Когда ползает ребенок мальчик. Во сколько месяцев ребенок начинает уверенно ползать. Занятия с мамой

Каждый день у младенца происходят новые достижения. Еще недавно грудничок просто лежал и двигал руками и ногами, а сегодня уже, словно дурачась, ловко переворачивается на живот со спины и обратно. Развитие малыша идет каждый день, он сильно трудится для того, чтобы достичь новых высот — начать садиться, бегать на четвереньках, а вскоре и на ногах. Всех родителей интересует, во сколько ребенок начинает ползать и когда нужно ему как-то помогать этому учиться?

График развития любого ребенка индивидуален. Он и без того не всегда совпадает с общепринятыми стандартами, так еще иные детки «перепрыгивают» этапы развития, сразу переходя к следующим. Часть детей игнорируют долгий и неинтересный процесс ползания на четвереньках и после того, как научатся сидеть, начинают осваивать прямохождение.

Если ваш малыш не желает ползать, но при этом достигает успехов в других детских дисциплинах, то ваши волнения безосновательны. Младенец активен, начинает пытаться ходить – он развивается, но по своему графику.

Сроки

Как правило, малыши осваивают ползание начиная с полугода и до 9 месяцев. Более раннее появления этого вида передвижения в арсенале новорожденного говорит только об активности младенца и о положительной наследственности. Вероятно, один из родителей тоже рано начал ползать, не достигнув 6 месяцев, и эту склонность к преждевременному развитию получил грудничок.

Если новорожденный начал рано ползать — значит, его мышцы и кости полностью к этому готовы, не стоит пугаться, что это как-то отразится на здоровье малыша.

Другое дело, когда ребенок отметил 9 месяц от своего рождения и никак не хочет начинать ползать ни на руках, ни на четвереньках. Этот факт заинтересует детского невролога и заставит его взять вас на карандаш, наблюдая за тем, когда ваш малыш начнет ползать. Причиной такой запоздалости могут быть как наследственные причины, так и серьезные проблемы с развитием. Если разница в стандартах и в том, как развивается ваш ребенок, составит более 2 месяцев, невролог может поставить вам диагноз задержки развития.

Но большинство детей успешно осваивают ползание в срок. С 6 месяцев они начинают совершать первые неловкие попытки в движениях. Постепенно их перемещения все больше удаются, и в 9 месяцев становятся вполне осознанными и скоординированными.

Одинаково ли развиваются мальчики и девочки?

Считается, что мальчики развиваются несколько медленней, чем девочки. Как правило, представители сильного пола действительно позже начинают сидеть и ползать, а становление прямохождения у них отстает на пару месяцев от женского пола. Но это только лишь средние статистические данные.

Начало периода ползания зависит от многих факторов — от веса ребенка, крепости его мышц и костей и даже от характера.

Флегматичная полная девочка вряд ли будет полна стремления познать что-то новое, а активный и любознательный мальчик вполне может начать ползать раньше срока. Так что все приобретаемые навыки зависят от самого младенца, а не от пола, к которому принадлежит ребенок.

Процесс обучения

Сначала ребенок будет лежать на животе, стремясь достать интересующие его игрушки, двигаться с помощью рук. Потом он начнет неосознанно упираться и отталкиваться ножками от поверхности под ним. Когда малыш усвоит связь между этими толчками и последующим перемещением тела, движения его станут активней. Он все еще будет ползать, не приподнимая живота, «по-пластунски», — старательно кряхтя и иногда капризничая из-за того, что ему тяжело и не удается быстро достичь намеченной цели. Из-за недостаточной еще скоординированности малыш может ползти не совсем туда, куда он стремился попасть.

Впоследствии новорожденный будет потихоньку отрывать животик от пола или дивана. По мере укрепления мышц он будет приподнимать свое пузико все выше и выше, пока не встанет на четвереньки. Поначалу младенец будет держаться в этом новом для себя положении неуверенно — он будет покачиваться и время от времени валиться на бок.

Когда силы его окрепнут, сам малыш научится владеть своим телом, а координация его движений дойдет до должного уровня, младенец начнет переставлять конечности поочередно, достигая невиданных до того скоростей. Такой вид ползания называется «перекрестным» из-за того, что ребенок одновременно отталкивается диагонально расположенными конечностями — правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой.

Теперь малыш будет резво передвигаться по дому на четвереньках. Весь путь от неуверенных ползаний на животе до быстрых передвижений на четырех точках займет у ребенка от двух до тех месяцев.

Помощь родителей

Считается, что не нужно стимулировать навык ползания у ребенка — каждый малыш развивается по-своему и обязательно поползет, когда само тело младенца будет готово к этому. Но если вы или ваш невролог заметили, что малыш изначально несколько отстает от принятого графика развития — начал позже, чем сверстники, переворачиваться, и теперь никак не хочет осваивать ползание, — во избежания дальнейших проблем лучше позаниматься с ним.

  • главным условием для ползания являются достаточно крепкие для этого процесса мышцы. Ваша задача — развить их с помощью массажей и гимнастики.
  • укрепляйте необходимые для ползания мышцы ребенка, лежащего на животе. Привлекайте его внимание яркими игрушками, он должен одной рукой тянуться к ним, а второй опираться о поверхность.
  • показывайте ему, что можно стоять на четвереньках, подкладывая под живот валик и оставляя его в подобном положении на некоторое время. Также можете покатать его на валике.
  • подложите под пяточки лежащего на животе ребенка свои ладони. Когда малыш начнет упираться в них, нажмите немного рукой ему навстречу. При следующем движении ребенок продвинется вперед, опираясь на вашу ладонь.
  • почаще выкладывайте малыша на пол, накрытый плотным одеялом — большое свободное пространство лучше всего способствует стремлению к движению.
  • заманивайте младенца самой любимой его игрушкой или незнакомыми, но тем более интересными предметами.
  • дети к полугоду имеют вполне хороший пассивный словарный запас и чувствуют интонацию. При любом положительном продвижении хвалите ребенка, это придаст ему сил.
  • можете на собственном примере показать малышу, как ему следует двигаться. Многие дети склонны копировать поведение взрослых.

Как избавиться от растяжек после родов?

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Умение ребенка ползать – навык, который с нетерпением ждут многие родители. Возможность самостоятельно перемещаться с помощью ползания появляется у деток в норме с 5,5 до 9 месяцев. Если ваш ребенок пополз, это говорит о том, что у него правильно развиваются мышцы спины и позвоночник. Но не все малыши проходят этап ползания, некоторые и вовсе его пропускают, переходя сразу к ходьбе. Допустимо ли это, какие есть нормы развития навыка и во сколько месяцев начинает ползать грудничок, рассмотрим в нашей статье.

Осознанная двигательная активность появляется у малыша не раньше, чем он научится хорошо держать головку и освоит переворачивание со спины на живот. Когда ребенок будет способен самостоятельно, безо всякого усилия, поворачиваться в положении спинка/животик и обратно, крутить высоко поднятой головой, то его мышцы уже окрепли и готовы к освоению следующего важного этапа – навыка ползания.

На формирование данного умения также могут влиять некоторые факторы, которые обязательно нужно брать во внимание при оценке развития малыша. Среди них можно выделить самые значимые:

На заметку! Наличие рефлекса ползания можно наблюдать даже у новорожденных младенцев. Проверить наличие этого рефлекса очень просто. Уложите своего кроху на животик, и в качестве опоры для ножек подставьте к ступням ребенка свою ладонь. Ребенок тут же попытается слегка оттолкнуться от вашей ладони, неосознанно стремясь продвинуться вперед.

Развитие этапов ползания у грудничка

У каждого грудного ребенка может быть свой “индивидуальный стиль” ползания, но в целом специалисты выделяют несколько этапов, через которые малыш постепенно проходит для полноценного формирования навыка. Последовательность этапов можно рассмотреть в таблице, где пошагово расписано двигательное развитие младенца в определенном периоде.

Возраст ребенка Этап развития Характерные признаки
5-7 месяцев Ползание на животе Грудничок сам переворачивается на животик и пытается активно передвигаться вперед с помощью мышц рук (активная нагрузка на плечи и локти). Передвижения могут напоминать активность “гусеницы”. У малыша еще не получается двигаться вперед, чаще у него получается ползать назад или даже в сторону.
6-8 месяцев Ползание по-пластунски Ребенок уже пытается подтягивать поочередно ножки в попытке продвинуться к предмету или маме. Опора приходится на ладони, что упрощает процесс ползания. Поначалу малышу будет удаваться ползать задом наперед, это нормальный ход развития навыка. Постепенно “пластунские” движения должны привести к способности вставать на четвереньки
7-9 месяцев Ползание на четвереньках Научившись держать вес на четвереньках, ребенок будет учиться переставлять ножки и ручки. Процесс может выглядеть как раскачивание, еще неловкое и неуклюжее, но с каждым днем навык будет укреплять мышцы. Примерно к концу 9-ого месяца дети осваивают ползание в полноценном понимании и начинают ползать на четвереньках.

Интересный факт! На многих форумах для родителей можно встретить обсуждения, когда девочки и мальчики начинают ползать, делая акцент на том, что двигательная активность у обоих полов различается. Но стоит отметить, что развитие навыка ползания не зависит от пола ребенка. Поэтому если у вас сын, то не стоит переживать, что мальчики начинают ползать позже девочек или наоборот.

В большинстве случаев ребенок проходит все этапы развития ползания. Некоторые груднички предпочитают действовать по собственному “плану”, выбирая наиболее удобный для себя способ передвижения и долгое время пользуясь им. Активные с рождения малыши могут миновать первые этапы и сразу учатся ползать на четвереньках. Другие же могут до 8-9 месяцев передвигаться по-пластунски, а затем, научившись сидеть и вставать без поддержки, стараться сделать первые шаги.

Упражнения для развития навыка ползания у детей

Стремление к самостоятельному движению и познанию окружающей ребенка среды заложено природой. Если у ребенка есть возможность ползать в часы активности и имеется подходящая поверхность, то многие родители просто пускают процесс “на самотек”. Если у вас есть желание помочь своему малышу научиться управлять своим телом и улучшить его координацию движений, можно выполнять с ним простые упражнения.

Развиваем мускулатуру рук

Хорошее упражнение для ребенка возраста 5,5-6 месяцев с развивающим ковриком. Выложите младенца на коврик положением на живот. Яркие игрушки на коврике должны быть подвешены на уровне глаз. Кроха будет пытаться дотянуться до игрушки, опираясь на одну руку, чтобы другой коснуться её.

Занятия на мяче

Специальный мяч – фитбол поможет укрепить ребенку мышцы спины и живота. На первом занятии нужно выложить кроху спинкой на мяч, придерживая его подмышками. Легко покачивайте мяч вперед/назад. Достаточно 3-5 минут. На втором занятии выкладываем ребенка на мяч положением лежа на животе, придерживая за спинку и стопы. Перед мячом кладем игрушку. Ребенок будет пытаться её достать, передвигая ладонями по мячу.

Ежедневный массаж

Многие неврологи рекомендуют делать массаж, чтобы ребенок начал ползать. Массаж усиливает кровоток в области позвоночника, стимулирует мышцы спины. Легкие поглаживающие движения от плеч к пояснице нужно чередовать с более интенсивными. Процедуру можно проводить самостоятельно, посмотрев обучающее видео, или довериться специалисту.

Малыш не ползает – стоит ли бить тревогу?

В редких случаях бывает, что ребенок вообще не начинает ползать. Вместо ползания он пользуется альтернативным способом перемещения, например, пытаясь подпрыгивать в сидячем положении, раскачиваясь на четвереньках и подпрыгивая, или же скользя на животе. Переживать по этому поводу не стоит, если:

  • малыш пользуется обеими ручками и ножками в равной степени;
  • учится координировать движения левой и правой стороны туловища, стремясь находиться в движении даже без умения ползать;
  • у ребенка в совокупности с вышеописанным есть все условия для правильного физического развития и роста.

Важно! Если вы чувствуете, что с двигательным развитием малыша что-то не так, проконсультируйтесь с вашим педиатром.

Самое важное для ребенка – иметь возможность самостоятельно изучать окружающую его среду и укреплять своё тело, готовя его для ходьбы. Поощряйте малыша в его первых попытках ползать, развивайте навык в игровой форме. При должном подходе ваши усилия будет вознаграждены, и ребенок с помощью ползания будет преодолевать любые дистанции.

Жизнь молодых родителей полна ожиданий: первой улыбки, первого зубика, первого слова, первого шага. И нередко мамы стараются приложить все усилия для того, чтобы то или иное событие произошло как можно быстрее. Но стоит ли торопиться?

С каждым месяцем кроха развивается все активнее, приобретая важные умения и навыки. И гораздо правильнее будет помочь ему закрепить их и развить как можно лучше, а не постоянно стимулировать к «покорению новой вершины», не давая укрепиться на только что «покоренной».

Во сколько месяцев мальчики и девочки начинают ползать?

Все малыши разные и начинают ползать в разное время: мальчики обычно позже девочек. Как правило, все младенцы осваивают этот навык в 5-7 месяцев . Упитанные дети обычно чуть ленивее своих сверстников, они начинают ползать в 7-8 месяцев . Худенькие наоборот могут научиться ползать раньше.

Важность ползания

Один из самых важных этапов двигательного развития ребенка — ползание. Данный этап обязателен для каждого малыша, поскольку, как считают физиологи и неврологи, именно ползание является наиболее важным средством развития нервной системы крохи, а вовсе не первые шаги, как полагает множество мам.

Кроме того важность данного навыка обусловлена рядом факторов:

— необходимость освоения нижнего поля зрения;

— правильная координация действий верхней и нижней части туловища;

— попеременное включение обоих полушарий головного мозга;

— совершенствование зрительного восприятия;

— совершенствование тактильной чувствительности;

— формирование пространственных представлений о собственном теле;

— восприятие соотношения окружающей среды и тела;

— ориентация в пространстве;

— закладка предпосылок для освоения речи, грамматики, чтения, письма.

Пропуская важный этап ползания, ребенок лишается и важного этапа развития мозга: полного и всестороннего освоения пространственных связей и восприятия пространства в целом.

Что сначала, сидеть или ползти

Часто родители задаются этим вопросом. Какая последовательность развития навыков?

Что ребенок должен научиться делать сначала: сидеть или ползать. У всех малышей это происходит по разному.
Чаще сначала учатся на четвереньках стоять, раскачиваться, потом присаживаются, позже уже ползают.

Ползание: готовимся поэтапно

Ползание – довольно непростой процесс, к которому малыш должен хорошо подготовить все группы мышц и пройти несколько важных этапов:

1)Держим головку . Этот появляется в возрасте двух-трех месяцев, когда кроха приподнимает ее, лежа на животике. Данное умение можно считать отправной точкой для формирования вертикальной оси тела – метаморфозы, во время которой лежащий в кроватке малыш к своему первому Дню рождения станет уверенно стоять на ножках и ходить.

2)Опираемся на ручки . Данный навык возникает наряду с удерживанием головки: лежа на животике, малыш опирается на локотки, а к четырехмесячному возрасту – на раскрытые ладошки. Именно он необходим для удержания веса тела крохи на одной руке во время освоения поворотов, сидения и ползания.

3)Переворачиваемся . К возрасту пяти месяцев кроха уже активно вертится: вокруг себя, лежа на кроватке, со спины на животик и обратно. Наконец маленький человечек способен передвигаться в пространстве, желая завладеть яркой игрушкой.

4)Стоим на четвереньках и раскачиваемся . Кроха так стремится вперед! Опираясь на ладошки и коленки он старается двигаться быстрее, но из за «непослушных» мышц у него выходят лишь качательные движения на одном месте.

5)Ползем! Малыш скоординировал движения, подался вперед и упорно движется к новому и неизведанному. Мышцы получают необходимую нагрузку, правильно формируется скелет, нервная система активно развивается. Данный навык возникает у малышей в возрасте семи-девяти месяцев, но может установиться и в более позднем возрасте.

Учимся ползать вместе!

Для того чтобы малыш легко освоил навыки ползания, ближе к шестимесячному возрасту основным местом его нахождения должен стать пол.

Не манеж, кроватка или диван, а именно твердая поверхность станет отличным плацдармом для полноценной двигательной активности юного исследователя.

Но прежде, чем выпускать кроху в «свободное плавание», стоит провести ряд предупредительных мероприятий:

— вымойте и насухо вытрите поверхность;

— обследуйте ее: она должна быть не холодной, ровной, без выемок и заноз;

— если пол накрыт ковролином, убедитесь, что он не скользит;

— уберите все мелкие детали и опасные предметы с пола и поверхностей на уровне роста ребенка (шторы поднимите, провода спрячьте, цветы унесите в другую комнату, розетки обезопасьте заглушками, острые углы – специальными силиконовыми насадками, ящички и дверцы перевяжите веревками).
После того, как пространство стало безопасным, разложите на полу разнообразные яркие игрушки и пустите кроху в захватывающее путешествие!

А еще лучше учить ребенка на собственном примере – пристройтесь рядом и покажите ему простой способ передвижения.

А если не ползет?

В основном все детки, рано или поздно, начинают передвигаться ползком. Но есть и такие маленькие «лентяюшки», которые предпочитают спокойно ждать, пока им принесут желаемую игрушку, а не добираться до нее самим. Что же делать тогда?

Если младенец не хочет (или не может) поползти, попробуйте ему помочь:

— положите ребенка на животик на пол;

— перед ним (на таком расстоянии чтобы мог едва дотянуться) поставьте новую яркую игрушку;

— подставьте ладонь под ножки так, чтобы он мог оттолкнуться от нее;

— слегка подтолкните кроху вперед.

Разговаривайте с ним, подбадривайте, побуждайте взять игрушку, рассказывая о том, какая она красивая, интересная и т.д.

Существуют и упражнения , которые помогают малышу освоить движения, необходимые для ползания:

Уложив кроху на животик, подвесьте яркую погремушку чуть выше его головки: это заставит малыша напрячь верх туловища и оторвать одну ручку от поверхности;

Сделайте валик из небольшого одеяла и положите крохе под грудь (головка и ручки свисают, ножки и животик на диване). Разложите перед ним погремушки: малыш будет брать их обеими ручками, вертеть головкой, что станет отличной тренировкой вестибулярного аппарата;

Для того чтобы помочь ребенку встать на четвереньки, скатайте небольшую подушечку и положите ее под грудку и животик крохи так, чтобы ручки и ножки спадали с обеих сторон;

Положите на пол высокий матрас поместите кроху так, чтобы его грудка и ручки были на матрасе, а ножки – на коленках на полу. Затем потихоньку двигайте матрас к себе с противоположной стороны: это поможет крохе научиться передвигаться на коленках.

Когда обращаться к врачу?

Важно помнить, что для предупреждения неприятных последствий и корректировки возможных нарушений в развитии ребенка следует вовремя обратиться к специалисту.

Поводом записаться на прием могут стать случаи, когда:

— к девяти месяцам кроха не предпринял попыток поползти;

— не передвигается вперед, не поднимается на ручках;

— после десяти месяцев ребенок ползает только лишь на животе, поднимаясь только на одну ручку или не поднимаясь вообще.

В таких случаях консультация педиатра, невролога и ортопеда поможет решить проблему и позволит вашему малышу всесторонне и полноценно развиваться дальше день за днем.

Достижения подрастающего младенца - всегда радость для родителей. Его развитие в периоде до года идет быстро. Казалось, еще недавно кроха мог только двигать ручками и ножками, дотягиваться до погремушек. Теперь же вовсю переворачивается, пытается садиться и вставать на четвереньки. Вскоре он научится ползать и начнет активно познавать доступное жизненное пространство. Взрослых при этом часто волнует вопрос: все ли дети ползают перед тем, как сделать первый шаг, и нужно ли стимулировать малышей для развития этого навыка?

Каждая мама с нетерпением ожидает, когда ее малыш начнет ползать

Роль ползания в развитии малютки

Первые попытки добраться к нужной цели ребенок делает в полгода. Пытаясь дотянуться до погремушки или мячика рукой, он становится на четвереньки и потихоньку учится передвигаться на коленках к цели.

К 9 месяцам передвижение на четвереньках становится осознанным и скоординированным. Этап, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, говорит о том, что его кости и мышцы готовы к новым физическим нагрузкам. Подобные тренировки положительно сказываются на развитии малютки:

  • в процессе задействованы мышцы, которые вскоре будут участвовать в ходьбе;
  • укрепление мышц спины способствует развитию правильной осанки;
  • синхронизация работы разных частей тела малютки;
  • включение обеих полушарий головного мозга;
  • освоение навыка равновесия;
  • ориентация в пространстве.

Более раннее познавание навыка ползания говорит о положительной активности малютки и хорошей наследственности. Возможно, кто-то из родителей начал ползать также рано. Если чадо не стремится к двигательной активности в девятимесячном возрасте, есть смысл проконсультироваться с неврологом. Причиной запоздалости становятся наследственные факторы или проблемы со здоровьем.


Активные попытки ползать ребенок начинает предпринимать к 6-7 месяцам, однако, все малыши индивидуальны, и срок может разниться

Детский педиатр Комаровский Евгений Олегович акцентирует внимание на важности ползания в младенчестве. Оно стимулирует к ходьбе намного эффективнее, чем ходунки и прыгунки (рекомендуем прочитать: ). Однако доктор подчеркивает, что нельзя назвать определенный срок, со скольки поползет ребенок. Он сможет это, если будет полностью готов.

Навык пользования: как он возникает и от чего зависит?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Со скольки месяцев ребенок начинает ползать? На этот показатель влияют такие факторы:

  1. Пол ребенка. Часто девочки опережают мальчиков по развитию, и ползание не является исключением.
  2. Вес грудничка. Малютки с избыточным весом (независимо от пола) осваивают ползание несколько позже сверстников.
  3. Время рождения. Младенцы, рожденные раньше срока или ослабленные в результате болезни, начинают ползать позже сверстников.

Срок, когда начинает ползать ребенок, мало зависит от соотношения показателей его роста и веса. Если они опережают норму (малыш выглядит крупнее и старше сверстников) и ребенок при этом развивается нормально, какого-то основания для задержки в освоении навыка ползания у него нет.

Как малыш учится ползать?

Важно понимать, что дитя осваивает навык ползания постепенно. Развитие двигательных функций при этом проходит поэтапно:

  • 3 месяца – ребенок уверенно держит головку, в положении лежа на животе, поворачивает ее в разные стороны, приподнимает тельце, опираясь на руки;
  • 4 месяца – малютка может приподниматься на руках из положения лежа, переворачивается со спины на животик, упирается ногами, если его держат вертикально;
  • 5 месяцев – кроха пробует сидеть, ползти по-пластунски;
  • 6-7 месяцев – дитя хорошо переворачивается со спины на животик и становится на четвереньки, активно осваивает навык ползания, поэтому родителям следует внимательно следить за его безопасностью (подробнее в статье: ).

Основные навыки, которые кроха овладевает в первый год жизни, представлены в таблице:

Возраст малыша (месяцев) Навыки
1 Новорожденный реагирует на громкие звуки, следит глазами за передвижение взрослых, погремушкой.
2 Развивается «хватательный рефлекс», малыш следит за предметами, движущимися по вертикали, движет ручками и ножками, пытаясь синхронизировать их действия.
3 Дитя агукает, исследует ручками личико, узнает родителей.
4 В положении на животике ребенок хорошо держит голову, вытягивается на ручках, может покачиваться.
5 Возможно появление первых зубов. Малыш «играет» с бутылочкой, подолгу уделяет внимание любимым игрушкам.
6 Знает свое имя, пытается сесть, повторяет звуки за взрослыми.
7 Кроха знает близких людей, продует встать, уверенно сидит, произносит простые слова.
8 Кушает еду, держа в кулачке кусочек, перекладывает погремушку из рук в руки.
9 Уверенно сидит, ползет к интересующим объектам.
10 Интересуется мелкими предметами.
11 Подражает интонации родителей, самостоятельно садится.
12 Хорошо ползает, ходит с поддержкой или самостоятельно.

Основные этапы освоения навыка


Развитие навыка ползать происходит постепенно, первые попытки больше похожи на раскачивание на четвереньках

Малыши осваивают навык ползания постепенно. В трехмесячном возрасте они пытаются ползти вперед на животе. Направление перемещения – вперед, вбок, назад, поэтому не всегда можно понять, что ребенок пробует ползти. Выполняя подобные упражнения, кроха двигается как маленькая гусеничка, что требует минимум энергии. Гимнастика учит контролировать руки – отталкиваясь локотками, дитя автоматически отползает назад. Сообразив, как это происходит, он повторяет движения снова.

Научившись управлять руками, ребенок пробует вставать на четвереньки, опираясь сперва на локотки, а затем и на ладошки. Многие родители замечают, как груднички раскачиваются, стоя на четвереньках. Долгие тренировки совершенствуют координацию движений крохи, и он приступает к перекрестному ползанию, чередуя движения рук и ног. Синхронно движутся правая рука и левая нога, и наоборот, постепенно ритм становится четким, и скорость ползания увеличивается.

Многих родителей интересует: что происходит раньше – ребенок учится ползать или сидеть? Специалисты полагают, что вначале кроха должен научиться ползать по-пластунски, а затем научиться сидеть. Садить малыша принудительно запрещено. Кроха должен окрепнуть и сесть самостоятельно, поскольку сидение создает вертикальную нагрузку на позвоночник.

Родителям важно сконцентрироваться на развитии навыка ползания. Оно укрепит мышцы, и поможет ребенку сесть. Случается, что младенцы совсем не ползают на животике, и сразу становятся на четвереньки, что также является вариантом нормы.

Грудничок не ползает - стоит ли бить тревогу?


Для подготовки ребенка к ползанию и укреплению его мышц рекомендуется делать малышу массаж

Во время прогулок мамочки часто делятся друг с другом достижениями малышей. Узнав, что многие детки уже ползают, и малышу пора освоить этот навык, мамы начинают активно стимулировать его к ползанию. Хорошие результаты дает профессиональный детский массаж и ЛФК – мышцы укрепляются, и кроха начинает активно двигаться. Однако случается, что ни одна из возможных мер не дает результата.

Причин, по которым, малыш не ползает, несколько:

  • слабое развитие мышц;
  • родовые травмы новорожденного;
  • длительное нахождение в гипсе, стременах;
  • лишний вес;
  • особенности темперамента.

Если детке уже исполнилось 9 месяцев, но он плохо проявляет физическую активность, следует рассказать об этом педиатру на плановом приеме. Врач порекомендует способы коррекции – массаж, диету, ЛФК, при необходимости направит на консультацию к профильным специалистам (ортопеду, неврологу, кардиологу и другим).

Что должно насторожить родителей?

Разобраться, почему грудничок не ползает, способен только специалист. Маму должно насторожить, если он пытается делать характерные движения, волоча за собой ручку или ножку. Также не стоит упускать из виду ситуацию, при которой малыш старше 9 месяцев ползает только по-пластунски, не делая попытки встать на четвереньки. Желательно ознакомиться с литературой, которая подскажет, сколько по времени и как стимулировать навык ползания.


В некоторых случаях при продолжительном отсутствии интереса ребенка к ползанию необходимо проконсультироваться с врачом

Во сколько начинают ползать недоношенные дети?

Развитие недоношенных малышей зависит времени появления на свет. Малютки 1 степени недоношенности начинают агукать в 2-3 месяца, детки с 3 и 4 степенью – на несколько недель позже. Как правило, трехмесячные дети уверенно держат головку, в полгода переворачиваются с животика на спинку и обратно. Сидят такие детки самостоятельно в 8-12 месяцев, встают – в годик.

Поскольку первая двигательная активность, которая готовит к ползанию, у недоношенных малышей проявляется в 6-9 месяцев, они начинают ползать позже сверстников. Обычно дети, появившиеся на свет раньше срока, осваивают этот навык в десятимесячном возрасте.

Как стимулировать активное ползание?

Педиатры не рекомендуют помогать ребенку ползать и вставать на четвереньки. Кроха всего достигнет сам после того, как его мышцы окрепнут и будут готовы к нагрузке. Однако родители не всегда могут быть пассивными наблюдателями. Помогать можно следующим образом:

  • уложить кроху на животик на коврик или кровать так, чтобы ему предоставлялся большой простор для обзора и движений;
  • выложить в пределах видимости яркие мячики или привлекательные игрушки;
  • увидев объект своего интереса, грудничок начнет тянуться ручками;
  • заметив этот момент, родителям важно создать руками опор для его ножек – он оттолкнется и станет ползти на животике;
  • вскоре кроха поймет, что может сам управлять телом, и ему надо показать пример передвижения на четвереньках;
  • со временем малыш заметит, что может также, а укрепить его мышцы поспособствуют регулярная зарядка и массаж;
  • не стоит игнорировать советы невролога и педиатра по поводу массажа – известны ситуации, когда совершенно пассивные малыши после курса массажа проявляли активность и обучались ползать за несколько недель (подробнее в статье: ).

Помочь ползать малышу способны яркие игрушки, до которых не просто дотянуться

Правила безопасности

Определить безопасность квартиры для малыша, который научился ползать, позволит оценка ситуации глазами юного исследователя. Чтобы путешествие по квартире было познавательным, следует исключить встречу опасными предметами и обеспечить следующие условия.