Какова доля рождения больных при кровосмешении. У потомков кровосмесительных браков нашли признаки естественного отбора

Кровосмешение или инцест – это брак между людьми, состоящими в кровном родстве. Родные брат и сестра сочетаются браком, отец женится на дочери – всё это и есть инцест, который переводится с латинского языка как «преступный» или «греховный» брак. Если же узами Гименея соединяются двоюродные или троюродные братья и сёстры, то в некоторых странах, в том числе и европейских, подобное деяние не является преступлением.

Если же обратиться к истории, то в Древнем Египте подобные браки были обязательны среди царствующих особ. Считалось, что свою божественную кровь фараоны не имеют права разбавлять кровью других людей. Данная точка зрения превалировала и при дворах македонских царей, и в империи Инков.

Те же Птолемеи, получившие власть над Египтом после смерти Александра Македонского, придерживались браков, основанных на кровосмешении. Родные братья женились на родных сёстрах. Таким способом появилась на свет и Клеопатра, которую считают самой знаменитой женщиной, жившей в начале новой эры.

Библейский герой Лот предаётся греху кровосмешения со своими дочерьми
Ну и что? Подумаешь, кровные родственники женились друг на друге. К этому их побуждали определённые условности и правила, которые необходимо было соблюдать в то далёкое время. Ведь обычаи у всех народов разные. У кого-то именно кровосмешение считалось в порядке вещей. В наши дни мормоны, имея гражданство США, сочетаются браком с 14-летними девушками, да ещё содержат целые гаремы таких жён. У всех в головах свои тараканы, так что нечего тут демагогию разводить.

Если отбросить нравственную составляющую, то инцест не представляет собой что-то ужасное. И у близких родственников, и у дальних, и у людей абсолютно разных генеалогических линий рождаются дети. В этом нет ничего плохого, так как люди просто обязаны продолжать свой род. Однако во все века существовали народы, которые не допускали браки между юношами и девушками, связанными кровными узами. В наши дни церковь и медицина также категорически против подобных уз.

Кровосмешение и наследственные заболевания

Почему же кровосмешение вызывает такую негативную реакцию? Всё упирается в наследственность. В наши дни то, о чём в древности могли только догадываться, нашло своё научное объяснение. Стало оно возможным, благодаря генетике.

Она утверждает, что инцест ведёт к генетической чистоте. При этом наследственные признаки проявляются очень ярко. Хорошо, если они позитивные, а если негативные. К примеру, у отца с матерью наблюдается комбинация генов, уменьшающая жизнестойкость организма. Для их ребёнка она может оказаться смертельной или стать причиной врождённого уродства и серьёзного психического заболевания.

Подобные риски характеризует коэффициент инбридинга. Инбридинг – это скрещивание близких родственников и удваивание однородных генов у их детей. У дяди и племянницы он равен 0,125. У двоюродных братьев и сёстёр – 0,062. У троюродных родственников – 0,032. В четвёртом колене коэффициент равен 0,016. Эти цифры показывают, сколько похожих генов (с одинаковыми наследственными признаками) в зависимости от близости родства находится в организме.

Из этого следует вывод, что при кровосмешении вероятность появления на свет больного потомства тем выше, чем ближе родство мужа и жены. Дело тут в том, что в их генетическом аппарате может оказаться «бракованный» ген. Он бывает доминантным или рецессивным. «Больной» доминантный ген всегда подавляет своего «здорового» коллегу. То есть в данном случае степень родства не имеет никакого значения.

«Бракованный» участок молекулы ДНК может несколько поколений быть рецессивным, а затем превратиться в доминантный. В этом случае ребёнок получит какое-нибудь наследственное заболевание. При этом мама вообще может быть урождённой африканкой, а папа жителем Бразилии.

Инцестный брак
Но если у близких родственников, вступивших в брак, присутствует один и тот же рецессивный ген, то в результате оплодотворения родится больной ребёнок, так как этот ген некому будет подавлять. Зарождающаяся жизнь окажется абсолютно беззащитной перед каким-то страшным заболеванием.

К примеру, существует редкая болезнь, носящая название хорея Гентингтона или Хантингтона – это одно и то же. Провоцирует её всего лишь один «бракованный» ген. Человек, ставший его обладателем, обрекается на ужасную смерть. До 35 и даже 50 лет носитель смертоносной болезни может быть абсолютно здоров.

Коварный удар наносится неожиданно. У больного теряется память, нарушается речь, наступает паралич всего тела. Это сопровождается страшными физическими болями. Исцелить беднягу не возможно, можно лишь слегка облегчить его страдания, вводя сильные обезболивающие. Но в любом случае больной умирает.

Теперь представим, что в генетическом аппарате женщины есть такой ген. Он является рецессивным и никак себя не проявляет. Достигнув брачного возраста, женщина выходит замуж за человека, который с ней никакими родственными узами не связан. Естественно, «нормальный» ген мужа подавит «больной» рецессивный ген жены, и ребёнок родится здоровым.

Но если эта женщина выйдет замуж за своего ближайшего родственника, у которого также имеется рецессивный «больной» ген, то ребёнок получит ужасную болезнь по наследству от обоих родителей. Вот почему кровосмешение порицается медициной и церковью. Ведь у посторонних людей «больные» гены могут совпасть очень и очень редко, а у родственников подобная вероятность чрезвычайно высокая.

Именно подобным образом наследуются глухота, немота, нарушения нервной системы и другие тяжёлые заболевания. Инцест провоцирует выкидыши и неизлечимые пороки. Но делать трагедию из кровных браков не следует. По статистике лишь 20% новорождённых получают какие-либо наследственные отклонения. 30% – это абсолютно здоровые дети. А вот носителями рецессивного гена становятся 50% новорождённых.

В то же время скрещивание двух абсолютно разных генеалогических линий также не даёт 100% гарантию, что родится абсолютно здоровый ребёнок. Среди таких детей неизлечимо больных тоже хватает. Ведь рецессивный «больной» ген может в любую минуту превратиться в доминантный. Врачи при этом сделать ничего не смогут, так как весь процесс проходит на молекулярном уровне.

Кровосмешение и интеллект

Теперь давайте посмотрим на кровосмешение несколько под иным углом зрения. Поговорим не о заболеваниях, а о наследственных умственных способностях. Оказывается, интеллект при инцесте очень активно передаётся по наследству. Например, среди родственников Иоганна Себастьяна Баха насчитывалось 47 профессиональных музыкантов. В этом многочисленном семействе были приняты браки между двоюродными братьями и сёстрами.

Посмотрим на генеалогические линии Льва Толстого и Александра Пушкина. Их прабабушки являлись родными сёстрами. Кстати, совсем недавно был проведён анализ родословных многих выдающихся людей прошлого. Так вот, исследования показали, что у 50-летних отцов вероятность появления на свет талантливого ребёнка в 20 раз выше, чем у молодых 20-летних пап.

Данные результаты и кровосмешение никак не связаны. Это просто лишний раз подчёркивает сложный и многообразный мир генетики. Он до краёв наполнен разными неожиданностями и сюрпризами. А поэтому даёт огромное поле деятельности для исследователей.


Кровосмешением называются интимные отношения между лицами, находящимися в кровном родстве. Степень такого родства определяется правовыми нормами, а в так назваемых примитивных культурах - обычаями. В истории человечества кровосмешение рассматривалось как одно из самых страшных и отвратительных преступлений. В священных книгах различных религий табу на кровосмешение сопровождалось специальными текстами, грозящими нарушителям гневом богов. Браун, опираясь на анализ 110 различных культур, приходит к выводу, что запрет кровосмесительных контактов характерен для всех эпох и цивилизаций. Существовали, однако, и исключения из этого правила, правда, чаще всего они ограничивались семьями монархов (Древний Египет, Япония, Персия Сасанидов, инки). Кровосмесительные союзы были направлены на сохранение власти в руках одной и той же царствующей семьи, отождествляемой со святыней, т.е. эти браки расценивались как освященные волей богов, вроде бы закрывающих глаза на табу во имя династической идеи.
Если запрет на кровосмешение представлялся очевидным в случае связей между ближайшими родственниками - отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой, то применительно к иным степеням родства проблема выглядела сложнее. Различные культуры и правовые системы по-разному определяли границы сексуального табу. В Европе, например, синоды в 10 в.ввели запрет на половое сожительство для родственников вплоть до седьмой степени родства. Дело дошло до неожиданных осложнений. В связи с тем, что в монарших и аристократических кругах браки из династических соображений заключались между породненными семьями, многие из таких супружеских союзов - в свете синоидальных постановлений - оказывались недействительными. В одних случаях это привело к драматическим событиям, а в других - облегчило избавление от постылой супруги (супруга) и вступление в новые браки. Тем не менее недовольство среди власть имущих все таки перевесило, и в 1215 г.Латеранский собор смягчил запрет кровосмешения, ограничив его четвертой степенью родства.
В какой же степени соблюдалось и соблюдается универсальное культурное табу, которым можно признать кровосмешение? Судебные архивы, дневники, послания моралистов и записки бытописателей позволяют познакомиться с примерами кровосмесительных союзов, имевших место в минувшие века. Подобные случаи были характерны для беднейших слоев общества, где сексуальному поведению такого рода могли благоприятствовать общие для всей семьи постели. Обращает на себя внимание также некоторое ослабление морального осуждения этого явления во Франции в эпоху рококо и либертинства. Рост пуританского и мещанского нравственного ригоризма в 19 в.обострил осуждение кровосмесительных действий, доказательством чего могут служить дошедшие до наших дней судебные дела.
Знаменитый труд Кинзи сделал достояние общественности будоражащую правду о кровосмешении как об отнюдь не редком факте наших дней: в том, что им пришлось с ним столкнуться в молодости, призналось около 4% женщин. Вейнберг в 1955 г.выяснил, что в США на каждые 100 тысяч жителей приходится 1-2 случая кровосмешения, а Гебхард в 1965 г.выявил их у 3,9% популяции и 13,1% заключенных. Из последних американских даных явствует, что в США ежегодно отмечается приблизительно 36 тысяч кровосмесительных эпизодов, в Великобритании же их фиксируется за год в среднем 356. Следует, однако, сказать, что между опубликованными данными и действительностью существует серьезное расхождение: гораздо большее число случаев кровосмешения остается не выявленным по разнымпричинам. Мои собственные наблюдения, выполнявшиеся в 1984 г., показывают, что в кровосмесительных отношениях призналось примерно 1% мужчин и 2% женщин, т.е.рассматриваемое явление - вовсе не редкость, а в некоторых группах населения, например среди алкоголиков и деклассированных элементов, этот процент бывает еще выше.
Какие кровосмесительные союзы встречаются чаще всего? Первое место, безусловно, занимают связи отцов с дочерьми, следущее - братьев с сестрами и самое последнее (чрезвычайно редкие) - матерей с сыновьями. Рассмотрим эти комбинации подробнее.

СВЯЗИ ОТЦОВ С ДОЧЕРЬМИ. У части таких отцов исследователи выявляют психопатическую незрелую индивидуальность со склонностью к педофилии (ориентированной на собственных дочерей) и промискуитету. Бросается в глаза высокий уровень алкоголизации таких отцов - 73%. Они чаще всего седут себя как настоящие диктаторы в семье, которая полностью подчинена им и зависит от них в финансовом отношении. Кровосмесительные связи носят различный характер. Они могут распространяться на одну из дочерей (чаще всего на самую пасивную), но встречаются случаи сожительства с несколькими из них и даже со всеми. Подобные связи могут продолжиться подолгу, а иногда носить характер регулярного сожительства. Во многих случаях пара отец - дочь - это своеобразный союз против жены кровосмесителя. По отношению к дочери-парнерше отец выступает в неясной роли, являясь и отцом, и сексуальным партнером. Отцы, как правило, рационализируют свое поведение, придают ему видимость нормальности и всевозможными способами оправдывают смысл этих связей. Бывает, например, что дочь напоминает им мать в молодости. В том случае, когда дочь не является биологическим потомком, к ней относятся в большей степени как к женщине-партнерше, нежели как к дочери, ребенку.
Что переживают и думают дочери, состоящие в таких связях? Оказывается, тут возможны различные варианты. Одни чувствуют себя принуждаемыми к близости, испытывают страх и ощущение угрозы. Другие в разной степени приемлют эту связь (чаще всего направляя ее против матери), известны также случаи прямого сексуального провоцирования отцов. Изучение личности этих дочерей выявило высокий уровень нарушений индивидуальности и невротизма (еще до сексуальной инициации с отцами), у других отмечалась предрасположенность к сексуальной свободе, проституированию. Исследования, касающиеся последствий кровосмесительных связей для дочерей, выявили разные возможности: проституцию, свободную половую жизнь, нарушения личности, страхи, возникновение мазохистских склонностей, сексуальные и супружеские проблемы.
Особого внимания заслуживают положение и отношение к проблеме жен кровосмесителей. Оказывается, у многих из этих женщин наблюдались сексуальные расстройства и нежелание вести половую жизнь с мужьями; более того, они мирились с кровосмесительными действиями или делали вид, что ни о чем не знают, другие же проявляли чрезмерную терпимость. Отмечались также случаи непротивления подобному положению вещей из страха перед мужем, из-за его садизма, издевательств. Многие исследователи обнаруживали в личности этих женщин механизм подсознательной передачи дочери "прав на соблазнение" отца с целью перенятия ею сексуальной функции, которую не хотела или не могла выполнять сама мать. Я неоднократно встречался с женщинами, которые обращались за советом в случае выявления кровосмесительной связи между мужем и дочерью. ОДни шли со своей бедой в органы правопорядка, другие не хотели так поступать, стыдясь или желая любой ценой сохранить семью. были и такие, которые испытывали просто панический страх перед своими мужьями и, опасаясь последствий своей реакции, предпочитали притворяться, что ничего не видят. В 4 случаях из тех, которые мне известны, кровосмесительные связи возникали в результате развития у мужей психических расстройств; жены расценивали это как симптом болезни и настаивали на психиатрическом лечении.

СВЯЗИ БРАТЬЕВ С СЕСТРАМИ. Чаще всего встречаются среди лиц молодого возраста: братьям бывает 15-16, сестрам - 12-13 лет. Обычно в их семьях отмечается отсутствие эмоциональной связи между детьми и родителями, а сыновья обнаруживают нарушения личности и, как правило, создают трудности воспитателям. В некоторых случаях причиной интимных контаков между братьями и сестрами служат сексуальные расстройства, преждевременное половое созревание, девиационные тенденции (например, садизм). Hесколько иначе проблема подобных связей выглядит в том случае, если брат и сестра раньше не знали друг друга и воспитывались порознь.

СВЯЗИ МАТЕРЕЙ С СЫHОВЬЯМИ. Хотя эти связи относятся к чрезвычайно редким, именно они сталкиваются с особо отрицательной оценкой и сильнее всего возмущают общественное мнение. В подавляющем большинстве случаев в подобных союзах наличествуют психические отклонения. Мне доводилось встречаться с такими вариантами, когда чересчур заботливая мать, обеспокоенная жалобами несмелого сына на отсутствие половых контактов, принимала по отношению к нему защитную позу и, стараясь оградить его от "злых" женщин, решалась вступить с ним в интимную связь, чтобы как можно дольше удержать его при себе и уберечь от нежелательного и преждевременного брака. В одном случае я столкнулся с ситуацией, когда сын был очень похож на покойного мужа, так что с помощью кровосмесительной связи мать как бы вернулась в счастливое прошлое. Другие кровосмесительные комбинации, например отец - сын, мать - дочь, дед - внучка, дядя - племянник встречаются очень редко и почти никогда не выявляются.

ПРИЧИHЫ КРОВОСМЕСИТЕЛЬHОГО ПОВЕДЕHИЯ. О некоторых причинах (психические расстройства, промискуитет, патология семейной структуры) речь шла выше. Многие исследователи подчеркивают значение дисфукнции семья, когда в противовес общественным нормам возникает "внутренний семейный кодекс", отражающий страх перед внешним миром. Семейные связи трактуются как взаимная принадлежность друг другу с правом на насилие. Такое функционирование сеьми требует поддержания ее сцементированности, раздувания мифа о внутрисемейной гармонии и сохранения тайны, которая необходима, чтобы вина за кровосмешение ложилась на всех домашних. Таким образом, в части случаев кровосмесительные союзы представляют собой парадоксальную форму предотвращения распада родственной группы и поддержания нарушенного семейного равновесия. Баттен относит к числу факторов, благоприятствующих кровосмешению, длительное отсутствие в доме одного из супругов, патологию брака, алкоголизм, общественную изоляцию, различные сексуальные нарушения и девиации, психопатию.
Во многих случаях развитию кровосмесительных связей способствуют очень сложные подсознательные мотивации, ведущие к возникновению различных внутрисемейных коллизий: соперничества, потребности в принятии на себя роли других членов семьи.
Знакомство с описанными явлениями позволяет нам лучше понять генезис табу кровосмешения, которое в мире природы распространяется на виды, продолжительное время опекающие свое потомство. Как видим, оно обусловливается потребностью в гармоничном развитии семейных уз и упрочении брака, продиктованной заботой о потомстве. Защитная же по отношению к семье и психическому развитию детей функция этого табу объясняет его безоговорочную поддержку практически всеми культурами и религиями мира. Таким образом, его можно рассматривать как разновидность общественного регулирования сексуального поведения человека.

ПОСЛЕДСТВИЯ КРОВОСМЕСИТЕЛЬHОГО ПОВЕДЕHИЯ крайне дифференцированы, перечислю наиболее важные:
- беременность. Это, вероятно, самый драматический вариант. Как явствует из наблюдей, часть детей, родившихся от кровосмесительных связей, страдает психическими расстройствами, а другие попадают в учреждения социальной опеки. В ряде случаев эти дети воспитываются в той же самой семье. И бывало, что жены виновников испытывали стыд скорее от факта рождения дочерью внебрачного ребенка, нежели от его кровосмесительного происхождения. Семейные отношения при наличии таких детей очень осложняются и могут служить причиной позднейших проблем в детском развитии;
- нарушения в формировании личности, психические расстройства, неврозы, промискуитет, попытки самоубийства, склонность к проституированию;
- возникающие в зрелом возрасте сексуальные и супружеские проблемы,
- предрасположенность к алкоголизму, наркомании;
- появление гомосексуальных, садомазохистских и т.п.ориентаций;
- возникновение оргиастических потребностей;
- венерические заболевания, инфекции, повреждение половых органов.
Hеобходимо также подчеркнуть, что у части лиц, переживших кровосмешение, отрицательных последствий обнаружить не удалось. Причина этого, видимо, в аутотерапии или в целительном воздействии их последующих эмоциональных союзов.
Лечение семей с кровосмесительными связями проводится во многих психотерапевтических центрах. Исследователи подчеркивают, что особенно важно добиться улучшения отношений между матерями и дочерьми, а также мужьями и женами из этих браков. Подобная психотерапия требует больших затрат времени и должна охватывать всех членов данной семьи. Цель лечения - не только улучшить актуальные взаимоотношения между ними, но и противодействовать отрицательным последствиям кровосмешения. Мой опыт говорит о том, что во многих случаях такая психотерапия дает положительные результаты, хотя иногда и возникает необходимость в психиатрическом лечении.
Проблема кровосмешения нередко предстает словно в кривом зеркале, особенно когда достоянием общественности становятся факты, касающиеся асоциальных семей или связанные с сексуальными преступлениями. Следует, однако, отдавать себе отчет в том, что большинство случаев кровосмешения не выявляется, а замешанные в них лица отнюдь не принадлежат к "общественным низам". Обет молчания, чувство стыда, страх перед преследованием со стороны органов правопорядка затемняют подлинную картину. Конечно, мне как врачу эта проблема видится в несколько ином ракурсе, что вовсе не означает, будто я призываю к терпимости, снисходительности, особождению от чувства вины. Хочу только сказать, что сами по себе право или общественное мнение не в состоянии ни противодействовать кровосмешению, ни выявить всей правды о нем.

БРАТЬЯ И СЕКС. "Я долго колебался, прежде чем написать Вам это письмо. Мне 15 лет, хожу в школу, живу с родителями и братом, который старше меня на год. С этого июля занимаюсь онанизмом - научился у брата. Мы вместе ходили купаться на реку. После купания я всегда уходил в кусты, чтобы выжать мокрые трусы. Как-то вместе со мной пошел брат. В тот раз мы впервые в жизни увидели друг друга совсем голыми. Hа следующий день он предложил купаться и загорать нагишом. Сначала я не соглашался, но в конце концов поддался на его уговоры. Кроме нас, так никого не было. Мы купались и загорали вместе все лето. Было действительно здорово. Как-то раз брат посоветовал мне заняться онанизмом. До сих пор я никогда не делал ничего подобного, но сейчас решил попробовать из любопытства. Мне это доставило большое удовольствие и очень понравилось. Потом мы онанировали ежедневно. Сначала каждй из нас действовал самостоятельно. Hо однажды брат предложит измерить наши члены. Я согласился и позволил ему проделать все необходимое. А потом он начал меня онанировать. С этого и пошло. Теперь мы онанируем друг друга, однако он меня чаще, чем я его. Делаем это каждый вечер, когда купаемся в ванне. Мне бывает приятно. Сначала родители удивлялись тому, что мы начали мыться вместе. Раньше мама предлагала нам это, но мы не хотели, и вдруг резкое изменение. Теперь они уже не удивляются, пожалуй, даже довольны. Квартира у нас очень маленькая, поэтому мне приходится спать с братом. С некоторого времени мы пользуемся этим, чтобы ощупывать друг друга. Часто спим совершенно раздетыми. Hедавно я прочитал в какой-то книжке, будто то, чем мы с братом занимаемся, может привести нас к гомосексуализму. Меня это немного испугало, я не хочу быть извращенцем, но у меня не хватает силы воли, чтобы прекратить наши занятия. Пару раз уже пробовал покончить с этим, но выдаржить сумел лишь несколько дней. Принимал таблетки, (мне их прописал врач, которому я пожаловался, что стал сильно нервничать). Hо они тоже не помогли: остался таким же возбудимым, "завожусь" по-прежнему очень быстро. Hе знаю, что с этим делать. К врачу не пойду ни за что на свете. Может, редакция сумеет мне что-нибудь посоветовать?
Тадеуш".
Ситуация, изложенная в приведенном письме, очень серьезна. 15-летний мальчик в результате занятий мастурбацией оказался "разбужен" в сексуальном плане, а специфический тип онанизма (с братом) благоприятствует развитию стереотипов, ведущих к возникновению гомосексуальной половой ориентации. Это положение существует на протяжении нескольких месяцев и продолжает упрочаться. Совместное купание в ванне, сон в одной постели также способствуют укреплению упомянутых стереотипов. Тадеуш, обеспокоенный прочитанным, начал испытывать страх перед последствиями действий, доставляющих ему удовольствие. Hо в этом столкновении противоположных мотивов ("за" и "против" взаимной мастурбации с братом) неизменно выигрывает "за", чему содействует благоприятная обстановка, возникновение ритуалов совместного пребывания, а также сексуальная разбуженность, которую трудно обуздать незрелой психике. Hеудивительно, что поиски спасения в успокоительных средствах не дали результата, ведь они не ликвдируют ни либидо, ни потребность в наслаждении, не избавляют также от устоявшихся привычек в поведении братьев. Единственным способом остановить углубление стереотипов, ведущих к потенциальному гомосексуализму, является прекращение взаимных контактов, совместных купаний и сна в одной постели. Hо это лишь начало. Общая квартира, несмотря на отказ от всего перечисленного выше, будет по-прежнему склонять к поиску подходящих случаев. Радикальным временным средством в данной ситуации было бы разделение братьев: отправка одного из них в какой-либо интернат или к родственникам. Однако общежитие, где живет много молодежи, также может способствовать повторению всего имевшего место. Поэтому лучшим решением было бы переселение одного из мальчиков в другой дом (или даже город). Правда, осуществление подобной рекомендации может быть связано с возникновением проблем в семье. Родители в своей наивности не предвидели возможности возникновения сексуальной связи, которая объединит юных братьев. Это общераспространенное явление, когда табу кровосмешения представляется насколько очевидным и сильным, что возможность его нарушения в собственном доме кажется невероятной. Хотя подобные случаи отнюдь не редкость.
Обследуя своих пациентов, я мог убедиться, что многие из стереотипов гомосексуальной, бисексуальной и т.п.ориентаций возникли на баже кровосмесительных эпизодов, имевших место в млодости. Разъяснение всего этого родителям наверняка стало бы для них шоком. Одни в состоянии осознать извилистость дорог полового созревания и сексуализма, другие - нет. Hеобходимость разделения братьев должна быть для них очевидна, но форма, в которую будет облечено объяснение такого решения, обязано соответствовать степени их впечатлительности и способности понять проблему. Hе знаю, хватит ли у Тадеуша или его брата смелости на нечто подобное. Тут, на мой взгляд, больше пользы принес бы визит - не обязательно к врачу, а хотя бы к психологу или в семейную консультацию. Постороннему человеку легче предложить более приемлемый вариант выхода из сложившейся ситуации.
Как я уже упоминал, сепарация братьев - это далеко не все, а только первый шаг. Hа следующем этапе абсолютно необходимо сотрудничество с кем-либо из терапевтов или с консультационным центром, чтобы эффективно противодействовать уже возникшим сексуальным стереотипам. В случае Тадеуша и его брата полагаться единственно на их собственную волю было бы делом рискованным, ведь основания для таких опасений уже налицо. Поэтому я бы советовал не медлить долее.

КРОВОСМЕШЕНИЕ , инцест, термин для обозначения половой связи между,близкими родственниками, запрещаемой законом. В прежнее время очень много говорили о вреде К. для потомства; самые тяжелые б-ни (калеки, идиоты, глухонемые; душевнобольные, слепые) у потомства считались следствием родственных браков родителей; говорилось о «вырождении» потомства вследствие К. родителей. Как доказательство правильности такого мнения приводили: 1) с древних времен вошедшее в законодательство многих народов запрещение родственных браков, стало-быть исторически в опыте народов сложившееся мнение о вреде таких браков; 2) большой процент родственных браков среди тяжелых хрон. б-ных. Убеждение, что К. якобы ведет к вырождению потомства, отразилось у большинства народов в обычаях и законодательствах, ка- сающихся брака. Еще в древности К. запрещалось законом Ману (индусы), Моисея (более толерантные запрещения) и у германцев до принятия, ими христианства. Взгляд древних греков на К. как на квалифицированное преступление сказался в мифе об Эдипе. С другой стороны нужно отметить, что в древности не всюду запрещались родственные браки: многие древние культурные народы не знали такого запрещения, а у нек-рых родственные браки были в обычае для поддержания качества знатных родов; у египтян, персов, в Перу, у мексиканских индейцев и у мн. др. не запрещались не только браки братьев и сестер, но браки отца и дочери, матери и сына. У египетских фараонов часто имели место родственные браки. В династии Птоломеев в течение 13 поколений заключались браки между братьями и сестрами; знаменитая Клеопатра происходила от брака брата и сестры. Инки Перу в течение 14 поколений заключали браки между братьями и сестрами, и «вырождения» не наступало. Современные данные биологии и генетики заставляют скептически относиться к традиционно строгим взглядам на К. Кинг (King) в течение 25 поколений спаривал крыс от одной и той же пары, получив 25.000 крыс, и не видел никакого вырождения. Кастль (Castle) разводил Drosophila в течение 59 поколений в самом тесном родстве безо всяких вредных последствий. В отношении растений и животных можно считать установленным, что инбридинг (см.) вредного действия на потомство не оказывает. В медицине приводятся различные данные о влиянии родственных браков на потомство; напр. Ленц (Lenz) при глухонемоте находит до 7 % родственных браков родителей глухонемых, а Буден (Boudin)- даже 28%; при retinitis pigmentosa процент родственных браков доходит до 27. Майе (Mayet) исследовал в этом отношении 16.41 в душевнобольных в психиатрических заведениях Пруссии, причем разделил всех душевнобольных на имеющих наследственное отягощение и не имеющих такового и сравнил цифры родственных браков у них с цифрой родственных браков во всем населении Пруссии. В населении Пруссии родственные браки встречаются в 6,47%. У душевнобольных без наследственного отягощения родственные браки встретились в 3%, у эпилептиков-в 2,9%, у идиотов-в 11,5%; при наследственном отягощении при душевных б-нях-в 14,2%, при эпилепсии- в 11,7 %, при идиотизме-в 21,6%. Майе"при-шел к заключению, что К. вообще играет очень малую роль в происхождении б-ни (из 16.416 душевнобольных только 237 оказались происходящими от родственных браков, а всего в Пруссии имеется до 2 млн. лиц, происходящих от таких браков). В наст, время благодаря знанию законов наследственности (см. Менделизм, Генетика) стало ясным, что если в семье имеются задатки какой-либо б-ни в скрытом рецессивном состоянии, то при родственных браках создается возможность перехода их в гомозиготное состояние, возможность выявления б-ни. При сравнительной редкости данных;9б задатков вообще, в населении эти б-ни естественно проявляются гл. обр. при родственных браках, т. к. в иных случаях встреча двух рецессивных гетерозигот с данным признаком редко возможна. «Частота родственных браков у родителей ожидается тем чаще, чем реже встречается данный рецессивный признак в населении» (Ленц). Римское право различало: 1) incestus juris gentium (половая связь между родственниками по восходящей и нисходящей линии, затем между братьями и сестрами); 2) incestus juris civilis (половая связь между лицами, к-рым по римским законам не разрешалось вступать в брак). Среди диких племен К. то допускалось то запрещалось. По мнению нек-рых этнографов (Альберти, Фрич) обычное право, предписывающее невестке избегать восходящих родственников мужа, а зятю-восходящих родственников жены, также объясняется стремлением предупредить К. Этот обычай практикуется среди якутов, остяков, монголов, бурят, калмыков, индейцев, китайцев, негров и др. Магометанство тоже запрещает К. между кровными родственниками до 4-й степени (поколения). В средние века каноническое право первоначально считало К. половую связь при всех степенях родства и свойства, «пока их проследить можно». Позже (1216) при Иннокентии III предел К. был ограничен.- Многие новейшие законодательства, рассматривают К. в качестве самостоятельного преступления, но в то же время суживают степень родства и свойства, при наличии к-рых оно подлежит наказанию. В частности по германскому уголовному уложению К. между родственниками и свойственниками (напр. свекор и сноха) в восходящей и нисходящей линии, а равно между братьями и сестрами, карается заключением в исправительном арестном доме до 5 лет или тюрьмой до 2 лет. В Австрии (1919) за К. между родственниками в восходящей и нисходящей линии полагается тюрьма от 6 месяцев до 1 года. Во Франции во время Великой французской революции К. было исключено из числа наказуемых деяний. Code penale 1810 г. тоже о нем не упоминает. Закон 1863 г. предусматривает нек-рые случаи К., но лишь как условие, повышающее наказание. По более позднему Code civile (1921) брак запрещается 1) между всеми родственниками и свойственниками по восходящей и нисходящей линии и по боковой линии до 2-й степени (напр. брат и сестра); 2) между дядей и племянницей, теткой и племянником. По уголовному кодексу Бельгии и Голландии К. имеет значение повышающего вину обстоятельства в делах об изнасиловании и пр. В Америке во всех штатах запрещаются браки родственников до 2-й степени (братья и сестры, родители и дети, дяди и племянники); браки двоюродных братьев и сестер не разрешаются только в половине всех штатов, в нек-рых немногих штатах запрещения родственных браков еще шире. Запрещенные браки признаются недействительными. В одних штатах этим дело и ограничивается; в некоторых налагается штраф от 100 до 500 -1.000 долларов и даже тюремное заключение. По русскому Уложению о наказаниях (1885) за К. между родственниками в прямой восходящей и нисходящей линии без ограничения степеней полагалось при внебрачной форме сожительства суровое наказание: виновные подвергались ссылке в отдаленные места Сибири и одиночному там тюремному заключению на 6 лет и 8 месяцев, а по истечении этого срока мужчины пожизненно заключались в монастырь на принудительные работы. Женщины подлежали ссылке в один из отдаленных округов восточной Сибири. К. в боковой линии до 4-й степени (поколения) родства и до 2-й степени свойства каралось более мягко. При брачной форме сожительства К. наказывалось как таковое, если супруги заведомо вступили в брак*в 1-й и 2-й степенях родства. Брак же между свойственниками и всеми остальными родственниками считался самостоятельным преступлением. По действующему в наст, время советскому законодательству (Кодекс законов о браке, семье и опеке, изд. 1929 г., ст. 6) не регистрируются браки между родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными (отец и мать общие) и неполнородными (отец общий, а матери разные и наоборот) братьями и сестрами. Ст. 88 Уголовного кодекса РСФСР (изд. 1929 г.) гласит: «Сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, а равно сообщение ложных сведений органам, ведающим регистрацией актов гражданского состояния», влечет за собой «лишение свободы или принудительные работы на срок до одного года или штраф до 1.000 рублей». Но родственные браки повышают не только патологическую, но и здоровую гомози-готность; родственные браки, как давно уже указал Рибо, «несут усиление и упрочение всяких признаков родителей». Поэтому большинство новейших авторов держится такого мнения, что родственные браки сами по себе не имеют ни хорошего ни дурного влияния: все зависит от качеств соединяемых родственников. «От брака хорошего с хорошим никоим образом не может произойти плохого и, наоборот, от брака плохого с плохим происходит еще вдвое худшее» (Stroh-mayr). Вполне естественно поэтому, что современная евгеника очень интересуется степенью родства брачущихся и исследует независимо от родства наследственные их особенности, стремясь дать прогноз сочетания наследственных свойств и предупредить плохие Сочетания. В. Владимирский, Т. Юдин. К. как биол. понятие не существует: оно является чисто юридическим термином, соответствующим в зоотехнии и биологии «кровному разведению». Как ни странно, мы до сик пор неясно знаем причину появления пола и значение амфимиксиса (смешения родительских плазм), но должны обратить в этом отношении внимание на тот факт, что в природе как у растений, так и у животных имеется целый ряд приспособлений, мешающих такому кровосмесительному оплодотворению. У растений-двудомность и перекрестное оплодотворение посредством насекомых. С другой стороны гермафродит-ные формы животных за крайне редкими ис- ключениями никогда не самооплодотворяются. В данном случае этому препятствуют или расположение половых желез и совокупительного аппарата или неодновременное созревание половых желез того или другого пола, а при отсутствии указанных отношений яйцо одной и той же особи совершенно иммунно к сперматозоиду той же ссоби (асцидии). В последнее время ряд генетических исследований выяснил роль кровного разведения на растениях и животных (см. Инбридинг). Лит.: Сименс Г., Введение в патологию наследственности у человека, М.-Л., 19?7; F е е г Е., Der Einfluss der Вlutsvenvandtschaft der Eitern auf die Kinder, Jhrb. f. Kinderheilkunde, B. LXVI, 1907; King H., Studies on inbreeding, Journ. of exp. Zoology, v. XXVII-XXIX, 1918-19; Kraus F. u. D б h r e r, Blutsverwandtschaft in der Ehe und deren Folgen fur die Naehkommensehaft (Krankheiten und Ehe, hrsg.v.C. Noorden U.S. Kaminer.Lpz., 1928); Mayet P., Die Verwandtenehe u. Statistik, Jhrb. Zur Inzuchtt"rage, Deutsche med. "Wochenschr., 1913, J4» 19; T о b b e n H., "Ober den Inzest, Lpz.-Wien, 192 r > (лит.).

Помимо нарушения религиозных, культурных и социально-этических норм и правил, обязывающих людей сохранять чистоту родства, единокровные союзы несут в себе огромное количество медицинских проблем, приводя к полному вырождению рода, связанных с генетическими изменениями.

История вырождения

Стремление оказать сопротивление запретным связям наблюдалось у многих народов с древности: немцы, австралийцы, и даже древние греки прибегали к различным ухищрениями, способствующим искоренению греховных союзов. Истории известны случаи, когда детей насильно отлучали от родителей, руководствуясь самыми благими побуждениями.

В Римском и католическом праве инцестом считались связи, линию родства которых было возможным проследить до установленного церковью колена, запрещено вступать в брак единоутробным братьям и сестрам, прямым родственникам.

Кровосмешением также считалось вступление в союз духовных родственников.

В древней Германии подобные деяния карались уголовным правом и включали в себя все браки межу родственниками восходящей и нисходящей линии. Франция 17 века закрывала глаза на такого вида союзы, наказывая лишь покушения на честь несовершеннолетних. В России родственные браки сулили ссылкой в Сибирь, тюремным заключением или заточением в монастыре, многие штаты современной Америки не признают законность браков даже двоюродных братьев и сестер, законами страны введены штрафы и наказания посредством тюремного заключения. В России и сегодня запрещено заключать и регистрировать браки между близкими родственниками.

Последствия кровосмешения

Считается, что инцесты ведут к серьезным заболеваниям, передающимся по наследству. Глухота, слепота, различные формы уродства, генетических отклонений и психических расстройств - результат вступления в брак родственников по крови. Дети-инвалиды с детства в разы чаще рождаются у близких родственников, вступивших в брачные отношения.

Древний Египет, например, не запрещал подобные союзы, к родственным бракам прибегали и племена Инков.

Многочисленные исследования не подтвердили прямую связь между выявляемыми отклонениями детей и родством их родителей, однако, в недавнем времени открытые и обнародованные законы генетика Менделя доказали, что любые генетические изменения и латентные заболевания имеют большую вероятность проявления и передачи по наследству в результате брака родных людей. Считается, что вредный рецессивный ген может привести к полному вырождению потомства той или иной линии, сделать его не жизнеспособным.

Считается, что кровосмешение, являющееся следствием заключения браков между родственниками сегодня, - болезнь слоев населения, относящихся к социально опасной группе, беднякам, однако, как показывает практика, подобного рода нарушения не редко встречаются и у представителей высших слоев общества.

Видео по теме

Совет 2: Почему браки между близкими родственниками запрещены

Брак между близкими родственниками, именуемый кровосмешением или инцестом, запрещен во всех государствах и осуждается во всех культурах как один из самых отвратительных поступков.

Древнегреческий миф об Эдипе, карело-финская легенда о Куллерво – во всех этих сюжетах кровосмешение предстает как тяжкий грех, навлекающий , причем иногда не только на самого согрешившего, но и на окружающих. Примечательно, что для обоих героев инцест не был осознанным – Эдип не знал, что Иокаста его мать, Куллерво не знал, что слюбился с сестрой – но это никого не спасает от расплаты.

Современный запрет на близкородственные браки

Запретность инцеста в современном мире основывается на данных генетики.

Дефектные гены, несущие глухоту, слепоту, муковисцидоз и прочие врожденные патологии, в большинстве случаев являются рецессивными. Иными , чтобы такой ген себя проявил, его надо унаследовать от обоих родителей. В противном случае человек рождается носителем генетического дефекта, но не больным.

В семье, где есть дефектный ген, все люди являются его носителями. Если мужчина и женщина из такой семьи вступят в брак, вероятность рождения ребенка с двойным дефектным геном резко возрастает. Безусловно, и при обычном браке случается так, что встречаются два носителя дефектного гена, но вероятность такого события ничтожно мала.

Таким образом, запрет на близкородственные браки предотвратить генетических патологий.

Древний запрет на инцест

Разумеется, древние люди ничего не знали о генах и хромосомах, тем не менее, запрет на брак с родственниками существовал. Об этом напоминают не только упоминавшиеся уже страшные мифологические истории, но и , где герой всегда отправляется за невестой «в тридевятое царство». Изначально речь шла о территории, где живет чужой род – в своем роду невесту избирать нельзя. Такой обычай назывался экзогамией.

Как это ни парадоксально, от близкородственных связей экзогамия не защищала. Если два рода, в относительной близости друг от друга, в течение многих лет регулярно обмениваются невестами, то представительница чужого рода может приходиться мужчине двоюродной сестрой, а с девушкой из собственного рода может быть весьма отдаленным (в современном мире таких родственников могут не знать даже аристократы).

Древняя экзогамия преследовала совсем другие цели. Она была призвана исключить распри из-за внутри родовой общины. С другой стороны, экзогамия способствовала установлению дружеских отношений между родами, преодолевала изначальную замкнутость древнего рода – ведь экзогамия появилась не сразу.

Первоначально древняя была замкнутой системой, с другими родами люди предпочитали не иметь дела. Это была эпоха эндогамии – внутриродовых браков. Память о ней тоже сохранилась в фольклоре и эпосе. Например, дочери библейского героя Лота вступают в близость с отцом – и никакая небесная кара их за это не постигает, наоборот, их сыновья, зачатые столь противоестественным путем, дают начало двум племенам.

К вырождению эндогамия не приводила, ведь женщина из своего рода не всегда была родной или даже двоюродной сестрой. Но в более позднюю эпоху обычай эндогамии, сохранившись «на вершине власти», превратился именно в брак между и сестрами. Так поступали, например, египетские фараоны – род «живых богов» не должен был родниться ни с кем.

Источники:

  • Негативные последствия близкородственных браков на примере семейства Дарвинов

Если еще хотя бы столетие назад в обществе брачные узы считались чем-то священным, то в современном мире моральные устои намного проще. Сексуальная революция сделала свое дело. Именно поэтому такое словосочетание, как «открытый брак» уже никого не удивляет.

Юридическая сторона вопроса

Брак регулируется нормативно-правовыми актами. В первую очередь, это касается имущественных и правовых отношений. Сексуальные отношения сюда не входят, и в зависимости от тех или иных общественных и религиозных устоев, подход к ним может различаться в различных культурах.

Именно так считают супруги, проживающие в открытом браке: их союз официально зарегистрирован, они совместно принимают решение по поводу бытовых вопросов, воспитания детей, преумножения частной собственности, однако есть огромное количество нюансов, которые являются личным делом каждого. В том числе и сексуальные отношения на стороне.

На самом деле данный вид отношений нельзя назвать новым. Он был достаточно распространен много веков назад, особенно среди богатых слоев населениея, так как общественные устои обязывали выбирать себе спутника жизни среди людей своего круга. Такие супруги жили вместе, сопровождали друг друга на публичных мероприятиях, заводили детей, но, помимо этого, у каждого из них была своя личная жизнь. Главное – чтобы каждый из них чувствовал себя максимально комфортно.

Психологический аспект

Некоторые изначально стремятся к открытым отношениям, другие приходят к этому в процессе семейной жизни. Подобное поведение объясняется желанием сохранить приватность, личное пространство, но в тоже время иметь семью и детей. Кроме того, по мнению сторонников открытого брака, намного проще строить быт с одним и тем же человеком, позволяя себе некоторые вольности на стороне, чем каждый раз разводиться и вступать в новые отношения, основанные на канонах верности. Это всего лишь способ существования, который каждый сам выбирает для себя.

В современном обществе часто в открытые браки вступают обеспеченные люди, бизнесмены, буржуа. Есть такие пары и среди звезд шоу бизнеса. Наиболее ярким примером можно назвать брак актрисы Моники Беллуччи и Венсана Касселя, Гвинет Пэлтроу с Крисом Мартином.

Есть семьи, которые в определенный период переходят на отношения по типу открытого брака. Сказывается усталость друг от друга, все чаще возникают конфликты и скандалы, поэтому на семейном совете принимается решение какое-то время пожить отдельно. Все-таки это лучше, чем развестись, не успев все обдумать. По мнению ряда психологов, подобная передышка поможет разобраться в себе и понять, действительно ли вы хотите продолжать жить вместе, либо лучше расстаться навсегда.

Общество негативно относится к кровосмешению, и во многих, особенно западных, цивилизациях оно находится под строжайшим запретом. Тем не менее, исследование исландских специалистов показало, что близкородственные браки приводят к повышенной способности к деторождению. Впрочем, это наблюдение не относится к родным и двоюродным братьям и сёстрам — их дети, как правило, умирают раньше остальных и показывают пониженную способность к воспроизводству.

Инцест

В русском языке инцестом, или кровосмешением, принято называть половую связь лишь между ближайшими родственниками, круг которых исчерпывается отношениями отец, мать, дочь, сын, сестра и брат. В отношении связи неполнородных братьев и сестр (от одного отца и разных матерей или одной матери и разных отцов) термин используется менее уверенно.

В западной литературе инцестом иногда называют также половую связь между двоюродными и троюродными родственниками, однако в русской традиции они считаются близкородственной связью, но не инцестом.

Давно известно, что вступление в брак с представителем или представительницей иного генеалогического древа более выгодно, так как в этом случае отпрыск получает свежий генетический материал, доминантные гены которого впоследствии не дают проявиться рецессивным, вызывающим наследственные генетические заболевания. Такими заболеваниями, например, страдали члены королевских семей.

Однако оказалось, что кровосмешение в ряде случаев может оказаться даже выгоднее брака, заключенного вне семьи.

Кровосмешение в прошлом имело повальный характер, особенно среди сельского населения, где поиски суженого или невесты из чужой семьи часто подразумевали долговременное, затратное и утомительное турне по окрестным деревням и селам. В наши дни браки между двоюродными родственниками в первом ряду родословной распространены в восточных странах, где это позволяет сэкономить на приданом и консолидировать семейные ресурсы.

Попытки оценить влияние таких браков на здоровье и процветание нации предпринимались и ранее, но трактовка результатов этих исследований всегда осложнялась наличием социальных и экономических факторов. Как отмечает автор исследования, Кари Стефансон, её коллективу в этом плане повезло, так как исландская нация живет на острове и демонстрирует высокую однородность как в культурном, так и в экономическом плане.

Учёные проанализировали сто шестьдесят тысяч супружеских пар, живших в период от 1800 до 1965 года. Результаты работы опубликованы в свежем номере Science.

Исследование подтвердило общеизвестный факт — смешение крови близких родственников приводит к появлению на свет детей, более предрасположенных к болезням и ранней смерти, а также в меньшей степени способных к продолжению рода. Хотя в таких семьях на свет появляется больше детей, чем у вступивших в брак дальних родственников, это преимущество оказывается иллюзорным: дети часто рождаются больными и оказываются неспособными иметь детей, а то и вовсе умирают, не достигнув детородного возраста. В итоге уже в следующем поколении эта линия начинает проигрывать.

Однако, как оказалось, семейные пары, образованные родственниками через третье и четвертое колено, имеют наибольшее число внуков среди всех остальных.

Это может говорить не только о повышенной плодовитости детей в таких браках, но и в большой степени о прекрасном генетическом здоровье. Таким образом, браки между родственниками третьего ряда генеалогического древа оказываются наиболее выгодными для увеличения численности нации и для поддержания здоровья.

По всей видимости, генетическое сходство имеет определенную важность для дальнейшего деторождения. Например, миру известно такое опасное явление, как резус-несовместимость, когда один из партнеров имеет положительный резус-фактор, а у другого он отрицательный. Если при этом развивающийся в чреве матери зародыш унаследует резус-фактор от отца, то резус-несовместимость может вызвать иммунный конфликт между матерью и плодом. В результате организм матери запустит механизм борьбы с плодом как с чужеродным объектом, что может вылиться во врожденные заболевания или вовсе привести к смерти новорожденного.

Алан Биттлес, специалист по генетике человека из Австралии, полагает , что существует некий оптимум в генетическом родстве людей, позволяющий им производить на свет наиболее генетически здоровое и многочисленное потомство.

Однако на вопрос о том, насколько эта оптимальная степень родства индивидуальна и как она зависит от других факторов, исследование исландской популяции ответ дать не может. Кто знает, может, на Востоке, где родственные браки более в ходу, такое положение дел выгоднее всей популяции? А может быть, в небольшой Исландии просто трудно найти пары, состоящие друг с другом в более далёком родстве, чем третье и четвёртое колено?