Как взять ребенка отказника из роддома. Отказ от ребенка в роддоме: правовой и моральный взгляд

Недавно в издательстве «Никея» вышла, пожалуй, самая подробная отечественная книга о семейном устройстве детей из детских домов. Ее авторы — психологи, работающие с детьми-сиротами и приемными семьями почти 20 лет, — разрушают многие стереотипы, существующие вокруг устройства детей в семью. Например, отвечают на вопрос, какого ребенка «лучше» усыновить: того, от которого отказались еще в роддоме, — или ребенка, попавшего в детский дом из неблагополучной семьи?

Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье?

Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой достаточно распространенного социального стереотипа: для ребенка лучше совсем не иметь опыта жизни в «плохой семье». Также многие считают, что хуже всего относятся к себе дети, пострадавшие от жестокого обращения. Однако практика показывает, что наибольшие проблемы с самовосприятием имеют дети, не имевшие никакого опыта близких отношений со взрослыми, — дети, от которых отказались в роддоме, так называемые отказники.

У них совершенно отсутствует опыт близких и доверительных отношений со значимым взрослым, через который ребенок обычно и получает представление о том, что он кому-то важен и нужен, заслуживает любви и представляет из себя ценность. Также у таких детей не формируются модели поведения привязанности в раннем детстве, что важно не только для их благополучного устройства в семью, но и для последующей взрослой жизни и возможности быть родителями.

Тем не менее в нашем обществе считается, что для семейного устройства ребенок, отказной с рождения, — «самый удачный» вариант для родителей. Идея о том, что «ребенок — чистый лист», отношения с которым можно начать с нуля, кажется привлекательной. В этом случае люди не отдают себе отчет, что смотрят на воспитание приемного ребенка даже более идеалистично, чем в некоторых случаях на воспитание своих собственных детей.

Не все в воспитании детей зависит от родителей. Родители не собственники ребенка, они передают ему жизнь, и рождаются дети для жизни. Любой ребенок в первую очередь Божий (или «природный» для тех, кто не верит в Бога), во вторую — свой собственный, со своими индивидуальными особенностями, заметными с рождения. И только в третью очередь — «родительский».

Родители — самые главные люди для своих детей. Они любят своих детей, заботятся о них, от них зависит, как реализуется тот потенциал, который заложен в ребенке. Их ответственность велика, но результат , то, каким человеком вырастет ребенок, зависит от многих факторов, не только от родительской любви и стараний.

Два действительно важных момента при семейном устройстве детей-отказников:

  • необходимо, чтобы младенцы как можно меньше находились в учреждении без мамы или других близких взрослых (минимизация травмы родительской депривации);
  • чем младше ребенок, тем больше времени есть для формирования привязанности к замещающей семье.

То есть с точки зрения защиты интересов ребенка желательно скорейшее помещение маленького ребенка в семью. Но это не средство для приемных родителей избежать проблем. По мере того, как ребенок будет расти, станут проявляться его природные особенности, как положительные, так и отрицательные, будут возникать закономерные возрастные кризисы, не говоря уже об обычных житейских конфликтах.

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении?

В настоящее время существует достаточно много литературы о последствиях младенческой депривации в первые годы жизни ребенка: нарушения в формировании головного мозга и центральной нервной системы, неврологические проблемы и другие нарушения физического здоровья, связанные с отсутствием жизненно необходимого ребенку эмоционального тепла и контакта с близким взрослым. Эта важная информация помогает опровергнуть распространенное мнение о том, что все проблемы детей-сирот связаны с «плохой генетикой».

Кроме физиологических проблем , ранняя младенческая депривация приводит к нарушению формирования механизмов привязанности . Для детей из домов ребенка характерна «размытая привязанность». В этом случае не закрепляется сам механизм формирования близких отношений со значимыми людьми из-за их отсутствия.

Дети-отказники часто начинают называть «мамой» нянечек и воспитательниц. Может показаться, что для ребенка лучше иметь возможность хоть кого-то называть «мамой», чем не иметь такой возможности вообще. Однако в процессе таких отношений у ребенка формируется соответствующее представление о том, кто такая «мама»: это женщины, которые заботятся о бытовых потребностях ребенка, они могут уходить и приходить или пропадать совсем.

Очевидно, что при дальнейшем семейном устройстве неизбежным образом возникают проблемы из-за расхождения между сложившимся у ребенка представлением о родительских ролях и тем, что ему предлагается в приемной семье. Например, приемных родителей может травмировать то, что ребенок не выделяет их как «значимых взрослых», может уйти с любым посторонним человеком на прогулке, ко всем идет на руки и т.д. Некоторые семьи впадают в отчаяние, решив, что они не имеют никакого значения для своего приемного ребенка и что так будет всегда. Бывает, это становится причиной возврата ребенка в учреждение.

Кроме физиологических и эмоциональных последствий родительской депривации важно учитывать психологический фактор «ничейности» . С возрастом дети-отказники в учреждениях осознают то же самое, что и дети, изъятые из семей. То, что у них нет своего дома и своих родителей, и что этим они отличаются от других людей. Отсутствие информации о прошлом и каких-либо представлений о родителях приводят к тому, что дети сначала пытаются фантазировать, сочиняя себе «альтернативную историю» или заимствуя жизненные факты из рассказов других детей, а в подростковом возрасте переживают настоящий кризис идентичности, буквально озвучивая следующее: «Я не знаю, кто я и откуда. Я никто». Это не всегда так драматично и очевидно на первый взгляд, но обязательно проявляется в индивидуальной работе с ребенком.

В отличие от детей-отказников дети из неблагополучных семей обычно все же имеют опыт близких отношений со взрослыми. Их проблемы в формировании привязанности могут быть связаны с иными причинами: последствия жестокого обращения и пренебрежения со стороны взрослых. Но при этом опыт установления и поддержания отношений со значимым взрослым, на который можно опираться при помещении в новую семью, у них все же есть. Чаще всего их способность к привязанности остается сохранной, а нарушения в формировании привязанности возможно скомпенсировать.

Так что при устройстве в приемную семью и в случае с отказниками с рождения, и в случае с детьми из неблагополучных семей могут быть и трудности, и положительные результаты. Главное — не поиск варианта, где «проблем будет меньше», а умение эти проблемы решать.

Благополучие в приемной семье зависит не столько от особенностей ребенка, сколько от отношения к этим особенностям родителей. В воспитании и «отказных» детей, и детей «с историей» есть свои трудности. Хорошая подготовка родителей к принятию ребенка в семью, реалистичные ожидания и представления о психологических особенностях детей, переживших разрыв с семьей, а также гибкость принимающей семейной системы и принятие родителями ребенка — все это гораздо больше влияет на успешность семейного устройства, чем то, «отказной» ребенок или нет.

Мария Капилина (Пичугина)
Татьяна Панюшева

Купить эту книгу

Обсуждение

У меня дочка приемная. Сейчас 3,7, изъята из семьи в 1,5, вместе мы 1,7. В детских учреждениях по времени была мало, но сменила три дома ребенка. Ее взяли в опеку какие-то родственники после смерти матери (мать умерла после изъятия ребенка), но впоследствии именно из-за симптомов депривации сдали обратно в дом ребенка. Не выдержали, думали, что ребенок это цветок лазоревый. Действительно, агрессия, аутоагрессия из ребенка перла. И сейчас еще вылезает. Она мстит людям за то, что с ней обошлись несправедливо. Это просто надо пережить, стиснуть зубы и пережить, а также любить ребенка надо. Я рада, что не сдалась. У меня никогда не было желания ее вернуть обратно, хотя "убить" за ее выходки хотелось периодически.
С другой стороны я почему-то благодарна Био матери. Ну не оставила она ее в роддоме, не отказалась, хотя возможность была. Это же о каких-то чувствах говорит со стороны матери. Да, Мать была никудышная, но Мать.
И сейчас моя Доча очень ласковая. Постоянно мы с не целуемся, милуемся, аж душа радуется. С мозгами у ребенка все очень хорошо, умненькая, память хорошая.
Другое дело, что на характер ребенка вся эта история отпечаток наложила. Только Доча чувствует, как ее не принимают, игнорируют(в т.ч. другие дети), так тут же ежиком становится и агрессию проявляет. Надеюсь, что с возрастом пройдет, работаем над этим с психологом.

"Оба хуже" (С)

У меня приемный ребенок, изъятый из семьи в возрасте 4 месяцев. У нас проблемы не с отсутствием привязанности, а с гиперпривязанностью - в первые полгода, которые ребенок провел дома, ей тогда было 2,8, я не могла даже в туалет сходить одна, ребенок буквально должен был держаться за меня, чтобы чувствовать себя спокойно. Это проявляется даже сейчас, ей уже 7 лет, и спать мы должны обязательно с открытыми дверями комнат, т.е. быть в зоне видимости и досягаемости. так что статья действительно малопрофессиональная.

Какая в принципе разница? И что значит- что лучше? Главное - любить ребенка, любого и отдавать ее этому ребенку.

Интересно, кстати, а не связана ли описанная в треде ниже сохранность отказников с, как бы это сказать, большей сознательностью био? Я имею в виду, что это же надо принять решение, с паспортом родить, написать согласие на усыновление. То есть нужны какие-то минимальные усилия и определенный уровень ответственности. Может быть и дети тогда получаются тоже более сознательные?
В личном опыте у меня один изъятый в 2,5 года и одна отказница. Но делать какие-либо выводы пока, естественно, рано. Единственное, что могу сказать: у обоих, кажется, нет проблем с привязанностью, не было госпитализма и депривации.

Мой опыт говорит о том, что самые жесткие нарушения привязанности как раз встречаются у детей, которые первые годы жизни провели в условиях пренебрегающей кровной семьи. Кроме нарушений привязанности у таких детей очень часты агрессия и аутоагрессия, переносы своей ненависти и боли на приемную семью. А если кровные родственники еще пытаются "качать права", тогда ребенка вообще раздирают такие чувства, с которыми врагу не пожелаешь встретиться.
У отказников совершенно не обязательно нарушение привязанности. Вне зависимости от того, как к ним относились в больницах и домах ребенка.

у меня все наоборот. у изъятого ребенка куча проблем и из-за течение беременности, и из-за обращения с ним в асоциальной семье, и из-за ее места обитания, и из-за голода и болезней там, и из-за изъятия итд итп.
а отказник- просто ребенок, ну тревожность осталась, да...

Разочаровало. Для выпускницы пединститута, прочитавшей несколько учебников о психологии сиротства это было бы очень неплохо. Но для ведущих специалистов в этой области очень поверхностно и малопрофессионально. И снова эти штампы про "безнадежных отказников" и "не такие глубокие проблемы у детей из асоциальных семей".

Че-то я думала, такие теории уже потеряли свою актуальность. А я эту книгу рекомендовала "не глядя" людям. Пойду, пожалуй, почитаю.

Фу-фу-фу. Вместо "разрушения стереотипов" только поддерживают очередной о том, какие ужасные отказники.

Здравствуйте.
Меня зовут Ольга, я из Магнитогорска. В этом посте мое утро, вечер и полдня с малышами-отказниками. Это понедельник, 28-е октября.
Три месяца назад я стала волонтером. Сегодня я расскажу вам о том, куда попадают малыши-отказники из роддома и как они там живут.

К детям я пойду после обеда, а пока - подъем.
1.


Водные процедуры
2.


Кошачий завтрак
3.


Посуду надо мыть. Хотя бы изредка.
4.


Занимаюсь йогой
5.


Класть ногу за голову, как инструктор, я пока не умею)
6.

Чай с печеньем и конфетами
7.

Читаю ленту
8.

Кошка спит
9..


Котенок лежит
10.


Делаю домашнее задание
11.


12.


Яичница на обед
13


И чай. И к чаю.
14.


Книга интересная, но с монитора воспринимается тяжело. Надо будет найти бумажный вариант.
15.


Ковроугодное фото перед выходом
16.

17.


Беру с собой влажные салфетки - их часто не оказывается, а вещь нужная.
У нас в городе время от времени проводят сбор памперсов для детей-отказников. Если захотите поучаствовать в таком сборе в вашем городе - приложите к памперсам пачку влажных салфеток - их вечно не хватает.
18.


В путь.
19.


По дороге в больницу. После роддома отказники попадают в детскую больницу, а, уже после обследования - в детский дом.
20.

21.


Раздевалка. На вешалке висят халаты, в том числе и мой.
22.

Халат у меня не белый, как и тапочки.
23.


Прихожу в палату к детям.
Кто-то спит.
24.


Кто-то - не спит.
25.


И еще кто-то спит.
Сегодня малышей всего трое, чаще всего их бывает от четырех до шести. Дети с хорошим здоровьем быстро уезжают в детский дом, а с проблемами со здоровьем - остаются здесь дольше, и мы успеваем подружиться.
26.


Меняю пеленки. Днем, до вечернего купания, дети лежат без подгузников, но не от жадности медперсонала или нехватки памперсов, а чтобы дышала кожа.
На фото № 29 - Даша. У нее единственной из всей палаты есть имя и семья. Остальные дети остаются безымянными до детдома. Называют их по фамилиям.
Даша лежит здесь из-за проблем со здоровьем. Я не знаю, почему с ней не лежит никто из родственников.
В эту палату попадают не только отказники, но и дети, чьи мамы по каким-либо причинам не могут лежать вместе с ними, а так же - маленькие смертники, новорожденные и уже обреченные. На моей памяти один малыш -ребенок наркоманов с неоперабельным пороком сердца уже умер. Он лежал под капельницей, рядом с кислородной трубкой и синел, стоило вынуть его из кроватки для смены памперсов. Еще один постоянный пациент этой палаты - мальчик с гидроцефалией, межпозвоночной грыжей и парализованными ножками сейчас в реанимации.
27.


Здесь есть ванна.
28.


Пеленальный стол со средствами детской гигиены и пеленками на полках, тумбочка с весами, памперсами и распашонками.
29.


Есть магнитофон, теплое, уютное отделение (когда я пришла сюда в первый раз, то поразилась, каким уютным, оказывается, может быть больничное отделение) и замечательный, ласковый медперсонал. Только мам нет.
30.


Фактически, я выполняю обязанности нянечки: кормлю детей, меняю им пеленки и подгузники; переворачиваю, даю соски и пытаюсь развлечь, когда они плачут (брать малышей на руки запрещено); купаю.
Было бы неплохо, чтобы в этой палате была своя нянечка, находящаяся с детьми постоянно, но такой должности не предусмотрено.

Раз есть магнитофон - должна быть и музыка. Здесь частенько включают детям радио. Я узнала от знакомого психолога, что грудные дети не воспринимают речь в записи, как живую речь, любая запись, кроме классической музыки для них - шум. Поэтому, я выключаю радио и стараюсь побольше с ними разговаривать. Или мы "колбасимся" под Ализбара или классическую музыку.
31.


У каждого малыша на кроватке бирка и именем и фамилией матери, датой рождения и поступления и весом при рождении.
32.


Переодеваю девочку в распашонку. Чаще всего детей тут пеленают с руками (они так спокойнее спят).
33.

Время обедать
34.


35.


36.


Так хотел есть, аж заснул)
37.


Пока есть время - готовлю пеленки и памперсы для вечернего купания.
38.

Вид из окна
39.


40.


Меняю пеленки. После обеда это приходится делать часто.
41.


Малыши успокаиваются. Я сажусь на стул и пою им песенки. Они засыпают. В качестве колыбельных на ура идут "Потерянный рай" и "Прогулки по воде".
Вот в таких кроватках они спят, едят и бодрствуют.
42.

И вот в таких
43.

Поиграем?
44.


Перед купанием нужно взвесить малышей и записать их вес до грамма.
45.


Дезинфицирую ванну.
46.


И мою.
47.


Раздеваю и взвешиваю мальчика.
Мальчик был не в настроении, поэтому выкупала я его быстро.
Вытираемся.
48.


Надеваем памперс.
49.

И заворачиваемся с капюшончиком, т.к. голова мокрая.
50.



Раздеваю и взвешиваю девочку.
51.


А, вот ей купаться нравится, и мы с ней долго "плаваем".
52.


Надеваем памперс.
53.

И в кроватку.
54.


Снова мою и дезинфицирую ванну.
Раздеваю и взвешиваю Дашу.
Ей купаться всегда нравилось.
Потом точно так же вытираю ее, надеваю памперс и пеленаю с капюшончиком.
55.


Ужин сегодня почему-то задержали, и малыши ответили на это громким протестом.
Молочную смесь перегрели, я пробую температуру на руке и остужаю бутылочку под краном.
56.


Чистенькие. Ужинаем.
57.


58.


59.


60.


Пора домой.
61.


Больничный двор в сумерках.
62.


Дома я капаю эфирные масла на соль и принимаю ванну.
63.


Нефотогеничный ужин: дыня и минералка. Вода с водой, но я очень хочу пить.
64.


"Теория большого взрыва" и вечерние посиделки в интернете.
65.


.

Пора спать.
66.

.

ЖЖ-пользователь aquatek-filips пишет в своем блоге: После гериатрического дома вторым местом, куда мы с волонтерами отправились делать репортаж, стали два отделения 5-й городской больницы Севастополя – ИБОНиН и детская реанимация. Как и во многих родильных домах и больницах страны здесь есть особенные пациенты. В общем-то ничем не отличающиеся от всех остальных рождающихся или находящихся здесь деток. Кроме одного – у них нет родителей. Вернее, как правило, они есть, только эти детки им не нужны.
Отказнички.
Так называют таких детей сами работники больницы.

2. ИБОНиН расшифровывается как инфекционно-боксированное отделение новорожденных и недоношенных. Работают здесь врачи-неонатологи или микропедиатры – люди, которые первыми приходят на помощь детям от рождения и до 1 месяца.

3. В ИБОНиН лежат мамы с новорожденными детьми, а также мамы с детьми, которым по показаниям необходимо находится под присмотром врачей и получать лечение.

4. В отделении есть палата с особенными пациентами – как раз теми, кто ничем не отличается от других новорожденных, кроме одного. Только появившись на свет, они стали не нужны своим родителям.

5. Причин этому много. Часто это дети антисоциальных элементов – бомжей, проституток, наркоманов. И вопреки устоявшемуся мнению, по словам врачей отделения, эти дети не всегда имеют какие то крайние степени отклонений и болезней. Просто они не нужны. Бывают дети и от обычных, нормальных, с общепризнанной точки зрения, родителей (с точки зрения социальной роли). Просто их мамы и папы не имеют желания или возможности забирать и воспитывать своих детей.
Этот мальчик родился за неделю до нашего прихода. Его мать фактически выпроводили из отделения, т.к. она ни разу не брала и не просила принести своего новорожденного ребенка, используя отделение лишь как возможность спать в чистоте и питаться. Выписавшись, ребенка (совершенно нормального и здорового) она забирать не пожелала.

6. Эта хорошенькая и совершенно здоровая девочка с очень похожей судьбой. Вообще, со слов медицинского персонала этого отделения, бывает так, что маме просто негде жить, некуда нести своего ребенка. Или нет средств на то, чтобы его выкормить. Неимущая мать-одиночка, живет случайными заработками, отец ребенка бросил ее еще на середине срока беременности, нет никаких родственников или крыши над головой. Как результат – безысходность, слабость и отсюда – отказ. Иногда это дети малолетних мам и, зачастую, крепкие и здоровые младенцы

7. Основная проблема больницы с такими детьми в том, что эти дети как бы “бесхозные” и на балансе государства не стоят. Они есть физически, но документально их еще нет. То есть, у них нет статуса сироты, нет постоянного места жительства – Дома малютки. Поэтому “содержания” по бухгалтерским документами здравоохранения им не полагается. Как и не полагается питания, лекарств, пеленок и подгузников. Когда они достигают возраста 1 месяц, их переводят в Дом малютки. А до того времени – врачи вынуждены либо распределять на таких деток то, что есть в наличии в отделении (а как правило распределять нечего), либо надеяться на помощь благотворительных организаций, меценатов и волонтеров. Часто помогают памперсами, элементарными предметами и детским питанием лежащие здесь же мамы со своими детьми.

8. У новорожденных здоровых детей есть большие шансы не оказаться в детском доме, несмотря на то, что их не забрали родные родители. На сегодняшний день желающих усыновить новорожденного малыша очень много – это семьи, которые не могут иметь детей и иностранцы. Но все же, это не кровные родители. Очень тяжело осознавать, что кровным родителям эти дети лишь обуза.

9. Этажом ниже ИБОНиН, в 5-й севастопольской больнице другое детское отделение. И здесь тоже есть та самая “особая палата”.

10. В этом отделении находятся отказнички до года. Но они сюда попадают не из ИБОНиН. Их привозят из города – обследовать и решать, что делать дальше, или лечить, если такое лечение необходимо. Это дети, которых у неблагополучных родителей отбирают социальные службы. Некоторые родители уже могут быть лишены родительских прав, некоторые еще нет.

11. По словам заведующей отделением, дети здесь тоже довольно часто здоровые и нормальные. Вот только родителям они не нужны. Хоть и не всегда. Бывают случаи, когда за отобранным ребенком мать таки возвращается. Пройдя семь кругов чиновничьего ада, доказав десяткам людей свое желание и возможность полноценно растить и воспитывать своего ребенка. И воспитывают, кардинально меняя свой образ жизни.

12. Очень запомнились одни слова, оброненные кем-то из персонала в отделении – отказнички, давно находящиеся в отделении обычно не плачут. Если сравнивать с теми детьми, у которых есть мама – то вообще не плачут. Как будто плач и крик – это способ общения с мамой, привлечение к себе внимания. А тут они как будто понимают, что звать некого. Поэтому не плачут. Тихо так лежат.
И еще замирают, не шевелятся, когда их берут на руки, может быть ожидая, что их с этих рук уже не выпустят.

13. Мама для этих детей – заведующая, старшая сестра и дежурные девочки-медсестры.

14. В палате четыре места. В палате четыре конвертика. Здесь карточку с именем и данные о ребенке не привязывают к кроватке – ее вставляют в красивые нарисованный конвертик. Сегодня два конвертика пустые. Хочется, чтобы пустыми были все четыре

15. Детская реанимация. В каждой детской больнице есть это отделение. Туда поступают самые тяжелые дети, которые находятся на грани жизни и смерти. Причем возраст их различен – это может быть и младенец после родов, который еще не научился дышать, так и 13-14 летний подросток, попавший в беду. Врачи реаниматологи сопровождают тяжелых детей на лечение в другие больницы, дежурят по всем отделениям и приходят на помощь в случае остановки маленьких сердец.

16. Как и чем лечат? С помощью аппаратуры полувекового возраста, лекарств, которые удалось выбить и доброго слова. Если у ребенка есть родители, которые могут приобрести необходимые лекарства – то это хорошо. А если не могут, то… родители идут по миру с протянутой рукой и просят подарить жизнь их ребенку, которая зависит от денег. И остается уповать только на профессионализм врачей и Божью помощь

17. Детки-отказники в этом отделении несчастны во всех смыслах этого слова. Если у здоровых деток есть шансы обрести свою семью, то у этих таких шансов почти нет…

18. У этой девочки сложный диагноз и неестественно подвернутая правая ножка, которая не имеет сустава и не разгибается, а также нет носовой перегородки. Ее мама ушла из роддома, оставив свою дочь в реанимационном отделении. Больше ее в больнице не видели.

20. Жизнь другой девочки зависит только от сложного оборудования, способного искусственно поддерживать жизнедеятельность организма. Обычно здесь находятся недоношенные детки. Но эта девочка родилась почти в срок. Вот только весит она 1 кг 70 грамм.

21. Она – второй ребенок в двойне. И всю беременность служила, как говорят врачи, донором для второго, родившего здоровым, ребенка. Оттого и такой аномально малый вес.

22. Маленькая ручка сжата в кулачок, ребенок борется и, наверное, надеется. Но его мать забрала только здорового ребенка

23. Но справедливости ради следует сказать, что не все родители такие черствые к новорожденным детям, у которых проблемы со здоровьем. В отделении реанимации практически всю свою жизнь – а это больше года – находится Анна-Мария, которой врачи поставили страшный диагноз – гидроцефалия. И все это время рядом с ней находится ее мама, жизнь которой изменилась с рождением дочери. Вот как бывает – в совершенно нормальной семье родился ребенок с тяжелым диагнозом. Но никто от него не отказался, никто его не оставил в больнице. Понимая, что шансы на полное выздоровление равны сотым долям процентов, родители и на лечение за границей сумели собрать деньги, и даже несмотря на то, что ребенок 18-й день находится в состоянии комы после клинической смерти, ее мама здесь, в реанимационной палате. Рядом с дочерью.

24. Для мамы Анны-Марии этот экран – чуть ли не единственное средство общения со своим ребенком.

25. Очень хочется, чтобы у родителей, оставляющих своих детей неважно где – в роддоме, больнице или просто на улице – в голове включалась такая же надпись, как на входе в детскую реанимацию.

Вопрос, как усыновить ребенка из роддома, наиболее актуален для тех семей, у которых жизнь сложилась так, что они не могут иметь своих детей. Поэтому больше всего им хочется взять младенцев, только появившихся на свет.

Усыновление новорожденного родители ждут месяцами, а то и годами, так как очередь огромная и подходит не быстро.

Для того чтобы усыновить малыша, необходимо собрать определенные документы и обратиться в органы опеки. Если пару сочтут подходящей на роль усыновителей грудничка, то она получит согласие. В семье появится маленькое пополнение, которого так долго ждали.

К сожалению, в роддомах довольно часто молодые мамы бросают своих новорожденных деток.

Причины таких действий могут быть разные:

Таких отказников в будущем ждут новые семьи или, в худшем случае, сиротские дома.

Кандидаты в усыновители должны быть твердо уверенны, что им нужен именно ребенок из роддома, которого они смогут сделать счастливым.

В таком случае необходимо отправиться в органы опеки для получения разрешения на усыновления новорожденного малыша.

В России право на усыновление имеют не только граждане страны, но и иностранцы.

С юридической точки зрения процесс усыновления довольно длительный и сложный. Получить разрешение соответствующих органов на него может не каждая семейная пара.

Начинать следует с заявления в органы опеки. В нем нужно указать собственные данные, а также описать какого ребенка хотелось бы взять в свою семью.

С первой секунды усыновления младенца между ним и родителями устанавливаются такие же правоотношения, как и в семьях с родными детьми.

В большинстве случаев, на отказников всегда очередь. Поэтому, решившись на такой ответственный шаг, следует подготовиться морально и документально.

Для этого нужно знать, как усыновить ребенка из роддома. Порядок действий усыновителей выглядит так:

К потенциальным родителям направляется специальная комиссия для проверки жилищных условий . Ее участники должны убедиться в наличии достойного уровня обеспеченности жилплощадью и условиями для содержания ребенка.

На протяжении двух недель после рассмотрения документов будет получен окончательный ответ. Сразу после сигнала о наличии отказника в роддоме можно переходить к процессу оформления процедуры в органах суда.

Для этого нужно подать заявление в суд по месту нахождения роддома. Справки подойдут те же самые. Но если прошло больше трех месяцев, то их придется собирать заново.

От уплаты государственного сбора усыновители освобождаются, так что квитанцию предъявлять не придется.

Потребуется официальная бумага из органов опеки и попечительства, об их согласии и одобрении.

В соответствии с законодательством, длительность судебного процесса составляет приблизительно 2 месяца . Но когда дело касается грудничков, то суд принимает решение довольно быстро.

Чтобы максимально ускорить данный процесс, нужно просить суд об обращении решения к немедленному исполнению. В противном случае придется ждать 10 дней, пока решение суда вступит в действие.

Если решение суда положительное, ребенка можно забрать сразу . При этом в роддоме должны выдать послеродовой больничный лист от даты вступления решения в законную силу по достижению младенцем возраста 70 дней.

Затем нужно обратиться в органы ЗАГСа для получения документов на малыша.

Выше описан процесс усыновления малышей, которые являются гражданами РФ. Дети, что имеют гражданство другого государства, тоже подлежат усыновлению.

Но для этого потребуется согласие их законного представителя и государственного органа того государства, наделенного необходимыми компетенциями.

Усыновить здорового ребенка из роддома очень сложно. Не имея возможности родить, многие хотят усыновить именно новорожденного. Объясняется это рядом психологических факторов. Поэтому отказники очень востребованы.

Чтобы иметь возможность оформить усыновление, необходимо до того, как подойдет очередь, выяснить, какие документы нужны для процедуры и собрать их. А именно:

К тем, кто не состоит в браке, но желает усыновить ребенка, требования предъявляются такие же, что и к семейным парам . Разница состоит лишь в том, что вместо свидетельства о браке суду нужно представить копию свидетельства о рождении.

Особого внимания требует медицинская справка, так как она состоит из целого комплекса обследований. Необходимо исключить не только СПИД, ВИЧ и сифилис, но и любую форму туберкулеза и онкологические заболевания.

Усыновителями могут выступать только те люди, которые обладают положительными характеристиками, стабильной работой и заработной платой, подходящей жилплощадью для воспитания малыша.

Специальная комиссия в органах опеки и попечительства рассмотрит пакет документов и сделает заключение, которое будет передано потенциальным усыновителям в письменном виде.

Перед тем, как взять ребенка на усыновление из роддома, гражданам следует ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к кандидатам.

Для получения разрешения на усыновление семейная пара должна:

Требования к усыновителям грудничков ничем не отличаются от требований к усыновителям детей старшего возраста.

Видео: Условия усыновления ребенка в России

Чтобы ребенок считал себя родным и отношения в семье сложились наилучшим образом, не стоит травмировать малыша информацией о его появлении.

УК РФ содержит статью 155, в соответствии с которой, должна быть соблюдена тайна усыновления.

В этой сложной и длительной юридической процедуре задействован широкий круг людей. Это персонал органов опеки и попечительства, работники роддома, суда.

Чтобы исключить возможность разглашения и человеческий фактор, законом, который действует и в 2019 году, разрешено менять определенные данные:

  • ФИО ребенка;
  • дату рождения;
  • место рождения.

Важно учитывать, что если пара импровизировала беременность, чтобы сохранить тайну усыновления, дату рождения можно изменить на три месяца в обе стороны. Это допускается при усыновлении.

В целях сохранения тайны суд проводится закрытым, кроме усыновителей присутствуют органы опеки и прокурор . После того, как суд вынесет положительное решение об усыновлении, родители получат выписку.

Вместе и ней и паспортами нужно отправиться в ЗАГС, где выдадут свидетельство о рождении малыша.

При желании можно обратиться к органам опеки, и они помогут договориться, чтобы ребенка и маму в определенный день выписали из роддома и сделали фото для истории.

После этого можно ехать домой воспитывать своего кроху.

Естественно, что тайна усыновления имеет смысл только тогда, когда малыша берут в роддоме или в доме малютки. Для ребенка постарше, который уже помнит многое, в этом смысла нет.

Хоть усыновление и является тяжелым процессом, но при хорошей подготовке и правильном подходе, разобраться с этим можно довольно быстро и без лишних проблем.

Ведь усыновление новорожденного — мечта многих семейных пар, которые по медицинским показателям не могут иметь детей.

Не смотря ни на что, люди хотят испытать радость быть родителями на собственном опыте. Но таким семейным парам следует запастись огромным терпением.

Не стоит надеяться, что собрав необходимый пакет документов и получив согласие на усыновление органов опеки и попечительства, малыша можно будет усыновить сразу.

Нередко период ожидания длится долгие месяцы. Поскольку желающих, взять младенца, которому нет еще недели довольно много.

Как усыновить ребёнка из роддома? Все больше осиротевших или брошенных детей в нашей стране находят новую семью. Малышей берут под опеку, в приемные семьи, усыновляют. Самым большим спросом, особенно у бездетных семей, пользуются младенцы, только появившиеся на свет. Усыновления новорожденного родители ждут годами, так как очередь огромна и подходит не быстро. Но о том, как усыновить ребенка из роддома, какие требования к документам и усыновителям, знают далеко не все.

Как усыновить ребёнка из роддома

Довольно часто, к сожалению, в роддомах молодые мамы отказываются от своих новорожденных детей. Причины отказов могут быть разными:

  • ранняя беременность, когда родители несовершеннолетней мамы уговаривают ее оставить малыша в роддоме;
  • учеба в ВУЗе, когда мама предпочитает карьеру судьбе своего малыша;
  • родовая травма или другая патология, в результате чего ребенок рождается больным;
  • недостаток средств или отсутствие жилья;
  • алкоголизм, наркомания.

Именно этих детей, отказников, так ждут новые родители. Но прежде, чем ими стать, нужно получить разрешение в органах опеки на усыновление из роддома новорожденного малыша.

Если вы твердо уверены, что вам нужен ребенок из роддома, которого вы сделаете счастливым, то ищите в вашем городе или районе орган или отдел опеки.

Заявление, которое вы там напишете, будет вашим первым реальным шагом к вашему ребенку. В заявлении нужно будет указать ваши данные, а так же описать, какого ребенка вы хотите взять в свою семью: возраст, цвет глаз и волос и т.д.

Существуют требования к усыновителям, которым вы должны соответствовать полностью, это:

  • здоровье. В органах опеки вы получите бланк, по которому должны пройти медосмотр. У вас не должно быть инфекционных, онкологических заболеваний, туберкулеза, хронических заболеваний.
  • доходы. Доходы на каждого члена вашей семьи должны быть выше, чем прожиточный минимум, установленный в вашем регионе.
  • жилищные условия. Вам нужно будет представить документы на квартиру или дом, в который вы собираетесь привезти малыша. Органы опеки, после того, как вы соберете все бумаги и принесете им, придут к вам для обследования вашего жилья, чтобы убедиться, что ребенок будет жить в хороших условиях.
  • если усыновление оформляется на жену, то нужно письменное согласие мужа, и наоборот.
  • вам нужно взять справку в полиции о том, что вы не судимы.
  • подготовка. Вам необходимо пройти курсы будущих приемных родителей. Исключение может быть сделано только для тех, кто уже усыновлял детей и проходил обязательную подготовку. О прохождении курсов вам выдадут удостоверение.

Все эти документы для усыновления попадут на стол комиссии, которая решит вашу судьбу: быть вам родителями усыновленного малыша или нет. Об отказе вам сообщат в течение 5 дней, если же через 5 дней никаких вестей не поступило, значит, ваши документы одобрены комиссией, и через 2 недели вас пригласят за разрешением.

И только получив заключение комиссии о вашей пригодности быть усыновителями, вы встанете на очередь за вашим малышом. Это один из минусов усыновления младенцев. На детей после года очереди нет.

Порядок усыновления ребёнка из роддома

Начнем с того, что прямо из роддома ребенка получить практически невозможно. Несколько дней он находится в роддоме, потом его переводят в детскую больницу. Там его тщательно обследуют, и какое-то время он проводит в отделении. Затем его передают в дом малютки. В это время отказавшаяся от малыша мамаша еще может одуматься и забрать ребенка, даже если на него начали оформлять документы на усыновление. И это второй минус. На практике такое случается, хоть и редко.

И третье: требуется время для подготовки документов об усыновлении в суд, затем нужно дождаться заседания суда, и выдержать 10 дней до вступления решения в силу. Усыновление в нашей стране проводится только по решению суда, и никак иначе. Поэтому усыновление из роддома – это, скорее, миф. Своего малыша вы сможете получить, когда ему уже будет 2-3 месяца. Хотя в жизни бывает всякое.

Но вернемся к этапам усыновления. Ваша очередь, в конце концов, подошла, вы заново (!) собрали все документы, снова получили разрешение от органов опеки и познакомились с будущим сыном или дочкой, ребенок вам понравился, и что дальше?

Озаботьтесь обследованием здоровья малыша. Посмотрите его медицинскую карту. Сделайте с ребенком все возможные анализы, УЗИ и прочее. Это вам должны сделать бесплатно. У ребенка могут быть болезни, которые пока не дали о себе знать, но результаты обследования их покажут. И если вы не хотите связывать свою жизнь с больным ребенком, или у вас нет средств для его лечения, то лучше откажитесь сразу. Ваше разрешение будет действительно 3 месяца, за это время вы сможете найти здорового ребенка. Если же вас все устраивает, сообщите в органы опеки о своем выборе и вместе с ними идите подавать документы в суд.

На этот раз заявление, которое вы напишете, должно содержать просьбу об усыновлении и данные малыша, которые вы хотите ему присвоить. Вы можете:

  • дать ему свою фамилию и отчество;
  • поменять имя;
  • поменять дату и место рождения.

Последнее более важно, если вы имитировали беременность, чтобы сохранить тайну усыновления (ст.139 Семейного кодекса). Дату можно изменить на три месяца в обе стороны, и это разрешается при усыновлении.

Для сохранения тайны суд проводится закрытым, присутствуют, кроме усыновителей, органы опеки и прокурор.

После того, как суд установит усыновление, вы получите выписку (через 10 дней), и с ней и своими паспортами отправитесь в ЗАГС, где вам выдадут свидетельство о рождении вашего ребенка.

С помощью органов опеки вы можете договориться о том, чтобы ребенка и маму в назначенный день выписали из роддома, заснять все это на видео для истории и ехать домой воспитывать своего малыша.

О том, как усыновить ребёнка из роддома, дома малютки или детдома, требованиях к усыновителям можно узнать в Семейном кодексе РФ, статьи 122-144.