Как развивать ребенка в 4 мес. Развитие ребенка на четвертом месяце жизни

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем чувство баланса

Игра 1. «Катание на мяче»

В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

Вам понадобятся

Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

План игры

1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

Родителям на заметку

1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 - 7,2 кг и 59,9 - 64,3 см*.

Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало - любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Питание

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Уход за ребенком

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» - и можно начинать.

Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки - повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

Сон

В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

В 4 месяца развитие ребенка выходит на новый уровень: в психике и физиологии крохи наступают серьезные изменения. Удобно ознакомиться на видео с особенностями развития четырехмесячного малыша или прослушать лекции педиатра Комаровского. Он подробно объясняет, что стоит делать маме при уходе за грудничком на этом, а чего лучше избегать.

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов - отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

  • роста;
  • веса;
  • окружности головы;
  • окружность груди.

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе , пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

  • вес для мальчиков - 6-7,6 кг, для девочек 5,7-7,1 кг, допустимое отклонение до 0,7 кг (при рождении ребенка не в срок);
  • рост у мальчиков составляет 58,7-64,5 см, у девчушек эти показатели составляют 58,5-64 см;
  • окружность головы 39-43,5 см;
  • окружность груди 38,6-44,6 см.

В возрасте до года ребенок должен регулярно посещать педиатра, чтобы врач мог отследить соответствие развития ребенка общепринятым нормам. Конечно, предельно строго на эти показатели ориентироваться не стоит, но примерное представление родителям и участковому врачу они дадут

Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.

Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.

Если роды прошли до срока, малыш может отставать по росто-весовым показателям от нормальных значений. В 4 месяца он может не догнать своих рожденных в срок сверстников и «выровняться» лишь ко 2-му году жизни. То же касается переношенных детей или малышей, которые родились очень крупными по наследственным причинам. Их показатели отличаются от возрастной нормы, правда, в большую сторону.

Такая ситуация не повод для паники. Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

  • ожирением (увеличение массы тела);
  • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).

Режим для 4-х месячного ребенка: нужен или нет?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На пятом месяце в жизни ребенка должны произойти существенные перемены. Пора прививать ему привычки к соблюдению распорядка дня. К 4 месяцам малыш должен четко отличать день от ночи . В этом возрасте ваше чадо нуждается:

  • в ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе;
  • тщательном массаже, особенно нуждаются в массаже кисти и стопы (лучше делать упражнения перед приемом вечерней ванны) (подробнее в статье: );
  • каждодневном купании (желательно перед сном, если крошка хорошо реагирует на водные процедуры);
  • активных развивающих играх в период бодрствования.

В 3-4 месяца ребенок уже способен получить от водных процедур максимальное удовольствие, если только родители постепенно приучали его к ним. Лучше всего использовать для купания специальную детскую ванночку

На пятом месяце жизни малыши больше времени тратят на общение со взрослыми и познание мира. Однако переусердствовать с этим не стоит. Ребенок не должен проводить без сна более 4-х часов подряд, такое бодрствование может перегрузить его нервную систему, что приведет к нарушению сна и нервным расстройствам.

В четыре месяца родители должны уделять время тому, чтобы обучить ребенка засыпать и спать самому , позаботиться о качественном ночном сне. Сон и еду пора разносить на разные промежутки времени, не стоит кормить кроху в кроватке.

Физиология ребенка и ее особенности

4-5 месяцев – это время, когда ребенок перестает носить царапки, даже если в более раннем возрасте удавалось их надеть, поэтому за длиной ногтей нужно следить. Ногти у детей хотя и мягкие, но при отламывании образуют острые поверхности, которыми малыш легко может оцарапать и себя, и маму.

К этому возрасту кишечник перестает беспокоить малыша, его работа стабилизируется, но на смену одной проблеме приходит другая. У ребенка активно начинают резаться зубы. Это вызывает сильный зуд, слюнотечение и даже болевые ощущения в области десен. Опытный врач посоветует наиболее подходящее для крошки средство.

На этом этапе жизни следует особое внимание уделять развитию мышечного корсета 4-х месячного ребенка. Некоторые детки могут привести свое тело в сидячее положение. Если они лишь делают попытки сесть, помогать им и усаживать их нельзя. Как только мышцы и костная система будут готовы, кроха сможет сесть самостоятельно. Игры для малыша имеют большое значение, так как способствуют укреплению мышц и развитию познавательной сферы.


Большое значение в 4 месяца имеют несложные развивающие игрушки, помогающие малышу прикоснуться к окружающему миру, познакомиться с ним

Психическое развитие малыша

  • активный контакт с внешним миром;
  • тяга к ярким цветным предметам;
  • усовершенствование речевого аппарата;
  • обогащение эмоциональной сферы.

Это основные моменты в психике младенца, на которые взрослым следует обратить внимание. Тенденция говорить на ненужные детям темы или в их присутствии высказывать негативные суждения недовольным тоном должна быть забыта. Этого не следует делать и в более раннем периоде. Но в 4 месяца думать, что ребенок мал и не понимает слов или интонаций, не стоит.

Он прекрасно разбирается в эмоциональной окраске речи , реагирует на нее и эмоционально, и поведенчески. Может расплакаться. Нервная система малыша четырехмесячного очень чувствительна, он бурно реагирует на раздражители, как на позитивные (например, на обращение к нему по имени), так и на негативные (например, он тянет к маме ручки, а она проходит мимо, не обратив на это внимания).

В 4 месяца крохе очень понравятся песни и потешки, музыкальные игры, которые сочетаются с массажем (рекомендуем прочитать: ). При обращении к ребенку по имени и с улыбкой, он радостно отвечает улыбкой и гулением (может пытаться произнести отдельные слоги), т.е. уже четко распознает свое имя. Некоторые детки из любви к произнесению звуков могут перенапрягаться и розоветь, в этом нет ничего страшного, просто они увлеклись процессом.

В этом возрасте внимание детей уже не поглощено целиком удовлетворением естественных потребностей (голода, жажды, потребности в защищенности и сне), они способны удивляться, восхищаться, обижаться, огорчаться. С ними нужно считаться как с личностями, развивать эмоциональный компонент этой личности в должном русле. И все же в этом возрасте основные потребности имеют существенное значение.


Малыш в 4 месяца уже открыто проявляет свои эмоции, может радоваться и грустить. Поэтому родители должны считаться с его присутствием при обсуждении негативных или неприятных тем, по возможности ограждать малыша от прихода агрессивно или критически настроенных людей

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность "Комплекс оживления" возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручек Развивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
Навыки В процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
Зрение Понимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
Слух С замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
Эмоции Смеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
Речь Гулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
Интеллект Учится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Питание и его особенности

К этому возрасту можно переходить на 5-ти разовое питание , в таком случае последнее кормление будет приходиться примерно на 20 часов. При этом младенец должен спать примерно 10 часов подряд, именно поэтому режим питания на грудном вскармливании должен быть скорректирован. Однако, не все малыши в 4 месяца могут выдержать длительную голодную паузу, некоторые детки все же просят еду - можно попробовать поить их детским чаем или разведенным соком. Возможно, малютка просыпается, потому что хочет пить, но если этого недостаточно, конечно, морить голодом малыша не стоит. Постепенно нужно все-таки отучать его от грудного кормления ночью - например, плотно накормив при последнем вечернем приеме пищи.

Если малыш находится на грудном вскармливании, прикорм можно не вводить. Если же кроха искусственник, или рацион питания является смешанным, нужно понемногу приучать вашего ребенка к «взрослой» пище. Начать можно с овощных пюре. Некоторые детки хорошо кушают с ложечки с первых проб, некоторые не воспринимают такой способ питания. Малышу можно дать поиграть детской пластиковой ложкой, чтобы он к ней привык. Это облегчит последующее его кормление.

Между кормлениями (если ребенок здоров и родился в срок) должно быть не менее четырех часов , отклонение до получаса допустимо, но лучше его избегать путем полноценного кормления при каждом приеме пищи. Если малыш отстает в наборе веса, попробуйте перейти на 6-ти разовый режим питания.

Время чтения: 9 минут

Каждый этап жизни младенца сопровождается рядом изменений, анализ которых помогает родителям убедиться в том, что он растет без отклонений от нормы. Мамам и папам очень важно следить за развитием ребенка в 4 месяца, ведь в этот период мальчики и девочки должны уже много чего уметь, у него появляются новые физические и психоэмоциональные особенности. Узнайте, что характерно для младенцев в этом возрасте.

Как выглядит ребенок в 4 месяца

Чтобы убедиться в том, что малыш растет здоровым, нужно оценить внешний вид, физические навыки, поведение, рефлексы. Совокупность этих параметров говорит об общем уровне развития. Легче всего оценить внешние данные малыша. Для 4 месяцев характерен активный рост волос, ногтей. У некоторых крох усиливается образование слюны из-за постоянного облизывания рук и других предметов.

Малыш становится более пропорциональным, у него одинаковые по окружность голова и грудная клетка, выпрямившиеся и окрепшие руки, ноги. Глаза темнеют, становятся максимально приближены к тому цвету, который будет во взрослом возрасте. Первые волосики с головы выпадают и выкатываются, а на их месте могут вырасти новые, более крепкие, причем, даже другого оттенка.

Рост, вес

Из-за пока еще невысокой физической активности прибавка в массе тела большая, составляет 0,75 кг. Мальчики и девочки набирают вес одинаково. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. Окружность грудной клетки и головы становятся одинаковыми. Чтобы убедиться в том, что развитие ребенка в 4 месяца происходит без отклонений от нормы, сравните личные данные с усредненными, приведенными в таблице ниже:

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени. Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Утро малыша непременно должно начинаться с гигиенических процедур. Следует умыть лицо, протереть глазки, при необходимости почистить нос и уши. В возрасте 4 месяцев ребенку следует часто подстригать ноготки, потому что они растут очень быстро. Гуляйте с малышом дважды в сутки. Длительность пребывания на свежем воздухе определяйте самостоятельно, ориентируясь на погоду.

Ориентировочный распорядок дня и режим питания четырехмесячного малыша представлен в таблице ниже:

Время Процедуры
7:00 Подъем, первое кормление, гигиена.
8:30 Дневной сон.
10:30 Подъем, второе кормление, бодрствование.
12:00 Прогулка, второй дневной сон на свежем воздухе.
14:00 Возвращение домой, пробуждение, третье кормление.
14:30 Бодрствование, развивающие игры и упражнения.
16:00 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17:30 Возвращение домой, подъем, четвертое кормление.
18:00 Бодрствование.
20:00 Купание, пятое кормление, вечерний ритуал и последующее укладывание на ночь.
00:30 Ночное кормление и немедленное продолжение сна.

Питание и сон

Правила кормления определяются способом: естественным или искусственным. Особенности правильного питания ребенка в 4 месяца:

  1. Малыш на естественном вскармливании пьет пока только грудное молоко, но реже прикладывается к груди. Как правило, кушает он, пока засыпает, потом во сне и сразу после пробуждения. Режим кормления уже четко отработанный.
  2. С искусственниками дело обстоит по другому. Определенный объем детской смеси нужно давать приблизительно через каждые 3,5 часа. Выходит 6 искусственных вскармливаний в сутки. Как правило, за день расходуется 0,9-1 л детского питания, а за один прием – 150-170 мл.
  3. Ребенку на искусственной смеси можно вводить в 4 месяца первый прикорм пищей. Подойдет сок, немного жидкого пюре. Детям на грудном вскармливании прикорм вводят в рацион не раньше полугода, как рекомендуют современные специалисты.

В сутки малыш бодрствует более двух часов кряду. Спит же он в сумме до 15 часов, из них 10 приходятся на ночь. Дневных снов три. Укладывать дитя на ночь рекомендуется между 19 и 21 часами. Чтобы ребенок хорошо засыпал, разработайте определенный вечерний ритуал, к примеру, купание, поглаживание, колыбельная. Не пропускайте ни одного элемента и повторяйте все каждый день.

Как развить ребенка в 4 месяца

Родители обязательно должны прилагать усилия для того, чтобы малыш рос нормально. Уделяйте ребенку внимание, играйте с ним, делайте упражнения и массажи. Помните, что очень важна эмоциональная связь с мамой и папой и от того, будет ли она крепкой, в определенной степени будет зависеть уровень развития чада. Обязательно проводите с ним побольше времени и старайтесь разговаривать обо всем: домашних делах, игрушках, предметах быта.

Игры

Если вы будете развлекать маленького ребенка, то принесете организму крошки существенную пользу. Как развивать малыша в 4 месяца в игровой форме:

  1. Подвесьте над малышом яркие украшения на такой высоте, чтоб он хватался за них ручками. Желательно, чтобы они издавали звуки и имели разную фактуру.
  2. Поочередно давайте ребенку потрогать погремушку, мягкую игрушку, куклу, резиновую пищалку, другие яркие предметы. Главное, чтобы отличались их размер и форма. Можете положить игрушку в кроватку, если она безопасная. Это полезно для развития тактильного восприятия.
  3. Играйте в «прятки» и «ку-ку», «сороку-ворону».
  4. Пускайте перед ребенком мыльные пузыри, пусть следит за тем, как они летают.

Физические упражнения

Не только игры, но и зарядка способствует тому, чтобы развитие ребенка в 4 месяца протекало нормально. Какими упражнениями нужно заниматься с крохой:

  1. Берите грудничка за ручки, медленно поднимайте их вверх и опускайте вниз вдоль тела, потом плавно скрещивайте на груди и разводите в стороны.
  2. Дважды в день укладывайте ребенка на спину. Берите за ручки и делайте круговые движения.
  3. Поворачивайте малыша с одного бока на другой. Затем положите на живот. Сгибайте и распрямляйте ножки.

Частые проблемы

Каждые родители должны четко понимать, что абсолютно все дети разные. Есть малыши с ранним или наоборот запоздалым развитием, не все вписываются в общепринятые нормы. Однако, есть ряд признаков, наличие которых в 4 месяца говорит о том, что ребенка нужно показать педиатру:

  1. Малыш не стремится брать игрушки и другие предметы или не может удержать их в руке некоторое время. Это говорит о проблемах развития мелкой моторики и двигательных навыков.
  2. Не может научиться переворачиваться на живот.
  3. Отклоняет голову назад при подтягивании за обе руки.
  4. Не реагирует на общение с людьми, скуп на эмоции.
  5. Лежа на животе не приподнимается, не опирается на ручки.
  6. В вертикальном положении не упирается в поверхность ногами.

Видео

Время чтения: 5 минут

Малыши в возрасте до 1 года активно развиваются, постоянно радуя родителей чем-то новым. Что должен уметь ребенок в 4 месяца, зависит от того, мальчик это или девочка, индивидуальных особенностей грудничка, но некоторые навыки обязательно должны быть. В этом возрасте младенец уже значительно отличается от новорожденного, у него меняется восприятие предметов, режим питания и дневного сна.

Развитие ребенка в 4 месяца

Если сравнить трехмесячного кроху с четырехмесячным, то отличия будут поразительными. Дети в раннем возрасте очень быстро развиваются физически и эмоционально. Стоит отметить, что умения ребенка в 4 месяца практически не зависят от того, мальчик это или девочка. Пол может влиять только на вес и рост младенца, но не всегда. У детей в это время уже укрепились мышцы спины, поэтому они пытаются ползать и учатся переворачиваться . Как правило, малыш уже уверенно держит головку.

Гипертонус ручек в этом возрасте уже пропал, а в ножках еще немного сохраняется. Кроха пытается самостоятельно сесть, но пока не может справиться с этой задачей и помогать им, сооружая опоры из подушек, не рекомендуется. Зрение способно различать цвета. Особенно нравится малышу в 4 месяца желтый, синий, зеленый и красный. Мышцы глаз укрепляются и младенческие дефекты (небольшое косоглазие и прочее) проходят.

Слух тоже активно развивается и четырехмесячные крохи способны различать, откуда идет звук, поворачивать головку в нужном направлении. Ребенок уже не спутает голоса родителей с речью посторонних людей. Если включить малышу музыку, можно заметить, как он покачивается в такт. При этом ритмичные мелодии с низкими тонами гораздо больше нравятся малышам и малышкам, чем высокие тона.

У ребенка в 4 месяца быстро растут ногти и волосы. Пищеварительная система окрепла к этому времени и не реагирует коликами или вздутием на прикормы . Организм хорошо переваривает не только грудное молоко, но и некоторые другие продукты. Родители могут заметить сильное слюноотделение. Это связано с постоянным нахождением во рту крохи посторонних предметов, которые он таким способом изучает. Эмоции в 4 месяца ребенок демонстрирует уже более ярко и осознанно.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Здоровые девочки и мальчики в таком возрасте уже имеют большое количество полезных навыков, а рефлексы новорожденных постепенно исчезают. Что умеют дети в 4 месяца, зависит от индивидуальных особенностей организма, питания, воспитания. Стандартные навыки грудничков следующие:

  • начинают улыбаться осознанно;
  • умеют громко смеяться;
  • берут игрушку и удерживают;
  • умеют переворачиваться со спины на живот;
  • умеют произносить звуки;
  • некоторые произносят слоги;
  • узнают родителей;
  • реагируют на щекотку;
  • приподнимают голову, лежа на спине;
  • держат бутылочку.

Что он должен уметь

Переживать из-за того, что кроха не соответствует принятым нормам, не нужно. Однако есть основные навыки, что должен уметь ребенок в 4 месяца, при условии, что он полностью здоров:

  • внимательно рассматривать предметы;
  • уверенно держать голову;
  • приподнимается на предплечьях, при этом удерживая верхнюю часть тела;
  • определять источники разных звуков, поворачивая к ним голову;
  • переворачиваться со спины на бок и живот;
  • захватывать и удерживать погремушку.

Что понимает ребенок в 4 месяца

Четырехмесячный грудничок с удовольствием смотрит на свое отражение в зеркале и понимает, что это его лицо. Характерно для маленьких деток этого возраста осознание того, во что они одеты. Родители могут заметить, как кроха тянет себя за рукав или край распашонки. Младенец следит за речью взрослых, пытается подражать. При виде новых игрушек дети этого возраста радуются, внимательно изучают незнакомый интересный предмет.

Физические навыки

У четырехмесячного грудничка начинают появляться новые навыки. По сравнению с новорожденным, малыш отличается активными движениями, способностями хватать и удерживать яркую игрушку, попытками приседать. Что обязательно должен уметь ребенок в 4 месяца – уверенно манипулировать головкой, долго держать ее, лежа на животе и смотря по сторонам. Лежа на спине младенец этого возраста может прижимать к груди подбородок.

Если трехмесячному крохе было трудно делать перевороты со спины на живот, то к концу четвертого месяца ребенок должен легко справляться с этой задачей. Чтобы научить правильно переворачиваться своего малыша, можно положить рядом с ним несколько ярких предметов для привлечения внимания. Когда кроха заметит игрушки, нужно взять его за левую ножку, закинуть направо, осторожно перевернуть ребенка на бок, а потом на живот. Аналогичное упражнение нужно проделывать на другую сторону.

Психологическое и эмоциональное развитие

Малыши четвертого месяца жизни не только резво двигаются, но и начинают осваивать навыки речи, выражать различные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, обиду). Психологическое развитие ребенка этого возраста отличается тем, что кроха быстро оживляется, радуется при виде мамы с папой, улыбается, гулит. Поведение ребенка становится более дифференцированным. Он реагирует на игры, выделяет любимые игрушки, расстраивается, когда любимое занятие заканчивается .

Развитие речи

Что должен уметь малыш в 4 месяца – произносить отдельные звуки и слоги «ма», «па», «ба». Однако звукоподражание крохи неосознанное. Звуки произносятся так, будто ребенок пытается сказать что-то. Прежде всего, отчетливыми становятся буквы: «а», «о», «м», «б», «п». Стимулируются речевые навыки в результате общения с малышом. При этом он должен осознавать, что с ним не только разговаривают, но и слушают. Кроме того, для развития речи детям показывают игрушки, картинки, читают книги, поют песенки.

Отклонения от норм развития

Родителям стоит посетить детского врача, если отсутствуют важные навыки ребенка в 4 месяца. Проблемами развития считаются:

  • малоподвижность;
  • неумение держать головку;
  • не пытается издавать звуки;
  • не реагирует на звуки и свое имя;
  • улыбается неосознанно или не улыбается вообще;
  • не интересуется игрушками;
  • не узнает маму и других людей.

Что способствует развитию

Если вы узнали, что делает ребенок в 4 месяца, и поняли, что ваш малыш не освоил все стандартные навыки – это не повод бежать к педиатру. Благодаря массажу, физическим упражнениям и регулярному общению он вскоре догонит сверстников. Разговаривая с ребенком, родители учат его диалогу. При этом нужно провоцировать ответные действия со стороны младенца. Зрение можно развивать с помощью ярких игрушек правильной формы. Вместо телевизора стоит включать приятную музыку (нежные неагрессивные звуки). Мелкими предметами развивается моторика ручек крохи.

Физические упражнения

Для укрепления всех систем маленького организма и повышения активности младенца стоит делать следующие упражнения с малышом:

  1. Сгибают ножки ребенка по очереди, потом одновременно. Кроха при этом лежит на спине, коленки разведены. Ножки должны касаться животика, затем полностью выпрямляться.
  2. Исходная позиция малыша – лежа на спине. Большие пальцы рук вкладывают в ладони ребенка, он рефлекторно сжимает кулачки. Разводят ручки в стороны, вперед, по кругу.
  3. Еще одно упражнение, когда малыш держит вас за большие пальцы: ручки разводят в стороны, скрещивают на груди. Положение рук ребенка поочередно меняют (то левая, то правая сверху при скрещивании).

Видео