Конспект НОД «Откуда хлеб пришел? Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – наше богатство

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста: «Хлеб – наше богатство!"

Образовательная область «Познание» для старшего возраста

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.
Цель: Формирование понятия о социальной значимости труда хлебороба.
Задачи:
- Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом
- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выращивания хлеба.
- Познакомить с профессией хлебороба.
- Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим
- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей.

Словарная работа:
Развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассказов о труде взрослых отгадывание загадок о хлебе, рассматривание иллюстраций о работе хлебороба, знакомство с пословицами о хлебе

Методика проведения:
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай)
- А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе)
- А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Воспитатель: Дети, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, Каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Дети, а вы любите хлеб?


- Какой хлеб вы любите? (белый, мягкий, булки с изюмом)
Воспитатель: Хлеб это символ благополучия, достатка.


Когда хлеб на столе - это богатство в доме.
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный, ароматный)

Дидактическая игра: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; (показать картинки)


Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. Ребята, а вы знаете, Откуда берётся хлеб? (выпекают в хлебопекарне)


Воспитатель: Совершенно верно, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. Можно выпечь хлеб и дома и многие хозяюшки приготавливают этот важный продукт в домашних условиях.

Воспитатель: А из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки


Воспитатель: Посмотрите, у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая)
Воспитатель: дети, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты?
Воспитатель: В муку добавляют дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – это мука. Хлеб бывает чёрный и белый (показать детям)


Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Раздать детям кусочки белого и чёрного хлеба и попросить попробовать и определить вкусовые качества.
Воспитатель: Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? (из разной муки пекут)
Воспитатель: Есть мука пшеничная – из неё пекут белый хлеб. А из ржаной – чёрный. Откуда же берётся пшеничная и ржаная мука? (из пшеницы и ржи)
Загадать загадку:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)


Воспитатель показывает детям колосья пшеницы и ржи, а рядом разместить пакеты с мукой.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Физминутка – игра: «Из зернышка - колосок».
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
Предложить детям встать в круг и превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышатся (руки вверху, покачать из стороны в сторону) Поспел урожай, приезжай, убирай! (дать игрушечный руль одному ребёнку и «поехать» по кругу)

Воспитатель: Взгляните, это пшеничные зёрна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зёрна надо размолоть. А ещё раньше добыть из колючих колосков, то есть обмолотить колоски.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю (так говорят: хлебное поле) комбайны
"Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет".



Комбайны скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина. И зерно, с помощью специального устройства, пересыпается в кузов.
Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины? (хлеборобы) Давайте хором произнесём – хлеборобы.



- Выращивают и убирают хлеб такие люди, как хлеборобы. В поле трудятся с самого раннего утра и до поздней ночи, убирают до последнего колоска. Труд этих отважных людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания. Труженики полей пользуются большим уважением и вниманием «Труд земледельца велик и почётен»
Комбайны продолжают работать, а куда же идут машины с зерном? (на приёмные пункты)


- На приёмных пунктах зерно взвешивают, определят качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.


Элеватор – это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Там зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?


Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку. Её отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.


«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»- так гласит русская народная пословица. Вы догадались о чём речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

Давайте поиграем в игру «Пугало» (с помощью считалки выбрать водящего)
Дети идут по кругу и громко поют.
Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдем
Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Пугалу)
Пугало громко поет
Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Пугало их догоняет.)

Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.

Рефлексия:
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мукомольне)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
Воспитатель: Ваша семья может купить столько хлеба. Сколько потребуется. Однако, хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.

(подготовительная группа)

Цели:

Добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, огромного уважения и почтительного отношения к хлебу;

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, которые тратят много труда, сил и энергии, для того чтобы вырастить, собирать урожай зерна - хлеборобам и механизаторам;

Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

Образовательные.

Дать представление о том, как выпекают хлеб;

Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом;

Закрепить понятия «белый хлеб», » черный хлеб«; учить классифицировать хлебобулочные изделия по этим признакам;

Уточнить и обобщить представления детей об условиях, благоприятных для роста растений.

Развивающие.

Помочь детям правильно ориентироваться в ассортименте хлебобулочных продуктов;

Развивать логическое мышление;

Развивать связную речь детей, словарный объём детей;

Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение;

Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные.

Формировать у детей экологическое и природоведческое мировоззрение;

Формировать познавательный интерес к рабочим профессиям;

Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;

Воспитание позитивного отношения к ответам друг друга, содействовать деятельному общению детей;

Привести к пониманию, что хлеб нужно беречь, обязательно доедать и не выбрасывать.

Методы и приемы:

Наблюдение;

Создание проблемной ситуации;

Объяснительно-иллюстрационный метод;

Словесный метод (беседа, рассказывание сказок, стихов о хлебе);

Игровой метод;

Совместная деятельность с детьми;

Наглядный (демонстрация природного материала и иллюстраций с изображением труда хлеборобов, механизаторов, пекарей),

Предварительная работа:

Слушание песен (зреет пшеница, рожь колосится), разучивание народных пословиц, поговорок; разучивание стихов, песен;

Беседы о хлебе; чтение художественной литературы, книг для детей о хлебе, рассказ Александры Березиной «Дети и хлеб»;

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по профессиям»;

Рисование хлебобулочных изделий.

Словарная работы:

Расширить словарный запас детей: «хлебное поле», «хлеборобы», «пекарня», «элеватор».

Материалы и оборудование:

Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы, ржи;

Рисунки с изображением хлеба (каравай, пироги, булки, ватрушки, баранки…);

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба;

- «Булочки» , «пирожки» из пенопласта или поролона.

Кукла Колосок (кукольный театр);

Коробка с сюжетными картинками;

Муляжи хлебобулочных изделий;

Плакат «Хлеб - всему голова».

Планируемые результаты:

Иметь представление о нелегком труде хлеборобов;

Дети приобретут новые знания о том, каким трудом достается хлеб, о семенах растений, из которых вырастают колоски;

У детей появится интерес к природе, который необходимо укреплять, открывая перед детьми новые знания посредством проведения интересных занятий;

Воспитатель может раздать детям по нескольку семян пшеницы и ржи для посадки дома, совместно с родителями;

Уметь работать в группе, уметь делать выводы, понимать причинно-следственные связи;

Уметь высказывать свою точку зрения свое собственное мнение.

Виды детской деятельности:

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Продуктивная.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На подносе с вышитым полотенцем лежит каравай хлеба, можно поставить в вазу колоски пшеницы. На стене висит плакат «Хлеб-всему голова» и рисунки с изображением хлебобулочных изделий.

Воспитатель : Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе. Хлеб всему голова! - издавна говорили на Руси. В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое передается от поколения к поколению.

Хлеб - непросто важнейший продукт питания, а нечто большее. Он символ труда, благополучия, мира. С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.

Дети : Хлеб всему голова.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

И на золотой горе можно пропасть с голоду.

Ржаной хлебушко - пшеничному дедушка.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлеба ни куска, и стол - доска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Не велик кусок пирога. А стоит много труда.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной.

Берегите хлеб - он наше богатство.

2. Сообщение темы занятия:

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, откуда в наши магазины привозят хлеб?

А может батоны, буханки и баранки растут на хлебных деревьях?

Дети: Нет, хлеб пекут.

Воспитатель: А вы хотели бы узнать, из чего пекут хлеб?

Дети отвечают: Да!

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Колосок, он вам многое расскажет!

Колосок: (кукольный театр)

Я мальчишка, Колосок, золотой волосок,

У меня на солнышке созревают зернышки!

А чтоб зернышки созрели,

Надо чтобы дождь их поливал,

Чтобы солнышко светило,

И чтоб ветер обвевал!

После зерна собирают

И в муку их превращают,

А потом вам из муки

Выпекают пирожки.

Хлеб пекут, печенье

Всем на удивленье!

Воспитатель: Слышали ребята, что сказал Колосок: хлеб пекут из муки, добавляют в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах.

Ребята, а вы знаете, какие еще хлебные изделия выпекают их муки? (пироги, булки, ватрушки…)

Ребята, а какой бывает хлеб?

Дети: Белый и черный.

Воспитатель: Правильно. Хлеб бывает белый и черный, потому что его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничный, черный - из ржаной.

Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

Воспитатель показывает детям рисунки колосков пшеницы и ржи (рядом с колосьями изображения пакетиков с мукой)

Игра «Жок-жок-жок - это пирожок»

Воспитатель читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок - это (пирожок).

Шки-шки-шки - мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки - мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок - кушай, Таня, (пирожок).

Ач-ач-ач - вот (калач).

Чи-чи-чи - пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи - мы любим (калачи).

Чи-чи-чи - на праздник будут (калачи).

Воспитатель: - Чтобы наши ножки не устали сидеть, им нужна небольшая разминка. Вставайте со своих мест! (Физкультминутка «Поход на поле»)

Ребята, представьте, что мы пришли на большое хлебное поле.

Хлебное поле, большое раздолье

Оглянись по сторонам

Тут и там, тут и там,

Колосья хлебные растут,

А в них зернышки живут.

Эти зерна непростые,

Они солнцем налитые.

(дети шагают, останавливаются, поворачиваются в разные стороны и разводят руки в стороны)

Как много колосков здесь растет, а как растут колоски на поле!

(дети приседают, а потом встают, руки поднимают над головой)

- Какие большие колосья выросли у нас в поле?

(руки соединены над головой, покачивания из стороны в сторону)

Как колосья качаются на ветру?

(руки на пояс и наклоны в разные стороны)

А я по полю пойду, колоски соберу.

(Встали прямо, приседы и наклоны вперед, словно собираем)

Воспитатель: Молодцы ребята! Можете сесть.

Воспитатель: Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Но не все знают, каким нелегким трудом он достается, какова его истинная цена. Чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил нужно, чтобы зерно засеять, собрать, обмолотить и, наконец, выпечь мягкий хлеб!

Воспитатель: А мы сейчас с ребятами слепим хлебобулочные изделия.

Пластилинография.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю комбайны.

Они скашивают рожь или пшеницу и тут же обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполняется зерном, подъезжает грузовой автомобиль и зерно пересыпается из бункера в кузов автомобиля.

Затем машины с зерном едут на приемные пункты. Там зерно взвешивают и решают, куда его направить дальше: на мельницу или на элеватор. Элеваторы, это специальные сооружения для хранения зерна. Зерно там может храниться несколько лет, до тех пор, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины зерно с полей?

Из зерна, поступившего на мельницу, мелю муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению.

В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

Существует Институт Питания, который занимается разработкой сортов хлебобулочных изделий:

Ø бессолевый, безбелковый хлеб полезно есть страдающим почечной недостаточностью;

Ø с овсяной мукой - при сердечно - сосудистых заболеваниях;

Ø есть хлеб и для малышей - они обогащены белками, витаминами.

3. Закрепление пройденного.

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Игра «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, мельница, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

Воспитатель:

Вот лежит каравай

У меня на столе,

Черный хлеб на столе

Нет вкусней на земле.

Воспитатель: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на «хлебную» тему?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени… (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали!!! Да, хлеб - это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

И в заключении на память о нашем занятии Колосок дарит вам подарок.

(Достаю коробку)

Воспитатель: А что же в этой коробке!

(Открываем коробку, а там пирожки )

Воспитатель: Я хочу угостить вас пирожками.

(Предлагаю ребятам взять пирожки ).

Дети: Берут пирожки.

Воспитатель: А разве можно кушать грязными руками?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Давайте, ребята, пойдём, помоем руки и съедим пирожки.

(Дети идут мыть руки и садятся кушать пирожки).

4. Рефлексия.

Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ - БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали на занятии о хлебе?

Какие пословицы о хлебе Вы еще знаете?

Какие стихи о хлебе Вы знаете?

Что вы узнали о профессии хлебороба?

Что Вас взволновало?

Вот и подошло к концу наше занятие. Пора прощаться.

До свидания, ребята.

Занятие закончено.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

развития воспитанников №4 «Уголек»

Конспект открытого занятия в 1старшей группе

На тему: «Откуда к нам хлеб пришел?»

Выполнил: Митряшкина Н.М.

воспитатель 1старшей группы

Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
  2. Развивать связную речь, обогащать словарь.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Материалы и оборудование : компьютер, диск, флеш - карта, колосья, хлебобулочные изделия, халаты, шапочки, противень, тесто, формочки, скатерти, столы, стулья.

Словарная работа: пекарь, хлебозавод, пекарня, колоски.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о хлебе, рассказ о работе пекаря, работа с пословицами и поговорками.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся (гости приносят посылку, адресованную нам) Спасибо большое! Ребята, а вы хотите посмотреть, что в посылке? Но сначала отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Воспитатель: Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Он самый главный на нашем столе. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей…

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, как хлеб к нам на стол попал? (ответы детей) А, как он в магазин попал, хотите узнать? Я принесла с собой волшебный мешочек. А что же в мешочке? Вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. Что же это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, колосок. Именно колосок поведет нас в путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Ребята, а как можно еще назвать колосок.

Дети: Колосок - колосочек - колосья - колосище - колоситься - колосистый.

Физминутка:

А теперь представьте, что мы с вами в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте).
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку (потянулись).
С ветерком оно играет (руки вверх),
Ветерок его качает (прогнулись)
К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели).
Сколько в поле колосков -
Столько сделаем шагов (ходьба до 10) .
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться).
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница (наклоны в стороны).
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (прыжки до 6) .

Спасибо, ребята, подойдите, пожалуйста, все к столу.

Воспитатель: Посмотрите на эти колоски и скажите, из чего они состоят? (из зернышек). Правильно. Посмотрите, какие они, какие у них зернышки. (Рассматривают колоски) Все ли зернышки все одинаковые? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, это колоски пшеницы. Скажите, как можно назвать по-другому - колос пшеницы - …

Как называется колос ржи - … (дети отвечают: пшеничный колос, ржаной колос)

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку) . Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).

Воспитатель: Посмотрите, теперь на этот хлеб. (Демонстрирует разные сорта хлеба) Какой он разный. Правда? А кто знает, почему?

Дети: Этот хлеб из разной муки.

Воспитатель: Из пшеничной муки делают белый хлеб, из ржаной - чёрный, а если смешать пшеничную и ржаную муку, то какой хлеб получится? Дети: Получится серый хлеб.

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Этим и занимаются люди многих профессий.

(Слайд 1)

Воспитатель: Так как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайд-шоу «Откуда к нам хлеб пришёл»).

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву.

Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев.

К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.

Солнышко пригревает. Поливает дождик. Вот и взошла пшеница!

За ее ростом следит - агроном. Летом пшеница созревает. Колосья становятся золотыми.

Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев - жатва.

На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно? Не знаете? Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку. А куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, а что же дальше?

Дети: Из муки на хлебозаводе делают тесто. (Показать из чего делают тесто: муку, яйца, дрожжи, молоко, сахар и само тесто.)

Воспитатель: А какие изделия пекут из теста?

Дети: Хлеб, булочки, пироги, порожные. (Показать булочки, батон, сушки, печенье, макароны) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Куда потом доставляют готовые изделия? (ответы детей) А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В хлебном магазине). Правильно. Вот и давайте пройдем в хлебный магазин. (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия и другие продукты). Давайте поиграем. Посмотрите, пожалуйста, на все продукты. Назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме).

Воспитатель: Молодцы ребята, о хлебе нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Правильно, ведь, сколько людей выращивали хлеб. Сколько труда было приложено, чтобы в каждом доме он был. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.

Воспитатель : Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Дети:

Без хлеба нет обеда.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Без хлеба сыт не будешь.

Горькая работа - зато сладок хлеб.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Хлеб да вода - здоровая еда.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия. Потом попросим поваров нашего детского сада, чтобы нам испекли их. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки (Раздать детям заранее приготовленное тесто). Каждый получает кусочек теста. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос. Теперь мы попросим поваров, чтобы нам испекли наши изделия на кухне. (Дети вытирают руки салфетками). Поднос уносят.

Вот теперь мы с вами стали настоящими друзьями.

Разработала: Епифанова А.В. - студентка НГПУ им. Минина, г. Бор Нижегородской обл.

Программное содержание: закрепить представления детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; систематизировать знания о труде хлебороба

(последовательность выращивания хлебных злаков) ; показать значимость сельскохозяйственной техники; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности уважения к людям, работающим на селе.

Материал: картинки о хлебе, предметные картинки (зерно, колосок, тесто, хлеб) , с изображением людей различных профессий, презентация «Производство хлеба» , интерактивная доска.

Методы и приемы: вопросы поискового характера, загадки, стихи, рассказ детей с использованием мнемотаблицы, творческие задания, выкладывание схемы с помощью интерактивной доски.

План-конспект

Педагог. Хлеб-всему голова. Хлеб-главный продукт. Нет хлеба-нет обеда. Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб, да вода, все не беда. Каков у хлеба, таков и у дела.

Педагог. Наша страна большая и людей живет в ней много. А потому и хлеба надо много. Как его выращивают? Хотите узнать? Тогда отправляемся в путешествие в историю зернышка. Для того, чтобы узнать его историю, отгадайте загадки.

1. Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я все терплю

И добром плачу (Земля)

2. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит (Трактор)

3. Ходит полем из края в край

Режет черный каравай (Плуг)

4. Зубатый крокодил

Все поле избороздил (борона)

5. За железным конем

Ящик тянется с зерном,

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно (Сеялка)

6. В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких как я,

Будет целая семья! (Зерно)

Педагог. Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначало появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил.

О чем мечтают зерна пшеничные в земле?

О дождиках проворных, о солнце и тепле.

Мечтают, чтоб не трогал ни град, ни суховей,

Чтоб летом было много хороших, ясных дней.

Все лето колос рос, набирался сил. В колосе стало много зернышек.

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Стены позолочены

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (колос)

Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят. (колос)

Почему их стало много? Посмотри на картинки и отбери, что нужно зерну для жизни.

Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ.

Две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами. А кто может помешать росту колосков? Что делают хлеборобы?

Что за птица: песен не поет

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет.

(самолет)

На пшеницу налетели

Поклевать ее хотели,

Но увидели урода-

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки. (пугало)

Вопрос. А как можно узнать, что хлеб уже созрел? Показ зеленого поля и золотого.

Вот и лето пролетело,

Тянет холодом с реки

Рожь поспела, пожелтела,

Наклонила колоски

Два комбайна в поле ходят.

Взад-вперед, из края в край.

Жнут-молотят, жнут-молотят

Убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла.

К ночи – ржи как не бывало.

Только село солнышко,

Опустело зернышко.

Ребята, выберете транспорт, который необходим для уборки урожая.

Отгадайте загадки и вы узнаете, что происходит с зернышком дальше.

Растерто, раздавлено, водою разбавлено,

У печки поставлено, по стеночкам движется

И липнет, и лижется- не ком и не жижица. (тесто)

Было так:

В какой –то миг

Народился пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел, пока в печку не сел.

Вышел оттуда не пых, а чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей! (хлеб)

А какие вы, ребята, знаете продукты, для приготовления которых нужна мука?

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна- в муку и тесто,

В магазине занял место.

Презентация «Производство хлеба»

Вот такое путешествие совершило зернышко, чтобы попасть к вам на стол.

Кто хочет выложить карту путешествия их картинок? Пожалуйста, подходите к интерактивной доске.

Много людей работает. Чтобы зерно стало хлебом и душистые буханки попали к нам на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, …

Еще кого назовете? (агрономов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей) .

И всем им говорим: «Спасибо!» Нужно не только благодарить за хлеб, но и бережно к нему относиться.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Столько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки

Вырастай богатырем! С.Погореловский.

Когда за столом вы, ребята, едите,

То помни, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

шахтер, машинист, металлург- народ.

Хлеб- это жизнь, а не просто еда.

«Каравай приехал к детям»

Каравай приехал к детям

Как его, ребята, встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим

В круг вставай каравай

Кого хочешь выбирай!

(дети встают в полукруг в середине реб. в костюме каравая)

Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок-

Каравай ребятам пек

Пекарь с нами поиграй

Кого хочешь выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху

А смолол зерно в муку.

Мельник с нами поиграй:

Кого хочешь выбирай!

Мельник: Хлебопашица!

Он в тенечке не лежал

А хлеб растил и ждал

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь-выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он без дела не скучал-

Хлебопашца выручал

Он сюда пришел с дарами

С тягачами, тракторами

Без машины худо,

А с машиной чудо!

Рабочий: мы работы не стыдились

Мы работою гордились.

А награда-урожай

Всех на праздник приглашай!

Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!

Вывод: Много ли задействовано людей в производстве хлеба? Что было бы, если у нас был неурожайный год? Что было бы, если комбайны не вышли в поле вовремя? Это легкий или тяжелый труд? Как нужно относиться к хлебу?

А теперь я предлагаю вам вылепить из соленого теста любое хлебобулочное изделие, которое вам нравится.

Конспект занятия в старшей группе

по теме: «Как хлеб растёт».

Цель: формирование представлений детей о процессе выращивания хлеба.

Задачи:

1. Способствовать формированию представление детей о развитии растений в разных условиях через эксперимент.

2. Побуждать детей определять свойства зерна и муки при помощи исследовательской деятельности.

3. Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу и людям, вырастившим хлеб.

Способы: беседа о том, как выращивают хлеб; загадка про хлеб; эксперимент «высаживание зерен пшеницы в три вида грунта (почва, песок, камни); исследование «свойства муки».

Средства: три емкости с землей, песком, камушками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; тарелочки с мукой и зерном пшеницы; иллюстрации к теме.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я принесла вам дорогой и очень интересный подарок. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:

Есть такие слова:

«Он всему голова.

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый …(хлеб).

Дети: - Хлеб.

Воспитатель: - Да, правильно, это хлеб (воспитатель выносит поднос с белым и черным хлебом). Сегодня мы поговорим о хлебе. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Послушайте стихотворение про хлеб:

Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

Хлеб наш насущный всегда был в почете.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам – умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

(С. Мельников)

Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как хлеб попадает к нам на стол?

Дети: - Из магазина.

Воспитатель: - В магазине продается много хлебобулочных изделий. Назовите их.

Дети: - Белый хлеб, черный хлеб, булки, пирожки, ватрушки, пирожные, сухари,сушки, печенье.

Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, из чего делают хлеб?

Дети: - Из муки пекут.

Воспитатель: - А муку из чего делают?

Дети: - Из зерен.

Воспитатель: - Правильно, из зерен. Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

Воспитатель: - Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим, что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в баночку с землей, с песком и в баночку с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?

Дети: - Поливать.

Воспитатель: - Правильно, поливать и поставить баночки на окно, чтобы солнце прогревало землю.Будем наблюдать, в какой баночке быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают замоченные зерна пшеницы, поливают).

Воспитатель: - Весной в поле появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка.

Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)

И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)

Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)

Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).

А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги

И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)

Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)

Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).

Воспитатель: - Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. На поле выезжают комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: - Комбайнер.

Воспитатель: - Комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на элеваторы. Элеватор – это специальное сооружение для хранения зерна, там оно может храниться много лет. Перед вами лежат зерна пшеницы. Осмотрите их, потрогайте. Какие они?

Дети: - Зерна твердые.

Воспитатель: - Что надо сделать с зерном, чтобы получить из него муку?

Дети: - Измельчить.

Воспитатель: - Правильно. Зерно везут на мельницу, и там зерно превращается в муку. А потом мука попадает в магазин, в пекарни, на хлебозавод.

Посмотрите, перед вами лежит мука в тарелочках. Какая она по цвету?

Дети: - Белая.

Воспитатель: - Потрогайте ее, какая она?

Дети: - Мягкая, пушистая, легкая.

Воспитатель: - Попробуйте пересыпать ее из одной руки в другую. Легко мука пересыпается? Какая она?

Дети: - Рассыпчатая.

Воспитатель: - Вот из такой муки и делают хлеб. А что еще нужно добавить в тесто, чтобы получился хлеб?

Дети: - Воду, соль, сахар, масло, яйца.

Воспитатель: - А еще в тесто обязательно добавляют дрожжи, чтобы хлеб был мягкий, пышный, вкусный.

Воспитатель: - Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу?

Дети: - Руки агронома, тракториста, комбайнера, грузчика, водителя, мельника, пекаря.

Воспитатель: - Одним словом это хлеборобы. Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб?

Дети: - Комбайны, грузовики, трактора.

Воспитатель: - Ребята, наше занятие подходит к концу, о чем мы сегодня говорили?

Дети : - Про хлеб.

Воспитатель: - Как надо относиться к хлебу?

Дети: - Бережно.

Доедать хлеб до конца.

Не выбрасывать хлеб.

Воспитатель: - Да, все правильно. Хлеб надо беречь, уважать труд тех людей, которые его выращивают и пекут. Хлеб – это главное богатство нашей страны.

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.