Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема: «Берестяной кузовок старичка Лесовичка. Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе

  • корзинка
  • красная краска
  • банка с водой, клеенки

Этапы

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Психологическая минутка

Доброе утро!

Вы проснулись?

Вы друг другу улыбнулись?

Приветствие «В нашей группе».

Много маленьких ребят.

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть Миша…

А у нас есть Таня...

Воспитатель:

Дети отвечают воспитателю.

Доброе утро!

Да, проснулись!

Улыбнулись!

Организационно - поисковый

Про кого эта сказка?

Что случилось с Машей?

Как Маша перехитрила медведя?

Мишка, что случилась?

Воспитатель:

Ты мишка не расстраивайся.

Смотрите ребята, что у нас стоит на столе. Баночка с водой, краска - скажите какого она цвета (красная). Вот и ягодки у нас будут красные. А еще лежит бумажная тарелочка, куда мы будем складывать наши ягодки.

Воспитатель объясняет и показывает прием рисования - тычком.

Давайте возьмем в руки наши палочки - тычки, намочим водичкой, потом опустим в краску. А теперь приложим тычок к нашей тарелочке, и у нас получилась ягодка. И давайте на всей тарелочке нарисуем много ягодок.

Дети прислушиваются

Рефлексивно - корригирующий

Воспитатель:

Угощает детей конфетами.

Дети прощаются с медведем.

Ожидаемый результат:

Знать

Иметь : навыки рисования красками.

Уметь

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рисованию "Ягодки для медведя" »

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Форма проведения: драматизация

Тип ОУД: интегрированный

Возрастная группа: первая младшая

Образовательная область : «Коммуникация», «Творчество»

Раздел: Художественная литература, рисование.

Тема: «Ягодки для медведя»

Цель:

    Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь».

    Учить внимательно, слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра (варежки).

    Поддерживать речевую активность, стремление вступать в речевое общение.

    Учить детей рисовать красками методом тычка.

    Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

    Закреплять знание красного цвета.

    Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Материал:

    настольный театр сказки «Маша и медведь» (варежки)

    корзинка

    красная краска

    банка с водой, клеенки

    бумажная тарелочка (на каждого ребенка)

Этапы

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Психологическая минутка

– Доброе утро!

– Вы проснулись?

– Вы друг другу улыбнулись?

Воспитатель побуждает детей выражать положительные эмоции, улыбнуться друг другу.

Приветствие «В нашей группе».

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят.

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть Миша…

А у нас есть Таня...

Много маленьких ребят, все на стульчиках сидят.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.

Пока я шла к вам, нашла вот эту корзиночку. А посмотрите, что в ней лежит. А лежат там варежки, они не простые, а волшебные. И на них есть интересная сказка. Сказка называется «Маша и медведь». Давайте я вам ее расскажу и покажу.

Дети входят в группу под музыку, и садятся на стульчики.

Дети отвечают воспитателю.

– Доброе утро!

– Да, проснулись!

– Улыбнулись!

Во время рассказывания стихотворения воспитатель называет по имени каждого ребёнка. Дети хлопают.

Дети проявляют интерес к тому, что лежит в корзиночке.

Проявляют желание послушать сказку.

Организационно - поисковый

Рассказывание и обыгрывание сказки «Маша и медведь».

По окончании сказки воспитатель задает вопросы по содержанию сказки:

Про кого эта сказка?

Что случилось с Машей?

Как Маша перехитрила медведя?

Затем воспитатель привлекает внимание детей к игровому персонажу (медведю из сказки).

Ой, ребята, тише, тише, кажется, я что-то слышу. Кажется, кто-то рычит.

Воспитатель обыгрывает диалог с медведем.

Ребята, смотрите - медведь то грустный.

Мишка, что случилась?

Я расстроился, потому что от меня убежала Машенька.

Воспитатель:

Ты мишка не расстраивайся.

Ведь Маша убежала от тебя, потому что очень соскучилась по бабушке с дедушкой, а ты ее не отпускал к ним. Вот она и перехитрила тебя и убежала.

Чтобы ты мишка не грустил, мы угостим тебя ягодками.

Ребята, давайте угостим мишку ягодками. А ягодки мы нарисуем. Давайте сядем за столы.

Смотрите ребята, что у нас стоит на столе. Баночка с водой, краска – скажите какого она цвета (красная). Вот и ягодки у нас будут красные. А еще лежит бумажная тарелочка, куда мы будем складывать наши ягодки.

Воспитатель объясняет и показывает прием рисования – тычком.

Давайте возьмем в руки наши палочки – тычки, намочим водичкой, потом опустим в краску. А теперь приложим тычок к нашей тарелочке, и у нас получилась ягодка. И давайте на всей тарелочке нарисуем много ягодок.

Раздает индивидуальный материал для самостоятельной деятельности.

Дети с интересом смотрят и слушают сказку.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Эта сказка про Машу и медведя.

Маша пошла в лес за грибами и за ягодами, и заблудилась.

Маша попросила медведя отнести пирожки бабушке и дедушке, а сама залезла в короб.

Дети прислушиваются.

Дети проявляют желание нарисовать ягодки для мишки.

Дети называют цвет краски: красная.

Самостоятельная деятельность детей.

Рефлексивно - корригирующий

Воспитатель организует выставку детских работ.

Воспитатель:

Смотри, мишка, сколько угощений приготовили тебе ребята.

Да, ребята, как много ягод, они такие красные, вкусные. Какие вы молодцы! Спасибо вам за угощение.

Я очень люблю ягоды, а еще я люблю сладости. Я вам тоже приготовил подарок, вот эти конфеты.

Угощает детей конфетами.

А теперь я пойду к себе в лес отдыхать. До свиданья.

Дети рассматривают свои работы, радуются полученному результату.

Дети прощаются с медведем.

Ожидаемый результат:

Знать : русскую народную сказку «Маша и медведь».

Иметь : навыки рисования красками.

Уметь : рисовать красками методом тычка.

ОРГАНИЗОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РИСОВАНИЕ «ЯГОДКИ ДЛЯ МЕДВЕДЯ»


Текстовая HTML-версия публикации

Конспект комплексного занятия в средней группе

Тема: «Ягоды. Корзинка с ягодами»

Подготовила воспитатель МБДОУ№172: Пономарёва Ирина Викторовна

Цели
: Учебная: дать понятие о различных представителях ягодных растений, учить различать ягоды, ориентироваться в окончаниях при производных прилагательных от названия ягод, повторить и систематизировать знания о ягодах. Развивающая: продолжить формировать навыки работы с пластилином, навыки в разгадывании загадок, развитии связной речи, умение устанавливать логические связи, развивать активность и самостоятельность мышления. Воспитательная: поддерживать интерес к занятиям, труду, творчеству, воспитывать эстетическое восприятие мира, дружеские взаимоотношения между детьми аккуратность, ответственность, бережное отношение к природе, создание позитивного настроя у детей.
Задачи:
познакомить с названиями ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; учить отвечать полным предложением; различать садовые и лесные ягоды, совершенствовать художественные навыки детей (лепка), инсценировка сказки; развитие связной речи, умения отвечать на поставленные вопросы, развивать внимание, фантазию; воспитание бережного отношения к природе, учить аккуратно лепить и прилеплять на бумагу.
Материалы и оборудование
: изображение лесных и садовых ягод (клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, ежевика, черника); изображение – сад, лес; вырезанные ягоды, корзинки, видео сказки «Земляничка», видео «По малину в сад пойдем», пластилин.
Содержание организационной деятельности

I. Организационный момент
. Видео - «По малину в сад пойдем» - воспитатель вместе с детьми исполняет танец под музыку. В: Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Д: Ягоды!
II. 1. Рассказ воспитателя.
В: Ребята, а где растут ягоды? Д: В саду и в лесу! В: Правильно! Бывают ягоды садовые, а также лесные. Ягоды очень полезные и вкусные, в них очень много витаминов, которые укрепляют наше здоровье. Лесные и
садовые ягоды отличаются друг от друга: садовые крупнее, чем лесные; за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами. Ягодами любят лакомиться не только люди, но и животные, птицы. Например, малину очень любит медведь. Ягодами можно лакомиться не только летом, но и зимой, ведь из них получается очень вкусное варенье, компот и сок. Сейчас мы с вами посмотрим на ягоды и разберемся, где они растут в лесу или в саду. Показ картинок с сопровождением рассказа: садовые – клубника, крыжовник, смородина; лесные – земляника, ежевика, черника.
2. Игра «Садовые/лесные»
Предлагаю детям на доске распределить ягоды - лесные и садовые.
3. Чтение художественной литературы. (Видео сказки)
В: Предлагаю посмотреть и послушать сказку, которая называется «Земляничка», написала ее Н. Павлова. Беседа по сказке: -Какая ягода созрела? - Кто первым нашел ягодку? -Почему животные не съели ягодку? -Куда спрятались звери? - Почему земляничка обрадовалась?
4.Инсценировка сказки.
Предлагаю детям сыграть сказку. Распределение ролей и игра сказки.
Земляничка
Светило солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидал её комар и запищал: - Ягодка созрела: красная, душистая! Услыхала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку. Услыхала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку Услыхала комара лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку. Услыхала комара змея, поползла на поляну. Хочет съесть земляничку. Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал: - Дождь пойдёт: мокрый, холодный! Услыхала комара птичка - скорей на дерево. Услыхала комара мышка – скорей в норку. Услыхала комара лягушка – скорей под листок. Услыхала комара змея - скорей под корень. А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что никто её не тронул.
5. игра « У медведя во бору»

Давайте поиграем. Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит,

Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку. 2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его. Проигрывание игры.
6.пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел!

7. лепка «Корзинка с ягодами»
Дети самостоятельно приготавливают ягодки из пластилина и прилепляют их к корзинке.
III. Рефлексия.
Что вам понравилось больше всего? - Какими бывают ягоды? -Какие названия ягод вы запомнили? -Чем полезны ягоды?

Познавательно – досуговая деятельность

Кулинарный час

«Ягодная корзинка»

Средняя группа «Яркие звездочки»

Воспитатель Строганова Т.В.

МДОУ «Детский сад № 54 «Семицветик»

Форум идей педагогического мастерства

Познавательно – досуговая деятельность

Кулинарный час «Ягодная корзинка»

Задачи

Развивающие :

Используя прием загадок, художественное слово, наглядные картинки, вкусовые ощущения, закрепить знания о лесных и садовых ягодах и блюдах, которые можно из них приготовить;

Развивать фантазию, эстетический вкус при оформлении корзинки.

Образовательные:

Закрепить навыки безопасного поведения в природе (не все ягоды съедобны);

Совершенствовать речь и навыки коммуникативного взаимодействия в ходе совместной деятельности;

Закрепить представление о ягодах как источнике витамин для человека, их пользе для роста и развития.

Воспитательные :

Закрепить у детей элементарные этикетные нормы поведения за столом и культурно- гигиенические навыки (мыть руки перед приготовлением корзинки, пользоваться салфеткой, аккуратно кушать);

Воспитывать гендерные качества;

Формировать эстетический вкус, умение создать под руководством взрослого и поддержать атмосферу эмоционального комфорта;

Поддерживать интерес к самостоятельной продуктивной деятельности, желание принимать участие в коллективном творческом деле- «кулинарном часе»;

Предшествующая работа:

ОО «Познание», «Коммуникация»

Беседа «Много ягодок в лесу», «Во саду ли в огороде», «Уроки мудрой совы» (ядовитые ягоды)

Дидактическая игра: «Ягодное лукошко», «Лесная аптека» (валеология)

Цель: закрепить название садовых и лесных ягод, умение узнавать их по внешнему виду.

ФМП – количество и счет

- ОО художественное творчество

рисование – «Кисть рябины», «Кисть калины»;

лепка – «Ягодный пирог» (угощение для зверей);

аппликация – «Ягоды на тарелочке», «Компот из ягод в банке», «Рябиновые бусы для птиц»

ОО «Социализация», «Коммуникация»

Игротека:

хоровод «По малину в сад пойдем»

п/и «Собери ягоды в лукошко»

д/и «Мир под крышкой коробки» (откуда ягодки)

В.: Сегодня у нас кулинарный час, поэтому я так нарядилась, надела нарядный фартук и косынку. Наш кулинарный час сегодня называется «Ягодное лукошко».

Посмотрите, какое красивое лукошко я вам приготовила. Как вы думаете, что же там? (ягоды). Какие же ягодки я вам принесла? Послушайте внимательно и отгадайте загадку (воспитатель загадывает загадку про ягоды, дети отгадывают, называют ягоду и говорят, где она растет – в саду или в лесу).

Педагог использует приемы: загадка, стих, картинка, песенка о ягодах, предлагает определить на вкус.

Ягоды садовые (клубника, малина, смородина, крыжовник), лесные (черника, брусника, клюква).

А кто скажет, какие блюда можно приготовить из ягод?

Дети называют знакомые блюда из ягод, а затем педагог подводит их к витрине, на которой выставлены блюда из ягод (повидло, джем, компот, морс, кисель – сухой, варенье, ягодный пирог, сок) и, нацеливая детей на припоминание, продолжает беседу.

Вот какие разные витаминные блюда можно приготовить из ягод! Все они полезны для здоровья.

Мотивация.

Постановка цели: а сегодня мы с вами приготовим угощение к чаю - пирожное «Ягодную корзинку».

Вот такую корзинку приготовила я.

А вы хотите научиться делать такое пирожное?

Тогда поспешим помыть руки и надеть фартуки.

Объяснение приемов работы .

Для приготовления пирожного нам потребуется вот такая корзинка, крем – сгущенка, посыпка и ягодки для украшения, поэтому наша корзинка будет называться ягодная.

Посмотрите, как такую корзинку буду делать я. Сначала аккуратно ложкой накладываем в корзинку крем – сгущенку. Вот так. Выбираем украшения – посыпку и ягодку на свой вкус. Я выберу посыпку – цветную, а ягодку – чернику. Вот какая аппетитная ягодная корзинка у меня получилась!

Скажите, с чего я начала работу? Чем сначала я наполнила корзинку? (кремом). А чем украсила? (посыпкой – какой, ягодкой - какой). А теперь подумайте, с какой посыпкой и ягодкой будет ваша корзинка. Придумали?

Все необходимое для приготовления ягодной корзинки перед вами на подносах. Берите заготовки – корзинки и создавайте свое угощение к чаю. Аккуратно наполняйте свою корзинку кремом, не испачкайтесь.

Педагог задает детям вопросы. У Ани с какой ягодной начинкой будет корзинка? (с черничной). А у Саши? (с малиновой). А какую посыпку вы выбрали? Вот какие разные корзинки у вас получились!

Педагог наблюдает за деятельностью детей, подсказывает, помогает при необходимости, хвалит ребят и нацеливает на завершение работы.

Давайте поставим ваши корзинки на красивые тарелочки, перенесем вот на этот столик и полюбуемся, какое красивое угощение у нас получилось. Какая корзинка вам больше всех понравилась? (педагог спрашивает у детей). Саша, а своя корзинка тебе понравилась? А Маше? А Жене?

Я вам приготовила сюрприз: закройте глаза. Педагог создает музыкальный фон, вносит стаканы с соломкой, украшенные фруктами (клюквенный морс) и приглашает детей в кафе «Витамин».

Это то, где дети учатся отличать фрукты от овощей и ягод. Иногда даже взрослый человек не может это сделать. Вы, например, знали, что банан - это ягода? А дети должны знать. Тема, конечно, трудная, но этим она и интересна. Сегодня мы расскажем, как проводить занятие по рисованию фруктов в средней группе детского сада.

Рисуем акварелью

Чтобы заинтересовать детей, нужно преподносить им рисование не как занятие, а как увлекательную игру. Тогда ребенок будет подходить к процессу творчески. Рисование фруктов в начинается с вводной лекции. Воспитатель спрашивает у детей о том, каковы их любимые сладости растительного происхождения. Ребята активно принимают участие в дискуссии. Можно услышать варианты: яблоки, груши, бананы, клубника. Воспитатель показывает картинки и объясняет, что из названого фрукты, а что нет. После теоретической части должна идти практическая. Детям выдается акварель, и воспитатель рассказывает, как нарисовать, например, яблоко. Объяснять нужно на примере. Воспитатель рисует фрукт, а дети копируют его. Сначала нужно нарисовать контур карандашом. Воспитатель контролирует этот этап работы. А дальше контур должен быть закрашен. Задача учителя - не допустить того, чтобы дети вылезали за нарисованные границы.

Рисуем гуашью

Все творчество красками чем-то похоже. Так вот рисование фруктов в средней группе гуашью не сильно отличается от творчества с акварелью. Но менять техники нужно хотя бы для того, чтобы дети видели разницу консистенций красок. Рисунки гуашью получаются куда более яркими и позитивными. Чтобы не повторяться в техниках, воспитатель может предложить своим подопечным нарисовать фрукт, например грушу, без предварительного карандашного эскиза. Так ребенок будет развивать глазомер и не будет бояться творить. Ведь часто родители отбивают желание рисовать тем, что хотят получить идеальный результат. Ребенок же получает удовольствие от самого процесса.

Рисуем руками

Многим кажется, что рисование без кисточки - это удел двухлеток. Взрослым же детям нужно творить с помощью кисточки. Но это не так. Ребенок остается ребенком, и баловство ему доставляет удовольствие. Поэтому воспитатель вполне может поставить в программу задание фрукты с помощью пальцев и ладоней". Стоит понимать, что у многих детей с фантазией туговато, и прежде чем ее разбудить, нужно показать пример, как можно творить. Поэтому, закатав рукава, воспитательница должна первой окунуть ладонь в краску и нарисовать, например, апельсин. Дети должны повторить это действие. А уже следом можно давать задание на воображение. Например, нарисовать любимые фрукты и ягоды. Иногда можно только удивляться, как безгранична бывает детская фантазия.

Рисуем в технике граттаж

Но не стоит на каждом занятии давать ребенку акварель и гуашь. Можно использовать и другие, не менее интересные техники. Одна из таких - граттаж. Техника обязательно понравится воспитанникам средней группы. Рисование овощей и фруктов будет веселей, если их придется «добывать» из-под земли. Для этого занятия воспитателю нужно будет подготовить листы для творчества. Кстати, в этом этапе тоже могут помочь дети. Технология подготовки:

  1. Цветными карандашами или мелками закрашиваем всю поверхность листа.
  2. Бумагу смазываем жирным слоем воска или парафина.
  3. Черной гуашью прокрашиваем лист целиком и даем ему высохнуть. Чтобы краска не оставалась на руках воспитанников, нужно перед нанесением ее на бумагу разбавить ее клеем ПВА.

Когда подготовка окончена, нужно приступать к рисованию. Рисовать можно ручкой или тупым карандашом. Предмет должен быть довольно острым, чтобы соскрести краску, но недостаточно острым, чтобы поцарапать ребенка. Вырисовываем на листе фрукты, овощи или целые натюрморты. Тематика будет зависеть только от фантазии воспитателя и терпения ее подопечных.

Рисуем карандашом

Самый безхлопотный вариант - это провести занятие без красок. И детей отмывать не придется, и столы тоже. Рисовать можно с помощью цветных карандашей. Это довольно тривиальное занятие, но для развития детской моторики оно просто необходимо. Когда ребенок рисует красками, то ему не приходится прилагать усилия, чтобы кисточка оставляла след. А вот рисуя карандашом, нужно задействовать не только мышцы руки, но и терпение. Рисование фруктов, ягод в средней группе детского сада - занятие веселое. Главная задача воспитателя - не упрекая ребенка, донести до него, что за контуры рисунка вылезать нельзя. А если ему очень хочется, то он сначала должен нарисовать фрукт карандашом и только потом придать ему четкие границы.

Рисуем с помощью целлофана

Одна из интересных техник для изображения фруктов - это рисование с помощью пакета. Детям любопытно смотреть на то, как обычный материал можно использовать в необычном назначении. Итак, приступаем к творчеству. Берем пакет и начинам рисование любимых фруктов. Средняя группа детского сада может не понять, почему вместо обычной бумаги им дали целлофан. Здесь воспитатель должен сказать, что не все творческие работы делаются на бумаге. Художники рисуют на холсте, ДВП и т. д. Когда фрукты будут готовы, смачиваем чистые листы бумаги в воде и накрываем ими целлофановые шедевры. Оттиск можно детализировать. Например, у яблока дорисовать веточку и листик.

Пластилиновое рисование

Дети уже поняли, что творить можно не только красками. Так что самое время провести занятие по рисованию фруктов в средней группе с помощью пластилина. Нужно объяснить детям, что пластилин используют не только скульпторы, но и художники. Удобнее всего использовать в качестве холста белую одноразовую тарелку. Карандашом воспитатель или сами дети рисуют очертание фрукта. А дальше остается дело за малым. Маленькими кусочками пластилина нужно заполнить контур. Необходимо попробовать имитировать мазок. С первого раза у детей это вряд ли получится, но отчаиваться не стоит. После 2-х таких занятий дети мастерски смогут размазывать пластилин по тарелке.

Смешанные техники

Рисование фруктов на тарелке в средней группе мы уже освоили, а теперь можно поэкспериментировать. Время от времени стоит проводить занятия в свободной форме. Нужно давать детям немного свободы, чтобы они смогли показать свой истинный творческий потенциал. На одном из уроков воспитатель может предложить малышам порисовать в любой технике, которая нравится. Это может быть акварель, гуашь или творение с помощью пакета. А можно пойти дальше и предложить ребенку совместить в одном рисунке две техники. Например, нарисовать грушу акварелью, а контур у нее обвести маркером. Пусть дети проявляют инициативу, им ведь это так редко удается.


МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159» г.СаратоваСреднесрочный проект
«ЯГОДНОЕ ЛЕТО»
в средней группе
Воспитатель:
Писняк С.А.
г.Саратов
Среднесрочный проект
«Ягодное лето»
Возраст детей – 5 лет
Направленность развития, в рамках которого проводится работа по проекту комплексная, разные виды деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, игровая, театрализованная.
Участники проекта: дети и родители групп «Родничок» и «Колокольчик», музыкальный руководитель
Тип проекта: информационно-творческий, межгрупповой.
Форма проведения: занятие по ознакомлению с окружающим миром, игровая деятельность с детьми; рисунок на асфальте; развлечение.
Продолжительность проекта – среднесрочный.
Цель: показать детям удивительный мир ягод; формировать познавательный интерес; создать радостное настроение.
Задачи: формировать потребность в ознакомлении с окружающим миром; формировать навыки общения детей друг с другом; развивать творческую активность, личность ребенка; повышать самооценку детей.
Реализация проекта:
Занятие по ознакомлению с окружающим «Ягоды»
Рисунок на асфальте «Удивительные ягоды»
Игротека «Чудесное лукошко»; д/и «Узнай меня по вкусу» (вишня, смородина черная и красная, крыжовник), д/и «Четвертый лишний», «Лесовик и лесные ягоды», п/и «Мы корзиночку возьмем»
Развлечение «Ягодные посиделки»
Выставка рисунков детей и родителей
Оформление результатов и представление в методический кабинет
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159» г.СаратоваКонспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
в средней группе
на тему «Ягоды»
Воспитатель:
Писняк С.А.
г. Саратов
Конспект НОД в области «Познавательное развитие»Тема: «Ягоды»
Цель: обогащать и совершенствовать представление детей о ягодах; учить различать ягоды по описанию; развивать слуховое и зрительное внимание; учить употреблять обобщающее слово «ягоды»; развивать связную речь.
Ход занятия
I.
Дети собираются около стола, на котором лежат картинки с изображением лесных ягод.
Вспомните сказку, в которой девочка собирала ягоды.
Это сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»
Какие ягоды собирала Женя?
Найдите среди ягод землянику. (картинки)
Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют и поспевают. Это бывает летом. Помните, зеленые, неспелые ягоды есть нельзя!
Дети садятся на стульчики.
Как вы думаете почему эту ягоду назвали земляникой? Как получилось это слово? (от слова «земля»)
Кто любит меня,
Тот мне рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Посмотрите на эту ягоду. Как она называется? (малина)
На чем она растет? Поспевает малина тоже летом
Бусы красные висят,
Из кустов они глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
А вот эта маленькая ягодка называется черника. Как вы думаете, почему?
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами,
Черна, сладка, мала
И ребяткам мила.
Растет она в тени, солнца не любит, поэтому искать ее в лесу надо под елками. Собирать ягоды надо очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет.
Представьте себе: пришли дети в лес отдохнуть, птиц послушать, да набрели на земляничную поляну. Набросились на ягоды, а когда наелись досыта, домой начали собираться. А корзинок с собой нет. Как быть? Набрали целые букеты зеленых кустиков вместе с алыми и зелеными ягодками, вместе с белыми цветочками. Красивые получились букеты!
Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
Восстановление ягодных мест идет очень медленно. Например, черничник восстанавливается через 100 лет. И еще запомните: ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе.
Физминутка(Дети имитируют сбор ягод)
Я по лесу пойду,
Земляничку найду,
Положу в корзинку,
Отнесу Маринке.
II.Ягоды растут не только в лесу, но и в саду. Какие ягоды растут у вас на даче?
Где растут ягоды? (на деревьях, кустарниках, земле)
Какие ягоды растут на деревьях? (вишня, слива)
Какие ягоды растут на кустарниках? (смородина, крыжовник)
Крыжовник – колючий садовый кустарник, ветки которого покрыты шипами. Ягоды вырастают различной величины, формы, окраски и вкуса, с большим количеством семян. Цветет крыжовник в мае, плоды созревают в июле – начале августа. Крыжовник называют «северным виноградом», и его плоды содержат большое количество полезных веществ.
III.Дети встают вокруг стола, на котором лежат 3-4 ягоды. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем просит детей отвернуться и убирает одну ягоду.
Чего не стало? (Можно осуществить замену: например, вместо черной смородины положить красную. В этом случае воспитатель спрашивает, что изменилось?)IV.Рассказы детей о ягодах, с помощью наводящих вопросов воспитателя.
V.
Ребята, а знаете, какая ягода самая крупная? Отгадайте загадку:
Сам алый, сахарный,

Что можно приготовить из ягод?



Как называется компот из земляники? (черники и т.д.)
Как называется сок из черники?
Сегодня я принесла компот и хочу вас угостить. Попробуйте и скажите, из каких ягод я сварила этот компот?
А еще попробуйте это варенье и скажите, из каких ягод я его сварила?
Итог:
Молодцы, ребята! Правильно отгадали ягоды по вкусу. А теперь давайте вспомним, о каких лесных ягодах мы с вами говорили сегодня?
А какие еще бывают ягоды? (садовые)
Где растут ягоды?
Как правильно собирать ягоды?
Какая ягода самая крупная? (арбуз)
Рисунок на асфальте
Цель: развивать логическое мышление, зрительное внимание; воспитывать дружелюбие в процессе коллективной работы.
На асфальте в разных местах участка заранее нарисованы воспитателем цветными мелками разные ягоды. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу:
Ребята, вы любите рисовать? (Да)
А отгадывать загадки? (Да)
Хорошо! Вот сегодня я вам предлагаю нарисовать отгадки к загадкам, которые вы сами будете отгадывать. Но сначала вам надо разделиться на две команды. Команда группы «Родничок» и команда группы «Колокольчик» (придумывают названия).
Рисовать мы будем цветными мелками на асфальте, чтобы всем хватило места, и ваши рисунки могли увидеть все желающие.
Итак, первая загадка для команды «Малинка»:
Кто меня любит,
Тот рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (земляника)
Молодцы! Вот отыщите на асфальте нарисованный кустик землянички с цветочками и дорисуйте земляничке глазки, листочки и закрасьте внутри цветными мелками. Вы должны договориться между собой, кто что будет дорисовывать, чтобы получилось быстро и красиво.
Пока команда «Малинка» рисует, воспитатель загадывает загадку второй команде:
Красна, вкусна,
Внутри косточка. (вишня)
Загадки загадываются по очереди обеим командам.
Загадки:
Она бывает разной:
Черной, белой, красной.
Из нее для всех ребят
Готовят мусс и мармелад. (смородина)
Из него варенье –
Словно изумруд.
Виноградом северным
Все его зовут. (крыжовник)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
Итог: Какие все молодцы! Расскажите, что вы рисовали?

Игротека «Чудесное лукошко»
Цель: закрепить знания детей о лесных и садовых ягодах; учить различать ягоды по вкусу, по описанию; развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь; учить детей двигаться в соответствии с текстом, закреплять умение сопрягать речь и движение, развивать память.
Ход:
Дети подходят к столу, на котором лежат натуральные ягоды (вишня, крыжовник, черная и красная смородина).
Ребята, мы с вами много говори о ягодах, рисовали их цветными мелками на асфальте. Где растут ягоды? (В лесу, в саду)
На чем растут ягоды смородины? Крыжовника?
Какие еще ягоды растут на кустах? (Малина)
Можно ли есть неспелые ягоды? Почему нельзя?
На нашем столе все ягоды спелые и мытые. Я предлагаю вам попробовать и определить ягоды на вкус с закрытыми глазами.
Игра называется «Узнай меня по вкусу» каждый из вас по одному закроет глаза и получит по ягодке. Нужно по вкусу определить, что это за ягодка, и назвать ее.
Молодцы, все правильно узнали ягоды по вкусу!
Какие вы сейчас пробовали ягоды: лесные или садовые?
Верно, садовые.
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Лесовик и лесные ягоды». Для этого нам нужно выбрать ведущего – лесовика. Остальные играющие садятся на стулья, расставленные по кругу. Это ягоды. У них всех есть название. Играющие могут выбрать картинку-ягоду; ведущему показывать нельзя. Ведущий – лесовик говорит: «Я так давно не видел чудесную красную ягодку… Земляничку». Земляничка встает и делает шаг вперед. Поклонившись Лесовику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой лесовик. Я счастлива, что Вы захотели взглянуть на меня». Земляника садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока лесовик не перечислит все ягоды.
А сейчас, ребята, я предлагаю всем встать в круг и поиграть. Игра называется: «Мы корзиночку возьмем». Внимательно слушайте и повторяйте за мной слова и движения.
Мы корзиночку возьмем,
В лес по ягоды пойдем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем ягоды искать.
Пробежимся по дорожке,
Перепрыгнем через лужи,
Мы заглянем под листочки,
Ягод соберем на ужин:
Ежевики и малины,
Голубики и калины,
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. Шагают по кругу друг за другом
Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши
Бегут по кругу
Прыгают на двух ногах
Приседают
Имитируют руками сбор ягод
Шагают на месте
Выполняют «пружинку»
Хлопают в ладоши
Игра повторяется два раза.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Воспитатель просит детей выделить лишнее слово, объяснить свой выбор.
- яблоко, груша, земляника, апельсин
- черника, брусника, клюква, лимон
- крыжовник, яблоко, груша, слива
- брусника, земляника, редиска, голубика
Молодцы, ребята! В какие игры мы с вами играли? Какую новую игру разучили?

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159» г.СаратоваСценарий развлечения
«Ягодные посиделки»
в средней группе
Воспитатель:
Писняк С.А.
г. Саратов
Цель: создание положительного психологического климата взаимодействия между детьми.
Ход развлечения.
Здравствуйте, ребята! Лето принесло нам урожай овощей, фруктов и ягод. И сегодня мы собрались с вами в нашем музыкальном зале на ягодные посиделки. Посидим и вспомним, какими ягодами угощало нас лето.
Ягодки, как шарики, россыпями бус.
Яркие фонарики, сочные на вкус.
Ягодки все разные: голубые, красные,
Кислые и сладкие, ворсистые и гладкие.
Соком ягоды полны, и целебны, и вкусны!
Какие ягоды вы знаете?
Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника – это ягоды.В зависимости от места произрастания ягоды называют лесными или садовыми. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. Назовите их. (брусника, голубика, калина, клюква, черника)
Садовые ягоды – те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например: клубника, крыжовник, малина, смородина.
Некоторые ягоды встречаются и в лесу и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды.
Правильно. Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше. Смородина и земляника бывают также садовыми и лесными. Любят полакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец лось, и бурундук – полосатая спинка, и лесная мышь.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно, не торопитесь с ответами.
Дидактическая игра «Загадки - отгадки»
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (черника)
Синий мундир, желтая подкладка,
А в середине сладка. (слива)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (вишня)
Черных ягод пышный куст,
Хороши они на вкус. (черная смородина)
Ягоды зеленые,
Всеми хвалёные,
Растут с костями,
Висят кистями. (виноград)
К земле никнет стебелек,
Ягодка как огонек. (земляника)
Что за ягода лесная,
Будто небо, голубая? (голубика)
Это вкусное варенье
Применяют для леченья –
Если кашель и бронхит, если горлышко болит. (малиновое варенье)
Ребята, а что можно приготовить из ягод? (варенье)
Как называется варенье из земляники? (земляничное)
А из черники, малины, клюквы, брусники?
Что еще можно приготовить из ягод? (компоты, соки)
Как называется компот (сок) из земляники, черники и т.д.?
Я хочу сделать ягодный сок, да вот беда: весь урожай из моего сада перемешался – нужно отделить ягоды от овощей и фруктов.
Сегодня у нас не просто посиделки, а игра-соревнование. Соревноваться будут две команды: «Родничок» и «Колокольчик» - кто быстрее и правильнее справится с заданием.
Каждая команда выстраивается в колонну напротив своего столика. Каждый игрок команды по очереди подбегает к столику, выбирает ягоду, передает корзинку с этой ягодой следующему в колонне и встает в конец колонны. Бежит следующий и т.д. Игра повторяется два раза. Ведущий проверяет качество выполнения задания. (т.е. наличие среди ягод овоща или фрукта).
Хоровод «По малину в сад пойдем».
Дети садятся на стульчики.
А сейчас наши «ягодки» расскажут о себе стихи.
Выходят дети в шапочках, рассказывают наизусть стихи.
Ягоды атласные, спелые да красные.
Как большая земляника, в грядках нежится… клубника!
На дереве выросла ягода эта.
И имя дала для вишневого цвета.
Она тонкой кожей покрыта снаружи,
И косточку в ней ты внутри обнаружишь.
Куст растет, как ежик, колкий,
Ягод множество на нем.
Не страшны твои иголки!
Мы крыжовник соберем!
Полную корзину
Ягодок малины
Принесу домой,
Наварю варенья –
Будет угощенье
Для друзей зимой!
Крупных ягод гроздь большая
Сладким соком угощает.
Подарил нам летний сад
Ароматный … виноград!
Ягоды смородины чёрны, как агаты.
Соберем смородины урожай богатый.
Есть рецепт старинный, как варить компот,
Чтобы витамины были круглый год.
Что за барышня такая?
Смотрит с ветки, не моргая?
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это… слива!
Разбросало вдоль дорожки
Лето алые горошки.
Что за ягодки? Гляди-ка!
Это спеет … земляника!
Выскакивает ребенок в шапочке «Вороний глаз»:
Ух, сколько здесь вас! Да какие красивые! А я – Вороний глаз! Могу и пакость сделать. Держитесь от меня подальше, во мне много яда. Знайте – у меня четыре листа, лежащих друг против друга. Весной я цвету, а осенью появляется на конце стебля огромная черно-синяя ягода, похожая на глаз вороны. Вот у меня и имя такое – Вороний глаз. Очень красивая ягода. Но ее есть нельзя ни людям, ни животным. Отравитесь! А вот птицы поедают эти ягоды. И с ними ничего не случается.
Ягоды становятся полукругом и идут на Вороний глаз, топая ногами, грозят пальцем:
Ты, Вороний глаз, уходи, уходи.
Наших ребятишек не мани, не мани!
Будем мы на тебя наступать
И из леса-бора гнать-выгонять!
Вороний глаз закрывает голову руками:
Ох, мне страшненько-страшно,
С вами воевать опасно.
Лучше я убегу – удалюсь.
Больше никогда не появлюсь.
Скрывается за кулисы. Ягоды и другие дети становятся в хоровод.
Подвижная игра «Мы корзиночку возьмем».
Молодцы, ребята! Вы все теперь хорошо знаете ягоды, и поэтому я вам вручаю медали на память о лете, о нашем празднике.
Вручение медалей с изображением разных ягод.