Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно. «насилие искажает восприятие реальности». «подумайте о долгосрочных последствиях»

Сразу на это вопрос хочется задать встречный: «А можно ли поднимать руку на старших, а тем более на родителей?». И конечно же, мы тут же услышим массу возмущений: «Как так?!», «Разве можно бить старших?», «Они так много для тебя сделали, а ты?!» и все в подобном роде.

Тогда другой вопрос: а детей можно? Чем они отличаются от взрослых? Ну разве что только возрастом. Безусловно, и без причин понятно - на ребёнка не то, что поднимать руку, а даже думать об этом запрещается!

Можно ли поднимать руку на ребенка?

По своей природе малыш намного слабее взрослого человека. Таким образом, избивая ребёнка, взрослый показывает силу и превосходство над слабым. Ребёнок просто понимает, что он слабее и ему ничего не остаётся, как смирится с этим. И потом не стоит удивляться факту: когда ребёнок станет взрослой и сформировавшейся личностью, он с лёгкостью вспомнит свои детские обиды и в один прекрасный день поднимет на вас руку. Поэтому выводы делайте сами…

С ранних пор нам вбивают правила приличия. Поэтому все взрослые знают, что бить чужих детей недопустимо, а порой и наказуемо. А, что своего можно? Разве чужой ребёнок намного ближе своего, родного? Наверное, нет… Зачем же проявлять силу к своему ребёнку?

Нет, конечно, ни в коем случае это не значит, что стоит раздавать тумаки направо и налево. Важно просто понять, что ваши дети такие же, как и чужие и соответственно, как чужих нельзя обижать, так и своих, тем более. Ну хотя бы потому, что у нас должна быть хоть какая-то ответственность.

Избивая ребёнка, взрослые чувствуют превосходство. Но, как ни странно, тем самым, они проявляют свою слабость. Обязанность родителей – воспитание личности. Да, ребёнка стоит ругать, наказывать, дабы воспитать ответственность. Но вряд ли это качество формируется битьём. Следует воспользоваться методами, которые не разрушат личность, не принесут психологической травмы (поставить в угол, лишить игрушек…). Бьёт тот родитель, которому проще ударить, чем проявить терпение и объяснить малышу в чем он провинился.

Очень часто из детей, которые живут в страхе и постоянно подвергаются критике или битью, вырастают замкнутые и скрытные личности. В итоге, родители, вроде бы, «правильно» воспитывающие своего ребёнка и, казалось, знающие о его жизни все, на самом деле ничего-то и не знают. Когда дети наказываются силой, они не понимают, что это для их блага и уж тем более что родители делают это по любви.

Татьяна Оникова, практикующий игровой терапевт и директор Института Практической Психологии и Психоанализа Редко встретишь человека, который ни разу не шлепнул своего ребенка «в сердцах» или осознанно, полагая, что ничего страшного в этом нет. Некоторые потом просят прощения и испытывают чувство вины, что может позволить ребенку манипулировать родителем. Кто-то искренне верит, что в некоторых случаях это единственно возможный метод воспитания. И часто мы слышим от родителя: «Подумаешь, проблема! Меня отец лупил, и правильно. Вот, вырос человеком».

Мой текст обращен к тем, кто все-таки знает и согласен, что насилие - это непродуктивный метод воспитания.

Конечно же, одно только знание не может привести к тому, чтобы полностью отказаться от рукоприкладства. Ведь это уже давно известный факт, что к физическим наказаниям родители прибегают от бессилия. Это, кстати, касается и ситуаций, когда родители повышают голос. Крики, оскорбления и унижения тоже считаются насилием, только психологическим. И то и другое, как правило, оставляет раны в душе ребенка и так или иначе может оказывать воздействие на его дальнейшую жизнь и отношения с другими людьми.

Что делать родителям, которые не хотели бы прибегать к крикам и физическому наказанию Как всегда, у проблемы несколько составляющих. И прежде всего, как ни странно, это повышенные требования к себе как к родителю. Почему подчас мы выходим из себя?

Потому что поведение и поступки ребенка не вписываются в наш план воспитания.

Мы хотим, чтобы наши дети были успешны, например, хорошо учились. И это очень важно для нас. Безусловно, любые сложности, которые испытывает ребенок, будут бессознательно означать, что мы не справляемся со своей задачей, а значит, мы недостаточно хорошие родители. А кому понравится быть недостаточно хорошим?

Вот мы и ищем кого-то, кто на самом деле «виноват» в том, что мы не на высоте.

Конечно, причин для недовольства собой у родителей может быть великое множество. В каждой семье есть свои «болевые точки».

Потому что это именно вы, родители, устанавливаете правила и порядок вещей в доме.

И вот следующий аспект: ребенок не следует этим правилам. Не слушается. В силу разных причин. Возможно, он проходит возрастной кризис, бунтует, манипулирует. Отсутствие границ и логических последствий за свои собственные действия приводят ребенка к распущенности, а родителя ставят в тупик.

И это типичное заблуждение, что если не наказывать и не бить ребенка, то и воспитания никакого не происходит.

Родители так обеспокоены эмоциональным состоянием ребенка, что не видят необходимости в рамках и границах. И это тоже крайность. Ребенок должен расти с постоянным пополнением своего арсенала знаний о том, что хорошо, а что плохо. И достигается это не с помощью страха наказания, а с помощью логических последствий своих действий. Какие последствия это могут быть - решать родителям. Главный принцип - они должны быть логичными и значимыми для ребенка.

И еще очень важно помнить: если ребенок бунтует, то это еще не означает, что он «плохой» или что вы - «плохие» родители.

В каких ситуациях можно применять физическое вмешательство Ребенок исследует этот мир и свои границы в нем. А также границы этого мира, до какого предела ему можно будет дойти и где все-таки лучше остановиться.

Часто физическое вмешательство просто необходимо. И это те случаи, когда опасность угрожает жизни и здоровью ребенка или окружающим.

Например, когда он пытается выбежать на дорогу или залезть на подоконник. Иногда в моменты истерики ребенок может попытаться ударить и вас. В таких случаях некогда говорить по душам и выяснять потребности ребенка. Нужно твердо и четко ограничить действия ребенка.

Взять крепко за руку или за обе руки. Обхватить ребенка. Если он сильно возбужден и может нанести вред вам, можно обхватить его сзади. И по возможности успокоить. И лишь потом начинать беседы о том, что вы думаете на этот счет. Конечно, бывают ситуации, когда ребенок становится просто неуправляемым и закатывает истерики на ровном месте.

В таких случаях неплохо было бы показаться детскому неврологу или психоневрологу.

Может быть, у вашего малыша есть некоторые функциональные нарушения работы головного мозга, например, быстро наступает возбуждение в коре, а торможение наступает медленно. В этом случае доктор может прописать необходимые препараты, и при соблюдении всего комплекса мер вы сможете построить такие отношения с ребенком, в которых вам не придется прибегать к шлепкам. Фото: Shutterstock

Тему физического насилия над детьми в нашем обществе не принято особо обсуждать. На эту тему не то, чтобы не говорят с посторонними, ее не обсуждают даже в кругу семьи, где физическое насилие является нормой. На вопрос: «Стало ли меньше насилия над детьми в российских семьях?», психологи отвечают так: «Ситуация никак не изменилась - метод физического воспитания применялся и применяется до сих пор».

В этой статье не будем обсуждать или осуждать действия родителей. Дети бывают разные, семейные истории тоже. Это дело каждого. В качестве альтернативы предлагаю разобраться в причинах происходящего и ответить на вопрос: имеет ли место быть «физический» метод влияния на непослушного ребенка

Начнем с того, что же такое послушание? В словаре указано, что послушание - это покорность или повиновение. Когда мы требуем от ребенка послушания, то мы требуем, в первую очередь, комфорта для себя. С этим придется согласиться. Комфорт этот заключается в отсутствии лишних телодвижений. Как только действия ребенка побуждают нас выходить из зоны комфорта, сразу слышится: «Не ходи туда!» Мы требуем послушания потому, что не хотим включаться в диалог с ребенком. Проще ведь сказать: «Нельзя!», чем конструктивно объяснить что к чему или отправиться узнавать что-то новое вместе.

Также прошу обратить внимание на то, в какие моменты дети начинают капризничать. Они делают это именно тогда, когда мы находимся в поиске решения какой-либо личной проблемы. Как только мы - взрослые погружаемся во внутренний анализ рабочих проблем или проблем с близкими, сразу же поднимается в доме шум, гам - «все стоят на ушах». Почему? Таким образом, дети просто «переключают» нас. Когда мы придаем какой-либо ситуации большую важность, тут же появляется, так называемый, «раздражитель» - это может быть крик ребенка, сказанные невпопад слова родного человека, бестолковые телефонные звонки и т.д. На самом деле, такие раздражители только в помощь. Они как бы говорят: «Отпусти это - ничто в этом мире не может быть важным долгое время!»

Как вы, наверняка, догадались, физическое насилие над другим человеком - это уже апогей сопротивления изменениям. Результатом такого «воспитания» будет ограниченная личность с постоянным страхом унижения. В дальнейшем такие дети стараются контактировать только с теми людьми, которые слабее, как физически, так и морально. Их взаимодействие с окружающим миром может иметь разные формы, но, как правило, в таких отношениях отсутствует доверие, искренность и любовь. И это далеко не полный список последствий «агрессивного» метода воспитания детей…

В этой ситуации сложно что-то советовать родителям. Наши действия зависят только от собственного выбора: что для нас приемлемо, а что нет. Готов ли человек пересмотреть свои действия? Это зависит только от него. На все нужна личная зрелость. И конечно, когда человек сам выходит на новый уровень осознания, он сам меняется и соответственно меняет свое поведение, систему ценностей, способ взаимодействия с окружающим миром.

Так как же быть? Во-первых, помнить, что мать не имеет права поднимать руку на ребенка, тем более, если ребенок - мальчик. Никогда, ни при каких условиях. Если, по-вашему, ребенок нуждается в хорошей встряске, то ею может заниматься только отец. Если нет отца, то это может быть брат, дедушка, дядя - кто угодно, кого лично вы уважаете и цените, как мужчину. Во-вторых, если вы чувствуете, что не можете сдерживать себя, то найдите другой способ высвобождения негативных эмоций. Битье посуды, например, также поможет выплеснуть агрессию. Однако в этом случае мишенью будет уже не маленький человечек, а всего лишь посуда. К тому же это поможет увидеть, что причиной «агрессивного» состояния являются не действия других людей, а собственные внутренние процессы, за которые именно вам придется брать ответственность и разбираться с этим самой. Причем тут ребенок?

И конечно, не стоит забывать, что ребенок - это такой же человек, только с еще более тонкой системой восприятия мира. Родители навсегда останутся для него примером и образцом поведения. Поэтому, если вы видите, что поступаете или уже поступили неправильно, не корректно по отношению к ребенку, то не постесняйтесь - объяснитесь с ним, даже если он, как вам кажется, еще маленький для таких разговоров…

С самого рождения младенец лежит только на спинке и основная его деятельность - это еда и сон.

Потом малыш проходит следующие этапы развития:

  1. Ребенок учится лежать на животике.
  2. Хватать игрушки.
  3. Переворачиваться.

Каждый раз родители с нетерпением ждут следующего нового навыка своего малыша.

Важным показателем развития является умение сидеть. Когда же ребенок начинает сидеть? У всех этот процесс происходит по-разному. Важно не торопить кроху и специально не присаживать, а только поддерживать и направлять его в новом начинании.

Когда ребенок начинает садиться?

У большинства детей желание подняться и увидеть что-то новое проявляется в возрасте от шести месяцев. Начиная сидеть, малютка видит больше интересного вокруг.

Грудничок может тянуть шею вперед к груди, лежа на спине, как будто хочет сесть. В этот момент родители хотят помочь крохе и берутся присаживать за ручки. Этого делать не следует.

Сначала у ребенка должны окрепнуть мышцы спины и это произойдет не сразу. Грудничок учится переворачиваться, вертеться со спины на живот и обратно, тем самым тренируя свои мышцы и спину.

Потом из положения «лежа на боку» и опираясь на руку, будет стараться поднять корпус. Может произойти и так, что сначала ребенок научится ползать, а уже из положения на четвереньках начнет сидеть.

Не надо торопить малыша и усаживать его, этот процесс может растянуться до девяти месяцев, что считается нормой.

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек - опасно и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Какие этапы освоения навыка сидения проходит ребенок?

Одни детки развиваются быстрее своих сверстников, другие чуть позже. Врачи считают что возраст, когда ребенок начинает сидеть, колеблется от 6 до 9 месяцев. За этим умением следуют другие навыки в физическом развитии.

Грудничок учится стоять на коленях, подтягивать тело, держась за опору, стоять и потом ходить. Все эти действия связаны с умением держать равновесие, которое достигается не сразу:

  • В 6 месяцев малютка чаще всего еще не сидит самостоятельно.

Лежа на животе, поднимает грудь. Может держать голову наравне с телом. Без поддержки заваливается на бок, потому что мышцы еще недостаточно крепки.

Его можно подтянуть за ручки ненадолго, в качестве тренировки. Кроха гулит и агукает , подолгу играет с погремушкой.

  • В 7 месяцев грудничок сидит более уверенно.

Может просидеть какое-то время не заваливаясь, играть, поворачиваться в стороны всем телом. Издает фыркающие звуки. Кроха способен сесть самостоятельно из положения лежа, отталкиваясь руками.

  • В 8 месяцев большинство детей сидят самостоятельно.

Крутятся, вертятся с живота на спинку. Легко садятся из положения «лежа на боку». Перекладывают игрушку из руки в руку.

  • В 9 месяцев ребенок прилагает усилие, чтобы дотянуться до нужной ему погремушки, лежащей на расстоянии.

Играет в ладушки, сидит без опоры и пытается встать на четвереньки. Подтягивается из сидячего положения в стоячее. Неотчетливо произносит «мама», «папа». С удовольствием играет в «ку-ку».

Тревоги мам: что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Многие мамы начинают переживать, если кроха не выполняет общепринятых норм в физическом развитии и думают, как научить ребенка сидеть самостоятельно. Не следует ли начать присаживать грудничка?

Чаще всего малыш сам учится очередным навыкам и ему просто надо время. Если кроха не начнет сидеть к 11 месяцам, следует обратиться к хорошему педиатру.

До этого времени не стоит беспокоиться, лучше помочь детскому организму окрепнуть. Регулярно заниматься с ребенком гимнастикой, правильно носить на руках, позволяя окрепнуть мышцам спины.

Сидя за столом, и прикармливая ребенка, можно держать его в позе, помогающей тренировке спины. Как правильно это сделать, Вы узнаете из курса по введению прикорма малышу.

Можно чаще выкладывать малыша на живот и выкладывать перед ним игрушки, чтобы он мог до них тянуться.

Родители должны помогать развиваться малышу физически с самого рождения. Часто научиться сидеть ребенку помогает курс общеукрепляющего массажа.

Проводить его лучше специалисту. Результаты будут видны сразу. Такой массаж проводится для необходимого толчка в физическом развитии ребенка.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • не следует присаживать ребенка даже на коленях, лучше держать его полулежа;
  • подушки пригодятся, чтобы обезопасить ребенка от ударов об углы мебели;
  • надо ежедневно проводить массаж и гимнастику, которые помогут в укреплении мышц всего тела и малютка начнет сидеть;
  • одобрять ползанье крохи, разложив вокруг него любимые игрушки, чтобы грудничок пытался до них дотянуться.

Когда все-таки стоит встревожиться?

Иногда причиной, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, служит задержка психомоторного развития. Тогда необходимо срочно обращаться к неврологу. Неумение сидеть не является единственным признаком и чаще всего бывает следствием:

  • гипоксии плода;
  • досрочных родов;
  • малокровия во время беременности;
  • недоношенности плода;
  • внутричерепного давления.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Бывает кроха сидит хорошо, но ему тяжело сделать это самостоятельно. Многие родители не знают, как направить ребенка и научить его сидеть. Существует ряд упражнений для укрепления мышц спины.

Проводить гимнастические упражнения следует каждый день, наряду с купанием и массажем:

  1. Подтягивание за ручки на 30 градусов . Надо подать малютке большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Из положения «лежа» медленно приподнимать, но не присаживать. Таким образом тренируются мышцы пресса и рук.
  2. Из положения «лежа на животе» помочь перевернуться на спинку и обратно . Это упражнение будет легче выполнить, заинтересовав ребенка яркой погремушкой.
  3. Держать кроху на коленях полулежа, чтобы он опирался на ладони взрослого. Так развивается баланс тела и приводятся мышцы в тонус.
  4. Укрепить спинку поможет упражнение «самолетик» . Уложив ребенка на животик, следует подложить руки под грудь и под живот. Ножки в это время должны упираться в родителя. Голова при этом поднята, мышцы спинки и попы в напряжении. Продержаться так несколько секунд.

СОВЕТ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • Сначала-ползать! Ставьте ребенка на четвереньки и учите передвигаться. Когда он научиться стоять на четвереньках из этого положения и подталкивать садиться.
  • Для того, чтобы научить ползать, можно под грудь поднимать на свернутой вчетверо пеленке, как бы обучая его стоять на четвереньках. И ребенку хорошо - его поддерживают, и маме сильно наклоняться не надо.
  • Не стоит вмешиваться в естественный процесс, ради того, чтобы похвалиться, как рано Ваш ребенок сидит. Учить этому малыша не нужно.

Замечательно укрепляют мышечный скелет грудничка занятия на фитболе. Это мяч для фитнес упражнений. Следует выбирать гладкий фитбол без ушек и выпуклостей, большого диаметра.

Упражнения следует выполнять спустя полчаса после еды:

  1. Покачивания. В положении животом на мяче тихонько покачивать кроху в направлениях вперед назад, придерживая за поясницу. Позже можно положить перед ним на пол игрушку, чтобы он мог к ней тянуться при покачивании.
  2. Покачивания вправо влево, медленно увеличивая наклон.
  3. Попружинить на мяче.
  4. Покачивания по кругу в одном и в другом направлении.
  5. Пружинить спиной к мячу.
  6. Выполнять покачивания спиной к мячу.

При регулярном выполнении массажа с легкими поглаживаниями в сочетании с гимнастикой и водными процедурами малютка научится сидеть самостоятельно.

Не надо подгонять ребенка ведь все дети разные и не вписываются в четкие стандарты. Главная задача родителей быть всегда рядом с малышом и поддерживать его на каждом этапе развития.

  • Спокойствие, только спокойствие!
  • Не позволяйте стыду управлять вами
  • Не оправдывайте свое поведение
  • Признайте свою вину
  • Помиритесь с собой

Сейчас мы говорим не о тех родителях, кто считает регулярное физическое воздействие допустимым методом воспитания - с ними должны разбираться органы полиции. Но что делать, если вы все знаете, понимаете, но… захлестнули эмоции и не сдержались? Как себя вести? Как объяснить ребенку произошедшее?

Спокойствие, только спокойствие!

Безусловно, то, что случилось - плохо. Очевидно, что конфликт с применением силы плохо скажется и на ребенке, и на ваших отношениях. С другой стороны, это еще не катастрофа; мы порой несправедливы по отношению к близким людям, жестоко их обижаем и травмируем, однако умеем и прощать от всего сердца. Так что главное - как можно быстрее успокоиться и приступить к ликвидации последствий домашней катастрофы.

Если вы чувствуете, что вас несет неуправляемая волна гнева - отойдите от ребенка! Уйдите в другую комнату, умойтесь, выпейте воды, сосчитайте до 10, до 100, потом до 100 по-французски. Главное - прерваться.

Не позволяйте стыду управлять вами

Хотя шлепок и затрещина - совсем не то достижение, которое хочется внести в список заслуг «матери года», но и стыд - не особенно продуктивное чувство. Конечно, после того, как вы ударили ребенка, вы и сами себе неприятны. Но стыд заставит вас искать себе оправдание, чтобы выглядеть чуть-чуть получше хотя бы в собственных глазах. В результате вина перекладывается на ребенка - «вот до чего ты меня довел!», на других домочадцев - «это вы все меня довели!».

И вот вы уже не нарушитель, а пострадавшая, даже жертва - несчастная мать, которую вынудили ударить собственного ребенка. Осталось только добавить: «Пожалейте меня, бедную-несчастную!»

Не оправдывайте свое поведение

То, что вы сделали, - недопустимо. Если подумать трезво, вы и сами нашли бы десяток способов разрешить конфликт мирно и даже весело. Но вместо этого дали волю негативным эмоциям и свернули на кривую дорожку истерики и насилия. Вы не справились с собой - просто признайте это.

Не объясняйте ребенку, что он тоже в какой-то мере виноват в сложившейся ситуации, что ваше поведение вызвано исключительно любовью к нему, что вообще существуют какие-то объективные причины, которые так или иначе оправдывают вас. Не оправдывают.

Не нужно принижать чувства ребенка - «не так уж и больно я тебя шлепнула, ой, только не изображай тут страдания…» Ребенок имеет полное право и обидеться, и испугаться, и страдать.

Признайте свою вину

Не делайте вид, что все в порядке, идет, как и должно идти. Да, от боли и испуга ребенок, скорее всего, прекратит противоречить и поступит именно так, как вы от него требовали.

Но действительно ли результат нужен вам такой ценой? Поэтому, к чему бы вы не принуждали ребенка (одеться, раздеться, убрать игрушки, доесть суп…), немедленно прервитесь, теперь есть дело поважнее.

Расскажите ребенку, что вы сейчас поступили плохо и очень об этом сожалеете. Не пытайтесь объяснить, почему вы это сделали (ведь по большому счету - нет причин для битья ребенка), лучше расскажите о том, что вы чувствовали и чувствуете сейчас. Извинитесь, помиритесь, обнимитесь, может быть, даже поплачьте вместе.

Помиритесь с собой

После того, как конфликт будет исчерпан, постарайтесь проанализировать свое поведение.

Как вы дошли до рукоприкладства? Может быть, в вашей жизни были эпизоды насилия, например, вас тоже били в детстве? Если детская травма столь глубока, что теперь, когда вы стали мамой, руки сами то и дело тянутся к ремню, вам нужна профессиональная психотерапевтическая помощь.

Возможно, вы сорвались из-за стрессовой ситуации? Тогда нужно подумать, как выйти из кризиса с наименьшим ущербом для ваших отношений с ребенком. Найдите способ получить передышку, перепоручить свои обязанности кому-то из близких. Попросите помощи у друзей.

Есть ли у вас безопасный способ «сбросить пар»? Невозможно без конца подавлять гнев, бессилие и отчаяние, негативные чувства прорвутся в самый неподходящий момент. Вам нужны как долговременные способы гармонизации, и они могут быть разными. Одним безопасно справиться с агрессией помогают курсы бокса, другие, напротив, выбирают умиротворяющее хобби, вроде йоги или рисования мандал. Но главное - вам нужен эффективный способ сдерживания в стрессовой ситуации, чтобы снова не сорваться и не ударить ребенка.

    Держите при себе игрушку-антистресс, которую можно с силой сжать или смять. Подойдет, вообще говоря, любой предмет, которым можно пожертвовать - можно скомкать газету, например.

    Вместо того чтобы причинить боль ребенку, причините ее себе - это вполне может привести вас в чувство. Попробуйте ущипнуть себя, уколоть, если вы каждый день близки к срыву - наденьте на запястье резинку и щелкайте себя в моменты максимального раздражения.

    Лучше жевать, чем говорить! Одна темпераментная мама поделилась с нами маленьким лайфхаком: когда ссора с ребенком теряет шанс на конструктивное разрешение, она просто берет пару пластинок любимой жвачки и … жует. Ругаться со жвачкой во рту неудобно, а даже 30-секундная пауза позволяет снизить эмоциональный накал. Карамелька обладает тем же «терапевтическим» эффектом.

«Мирись, мирись, больше не дерись!» - это, наверное, главный педагогический тезис, который стоит запомнить любой маме (и папе!). Если уж такое случилось, не делайте вид, что все произошедшее норма, но и не корите себя бесконечно. Просто пообещайте себе и ребенку, что такого больше не случиться, и идите дальше. И не деритесь!