 2.
Дети в индивидуальных тетрадях самостоятельно выполняют задания 2, 3.
Воспитатель за верные ответы раздает листочки-фишки детям.
Обобщающее слово воспитателя
-Ваши ростки, благодаря вам, вашим знаниям, подросли, оделись листвою. Посчитайте, сколько листков есть у вас? (Ответы детей.) Оде¬нем наше Чудо-дерево вашими листочками.
Каждый листочек - это ваш труд, это знания, которые вы получили, раскрывая секреты окружающих вас вещей. Пусть наши ростки еще ма¬лы, но я верю, что если ум ваш не будет лениться, то со временем вырас¬тет целый сад ваших знаний.
Чтение стихотворения Р. Сефа «Совершенно непонятно»:
Совершенно непонятно,
Почему вода течет Сверху вниз,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Почему трава растет Снизу вверх,
А не обратно,
Так,
А не наоборот.
Совершенно непонятно,
Что такое свет и тень,
В общем, есть о чем подумать,
Если думать вам не лень.

Задачи.

1. Закрепить умение классифицировать предметы по разным основаниям.

2. Осваивать действия построения модели в форме классификационного древа, развивать логическое мышление, внимание.

3. Воспитывать умение слышать воспитателя, выполнять инструкцию, работать в паре.

Раздаточный материал: простые карандаши, бумага.

На слайдах: картинки с изображением животных, которые можно классифицировать по разным основаниям (дикие животные, насекомые, перелетные и зимующие птицы).

Ход занятия

1 . Орг. момент

Цель: организовать внимание детей, настроить на занятие.

Сегодня к нам пришли ваши папы и мамы. Давайте покажем им, чему мы научились в детском саду.

Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им.

1 слайд: тема занятия для родителей. Презентация

II. Актуализация знаний

1. Работа с загадкой

Послушайте, дети, загадку: “Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?”.

Как вы узнали, что в загадке говорится о весне?

Тает снег, день становится длиннее.

Какие еще изменения происходят в неживой природе весной?

Солнце пригревает, капель, лужи на дороге.

Какие изменения происходят весной в живой природе?

Почки набухают, растет трава, расцветают подснежники, просыпаются звери от спячки.

II. Классификация предметов

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по разным основаниям, осваивать действия построения модели в форме классификационного древа

1. Освоение действий по использованию графической модели

Деление животных по группам:

2 слайд. Выберите на экране тех животных, которые просыпаются весной и назовите их.

Насекомые, медведь, еж, барсук.

3 слайд. На какие 2 группы можно разделить этих животных?

1 группа - звери: медведь, еж, барсук

2 группа - насекомые: муравей, пчела, бабочка.

По каким признакам мы выделяем медведя, ежа, барсука в группу звери?

– У зверей 4 лапы, зубы, они кормят детенышей молоком.

По каким признакам мы выделяем группу насекомых: муравей, пчела, бабочка.

У насекомых 6 ног.

Самостоятельная работа на листочках:

Возьмите листочки, нарисуйте на схеме, на какие группы мы разделили животных, обозначьте точки буквой.

Проверка выполненной работы.

Давайте проверим, Катя, иди к доске и нарисуй схему. Расскажи, какие группы ты выделила.

В 1 группе звери: медведь, еж, барсук, потому что у них 4 лапы и они кормят детенышей молоком.

Во 2 группе насекомые: муравей, пчела, бабочка. У них 6 ног.

Садись Катя. А теперь проверим, верно ли вы выполнили задание.

Проверяем на экране. 5 слайд.

Физ минутка: игра с движениями.

“У оленя дом большой.
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дом к нему стучится:
-Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
- Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай!”.

Молодцы. Продолжим наш разговор.

Какие еще изменения в живой природе мы не назвали?

Прилетают птицы из теплых краев.

Как называют этих птиц?

Их называют перелетными.

Почему перелетные птицы улетают осенью в теплые края?

Птицы питаются насекомыми, а насекомые прячутся от холода и птицам нет корма.

Каких перелетных птиц вы знаете?

Ласточка, кукушка, гусь, лебедь. 6 слайд.

Какие еще есть птицы?

Зимующие: ворона, сорока, синица, снегирь. 7 слайд.

Почему их так называют? Почему они не улетают на юг?

По каким признакам мы выделяем птиц из большой группы животных?

У птиц тело покрыто перьями, у них 2 ноги, клюв, они несут яйца и высиживают птенцов.

Измените схему так, чтобы на ней были обозначены птицы.

Даша, на доске обозначь на схеме группу птиц.

Верно ли Даша выполнила задание, как вы считаете? Кто не согласен?

Давайте проверим. 8 слайд.

Обозначьте на схеме, на какие группы мы разделили птиц, подпишите буквами.

2. Работа в паре, взаимопроверка

Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте, все ли правильно, по-вашему мнению, он обозначил на схеме.

Скажите, у кого сосед выполнил все задание правильно? У кого есть ошибки? Какую ошибку он допустил? Как ее исправить?

Выйди, Аня, дорисуй на схеме, как ты разделила птиц.

Как вы считаете, правильно Аня дополнила схему?

Поверяем с экраном. 9 слайд.

III. Обобщение изученного

Цель: закрепить и обобщить полученные знания

Даша, расскажи, как мы строили схему сначала.

Всех животных обозначили большой точкой и буквой Ж. Их разделили на 2 группы: насекомые и звери. Обозначили Н и З. Потом добавили к животным птиц и обозначили точкой и буквой П. Птицы бывают перелетные и зимующие: нарисовали 2 линии и обозначили Пп и Зп.

Мы сегодня говорили о некоторых животных. На Земле очень много разных животных. О других животных вы можете узнать из книг, а еще больше узнаете, когда будете учиться в школе.

IV. Рефлексия

Закончите предложение: “Мне понравилось... Мне было интересно…. Мне было трудно…

Грошева В.А., воспитатель МБДОУ дет. сад №31 «Радуга», г. Йошкар-Ола

Конспект урока по логике в подготовительной к школе группе. Путешествие по сказке «Три поросенка».

Тема: Путешествие по сказке «Три поросенка».

Цель: Учить детей решать логические задачи, используя чертеж.

Закрепить умение отгадывать загадки, загадки-шутки, уметь классифицировать.

Воспитывать интерес к решению логических задач.

Материал: книга С.Маршака «Три поросенка», иллюстрации к логическим задачам, схемы, игра «Засели жильцов».

Ход занятия:

(Дети стоят около воспитателя).

Дети, вы любите сказки? (Ответы детей). Я тоже люблю. Моя любимая сказка «Гадкий утенок», которую написал Г.Х.Андерсен. Поиграем в игру «Башня любви» и я узнаю, какие сказки вы любите.

(Игра-упражнение «Башня-любви»).

Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Но название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку о его главном герое:

-Пятачком в земле копается, В грязной луже искупается.

Вопросы к детям:

    Кто это?

    Почему решили, что это свинья?

    Что характерно для свиньи?

    Выберите главные признаки и скажите, что обозначает слово свинья?

(Свинья – домашнее животное, у нее крупное туловище, короткие ноги, она хрюкает. Купается в грязи для защиты кожи).

    Какую сказку вы знаете о свинье или поросятах?

(«Три поросенка»).

Садитесь за столы поудобнее, слушайте и вспоминайте английскую сказку «Три поросенка».

(Дети сидят за столами).

Жили-были на свете три поросенка, три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с веселыми одинаковыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнце, нежились в лужах.

(Вывешиваю на доске картинку «Кто есть кто?».

Задание:

Угадайте, кто есть кто? В луже плещутся 3 поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф - слева от Нуф-Нуфа. Нуф-Нуф – справа от Наф-Нафа.

(Варианты ответов детей).

Как узнать, правильно или нет?

(Надо проверить).

Давайте проверим. Нарисуем схему. Что известно? Что еще известно? Можно ответить на вопрос? Да, первый Наф-Наф, второй – Ниф-Ниф, третий – Нуф-Нуф.

«Но вот наступила осень»

Вопросы:

    Какое время года наступило?

    Что было до осени?

    Что будет после осени?

(Использование пространственной модели времен года).

«Но вот наступила осень. Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.

«Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода».

(Вывешиваю картинку).

Задание:

«Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов в это же время показывают 2 термометра?».

(Варианты ответов детей).

Почему так считаете?

(Ответы детей).

«По дороге они пели и плясали, когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной».

Кого в лесу больше волков или зверей?

(К зверям относятся зайцы, лисы, олени, медведи, а волки относятся к этой группе. Поэтому волков меньше, чем зверей).

«Что за шум? - недовольно проворчал голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят. Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек».

Вопросы и задания:

    Каким глазом моргнул волк?

    Моргните не правым глазом, закройте глаза, поморгайте глазами, посмотрите на кончик пальца, на круг.

«Никогда еще не приходилось им так быстро бегать. Они неслись, сверкая пятками и поднимая тучи пыли».

Вопросы и задания:

Попробуем узнать, кто бежал быстрее, кто медленнее. Слушайте подсказку. Ниф-Ниф бежал быстрее Нуф-Нуфа. Как бежал Наф-Наф – неизвестно. Кто бежал медленнее Ниф-Нифа?

Можно ответить на вопрос?

Почему?

(Известно, что Ниф-Ниф бежал быстрее Нуф-Нуфа. Значит, Нуф-Нуф бежал медленнее Ниф-Нифа. А про Наф-Нафа нам ничего не известно).

Проверим ваш ответ. (Вывешиваю схему).

Вопросы по схеме:

    Что известно?

(Ниф-Ниф бежал быстрее, чем Нуф-Нуф, значит, он был ближе к лесу. А Нуф-Нуф дальше от леса, Он бежал медленно.)

    Что известно про Наф-Нафа?

(Ничего).

    Значит, как надо ответить на вопрос задачи?

(Нуф-Нуф бежал медленнее Ниф-Нифа).

Как можно помочь поросятам спастись от волка?

(Варианты ответов: в лесу, на небе, в городе и др.).

Давайте выберем три места для спасения поросят: лес, город, небо. Возьмите листы со схемами, нарисуйте дорожки – возможные пути спасения братьев. Подпишите. Сосчитайте, сколько всего дорожек получится. По какой дорожке надо бежать друзьям поросятам и волку? (В-1, П-2).

«Прибежав в город Веселых поросят» они упал от усталости. А потом решили строить новый дом все вместе.

Физкультминутка:

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь

Не откроет эту дверь,

Эту дверь, эту дверь.

Откройте тетради. Что нужно для строительства?

(Игра «Это правда или нет?»).

Вопросы:

    На рисунках есть предметы, которые нужны для строительства. Все предметы нужны для строительства?

    На рисунке нет ни одного предмета для строительства,

    Некоторые предметы нужны для строительства.

    Что лишнее?

(Работа в тетрадях, стр. 26).

Построили дом поросята и пригласили жить к себе друзей. Все они были разные: грустные, веселые, серьезные. Расселите друзей по этажам, чтобы они не повторялись.

(Игра «Засели жильцов»)

Проверьте правильность заселения жильцов у своего соседа и поднимите карточку.

Поросята послали вам ценное письмо. Найдите его среди других писем.

(Игра-лабиринт «Найди письмо).

Поросята благодарят за помощь и на память дарят вам свои портреты.

Итог занятия.

Тема : Сравнение предметов по двум признакам

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

Материал : планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Осенью ребята идут в школу. Мышонок помогает им, чтобы они учились хорошо. Как вы думаете, чему дети учатся в школе? Для чего нужно учиться? (Ответы детей.)

2. Игра «Угадай форму и цвет»

Мышонок показал детям, какого цвета и формы бывают фигуры. И я буду показывать вам разные фигуры. Кто быстро и правильно назовет цвет и форму, тот получит фигуру, например красный квадрат. Из полученных фигур вы вместе должны будете составить картинку. (Это можно сделать на планшете.) Посмотрим, что получится.

3. Работа в тетради

Задание 1. Назовите предметы и скажите, для чего они нужны. Раскрасьте их.

Задание 2. Положите в рюкзачок только то, что нужно в школе: соедините линией эти предметы с рюкзачком. Раскрасьте рюкзачок.

4. Физкультминутка

Петя радостный, веселый.

Он идет сегодня в школу.

Будет в школе он писать,

Прыгать, бегать, танцевать.

Нарисует треугольник,

А потом овал.

Он от счастья так и скачет -

В школу он попал!

5. Работа в тетради

Задание 3. Мышонок придумал для ребят игру. Он разрезал кружочки на части. Поиграйте в эту игру. Помогите отыскать части каждого кружочка. Соедините их линиями и раскрасьте в любой цвет.

Задание 4. Ребята загадали Мышонку загадку. Отгадайте ее.

Петушок спешит в школу. А навстречу ему - мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик и лисичка-сестричка. Сколько героев идут в школу? (Один петушок.)