Классный час на тему: Классный час: "Правила поведения в общественных местах". Классный час на тему: "Культура поведения в общественных местах"

Игровой практикум-беседа для учащихся начальных классов «Как вести себя в общественных местах»!

Цели и задачи практикума:

Знакомство школьников с основными правилами поведения в общественных местах, при общении со старшими и сверстниками, манерами приветствия и другими нормами этикета;

Развитие математического и логического мышления у младших школьников.

Описание классного часа

Учитель начинает беседу с небольшого примера. «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу — так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" — то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине — иди на край. И снова жди своей очереди!»

По тому, как человек держится, как он ходит, садится, как он держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах личности.

Нормы поведения не требуют от вас: «Делай только так, а не иначе!» Конечно, когда мальчик с девочкой идут по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакомая, а идти страшновато, что подсказывают здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Вы позвонили кому-то по телефону, сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает.

Вы слышали выражение «эстетика поведения»? Вообще-то эстетика — наука о прекрасном. Когда говорят «эстетика поведения», подчеркивают тем самым, что поведение должно быть красивым. Не только правильным, не только разумным, но и обязательно красивым.

Мы постоянно используем слова: «некрасиво», «смешно», «безвкусно», «неопрятно». Именно так выглядит поведение человека, плохого воспитания.

Воспитанный человек свое хорошее отношение к людям выражает красивыми формами поведения: подтянутостью, собранностью, привлекательными манерами, достоинством, спокойствием. Воспитанный человек всегда красив. А почему? (Ответы-рассуждения учеников.)

Обсуждение ситуации об истории этикета

Учитель предлагает ученикам несколько «крылатых» высказываний и просит высказать свое мнение.

«... Вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван» (из книги о культуре поведения времен Петра I).

«Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб» (И. Кант, немецкий философ).

«Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А.П. Чехов).

Учитель : Народная мудрость гласит:

«Лошадь узнают в езде, а человека в общении».

«Учись вежливости у невоспитанного».

«Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

Петр I в предисловии к книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» указывал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

С изменением условий жизни, ростом культуры некоторые нормы морали устаревают, уступают место новым. Еще совсем недавно считалось неприличным для женщин ездить на велосипедах. До сих пор встречаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в брюках. Но времена меняются.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы считает, что мужчина должен уступить дорогу женщине, а в семейной жизни мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчиной и женщиной в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперед, уступая им дорогу.

Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с первых дней, — приветствие и пожелание доброго утра, дня, вечера.

Учитель предлагает ученикам небольшую дискуссию:

— Подумайте и ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик и девочка? Два мальчика? И, кстати, кто первым подает руку? (Ответы учеников.)

— Можно ли вместо «здравствуй» говорить «привет»? (Ответы учеников.)

— В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Скажите, ребята, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? (Ответы учеников.)

— Вот какая национальная специфика жеста существует:

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Лапландцы трутся носами.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Учитель : А как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Очень важно научиться делать это так, чтобы никого не обидеть.

Согласно правилам этикета, существует несколько способов обращения:

— официальное («гражданин», «товарищ», «господин»);

— дружеское («уважаемый коллега», «дорогой друг», «старина»);

— фамильярное, которое допустимо только среди близких друзей: Шурик, Ленок, Димон или какое-то безобидное прозвище.

— Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете?

— Если вам надо обратиться к руководителю в присутствии посторонних, а это ваш родственник? (Ответы учеников.)

Не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери, бабушке и дедушке, сестре или брате нельзя говорить «он» или «она». Нужно сказать: «Мама просила передать» (а не «она просила»), «Да, отец дома» (а не «он дома»).

Вот история происхождения двух правил приветствия: когда входишь в дом, снимай головной убор и, здороваясь, снимай перчатку.

Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал тяжелые рукавицы, железный шлем с забралом, закрывающим лицо.

Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает шлем и держит его в руке.

«Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом, — моя голова открыта, потому что я доверяю тебе».

А сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто было пожать руку.

А как происходит церемония знакомства? Если вы попали во взрослую компанию, то вам следует либо самому представиться, либо вас представляет кто-то другой. Младший всегда представляется первым. А девочка должна подождать со своим представлением. Первым это делает всегда мальчик.

При знакомстве принято обмениваться рукопожатием. Здесь правило простое: старший протягивает руку первым так же, как и дама. А вот при последующих встречах первой руку подает девушка юноше, старший — младшему.

При знакомстве принято называть человека по имени, отчеству, фамилии. Правильнее представить так: «Анатолий (Толя), мой одноклассник», «Люда Киселева, соседка по даче».

У нас используются две формы обращения: «вы» и «ты». В Англии есть только одна форма, в Румынии было даже три формы обращения. В Швеции и Польше для этого используется форма третьего лица, например: «Не хочет ли доктор мне помочь?», «Госпожу учительницу просят к телефону».

Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих.

Одна девочка, которой сделали замечание за то, что она слишком громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение — мое личное дело!» А один шестиклассник рассуждал так: «Есть люди свои, которым ты что-то должен. А есть и чужие. Со своими — друзьями, товарищами, родными — я всегда вежлив. Но почему я должен стараться для чужих? Для тех, кого я встречаю самое большее на минуту в метро или на улице? Можно хоть иногда побыть естественным?»

Тогда, с точки зрения людоедов, в истории человечества каннибализма никогда не было. Тех, кого съедали, не считали людьми. Людьми считались только свои.

Может, не стоит брать пример с каннибалов, деля людей на «своих» и «чужих». А уж ставить знак равенства между хамством и естественностью и вовсе неуместно.

Однажды на автобусной остановке девочка лет восьми пристально разглядывала пожилого человека, обезображенного шрамами и ожогами. Он ежился, поднимал воротник пальто, отворачивался. Но девочка обходила вокруг, не мигая смотрела, даже рот приоткрыла. Что чувствовал при этом больной и беспомощный мужчина? (Ответы- рассуждения учеников.)

С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.

Учитель вновь обращается к учащимся:

— Вот простые задачи. Решите их. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт, согласие знакомого получено. Спрашивается: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Ответы учеников.)

— Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Ответы учеников.)

Ситуативные задания по этике поведения

Учитель: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV во Франции гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек — «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

С XVIII в. начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».

В книжке давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, «отца и матерь в великой чести содержать». Если отец позовет сына, то приличным считалось откликаться так: «Чего изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, государь?» Невежливыми полагались следующие ответы: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь». Этикет — и это справедливо — был соотнесен с нравственными отношениями.

— Что вы думаете по этому поводу? (Ответы учеников.)

Учитель предлагает учащимся небольшой практикум «Познай себя»:

1. Какие качества людей ты считаешь наиболее ценными?

2. Кому ты хотел бы подражать? Кто твой любимый литературный герой и киногерой?

3. Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему, больше: положительного или отрицательного? (Чем лучше кажутся тебе люди, тем лучше ты сам.)

4. К какой группе ты отнесешь себя:

1) Всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке (эгоистичен).

2) Восхищаешься многими товарищами по школе, а в себе видишь только плохое (чрезмерно самокритичен).

3) Недоволен собой, но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей (скептичен, неуважителен).

4) Недоволен отдельными своими недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли; недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод, чтобы дать им добрый совет (настоящий товарищ).

5) Сколько из задуманных тобой дел доведено до конца? Если почти все — у тебя сильная воля, половина — удовлетворительно развитая воля, меньше половины — слабая воля.

6) Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли противостоять дурному влиянию?

7) Суворов говорил: «Одежда в пятнах — душа в пятнах». Опрятен ли ты?

8) Походка — один из показателей воспитанности. Еще Пифагор заметил, что она в какой-то мере выражает характер. Внешняя подтянутость указывает на внутреннюю собранность. Имей в виду, что недостатки роста, фигуры и черт лица, сглаживаются внутренней культурой и воспитанностью.

9) Нет ничего полезнее прямой, честной и доброжелательной критики. Горькая правда всегда лучше сладкой лести. Умный учится и у друзей, и у врагов, и только глупый обижается на замечания. Умеешь ли ты без обиды выслушать критику старших и товарищей? Как ты реагируешь на нее?

10) Как в целом ты оцениваешь уровень своей воспитанности?

Ситуация «Невежа и невежда»

Учитель зачитывает стихотворение:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак «Словарь»)

После прочтения стихотворения учитель обращается к учащимся:

— Если вы внимательно слушали, то объясните, кого называют аккуратным, болтливым, легкомысленным, справедливым, трудолюбивым? (Ответы учеников.) Теперь вы убедились, что в каждом обществе, в каждом коллективе есть свои традиции, свои обычаи, нормы поведения, которые необходимо соблюдать и чтить. Еще в Древней Руси именно об этом говорили народные пословицы и поговорки:

В одиночку не одолеешь и кочку.

Артель дружбой крепка.

В единении — сила.

В кулаке все пальцы равны.

В лесу лес не ровен, а в миру — люди.

В мире жить — мирское и творить.

В народе — что в туче: в грозу все наружу выйдет.

В согласном стаде волк не страшен.

Все за одного — один за всех.

К миру приставай, а от мира не отставай.

Других не суди, на себя погляди.

Людей хулит, а сам лыком шит.

Мир за себя постоит.

Не копай другому яму — сам в нее попадешь.

Как аукнешь, так и откликнется.

Что в людях живет, то и нас не минет.

Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова?

Подведение итогов. Учитель кратко напоминает учащимся, о чем говорилось на этом классном часе. В завершении предлагает учащимся прослушать правила обязательные для всех:

Не делай вид в троллейбусе, автобусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего рядом старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Учитель : Видите, сколько непростых задачек подбрасывает вам жизнь на каждом шагу. Впрочем, если вы знакомы с правилами этикета, они окажутся не такими уж и сложными. Главное — приучить себя к определенным моделям поведения, овладеть элементами культуры общения.

Цели и задачи классного часа:

Развитие этических норм поведения в обществе;

Воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Предварительная работа. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.

Описание классного часа

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, кино, библиотеке, магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Выходит группа учеников, которые читают отрывки стихотворения А. Барто «Снегирь».

1-й ученик:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне...

2-й ученик:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

3-й ученик:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все благодарил <...>

4-й ученик:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

5-й ученик:

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря...

Я кричал на всю квартиру:

— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, мальчиков и девочек, спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правил, обязательных для всех»

Учитель : А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.

Выходят несколько учеников и читают стихи.

1-й ученик:

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных —

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

2-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, — Это просто ерунда!

3-й ученик:

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,

Не как звери,

Не как рыбы, —

Точно ястребы летать!

4-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы, —

Это просто ерунда!

(Из стихотворения Д. Хармса «Врун»)

Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Учитель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, учении, приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал — приди вовремя.

Третье правило — деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

Ситуация первая: Вот ученики четвертых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы вы поступили в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

Ситуация вторая: Четвертый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идут много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить подножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли падают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты, решения проблемы.)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись первым выскакивать в двери.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой за руку.

Не забудь снять головной убор, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вида в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости — произнеси слово «Простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не сквернословь!

Не считай себя «самым умным и всезнающим», будь скромен.

Мальчики — будьте вежливыми с девочками, а девочки — будьте учтивы с мальчиками.

Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под влияние вредных привычек.

Учитель : Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней. Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть «правил хорошего тона», например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например: «не болтай ногами», «не разговаривай» и т. д.

При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).

При приветствии старшего...

При разговоре с другом...

При входе в общественный транспорт...

В людных местах и на улице...

Входя в школу...

Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.

Культура поведения

в общественных местах

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Проблема культуры поведения в общественных местах остается актуальной и в настоящее время. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил. Это и понятно – трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому мы хотим озвучить хотя бы некоторые из них. Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

История

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.

Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы. Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме формируется общегражданский этикет.

Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета.

Цели и задачи классного часа:

Развитие у ребят этических норм поведения в обществе;

Воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Описание классного часа

Обсуждение проблемы «Культура поведения в общественных местах»

Учитель: Добрый день, ребята! Нам с вами уже знакомо понятие «культура поведения». Напомню вам, что культура поведения — это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.

Следовательно, в культуре поведения органически сочетаются культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей), культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Большинство из вас уже пришли к пониманию того, что следование законам приличия свидетельствует об уважении к людям, традициям и обычаям разных народов.

Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день? Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими: пожилыми, молодыми, взрослыми, со сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, кино, библиотеке, магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, мальчиков и девочек, спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правил, обязательных для всех»

Учитель предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учениками.

1. Правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, учении, приходе в школу, на собрание, в кино, театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал — приди вовремя.

2. Правило деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты — лучше всех и все умеешь делать сам.

3. Правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и не трудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим радостям.

Обсуждение ситуации «Общение с людьми с ограниченными физическими возможностями»

Учитель: Давайте разберем одну ситуацию. Вам, наверное, приходилось встречаться с людьми с ограниченными физическими возможностями — слабослышащими, слабовидящими, инвалидами. Как вести себя при встрече или общении с ними? Ведь они такие же люди, как и мы, следовательно, им присущи обидчивость и доброта, желание общаться и быть уважаемыми, стремление сделать что-то полезное другим людям. Как бы вы себя повели с такими людьми? (Рассуждения ребят.)

Вот десять правил поведения с инвалидами, которые используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, сотрудницей Национального Центра Доступности США.

Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если вы хорошо знакомы.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно. Постарайтесь, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом...?» тому, кто не может видеть или слышать.

Чтение и обсуждение рассказа Т. Фиш «Леня и авторитет»

Из своего окна я видел, как соседский мальчик, третьеклассник Леня Зубков, то щедро рассыпал подзатыльники ребятам, которые были поменьше, то норовил толкнуть девочку, прыгавшую на одной ножке. Потом Леня отнял мяч у другой девочки и до тех пор гонял ее по двору, пока она не расплакалась.

Когда вечером я спросил Леню, зачем он так поступает, он не без гордости ответил:

К сожалению, и среди взрослых мне случалось встречать людей, которые подобно Лене думали, что грубостью, окриком можно завоевать авторитет и уважение окружающих.

— Боюсь, Леня, как бы ты не забурел! Как бы из тебя матерый медведь не вышел.

— Чего? Чего? — переспросил мальчик, желавший, чтобы его боялись.

И тогда я рассказал ему сказку, записанную в Карелии моим молодым другом заонежцем Пулькиным.

Пошел один дедушка в лес. Деревина на дугу ему понадобилась. Долго искал подходящее дерево и вдруг видит: стоит дерево — рябина. Солнышко его приласкало. Листья желтые, ягоды словно алой кровью налились! Красиво дерево: ловко, вертко, упружливо, податливо! Рубить, узор резать легко, пока сок в дереве жив, а засохнет — как камень станет, будет служить долго и верно... Размахнулся дед топоренком, а ударить не поспел. Послышался голос:

— Что хочешь проси. Все исполню, но только не губи. Я молода: первое лето цвела!

Дед топор за пояс, да бежать. Это ведь и в старину не часто бывало, чтобы дерево человеческим голосом говорило.

Домой прибежал, на лавку пал — отдышаться не может. Старуха к нему приступила с расспросами. Он ей и расскажи.

— Эй! — закричала она, — беги, дед, обратно! Хочу, чтобы нас люди боялись. Так и скажи рябине!

Дед попробовал уговорить бабу: худо, мол, жить, если люди боятся. Да где уж там!

Побрел дед в лес... А баба по воду полетела: "Дай, мол, покрасуюсь и погляжу, как меня почитать станут!"

Приходит на берег. Бабы там у лодок рыбу чистят. Глянули на нее, "здравствуй" не сказали, да с визгом врассыпную.

"Не привыкли еще к величию моему. Ишь разбежались!" — ухмыльнулась баба, наклонилась над бадьей, а из воды смотрит на нее вместо пригожего светлого лика медвежья морда. Нос вытянулся, из-под губы клыки желтеют, щеки волосами поросли. Глядь, уж с горы мужики бегут — у кого кол, у кого рогатина... Резанула баба дурным голосом, да через изгородь, да в поле, да в лес!

А там под корягу забилась, да с дедом своим, таким же медведем, зиму зимовала. А по весне уж и речь человеческую забыли...

От них, парень, и пошли медведи! В наших лесах их множество расплодилось. Боялись-то их разве бабы да ребята! А при мужике всегда топор был. Не было случая, чтобы медведь человека заел. Напугать — напугает. Пообомнет, хворостом закидает да уйдет восвояси. Медведица-то баба Медведева, на пути попадет — вот ее и бойся.

У Виктора Пульки сказка эта длиннее да краше сказывалась. Но и в моем пересказе смысл ее под конец, кажется, дошел до Лени. Правда, сначала он возражал:

— Во-первых, рябина по-человечески говорить не может. Во-вторых, медведи совсем не так, совсем иначе произошли. В-третьих, в природе медведи тоже нужны!..

Ну, а повозражав немного, Леня под конец все-таки задумался. И теперь, может быть, он будет стараться завоевать авторитет совсем иным способом. Каким?

Учитель : Почему писатель решил рассказать Лене сказку? Каким же другим способом может завоевать авторитет Леня? (Рассуждения ребят.)

Подведение итогов . Учитель делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями.