Конспект занятия на тему: Пасха для детей старшей группы

Методическая разработка

занятия детского объединения «Бусинка»

«Встречаем Пасху!»

подготовила:

Лаврентьева

Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДДТ

г. Таганрог

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Встречаем Пасху! "

Цель: создание условий для формирования и развития общекультурных компетенций.

Задачи:

Знакомство с христианскими традициями и обычаями нашей страны .

Привитие интереса к традициям наших предков.

Воспитание уважения к традициям религиозных праздников в России.

Обучение технологии изготовления пасхального сувенира «Кулич».

Оборудование и материалы:

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

презентация «Встречаем Пасху!» (собственная разработка);

выставка работ обучающихся на данную тему;

ткань, ножницы, клей, картон.

Предварительная подготовка:

подбор материалов для создания презентации, создание презентации,

подготовка выставки по теме «Встречаем Пасху!»,

подбор материалов для изготовление пасхального сувенира «Кулич».

План занятия.

Организационный момент.

1.Рассматривание выставки работ обучающихся на данную тему.

2.Выявление знаний о праздновании Пасхи, атрибутов праздника.

Основная часть.

Рассказ педагога об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

Практическая работа. Работа над оформлением пасхального сувенира (аппликация «Кулич»).

Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Организационный момент .

Беседа по технике безопасности (приложение 2).

Рассматривание выставки на данную тему (вышитые картины, яйца, оплетённые бисером, лентами, аппликации на пасхальную тему, книги и журналы). Посмотрим на нашу выставку. Пасха праздник праздников. Сколько ярких красок, доброты и любви мы видим здесь. Ведь Пасху всегда отмечают с необычайной торжественностью.

Погружение в тему, выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи: что вы знаете об этом православном празднике? Назовите атрибуты праздника. Какие подарки дарят родным и близким на Пасху?

Просмотр презентации «Встречаем Пасху!»

Основная часть .

Рассказ педагога: В России живут люди разных национальностей. Они верят в разных богов и ходят в разные храмы: церкви, костелы, мечети, синагоги... Верить в бога или нет - это личное дело каждого человека, это его право, данное ему Конституцией нашей страны. Главное, чтобы люди разных национальностей и разных вероисповеданий с уважением относились друг к другу, жили в мире и согласии. Скоро наступит один из самых великих христианских праздников - Пасха. Атрибуты праздника: ароматные куличи, крашеные и расписные яйца, творожная пасха всегда занимают почётное место на праздничном столе. Кулич – это как солнце красное в праздник на столе, и, если попробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. Яйцо является символом жизни, напоминающим о воскресении из мертвых. Обычное яйцо похоже на камешек. Оно словно неживое, но внутри него есть жизнь – цыпленок, который вылупится из яйца при определенных условиях.

Традиционными цветами Пасхи являются белый, жёлтый, зелёный.

Хотя Пасху и называют “праздником праздников” или “торжеством торжеств”, но буйно веселиться в этот день не принято. Традиционно люди приветствуют друг друга словами:

Христос воскрес!

Воистину воскрес!

На Пасху принято дарить крашеные и декоративные яйца, пасхальные веночки или букеты, игрушки: цыплят, курочек и петушков. Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

К празднику Пасхи мама или бабушка обязательно испечет кулич, покрасит яйца. Вы тоже можете принять участие в подготовке к нему.

Работа над оформлением пасхального сувенира «Кулич» по технологической карте (см.приложение1). Этим сувениром можно дополнить пасхальную композицию или использовать для украшения пасхальной открытки.

Подведение итогов занятия.

Было ли вам интересно на занятии?

Что запомнилось и понравилось больше всего?

Приложение 1.

Технологическая карта изготовления изделия

Наименование изделия: пасхальный сувенир «Кулич»

Техника : Аппликация многослойная.

Материалы и инструменты: жёлтый, зелёный, белый, синий, розовый, коричневый фетр, картон, клей, ножницы, пайетки (блёстки).

1). По шаблону из фетра вырезаем детали изделия.

2).Вырезанные детали приклеиваем последовательно на заготовку из картона (см.фото).

шаблоны

Полезные советы:

1)Если прикрепить магнит, у нас получится оригинальное украшение на холодильник.

2) Если приклеить деревянную шпажку, то получится «флорик»(элемент для декоративных композиций).

Приложение 2

Техника безопасности для детей и подростков при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)

1. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя...

2. При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.

3. Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот.

4. Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.

5.. Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка,

6. Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.

7. Нельзя перекусывать нитку зубами.

8. Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.

9. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

10. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

11. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

12. Нельзя резать на ходу.

13. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.

Просмотр содержимого презентации
«pril2пасха»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» г. Таганрога

Встречаем Пасху! Открытое занятие, 8-12 лет

Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования


  • В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мёртвых Иисуса Христа.
  • В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, воскрес казнённый Христос.


  • На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе!».
  • Принято ходить друг к другу в гости, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры.

«Долба-долба»

Ребята делятся по парам.

Каждый берет в руку по варёному пасхальному яичку.

По команде судьи: «Долба!» яйца бьются друг о друга.

Нужно нанести удар так, чтобы разбить яичко соперника.

Победитель забирает яйцо побеждённого.

Можно играть, разделившись на команды. У каждой команды может быть свой цвет.


«Выкрутасы»

На ровной поверхности – на столе или полу – игроки по команде судьи раскручивают пасхальные яички. Выигрывает тот игрок, чьё яйцо дольше прокрутится. Судья может засекать время по секундомеру, чтобы потом сказать рекордный срок верчения яиц.


C лужит первым приютом птенцам и маленьким животным. В центре выкладывают яйца, украшают зеленью, цветами

Символ покоя и защищённости

символ плодородия

Символизирует начало жизни, главная деталь украшения праздничного стола


Пасхальные композиции

В пасхальных композициях можно использовать такие предметы как расписные яйца, фигурки кроликов, птиц, зелёную траву









Список использованной литературы:

1. Журнал «Все для женщин», март 2011г.

2. Фото готовых работ взяты из личной коллекции автора методической разработки Лаврентьевой С.Н.

3. Бисерные яйца – журнал «Чудесные мгновения»

Конспект занятия по ознакомлению с праздником «Словно в сказку попали, и о Пасхе мы узнали."

Программное содержание: 1. Дать детям элементарные знания о празднике Пасха .

2. Приобщать детей к культуре русского народа.

3. Воспитывать любовь и уважение к русским праздникам .

Материал: Кукла в народном костюме, наглядные пособия (Картинки кулича, пасхи , пасхальных крашеных яиц , загадки, стихи.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций - корзина с пасхальными крашеными яйцами , рассматривание кулича и Пасхи .

Ход НОД:

Звучит веселая музыка с пением птиц и журчанием воды (Звуки природы) .

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Кукла Маша в русском народном костюме.

Здравствуйте, ребята! Шла я к вам шла, и где то по дороге сундучок свой забыла.

Помогите мне ребята отыскать его, этот сундучок нам интересную и волшебную тайну откроет, отправится в сказку из которой вы узнаете о большом светлом празднике .

Поможем ребята нашей кукле Маше? Поищем сундучок? Ведь и вправду интересно, что же в нем находится.

(Вместе с ребятами отправляемся в разные уголки группы , и находим сундучок среди книг.)

Ребята, посмотрите, а сундучок то не простой и не пустой, а с загадками. А тут еще и записка: «Отгадаете загадки- попадете прямо в сказку »

Ну что ребята, будем загадки отгадывать?

Слушайте первую загадку:

«Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо-(куличи!»

Правильно, ребята, это куличи, слушайте следующую загадку:

«Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола - красные (яички)

Ребятки, мы загадки отгадали, и посмотрите в сундучке еще записка одна:

-«Вы загадки отгадали, только в сказку не попали, так закройте вы глаза, ожидайте чуда, палочкой волшебной, я взмахну легко, в сказке мы очутимся от группы далеко

Ребятки, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что же это такое у нас изображено?

Да это же Пасхальные угощения на стол в праздник . Ребята, Пасху празднуют очень давно , с самых давних времен люди верили, что в Пасху происходят чудеса и волшебство.

Пасха - это наш самый главный праздник , а символами этого светлого праздника являются крашеные яички, куличи и конечно сама Пасха .

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А еще когда все готовятся к празднику в доме обязательно все прибирают, чтобы встретить праздник с чистотой и уютом .

Так же на Пасху принято печь куличи , это очень вкусные высокие пироги украшенные сахаром и маленькими конфетками. А еще в Пасху обязательно делают Пасху - ее называют так в честь праздника и она сделана из творога, а не из теста.

А теперь послушайте ребята небольшое стихотворение о Пасхе , которым мы и завершим наше занятие :

«Радует природа в светлый праздник Пасхи ,

Колоколен звоны рвутся ввысь небес!

Появилась зелень, стали ярче краски,

В храмах торжествуют, ведь Христос воскрес!»

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с праздником светлой Пасхи . Я желаю вам всем помогать готовиться вместе с мамами, папами, бабушками, со всей семьей готовиться к этому замечательному светлому празднику .

Бабушка Варвара в гостях у ребят!!!

Фольклорное развлечение для детей 2 младшей группы.

Дети заходят в зал и встают полукругом.

Вед: Здравствуйте, ребятки. Поздравляю вас с праздником, со светлым Христовым Воскресением! Это самый большой праздник у христиан. А как еще называется этот праздник? Пасха!

  1. Солнышко встало

В полях за рекою.

Утро настало

Уже голубое!

  1. Птицы щебечут

в одном упоенье,

Славя Христа за его Воскресенье!

  1. Христос Воскрес!- поет земля

Моря и горы, и поля!

И им в ответ звучит с небес:

Воистину Воскрес!!!

Песня «Весна»

  1. Звонко распевают

Птички за окошком,

Ручейки стекают

Прямо на дорожки

2.А в лесу весеннем

Голубой и нежный

Улыбнулся солнцу

Маленький подснежник!

(сели на стульчики)

Заходит бабушка и внучка Аленушка.

Бабушка : Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие! Пришла я в гости, чтобы повеселить вас да потешить. Но сначала давайте с вами познакомимся. Зовут меня бабушка Варвара. А вот как вас зовут, я не знаю. А мне бы очень хотелось узнать! Давайте сделаем так: как только я скажу «Раз, два, три!», каждый из вас назовет свое имя. Договорились?

Дети: Да!

Бабушка: Приготовились: Раз, два, три!

Дети все вместе называют свои имена

Баб: Вот и ладненько, вот мы и познакомились! А вы ребята дружные, веселые, сразу видать. Вот и моя внученька Аленушка такая же. Она, как и вы, маленькая, носик курносый, и добрая, и веселая! А поет как - заслушаешься! Аленушка, спой ребятам песенку!

Песня Аленушки «Пасхальная весна»

Аленушка: А вы тоже, небось, песен много знаете? Спойте бабушке, детки. Любит она песни слушать!

Вед: Ребята, давайте бабушке споем песенку?

Песня «Два веселых гуся»

Баб: молодцы, малыши! Это и моя любимая песенка.

Вед: Бабушка, а наши ребята еще и плясать любят! Становитесь в круг скорее, да станцуем веселее. Бабушка, а ты не хочешь нам компанию составить?

Баб: Очень даже хочу! И мы с Аленушкой попляшем с ребятами! Веселые мы с ней- и спеть, и сплясать всегда готовы!

Танец с платочком

Баб: Ай да молодцы! Какие песни и пляски знаете! А загадки вы любите? Вот я для вас загадки интересные припасла! Слушайте да думайте. Кто знает- тот говорит, кто не знает, тот молчит!

Загадки:

1 . Серые лапки,

На лапках царапки. Кто это?

Баб : правильно, котик. Слушайте дальше.

2. Желтые комочки,

Мягкие, как вата,

Бегают за квочкой
кто это?

Дети: Цыплята!

Танец цыплят.

Игра «Кот и цыплята »

Баб: И еще одна загадка!

Очень рано встает,

Детям спать не дает.

Ку - ка –ре -ку!

Дети: Петушок!

Баб: Петя. Петя- петушок!

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Очень рано встает,

Давайте споем песенку про петушка?

Песня «Петушок- проказник»

1.Петушок, петушок,

Красный красный гребешок.

Он пришел на праздник,

Петушок- проказник.

2.Он поет, он поет,

Никого он не клюет.

Он пришел на праздник,

Петушок- проказник!

Баб: Как у Пети- петушка

Шапка выше гребешка.

Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Громче всех на свете!

Баб: И последняя загадка:

Комок пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Кто же это?

Достает игрушечного зайца и сажает его на стул. Предлагает детям накормить зайца морковкой.

Игра- шутка «Угости зайца»

Ребенок с завязанными глазами подходит к зайцу и старается накормить его морковкой.

Баб: Теперь станцуем и споем

Про то, как весело живем!

Танец «топни, ножка моя !»

Баб: Все так весело играли,

Песни пели, танцевали,

И за это я, ребята,

Вас сегодня награжу,

Я для вас сейчас, ребята,

Эту сказку расскажу…

Достает из корзины кукол для театра: деда, бабку, курочку, мышку, золотое яичко .

Бабушка: Жили- были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла им курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил- не разбил! Баба била- била- не разбила. Мимо мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось! Дед плачет, бабка плачет. А курочка кудахчет: «Не плачь, бабка, не плачь, дед! Я снесу вам много других яичек!.» И что вы думаете? Снесла! Да целую корзинку! Я эту корзинку сюда принесла, чтобы вас, малыши, угостить!

С Пасхи на Руси начинались веселые гулянья! И стар, и млад катался на каруселях, водил хороводы, на улицах пели народные песни, играли в игры. Вот и мы с вами немного повеселимся! В этот праздник красят яйца, расписывают их в разные цвета.

Крашенки, писанки и крапанки- так называются крашенные яйца.

Давайте поиграем с нашими яичками?

Игра «Катись, катись, яичко»

Дети стоят по кругу, ведущий дает два яичка в противоположные стороны детям. Они поют песенку и передают яичко по кругу, на ком заканчивается песенка, выходят в круг и танцуют .

Катись, катись, яичко.

По нашему кружочку.

Найди себе яичко

Для себя дружочка .

Вед: в круг, дружочки выходите

И вдвоем для нас спляшите!

«Чье яичко дольше прокрутится»

«Пронеси яйцо в ложке»

«Чье яйцо крепче»

Баб: Вот и подошла пора

Закончит праздник, детвора!

Пусть, как Пасхи день святой,

Радостный и ясный,

Будет в жизни миг любой

Светлым и прекрасным!

Вед: Давайте скажем спасибо бабушке Варваре за веселье, за доброту и ласку, за интересную сказку.

Баб: Хорошо в гостях, да дома лучше. До свиданья, ребятки! Желаю вам расти большими, вот таки-и-и-ими! Жду вас к себе в гости!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ П.И.БОДИНА

Конспект внеклассного занятия на тему:

«Пасха - праздник праздников»

Форма проведения: «Творческий отчёт»

Начальные классы

Подготовил

учитель начальных классов

Наталья Валериевна Тихонова

Инза, 2018

Цели и задачи:

Повысить интерес учащихся к православной вере, к обычаям, традициям, которые зародились много веков назад.

Создать условия для восприятия духовного и культурного наследия христианского праздника Пасхи.

Познакомить школьников с историей возникновения традиций Пасхи.

Продумать собственное отношение к этому празднику.

Обобщить знания учащихся о традициях православной культуры.

Предварительная работа.

Деление класса на группы.

Выбор творческих заданий.

Встреча со священнослужителем.

Посещение местного храма.

Подготовка к пасхальной выставке (пасхальные сувениры, украшенные яйца, пасхальные открытки, рисунки).

Оборудование.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран для демонстрации презентации

Выставка «Пасхальные забавы»

Аудиозапись колокольный звон «Пасхальный благовест»

Ход мероприятия.

Христос Воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля…

Весна идёт, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

(А.Майков)

Ребята, какой православный праздник мы празднуем весной?

Как вы думаете: «Почему Пасху отмечают именно весной?» (Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права.)

Сегодня мы говорим об этом празднике, как о добром, радостном событии в жизни каждого человека. Каждая группа сейчас представит свой отчёт по творческим заданиям.

1-я группа

Творческое задание.

Знакомство с происхождением праздника Пасха.

Почему праздник Пасхи самый любимый и почитаемый на Руси?

Отчёт.

Самый любимый почитаемый праздник на Руси - Святая Пасха. Её именовали как великий день, царь дней, торжество из торжеств. В пасхальный день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим. Только успеет выглянуть весеннее солнышко, как природа уже оживёт, на деревьях распускаются листочки, в лесу появляются подснежники. Поэтому праздник Воскресение Христа- это и воскресение природы. Кроме этого Пасха была первым христианским праздником. Её отмечают более 2000 лет, а на Руси с конца 10 века (вместе с Крещением).

История праздника связана с воскресением Иисуса Христа, когда Господь умер, будучи распят на кресте Его положили в пещеру. На третий день Христос Воскрес, то есть вернулся к жизни. Так история дошла и до наших дней.

Издревле русский народ называл последний день недели в честь Воскресения Христа «Малой Пасхой». Воскресение - день возобновления жизни. Корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Пасха на древнееврейском языке означает избавление (избавление через Христа, от смерти к жизни вечной). В Новом завете праздник несёт иной смысл - «переход» от смерти к бессмертию.

2-я группа

Творческое задание.

Обычаи празднования Пасхи.

Отчёт.

К Пасхе готовятся за 40 дней, совершая Великий пост, и празднуют его тоже 40 дней. Для встречи святой Пасхи люди собираются в полночь в православных храмах, где поют радостные пасхальные песнопения.

В России уже стало традицией привозить из Иерусалима благодатный огонь. Священники торжественно разносят его по храмам города и зажигают от него свечи и лампады. Этим чудом, происходящим каждый год на Гробе Господнем, люди уверяются, что Христос есть Истинная Жизнь. Огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

Во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости. Крестный ход идёт вокруг церкви. У всех в руках горящие свечи. Батюшка, в светлой ризе, говорит прихожанам: «Христос Воскрес!». А все радостно ему отвечают: «Воистину Воскрес!». После службы освящают куличи, пасхи и крашенные яички. Все радостные идут домой.

Раньше на Руси первые дни святой недели посвящали благотворительным делам. С пасхальным приветствием люди раздавали бедным семьям одежду, пищу, деньги. Не только взрослые, но и дети старались в эти дни совершить как можно больше добрых дел. Наша группа приняла участие в акции добрых дел «Пасхальный сувенир в подарок» для одиноких людей, которые живут в соседях.

Уважая великий праздник, не ругались плохими словами, никого не обижали, от радости не помнили своих обидчиков.

3-я группа

Творческое задание.

Традиции празднования Пасхи.

Отчёт.

Во всех храмах, всю Светлую пасхальную неделю, неумолкаемо звонили колокола, поддерживая радостное, праздничное состояние. Это пасхальный благовест. Существует давняя традиция: любой желающий, даже дети, имел возможность подняться на колокольню и ударить в огромный настоящий колокол.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, выгоне и т.п.) загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски, возводились общественные качели.

Поздравляя с праздником, люди при встрече обнимали друг друга. Со словами «Христос Воскрес» и обменивались яйцами. Сказал «Христос Воскрес», подарил яйцо, а в ответ отвечают «Воистину воскрес, то есть действительно так. Этот обычай называется христосованием. Освящённые яйца брали с собой в гости, чтобы по дороге раздать нищим. А скорлупу не выбрасывали, хранили до посева, вместе с зерном.

С Пасхи гуляния молодёжи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках, за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы.

Группа подготовила хороводную песню «А мы Пасху дожидали».

Все встаём в круг. Водим хоровод.

Ах, как мы Пасху дожидали,

Дожидали, люли, дожидали.

Творогом горушки укладывали,

Укладывали, люли, укладывали.

Поливали, люли, поливали.

Ой, да Пасха к нам пришла,

Ой, да Светлая к нам пришла.

А мы её состречаем,

А мы её привечаем.

Ой, да Пасха, гостюй недельку,

Ой, да Светлая, гостюй недельку!

А мы её состречаем,

А мы её привечаем.

Наша Пасха приходит всего на семь дней!

Наша Пасха Светлая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали насовсем,

Оказалось, на семь дней!

4-я группа

Творческое задание.

Символы пасхального стола.

Отчёт .

Торжество после богослужения продолжается на праздничной трапезе. В церковной традиции богатый пасхальный стол является символом радости. Не случайно сам Господь сравнивал Царство Божие с пиром. На праздничный стол расстилается белоснежная скатерть, ставится красивая посуда. В качестве украшения используются живые цветы, зажжённые свечи, пасхальные композиции. Каждая хозяйка стремится сделать свой стол неповторимым. Пасхальный стол на Руси всегда был очень сытный и разнообразный. Блюда с освящёнными куличами и творожной Пасхой и украшенными яйцами всегда ставили в центре украшенного стола. Самым главным пасхальным блюдом на столе являлся кулич, символизирующий собой «Великий день». Его называли головой стола, так как он возглавляет пасхальную трапезу. Символ пасхального веселья и сладости райской жизни - является творожная пасха в виде усечённой пирамидки. И третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. Яйцо считается символом воскресения из мёртвых, победой жизни над смертью. Снесёт курочка яичко, а оно похоже на камушек, словно не живое, а в нём жизнь - живой цыплёночек, который вот-вот вылупится из яйца, так и Христос, будучи мёртвым, ожил и воскрес.

По церковному преданию одна из учениц Христа, Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию и рассказала историю воскресения Христа. Тиберий не поверил, сказав, что примет эту истину, если первое куриное яйцо станет вдруг красное и тут же белое яйцо стало алым как кровь, потрясённый император воскликнул: «Воистину воскрес». На иконе в руках у святой Марии Магдалины яйцо красного цвета - цвет радости.

Раньше яйца красили только в красный цвет. Существует несколько иных способов раскрашивания. Самый древний из них - писанки. В росписи яиц использовании геометрические узоры, цветы, деревья, птиц, животных. Многие великие русские художники к пасхальным праздникам расписывали яйца сюжетами на библейские темы. Такие «именные» яйца, подвешенные на шёлковых шнурках, стоили не малых денег.

Следующий способ раскрашивания - «крашенки» (от слова красить). Красили в один какой - либо цвет.

Если на цветном фоне, обозначили пятна, полоски другого цвета, такие яйца называли «Крапанки». От украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Что бы получить разноцветные пятна использовали горячий воск.

Со временем появилось сувенирное яйцо из дерева, форфора, серебра с украшением из бисера, драгоценных камней.

Группа подготовила выставку «Пасхальное яйцо - традиционный подарок». Найдите яйца, выполненные из папье-маше, бисера, вышивки, крашенки, писанки, крапанки.

5-я группа

Творческое задание.

Пасхальные забавы для детей

Отчёт.

Традиционно пасхальные забавы: катание яиц, битье яиц и поиск спрятанных яиц и другие.

Битьё яиц «Биточки»

У каждого ребенка по яйцу, один ребенок держит яйцо, другой бьет по нему яйцом острым концом. Чье яйцо осталось целым, тот и победил. Чтобы стать победителем в такой игре, надо выбрать яйцо с самой крепкой скорлупой и первым нанести удар.

Катание яиц

1-й вариант. Нужен деревянный или картонный «каток», перед которым раскладывают небольшие подарки, сладости, сувениры. Играющие по очереди подходят и катят свое яйцо. Что яйцо заденет на пути, то и будет призом.

2-й вариант. По центру стола кладут два крашеных яйца так, чтобы между ними не могло прокатиться третье. Тот, кто прокатит между ними своё яйцо и разобьёт одновременно два яйца - становится победителем.

3-й вариант. Два игрока встают по разные стороны стола. Из книг, поставленных друг против друга, делают две горки. Нужно прокатить с горки яйца так, чтобы они столкнулись. Чьё яйцо уцелеет - тот и победитель.

Поиск спрятанных яиц «Прятки»

Ведущий заранее прячет в разных местах комнаты или на улице пасхальные яички. Затем зовёт играющих, приговаривая:

Весна - красна из-за моря летела,

А как прилетела, так где-то и села

Кто первый яичко найдёт,

Тот себе его возьмёт!

Выигрывает тот, кто найдёт больше яичек.

Сдувание яйца

Необходимо подготовить яйцо для игры. Для этого в сыром яйце пробиваем небольшое отверстие и выливаем из него содержимое. Промываем скорлупку изнутри. Здорово, если яйцо будет окрашено или расписано, как полагается настоящему пасхальному атрибуту!

Кладем пустое яйцо в центр стола. Все гости - дети и взрослые - садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» одна из команд начинает дуть на яйцо. Каждый игрок пытается сдуть его на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников.

За двумя зайцами

Для этой игры нам понадобятся три деревянных яйца (крашенки).

Две крашенки кладем рядом. Нужно третьей попасть так, чтобы они покатились в разные стороны. У кого так получится - тому достается какой-нибудь приз.

Раскручивание яиц

По команде игроки одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Яйца под шапками

На столе раскладывают принесённые яйца разными кучками и накрывают их шапками. Рядом лежат шапки, под которыми нет ничего. Затем один из участников выходит из комнаты, а шапки передвигаются по столу. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?». Водящий поднимает шапки, и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра ведётся до тех пор, пока все крашенки не разберут.

А теперь группа предлагает провести эстафету «Яичко в ложке».

Делимся на 2 команды. По цепочке передаём ложку с яйцом, не уронив при этом яйцо. Побеждает та команда, которая выполнит это задание быстрее.

6-я группа

Творческое задание.

Народные пасхальные приметы

Отчёт.

На Пасху каждый загадывает желания в связи со своими мечтаниями, ибо верит, что сегодня, высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека. Желания произносятся на заутрени.

На Пасху умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть и быть красивым.

Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю. А если будет дождь, то и весна дождливая будет.

Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурное - лето будет сухое.

В первый день Пасхи примечали: на Пасху небо ясное и солнце греет - к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой дождь - добрая рожь.

На Святой гром - к урожаю.

У пасхальных яиц были и «практические» применения - их катали по земле, чтобы она была плодородной.

Группа приготовила для Вас конкурс загадок и пословиц, поговорок.

Под ледком-ледком стоит чашка с медком (Яйцо.)

Лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят. (Год, месяцы, недели, дни.)

Закончите пословицы, поговорки.

После Масленицы Великий пост, а, за Страстною - … (Пасха).

Был пост, будет и … (Праздник)! Была кручина, будет и … (радость)!

Дорого яичко…(в Христов день)!

Христово Воскресенье … (всем на веселье)!

Первая группа приготовила обобщающий кроссворд по нашему проекту. Давайте его разгадаем. Впишем слова по вертикали и отгадаем ключевое слово по горизонтали.

Восхваление Христа в храме (Песнопение.)

Как звали святую, которая поднесла красное яйцо и начала проповедовать о Христе? (Мария.)

В какой цвет чаще всего окрашивают яйца? (Красный.)

Место, где проходят богослужения, куда приходят верующие за благодатью Божьей? (Храм.)

Звучит аудиозапись «Колокольный звон» (Благовест.)

Выражаю Вам благодарность за большую проведённую работу в подготовке своих отчётов. Все справились. Большие молодцы!!!

Обменяйтесь пасхальными сувенирами с добрыми пожеланиями.

С наступающей Пасхой!!!

Литература

Времена года. Православный народный календарь. Составитель Вл.Соколовский «Урал-Пресс».-Пермь, 1996г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вешкаймская средняя общеобразовательная школа № 1

Ульяновская область

Коршунова Юлия Валентиновна,

учитель начальных классов

Номинация

«Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательной организации»

Тема: « Пасха»

(в тематическом планировании № 8)

Познакомить учащихся с историей и смыслом главного праздника христиан – Пасхой.

Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.

Приобщить младших школьников к истокам русской культуры, воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанно.

Коммуникативные: обсуждение услышанного; работа в группах и парах; выработка умения слушать и слышать друг друга.

Личностные: умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.

Познавательные : отработка терминов и понятий; работа с иллюстрациями презентации

Предварительная подготовка : В классе оформлена выставка «Пасхальная радость» (работы детей и родителей). Дети заранее учат весенние русские народные заклички и приговорки.

Оборудование: мультимедийная презентация и соответствующее оборудование

ПЛАН УРОКА

    Орг. момент (3 минуты)

А) Эмоциональный настрой

Б) Актуализация темы.

В) Сообщение темы и целей урока

2. Основная часть урока (32 минуты)

А) Беседа по теме урока (7 минут)

Б) Народные игры (7 минут)

В) Роспись пасхальных яиц (10 минут)

Г) Игры с «писанками» (8 минут)

    Итог урока (3 минуты)

    Рефлексия (5 минут)

    Домашнее задание (2 минуты)

ХОД УРОКА

1.Орг. момент

А) Эмоциональный настрой (Звучит русская национальная мелодия.)

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла.

Б) Актуализация темы.

Учитель: А скажите мне, дети, какое событие послужило для утверждения этого праздника в христианской религии?

Дети: (Воскрес (ожил) Иисус Христос после того, как его распяли на кресте.)

В) Сообщение темы и целей урока

2. Основная часть урока

А) Беседа по теме урока

Учитель : Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о самом великом празднике, который отмечается на Руси - празднике Святой Пасхи.

Этот праздник в народе называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Празднуется Пасха всегда в воскресенье.

Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"? Слово произошло от древнееврейского - "прехождение".

Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам.

Ученик 1

Чудо выше всех чудес - Христос Воскрес!

Смерть ушла и страх исчез - Христос Воскрес!

Хоры ангелов с небес прославляют Божий крест.

Христос Воскрес - Воистину Воскрес!

Ученик 2

Нас Господь от смерти спас - Христос Воскрес!

Царство Божие средь нас - Христос Воскрес!

Веселись и славословь - нынче царствует любовь!

Христос Воскрес - Воистину Воскрес (пасхальная песня)

Учитель:

Как по-другому называется этот праздник?

Дети : (Светлое Христово Воскресенье.)

Учитель:

В этот день в церкви вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа на кресте, учат христианскому всепрощению, потому что Иисус Христос любил всех людей и прощал им все зло. Даже когда его пригвоздили к кресту, он молился за своих врагов и говорил: «Отче наш! Прости им, они не ведают, что творят».

Праздник Святой Пасхи знаменит различным угощением, которое в течении года не встретишь ни на одном праздничном столе. Скажите мне, дети, какие блюда готовят один раз а году, только для пасхального стола?

Дети. (Куличи, пасхи, крашеные яйца.)

Учитель: А чем украшают дом?

Дети .(Зажигают свечи, включают лампы, люстры, светильники, в вазы ставят веточки вербы.)

3 ученик

Кругом леса зазеленели,

Теплом дохнула грудь земли,

Внимая трелям соловьиным,

Вербы, вербы расцвели.

Верба, верба, наша пальма - ты на вид совсем проста!

Но с тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь. (Н. Горчаков)

Учитель: Да, вербу ставят за неделю до Светлой Пасхи, в вербное воскресение. Верба в России считается первым цветущим кустарником. Издавна считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. А в вербовых золотых пушистых сережках содержится целительная сила. Бабушки их разминали в ладонях, прикладывали к лицу и приговаривали: « Сойдите, морщинки, разгладься, кожа». Размятую веточку вербы повязывали платком ко лбу и шептали: «Уймись, головная боль!» Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством. Больному давали вдыхать вербный порошок, и у него исчезал насморк.

Праздник Святой Пасхи богат обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши,чтобы лучше рассмотреть как будет играть и веселиться красное солнышко. Весь народ шел в церковь. Всю ночь накануне Святой Пасхи шла пасхальная служба. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскрес. Воистину воскреси», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

В этот день, в день Святой Пасхи, во всех церквях и соборах после окончания Пасхальной службы звонят колокола.

4 ученик

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон

5 ученик

Старинный медный колокол

На башне вековой,

Обросший мохом мрачным

И тощею травой,

Гудит, поднявши благовест

До радости небес,

Весенних, светлых, праздничных,

Поет: "Христос Воскрес!" (В.Шамаников)

Учитель: Давайте, дети, послушаем с вами колокольный звон.

(слушается запись)

Учитель : В Светлое Христово Воскресенье колокола звонят по - особенному торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

6 ученик

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес,

Христос воскрес! Христос Воскрес!

7 ученик

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес,

Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)

Б) Народные игры

Учитель: Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы покличем весну, встанем в хоровод.

(Звучит русская национальная мелодия. Дети встают, заводят хоровод, читают заранее выученные весенние русские народные заклички и приговорки.)

1) Синички - сестрички, чечетки - тетки,

Кулички - мужички, скворцы - молодцы,

Из - за моря к нам летите,

Весну красну несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!

2) Весна, весна, на чем пришла?

На сохе, на бороне, на чужой стороне.

3) Ой, весна, весна, тките, тетки, кресна,

А вы, мужички, точите сошники.

Да в поле поезжайте, пахать начинайте!

4) Жаворонушки, прилетите,

Тепло летечко принесите,

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Дрова, солому всю пожгла.

Молоко все унесла.

5) Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Учитель: Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы, принято было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям) . И сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальным куличиком, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай и вы постарайтесь его соблюдать.

В) Роспись пасхальных яиц

Учитель : А сейчас я хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц. По обычаю красили пасхальные яйца в Великую пятницу, за день перед Пасхой. Традиция красить яйца пришла из древности. Узнав о воскресении Господа, Его ученица Мария Магдалина пошла во дворец к царю Тиверию, чтобы рассказать ему о чуде воскресения. А т.к. была она очень бедна, то вместо богатых даров принесла царю обычное куриное яйцо. Царь не поверил в воскресение из мертвых и сказал, что скорее подарок Марии покраснеет, чем такое чудо могло бы произойти. В этот миг на глазах у удивленного царя и всего царского двора яйцо в руках у Марии Магдалины стало ярко красным. С тех пор появилась традиция красить на пасху яйца. Красили яйца чаще всего шелухой от лука! Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спали, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребенка исчезали. На Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. Окрашенные в один цвет яйца назывались «крашенки», расписанные узорами «писанки», а расписанные пятнами «крапанки». Крашеные яйца и пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись». Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Пасхальному яичку приписывают чудесные свойства. Раньше верили, что освящённое - яйцо может потушить пожар. С его помощью искали пропавшую или заблудившуюся корову. А есть ещё секрет: если пасхальное яйцо пролежит 12 лет, им можно вылечить все болезни. Если остается на год, исполнятся все желания.

Давайте с вами рассмотрим символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца. (рассматриваются изображения символов)

Сосна - долголетие и здоровье.

Звезда - нравственная чистота, человеколюбие.

Дубовый лист - гармония.

Солнце - к урожаю.

(Дети расписывают принесенные из дома вареные яйца фломастерами.)

Учитель: Мы раскрасили яйца. Как они называются в народе?

Дети (Писанки)

Г) Игры с «писанками»

Учитель : Сейчас мы проведем игры с писанками. Выходите из-за столов!

(Дети выходят и становятся в две шеренги в центре зала: девочки напротив мальчиков, разворачиваются лицом друг к другу.)

Игра 1 (участвуют поочередно несколько пар)

По команде дети одновременно раскручивают свои писанки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Игра 2 (участвуют оставшиеся пары)

Играющие катают писанки так, чтобы они столкнулись. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Игра 3. По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

3.Итог урока

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итог.

О каком великом празднике шла речь сегодня? (О празднике Святой Пасхи.)

Как по-другому называется этот праздник? (Светлое Христово Воскресенье.)

Как называется кустарник, веточки которого приносят в дом и ставят в вазы за неделю до Пасхи, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу?(верба)

Вечером, накануне праздника чтобы присутствовать на Пасхальной службе, где собирается народ? (В церкви.)

Утром в церквях и соборах после пасхальной службы начинают звонить во что? (В колокола.)

Как называется этот звон? (Пасхальный благовест.)

4. Рефлексия.

Учитель: -Молодцы! Понравилось вам занятие? О чем вам захотелось рассказать дома родителям?

8 ученик

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно!

Исполнен мир его чудес

И славой несказанной!

9 ученик

Хвалите Господа с небес

И ангельские лики!

Пусть смолкнут всякая печаль

И ропот безнадежный.

10 ученик

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть попрал вовеки! (К. Романов)

Литература:

    «Сборник. Детям о Пасхе Христовой» . Составитель Наталия Куцаева. Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви., 2013

    «Пасхальная книга для детей. Рассказы и стихи русских писателей и поэтов» Издательство «Никея» (Ишимова. А.О, Есенин С. А., Майков А.Н.и др)

    Православные праздники: книга для детей и их родителей - Москва: Издательство « ДАРЪ», 2012.

    Ищук, В. В. «Встречаем весну. Народные праздники»- Ярославль, 2000.

    Материал сайта http://paskha.gatch