Конспект нод по сенсорике в ясельной группе. Конспект открытого занятия по сенсорике в первой младшей группе. Игра «Чередование флажков»
Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна
МБДОУ №83 Г.Нижнекамск б.урманче д.5
воспитатель
Тема: Конспект-занятия " Развитие сенсорики" в ясельной группе
Программное содержание:
1. Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).
2. Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.
3. Закреплять знание у детей цвета и формы.
4. Развивать воображение, память, образное мышление.
5. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Ход занятия:
1 часть .
Прошу детей встать в круг. Внутри круга лежит обруч.
Дети, посмотрите, какой большой круг у нас. Похож он на солнышко? А внутри нашего круга-солнышка, что вы видите? (Обруч.)
Похож обруч на солнышко? (Ответы могут быть разными.)
Давайте нашему солнышку сделаем лучики. Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот мы какие лучики!
Предлагаю ребятам поиграть в карусель. Они с удовольствием кружатся, взявшись за обруч.
На какую фигуру похож обруч-солнышко? (На круг.)
2 часть .
На столе разложены предметы, похожие на геометрические фигуры. Спрашиваю детей:
На какие фигуры похожи предметы? (Выслушиваю ответы.)
Предлагаю каждому ребенку выбрать любой предмет и положить его на стол с соответствующей маркировкой (соотнесение по форме).
Уточняю у детей цвет и размер предметов. Пусть обведут пальчиком форму предмета. Прошу проверить, верно ли все ребята разложили предметы.
3 часть . Физкультминутка.
Буратино подтянулся
Раз согнулся
Два согнулся
В лево в право повернулся
И шагнул в перед
(Дети сопровождают слова педагога движениями, соответствующими тексту. Предварительно лучше показать эти движения или выполнять их вместе с воспитателем.)
Предлагаю детям сложить из счетных палочек треугольник и квадрат, большой и маленький. Спрашиваю, для какой фигуры нужно больше палочек.
Из шнурков прошу сделать круг (большой и маленький). Уточняю длину шнурков (длинный, короткий). Пусть ребенок проверит, какой круг получается из длинного шнурка, какой - из короткого.
5 часть . Игра. «Достань из мешочка».
Кладу на стол одну из фигур и предлагаю кому-нибудь из детей найти такую же. Достав на ощупь фигуру из мешочка, ребенок называет ее, потом определяет цвет и размер.
6 часть . Итог занятия.
Сегодня мы научились различать геометрические фигуры, узнали, на что они похожи. И еще - что они бывают разного цвета и размера.
Круг
Ну, конечно, это он:
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон.
Овал
Мальчик круг руками сжал -
Превратился круг в овал.
Треугольник
В треугольнике видны
Три угла, три стороны.
Наталья Баранова
Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры
СП «Детский сад «Планета детства»
ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево
Консультация на тему :
«Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры »
Подготовила :
воспитатель группы «Непоседы»
Баранова Н. А.
учебный год
2. АКТУАЛЬНОСТЬ :
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание . Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры , упражнения для развития восприятия ребёнка , основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопленные представления о форме, цвете и величине предметов.
Современный ФГОС и уровень информации требуют всё больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребёнка. Процессу сенсорного развития внимание уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи) . Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
ЦЕЛЬ :
Развитие и совершенствование у детей ясельного возраста всех видов восприятия , обогащение их чувственного опыта;
Развитие осязательного восприятия , а именно тактильных ощущений малышей;
Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников .
ЗАДАЧИ :
Формировать общие сенсорные способности ;
Обеспечивать постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет, форма и размер и т. д. ;
Получать новые знания, закреплять навыки действия с различными предметами;
Развивать умение общаться со своими сверстниками и взрослыми.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие .
Занятия по сенсорике , направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том , что оно :
Является основой для интеллектуального развития
Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром
Развивает наблюдательность
Готовит к реальной жизни
Позитивно влияет на эстетическое чувство
Является основой для развития воображения, развивает внимание
Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
На расширение словарного запаса ребенка на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем , воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Функции дидактической игры :
Дидактическая игра используется при решении
задач образовательных областей :
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное»
«Художественно-эстетическое развитие»
Настольные игры : Используется как
наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
Игры с предметами или игрушками
Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.
13, 14, 15, 16, 17 Фото
18. Словесные игры
Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
19. Игры – забавы
В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей , порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку, "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию движений) и др.
20, 21, фото
22. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей ясельной группы «Непоседы»
«Башня из кубиков» (учить сравнивать несколько предметов по величине меньше, еще меньше и располагать их по убывающей величине);
«Что лежит в мешочке?» (закрепить знание о форме) ;
«Сделаем бусы кукле» (закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку);
«Воздушные шары» (закрепление знания цветов : красный, желтый, зеленый) .
«Игры с прищепками : выкладывание предметов по образцу (солнышко, елочка, ежик) развитие мелкой моторики рук;
«Найди предмет такой же формы» (учить узнавать фигуры) ;
«Сортировка» развивать у детей стереогнастическое восприятие в связи с визуальными представлениями (шары разного цвета) ;
«Прыг- скок по дорожке» закрепление цветов : красный, желтый, зеленый (разноцветный коврик - пазл) ;
Дидактический куб «Домик для каждой фигурки» ;
Шнуровка «Фрукты» ;
Дидактическая игра «Найди маму» ;
Дидактическое пособие «Божья коровка» ;
Мозаика цветная крупная, средняя;
Пазлы мягкие;
Шнуровка «Сыр» ;
Пирамидка цветная большая;
Игра «Ферма» ;
Матрешка деревянная;
Набор кубиков деревянных и объемных тел (цилиндры, бруски, диски) ;
Бассейн с цветными пластмассовыми шариками.
23. Учиться, играя, нам так интересно!
Конспект СОД
по сенсорному развитию
в ясельной группе
Программное содержание.
1.Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
2.Учить согласовывать числительные «один» и «много» с существительными.
3.Формировать представление о величине: большой, маленький.
4.Побуждать детей отвечать на вопросы.
5.Развивать произвольное внимание, воображение, память.
6.Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный.
Иллюстрации солнце (веселое и грутное), игрушка зайчик, ведерки желтое и зеленое.
Раздаточный.
Солнечные лучи (полоски желтого цвета); игрушки (желтого и зеленого цвета, большие и маленькие);
Предварительная работа.
Чтение и заучивание стихов А. Барто, дидактические игры по различению цвета, величины.
Методические приёмы.
Наглядность, самостоятельность, вопросы, объяснение, сюрпризный момент, словесное сопровождение.
Ход занятия.
1. Дети входят в группу.
Воспитатель:
–Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Игра «Здравствуйте ладошки»
Здравствуйте ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте щечки! Плюх-плюх-плюх!
Кругленькие щечки, плюх-плюх-плюх!
Здравствуй, мой носик! Би-би-би!
Здравствуйте гости! Милости просим!
(Раздается плач)
Ой, ребята, кто это плачет?
Обращаю внимание детей на зайчика. Беру зайчика в руки.
Спрашиваю детей.
Как вы думаете, почему зайчик плачет? (Если дети затрудняются ответить, сообщаю.)
– Зайчика, забыла хозяйка. Давайте зайчика утешим, пожалеем. (Дети вместе с воспитателем гладят зайчика).
Ребята, а зайчик какой? (мягкий, пушистый)
Ребята, мы знаем про зайчика стихотворение А.Барто« Зайчик».
Дети вместе с воспитателем рассказывают стих.
2 . Воспитатель . Зайчик принес с собой ведёрки. Одно ведёрко маленькое, а другое – большое.
Какое это ведерко: большое или маленькое?
Дети. Маленькое.
Воспитатель . Какого цвета ведёрко?
Дети. Желтое.
Воспитатель . Правильно желтое. А это ведерко, какое?
Дети. Это ведерко большое.
Воспитатель. Какого цвета большое ведро? Правильно, ведёрко большое зеленого цвета. Но почему-то ведёрки пустые. Сейчас мы спросим у Зайки. (Воспитатель спрашивает).
Воспитатель. Дети, оказывается нам нужно помочь Зайке и наполнить ведёрки тем, что лежит в этом чудесном мешочке. Давайте заглянем в него.
Д/И "Чудесный мешочек"
Воспитатель заглядывает в мешочек.
Воспитатель. Ой, сколько тут всего интересного, дети! Сейчас я достану (Достаёт маленькую желтую машинку) Что это?
Дети. Машинка.
Воспитатель. Правильно машинка. А какой она большая или маленькая?
Дети. Маленькая.
Воспитатель. А какого цвета маленькая машинка?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Как вы думаете, в какое ведёрко нужно её положить?
Дети. В маленькое желтое ведерко.
Аналогичные вопросы и действия проводятся с другими предметами. Можно детям предложить самим достать тот или другой предмет из чудесного мешочка. Когда мешочек окажется пустым – ведёрки заполнены правильно.
Зайка благодарят детей за помощь и предлагают с ним поиграть..
Музыкальная игра "На лесной лужайке"
Дети садятся на стульчики.
Обращаю внимание детей на фланелеграф.
Ребята посмотрите, к нам в группу заглянуло, солнышко, только оно почему - то грустное.
(Предлагаю детям сказать, почему солнце грустное).
У солнышко нет лучиков.
– Ребята, подарим солнышку лучики.
(Показываю детям лучики).
Сколько у меня лучиков?
Ответ детей - Много.
Алина, возьми один лучик и подари солнышку. Ребенок берет лучик.
Спрашиваю: - Алина, сколько у тебя лучиков?
Ответ ребенка. - Один.
Ребенок прикладывает лучик к солнышку.
(Спросить 2 - 3 ребенка, затем все дети берут по лучику и прикладывают к солнцу).
Меняю солнышко. Смотрите, солнышко улыбается, радуется.
Мы с вами сегодня такие молодцы, пожалели зайчика и помогли солнышку . А давайте потанцуем все вместе .
Песенка- танец "Вот как солнышко встает..."
Занятие закончено. Дети прощаются с гостями.
Занятие по сенсорике «Весёлые мышата» (ясельная группа)
Задачи: Закрепить знание основных цветов (синий, жёлтый, красный) . Формировать умения прислушиваться и определять направление звука в пространстве. Развивать тактильное восприятие. Обогащать двигательный опыт детей. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Материал: сенсорный стол, зерно, игрушки-мышата, цветные коврики и шарфики для мышат, домик, ноутбук с музыкальными записями.
Словарная работа: мышата, хвостик, зерно, длинный, мягкий.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент. Дети сидят на ковре. Раздаётся писк мышат.
Ребята, вы слышите? Кто это пищит?
Откуда раздаётся звук? Пойдемте, поищем.
Кто под столиком пищит?
Пик-пик-пик!
Кто под столиком сидит?
Пик-пик-пик!
Нет, нет, не пищит.
Он тихонечко сидит.
Тихо, тихо надо ждать.
Может, запищит опять?
2. Обследование фигурки мышки
Заглянув под столик, воспитатель находит домик с мышатами.
Ой, посмотрите, кто это?
Хотите с ними поиграть?
Воспитатель даёт каждому ребёнку в руки мышонка.
Погладьте мышат, где у них головка? Ушки? Лапки?
Посмотрите, какой у них длинный хвостик, погладьте его.
Вы знаете, что кушаю мышата? (ответы детей)
Мышки очень любят кушать зерно, давайте их угостим.
3. Развитие тактильно-двигательного восприятия
Воспитатель с детьми подходят к сенсорному столику с зерном.
Посадите своих мышат в зерно, пусть они покушают.
Ой, а мой мышонок куда-то спрятался.
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
Где – то прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!
Давайте поиграем с мышатами в прятки. Мой мышонок уже спрятался, а ваши?
Игра с мышатами под музыкальное сопровождение.
Все нашли своих мышат? Давайте отнесём мышат на полянку, и покажем им как мы умеем играть.
4. Физминутка «Два мышонка»
Сидели два мышонка на тоненьком суку:
Один - читал газету,
Второй - молол муку.
Раз – ку-ку, два – ку-ку,
Оба шлёпнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Ухо в кислом молоке.
5. Закрепление названия основных цветов
Ребята, наши мышки устали и хотят спать, они ведь такие маленькие.
Наш мышонок хочет спать,
Ищет он себе кровать.
Ну и соня, что за соня
Он улёгся на ладони.
Ребята, вы видите, что у наших мышат нет кроваток? Давайте подарим им вот такие разноцветные коврики, мышатам будет очень удобно на них спать. А чтобы мышата не перепутали коврики, мы подберём их под цвет шарфиков у мышат.
Посмотрите, у моего мышонка красный шарфик и коврик я ему положу тоже красный.
Найдите своим мышатам коврики такого же цвета, как и шарфики у них на шее.
Дети укладывают мышат в домик.
Молодцы! А теперь наши мышки будут спать, скажите им приятных снов. До свиданья. А вы можете поиграть.
Маргарита Демунд
«Сказка про матрешек». Открытое занятие по сенсорике в ясельной группе
Цель : Учить детей сравнивать предметы по величине (большой – маленький, используя в речи соответствующие прилагательные.
Материал : два домика, две матрешки , две елочки, два грибочка, различные по величине.
Ход занятия.
Жили - были две матрешки - большая и маленькая.
Они были подружками и всегда гуляли в месте. А больше всего на свете матрешки любили танцевать .
Ребята! Давайте попросим матрешек показать . Как они танцуют. Повторяйте за мной : «Матрешки , пожалуйста, потанцуйте!» (Дети хором повторяют просьбу, матрешки «танцуют» в руках воспитателя.)
А кто хочет сам попросить матрёшек потанцевать ? (индивидуальные 2 – 3 ответа)
Но у нас ведь две матрешки , и обе любят танцевать?
Сначала попросим большую матрешку . Повторяйте за мной : «Большая матрешка потанцуй немножко !» (Дети повторяют хором. Матрешка «танцует» .)
Кто еще хочет попросить матрешку потанцевать ? (индивидуальные ответы 1-2)
Как хорошо умеет танцевать большая матрешка ! А теперь давайте посмотрим, как умеет танцевать маленькая матрешка . Только для этого надо ее хорошенько попросить. Кто хочет попросить (индивидуальные 1-2 ответа.)
Пока наши матрешки танцевали , на улице стало холодно, и решили матрешки построить себе домики. Только матрешки не знают . Кому какой домик строить. Кому большой, а кому маленький? Поможем им в этом разобраться? (Хоровой ответ детей.)
Большой матрешке какой надо строить домик? (Хоровой ответ детей)
А маленькой? (Хоровой ответ детей)
Около своих домиков матрешки посадили по елочке .
Большая матрешка посадила какую елочку (Хоровой ответ детей)
А маленькая матрешка посадила какую елочку? (Хоровой ответ детей)
Возле каждой елочке выросло по грибочку. У большой елочки вырос какой грибок? (Хоровой ответ)
А какой грибок вырос у маленькой елочки? (Хоровой ответ)
В конце занятия воспитатель делает обобщение в нескольких вопросах, побуждая отвечать на них мало активных ребят.
Какие матрешки пришли к нам в гости (Большая и маленькая)
Какой домик построила большая матрешка ? А маленькая?
Какую елочку посадила маленькая матрешка ? А большая?
Под какой елочкой вырос маленький грибок? А большой? (предлагаются индивидуальные ответы детей)
А сейчас, ребятки, отгадайте- ка загадку :
Ростом разные подружки.
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка )