Как воспитывать девочку, чтобы она выросла умницей. Воспитание красотой

По мнению Сухомлинского, выдающегося советского педагога-новатора, чрезвычайно важна ежедневная обстановка, окружающая детей. Так, во дворе Павлышской школы, которая является одним из тех заведений, где были воплощены в практику идеи Василия Александровича, имеется аллея роз и персиковая роща. Там разработан целый ритуал, который направлен на соблюдение аккуратности внешнего облика школьников и чистоты в классах.

Воспитываем красотой

В качестве главной задачи воспитания красотой можно рассматривать ту же, что и при воспитании словом, а именно в этом деле важно вызвать у ребенка настоящий восторг красотой, который может быть получен и создан посредством человеческого труда, а также несгибаемого человеческого духа. И любая сторона, которая отражает прекрасное в жизни, будь то музыкальное произведение или природа, должна приводить к эмоциональному разговору о человеке.

Воспитание музыканта, а прежде воспитание человека – это одно из ведущих направлений возрождения в личности понимания прекрасного. Музыка объединяет какой-то невидимой, но невероятно прочной нитью, воспитанников и воспитателя. Слушая мелодию, восхищаясь ее красотой и переживая, ученик и учитель становятся ближе и роднее друг к другу и к красоте, которую ребенок сможет прочувствовать буквально кожей.

И красота, и слово рассматривались в системе, созданной Сухомлинским, в качестве средства, которое способно вызвать эмоциональное воздействие. Они призваны в своем неповторимом единстве вызвать у ребенка потрясение. Такого рода потрясения, как полагал Сухомлинский, иногда приходится ждать месяцами, а то и годами. Но возникающий в результате этого эмоциональный контакт воспитателя с ребенком выступает в качестве той основы, на которой формируется способность дитя воспринимать красоту, замечая ее в каждом проявлении жизни.

Арт-педагогика

Арт-педагогику, а иначе воспитание красотой, прежде всего, следует рассматривать в качестве средства, которое помогает постигать красоту через язык искусств и художественные образы, а уже после воспитание красотой рассматривается как проникновение в глубину пространства бытия. Общая задача педагогов и родителей создать комфортные условия, которые помогли бы каждому, только начинающему жить человеку, найти в себе до этого момента сокрытую неповторимость, а также некую творческую уникальность, которая будет выступать в качестве начала красоты в личности, что непременно проявится в умении выражать это в благородной деятельности.

Ребенок посредством учителя и родителей должен увидеть совершенно иной Мир, который предстанет перед ним в красках красоты, проявляющихся в неутомимом вдохновленном поиске духовного и устремлении к новым горизонтам, ибо такое стремление не видит предела, именно в этом и состоит задачи каждого вида искусства на Земле.

Однако воспитание красотой не всегда должно быть столь возвышенно, чтобы проявляться в искусстве. Таковую красоту ребенок непременно увидит в проявлении чистоты обыденности и словесности, в прозрачности и доброте намерений и твердости духа, в каждом этапе пути, который ведет к новым, ранее непостижимым успехам.

Введите e-mail адрес:

Отношения матерей с дочерьми в разных семьях выстраиваются по-разному. Неважно, существует ли между вами близкая связь или вы постоянно ссоритесь, в этой статье вы можете прочитать об основных этапах развития крепких отношений и воспитания счастливой и здоровой дочери.

Воспитывайте ребенка как личность, а не как принцессу

С того момента как вы узнали, что у вас будет девочка, окружающие, вероятно, засыпали вас очаровательными платьицами и всевозможными розовыми одежками для принцесс. Нет ничего плохого в розовых платьицах, фильмах о принцессах, игрушках и проведении дней рождения принцессы. Многие девочки тяготеют к таким вещам, даже если их родители не одобряют подобный стиль и стремятся к гендерно нейтральному окружению. Важно поощрять всевозможные игры , которые развивают воображение ребенка и его способности, а не только желание красиво одеваться и ждать своего принца. Культивируйте у ребенка и другие черты характера с помощью игр и пробуждения фантазии (например, такие черты, как остроумие, отзывчивость и настойчивость), чтобы ребенок был максимально разносторонним и не зацикливался на роли чопорной принцессы. Учите ее быть хорошо воспитанным человеком с широким кругозором, а не правительницей воображаемого царства. Способствуйте тому, чтобы ваша маленькая дочь выходила из образа принцессы и выполняла свои обязанности по дому (не только утонченные и изысканные!), сосредоточивалась на обучении и совместной работе и пробовала новые занятия, такие как футбол и боевые искусства. Шестилетняя поклонница стиля принцессы – это одно, а шестнадцатилетняя девушка, считающая себя принцессой, – совсем другое.

Воспитывайте у дочери чувство уверенности в себе

«Она такая милая!», «Какое красивое платьице!». Вы, вероятно, слышите это сотни раз. Бесспорно, она восхитительна. Но вы должны быть объективными и рассудительно подходить к чертам, которые наиболее ценятся в девушках, и комплиментам, которые они зачастую слышат. Комплименты, как правило, основаны на внешнем облике, что может привести к заниженной самооценке и нездоровым ожиданиям от внешности девушки в подростковом возрасте и взрослой жизни. Комплименты внешности – это прекрасно, но только тогда, когда они уравновешены похвалами за чувство юмора, творческое воображение и сильные математические способности. Помните о том, что, когда необходимо убедить молодую девушку, что красота и самооценка зависят от внутреннего состояния человека, а не от одежды, косметики, роста или веса, не существует лучшего примера для подражания, чем родная мама.

Моделируйте образ здорового тела

Независимо от возраста дочери, мамам важно демонстрировать уверенность в своем теле и не обсуждать с ней проблемы типа «чувствую себя толстой» или последние планы диеты. Неудовольствие своим весом часто передается от матери к дочери . В то время как детское ожирение является не такой уж редкой проблемой, многие девушки со здоровым весом недовольны своей фигурой. Одно из исследований говорит о том, что в среднем 40% девяти- и десятилетних девочек пытались похудеть. Еще одно исследование показало, что 53% тринадцатилетних девочек «недовольны своим телом», у семнадцатилетних девушек этот показатель достигает 78%. Проблемы с фигурой могут привести к низкой самооценке и расстройству питания. Тренируйтесь и хорошо питайтесь всей семьей для укрепления здоровья, а не для того, чтобы надевать платья меньшего размера или иметь лучшую фигуру.

Будьте готовы к проявлениям «не девичьего» поведения

Наше ожидание от девочек непременной привлекательности распространяется за пределы внешнего вида и проникает в поведенческую сферу. Стереотипы приводят нас к мысли о том, что девушки обязательно должны обладать мягким характером, утонченностью, скромностью и готовностью угождать, но это просто несправедливо и неоправданно. Как и их противоположности («мальчишки всегда остаются мальчишками!»), девочки – это живые существа! У девочек ясельного возраста иногда случаются истерики; у девочек-подростков бывают всплески эмоций… Девочки могут поступать очень не мило, «не по девичьи», например, бросать игрушки или хлопать дверью или просто отказываться помочь маме нести сумку, потому что они могут быть такими же рассерженными, упрямыми или мятежными, как и мальчики. Хотя девочки бывают сложными в управлении с точки зрения дисциплины , такое плохое поведение связано с обретением ими независимости, формированием уверенности в себе и развитием самоидентичности. Вы не должны терпеть плохое поведение вашей дочери, но вы должны осознать ее способность вести себя плохо и переживать плохие дни. В противном случае вы можете начать проявлять грубость, что, конечно, недопустимо.

Не перегибайте палку в стремлении к совершенству

Многие девушки стремятся к совершенству и стараются радовать своих родителей, учителей, тренеров и других взрослых. Перфекционизм звучит как прекрасная черта характера и в здоровых дозах может усиливать желание вашей дочери добиваться успеха. Но хронический всеохватывающий перфекционизм может привести к беспокойству, депрессии, расстройству питания, истощению и другим проблемам у девочек (у всех людей!). Пересмотрите ожидания достижений вашей дочери в школе, спорте и других областях ее жизни. Убедите ее, что время от времени нужно расслабляться. Вы хотите, чтобы у ребенка были великолепные оценки, или хотите, чтобы он научился быть счастливым и гармоничным всю свою жизнь?

Пусть ребенок следует своим интересам

Мы все слышали стереотипы: мама-театралка, мама-футболистка, мама-танцовщица и т. д. Матери, которые слишком напористы или одержимы интересами своих дочерей, создают плохую репутацию вовлеченному воспитанию. Чтобы не стать одной из тех мам, которые опосредованно проживают свою жизнь через жизнь своих детей, нужно, во-первых, разрешить дочери самой выбирать занятия по интересам, особенно в предподростковом и подростковом возрасте. Во-вторых, когда вы все более и более вовлекаетесь в спорт или другую деятельность ребенка, нужно все же оставаться взрослым и сохранять голову на плечах. Не заставляйте дочь часами репетировать ее танец и не «болейте» за ее команду слишком активно из-за желания, чтобы она (да и вы) непременно выиграла. Если она начинает заниматься вашим любимым делом, а затем у нее возникает горячее желание бросить его, не давите на дочь. Постарайтесь подобрать нужные слова, чтобы ребенок продолжил заниматься данным видом спорта или хобби до конца года или испытательного срока, но помните о том, что, если вы будете заставлять ребенка делать что-то, что ему не нравится, это может повлечь за собой неприятные последствия. Если ваша дочь не любит выходить за рамки учебы, знайте, что один или два дополнительных вида деятельности, которые она выбирает и действительно любит, принесут больше пользы, чем одно (или десять) дополнительное занятие, которые выбрали мама с папой.

Не превращайтесь в «решателя» проблем

Будучи мамой, вам приходится решать множество задач в своей жизни и жизни вашей семьи, поэтому так легко запутаться и начать исправлять все ошибки и проблемы, которые возникают у вашей дочери. Это замечательно, что вы хотите защитить своего ребенка, но старайтесь не управлять его жизнью на микроуровне. Если она получила плохую оценку или поссорилась с подругой, сначала поговорите об этом с ней – не спешите звонить учителю с требованием исправить оценки или приглашать ее бывшую лучшую подругу в гости. Обращайте внимание на серьезную динамику – ребенок последнее время часто получает плохие оценки, часто меняет компании друзей, сильно грустит по поводу разрыва отношений – и поговорите с ней о том, что происходит, на какой результат она надеется и как вы можете поддержать ее. Но помните, что ее взаимоотношения с друзьями и оценки, в конечном счете, принадлежат ей; она многому научится, если самостоятельно сможет ими управлять и разбираться в них.

Поддерживайте дочь в стремлении к независимости

За стремлением не жить жизнью ребенка и не решать все ее проблемы скрывается пугающая конечная цель – разрешить ей вырваться из-под опеки. Годы пролетят, и совсем скоро ваша дочь поступит в университет или уйдет во взрослую жизнь. Подростковые годы – это возраст, когда ребенок не только узнает, кто он такой, но и то, как следует решать проблемы. В подростковые годы вам, вероятно, придется отслеживать такие вопросы, как выполнение назначений ее врача и своевременная подача документов в вуз. Но вы не должны решать за ребенка домашние задания и выполнять ее работу по дому. Домашние задания и работа по дому, а также самостоятельное планирование своего времени , работа во время летних каникул и хорошие навыки распоряжения бюджетом помогут вашей дочери приобрести необходимый арсенал средств для жизни вдали от мамы и папы.

Будьте матерью, а не другом

Даже если вы с дочерью закадычные приятели и легко делитесь сокровенным, существует граница между матерью и другом. Не пересекайте ее. Эта молодая девушка, которая живет под вашей крышей, может показаться ближайшим доверенным лицом или подругой по умолчанию, но она ваш ребенок. Чтобы почувствовать себя «крутой мамой» не покупайте ей пиво и не освобождайте ее от следования домашним правилам, не обменивайтесь с дочерью купальниками или узкими джинсами и не грузите на нее ваши проблемы с супругом. Если ваш ребенок поймет, что вы пересекли границу «мама – друг», она может обидеться на вас, ведь большинство родителей ее друзей не позволяют себе такого. Кроме того, поддержание четких ролей матери и дочери поможет вам легче перенести ее отъезд в столичный вуз или во взрослый мир, а опустевший дом не будет восприниматься так гнетуще.

Не выбирайте себе любимчиков

Ваша естественная близость с дочерью (дочерями) может легко привести к фаворитизму, который порождает соперничество между детьми. Все дети очень чувствительны к выбору фаворитов и любимчиков независимо от их пола или пола своих братьев и сестер. Даже когда дети выводят вас из себя, старайтесь

Экология жизни. Дети: Родилась вместо сына дочь, - какой облом! Второй облом и более глобальный - это полная ломка прежнего беззаботного образа жизни и беззаботных мечтаний о воспитании всесторонне развитой личности. И много позже, - это осознание того, что невозможно воспитать ребенка, оставаясь на прежнем уровне эмоционального развития. Об этом статья.

До свадьбы я думал, что женюсь, родится у меня сын, и я воспитаю из него человека сильного, спортивного и уверенного в себе, каковым себя не считаю.

Родилась вместо сына дочь, - какой облом! Второй облом и более глобальный - это полная ломка прежнего беззаботного образа жизни и беззаботных мечтаний о воспитании всесторонне развитой личности. И много позже, - это осознание того, что невозможно воспитать ребенка, оставаясь на прежнем уровне эмоционального развития. Об этом статья.

Как воспитать ребенка, если я не осознаю свои привычки!

Став отцом, я столкнулся с массой вопросов. Один из них: «Как может воспитать в ребенке уверенность человек, неуверенный в себе, и как можно дать то, чего не имеешь сам?» Разве что примером от обратного. Например, пьющий папа. Чтобы ребенок видел, каким быть не надо. Но такой сценарий, думаю, не устроил бы никого. Уж точно не в моей семье.

Однако на этот подход можно посмотреть с другой стороны. «Я осознанно не делаю того, что я не желаю, чтобы делал мой ребенок». Здесь открываются широкие возможности. Можно отказаться от очевидно вредных привычек, таких как курение, алкоголь, валяние на диване.

Но есть и другие не замечаемые мной привычки, которые разрушающе действуют на воспитание детей:резкость и вспыльчивость с близкими, погруженность в себя, равнодушие (я называю это «я-устал-после-работы»), невнимание, постоянный контроль близких или чрезмерная забота, откладывание дел, опоздание, невыполнение обещаний. Это далеко не полный список

Вы можете составить такой список сами, всякий раз отслеживая свои реакции. Как правило, отследить их удается уже после того, как они сработали. А вот вычислить механизмы, их запускающие, гораздо труднее, так как они переданы нам по наследству нашими родителями/воспитателями, а они в свою очередь получили их от своих. Я не сам это придумал, но каждодневное общение с двумя детьми 4 и 7 лет убеждают меня в этом.

Моя привычка контроля

Вот, например, неконтролируемая мной привычка контролировать детей!

Я веду с детьми нечестную игру. Сам того не замечая, я все равно ставлю себя выше их. Снисходительный тон, контроль там, где можно обойтись и без него. Как бы я ни играл в «равных друзей», я неизбежно скатываюсь на уровень «хозяина». И когда есть возможность, сам того не замечая, подчеркиваю свое превосходство.

Например, по воскресеньям, пока дети спят, я люблю приготовить блины и накрыть на стол, чтобы потом вместе всей семьей позавтракать. Детям это очень нравится. И вот блины съедены, и все шутят и смеются за столом, и все равны, и все замечательно, а я зачем-то беру и обрушиваю всю атмосферу примерно такой фразой: «Марьям, не забудь помыть руки! А то все заляпаешь жирными руками!». «Я знаю!!!» - заводится дочка, испепеляет меня взглядом, и уходит обиженная и расстроенная из-за стола.

Зачем, спрашивается, столько инвестировать в создание праздничного настроения: печь блины, накрывать на стол, чтобы потом его испортить?

Если вдуматься, то этой фразы про мытье рук я мог и не произносить. Дочке уже семь лет, она бы и так пошла и вымыла руки. Я это знаю!

Я - автомат!

Что подталкивает меня к такому поведению? Заметьте,подсознательно, автоматически, в доли секунды срабатывают заложенные во мне блоки:

1. Желание оставаться хозяином стола, или, вернее сказать, ситуации.

2. Страх развития равных отношений после завтрака. «Сейчас они точно пристанут ко мне с играми, или потащат на улицу, а у меня другие планы. Надо восстановить статус-кво».

3. Инертность и реактивность. Дети растут и развиваются, но получается, что я этого не признаю и продолжаю общаться с ними на том уровне развития, из которого они все время вырастают. Для того чтобы выстраивать новые отношения требуется развиваться самому, а это энергоемко и удар по самомнению. Я-то ведь вырос и достиг совершенства, расти и развиваться мне не надо. Удобнее использовать сложившуюся схему. Парадокс: я своим отношением удерживаю детей в развитии, а не стимулирую их рост!

Таких «контрольных выстрелов в голову» я делаю в день множество. «Не забудь закрыть дверь», «не забудь почистить зубы» и прочая ерунда.

Я автомат! Я думаю, что все взрослые - автоматы, и мы упорно делаем автоматами своих детей.

Ведь на наши постоянные автоматические фразы контроля дети вырабатывают автоматические реакции. У кого как, у моих детей это бунт.

Бунт! «Я знаю!», «Я не буду!», «Я не хочу!».

Бунт или подчинение?

«Почему они меня не слушаются?» - потом спрашиваю я себя. Да, сейчас в 4 и в 7 лет это протест. Лишение самостоятельности всегда и у всех вызывает протест. Но что потом? Может быть, этим постоянным контролем можно в определенном возрасте сломить ребенка, и ему станет всё равно? Может быть, ему будет удобнее слушаться, лишь бы избежать лишнего контроля и дурацких фраз родителя? Я не исключаю такой сценарий.

Вырастет в каких-то аспектах хороший, послушный исполнитель, нуждающийся в одобрении всего, что он делает, и перейдет из заботливых рук родителя в цепкие лапы руководителя, жены/мужа… А если родители не передадут, он сам найдет себе таких. Это я по себе сужу. Я по жизни для всех хороший и исполнительный. Ужас…

Да, ужас. По мне так лучше детский бунт! Бунт, отрезвляющий и заставляющий меня задуматься, что я делаю что-то не так. Дети просто так протестовать не будут!

Отец всегда прав?

Я радуюсь тому, что учусь осознанно не реагировать на детский протест гневом и репрессиями, как это у нас положено в обществе и заложено в генах. «Отец всегда прав!» - для меня и для моих детей это уже не аксиома.Хотя признаюсь, это непросто!

Бунт и сопротивление детей автоматически провоцируют во мне мгновенную реакцию гнева. Теперь, правда, не всегда. Сейчас у меня детей трое, и за 7 лет отцовства я научился отчасти справляться с этой реакцией. Вспоминаю своего дедушку, у которого было 10 детей. Он был невозмутим как индейский вождь. По крайней мере, теперь я взрываюсь не сразу, как бывало раньше. Иногда удается осознанно подойти к сложившейся ситуации и решить все мирным путем. Иногда же приходится просто гасить его, но он потом в любом случае вылезает, причем каждый раз в новых изощренных формах.

Гнев дырочку найдет!

Расскажу в качестве примера историю, которая произошла на днях.

Мы поссорились со старшей дочкой. Спор перерос в ссору и вылился в драку. Пока мы спускались в лифте, дочка успела раза четыре ударить меня рукой по тому месту, которое ей было ближе в тесном лифте. Я думал, она взорвется!

Вероятно, вы возмутитесь, как сторонний зритель, что дочь поднимает руку на отца. Но отцом ли я был в тот момент? Ведь вспышка ее гнева была спровоцирована моим неосознанным поведением.

Выиграв спор, сам того не замечая, я быстро скатился до многократного подчеркивания своего превосходства, тем самым унижая ее. Более того, видя, что это ее цепляет и выводит из себя, я уже не мог остановиться и продолжал дразнить и повторяться. Ну точно ее ровесник из детсада, а не папа, которому 40 лет. Вот и получил я как ровесник за такое дурацкое поведение. Я даже не заметил, как впал в это состояние. Конечно, это результат моего гнева, скрываемого во время ссоры и давшего выход уже после нее.

Конфликт - это ресурс

Конфликтный сценарий, как правило, всегда одинаковый, и накручивается по одному сюжету, в котором ведущую роль играют эмоции. Мой опыт показывает, что в эмоциональном развитии я не очень далеко ушел от своих детей. Нам есть куда двигаться и развиваться вместе.

Я верю, что в любой конфликтной ситуации можно как минимум остановиться, вдохнуть воздух, сделать паузу. Остановиться и не усугублять, не дожидаться волшебного пендаля от ребенка в виде драки, истерики, слез, апатии, ухода в себя…

При осознанном подходе неизбежные конфликтные ситуации с детьми можно рассматривать как уроки эмоционального развития и для детей, и для родителей. Это огромный потенциал в воспитании обеих сторон.

Это Вам будет интересно:

Теперь вот остается осознанно, вместе с детьми, развиваться, признавать их взросление и не включать контроль там, где он не нужен. И на мой вопрос в начале статьи о том, может ли неуверенный папа воспитать уверенного ребенка, я отвечу, что может. Очень даже может, если осознанно отключит чрезмерный контроль и заботу, в которых вырос сам, и перестанет переносить этот сценарий на своего ребенка.

Я благодарен судьбе, что у меня есть такие замечательные маленькие воспитатели, как мои дети, которые сделали для меня открытие, что расти и развиваться в отношениях можно и дОлжно в любом возрасте. опубликовано

Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание заезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника,- увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой. (11, 373)

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Хочется посоветовать молодому педагогу, воспитывающему маленьких детей: вдумчиво, осмотрительно готовьте ребенка к тому моменту, когда вы произнесете свое первое слово о величии и могуществе родной земли - Советского Союза. Слово это должно быть вдохновенным, одухотворенным благородными чувствами (пусть говорят высоко­парным - не бойтесь этого, если в душе у вас чистые и возвышенные чувства). Но чтобы слово это заставило учащенно биться детские сердца, необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений... Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропин­кой, которая должна привести к детским сердцам. (10, 30)

В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. Надо, чтобы дети не просто видели, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры,- все это они должны переживать как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство вспомнится им в ярких, солнечных образах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, глубокое, холодное осеннее небо с журавлиной стаей над горизонтом, синие курганы в дрожащем мареве, багровый закат, склонившаяся над зеркалом пруда верба, стройные тополи у дороги - все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце, как красота жизни в годы детства, как память о самом дорогом.

Но пусть эта красота войдет в детское сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, ни сладких снов на рассвете, когда мама заботливо покрывает твои ноги одеялом,- ничего этого не было бы, если бы в холодное зимнее утро 19-летний юноша Александр Матросов не упал на вражеский пулемет, грудью закрывая от пуль дорогу боевым друзьям, если ибы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев. Вот эту мысль мы и доносим до сознания ребят как раз в те минуты, когда дети переживают радость бытия. Я рассказываю своим воспитанникам о том, как боролись советские воины за свободу и независимость нашей Родины вот здесь, в нашем родном селе, на этих полях, под этими деревьями. (10, 225)

Мы сидим на кургане, вокруг нас звучит стройный хор кузнечиков, в воздухе аромат степных трав. Мы молчим. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновенья он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - это одно из самых тонких качеств педагога.

А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать... (10, 27)

Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше.

Вместе с тем учение нельзя приспосабливать к детским радостям, умышленно облегчать его только для того, чтобы ребенку не показалось скучно. Постепенно, исподволь ребенка надо готовить к самому главному делу всей человеческой жизни - к серьезному, настойчивому, усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли. (10, 95)

Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... Подлинная мысль всегда проникнута трепетным чувством; если только ребенок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает вдохновение. Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями. (10, 39)

Мы заботимся о накоплении у детей эстетических впечатлений - с этого начинается забота об эстетиче­ской обстановке. Все, что видит ребенок, переступив порог нашей школы, все, с чем он здесь соприкасается, красиво. Красив общий вид школы, утопающей в зелени; красивы зеленые кусты винограда с янтарными гроздьями; красивы вьющиеся розы вдоль дорожки от одного школьного корпуса к другим. Красивы во все времена года кроны деревьев в школьном саду. Красиво обрамленное диким виноградником крыльцо главного входа в школу... (11, 389)

У нас дети занимаются в четырех зданиях, возле каждого здания - зеленая лужайка; нет ни одного клочка земли без зелени - это не только требование гигиены, но и закон красоты. (9, 174)

Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая пробуждает чувство радости. Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок везде видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок.

Гармония окружающих ребенка вещей создает общий эстетический дух обстановки при том условии, когда отдельные вещи не кричат о себе, когда их как бы не замечаешь. Если, например, на широкое, светлое окно, из которого открывается вид на плодовый сад, поставить несколько больших цветов, гармония нарушится, цветы подавят эстетические качества других вещей - того же плодового сада. Если же на окне будет только одна веточка, гармонирующая по своей форме с деревьями плодового сада, с временем года (гармония может заключаться и в контрасте), то совсем по-другому воспринимаются и эта веточка, и плодовый сад, и просторы далеких полей. (11, 389)

Ребенка 7-11 лет, наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, очень легко вовлечь в активный труд... Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Это естественное стремление ребенка... надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников была в то же время деятельностью эстетической... (выпиливание, выжигание, рукоделие, разбивка клумб, выращивание цветов, уход за деревьями и т. п.). Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе. (6, 71)

Настоящий праздник для детей - цветение садов. Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхищаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слушаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни,- учим мы детей,- можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней. (11, 376)

Трудно разбудить маленького ребенка на рассвете, трудно повести его в сад, в поле - так сладок сон. Но помогите ему в первый раз преодолеть эту трудность, откройте ему глаза на красоту утренней зари, пусть он прислушается к музыке рождающегося дня,- и потом он сам не поленится встать на рассвете, пойдет любоваться красотой природы и не будет жалеть потом, что прошли годы, а он проспал ее... (9, 173)

Родились праздники цветов. Их было несколько. Весенний праздник цветов - это праздник ландышей, тюльпанов и сирени. В этот день мы шли в лес и в сиреневый цветник, заложенный в первую осень школьной жизни; каждый ученик собирал маленький букет, стремясь найти неповторимое сочетание оттенков. Приходили на лужайку, любовались букетами. Несли их матерям и нашим друзьям - дедушке Андрею и бабушке Ольге. Приглашали на праздник малышей-дошкольников, собирали букеты и для них.

Второй праздник - праздник роз...

Третий праздник - полевых цветов. Он приносил детям самую большую радость. Мы шли в поле утром - в эти часы цветы особенно красивы. Собрать красивый букет полевых цветов - настоящее творчество. Приносили букеты в школу, отдыхали, мечтали о том, чтобы и у нас цвели полевые цветы...

Осенний праздник цветов, или праздник хризантем, был грустным прощанием с летом. Сколько труда надо было приложить, чтобы как можно позже отмечать его... Мы защищали кусты хризантем от холодных ветров и заморозков, прикрывали их на ночь бумажными колпачками. После осеннего праздника цветов мы переносили растения в теплицу.

На третьем году школьной жизни ребята впервые отмечали праздник подснежников. В лесу еще лежал снег, но земля уже пробуждалась от зимнего сна. На полянах появлялись первые лилово-синие и белые колокольчики. Маленькие букетики дети приносили в этот день матерям.

Пусть не покажется читателю, что детство моих питомцев было сплошным праздником... Каждый праздник - это прежде всего труд.

Я добивался, чтобы дети видели в труде источник духовных радостей. Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям,- чтобы уже в годы детства человек трудился для радости. (10,214)

Наверное, нет труда, который бы в большей мере облагораживал сердце, сочетал в себе красоту и творчество, созидание и человечность, чем уход за розами. Я добился того, что у каждого ребенка возникло желание завести свой домашний цветник. В III и IV классах мои воспитанники уже любовались цветками розы, выращенными на приусадебных участках. (10, 212)

Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,- он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Это один из очень сложных вопросов нравственного воспитания. Красота сама по себе не содержит никакой магической силы, которая воспитывала бы в человеке духовное благородство. Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности. (10, 213)

То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. (10, 168)

«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого»,- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. (10, 168)

Эстетическое воспитание может быть поставлено прекрасно, но если другие элементы и составные части коммунистического воспитания имеют серьезные недостатки, то и воспитательное влияние красоты ослабляется и даже может быть сведено на нет. Каждое воздействие на духовный мир ребенка приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда рядом идут другие столь же важные воздействия. В определенных условиях человек может заботливо выращивать цветы, восторгаться их красотой и в то же время быть циником, равнодушным, бессердечным - все зависит от того, с какими другими средствами воздействия на духовный мир личности соседствует то воздействие, на которое мы, воспитатели, возлагаем определенные надежды. (10, 213)

В годы детства и отрочества особенно важно, чтобы человек нашел, почувствовал, осознал в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самом себе. Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания. (14, 2)

К юности больше всего применима закономерность, которая может быть сформулирована следующим образом: благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. (6, 207)

Красивое, возвышенное воспитанники усматривают не только в совершенстве, законченности внешних форм, но и в творениях человеческого разума (например, в грандиозных технических сооружениях, в новейших машинах) и особенно в высоконравственных поступках, идеях и других проявлениях духовного мира людей, руководствующихся в своей жизни нор­мами коммунистической морали. (6, 147) Коммунистические идеи сами по себе являются для юношей и девушек высшей красотой. В годы юности больше, чем когда бы то ни было, стремление к красивому сочетается со стремлением к высоконравственному.

Отсюда - непримиримость юности ко всему безнравственному. Безнравственное, аморальное расценивается юношами и девушками как пошлое и уродливое. (6, 206)

…Воспитанников интересует прежде всего человек коммунистического общества - каким он должен быть. В центре мечты о прекрасном становится человек, благодаря этому эстетический идеал сочетается с идеалом моральным... (8, 74)