Когда новорожденный начинает видеть и слышать. Когда новорожденный начинает видеть и слышать после рождения

Многие мамы задаются вопросом, когда младенцы начинают видеть? Есть мнение, что сразу после своего рождения младенец не обладает нормальным зрением, и развитие способности видеть происходит постепенно течением времени. Но это не правда. В действительности зрительный анализатор начинает работать практически сразу после рождения, однако малыш видит мир слегка нечетким, как будто немного расплывчатым и в дымке. Со временем зрение начинает адаптироваться к новым условиям обитания.

Когда начинают видеть новорожденные дети? Многие замечают, что некоторые дети видят уже даже в первые минуты своего существования.

Что именно и во сколько месяцев ребенок начинает хорошо видеть:

  • после рождения — наличие или отсутствие освещения;
  • в первые дни и недели – только очертания крупных предметов;
  • во втором-третьем месяце он может следить за перемещением объектов, и замечать родителей;
  • в 4 месяца активно наблюдать за движущимися игрушками;
  • в полгода узнавать знакомых людей и четко видеть мелкие объекты.

Особенно приятно ребенку разглядывать лицо мамы и папы. Изменения в облике может даже вызывать некоторое недовольство у малютки, которая показывает свое отношение к этому в виде капризов и плача. Как видят новорожденные в 1 месяц? Обычно только предметы не далее 20 сантиметров от глаз и в расплывчатом виде. Немного позднее новорождённый любит разглядывать узоры в черно-белом цвете и фотографии знакомых людей.

Почему многие считают, что малютка с рождения ничего не видит? Дело в том, что на первой недели жизни малыша, он может задерживать свой взор не более трех-четырех секунд на одном и том же объекте. Поэтому со стороны его взгляд зачастую кажется неосмысленным. Спустя некоторое время фокусировка взгляда становится более длительной, но, тем не менее, он продолжает скользить по объектам.

Четкое фокусирование становится возможным приблизительно в четыре месяца от рождения младенца.

Иногда малютка немного косит, причём косоглазие может отмечаться только на одном глазу. Это происходит из-за того что в первое время отсутствует возможность использования обои глаз одновременно. Такое явление дискоординации не должно приводить родителей в отчаяние, поскольку до полугода оно считается абсолютной нормой. Однако если это продолжается гораздо дольше, то может свидетельствовать о значительном отклонении, и по этому поводу следует сразу обращаться специалисту.

Что видит новорожденный ребенок в первый месяц? Только что рожденный карапуз гораздо лучше фокусирует взгляд, в положении столбиком, поэтому родителям, для того чтобы обратить его внимание на какой-либо предмет, или на себя, необходимо поставить вертикально. Но еще некоторое время после этого нужно немного подождать, Так как малышу необходимо некоторое время для сосредоточения.

Лицо мамы или папы, а также предмет, на который следует обратить внимание малыша, должны находиться на расстоянии от него не более 20-25 сантиметров, так как в противном случае ребенок не сможет рассмотреть его четко.

После того как мама начинает понимать особенности восприятие малыша при помощи зрительного анализатора предметов и людей, она может гораздо быстрее наладить с ним контакт. Это также необходимо для понимания того, что происходит с ребенком, что является нормой или патологией, когда и по какому поводу следует обращаться врачу.

Исходя из вышеприведенной информации, становится понятно, со скольки начинают видеть новорожденные. Зрение у малютки появляется практически сразу, и совершенствуется постепенно, приходя к общепринятой норме примерно к полугоду.

Появление ребенка на свет – это самое прекрасное явление на свете, однако оно сопряжено с сильной болью и дискомфортом не только для мамы, но и для новорожденного малыша. Попадание в новый неведомый доселе мир сопровождается неудобствами в виде яркого света, громких звуков и прочих явлений. Первые часы после родов глазки крохи еще не могут привыкнуть к солнечному свету, поэтому зачастую окна в родзале стараются прикрывать шторами или жалюзи.

Первый зрительный контакт – что и как видит ребенок?

После рождения все органы малыша начинают работу с удвоенной силой, чтобы в максимально короткие сроки адаптироваться к неудобному окружающему миру. Что касается глазок, то в начальные минуты и даже часы веки ребенка несколько припухшие (это следствие сдавливания головки в процессе родовой деятельности). Из-за этого контуры предметов, которые видят дети, довольно нечеткие, при этом новорожденные стараются рассматривать все широко раскрытыми глазами, чтобы не пропустить ничего интересного.

Для того чтобы минимизировать дискомфорт от яркого света, в начальные минуты следует оградить неокрепшие глазки от солнца – затемнить окна, убавить освещение и пр., однако такая предосторожность необходима лишь в течение первого часа, после чего постепенно следует приучать малыша к нормальному свету. Если чрезмерно ограждать ребенка от солнечных лучей, это может стать причиной нарушения общего развития организма.

Первые 2-3 дня малыш большую часть времени проводит в спящем режиме, и даже когда кроха не спит, его глазки полузакрыты.

Задачей родителей в это время считается как можно чаще будить малыша, что можно сделать такими способами:

  • придерживая грудничка одной рукой под голову, а другой – под попку, медленно поворачивайте его из стороны в сторону, иногда быстро останавливайте. Удивленный сменой направления движения, ребенок обязательно будет открывать глазки;
  • когда малыш только покушал, не стоит активно его тормошить, лучше подержите кроху «столбиком», т. е. удерживая вертикально на вытянутых согнутых в локтях руках, так он тоже будет видеть вас достаточно четко;
  • еще один способ создать визуальный контакт с ребенком – это плавно приподнимать и опускать его на подушку, важно при этом поддерживать голову, чтобы не повредить неокрепшие мышцы позвоночника.

Оптимальное расстояние, на котором лучше всего видны предметы для малыша первого месяца жизни – это 20-25 см, вещи, располагающиеся дальше или ближе, кроха видит расплывчато, поэтому, когда вы хотите привлечь внимание ребенка к определенному предмету, поместите его примерно в 20 см от глаз малыша. Помните, что взгляд фокусируется на протяжении нескольких секунд, а в это время зрачки крохи могут беспорядочно метаться из стороны в сторону – это не должно вас пугать.


На что нравится смотреть новорожденным деткам?

Внимание грудничков привлекают яркие и заметные предметы, однако самым желанным и привлекательным объектом является человеческое лицо. Уже спустя несколько недель кроха начинает различать физиономии, когда в комнате появится родной человек – мама или папа, малыш будет приветствовать вас улыбкой или радостным агуканьем. Отдельно стоит отметить поразительную запоминающую способность новорожденных – привыкнув к вашему обычному облику, кроха узнает вас с другой прической, в очках или с ярким макияжем, но очень удивится.

Наряду с живыми лицами дети с удовольствием рассматривают кукол и большие игрушки в форме животных, четко выраженные черты лица привлекают малышей, а вскоре кроха захочет еще и потрогать отдельные части. Для самых маленьких рекомендовано применять фарфоровые куклы, поскольку они обладают максимальной схожестью с живыми лицами. Поставьте игрушку на расстоянии около 10 см от кроватки, тогда ребенок будет видеть куклу наиболее четко.

Понравятся крохе и яркие кубики, шарики или же мягкие фигурки, лучше выбирать изделия из мягких тканей, матерчатых составов или же пищевого силикона. Не стоит выбирать модели кричащих кислотных тонов, это может вызвать дополнительное перевозбуждение крохи (все, что видят груднички, оказывает влияние на состояние их психики), опирайтесь на яркие, но спокойные оттенки – подойдут игрушки зеленого, голубого, лилового, оранжевого, песочного цветов.


Особенности развития органов зрения у грудничков

Развитие всех систем организма новорожденных проходит постепенно, для органов зрения характерно последовательное развитие, вначале груднички видят окружающий мир в черно-белых тонах, спустя 1-1,5 месяца видение становится красочным.

  • На первых порах глазные яблоки младенцев могут двигаться неравномерно , глазки могут коситься или же смотреть в разные стороны, все это обусловлено слабостью глазных мышц, когда они окрепнут, внешний вид органов зрения стабилизируется. Если же по прошествии 2-3 месяцев ситуация не изменилась, стоит проконсультироваться с врачом.
  • Поскольку в начальные 2 недели жизни малыши не могут видеть и различать разные цвета , они проявляют интерес к визуально четким предметам – постарайтесь окружить манеж малыша игрушками с четкими лицами, предметами без мелких отвлекающих деталей, а также чаще проводите время с ним.
  • Когда кроха научится приподнимать голову (а это будет после 1 месяца), его зрение еще не стабилизируется до конца. Малыш сможет переводить взгляд на интересующую его вещь, но фокусироваться на нем надолго получится лишь к 4 месяцу после рождения.
  • Проверить корректность развития зрительной системы у недавно рожденного грудничка можно реагированием на свет, для этого посветите в центр глаза фонариком или поднесите кроху к солнечному свету, зрачки при этом должны сузиться.

Помните, что любые аномалии и пороки развития можно предотвратить, если своевременно обратить на них внимание, не отказывайтесь от планового посещения врача – за первый год у грудничка должны быть 2-3 обязательные встречи с окулистом.

Рождение ребенка – чудо в жизни семьи. Девять месяцев ожидания, представлений о нем, мечтаний, и вот на руках у счастливых родителей долгожданный малыш. Каждой маме хочется, чтобы ребенок сразу видел, слышал и узнавал её. Но первое время новорожденный не реагирует на мир вокруг, и считается, что ребенок ничего не видит. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся, когда начинает видеть новорожденный ребенок.

Медики и психологи долгое время спорили о том, с каким уровнем развития органов чувств рождается ребенок, с какого времени ребенок начинает видеть и слышать. Предполагалось, что ребенок рождается слепым и со временем зрение его начинает развиваться. Другое мнение полностью убеждало в развитом зрении ребенка от рождения. Сейчас наукой признается тот факт, что человек появляется на свет уже с развитым зрением. Но несмотря на это, его видение окружающего мира отличается от того как видят взрослые. Причина этого в том, что в понятие «видеть» вкладывается несколько понятий: анализатор, ощущения и восприятие.

Строение глаза

У человека несколько анализаторов. Каждый из них воспринимает свой спектр явлений и частот на физическом уровне: зрение, слух, осязание, обоняние.

Понятие «анализатор» ввел академик И.П.Павлов. Он определили анализатор как «аппарат, осуществляющий различение внешних раздражителей».

Каждый анализатор состоит из трех частей:

  1. Периферическая часть представлена рецепторами – нервными окончаниями воспринимающими раздражители.
  2. Вторая часть представляет собой проводящие пути: от периферии к центру.
  3. Третья часть – участок головного мозга, который отвечает за распознавание раздражителя.

Упрощенно, процесс выглядит так: глаза «фотографируют» картинку и передают её по проводящим путям в мозг, где происходит распознавание и формирование конкретного образа.

В этой структуре нет главных и неважных частей. Повреждение любого участка приводит к отсутствию восприятия информации, а значит, и к отсутствию зрения. Повреждение глазного анализатора может быть приобретенным, как правило с возрастом. А может быть врожденным, из-за патологий во время беременности.


Как формируется зрение

Физиология процесса

Формирование глаз у человека происходит ещё на 18 неделе беременности. Находившиеся до этого по бокам, на 18-й неделе они занимают правильное положение спереди. На 26-й неделе начинают открываться веки и формируется сетчатка. Ученые калифорнийского университета проводили ряд исследований, пытаясь понять, в каком возрасте у плода появляется способность видеть. Было выявлено что уже на 27-й неделе малыш реагирует на вспышки света, направленные на живот мамы, поворачивает в эту сторону голову и даже может двигаться вперед или назад к лучу света.

На 31 неделе определяется цвет глаз, но реальный цвет определится через 6-9 месяцев после рождения, поскольку пигментация глаза требует воздействия света, чтобы развитие глаза завершилось. Но глаза продолжают готовиться к жизни после рождения. Зрачки уже умеют расширяться, реагируя на свет, а веки открыты во время бодрствования и закрыты во время сна.

Что видит новорожденный

Во сколько месяцев начинает видеть новорожденный – вопрос не совсем корректный. Свет – это то, на что реагирует ребенок до рождения. Первые зрительные ощущения ребенка, которые он получает в животе мамы делятся на «светлые» и «темные». Значит, после своего рождения, ребенок видит свет или его отсутствие. Именно поэтому многие игрушки для новорожденных черно-белые.


Окружающий мир воспринимается им как наличие и отсутствие света, мир теней. Предметы и люди малыш видит слегка расплывчато без четких очертаний, как бы в тумане. Причина этого в неумении фокусировать свой взгляд.

Итак, новорожденный ребенок видит то, что происходит вокруг и даже реагирует на происходящее. Глаз новорожденного привык к полумраку в утробе мамы и начинает щуриться от очень яркого света. Ему комфортнее в приглушенной обстановке, но это не означает, что так должно быть всегда. Малыш должен привыкать к свету по целому ряду причин:

Во-первых , при ярком свете лучше видны оттенки цветов, количество волн, воспринимаемых глазом, становится больше, а, значит, у очертаний появляются грани, и предметы постепенно обретают форму.

Во-вторых , именно благодаря свету завершается формирование глазного яблока.

Вот как описывает зрение новорожденного доктор Энн Динз, дипломированный врач-педиатр, член королевской коллегии акушеров и гинекологов Великобритании: «Сразу после рождения можно заметить, что ребенок смотрит на маму. Он может видеть вас достаточно хорошо, но лучше всего фокусируется на расстоянии 20-25 см от предмета. Интересно, что это примерное расстояние между мамой и малышом, когда она держит его у груди».

Итак, мы выяснили, что новорожденный видит. Значит, ли это то, что он узнает свою маму? Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть понятие восприятия.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие – это способность человека видеть и узнавать.

Мозг всегда имеет запас образов, ему всегда есть с чем сравнить. Но у новорожденного нет подобного запаса.

Приведем пример. Мама в роддоме кормит ребенка, одетая в один и тот же голубой халат с цветочками. Новорожденный получает несколько ощущений: запах молока, запах мамы, темные цветочки на халате, тактильные ощущения (места прикосновения маминых рук при кормлении), вкус молока, ощущение сытости. Вот так складывается образ. Но однажды мама переодевает халат и что-то меняется: запах молока и мамы перебивается запахом стирального порошка и хрупкий образ мамы начинает разрушаться. При кормлении малыш ведет себя беспокойно.

Этот простой пример говорит о том, что ребенок пока не узнает маму, а воспринимает совокупность ощущений. Смена двух ощущений (запах и цвет) приводит к разрушению целостного образа.

Мозг новорожденного только начинает накапливать собственный опыт. Поэтому мама – это всего лишь набор определенных ощущений: слуховых (голос), тактильных (прикосновение), зрительных (глаза, нос, улыбка).

Со временем, эти ощущения будут накапливаться, соотноситься друг с другом и с комфортным ощущением сытости и тепла и складываться в целостный образ – образ мамы. Кроха научится не просто видеть, а узнавать маму, и подтверждением этому будет первая улыбка малыша.


Развитие зрения у младенца

Зрение ребенка постепенно развивается, накапливая образы, опыт фокусирования взгляда, увеличивая способности к различению разных световых волн – цветовых оттенков.

В первые 2-3 недели ребенок не способен захватить все вокруг и фокусирует взгляд на крупных предметах, и это нормально. Главное, не подносить предметы к лицу ребенка ближе, чем на 25 см, иначе может развиться косоглазие.

К концу первого месяца ребенок начинает различать силуэты. К 1,5-2 месяцам малыш уже различает плоские предметы от объемных, а к трем месяцам кроха уже четко видит окружающую действительность и может фокусировать взгляд на дальних и ближних предметах.

Трехмесячные малыши любят смотреть по сторонам на руках у родителей сидя лицом вперед. В этот период времени малыш начинает различать окружающих по чертам лица. Начинает узнавать маму и папу и может повторять их мимику.

Восприятие цветов тоже подвергается развитию. При рождении малыш различает свет и тень, а значит, черный и белый цвет. Трехмесячные дети могут подолгу рассматривать контрастные рисунки и сложные двухцветные узоры. К трем месяцам к ребенку приходит умение распознавать лица вместе с различением ярких цветов.

Лучше всего дети выделяют желтый и красный. Вот почему именно эти цвета чаще всего присутствуют в погремушках.

Различать другие цвета малыш начинает позже.


Более детально развитие зрительного восприятия у ребенка представлено в таблице

Новообразования развития зрения Месяцы жизни

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Сосредоточение (нестойкое) + +
Сосредоточение на движущихся предметах + + +
Слежение за движущимися предметами + + + +
Рассматривание предметом
на близком расстоянии
+ + + +
Различение форм и основных цветов + + +
Умение хорошо различать предметы,
разные по форме, величине и цвету
+ + +
Узнавание самых близких людей по лицам + +
Узнавание близких людей + + +

Эти периоды не являются очень точными. Каждый ребенок индивидуален, и периоды развития его зрительного восприятия могут отличаться на 1-2 месяца. Однако, если разница больше, то следует начать беспокоиться о развитии младенца и обратиться к врачу.

Что нужно знать родителям о развитии зрения ребенка

Чтобы зрение развивалось правильно, нужно соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Обращайте внимание на состояние глаз ребенка; не допускайте присутствия инородных тел: ворсинок, ресничек, слизистых образований.
  2. Любой свет действует как раздражитель, заставляя мышцы глаза активно работать, развивая зрения, поэтому не прячьте глаза ребенка от яркого света, но избегайте прямого попадания солнца на глаза детей.
  3. Для более спокойного состояния перед сном используйте приглушенный свет. На ночь можно оставлять рассеянный свет от ночника.
  4. Зрение детей нужно развивать. Для этого полезно вешать на расстоянии 20-30 см от лица ребенка игрушки, периодически меняя их (разная форма, величина и цвет).
  5. Чаще берите ребенка на руки, показывая предметы вокруг.
  6. Меняйте местоположения ребенка в кроватке, чтобы он не косился в одну сторону постоянно.
  7. Используйте движущиеся предметы, чтобы учить ребенка фокусироваться на предмете в движении.
  8. Чаще меняйте свою мимику в общении с ребенком.

В заключение, стоит сказать, что с помощью зрения человек получает 80% информации об окружающем мире. Умение видеть развивается вместе со способностью узнавать. Но нужно помнить, что ребенок видит окружающий мир иначе.

Известный философ Жан-Жак Руссо говорил, что «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать».

Задача взрослых сделать все, чтобы дать возможность ребенку видеть и воспринимать окружающий мир, создать условия для его нормального развития.

Во время внутриутробного развития все системы детского организма претерпевают значительные изменения и продолжают формироваться после рождения. Органы чувств малыша также работают не в полную силу, им требуется определенное время для адаптации к условиям окружающей среды. Рассмотрим, когда новорожденный начинает видеть, и как изменяется его зрение в первые недели после родов.

Установлено, что все здоровые и доношенные младенцы видят сразу после появления на свет, но качество их зрения не достаточно высокое. Новый мир представляется малышам тусклым и расплывчатым. Сначала они способны различать только силуэты, а чёткость появляется значительно позднее.

Особенности зрения в первые дни жизни

  1. Появление на свет для ребёнка является огромной физической и эмоциональной нагрузкой. Прохождение по родовым путям оказывает значительное давление на черепную коробку, в результате чего новорождённый видит окружающие его предметы и людей размыто. Послеродовая реабилитация и адаптация к окружающей среде происходят постепенно.
  2. В утробе матери ребёнок в течение девяти месяцев находится в амниотической жидкости, из-за чего появляется на свет с отёкшим лицом и глазками, что также мешает сфокусировать зрение.
  3. Сразу после рождения младенцы хорошо реагируют на дневной и искусственный свет.
  4. В первые дни жизни новорождённый способен узнавать лица мамы и папы на расстоянии 25 см. Поэтому во время частых кормлений ему удаётся детально изучить силуэты близких людей.
  5. Малыши лучше видят в вертикальном положении. На руках у мамы им проще сконцентрировать взгляд на крупном предмете, но только на короткое время.
  6. У новорождённых отмечается высокая чувствительность сетчатки глаза, поэтому лучше избегать яркого света, пока крохе не исполнится хотя бы 3 недели. В детской комнате обязательно должны быть плотные занавески, не пропускающие солнечные лучи.

На что нравится смотреть деткам?

  1. В последние месяцы беременности родители мечтают скорее увидеть своего ребёнка, который уже чувствует их любовь и заботу. Поэтому самое любимое занятие крохи – рассматривать лицо мамы и папы.
  2. Стоит молодой маме изменить цвет волос или сделать яркий макияж, как большинство малышей начинает выражать негодование и даже испуг. Дело в том, что младенцы привыкают к внешнему виду родителей, и любые перемены не приходятся им по вкусу.
  3. Из-за чётких границ чёрного и белого, груднички предпочитают смотреть на старые фотографии, игрушки или изображения контрастных цветов.

Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация - во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения - а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.


Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо - на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.



Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.


Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.


Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

Особенности слуха после рождения

Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша - пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.


Первое, что он улавливает - интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама - сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом - значения не имеет.

К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.


Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

Что видит ребенок?

Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.


Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом - если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете - начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура - малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.


Как помочь малышу развить органы чувств?

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира - слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки - высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше - классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.


Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев - красные, с трех - красные и желтые, с полугода - всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.


С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.


Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, - внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту - врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.


Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими игрушками над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.