Компенсация за непредоставление места в саду. Компенсация родительской платы за детский сад

Современное российское законодательство устанавливает правило, в соответствии с которым при исполнении ребенку 1,5 лет прекращается. При этом ребенку должно быть предоставлено место в детском саду, что в последнее время в связи с перегруженностью таких учреждений является довольно проблематичным.

Законодательство

Для решения такой проблемы российская Государственная Дума рассмотрела некоторые возможные поправки в законодательство об образовании. В частности, была предусмотрена компенсация за непредоставление детского сада в 2019 году родителям, детям которых не было предоставлено место в детском саду в связи с отсутствием такового.

Надо сказать, что компенсация за непредоставление места в детском саду планировалась повсеместно в законопроекте поправок «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» еще в июне 2012 года, однако законопроект так и остался не утвержденным. Новый учебный 2018-2019 год начался с новым ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» без учета поправки о денежной компенсации родителям, чьи дети не попали в дошкольное учреждение .

Важно обратить внимание на тот факт, что компенсация за непредоставление детского сада в 2019 году находится в прямой зависимости от размера бюджета соответствующего субъекта РФ. При этом решение о размере такой компенсации принимается каждым субъектом отдельно.

Общим в предоставлении таких компенсаций по всей России является обязательное обращение за соответствующей выплатой в органы местной социальной защиты. Кроме того, можно обратиться в Департамент образования в соответствующем субъекте РФ, где в любом случае можно получить всю исчерпывающую информацию о всех компенсациях и выплатах.

Документы для оформления компенсации

Компенсация за непредоставление детского сада в 2019 году выдается в случае предоставления определенной документации. В частности, чтобы получить надлежащую компенсацию, необходимо предоставить оригиналы и ксерокопии:

  • заявления;
  • паспорта лица, которое является заявителем;
  • выписки из банковского счета – в случае необходимости;
  • детских свидетельств о рождении;
  • справки о составе семьи, которая выдается по месту жительства;
  • справки из соответствующего детского сада, удостоверяющей факт постановки ребенка на очередь, но при этом отсутствие места в соответствующем детском дошкольном учреждении;
  • приказа об отправке матери в декретный отпуск (или трудовой книжки);
  • медицинского полиса ребенка и матери.

Что же касается размера компенсации за непредоставление в детском саду места ребенку, который достиг возраста 1,5 года, то здесь необходимо отметить, что, как правило, он составляет около 5 000 рублей каждый месяц на одного ребенка. Данная сумма выплачивается ежемесячно в течение всего периода времени, когда отсутствует место в соответствующем детском дошкольном учреждении. Кроме того, когда ребенок достигает возраста 3 года, вне зависимости от того, предоставлено ли место в детском саду или нет, компенсация за непредоставление места в детском садике перестает выплачиваться.

Отличительной особенность указанной компенсации является правомочия на такую выплату как работающим, так и неработающим женщинам, которые не имеют возможности по устройству на работу по причине того, что нет возможности отдать ребенка в детское дошкольное заведение.

Регионы, предоставляющие компенсацию

В то же время такое решение, выплачивать компенсацию за непредоставление места в детском садике, было принято не во всех субъектах РФ. Такие выплаты были назначены представительными органами:

  • Архангельска — 2000 руб. от 1, до 4 лет;
  • Березников (Пермского края) — 4620 руб. до 5 лет;
  • Красноярского края — 3709 руб.;
  • Кирова — 2500 руб.;
  • Липецка — 5000 руб от 3 до 6 лет;
  • Перми — 5295 руб. от 1,5 до 3 лет;
  • Самары — 100о руб. на первого ребенка, 1500 руб. не второго и 2000 руб. на третьего;
  • Смоленской области — 4000 руб. от 1,5 до 3 лет и 5000 руб. от 3 до 7 лет;
  • Томска — 4000 руб. от 1,5 до 5,5 лет;
  • Ханты-Мансийского АО — 6826 руб. от 1,5 до 3 лет и 3000 с 3 до 4 лет;
  • Ямало-Ненецкого АО — 3210 руб. от 1,5 до 3 лет и 4210 с 3 до 5 лет;
  • Ярославля — 5000 руб.

Для выяснения, имеются ли выплаты компенсации за непредоставление детям в возрасте 1,5 года мест в детских дошкольных учреждениях в определенном регионе, нужно обратиться с соответствующим запросом в органы местной социальной защиты либо в соответствующий Департамент образования.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Время с рождения ребенка проходит очень быстро и некоторые родители не успевают даже опомниться, как их чаду исполняется полтора года. Именно в этом возрасте государство прекращает выплату пособия по уходу за ребенком и у большинства мам появляется необходимость и желание выйти на работу. Куда девать на это время ребенка? Ответ однозначный – в детский сад. На деле все оказывается совершенно не так просто и в нашей стране отправить ребенка в дошкольное учреждение зачастую оказывается очень проблематично, так как во многих регионах мест для детей, как и несколько лет назад, попросту не хватает.

Кто должен платить и какие дети могут считаться льготниками?

Вообще оплата дошкольного учреждения, посещаемого ребенком, ложится на плечи его кровных родителей или опекунов. Исключение может составлять только бесплатное посещение муниципальных и государственных детских садов детьми, которые относятся к числу льготников:

  • инвалидов;
  • сирот;
  • лишенных попечения родителей;
  • страдающих заболеванием туберкулеза.

При условии наличия родителей у ребенка, который относится к числу льготников, они оплачивают только стоимость ухода и присмотра, тогда как все расходы, связанные с образовательными мероприятиями, а также содержание детского сада в качестве имущественного комплекса, оплачиваются из государственного бюджета.

Выплаты компенсаций за непредоставленное место в детском саду – только от региональных властей

Естественно, государство предпринимало попытки не остаться в стороне от данной проблемы и планировало оказывать посильную помощь тем родителям, которые оказались в подобной ситуации и не имеют возможности отправить своего ребенка в детский сад. Еще в июне 2012 года в закон Об образовании планировалось ввести соответствующие поправки, согласно которым родителям тех детей, которым не хватило места в дошкольном образовательном учреждении из-за слишком длинной очереди, выплачивается денежная компенсация. К концу того же года был принят новый закон Об образовании в РФ, в который поправка о необходимости выплат денежных компенсаций тем родителям, детям которым не досталось места в детском саду, также не была внесена в силу определенных обстоятельств.

При этом некоторые региональные власти все-таки решили самостоятельно использовать такую практику на конкретных территориях. И самыми первыми регионами, в которых родители получили право на компенсацию, стали Ярославская, Кировская, Пермская, Самарская, Липецкая, Архангельская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

Что следует делать, если ребенку отказывают в принятии его в дошкольное учреждение?

В первую очередь, необходимо выяснить причины, обратившись непосредственно в тот детский сад, на очередь в который был ранее поставлен ребенок. После получения отказа в письменном виде следует подать прошение о защите прав в региональные органы управления, которые и будут рассматривать этот вопрос далее. Разбирательства такого рода проводятся в течение 30 дней, после чего выдается окончательное решение и если оно будет также отрицательным, его можно оспорить в судебном порядке либо попробовать, при наличии определенных условий, получить компенсацию.

Какие средства выделяются из бюджета на содержание детей?

Как выяснилось, ежемесячно на каждого ребенка из государственного бюджета выделяется примерно 7000 рублей, при этом существует определенный резерв, средства из которого предназначаются для инвестирования в строительство новых детских садов либо осуществление выплат родителям, для детей которых не нашлось места.

Куда будут тратиться вышеобозначенные средства – это решение принимается обычно городской либо областной администрацией, которая закрепляет их, используя местные действующие законы. В результате на каждого ребенка родителям выплачивается примерно 5000 рублей ежемесячно, так как приблизительно именно такая сумма тратится из бюджета на его содержание в дошкольном образовательном учреждении. Данные средства выплачиваются в качестве компенсации семье и строительством новых детских садов при этом заниматься не нужно.

Кто может рассчитывать на получение компенсаций за непредоставленное место в детском саду?

Рассчитывать на получение подобных компенсаций также могут не все. Выплаты полагаются только тем семьям, чей уровень дохода на одного члена семьи составляет меньше, чем сумма установленного прожиточного минимума. А вот оставшиеся средства, которые недополучат родители, имеющие достаточный доход, как раз и будут направляться на строительство дошкольных учреждений. Таким образом, постепенно краевые руководители планируют и вовсе избавиться от существующей проблемы нехватки детских садов и необходимости выплачивать некоторым семьям средства в качестве компенсации.

Также компенсации доступны для следующих категорий семей:

Размер компенсаций по регионам в текущем году

Размер ее может варьироваться в зависимости от региона, при этом сумма выплат ежегодно подвергается индексации. Например, для жителей Красноярска компенсационная выплата составляет 6000 рублей.

Официального списка регионов, в которых предоставляется компенсационная выплата за садик не существует. Актуальную информацию нужно узнавать в отделении соцзащиты своего района.

Куда и как следует обратиться?

Для того чтобы получить право на выплаты за непредоставленное место в дошкольном учреждении, родители ребенка должны обратиться в местные органы социальной защиты населения. При себе, естественно, следует иметь определенный перечень документов:

  • заявление установленного образца;
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • копию паспорта родителя;
  • копию домовой книги;
  • справки о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
  • банковские реквизиты, на которые последствии будут осуществляться выплаты.

Если семья, предоставившая документы, подходит под статус малообеспеченной, документы, предоставленные представителем ребенка, принимаются и остается только ожидать поступления средств на предоставленный лицевой счет. Однако, если процесс получения компенсации уже запущен, и в это время ребенку предоставляется место в детском саду, об этом факте следует обязательно сообщить в органы социальной защиты.

Родителям следует обращаться только в определенное отделение социальной защиты населения, которое находится в районе места прописки ребенка, так как ответственным исполнителей данной программы является Министерство социальной политики.

Полагаются ли выплаты, если мать ребенка работает?

В соответствии с действующим законодательством, после того, как ребенок достигает трехлетнего возраста, компенсационные выплаты прекращаются, независимо от того, появилось ли место в детском саду. Важно также отметить и тот факт, что получать компенсацию при условии непредоставления места в дошкольном учреждении могут одинаково, как неработающие, которые не могут найти работу по причине того, что ребенка некуда деть, так и работающие женщины, которые в свою очередь, не могут вернуться на работу по той же причине, и даже студенты.

Справедливости ради следует отметить, что на сегодняшний день некоторые субъекты РФ все же смогли найти решение проблемы, связанной с устройством детей в детские сады с трехлетнего возраста, так как проблемы в основном существуют именно с ясельными группами.

Время чтения: 6 минут

В условиях постоянного подорожания жизненно необходимых товаров, даже с учетом льгот, которые предлагает государство, вырастить ребенка очень сложно. К числу социальных субсидий относится и компенсация за детский сад, направленная на то, чтобы возвращать определенный процент от ежемесячной родительской платы. Иногда возможно финансовое возмещение и при ситуации, если малыш не посещает садик.

Что такое компенсация за садик

Реализация демографической программы государства подразумевает разные формы социальной поддержки родителей. К этой категории можно отнести и компенсационные выплаты, которые семья получает, если ребенок посещает государственные или муниципальные образовательные учреждения для дошкольного возраста. Родители совершают ежемесячную оплату, а затем на их счет производятся выплаты компенсаций. При этом немаловажно, что:

  • родители оплачивают только стоимость ухода и присмотра за ребенком, а стоимость образовательных услуг и содержание здания оплачиваются из бюджетных средств;
  • компенсация рассчитывается в зависимости от количества несовершеннолетних детей в семье.

Нормативно-правовое регулирование

Базовым документом, определяющим возможность назначения компенсации является Федеральный закон «Об образовании». Там говорится, что существует максимальный размер родительской платы, превышение которого для государственных и муниципальных образовательных дошкольных учреждений не допускается. Кроме того, детсады такого типа допускают бесплатное пребывание сирот, инвалидов, оставшихся без родительского попечения.

Виды компенсаций

Выступая как форма ежемесячного пособия, компенсация за детсад может регулироваться как федеральным, так и местным законодательством. Например, рассматривая вопрос частичного возврата денежных средств, потраченных на оплату услуг дошкольного образовательного учреждения, федеральное законодательство не говорит о ситуации непосещения детского сада. Так как родители и в этом случае имеют не меньшую финансовую нагрузку (например, при непредоставлении места), во многих регионах такие выплаты устанавливаются на местном уровне.

Государственная компенсация родительской платы за детский сад

Федеральное законодательство определяет размер денежных компенсаций для разных категорий семей, к которой может добавляться региональное или ведомственное дополнение. Например, имеющие одного малыша, могут претендовать на получение льгот – 20% от выплаты.Так, для структурных подразделений Министерства обороны РФ устанавливается 50-процентная льгота, если один из родителей:

  • является инвалидом;
  • является ликвидатором аварии на ЧАЭС;
  • проходит службу по призыву;
  • работает в детсаду.

Региональные выплаты

Местное законодательство предусматривает ряд дополнительных льгот – например, они касаются ситуаций, когда семья не может получить места в детском садике. Конституцией России гарантировано предоставление бесплатной программы дошкольного образования. На федеральном уровне подобный законопроект о компенсации за детсад при непредоставлении услуги, неоднократно вносился на законодательное обсуждение, но окончательного решения в масштабах всей страны эта проблема не нашла.

При этом, местные законодательные акты, отличаются между собой требованиями по возрастным границам детей, размерам выплат и суммы с которой считается компенсация за детский сад. Во многих случаях это 20% от вносимой суммы при одном ребенке, но, например, в Севастополе в этой ситуации выплачивают компенсацию 30% от размера средней оплаты по городу, что очень выгодно для семей с низким достатком.

Кому положен возврат денег за детский сад

Оформление компенсации выполняется на того из родителей (либо заменяющих лиц), кто вносит оплату. Главным фактором, определяющим размеры пособий, в этом случае является количество несовершеннолетних в семье. Размер возмещения зависит от количества детей:

  • за первого ребенка родители получат 20%;
  • за второго – 50%;
  • за третьего и каждого последующего в многодетных семьях – 70%.

Как рассчитывается сумма

Родители, дети которых посещают дошкольные учреждения, могут рассчитать, какая будет компенсация за детский сад в текущем месяце – она напрямую зависит от суммы оплаты. Все это можно найти по формуле СК = СОД х ДПР х ККД =(ОСП / РДМ) х ДПР х ККД, где:

  • СК – сумма компенсации, которая будет начисляться родителям,
  • СОД – стоимость одного дня пребывания;
  • ДПР – количество дней, когда ребенок был в дошкольном учреждении;
  • ККД – коэффициент количества детей;
  • ОСП – общая стоимость посещения детсада, которую родители оплачивают;
  • РДМ – количество рабочих дней в месяце.

Это можно пояснить примером: в семье есть один ребенок, который в июле 2017 года, 14 дней посещал детсад, за который платят 1 800 рублей в месяц. Чтобы узнать сумму компенсационных выплат, в формулу подставляются имеющиеся данные, и легко выясняется, что СК = 1 800 р. / 21 день х 14 дн. х 0,2 = 240 рублей. Сумма некрупная, но если посчитать за полгода, то получится 2140 р. – это больше, чем средняя сумма ежемесячного платежа!

Как получить компенсацию за детский садик

Родители не всегда проявляют активность при получении компенсации, считая хлопоты большими, а сумму – незначительной. Затраты времени вряд ли составят больше 15 минут, а для воспитания ребенка лишних денег не бывает. Пошаговая инструкция объяснит вам, как оформить компенсацию за детский сад:

  1. Необходимо подготовить заявление на имя заведующей детсадом и предоставить документы, которые будут необходимы. Обратите внимание, чтобы копии документов сопровождались оригиналами для сверки.
  2. Заявление на предоставление компенсаций подлежат регистрации в специальном журнале, а предоставленные копии документов заверяются печатью.
  3. Пакет документации предназначен для органов социальной защиты, где ежеквартально происходит формирование новых списков получателей.

Какие документы нужны

Пакет документов для получения компенсационных выплат включает только самые обычные документы, которые в доме всегда под рукой. Полностью подготовленный пакет должен включать:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта обоих родителей;
  • свидетельство о браке;
  • справка о составе семьи (если ребенок не один);
  • реквизиты банковского счета, для того чтобы осуществляться перечисление.

Заявление на получение компенсации за детский сад

В большинстве случаев государственные образовательные учреждениях уже имеют готовый бланк заявления получателей, куда остается вписать только свои данные, что значительно упрощает задачу. Подготовленное заявление обязательно должно содержать:

  • фамилия, имя отчество и место проживания родителя;
  • аргументированную просьбу по частичному возврату денежных средств – родительской платы
  • номер счета, куда будут перечислять субсидию;
  • обязательство информировать про все изменения, которые могут повлиять на размер социальных выплат, чтобы был произведен перерасчет.

Компенсация за частный детский сад

Оформить компенсационные социальные выплаты можно и при посещении частных садиков. Алгоритм действий тут будет таким же, как и при обращении в государственные учреждения, но нужно учитывать, что выплаты производятся не со всей затраченной суммы, а только со среднего размера оплаты за аналогичные услуги государственных организаций. Эта разница может быть очень существенной, учитывая что:

  • плата за посещение детских садиков частного типа, включает все расходы (например, реализацию образовательных программ), достигает 20 000 рублей и выше;
  • средний размер оплаты за детсад может быть 1 000 рублей, и 20-процентная компенсация, которая будет полагаться, составит 200 р.

Компенсация за непредоставление детского сада

Законодательное решение этого вопроса на федеральном уровне отсутствует. Согласно Закону «Об образовании», эта инициатива передана местным администрациям республик и областей. Если речь идет о получении компенсационных выплат за неполучение услуги дошкольных образовательных учреждений, то необходимо обращаться в Управление соцзащиты населения по месту жительства. Пакет документов будет побольше, чем для тех, кто хочет вернуть часть родительской платы, и дополнительно предоставляются:

  • справка о пребывании в социальной очереди;
  • документированный отказ зачисления в детсад по причине отсутствия мест;
  • приказ о декретном отпуске.

Особенности выплат в регионах

Переходя от федерального уровня на места, заметно, что компенсационные выплаты такого рода есть далеко не во всех городах и регионах (например, их нет в Москве и Нижнем Новгороде). Примеры некоторых выплат приведены в таблице, и тут наглядно видно, насколько сильно различается размер этих субсидий:

Охватываемый возрастной период ребенка, лет Размер выплаты, рублей
Киров 1,5-3 2 500
Красноярск 1,5-3 3 709
Пермь 1,5-3 5 295
3-6 4 490
Самара 1,5-3 На первого ребенка – 1 000, на второго – 1 500, на третьего – 2 000
Томск 1,5-5 4000

Видео

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.


Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .