Классификация памяти по продолжительности сохранения материала. Память. Её значение и виды 6 виды памяти по длительности хранения информации

Ничего не проходит бесследно для человека: переживания, впечатления, события оставляют отпечаток, который хранится долгое время и при желании снова воспроизводиться. составляет основу его личности. Пережитое в прошлом, выработанный навык, то, чему научились – и есть человек. Способность получать, хранить и воспроизводить полученный опыт делает человека человеком.

Несмотря на существенный прорыв науки в области изучения мозга, вопрос о том, какие его участки управляют механизмами запоминания, остается открытым. Специалисты до сих пор пытаются объяснить отсутствие области, которая отвечает за нее.

Тем не менее ученым удалось подробно описать, какие механизмы лежат в основе функционирования памяти. Сегодня виды памяти и их характеристика не отличаются значительными расхождениями в трактовке.

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое , как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего. Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.

В 1927 г. психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Память и ее виды по психической активности

Классификация запоминания в зависимости от психической активности носит условный характер: на практике процессы вычленяются тяжело из-за постоянного взаимодействия. Это разделение связано с теми рецепторами и анализаторами, которые участвуют как в восприятии, так и в обработке информации.

Образная

Образная память - память о представлениях. Под представлениями понимаются не только «картины» жизни, но также запахи, вкусы и звуки. Поэтому выделяют осязательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую память.

Часто хранимая в образах информация расходится с оригиналом.

Слуховая и зрительная память хорошо развиты у среднестатистического человека, поскольку именно они играют главную роль в его жизни. Обонятельная, вкусовая, осязательная память часто развиты у людей, чьи профессии тесно связаны с перечисленными видами.

Двигательная

Сначала у ребенка появляется двигательная память - уже в первый месяц. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим движения и их системы. Без двигательной памяти невозможно формирование многих практических и трудовых навыков, среди которых письмо или ходьба. Двигательные условные рефлексы ребенка по мере развития постепенно перерастают в двигательную память, которая начинает носить сознательный характер.

Эмоциональная

Эмоциональная память – память о чувствах, в психологии называют самым прочным хранилищем информации. Пережитые чувства запоминаются человеком, становятся основой для будущих поступков и в виде анализаторов либо побуждают его, либо удерживают от действия, которое в прошлом связано с негативным переживанием. В сравнении с другими эмоциональная память оказывает наибольшее воздействие на личность.

Словесно-логическая

Словесно-логическая память, семантическая – запоминание наших мыслей, их воплощение в языковую форму. Название отражает ее сущность, поскольку возникновение размышлений, идей невозможно без речи.

В психологии в зависимости от участия мышления словесно-психологическую память разделяют на логическую и механическую. Эти два подвида выделяются наличием или отсутствием осмысления при изучении информации. При механическом запоминании материала студент на экзамене может легко воспроизвести «порядок слов» из учебника. Однако просьба объяснить «своими» словами вызовет определенные трудности, если при чтении материала не было осмысления, не участвовало логическое запоминание.

Детям легче дается «зазубривание», взрослые же обладают преимуществом в схватывании смысла. Малыши не умеют вычленять главные, наиболее значимые части информации и их внимание в большей степени сконцентрировано на деталях.

Виды памяти по длительности хранения

В зависимости от продолжительности хранения полученной информации выделяются следующие виды.

Сенсорная самая короткая по времени хранения, но она помогает человеку непрерывно и целостно воспринимать быстроизменяющиеся явления. Она носит характер мгновенного чувственного отпечатка (наиболее точное представление образа), после образов, которые существуют до 0,25 секунды.

Период кратковременной памяти равен 20-30 секундам. Этот процесс заключается в быстром запоминании образа с последующим немедленным воспроизведением. В поле кратковременной памяти находится от 5 до 9 объектов (слов, цифр, символов, прочее).

Под оперативной памятью понимается совокупность процессов запоминания, которые требуются для выполнения конкретной задачи в настоящий момент. По завершении этого актуального действия происходит забывание информации. Срок хранения зависит от длительности выполнения задачи и составляет от 2-3 минут до нескольких дней. Например, официант удерживает в голове выполняемые заказы, а после завершения забывает о них.

– сложная и важная система, а сохраняемые образы при необходимости воспроизводятся неоднократно до конца жизни. Объем нейронов в мозге человека ограничен, общее число составляет около 10 млрд. Один нейрон способен удерживать значительное количество информации. Отсюда возникает парадокс: при фактической ограниченности памяти на самом деле ее объем безграничен. Хотя повторное воспроизведение информации связано с трудностями из-за огромного объема хранения, оно происходит сравнительно быстро. Образы попадают в долговременную память, только пройдя через кратковременную. Без повторения информация стирается.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Страница 6 из 42

Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.

Критерий – продолжительность удержания материала. Виды памяти – долговременная, кратковременная и сенсорная (или ультракратковременная).

Для долговременной памяти , как ясно из названия, характерно длительное хранение знаний, навыков и умений. Объем долговременной памяти огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации. Экспериментальные данные подтверждают, что в долговременной памяти одновременно действуют несколько форм организации знаний. Одна из них – создание иерархических структур по принципу выделения более абстрактных, родовых понятий и более специфических, видовых. В настоящее время предложено множество теорий и моделей, которые описывают строение и функционирование долговременной памяти, но психологи признают, что все еще находятся далеко от истины. Нет единого мнения даже по “простейшим” вопросам, например: имеет ли место забывание в долговременной памяти или информация просто становится недоступной для воспроизведения; хранится ли в памяти вся информация или только ее часть и т. д. Тема долговременной и кратковременной (а также ультракратковременной) памяти оказалась наиболее разработанной и изученной в рамках когнитивной психологии (см. раздел 6).

Кратковременная память предназначена для непродолжительного храненияинформации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании играют процессы повторения, при помощи которых запоминаемый материал не только удерживается в кратковременной памяти, но и переводится в долговременную. Выделяют два вида повторения:

1) механическое (акустико-артикуляционное), этот вид повторения не приводит к заметным преобразованиям материала и позволяет механически удерживать материал в кратковременной памяти;

2) повторение, сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей, что позволяет запоминать его надолго, т.е. переводить в долговременную память (см. также раздел 6).

Сенсорная память обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств (см. раздел 6).

Надо отметить, что в терминологии, относящейся к данной классификации, существует путаница, связанная с употреблением понятия “кратковременная память”. Некоторые авторы подразумевают под ним то, что в когнитивной психологии называется “сенсорным регистром” или “ультракратковременной памятью”, а для собственно кратковременной памяти используют термин “оперативная”, или “рабочая”, память (см. , с. 247). В данном изложении термин “кратковременная память” используется в общепринятом и традиционном понимании, а термины ”оперативная” и “рабочая” могут считаться его синонимами.

ПАМЯТЬ – отражение прошлого опыта чел, проявл в запоминании, сохранении и последующее припоминанием того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о нем думал.
Виды
1 По ведущему анализатору (зрит, обонятельный, осяз, вкусовой – память на образы, вкус, слух и т.д)
2 По предмету или материалу Де:
а) двигательная (на движение) лежит в основе всех навыков (хотьба, письмо, резать хлеб, т.е. любые движения доведенные до автоматизма).
б) эмоциональная. Память на чувства и эмоии. Значение имеет в процессе формирования личности. Регуляция повторяется от пережитых чувств (эмоций). Бывает:
- образная (на какие-то образы) - вербальная (речевые средства)
3 По продолжительности протекания процессов:
а) сенсорная память, когда запоминается на уровне рецепторов (0,1-0,5 сек) – Тел выключил, картинка остается
б) кратковременная. Информация хранится около 20 сек. Краткое сохранение после непродолжительного времени восприятия..
в) долговременная. Длительное сохранение материала после неоднократного его повторения (табл умножения, стихи)
г) оперативная. Запоминание каких либо совпадений на выполнение каких либо операций(заданий) – чай заваривать как? Помним хорошо, т.е когда надо вспоминаем.
4 По цели Де
а) непризвольная (отсутствует цель, нет волевого усилия
б) произвольная (есть цель, волевое усилие и используетмнемические действия – опр приемы, техника.
Процессы
1 Запоминание. Прием, в результате которого происходит закрепление нового, путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно:
а) запоминается то, что с чем чел действует (учили в школе химию, затем реб объясняем)
б) запоминается то, что интересно
в) запоминание зависит от волевой сферы. Использ мнемический прием действия (прием при заучивании - образы создать о чем учишь)
2 Память это сохранение и забывание. Сохранение - удержание прошлого опыта:
а)сохр материала опр степенью участия в Де

б) обьем материала д.б пропорционален объему памяти
ЗАБЫВАНИЕ – выпадение, исчезновение из памяти прошлого опыта. Иногда забывание целесообразно, чтобы не происходило перенапряжение нервной системы. При забывании сущ явл РЕМИНИСЦЕНСИЯ – отсроченное воспроизведение прошлого опыта оказавшегося забытым.
3 Воспроизведение. Память при котором происходит актулизация, закрепление раннего из долговременной памяти в оперативную. Выделяют:
А) собственное В – когда материал производится без повторного восприятия
Б) узнавание – воспроизведение объекта в условиях повторного восприятия (нужно предъявить и вспомнить обьект).
В) припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее опр волевых усилий.
Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.
Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второю года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года - то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого - то, что было примерно год назад.
В мл дошк возр преобладает непроизвольное запоминание и воспроизведение. Произвольное запоминание задействуется реб в том случае, если этого требует взр или возникает соответствующая задача. В дошк возр преобладает эйдетическая память – реб, вспоминая, как бы вновь видит предмет и может детально его описать.
Для дошк периода хар-но интненсивное развитие механизмов запоминания и воспроизведения. Прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к периоду четырех - пятилетнего возраста. (яркие воспоминания, оставшиеся в памяти каждого после периода ст дошк возр, и почти полное отсутствие воспоминаний о раннем детстве).
Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Запоминание и воспоизведение не зависят от воли реб, а связаны с осуществляемой им Де. В возрасте 4-5 лет начинают формипроваться произвольные формы запоминания и воспроизведения. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.
Усвоение произвольных форм запоминания происходит поэтапно. Поначалу дошк ставит задачу запомнить и припомнить, не применяя особых способов запоминания, т.к они еще ими не владеют.
След этап – освоение приемов запоминания припоминания, которые обычно подсказывает взр. Например реб дат задание, а затем просят повторить, а взр помогает наводящими вопросами.
Несмотря на несовершенство механизмов запоминания, память в дошк возр становится вед функцией и занимает центр место в сознании.
Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека.

Подробности 09 марта 2011 Просмотров: 81752
  • Previous Article Индивидуальные различия памяти людей (Немов Р.С.)
  • Next Article Общее представление о памяти (Немов Р.С.)
Настроить шрифт

Классификация ви­дов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образ­ная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и не­произвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредство­ванная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения - замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в час­тности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговремен­ной памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по време­ни сохранения материала, другое - по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память - непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно­венная память представляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти­мулов. Это - память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе­ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на после­дующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизве­сти спустя несколько десятков секунд после однократного предъ­явления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль­ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада­ет только та информация, которая сознается, соотносится с ак­туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По­следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хо­рошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетиче­ским восприятием, способные в течение достаточно продолжи­тельного времени «видеть» воспринятую картину в своем вооб­ражении после того, как она перестала воздействовать на орга­ны чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней осно­ван, в частности, процесс запоминания и воспроизведения ма­териала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную . В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо­бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превос­ходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно за­поминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществле­ния деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также ма­териал, с которым связана интересная и сложная умственная ра­бота и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, клас­сификации, установлению в нем определенных внутренних (струк­тура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь оп­ределяется механическая память, ее возможности. С особенно­стями кратковременной памяти, обусловленными ограничен­ностью ее объема, связано такое свойство, как замещение . Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально огра­ниченного объема кратковременной памяти человека вновь по­ступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тог­да, когда человеку приходится иметь дело с такой информа­цией, которую он не в состоянии полностью запомнить и кото­рая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Почему, например, мы так часто испытываем серьезные труд­ности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что позна­комили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая ин­формация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его име­нем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.

Кратковременная память играет большую роль в жизни че­ловека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенци­ально полезная. Вследствие этого не происходит информаци­онной перегрузки долговременной памяти излишними сведе­ниями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материа­лом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характе­ристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впер­вые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатле­ниях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, ко­торые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, кото­рое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат­ковременной в долговременную память такого количества ин­формации, которое превышает индивидуальный объем кратко­временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказы­вается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Дан­ную особенность кратковременной памяти иллюстрирует сле­дующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интер­вале между первичным восприятием этих букв и их припоми­нанием испытуемым не дают возможности повторять эти бук­вы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет трой­ками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их восп­роизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначаль­но воспринятой ими информации.

Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому ма­териалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий ма­териал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраня­ется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цве­та, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно прохо­дил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, не­смотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, рим­ской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следова­тельно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запо­минания является временное кодирование, т.е. отражение запо­минаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что мож­но обозначить словом, то мы этим словом, как правило, поль­зуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, при­чем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закры­ваем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обяза­тельно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, предста­вить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запомина­ния и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зри­тельно предъявить значительное количество слов, заведомо пре­вышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характер­но только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных нарушений долговременная и крат­ковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезнен­ном нарушении памяти, которое именуется ретроградной ам­незией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событи­ях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, - антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способ­ность ввода новой информации в долговременную память.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совмест­ную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически пред­ставлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных ав­торов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возмож­ностями произвольного припоминания хранящейся в ней ин­формации. Кроме того, для того чтобы информация из кратко­временного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то вре­мя, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и до­ступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электрон­но-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях процессы кратковремен­ной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и па­раллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возмож­ности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысло­вой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает ис­пользование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышаю­щих объема кратковременной памяти.

Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повто­рение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Перевод информации из кратковременной в долговремен­ную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала ос­мыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за не­достаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы ра­боты долговременной памяти. Эта память обычно начинает фун­кционировать не сразу после того, как человеком был воспри­нят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходи­мое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противо­положно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспро­извести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковре­менная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большин­стве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы исполь­зуем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудно­сти при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же осо­бенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс уз­навания когда-то виденного или слышанного.

Литература

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологиче­ские сочинения. - Т. II. - М., 1979. (Память и мышление: 118- 341. Память. Припоминание: 341-366.)

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973. (Виды памяти: 99-113. Возрастные изменения памяти: 114-121.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психо­логии: 9-137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141- 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222-241. Сравне­ние непроизвольного и произвольного запоминания: 245-425. Раз­витие памяти: 425-514.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28-45.)

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М., 1978. (Кратковременная память: 83-159. Долговременная память:

160-215. Запоминание: 216-236. Припоминание (воспроизведение):

237-271. Память и зрение: 272-291.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:

В 2 т. - М., 1983. - Т. I. (Развитие высших форм запоминания:

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976. (Разви­тие памяти: 8-37, 94-137. Произвольное запоминание: 38-93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138-219. Раз­витие памяти в процессе обучения: 220-246.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. - Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7-20. Эмоции и регуляция памяти: 325-351. Нейропсихологическая регуляция па­мяти: 351-356. Психофизиологические аспекты модуляции памя­ти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. - М., 1988. (Механизмы памяти: 67-83.)

Общая психология. - М., 1986. (Память: 291-321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. - М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7-10. Связь позна­вательной активности и памяти: 10-24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25-43.)

Развитие памяти. - Рига, 1991. (Что такое память: 5-10. Парадоксы памяти: 11-117. Память глазами физиолога: 18-30. Память глазами психолога: 31-42. Можно ли тренировать па­мять: 43-47. Какая у меня память: 48-53.)

Развитие творческой активности школьников. - М., 1991. (Развитие памяти: 126-149.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. II. - М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5-294. О неко­торых корреляциях в области памяти: 316-327.)

Немов Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. С. 219-228.

Виды памяти - Структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала.

По характеру запоминаемого материала выделяются следующие виды памяти:

Зрительная,

Слуховая,

Осязательная.

По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют:

Сенсорную (срок хранение не более 1,5 с.),

Кратковременную (срок хранения не более 30 с.),

Долговременную (позволяет хранить материал постоянно, хотя и с некоторым угасанием во времени).

Это наиболее распространенные в научном обиходе виды памяти. Существуют и другие подходы к классификации памяти, в зависимости от потребностей исследователей. Психологами в качестве наиболее общих оснований для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по:

Запоминанию,

Хранению,

Воспроизведению информации.

Запоминание тесно связано, очевидно, с характером психической активности, преобладающей в деятельности. Поэтому память бывает:

Двигательная,

Эмоциональная,

Образная,

Словесно-логическая.

Деятельность, а следовательно и запоминание, зависит, безусловно, и от целей деятельности. По этому показателя память делится на:

Произвольную,

Непроизвольную.

Хранение информации - не очень удачный термин, потому что обычно под словом "хранение" подразумевается что-то вроде пассивного лежания того или иного предмета на полке в кладовке. Хранение информации в компьютере - тоже весьма пассивный процесс, и обычно сохранность того или иного файла не зависит от того, насколько часто его используют.

Для человека хранение информации - это периодическое его использование. Чем чаще человек прокручивает у себя в голове ту или иную информацию, а тем более использует ее в повседневной деятельности или размышлениях, тем информация сохраннее. Бывает, разумеется, что та или иная информация всплывает в сознании спустя десятилетия, но общая закономерность такова: чем чаще используешь, тем вероятность утери информации меньше и тем легче дается припоминание.

С какого момента поступления информации в организм начинается память? В обывательском представлении память начинается примерно с того момента, когда совершены некоторые сознательные действия над запоминаемым материалом. Например, учитель дал задание ученику выучить стихотворение. Ученик пришел домой, переоделся, пообедал, сел за уроки - активизировал свою память.

Следует, однако, не забывать про общий принцип работы памяти, заложенный в нас природой. А этот принцип один - сохранение во времени внешних сигналов. Если в человека кинуть камнем, то болевое ощущение будет распространяться по нервным волокнам уже после того, как удар получен, в восприятие и сознание болевой сигнал поступит еще позже; камень уже упал на землю, а неприятные ощущения и боль еще ощущаются (отчасти ощущение боли может сохраняться во времени из-за нарушения целостности кожного покрова); пройдут годы, а человек будет помнить и то, что в него кинули камнем, и того, кто кинул, и обстоятельства, при которых это произошло. Если бы памяти не существовало вовсе, то сразу после того, как камень перестал соприкасаться с кожей жертвы, последняя про это забыла бы.

Поэтому механизмы памяти вступают в действие сразу, как только рецепторы подверглись тому или иному воздействию. Далее вступают в силу процессы сохранения информации. Как уже говорилось, одно из распространенных оснований деления памяти на виды - по времени хранения. Выделяют сенсорную, кратковременную (и связанную с ней оперативную), долговременную. Каждый из этих видов памяти - не только ее вид, но еще и этап в обработке (сохранении) информации. Сенсорная память занята сохранением во времени максимально точной картины окружающей ситуации (изображение, звук и другое). Но наша память не может хранить всю информацию "один к одному". Если бы всё запоминаемое записывалось бы без искажений на "внутренний жесткий диск", то каждую секунду только от зрения поступало бы около 25 мегабайт информации. Поэтому вступает в действие кратковременная память, которая максимально упрощает воспринимаемую информацию. Упрощение происходит, например, за счет выделения фигуры из фона, схематизации. Активно работают ассоциации.

Если в нашем присутствии рассказывают стихотворение (например "Умом Россию не понять" Тютчева), то мы не запоминаем слова, потому что их уже знаем; в мозгу вырабатывается ассоциация с ранее запомненной информацией; в итоге наша память хранит воспоминание вроде такого: "Морковкин... Тютчев... Умом... Пафосно..." Каждое из этих слов - ассоциация с уже хранящимся в памяти: "Морковкин" - ассоциация с образом коллеги, "Тютчев" - с образом поэта, "Умом" - с его стихотворением, "Пафосно" - с характерными интонациями. Когда кто-то в последствии попросит нас рассказать, как прошла вечеринка, то мы вспомним про этот эпизод и по ключевым словам-ассоциациям восстановим картину происшедшего. Мы уже точно, один в один, не помним того, что было, но можем реконструировать события. Зная, например, характер Морковкина, можем предположить, как он выступал, какие жесты делал и т.д.

Основная задача, таким образом, кратковременной памяти - максимально упростить запоминаемый материал, отделить существенное от несущественного, создать предпосылки для долговременного хранения информации. Однако огромное количество жизненных, учебных, рабочих ситуаций требует не только и даже не столько работы долговременной памяти, сколько работы кратковременной. Домохозяйка готовит новое блюдо, пользуясь незнакомым рецептом, студент пользуется шпаргалкой на экзамене, автомеханик ремонтирует автомобиль - эти ситуации заставляют напрягать память, но долговременный результат не представляет значения. Домохозяйка, возможно, больше не будет готовить по этому рецепту (а если и будет, то может снова им воспользоваться), студента интересует лишь хорошая оценка (а работа по специальности - это так еще не скоро), в задачи автомеханика совсем не входит помнить каждый сделанный им автомобиль. Поэтому для выделения особых случаев, когда долговременное хранение информации не представляет интерес, ввели понятие оперативной памяти. Оперативная память - просто характерный подвид кратковременной. Также оперативную память можно рассматривать как некоторое функциональное состояние кратковременной памяти.

Для обычной кратковременной памяти характерно то, что значимая для личности информация переходит в долговременную. Как правило это достигается за счет вырабатывания ассоциативных связей с уже хранящейся в памяти информацией. Вся эта информация, хранящаяся в долговременной памяти, хотя весьма рыхлая, но тем не менее обладает целостностью, которую можно назвать картина (модель) мира. Новая информация попадает в эту модель мира при условии, что информация интересна и полезна (то есть заполняет собой некоторый пробел в знаниях), непротиворечива (то есть истинна по отношению к модели мира).

Предположим, религиозный человек сообщает атеисту, что мир был создан 8000 лет назад из яйца кукушки. Атеист эту информацию запомнит, но в каком виде? Он не может запомнить, вписать в свою модель мира, что он был создан 8000 лет назад из яйца кукушки. Но в этом и нет необходимости. Атеист просто запоминает, заносит в свою долговременную память запись: "Есть люди, по крайней мере один человек, которые верят, что мир был создан 8000 лет назад из яйца кукушки. Это забавно, можно рассказывать как анекдот".

Работа кратковременной памяти в обычном режиме носит весьма гибкий характер. Человек постоянно обращается к своей долговременной памяти, модели мира, пытается дополнить последнюю новыми знаниями. Иными словами, происходит постоянный поиск истины.

Когда кратковременная память работает в режиме оперативной, то, с одной стороны, довольно сильно повышается эффективность сиюминутного удержания оперативной информации, с другой стороны - резко снижается критичность к информации, ее осмысление, переход в долговременную память. Даже спустя пять минут может быть уже так, что человек не помнит какую-то довольно существенную информацию (домохозяйка не может вспомнить, клала она лавровый лист или не клала, студент не может вспомнить определение, которое только что переписал со шпаргалки, автомеханик не может вспомнить, сколько болтов он закрутил.

Можно предполагать, что природным механизмом, запускающим в действие оперативную память, является напряженное функциональное состояние. В случаях, когда человек вынужден решать интеллектуальные задачи за ограниченное время, запускается оперативная память. Именно поэтому ученые всех времен и народов любят заниматься наукой не спеша, в спокойной обстановке, для них качество важнее количества.

Другая известная классификация видов памяти была предложена П. П. Блонским, производится по характеру психической активности:

Двигательная,

Эмоциональная,

Образная,

Словесно-логическая.

Эти виды памяти находятся между собой в тесном взаимодействии. Даже такие далекие (вроде бы) друг от друга виды памяти, как двигательная и словесно-логическая, связаны между собой. Наша словесно-логическая память опирается на речевой аппарат, и когда мы повторяем строки любимого стихотворения, например, наш речевой аппарат активизируется, хотя его деятельность и остается подавленной: едва заметно напрягаются мышцы, с помощью которых мы разговариваем. Поэтому каждый раз, когда мы что-то повторяем про себя, мы это проговариваем, только беззвучно.

Двигательная (или моторная) память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических, в том числе трудовых, навыков, а также ходьбы, письма и т. д.

Природа оделила наши организмы богатыми возможностями в плане движения. Какие-то движения имеют в большей степени врожденные корреляты, какие-то - в меньшей. Имеется ряд врожденных безусловных рефлексов, например хватательный. Но всем более-менее сложным движениям приходится учиться. Только к концу первого года жизни ребенок встает на ноги. Пройдут многие годы, прежде чем ребенок научится играть на пианино или танцевать на сцене Большого театра. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия, что не является реальным.

При воспроизведении движений человек не всегда повторяет их один в один в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Следует к тому же учесть, что человек в принципе не может повторить одно и то же движение абсолютно точно. Виной тому - внутренний скелет и сложная система построения движений. В отличие от птиц, например, у нас имеется пирамидная нервная система. Если у птиц движения порывистые, похожи на движения роботов, то у человека движения гладкие, но подвержены помехам.

В экспериментах было показано, что наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности.

Интересно, что проще запоминаются движения в комплексе других движений. Легче запомнить один комплекс из десяти движений, чем десять самостоятельных движений, выполняемых в случайном порядке. Если когда-то движение было частью такого комплекса, потом его будет воспроизвести значительно сложнее.

Предположим, некоторый человек на протяжении пяти лет приходил на работу, открывал дверь кабинета, раздевался, переобувался, включал компьютер, делал себе кофе, затем вводил пароль и начинал работать. За эти пять лет он так привык набирать пароль, что мог его просто забыть в его вербальном выражении, особенно если пароль состоит из сложной комбинации букв и цифр. Однако пальцы его этот пароль "помнят", и за последние четыре года он ни разу не ошибался. Если этого человека попросить озвучить пароль, то ему это может удаться не сразу (потребуется представить, как он набирает пароль). Если он вдруг решил работать удаленно, подключаясь к серверу из своего дома, то может произойти то же самое: пароль не удается набрать. А не удается потому, что действие было выдернуто из комплекса.

Эмоциональная память - это, как понятно из названия, память на эмоции и чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить разного рода эмоции и чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоции связывают нас с нашими инстинктами - врожденными схемами поведения. Это важное обстоятельство, потому что значение эмоциональной памяти для личностного роста человека сложно переоценить. Так человек, как и любое другое животное, устроено, что он склонен повторять те ситуации, в которых ему было приятно, и избегать тех ситуаций, которые вызывают неприятные воспоминания.

Эмоциональная память может иметь как конструктивное значение, так и деструктивное. Если, например, ребенку понравилось получать пятерки, он будет стремиться и впредь учиться хорошо, чтобы чаще получать пятерки. Если же на глазах ребенка утонул в реке какой-то человек и это вызвало шок, то всю следующую жизнь он может бояться подходить к воде, потому что вид воды вызывает в памяти очень негативные воспоминания.

Для эмоциональных воспоминаний во всех языках существуют специальные слова. В русском это "чувства". Мы вспоминаем о шоколаде, нас посещают приятные эмоции - мы говорим, что любим шоколад. Мы вспоминаем о каком-либо неприятном человеке, нас посещают неприятные эмоции - мы говорим, что ненавидим этого человека. Само слово "чувство" связано с "чувствовать" в смысле "ощущать". Это объясняется тем, что мы свои эмоции на самом деле и ощущаем, и чувствуем всем телом.

Интересно, что работа эмоциональной памяти может быть не только причиной чувств, но и следствием их. Если мы в ссоре с кем-то, то, вспоминая ситуацию с участием этого человека, можем интерпретировать эту ситуацию в негативном ключе (например нам может показаться, что этот человек нас хотел оскорбить и оскорбил). Если мы помирились, то воспоминания могут быть совсем иными. Как и любой другой вид памяти, эмоциональная память - не точное и беспристрастное отражение действительного положения вещей, но примерное и субъективное.

Образная память - это память на развернутые представления:

Визуальные картины природы и сцены из жизни,

Сложные звуки (в том числе музыкальные произведения).

К образной памяти иногда относят и память на запахи, вкусы, осязательные впечатления. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме развернутых представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их:

Бледность,

Фрагментарность,

Неустойчивость.

Для образной памяти эти дефекты заметны лучше всего. Каждый человек хотя бы раз в жизни напрягал свою память, чтобы представить себе в деталях, например, как выглядит Храм Василия Блаженного или какие очертания у Японии...

Для образной памяти большое значение имеют врожденные задатки. Люди с очень хорошо развитым зрительным анализатором могут вспомнить, сколько было пуговиц на платье воспитательницы в детском саду, а люди с очень хорошо развитым звуковым анализатором могут по памяти напеть один раз услышанную песню.

Психологи-экспериментаторы довольно много изучали особенности отклонения представлений от первоначального образа восприятия. В основном эти отклонения могут идти по двум путям:

За счет смешения смешение образов,

За счет дифференциации образов.

В первом случае образ теряет свои специфические черты, и на первый план выступает общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Следующий вид памяти, словесно-логическая, выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Этот вид памяти эволюционно возник из образной памяти (звуковой). На каком-то этапе эволюции стало выгодно воспринимать и произносить звуки не только в виде образов, но и в виде сложных последовательностей звуков, то есть в кодированном, условном виде.

Мы запоминаем и воспроизводим мысли так, будто разговариваем сами собой: речь из внешней стала внутренней. Современная речь - это не только звуки, но и буквы, но тем не менее в обработке и хранении словесно-логической информации принимают участие те отделы головного мозга, связанные с обработкой звуковых стимулов.

Словесно-логическая память появилась тогда, когда человек научился условно кодировать произносимые звуки (когда-то "У-А-О" это было просто некий крик, не отличающийся от "А-У-О", теперь первое означает, например, огонь, а второе - охотиться). Поэтому для полноценной работы словесно-логической памяти нужна прослойка, называемая языком. Без языка (системы кодирования) вся речь теряет смысл. Запоминая какое-то предложение (например "Мама мыла раму"), мы на самом деле не запоминаем каждый звук по отдельности. Мы задействуем ассоциации с языком и как бы дергаем за ниточки. Дернули одну ниточку - вот слово-понятие "мама", вторую - "мыла", третью - "раму".

Язык - это что-то вроде постоянно хранящейся в памяти библиотеки стандартных звуков. Под звуком здесь подразумевается не только собственно звуки, но и слова, и даже целые фразы (например "Привет! Как дела?"). Каждый звук обладает уникальным смыслом, со своими ассоциациями. Также, что очень важно, мы в состоянии воспроизвести своим речевым аппаратом любой звук из языка. Язык часто рассматривают как социальный инструмент, каковым он разумеется является. Но другая важнейшая его функция - облегчение работы словесно-логической памяти.

Как уже говорилось, память делится на произвольную и непроизвольную, что зависит от целей деятельности. Если осуществляется целенаправленная деятельность по запоминанию материала, то речь идет о произвольной деятельности (например студент готовится к экзамену). Если запоминание не носит целенаправленного характера, говорят о непроизвольной памяти (так, например, мы можем запомнить, что вчера был дождь, а позавчера снег).

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Как уже отмечалось выше, работа кратковременной памяти осуществляется постоянно, интересное и полезное откладывается в долговременную память, хаотичное, скучное и бесполезное игнорируется и замещается в сознании другим материалом. Когда мы стараемся что-то запомнить в произвольном смысле (то, что надо, а не то, что хочется), мы:

Концентрируем свое внимание на том, что надо,

Используем разного рода мнемотехнические средства (например задействуем в своем сознании ассоциации, просто многократно повторяем),

Подбадриваем себя.

В этом и заключается произвольный характер работы памяти. Довольно легко можно запомнить таким образом небольшие объемы скучной информации. Однако нет особенной гарантии того, что эта информация останется в долговременной памяти. Для успешного запоминания очень важен интерес, а им, к сожалению или радости, управлять тяжело. В качестве замены интереса может выступить самовнушение: "Это очень важно, это надо запомнить".