Когда празднуется день железнодорожника. День железнодорожника: когда отмечают, история и традиции праздника, поздравления

День железнодорожника в России - один из первых профессиональных праздников, берущих начало еще в Российской империи. Железные дороги России по своей величине являются вторыми в транспортной железнодорожной системе всего мира, уступая лишь Соединенным Штатам Америки. В общей доле всех грузоперевозок Российская Федерация занимает более 20%, в доле пассажирских перевозок - 10%. Российские железные дороги имеют огромное мировое значение, так как географическое расположение России позволяет связывать посредством железнодорожных сетей между собой Европу и Восточную Азию.

Какого числа отмечается

В каком же месяце отмечается День железнодорожника? Его празднуют каждый год в первое воскресенье августа. В 2014 году празднование выпадает на 3 августа. Этот день не является официальным выходным днем, но к его празднованию приурочены разные мероприятия: проводятся различные фестивали и соревнования спортивного характера, а также чествование ветеранов. Еще одной традицией, помимо концертов и фестивалей, является вручение наград, как на высшем правительственном уровне, так и на местах в регионах. Ведь работа железнодорожника подразумевает в себе беспрерывное ежедневное перемещение сотни тысяч людей и перевозку грузов.

Кто празднует

На сегодняшний день в железнодорожной системе работают порядка миллиона человек и все они в этот день принимают поздравления с Днем железнодорожника. В российской железно-транспортной сети всегда работали профессионалы высокой квалификации, что является необходимым условием для эффективной и слаженной работы, а также дальнейшего развития всех отраслей железных дорог.

Немного о профессии

Профессия железнодорожника всех уровней очень важна для развития регионов Российской Федерации. Труд железнодорожника, обеспечивающий транспортную сеть по всей России, значительно влияет на развитие экономики, укрепляет производственный потенциал государства, содействует реализации намеченных инфраструктурных проектов, а также социальных программ. Сегодня перед железнодорожниками стоят важнейшие задачи по разработке и внедрению новых управленческих схем, модернизация, как железных дорог, так и поездов, повышение безопасности перевозок, общее повышение качества предоставляемых услуг железнодорожными службами. Осуществление всех этих планов можно реализовать, опираясь на многолетний опыт предшественников.

История возникновения

История празднования Дня железнодорожника уходит в 1896 год, когда приказом Министерства транспортных дорог началось строительство первой железной дороги. Приурочено строительство было еще ко дню рождения царствующего в то время Николая I. По старому стилю этот праздник отмечался 25 июня. После революции 1917 года почти 20 лет этот день не отмечался и был забыт. Возрождение празднования прошло по инициативе самих работников железных дорог. Произошло это в 1935 году, когда работники перевыполнили план, в связи с чем правительством было принято решение о возвращении празднования.

День железнодорожника празднуют в первое воскресенье августа люди самых разных профессий: машинисты, техники, проводники, стрелочники... Одно перечисление специальностей заняло бы несколько страниц! И все эти люди работают, чтобы каждому из нас в далеком путешествии или короткой поездке на электричке было комфортно.

Истоки железной дороги.
Первые колейные дороги были изобретены древними египтянами для перевозки тяжелых грузов. В среднике века в европейских рудниках породу поднимали на поверхность по деревянным рельсам. Только в восемнадцатом столетии в Англии их заменили стальными и задумались о пассажирских перевозках.

В 1801 году английский инженер Ричард Тревитик построил первый в мире паровоз «Колбрукдэйл», и история железнодорожного транспорта быстро начала развиваться в Европе и Америке.

В России идею железных путей вынашивал император Николай I. Именно он увидел преимущество такого движения перед наземным транспортом, тем более что дороги в России до сих пор остаются бедой, а в те времена их и направлениями назвать было неудобно.

Николай I и М. Хилков - железные дороги в России.
Именно Николай I добился строительства первой железной дороги в Царское Село из Петербурга и оттуда же до Москвы. Более тысячи километров железнодорожного полотна построено за годы его царствования, потому, когда в 1896 году решался вопрос о ежегодном празднике железнодорожников, дата была назначена на день рождения Николая - 25 июня (6 июля по новому стилю).

Объявил о празднике министр путей сообщения Михаил Хилков, почти фанатик железной дороги. Он, знатный дворянин, учился железнодорожным наукам в Европе и Америке, работая чернорабочим и слесарем. Позже в России Хилков будет управлять железными дорогами на самых разных участках, пока не станет министром. При нем было построено 30 тысяч километров железных дорог, особенно много в Сибири. Таких темпов позже не было уже никогда.

Празднование Дня железнодорожника.
До 1917 года 25 июня закрывались все железнодорожные предприятия, на вокзалах и крупных станциях организовывался молебен, в столице шло награждение достойных железнодорожников в Министерстве путей сообщения, а вечером по всей стране проводились торжественные вечера, с банкетом и концертами.

В 1917 году День железнодорожника был отменен как царский праздник, но железная дорога не перестала в нашей огромной стране оставаться объектом пристального внимания правительства. И с 1936 года он стал отмечаться вновь, только был перенесен со дня рождения императора на 30 июля - день, когда Сталин принял делегацию железнодорожников и отметил их героический труд. Сменилось и название - День железнодорожного транспорта Советского Союза.

С 1940 года праздник перенесли на ближайший выходной день - первое воскресенье августа. Во время Великой Отечественной войны советские люди часто отмечали свой праздник воскресниками - безвозмездной работой для фронта и Победы.

В 80-е годы ХХ века решили, что чествовать стоит все же человека, а не транспорт, и праздник снова стал называться Днем железнодорожника.

День железнодорожника, впервые отпразднованный в 1896 году, является не только национальным, но и европейским торжеством. Сегодня его отмечают вместе с Россией в Казахстане, Киргизии, Латвии, Болгарии. Во многих других странах этот праздник есть, но перенесен на иные значимые даты.

Профессиональный праздник тех, кто работает на железной дороге, является одним из старейших в России. Наверное, он является в принципе старейшим профессиональным праздником среди всех российских. Если множество дней работников определенной профессии появлялись в СССР, в 1960-1980-е годы, то история праздника работников железной дороги взяла начало еще во времена правления царя. День железнодорожника в 2018 году: какого числа отмечается в России, дата праздника, история.


Фото: pixabay.com

Какого числа День железнодорожника в России в 2018 году

На самом деле, история праздника работников железной дороги весьма богата и удивительна. Про нее мы поговорим далее. Упомянем лишь, что возник он во времена царя, и после революции от него, как от многого, что напоминало о тех временах, власти страны отказались. Чтобы потом праздник возродился.

Современная версия российского Дня железнодорожника возникла в 1936 году, а принцип расчета его даты определили в 1940 году.

Еще с довоенных времен День железнодорожника в Советском Союзе, а сегодня в России, отмечается в первое воскресенье августа. Таким образом, в 2018 году данный праздник в России отметят 5 августа.

Год возникновения Дня железнодорожника в СССР, 1936-й, является довольно необычным для истории профессиональных праздников. Они в массовом порядке возникали в СССР гораздо позднее – при Хрущеве и Брежневе. Во времена правления Сталина праздничных дней было не очень много, поэтому отдельный праздник для работников железных дорог, учрежденный тогда, подчеркивает важнейший статус железных дорог и работников данной сферы в то время.


Фото: pixabay.com

Как возник День железнодорожника в России

Строительство железных дорог в нашей стране в XIX веке являлось грандиозным проектом тех времен. Прежде всего, новый транспорт давал возможность связи громадных территорий России и своеобразного сближения разных ее частей друг с другом. На фоне альтернативы в виде перемещения на лошадях, железнодорожные составы являлись невероятным прогрессом.

Также непосредственно факт наличия суперсовременного по тем временам транспорта указывал на статус страны в мире и уровень ее развития. Железные дороги в XIX веке были сродни космическим технологиям XX века.

Российские железные дороги являются проектом Николая Первого. Он родился 25 июня по старому стилю (6 июля по новому), поэтому в качестве Дня железнодорожника назначили как раз данную дату. Непосредственно праздник возник при правлении правнука основателя железных дорог России – Николая Второго. Произошло данное событие в 1896 году.

День железнодорожника в царской России являлся великосветским праздником. Железные дороги 25 июня не работали совсем, а их руководство отправлялось на торжественный прием в столицу страны – Санкт-Петербург.

После революции 1917 года праздник забыли практически на 20 лет. Его перерождение случилось в 1936 году. С 1936 по 1939 год его отмечали в одну дату – 30 июля. Хотя данный день довольно близок к историческому, ничего общего с ним он не имеет.

30 июля 1935 года перед железнодорожниками выступал Иосиф Сталин. Любому действию вождя сразу придавали исторический контекст, и через год данная дата была назначена как памятная для трансформации ее в новый праздник.

Но уже в 1940 году День железнодорожника был перенесен на первый воскресный день августа. Праздник всегда выпадает теперь на выходной, а данную дату мы используем и по сей день, празднуя в России День железнодорожника.

Праздник железнодорожников в сегодняшней России

5 августа 2018 года профессиональный праздник только в РЖД отметят порядка 737 тысяч сотрудников сферы. К ним добавим тысячи занятых в смежных отраслях.

Современные железные дороги России – это 86 000 километров путей, из них 50% – электрифицированы. По данным дорогам каждый год перевозят свыше миллиарда пассажиров и больше миллиарда тонн различных грузов.

Glen Miller – Chattanooga Choo Choo.

Вчера отмечался День Железнодорожника, поздравляю всех тех, кто имеет отношение к этому празднику, а так же всех тех, кто любит поезда.
Michael Turner.


День железнодорожника впервые был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня (9 июля по новому стилю) 1896 года.
"Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения."
Министр путей сообщения князь М. Хилков.

Вадим Войтехович.

Новый праздничный день стал первым профессиональным праздником сотрудников железнодорожного транспорта, не только в Российской империи, но и в Европе. Дата ежегодного празднования Дня железнодорожника всеми центральными и местными учреждениями, заведывавшими железными дорогами в России неотъемлемо связана с днём рождения императора Николая I, 25 июня (6 июля по новому стилю). Российский император Николай I считается основателем железнодорожного дела в России. При нём были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.

Peregrine Heathcote.

В этот день центральные и местные железнодорожные учреждения не работали, а вечером организовывался ужин с концертом в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебствия. Особенно торжественно прошло оно на набережной Фонтанки у дома 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения. На торжество сюда пожаловали не только высшие чины МПС, но и представители железнодорожных департаментов Министерства финансов и Государственного контроля, которые работали в тесном контакте с МПС. День железнодорожника регулярно отмечался вплоть до 25 июня 1917 года.

Terence Tenison Cuneo.
Out of the Night.

Big Boy on Sherman Hill.

После Октябрьской революции были отменены все царские праздники, в том числе и День железнодорожника. Традиция празднования Дня железнодорожника возобновилась в 1936 году. Согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936 года за подписью председателя президиума ЦИК СССР Михаила Калинина праздник решено было проводить ежегодно 30 июля.

Evening Freight to Knysna.1975.

The Lickey Incline.

Этот день был выбран потому, что 30 июля 1935 года Сталин принял делегацию железнодорожников и его стали праздновать как Всесоюзный Сталинский день железнодорожников. 29 июля 1936 года вышёл экстренный выпуск газеты «Гудок», который начинался с постановления правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». День железнодорожного транспорта Советского Союза был объявлен всенародным праздником, первое его празднование было в кратчайшие сроки организовано по всей стране.

Alan Fearnley.
9 F At Consett.

Dainton Conquered.

Через несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 года было решено «перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника в 1940 г. на ближайший выходной день (воскресенье) - 4 августа. В будущем установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца». С 80-х годов XX в. профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал опять именоваться «Днём железнодорожника».

Snow Freight.

The Long Drag.

День Железнодорожника отмечается во всех республиках бывшего СССР и большинстве стран Восточной Европы (правда, в разные даты).
Алексей Липатов.
Arrival in Utopia.

День железнодорожника отмечают в первое воскресенье августа. В 2019 году праздник выпадает на 4 августа. В России событие учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 № 3018-X «О праздничных и памятных днях».

К торжествам имеют отношение все работники железной дороги, вне зависимости от занимаемой должности, и вспомогательный персонал. Среди них проводники, машинисты, монтажники и ремонтники, их руководство, сотрудники вокзалов, трамвайных депо и метрополитенов. Праздник считают своим преподаватели и студенты профильных учебных заведений страны, а также их друзья, родственники, знакомые и близкие.

Железные дороги обеспечивают перевозку пассажиров и грузов на значительные расстояния в больших объёмах. К ним относятся не только пути сообщения в виде полотна, но и инфраструктурные объекты, сооружения и конструкции, позволяющие функционировать этому виду транспорта. Его работникам посвящён профессиональный праздник.

История и традиции праздника

День железнодорожника в России берёт начало ещё в позапрошлом веке. 28 июня 1896 года был издан приказ о чествовании работников стального полотна. Дату приурочили к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта. Она была выходным днем. С приходом советской власти все торжества во славу свергнутой монархии ликвидировали. В 1936 году традиция была возобновлена. Проводить мероприятия назначили на 30 число июля месяца, а в 1940 - перенесены на первое воскресенье августа.

День железнодорожника собирает за праздничным столом коллег, их родственников, друзей и знакомых. Звучат тосты, звон бокалов, поздравления, пожелания здоровья и успеха. Первые лица Российской Федерации, чиновники Министерства путей сообщения РФ направляют грамоты, благодарности сотрудникам этой важной отрасли экономики. Лучшим работникам вручают ценные подарки.

В учреждениях культуры проходят концерты и выступления творческих коллективов с музыкальными и танцевальными номерами. Время эфира на теле- и радиостанциях посвящено трансляции документальных передач, рассказам историй о создании и развитии этого вида транспорта. Они становятся напоминанием зрителям о профессиональном празднике День железнодорожника.

Студенты профильных учебных заведений в этот день устраивают спартакиады (командные спортивные игры). Самыми забавными из них является перетягивание рельсы, толкание вагона на время, метание шпал на дальность. Организовываются выезды на природу коллективами. Цель мероприятий - ощутить причастность к единой и большой трудовой семье каждого работника.

О профессии

Железнодорожники занимаются обеспечением движения транспорта по рельсовым путям. Они строят и поддерживают инфраструктуру. Чтобы быть причастным к профессии, необходимо закончить профильное учебное заведение. После выпуска из среднего специального образовательного учреждения можно стать машинистом, управляющим движением состава, проводником вагона, обслуживающим пассажиров, монтажником, проводящим ремонтно-строительные работы.

Регулирование процессов перевозок - более ответственный и престижный труд. К нему допускают выпускников ВУЗов. Они занимаются планированием графиков движения транспорта, его загрузкой, ремонтом и техническим обслуживанием подвижного состава, полотна и сооружений. Развитие железнодорожного транспорта осуществляют чиновники Министерства путей сообщения.