Как вырастить мальчика уверенным в себе. Неуверенный в себе ребенок, как помочь

Он прекрасно знает, чего хочет, но понимает желания других людей. Ему нравится принимать новые вызовы, но лучшим местом под солнцем для него остаются объятия родителей. Именно так выглядит уверенный в себе двухлетний карапуз. Как его таким воспитать? Вот несколько советов.

1. Любите его изо всех сил

Уверенность в себе неразрывно связана с любовью. Если вы проявляете ее к ребенку, тем самым говорите ему, что он является кем-то очень важным и достойным любви. Так малыш учится любить себя, воспринимать и одобрительно относиться к некоторым своим особенностям. Также благодаря этому карапуз чувствует себя в безопасности в этом мире. А это чувство позволяет ему не бояться новых вызовов (например, сделать первый шаг, научится ездить на велосипеде и т. п.).

Любовь к ребенку можно (и нужно!) демонстрировать различными способами. Мало рассказывать, как сильно вы любите своего малыша - необходимы нежные жесты, объятия, совместные игры и баловство. Смешите его и позволяйте ему рассмешить вас, рассказывайте забавные истории, гримасничайте. И вы станете еще ближе друг другу. Не оставляйте без внимания плачущего карапуза, всегда приходите ему на помощь в сложных ситуациях.

2. Будьте опорой

Ребенок, который всегда может на вас рассчитывать, чувствует себя увереннее и безопаснее. Ему легче браться за новые задания, потому что он знает, что в случае неудачи вы всегда придете ему на помощь: покажете, как построить замок из кубиков, поможете решить проблему с надоедливыми ровесниками в песочнице.

Помните, что ребенок ищет поддержку не только в теплых словах, но и в теплой атмосфере. Вашему малышу наверняка очень нравится, когда вы обнимаете мужа, ведь в этот момент он чувствует себя частью любящей семьи. А свой дом начинает воспринимать как крепость, в которой всегда уютно и безопасно.

3. Позвольте экспериментировать

Заботьтесь о безопасности карапуза, но не путайте ее с чрезмерной опекой. Вы должны позволить малышу приобретать новый опыт: самостоятельно наливать сок в чашечку, кататься на велосипеде и проч. Конечно, первые попытки не будут удачными, но ведь никто из нас не родился с умением самостоятельно кушать, одеваться или подниматься по ступенькам. Всему этому нужно учиться, а потом долго отшлифовывать мастерство. Дайте ребенку шанс познакомиться с интересующими его предметами и освоить новые навыки. Так вы дадите ему понять, что верите в него.

4. Слушайте внимательно

5. Объясняйте понятно

Для ребенка окружающий мир кажется очень сложным. Например, малыш не рождается с пониманием того, что нельзя отнимать игрушки у других детей, и вы должны ему все объяснить: «Нельзя так делать. Ты забрал у Кати куклу и она плачет. Игрушку надо вернуть». Чем старше становится карапуз, тем подробнее будут ваши объяснения, ведь теперь вы должны объяснить ребенку, почему какой-то тип поведения хороший, а какой-то нет. Подбирайте понятные ребенку слова, говорите на доступном для него языке.

6. Ставьте четкие границы

Ваши объяснения не всегда дают ожидаемый результат? Тогда позаботьтесь о том, чтобы поставить крохе четкие границы, которые нельзя переступать. Конечно, это не означает, что все решения будете принимать только вы: например, дочка может выбрать платье, которое хочет надеть на прогулку, но она не может отказаться надевать шапку в холодный, зимний день.

Для каждого здравомыслящего родителя важно не просто вырастить ребенка, а вырастить успешного, уверенного в себе, самодостаточного ребенка, со своим "Я", своими мыслями, желаниями, самостоятельного и ответственного. Ребенок, который верит в себя и в свои силы способен многого достичь в будущем!

Уверенность и самостоятельность формируються у ребенка в детстве, и затем на протяжении всей жизни они помогают ему справляться с трудностями, что неминуемо возникают на пути. С рождения кроха "чист", как лист, и уже в социуме формируется, как личность. Первым социумом для ребенка есть его собственная семья, и от того желанный он, любимый или нежданный, "мешающий" родителям, марионетка или "средство воплащения родительской мечты" зависит, каким будет внутренний мир ребенка, его уверенность и самодостаточность.

Как правило, у уверенности и самостоятельности есть два "врага":

1. Унижение и подавление со стороны взрослых (в данном случае родителей);

2. Гиперопека и постоянный (тотальный) контроль над ребенком.

Часто родители боятся вырастить детей безответственными, изнеженными, не подговленными к жизни, подавленными, без собственнного "Я" (без стержня), с низкой самооценкой, во избежание этого следует с детства уделять должное внимание детям и поощрять их самостоятельность.

1. Показывайте малышу свою любовь! Чаще говорите крохе, что вы его любите, что рады его появлению на свет, каким он был желанным и долгожданным! Обнимайте малыша, целуйте, говорите о его достоинствах и не бойтесь - ласки не бывает много! Выражайте радость, когда малыш просыпается и целуйте его перед сном! Чаще уделяйте ребенку свое внимание и обязательно во время разговора сохраняйте зрительный контакт.

2. Как можно чаще хвалите ребенка. Но хвалите искренне и за что-то конкретное (не просто говорите "Молодец", а "Молодец, что собрал пирамидку"). Ваша похвала - это мотивация ребенка к действию! Поощряйте и хвалите малыша даже за незначительные успехи. Ради вашего одобрения чадо будет стремиться вновь и вновь выполнять это действия, усовершенствуя умение и обретая уверенность. И также стоит напоминать крохе о его прошлых достижениях и маленьких "победах"!

3. Выражайте радость от общения с ребенком. Чаще говорите с малышом и всегда слушайте, когда малыш говорит с вами. На подсознательном уровне ребенок ощущает свою значимость для вас, понимает, что он интересен вам, когда вы с ним говорите, советуетесь и внимательно слушаете его.

4. Предоставляйте свободу выбора. Не стоит навязывать ребенку свое мнение, давайте возможность самостоятельно принемать решения: что он хочет одеть, что будет кушать на завтрак/обед/ужин, куда он хочет пойти на прогулку, какую книгу прочесть, какие сладости купить и что, по его мнению, можно подарить папе... И вас это не затруднит, и малыш сможет почувствовать свою значимость и "взрослость". Ну и главное, давайте свободу в выборе "чем я хочу заниматься": какие кружки посещать, в художественное, музыкальное либо спортивное направление пойти... И не настаивайте на том, чтобы малыш продолжал заниматься тем, что ему перестало нравиться и стало не интересным. Помогите ребенку раскрыть свой талант, а не "лепите" из него приятное для ваших глаз "творение".

5. Говорите с малышом о чувствах. Не скрывайтесь от малыша за семью замками, говорите о его и своих чувствах! Объясните малышу, что ваши с ним чувства в различных ситуациях могут быть асболютно разными. Говорите малышу, что расстраиваетесь не из-за него, а из-за совершенного им поступка.И озвучивайте малышу переживаемые им чувства: обида, злость, восторг, радость...

6. Поошряйте самостоятельность ребенка. Если малыш хочет сам попылесосить квартиру, помыть посуду, сложить вещи, разрешайте ему это и хвалите. Понятное дело, что в зависимости от возраста ребенка, качество выполненной работы будет, мягко говоря, "страдать". Но на следующий день вы можете попылесосить квартиру под предлогом вновь "поселившихся" крошек, перемыть посуду под предлогом, что из нее ели/пили, сложить повторно вещи, так как вы искали "что-то" и думали, что оно там... Важно сделать это не "после ребенка", а просто в очередной раз. Так вы не заденете чувства малыша, не продемонстрируете его еще не состоятельность в этом вопросе, и сохраните желание ребенка и далее проявлять свою самостоятельность и обретать веру в себя. А со временем и опытом его умения будут совершенствоваться и необходимость в "переделывании" пройдет.

7. Побуждайте малыша к общению со сверстниками. Чаще посещайте с ребенком места, где есть дети, желательно сверстики. Это могут быть детские площадки, игровые комнаты в детских кафе или торговых центрах, развивающие группы и кружки, детские сады и т.д. Так малыш будет развивать способности в "завязывании" новых знакомств и совершенствовать коммуникативные навыки.

8. Будте с малышем на равных. Не стоит ставить малыша "ниже" либо "выше" себя. Относитесь к нему, как к равному вам! Спрашивайте мнение ребенка и прислушивайтесь к нему. Уважайте личность ребенка!

Помните, что ваш ребенок - не вы, у него свои желания, свои интересы и свое "Я". Принимайте его таким, каким он есть, проводите с ним больше времени.И будьте для него самым верным другом!

Как правильно запрещать или о "НЕЛЬЗЯ" в жизни ребенка - читайте

Как воспитать здоровую личность в ребенке? 8 основных принципов - ищите

Проблема воспитания интересует многих родителей еще задолго до появления детей. Когда ребенку исполнилось 3-4 года, многие родители начинают задаваться вопросом о том, как привить и развить в ребенке уверенность в себе.

Как вырастить уверенного в себе ребенка

На этот вопрос нет абсолютно правильного ответа, ведь не бывает одинаковых людей, характеров и личностей. Одно остаётся неизменным – это родительская любовь. Прежде всего, самим родителям необходимо быть уверенными в силах и возможностях своего ребенка. Модель воспитания будет брать истоки из примера семьи, в которой родился человек, из воспоминаний о собственном детстве. Малыш должен чувствовать заботу и поддержку со стороны взрослых, и, тогда вероятность низкой самооценки существенно снизится. Каждый родитель выбирает формы воспитания, исходя из своих ощущений правильности и необходимости.

Подходы воспитания правильной самооценки детей

Все мамы и папы хотели бы научить ребенка быть уверенным, чтобы он чувствовал себя комфортно в общении со сверстниками и взрослыми, и, в итоге, нашел свое место в жизни. Однако жизнь подкидывает определенные трудности, с которыми приходится встречаться на любом этапе взросления.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период чтобы воспитать в ребенке такие качества личности, как стойкость характера и уверенность.

Ребенок не рождается с чувством уверенности в себе. Этому его должны научить родители. Задача родителей – научить ребенка преодолевать жизненные трудности. Именно родители своим общением и доверительными взаимоотношениями в семье подают ребенку неоценимый пример становления уверенного в себе человека, умеющего справляться с любыми жизненными трудностями.

Мальчики Девочки
Легче решают новые задачи, сложнее типичные. Объём кратковременной памяти больше чем у мальчиков в 6-7 лет.
Реагируют на оценку своей деятельности адекватно. Не воспринимают похвалу, как мотивацию к дальнейшим действиям. Для них это итог деятельности, конец цикла.
В условиях дефицита времени быстрее находят правильные решения. Важней для девочек не оценка, а её эмоциональное оформление.
Аналитическое мышление, легко усваивают сложные сюжеты рассказов. Гораздо лучше решают стереотипные задания, чем новые.
Эффективней усваивают информацию о действии. Развит пассивный глагольный словарь. Схватывают полученную информацию быстрее, но сложнее соотносят с имеющейся.

В дошкольном возрасте, на протяжении всех этапов взросления ребенка эти жизненные трудности могут проявляться в таких моментах как:

1. Боязни оставаться одному в комнате, нежелании спать без мамы.

Большую роль здесь играет привычка совместного сна. Она берет начало еще в , когда маме не очень хочется вставать ночью, чтобы успокоить или покормить малыша. Лучшим решением здесь является положить ребёночка рядом с собой в кровать. Но со временем совместный сон необходимо заменить на самостоятельный, так как чем дальше оттягивается это решение, тем сложнее будет всё исправить в последствии. По мнению психологов, дети должны если не с рождения, то с максимально раннего возраста. Формирование собственного “я”, отдельного от родителей, складывается как раз-таки из таких, казалось бы, небольших моментов! Сон без мамы формирует самостоятельность в ребенке, индивидуальность, уверенность в своих силах.

2. Неумении ребенка находить контакт со своими сверстниками, нежелание проигрывать и признавать себя побежденным.

Этот вопрос касается почти всех детей. Для каждого становится неприятной неожиданностью победа другого ребенка. Некоторые дети справляются с ней легко, спокойно, а для некоторых это настоящая трагедия. Родители обязательно должны подготавливать своих деток к таким моментам в жизни. Для любой мамы её малыш самый лучший, умный, красивый ребенок в мире! Для того, чтобы ребенок не был разочарован, ему с раннего возраста необходимо объяснять, что не всегда будет победителем именно он! Если вы хвалите ребенка, то необходимо уточнять, за что конкретно похвалили.

Например, “Ты такой аккуратный! Покушал, и совсем не испачкался!” или “Ты моя умница! Одела сама, без моей помощи кофточку!”. Главное хвалить не личность ребенка, а действие, которое он выполняет. Это способствует формированию правильной, не завышенной самооценки.

3. Фанатичной опеке и контроле родителями своего ребенка.

Родители, бабушки должны предоставлять ребенку условия, в которых он мог бы проявлять самостоятельность. Все понимают, что, попав в коллектив детского сада или школы, ребенок оказывается в социуме и должен функционировать как личностная единица, отдельно от любящей мамы или бабушки. Для того, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, и не было повода для формирования заниженной самооценки, взрослым необходимо развивать самостоятельность в ребенке с раннего возраста.

4. Нежелании родителей давать ребенку возможность самостоятельно принимать какие-либо решения.

Каждый ребенок моделирует будущую взрослую жизнь на своих детских поступках. Очень важно позволять ему участвовать в каком-либо выборе. Пусть это будет не действительно серьёзный момент, может быть спланированный специально для ребенка. Малыш уже тогда начнёт на подсознательном уровне чувствовать значимость и ответственность за свои поступки.

5. Сравнении родителями своего ребенка с каким-либо более успешным ребенком.

Подчас каждый родитель когда-либо говорил своему ребенку: “Вот дочка моей подруги уже читает и пишет, а тебя ничего не интересует”. Конечно, кажется, что такие слова мотивируют ребенка к более упорной деятельности, но на психику малыша они откладывают совершенно другой отпечаток. У детей еще не так развито чувство соперничества, как у взрослых. Для них такие слова разовьют лишь неуверенность в себе и нежелание стремиться к чему-то новому. Известный факт: ребенка можно сравнивать лишь с его собственными достижениями, не привлекая третьих лиц. Тем более, не вспоминать себя в этом возрасте.

Все это и многое другое способствует развитию неуверенности ребенка.

Важные условия формирования уверенной в себе личности

  • Не допустить порочный круг. В первую очередь начните с себя. У неуверенных в себе родителей не может быть уверенных в себе детей.
  • Не формировать у ребенка негативное отношение к себе выражениями, типа: «Горе ты мое, луковое», «Не ребенок, а 33 несчастья!» и т.д.
  • Формировать навыки самообслуживания и самостоятельности. Чем более самостоятелен ребенок, тем более уверен он в своих силах.
  • Развивать творческие способности ребенка. Помочь определиться с тем видом деятельности, который больше всего нравится. Это поможет малышу поднять свою самооценку.
  • Видеть в своем ребенке личность, достойную уважения. Принимать ребенка таким, каким он есть, не сравнивая его ни с кем.
  • Поддерживать и хвалить ребенка в его начинаниях. Ребенок должен видеть эту поддержку и заинтересованность в его деятельности.

Проблема уверенности в себе - основа гармоничного развития личности ребенка, причём формирование личностных качеств девочек и мальчиков отличаются на различных этапах их развития.

Развитие уверенности у девочек

Залогом воспитания уверенности в себе у девочки является необходимость воспринимать ее как личность, обладающую только хорошими качествами.

  • Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
  • Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
  • С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе;
  • Заинтересуйте дочку дополнительными видами деятельности, предложите записаться в кружки. У каждого ребенка есть предрасположенности к различным видам искусства, необходимо лишь приложить усилия и развить их. В этом должны помочь родители. Когда девочка занимается танцами или музыкой, она выделяется среди сверстников. Повышается уверенность в своих силах, так как укрепляются черты характера;
  • В подростковом возрасте девочке придётся столкнуться с межличностными проблемами. Маме с раннего возраста необходимо расположить ребенка к себе, чтобы дочь могла без стеснения и опаски обратиться за советом. И вместе было бы гораздо легче справиться со сложившейся ситуацией.

Развития уверенности у мальчиков

В развитии уверенности в себе у мальчиков очень важна роль отца семейства, который должен воспитать в сыне настоящего мужчину, не боящегося трудностей, умеющего исполнять любую мужскую работу, знающего такие понятия как совесть, честь. Умеющего дружить и любить, с уважением относиться к женщине.

Когда взрослые относятся к своим детям с любовью, то дети уверены, что их любят. И, наоборот, если взрослые обращаются с ними плохо, унижают, высмеивают, оскорбляют, то и дети чувствуют себя плохими. Они будут озлобленными, затравленными и неуверенными в себе. А это недопустимо. Необходимо помнить, что самооценка ребенка, т.е. осознание своих достоинств и недостатков зависит от отношения родителей к своим детям. В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:

  1. Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость – синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставлены вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
  2. Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
  3. Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.

Как понять, что ребенок не уверен в себе

На это могут указать косвенные признаки, такие как:

  • малыш не смотрит в глаза при разговоре;
  • сутулится;
  • раздражителен в общении с другими людьми, недоверчив;
  • имеет фобии и ряд страхов;
  • рисует и пишет очень мелко, сильно надавливая на карандаш;
  • не может познакомиться первым, стеснителен;
  • испытывает страх перед начинанием новых дел;
  • не имеет своего мнения;
  • часто сердится при посторонних людях.

Что делать, чтобы помочь ребенку

Приведем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.

  1. Движения с музыкой. Многие дети не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть смешно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
  2. Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с ребенком. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перейти к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
  3. Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные буквы алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – трудолюбивая, терпеливая…а какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.

В старшем возрасте, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и берут из них больший смысл. Способны к анализу своих действий.

Все проблемы самооценки ребенка идут из детства, если вовремя выявить, предупредить и выбрать правильный путь формирования личностных качеств детей, можно избежать множества вторичных проблем, вытекающих из недопонимания и помочь ребенку стать уверенным и иметь друзей.

Многих родителей очень часто волнует вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать его, как научить ребенка достойно защищать себя, уметь преодолевать препятствия и не прятаться за спину родителей тогда, когда можно решить проблему самому. Советы дает НН-Мама.ру ...

Самое главное, с чего хотелось бы начать – это убедить родителей, что все это зависит от них, от подхода к ребенку, от стиля воспитания в семье и от личности самого родителя. Есть еще одно важное условие – это быть самому уверенным в себе человеком, ведь дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно.

Если у вас есть какие-то собственные нерешенные личностные проблемы, особенно если они связаны с вашей уверенностью, вам необходимо поработать над этим, скорее всего, с помощью психолога.

Есть и еще правила общения с собственным ребенком, выполняя и соблюдая которые, у ребенка есть шанс стать личностью и иметь чувство собственного достоинства.

Правило первое. Ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.

Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, а не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открытыми и доступными для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самому трудные для него задачи.

Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбления, незаслуженное наказания. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить и предупредить.

Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, а не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.

Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не бросайтесь встрять в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение.

Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.

Правило седьмое. Когда ребенок маленький, избегайте в оценке ребенка слова «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, которые причиняют боль или неприятности, от которых он может пострадать.

Правило восьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.

Правило девятое. Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся жизнь ребенка с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это и школа, и студии, спортшколы, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция. Особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше.

Поддерживайте его, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим в игре. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ повысить популярность в группе – это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

Правило десятое. Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).

Правило одиннадцатое. Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.

Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.


В рубрике «Мы вам поможем», на страницах сайт мы разберем проблему - «Как воспитать в детях уверенность в себе?» Какими методами должны родители пользоваться, чтобы не закомплексовывать свое чадо еще больше.

Как выработать в ребенке уверенность в себе? Мальчику 12 лет.

Родители оберегают своих детей сызмальства, сопровождая каждый шаг малыша всевозможными «ой». «Ой, осторожно, ой, не трогай. Не бери, возьми, не клади, не упади - ой, ой, ой». Все эти ограничения (с «да» и «нет») лишают ребенка инициативы, пусть даже детской, развивается неуверенность (ведь без оглядки на родителей он уже ничего не может сделать), взращиваются комплексы.

В каждом ребенке заложен талант, и родители должны уметь разглядеть эти способности, помочь ребенку в развитии их. Многие родители не хотят мириться с тем, что их чадо - самый обычный, среднестатистический ребенок. Каждый считает, что его ребенок какой-то особенный, и с этим никто и не спорит. Возникает неуемное желание сделать из ребенка вундеркинда - стремление к заниманию первых мест. В гонке за показателями родители нагружают ребенка всевозможными занятиями (музыка, спорт, языки, кружки, танцы). Ребенок носится, как угорелый, не может нигде до конца проявиться, достичь каких-то высот.

В итоге получается, что истинная сущность ребенка никогда не удовлетворит родителей, которые заранее решили, что их дети обязательно будут самыми замечательными и выдающимися. Дети, которые видят к себе такое отношение, никогда не смогут быть довольны собой и своими успехами, и достижениями. Поэтому неудивительно, что дети с такой судьбой, как правило, предпочитают скрываться за маской, и всю жизнь страдают от неуверенности в себе и заниженной самооценки.

К сожалению, мы хвалим своих детей за высокие показатели и чаще ругаем даже за малые провинности. На самом деле родители, конечно же, любят своих детей независимо от внешних факторов, но не всегда считают уместным говорить им об этом, опасаясь своим отношением развить в ребенке вседозволенность.

Питая к ребенку с самого рождения безумную любовь, родители, со временем, по мере взросления его, начинают оценивать ребенка по его достижениям. И только когда он ведет себя так, как хочется родителям, добиваясь определенных успехов, они готовы похвалить его и приласкать, проявляя, таким образом, свою любовь. Пользуясь механизмами любви, мы не осознаем, что ребенок воспринимает это проявление чувства, как условность - родителе его любят за определенные достижения. Чтобы ребенок не стал замыкаться и отчуждаться, а это в дальнейшем может вырасти в проблему, нужно время от времени анализировать характер своей любви к ребенку, чтобы он чувствовал, что вы любите его независимо от внешних обстоятельств.

Невозможно расслабиться и полностью сконцентрироваться на конкретной задаче, если постоянно думать о том, что любое наше дело будет пристально разбираться и оцениваться. А именно это вы и предлагаете своим детям.

Все дети разные. У каждого ребенка существует своя эмоциональная реакция на отношение, людей, событие, и многое другое. Если мы не научимся, не только ожидать, но и поощрять, то вырастим закомплексованного, неуверенного человечка, который не сможет противостоять трудностям и преодолевать их. Нам нужно критично относиться к своим ожиданиям. Насколько они реалистичны? Может быть слишком завышены? Может мы переоцениваем своих детей, примеряя к ним такие же критерии, как и ко взрослому, требуя невозможного?

Но чаще у нас происходит крен в другую сторону, когда мы предъявляем слишком заниженные требования к ребенку, обращаемся с ним как с маленьким, несмотря на то, что он уже вырос.

Мы не раз слышали, как дети одергивают родителей, когда они с ними носятся, как с писаной торбой: «Хватит, я уже не маленький». Если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя независимо, научился сам отвечать за свои поступки, то нужно предоставлять ему право выбора. Детское стремление к независимости должно быть поддержано, но в рамках допустимого. Вместе со свободой поведения приходит и доверие, а также удовлетворение от правильности поступков, и ответственность за неправильные решения.

Неверием в способности и возможности ребенка мы подрываем его веру в себя. Ребенок начинает считать, что он неспособен выполнить даже какие-то простые вещи. Поэтому если мы, родители, уверены, да еще и озвучиваем, что ребенок не в силах справиться с поставленной задачей, то и ребенок, независимо от того по плечу ли ему это задание, станет точно так же придерживаться этого мнения. Ребенка нужно поддерживать и в маленьких победах и в больших неудачах, для того чтобы он умел справляться с преградами, особенно это касается мальчиков. Мы не должны к нашему взрослому представлению о чем-то (гипотетически) притягивать за уши детское представление об этом же.

Нужно позволять ребенку совершать ошибки в праве выбора, побуждать к принятию решения и развивать независимость и ответственность. А это возможно только тогда, когда вы помогаете, а не мешаете, ребенку самому делать выбор, а затем при любом раскладе вместе разбираетесь в результатах его разрешения. В этом разборе главное подтолкнуть ребенку к выражению собственных оценок своих действий.

Все родители хотят видеть своих детей уверенными, способными отстаивать свое мнение, ответственными, но и естественно воспитанными. Но при этом боятся своё ненаглядное чадо нагружать. Лишний раз мы не отправим ребенка в магазин за покупками, особенно, если недостаточно благоприятные погодные условия, только бы ножки не промочил. А потом удивляемся тому, как ребенок отмахивается от нашей просьбы, предлагая самим нам это выполнять.

С ребенком необходимо всегда проводить одну линию поведения. Какие бы мы обязанности ни поручали ребенку, и какой бы метод их исполнения ни избирали, всегда нужно помнить одно, - не стоит менять своего решение «на скаку» в зависимости от каприза ребенка. Это не означает, что мы взрослые должны сразу же бросаться в атаку и тем самым отбивать охоту у детей к последующим обязанностям. Ребенок ждет от нас реакции. В такой момент родителям необходимо взять себя в руки и скрыть свое недовольство.

Спокойно выслушать аргументы ребенка и в следующий раз, когда ребенок что-то попросит, точно также спокойно пройти мимо этого (его просьбы), при этом, конечно же, не ссылаться на него самого (не припоминать отказ), а просто объяснить, что и в вас «неуемный порыв» к исполнению желаний не всегда присутствует. Но… Есть чувство ответственности и желание помочь.

Все эти механизмы, я уверена, родители давно знают, но не всегда прибегают к ним. Задерганные жизнью и каждодневными проблемами у нас не хватает времени и терпения, и мы, родители, махнув рукой на все рекомендации, а чаще выплеснув определенную порцию эмоций, беремся за дело сами…

Если мы хотим вырастить уверенных в себе детей, то надо с раннего детства приучать их к ответственности не только за свои поступки, но и к ответственности за других людей. Помимо всех других преимуществ ответственность за кого-то является защитой от излишней застенчивости. Очень хорошо, если в семье имеются еще дети. Поручите ребенку заботу о младших. В такой защите и опеке за детьми младшего возраста у вашего ребенка не останется времени думать о какой-то неуверенности в себе. Ребенок научиться отстаивать права младшего, а значит и свои права…

Любой родитель своим вмешательством в конфликты детей подрывает его авторитет, уверенность в себе и умение постоять за себя. Я сама бросалась, как и каждая мать, на защиту своего ребенка в случае «недопонимания» с другими детьми. А потом увидела, как у ребенка формируется подсознательная уверенность в том, что он не способен справляться с ситуациями без родительской помощи. Понятно, что ни один родитель не будет спокойно стоять и смотреть, как обижают его ребенка.

Прежде чем бежать на выручку, убедитесь в том, что ребенка несправедливо обидели. Если такой уверенности не существует, то дайте своему ребенку самому разбираться в проблеме. Иначе он свыкнется с мыслью о своей неспособности постоять за себя. Самый эффективным способом борьбы с детской застенчивостью, касается мальчиков, хотя и девочки не остаются в стороне, - найти ребенку компенсирующее занятие, которое способствовало бы повышению его уверенности в себе. Через успех можно многого добиться…

В 12 лет дети еще не подростки, у них слишком много, пока, инстинктов, в какой-то мере жестокости, которую они еще не научены контролировать. Они не приучены давать отчет своим поступкам, анализировать их. В них не выработано чувство вины или прощения. А потому очень часто «слабые» духом дети зависят от более сильных сверстников, не только физически, но и психологически.

Застенчивость, неуверенность в себе можно преодолеть. Застенчивость обычно проявляется, когда человек боится, что не сможет добиться результата, которого ожидают, боится рисковать. Хорошо было бы поощрять детей иногда предпринимать рискованные предприятия. Подпитывать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться, добиться цели. В это время правильнее было бы направить энергию ребенка в нужное русло. Спорт может сыграть немаловажную роль.

Единоборства, командные игры. Дайте ребенку информацию, подбросьте фильмы о тех или иных видах спорта. Поинтересуйтесь мнением ребенка, что ему нравится, чего он опасается. Постарайтесь дать оценку тем преградам и страхам, которые видятся вашему ребенку в том или другом предложенном вами занятии. Мне кажется, командные игры хотя и вырабатывают командный дух, чувство плеча, коммуникабельность, но в них не всегда может проявиться индивидуальность ребенка.

Традиционно мужскими занятиями считаются боевые искусства (дзюдо, карате и т.д.). В них ребенок развивает характер, учится отвечать конкретно за свои удачи или промахи, закаливает характер, развивает выносливость, уверенность. Мальчик учится стойкости, К тому же для мальчика важно уметь за себя постоять. Здесь главное правильно выбрать наставника…

Выясните, каким единоборством хотел бы заниматься ребенок, что он ждет от этих занятий. Не навязывайте свое желание ультимативно. Человек не может быть успешным в навязанном ему деле. Если вы знаете свое чадо, то найдите нужные слова и аргументы, чтобы он поверил вам и не зацикливался на своем нежелании. Попробуйте выяснить, даже если он и знает, как это делается, почему он не хочет, или наоборот желает заниматься определенным видом спорта…

Что такое уверенность в себе? Когда мы говорим уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка, гордость - все это означает понимание себя. А этому нужно учиться.

Если вы, как многие родители пытаетесь в детях воплотить свои несбывшиеся мечты, то забудьте об этой затее. Давайте детям возможность заниматься тем, чем они действительно хотят заниматься, что будет давать им удовольствие, что будет способствовать росту их уверенности в себе.

Не старайтесь, чтобы ваши дети сразу же преодолели свои пока еще детские комплексы. Ведь даже взрослому человеку этот первый шаг бывает очень труден. Застенчивому, неуверенному в своих силах малышу этот первый шаг дается слишком тяжело, безумно сложно пересилить себя. Но как только он проделает это, полный беспокойства и волнений шаг, его страхи улетучатся, и ему станет интересен процесс. Исчезнет страх перед очередной стадией борьбы, так как ничего страшного не происходит. Вот тут задача родителей не оставлять без награды каждую попытку ребенка хоть чуть-чуть продвинуться в выбранном направлении. Радуйтесь и поощряйте его…

Всегда нужно с пониманием относиться к детским страхам, к их видению ситуации. Никогда не насмехайтесь над ребенком и не приводите ему в противовес других детей. Такими параллелями мы только еще больше развиваем и укрепляем в ребенке комплексы, так как даже в глазах самых близких людей он хуже всех …

Мы хотим, чтобы наши дети стали менее робкими, уверенными в себе. А помогаем ли мы им в этом? Многие дети испытывают дикий страх, просто какой-то стопор, когда нужно предстать перед большой аудиторией. И это состояние оправдано детской неуверенностью в себе, страхом неудачи. Мы, родители, видя явную неготовность ребенка к данному действу, не считаемся с этим состоянием ребенка, подталкиваем его, тем самым облекаем на явный провал, который будет иметь самые не радужные для психики последствия. В такой момент следует остановиться и подумать, чего мы больше жаждем. Хотим, чтобы ребенок это сделал для нас, или все же ради себя.

Когда же мы убеждаемся, что наш ребенок созрел для выступления, то надо обязательно объяснять, что на пути к успеху неудачи возможны. Неудача - это ступень для движения вверх, а вот страх перед неудачей, нежелание испробовать свои силы, сделать хоть какое-то движение, чтобы преодолеть свою неуверенность и робость - вот это неудача и провал. Ребенок должен понимать, что успех - это готовность идти на риск, готовность попробовать сделать…

И еще... Очень часто мы сами отбивает у наших детей всякое желание проявить себя, стремлением продемонстрировать всем талант своего ребенка - или свое представление о таланте его. Заставляем детей выступать перед своими друзьями. Ребенок воспринимает это как насилие, хнычет, вырывается. Мы нервничаем в своем бессилии справиться с ситуацией, выплескиваем недовольство, еще больше загоняя ребенка в его нежелание. Всем этим мы вырабатываем у ребенка еще больший страх и стеснительность. Действия под принуждением делают ребенка менее уверенным в себе. Такими же методами мы заставляем ребенка проявлять эмоцию, которая нереальна для него…

Если вы считаете, что ваш ребенок не коммуникабельный, то не существует такого критерия развития этих способностей (коммуникабельности). Ребенок относится к общению с позиции - нравится ему бывать с другими людьми, испытывает ли он удовольствие от общения. Когда вы видите, что ваш ребенок испытывает трудность в общение, то здесь важно, чтобы вы были открыты ребенку, чтобы ему было легко с вами обсуждать свое поведение...

Один из наиболее действенных способов воспитания уверенности в ребенке - научить его методу компенсации. Когда можно сбалансировать потери, вызванные недостаточными способностями ребенка, или его физическими данными, за счет его сильных сторон.

Например. Ребенок физически слабенький, но зато в интеллектуальном плане намного опережает своих сверстников. Или же - нет склонности к точным наукам, зато гуманитарные даются легко. Родители должны помочь ребенку обнаружить в себе эти сильные стороны и научить его пользоваться ими, чтобы они приносили удовлетворение.

Проблемы, связанные с неуверенностью в себе, могут возникнуть у любого человека. Неуверенность - это незнание. Уверенность - это понимание.

Сейчас многие психологи рекомендуют родителям игнорировать нежелательное поведение детей и фиксировать свое внимание на положительном поведении ребенка. Считается, что ребенок за счет своего плохого поведения старается получить недостающее ему родительское внимание, пусть даже и в негативной форме. Наказывая и ругая детей за проступки, мы тем самым подкрепляем их нежелательное поведение…

Любите ребенка за то, что он есть, а не за то, что он сделал. Воспитывая, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и внимательно присматриваться к его увлечениям, чтобы в дальнейшем помочь наметить сферу будущей деятельности.

На страницах сайт мы опять будем обращаться к письмам читателей. Обсуждать все то, что волнует читателя в данный момент.