Когда дети перестают тащить все в рот. Как отучить детей тянуть все в рот

Примерно в возрасте 5 месяцев ребенок начинает тянуть все в рот. Многих родителей очень беспокоит это явление, поэтому давайте разберемся почему малыш тянет все в рот .

Его пальчики еще неуклюжи, а рот является более чувствительным, именно поэтому малыш «пробует на вкус» все предметы. Только «обсосав» игрушку ребенок получает наиболее полное представление о ней - о ее поверхности, температуре, форме и величине. Когда будет более развита мелкая моторика малыша, и он научится хорошо управлять своими пальцами – сначала гладить, а затем ощупывать предмет, только тогда ребенок постепенно перестанет использовать рот и язык для этих целей.

Некоторые родители считают, что тянуть в рот предметы недопустимо, беспокоятся о здоровье малыша. Но это не верно. Такой способ познания мира заложен в ребенке самой природой. Он должен развиваться, и на данном этапе его жизни рот, язычок и глаза являются единственными инструментами знакомства с предметами. Ребенок подолгу их рассматривает и, конечно, тянет в рот. Необходимо понять, что такой способ познания мира - это не просто каприз вашего малыша, а определенный этап его развития, продолжающийся до 13-15 месяцев. К тому же этот период часто совпадает с прорезыванием зубов, когда многим детям просто необходим массаж десен.

Как помочь малышу?


1) Вам нужно обеспечить ребенка предметами для жевания, которые не должны иметь острых углов и краев. Конечно, нельзя разрешать малышу тащить в рот все – нельзя грызть краску с мебели, предметы, которыми ребенок может подавиться и т.д.

2) Следите за предметами, которые станут доступными вашему чаду, после того как он немного подрастет и благодаря ходункам станет более мобильным (кстати, если вы хотите купить ходунки в Минске , вам поможет on-line газета "Из рук в руки", где размещено большое количество объявлений о продаже детских товаров). Если раньше ребенок спокойно сидел на месте и мог добраться только до того, что вы положите рядом, то научившись передвигаться по комнате, ребенок с большой активностью начинать познавать новые и не всегда безопасные для него предметы вашего интерьера.

3) Не бойтесь бактерий, которые живут на предметах, он к ним уже давно привык, ведь ваш дом это знакомая для ребенка микросреда. Каждый день мойте игрушки в ванной и обдавайте их крутым кипятком, стирайте тряпочные предметы.

4) Развивайте мелкую моторику малыша - делайте пальчиковые зарядки, рисуйте, лепите, играйте с крупами. Если соблюдать эти простые правила, то период пробы на зуб пройдет для вас без проблем и особых хлопот.

Уже с 2-3-х месячного возраста ребенок пытается изучать окружающий его мир. И рот ребенка непосредственно участвует в познавательном процессе. Пока малыш не начал самостоятельно передвигаться процесс познания контролируется легко, а вот после того, как он начнет ходить - нужен глаз да глаз! Как только ребенок начинает ходить, у родителей заканчивается спокойная жизнь. Ребенка приходится «ловить» каждую секунду: забирать из рук палку, оттаскивать от грязной урны, вытаскивать из лужи и т. п. Куда бы ребенок ни полез, за что бы ни взялся, он все норовит попробовать на вкус. Со временем, ближе к году, малыш начинает понимать, что помимо рта для исследования окружающего мира можно использовать другие органы чувств - руки, глаза, нос. Вот тут перед родителями встает важная задача - научить ребенка правильно пользоваться этими органами в познавательном процессе.

Отучить малыша тянуть все в рот совсем не сложно. Стоит показать ребенку, что, например, камешек или веточку намного интереснее изучать руками, чем ртом. Можно придумать игры, развивающие моторику. Ребенок должен заинтересоваться, и тогда он начнет изучать новые предметы правильно. Очень важно научить ребенка разграничивать вещи, которые можно и нельзя брать в рот. Причем делать это желательно не категорично, а играючи, чтобы малыш понял, что камень, поднятый с земли, в рот брать нельзя, потому что он грязный. Куда вкуснее, скажем, кусочек хлеба или яблока, предложенный мамой.

Чтобы избавить ребенка от привычки все тянуть в рот, следует показать ему модель правильного поведения при знакомстве с новыми вещами. Если этого не сделать сразу, то ребенок может решить: «Раз родители молчат, не делают замечаний, то я все делаю правильно». Со временем этот «правильный» поступок войдет в привычку, которую будет очень трудно искоренить.

Если вы все же по каким-то причинам упустили время и все чаще замечаете установившуюся у ребенка привычку все тянуть в рот, попробуйте намазать перцем или горчицей (не сильно острой) «самые любимые» вещи малыша. Взяв такой предмет в рот, ребенок начинает морщиться, и у него пропадает желание снова его облизывать. Теперь не упустите момент и покажите малышу, как правильно обращаться с предметом. Возьмите в руки «горькую» игрушку и поднесите ее ко рту. Но, едва коснувшись ее губами, резко уберите руку ото рта и постарайтесь как можно брезгливее наморщиться. После чего возьмите игрушку в руки и положите ее на коврик или на стол (туда, где она должна находиться) или постарайтесь увлечь малыша интересной игрой с использованием этой игрушки.

Также очень важно соблюдать последовательность и придерживаться постоянства в запретах и разрешениях. Если тот или иной предмет нельзя брать в рот сегодня, то его нельзя брать в рот и завтра, и через неделю. И за этим должны следить все члены семьи без исключения, чтобы не возникала ситуация «а мне папа разрешил». При соблюдении взрослыми этих простых правил, ребенок вскоре начнет все понимать и перестанет тянуть в рот посторонние предметы.

Нет такого ребенка, который не пробовал бы на вкус предметы и крошки, поднятые с пола. Но беспокойство родителей вызывают не единичные случаи, а регулярное и постоянное их повторение. Причины, по которым эту привычку надо искоренять:

С 4 до 7 месяцев – это прорезывание зубов, стремление чесать десна, пробуждение интереса к окружающим предметам.

Годовалые дети таким образом познают мир.

У детей после 2,5 лет – перерастание во вредную привычку, основная причина – мама вовремя не отучила.

Как бороться – ошибки со стороны родителей

Дети – пример подражания своим родителям, и прежде чем ругать ребенка и запрещать ему, следите за собой. Вот пример основных ошибок, которые допускают родители:

  • Упавшую на пол еду (дольку мандарина, конфету, печенье, даже если они в обвертке) не поднимайте в свой рот, а демонстративно, чтобы он видел, несите в мусорное ведро.
  • Многие мамы не замечают за собой грубейшую ошибку – подбирают и доедают еду, которую ребенок вытолкнул во время кормления. Ребенок считает эту порцию ненужной, и вы тоже выбросите ее в мусор.
  • Неудовлетворительная чистота в доме. Убирайте в квартире каждый день пылесосом, делайте влажную уборку. На кухне убирайте после каждого приготовления и употребления пищи. Если на полу не окажется ничего вкусного, ребенок и не будет проявлять интерес к этим предметам. А если ребенок пробует на зуб все что валяется, это означает, что вкусное с пола ему попадалось. Протирайте регулярно игрушки ребенка влажной мыльной салфеткой. Игрушки, которые он грызет, .
  • Не пользуйтесь на глазах у маленького ребенка зубной нитью, зубочисткой, не раскусывайте перед ним орешки, нитки, упаковки, пакеты, какие-то другие несъедобные предметы. Если в доме есть старший ребенок, то его также , карандаши, ручки, ведь маленький будет стремиться все повторить за лучшим другом.
  • Не стоит приучать ребенка к только для того, чтобы он не тянул что-то в рот, от нее тоже придется отучать.
  • Кладите вещи на свои места, чтобы ребенок не ходил и не подбирал их за вами в рот.
  • Не рекомендуется намазывать пальчики перцем или горчицей – вдруг малыш потрет ими глазки. И таким образом вы нарушите представление ребенка о предмете, в некоторой степени его запугаете.
  • Ни в коем случае нельзя ребенка шлепать! Не ругайте ребенка и не бейте по рукам, губам, это только больше спровоцирует его на познание вкуса подобранных с пола крошек. Объясняйте спокойно и с улыбкой: «ого, какая кака лежит», «а давай – кто быстрее ее выбросит». Еще до года объясните ребенку, что на запретные вещи вы покажете ему с улыбкой пальчиком «ну-ну».

Как отучить ребенка все тянуть в рот?

  • Запрещайте брать в рот не только сейчас, но и завтра, и послезавтра, и дальше.
  • Запрещать должна не только мать, но и другие члены семьи.
  • Старайтесь всегда играть вместе. Когда ребенок находит мелкие детальки, рассказывайте откуда они и для чего, переводите интерес ребенка в правильную сторону: «бусинка была в заколочке, вот как красиво»; «кнопочка от платьица, это застежка», «этот кубик от нашей новой игрушки, вот где он должен быть», «этот колпачок от ручки, смотри, как интересно снимать и обратно надевать», «а в ротик брать нельзя, для этого есть вот такая вкусняшка».
  • Если ребенок тянет в рот пульт, тапки, мыльницу, то просто возьмите другой такой же предмет и покажите, что ими надо делать, для чего эти вещи предназначены. Но не вырывайте из рук! Вы должны понимать: что бы ребенок не держал в руках, пусть даже сырой , когда вы начинаете забирать, он приобретает самую высокую ценность.
  • Не вырывайте запрещенные вещи у ребенка из рук с фразой: «ты что?»,или «нельзя, я сказала!»; объясняйте даже восьмимесячному малышу, почему запрещаете тянуть в рот, учитесь общаться с ребенком, понимать друг друга, и он вам ответит взаимностью.
  • Если мелкий предмет уже во рту, не стоит паниковать и орать на малыша – попросите показать язычок, зубки, чтобы он сам его вытолкнул.
  • Учите ребенка все отдавать в ваши руки, хвалите его за это, гладьте по головке.
  • Когда ребенок опять начинает что-то класть в рот, отвлеките, заманите к игре, книге, одновременно оттягивая «предмет добычи» в сторону.
  • В гостях, когда малыш с любопытством трогает все новые игрушки, отвлекайте от желания попробовать их на вкус положенным в руку сухариком.
  • Учите ребенка пользоваться мусорным ведром. Детям нравятся новые взрослые игры, показывайте, что соринки надо выбрасывать в ведро. Может, ему стоит поставить свое отдельное маленькое мусорное ведерко с нарисованными зверюшками.
  • Совсем другой поворот дела, если у ребенка прорезаются зубы (обильно течет слюна, капризничает по ночам, воспаленные десны) и он просто пытается почесать во рту. В этом случае купите ему прорезыватель для зубов, желательно не один, обезболивающий гель. Давайте ребенку овсяное печенье и сухие корочки хлеба. Мойте ежедневно те игрушки, которыми он чаще пользуется.

Когда стоит задуматься о состоянии здоровья малыша

Привычка грызть ногти может быть реакцией на стресс.

  • Если ребенку исполнилось 3 года и больше, а он постоянно что-то грызет (ногти, карандаши, кожу рук и др.), – это может быть реакцией на стресс.
  • Если ребенку исполнилось 3 года, а он все новое берет в рот. Это может быть из-за недостаточной функции органов чувствительности (слуха, зрения, обоняния, тактильной осязательности). Решите вопрос с педиатром о необходимости консультации узкого специалиста.
  • Если ребенок старшего возраста берет в рот мел, песок, металлические предметы, это может быть симптомом . Надо сдать анализ крови.

Дети с психическими расстройствами не могут контролировать свои действия, поэтому требуется особое пристальное внимание за ними.

Зигмунд Фрейд считал привычку все тянуть в рот не вредной, а даже полезной для изучения окружающего мира, ведь ни один орган не способен выдать такую четкую информацию о предмете, как рецепторы, расположенные в ротовой полости.

Антропологи из Калифорнийского университета считают, что эта привычка поможет избежать в будущем и ревматических заболеваний. Засовывая в рот разные предметы, ребенок знакомит свою иммунную систему с вредными и безопасными бактериями, грибами, пылью и другими аллергенами. Организм маленького ребенка не получает вреда, т. к. защищен переданным от матери иммунитетом, барьерными антителами .

Может быть, вы найдете другие способы отучения ребенка от этой неприятной привычки. Но что бы вы ни применили, учитывайте, что ребенок – тоже человек, и не стоит его воспитывать методами диктата и подавления, неуместными в современном мире.