Как прикладывать ребенка к груди: техника успешного грудного вскармливания. Когда грудное вскармливание противопоказано. Как голод связан с кормлением

Грудь нужно мыть один, максимум два раза в день, желательно большим количеством воды, не пользуясь каждый раз мылом и не растирая ее. Непосредственно перед и после кормления достаточно влажного обтирания. При первом и последующих кормлениях решающее значение для эффективности кормления имеет позиция ребенка у груди матери и полнота охвата ареолы. Ребенок должен захватить сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головой, поднимая грудь на широко открытый рот, с подкладыванием под грудь языка. Захват одного соска приведет к трещинам.

Поза, в которой мать кормит ребенка, должна быть такой, чтобы не создавать напряжения ни в одной мышце. Мать может кормить и лежа и сидя, с использованием скамеечек под ноги или подушек под руки и т.д. Другое важное условие - при любой позе мать должна видеть лицо ребенка, также как и ребенок должен иметь возможность для тщательного изучения лица матери. Этот контакт «кожа к коже» и «глаза в глаза» важен для формирования привязанности ребенка к матери и, кроме того, является дополнительной гормональной стимуляцией лактации.

Призанаками, определяющими правильность положения ребенка при кормлении грудью, являются:

Туловище ребенка прижато к телу матери (к материнскому телу приближают ребенка, а не мать наклоняется и приближается к нему), подбородок ребенка касается груди, рот широко открыт, нижняя губа вывернута наружу, над верхней губой виден больший участок ареолы чем над нижней, заметно, что ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения, слышно, как ребенок глотает молоко, мать не испытывает боли в области соска.

После кормления, если ребенок опорожняет грудь не полностью, ее нужно сцедить. Предпочтительнее ручное сцеживание. Сцеживать грудь нужно так: мать должна расслабиться, наклониться вперед, поместить большой палец над соском, а указательный и средний под ареолой соска. Сдавить пальцами ареолу соска внутрь, по направлению к грудной клетке. Сдавить грудную железу за соском, потом расслабить и так делать до тех пор, пока грудь не станет мягкой. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соскам, проверяя, нет ли плотных участков. При сцеживании нужно избегать скручивания, растягивания, сжимания всей груди.

Сцеженное молоко хранится в холодильнике при +4»С - +5°С не более 12 часов и в течение 4 месяцев в морозильнике при -1 8°С. Если это замороженное молоко затем используется, то оттаивать его следует при комнатной температуре, не в микроволновой печи, медленно, на водяной бане до +37°С. При неэффективности ручного сцеживания можно использовать молокоотсос, лучше поршневой.

Во время кормления мать должна быть сосредоточена на самом акте кормления, ласково разговаривать с ребенком. Невнимательное отношение к процессу кормления, излишние разговоры с окружающими вредно отражаются на состоянии ребенка.

1.4. Организация введения прикорма. Показания:

    по мере роста ребенка возникает необходимость ввести в его рацион кроме молока другие продукты питания для дополнительного обеспечения энергией и пищевыми веществами в связи с растущими потребностями;

    расширение спектра пищевых веществ рациона, необходимых для дальнейшего развития ребенка (растительные белки, масла, различные углеводы, микроэлементы);

    для стимуляции мышц жевательного аппарата, моторной и ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта.

Некоторые продукты - соки, фруктовые пюре, творог, желток, мясной фарш, бульон - вводятся в небольших количествах (30-100 г) для коррекции пищи по минеральному, витаминному, углеводному и пр. составу. Их называют корригирующими добавками или сапплементами, или продуктами прикорма.

Блюда, целиком заменяющие кормления (овощное пюре, каша, последующие смеси) называют прикормами.

Первым вводится в рацион ребенка фруктовый сок (первая корригирующая добавка) . Его вводят не ранее 3-4 месяцев. Более раннее введение соков признано нецелесообразным, поскольку это не вносит сколько-нибудь существенного вклада в удовлетворение потребностей детей в витаминах и минеральных веществах и, в то же время, может привести к возникновению аллергических реакций и гастроинтестинальных нарушений. Лучше, если первым будет яблочный сок из яблок с зеленой окраской плода, а не с красной, лучше сок, приготовленный из только что сорванного с дерева яблока, приготовленныйextempore. При длительном хранении количество витаминов во фруктах резко снижается. Поэтому весной предпочтение следует отдать консервированным сокам, приготовленным специально для детского питания. В Республике Беларусь их выпускает Клецкий и Малоритский консервные заводы. Отечественные соки для детей первого года жизни не содержат красителей и консервантов, в чем их преимущество перед соками импортными, которых в торговой сети достаточное количество.

Начинают сок вводить с небольших количеств - с капель, постепенно доводят до чайной ложки, потом ежедневно добавляют по 5 мл. т.е. по чайной ложке, и за неделю увеличивают количество до 30 мл. Необходимое ребенку количество сока определяют по формуле 10 х n, гдеn- число месяцев жизни ребенка. Когда общее количество сока превысит 50 мл, его нужно разделить на два приема. Сок дают после приема пищи.

После яблочного вводят грушевый, сливовый, позднее черносмородиновый, вишневый и др. Кислые и терпкие соки нужно разводить водой по вкусу. Соки цитрусовых, малиновый, клубничный, соки из тропических фруктов и экзотических, принадлежащие к продуктам с высокой потенциальной аллергенностью, следует назначать с учетом аллергоанамнеза не ранее 6 месяцев. Не рекомендуется виноградный сок, который усиливает брожение, газообразование и, как следствие, вызывает беспокойство ребенка.

При назначении соков следует учитывать, что некоторые из них обладают послабляющим действием (сливовый, морковный), другие - закрепляющим (черносмородиновый, вишневый, гранатовый и др.).

Соки лучше не смешивать. Соки с мякотью полезнее осветленных, но вводить их в питание ребенка можно после того, как ребенок привыкнет к осветленным сокам (обычно через 2-3 недели).

Через две недели после соков при хорошей их переносимости в питание вводят фруктовые пюре (вторая корригирующая добавка).

Ассортимент рекомендуемых фруктовых пюре, их количество, последовательность введения аналогичны сокам. Вначале пюре из яблок или тертое яблоко, потом пюре из груши, сливы, вишни, банана, абрикосов и т.д. Когда свежих или недолго хранящихся фруктов нет, используют пюре консервированные, промышленного изготовления, которые выпускаются разными заводами, кампаниями и фирмами в нашей стране и за рубежом. При домашнем приготовлении пюре используются свежие, традиционно принятые в республике продукты. Это пюре дешевле, и при соблюдении правил приготовления и гигиены ему следует отдать предпочтение. Преимуществами консервированных продуктов являются: строго заданный химический состав, включая витамины и минеральные вещества, безопасность входящих в них продуктов, производство в соответствующих санитарно-гигиенических условиях, гомогенизация, которая уменьшает риск аллергизации. Есть и недостатки: в некоторых избыточно содержание воды, в других солей, в третьих белка и т.д.

Мать и новорожденный должны усвоить, каждый по своему, «технику» кормления грудью.

Каждый нормальный новорожденный ребенок выполняет, после нескольких дней жизни, нормальные сосательные движения. В дальнейшем мать должна «научить его есть», что подразумевает следующее:

  • схватывать сосок и ареолу
  • находить самому правильное положение головы, рта и носа
  • не глотать воздух
  • не засыпать при кормлении грудью
  • «быстро оканчивать» сосание
  • засыпать сразу после этого

Это, конечно, легко на словах, но оказывается довольно трудным на деле! Некоторые дети как будто рождаются с аппетитом и «вышколенными», в то время как другим необходимо несколько дней или недель для того, чтобы научиться правильно сосать. У каждого ребенка имеются уже с этих пор свои особенности, и мать узнает проявления «личности ребенка».

Несомненным является тот факт - и об этом должна помнить постоянно любая мать (а также и вся семья, которая обязана содействовать матери в этом) - что среди многих других факторов, влияющих на возникновение, повышение и сохранение молочной секреции, самыми главными являются:

  • желание и воля кормить грудью;
  • регулярное прикладывание ребенка к груди;
  • душевное состояние и нервное равновесие матери;
  • согласие, царящее в семье;
  • энергия и «умение» новорожденного сосать;
  • добросовестность, профессиональная подготовка и энергия патронажной сестры;
  • состояние здоровья матери и новорожденного;
  • отдельные медикаменты, назначенные матери и новорожденному.

Для того чтобы техника кормления грудью применялась правильно, мы считаем нужным остановиться на некоторых пунктах, одинаково важных и в роддоме и на дому:

а) Как любое новое дело, техника кормления грудью должна хорошо заучиваться матерью.

б) Ребенок, рожденный в срок, имеющий нормальный вес, но который не сосет и не глотает когда его прикладывают к груди, много дней подряд и при всех кормлениях, является ребенком, который может представлять трудности в будущем и который очевидно пострадал во время беременности и/или родов.

в) Во время кормления грудью роженица должна быть спокойной; ей нельзя делать замечаний. Дома она должна кормить одна в комнате, без «ассистенток» и «советчиц», которые ее отвлекают, раздражают и беспокоят ребенка. Разговоры во время кормления запрещаются.

г) Перед тем как прикладывать новорожденного к груди, мать должна аккуратно вымыть руки, почистить предварительные обрезанные ногти. Длинные, спадающие на плечи волосы следует поднять и собрать в косынку. Снимается лифчик, поддерживающий груди, а затем удаляются стерильные компрессы с сосков. Другими стерильными компрессами или чистым платком, смоченным в теплой воде, обмываются соски, ареола и окружающая кожа.

Грудные железы нельзя смазывать жирными или дезинфицирующими веществами, которые оказываются бесполезными и иногда даже вредными. Раствор борной кислоты, который рекомендовался столь долгое время, оказался с одной стороны раздражающим кожу, вызывающим трещины грудных желез, а с другой стороны, токсическим для ребенка.

д) Запах применяемых некоторыми матерями духов, вынуждает некоторых детей отказываться от груди.

е) Подготовка матери к кормлению делается до пробуждения ребенка. Если он вынужден ждать пока мать будет готова к кормлению, он становится нервным, не схватывает, как следует сосок, глотает много воздуха, сосет с перерывами, вяло или даже засыпает у груди.

Некоторые дети не хотят сосать если их будят; вероятно у них отсутствует ощущение голода и они не удовлетворили свою потребность сна. Это является одной из причин, которые привели к «питанию по просьбе», единственная форма питания, рекомендуемая нами для грудных детей на дому.

ж) Для кормления грудью мать выбирает наиболее удобное положение, как для себя, так и для ребенка. В роддомах существуют специальные палаты со «стульями для кормления», построенными для этой цели.

Дома, в первые дни, роженица кормит лежа в постели имея под головой подушку или свернутый валиком плед, таким образом, чтобы верхняя часть туловища была несколько приподнята. Мать должна лежать на боку, а новорожденный укладывается лицом к матери на угол, образованный плечом и предплечьем, на стороне кормящей груди. Другой рукой мать держит грудь, вкладывая сосок в рот ребенка.

Позже, когда, мать полностью поправилась после родов, кормление производится сидя на удобном стуле со спинкой (не на краю постели), держа ногу со стороны кормящей груди, поднятой на табуретке. Ребенка следует держать несколько повернутым на бок, опираясь головой на угол между плечом и предплечьем. Голову ребенка не следует запрокидывать, так как такое положение мешает ему сосать.

з) Мать вкладывает в рот ребенка сосок и ареолу (если она узкая, ребенок захватывает даже часть кожи, граничащейся с ареолой); только таким образом давление, оказываемое сосательными движениями ребенка, содействует приливу молока через молоковыводящие протоки (галактофорные протоки). Если давление губ и десен ребенка сказывается только на сосок, помимо того, что оно остается большей частью неэффективным («молоко не идет»), могут образовываться эрозии или трещины на уровне грудной железы, вызывающие местную боль, сокращение молочной секреции и даже инфекции.

Мать схватывает грудь на краю ареолы между указательным и средним пальцами, с тем, чтобы нос ребенка оставался свободным для дыхания. Одновременное давление, оказываемое большим пальцем несколько выше на груди, помогает выделению молока из молоковыводящих протоков.

и) Во время кормления нельзя никогда отрывать ребенка от груди ради других дел (отвечать по телефону, открывать дверь). Резкое изъятие соска изо рта может приводить в дальнейшем к отказу от груди.

к) Если новорожденный засыпает во время кормления, прежде чем высосать необходимое количество (по мнению матери), мать должна осторожно двигать сосок во рту ребенка или же попытаться вытащить его. Если ребенок не просыпается, лучше его уложить спать.

л) Что делать, если ребенок не опорожняет грудь потому, что он быстро насыщается? Если он довольно крепкий, сосет через каждые 3-4 часа и насыщается, мать сцеживает оставшееся молоко рукой. Если грудь не опорожняется после каждого кормления, молочная секреция сокращается.

м) Если ребенок слишком слаб, чтобы опорожнять грудь, оставшееся молоко сцеживается рукой или отсосом в чистый эмалированный сосуд. Затем оно подогревается до температуры тела и дается ложечкой, бутылочкой или даже пипеткой.

н) Если мать полагает, что для накопления молока к следующему кормлению хорошо один раз давать ребенку молоко через бутылочку, она ошибается. Со временем, в отсутствие физиологического стимулятора (регулярное опорожнение грудных желез), молочная секреция сокращается.

о) Для грудного ребенка важно, чтобы при кормлении грудью существовали следующие условия:

  • чтобы ребенок не спал
  • чтобы он был голоден
  • чтобы он был в сухих пеленках
  • чтобы он был правильно и удобно спеленатым (не слишком тесно, не слишком тепло, но и не слишком легко)
  • чтобы он был в правильном положении при сосании.

п) После 10-го дня жизни продление сосания более чем 15 (самое большее 20) минут утомляет мать и ведет к ранению груди. Ребенок привыкает засыпать каждый раз, когда его прикладывают к груди; после нескольких минут сосания он засыпает; при попытке уложить его в постель он просыпается и начинает плакать, а когда его опять прикладывают к груди, он пососет несколько раз и снова засыпает. Таким образом, создается порочный круг, который приводит к сокращению молочной секреции, к недостаточному питанию ребенка и к расстраиванию расписания кормлений.

В первые 5-10 минут ребенок высасывает самое большое количество молока и опорожняет грудь за 10, самое большее 15 минут. После этого он сосет только для удовлетворения своей потребности сосать и для удовольствия находиться на руках (а не чтобы получить больше молока).

р) Все оставшееся в груди молоко сцеживается рукой («доится») после каждого кормления.

с) Не надо устанавливать слишком строгое расписание кормлений.

т) Между кормлениями не надо давать ребенку пить слишком много чая (не слишком сладкого!) и не надо его держать на руках.

Первые пол года жизни новорожденного ребеночка материнское молоко является самой полноценной пищей. Чтобы этот период был комфортным для мамы, а младенцу приносил только пользу, каждой неопытной маме следует знать основные и самые главные правила кормления грудью.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Прикладывание младенца к груди. Важные моменты:


Особенности современного кормления грудью

  1. Один из принципов – свободное и неограниченное кормление по первому желанию младенца. В отличие от старых методов, этот метод положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка и . Желательно давать грудь при любом беспокойном состоянии младенца, не дожидаясь его плача. Если ребенок в первые месяцы требует 10-16 кормлений – это нормально!
  2. До полугода младенцу необходимы ночные кормления, так как они приносят наибольшую пользу ребенку, а у матери формируется устойчивая лактация.
  3. Длительность сосания зависит только от ребенка. Последнее молоко в груди – самое жирное и полезное, поэтому рекомендуется давать малышу высасывать одну молочную железу до самого конца. Вторую нужно предлагать только в следующее кормление. Исключение может быть лишь в случае недостатка материнского молока в одной груди для полного насыщения.
  4. Младенец до полугода может обходиться только грудным молоком без введения дополнительного питания. ()
  5. Лучшим вариантом для полноценного развития ребенка, укрепления иммунной системы и защиты от вирусов является грудное вскармливание до полутора-двух лет.


При грудном вскармливании не нужно:

  1. Часто мыть молочные железы, так как частое мытье снимает защитный жировой слой с сосков. Отсутствие защитной пленки приводит к болезненным трещинам сосков и ареолы. Достаточно один-два раза в сутки принимать душ.
  2. Давать ребенку воды – лишняя вода может снизить аппетит и усилить метеоризм в пищеварительной системе младенца. Чайную ложку воды в сутки можно давать только в том случае, если от маминого жирного молока у ребенка запор.
  3. До полугода применять пустышки и поить из бутылки. Если малышу не хватает материнского молока, то докорм следует давать с помощью ложки или пипетки. Младенец может перепутать сосание груди с соской (высасывать из груди молоко труднее, чем из бутылки), а неправильное сосание может привести к трещинам сосков. К тому же ребенок может совсем отказаться от грудного молока.
  4. После каждого кормления прибегать к сцеживанию остатков молока. Исключение – застой в груди, нагрубание или вынужденное разлучение мамы с младенцем.
  5. Взвешивать ребенка часто. Достаточно контролировать вес один раз в одну-две недели. Частое взвешивание может нервировать мать и побуждать к ненужному введению докорма.
  6. Поить младенца сладким чаем. Сладкое может навредить будущим зубам, а чай может способствовать возникновению железодефицитной анемии.

Видео №1

Видео №2

Кормление ребенка грудью – индивидуальный естественный процесс. Все дети, как и мамы – разные. Только с помощью собственного опыта любая мама сама сможет установить правила кормления грудного ребенка, опираясь на особенности своего малыша и следуя рекомендациям специалистов и мам, которые выкормили не одно дитя.

Невозможно преувеличить важность правильной позиции и правильного захвата груди.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются женщины при грудном вскармливании (болезненность и трещины сосков, недостаток молока, и т.д.) обусловлены именно неправильной техникой прикладывания ребенка к груди.

Поэтому, очень важно, помочь ребенку освоить навык правильного захвата груди.

Правильная позиция для кормления

Укладывайте ребенка для кормления следующим образом:

  • Устройте ребенка на своей руке так, чтобы его шея покоилась в вашем локтевом сгибе, его спина лежала на вашей руке, а ягодицы на ладони.
  • Поверните все тело ребенка на бок, чтобы он лежал лицом к вам, живот к животу. Его голова и шея должны лежать прямо, а не быть запрокинуты назад или повернуты в сторону по отношению в телу. Ребенок не должен напрягаться , поворачивая голову или вытягивая шею, чтобы дотянуться до соска.
  • Поднимите ребенка до уровня своей груди, положив его на подушку к себе на колени или подставьте скамеечку под ноги. Подушка поддерживает вашу руку и вес ребенка. Если вы будете пытаться держать ребенка на весу одной рукой, вам придется напрягать мышцы спины и руки. Если же ребенок будет лежать слишком низко, у вас на коленях, он будет оттягивать грудь, что приведет к растягиванию и трению. Поднимите ребенка повыше к себе, вместо того, чтобы наклоняться к нему.
  • Поворачивая ребенка на бок, живот к животу, положите его нижнюю ручку в пространство, образованное его телом и вашей талией.

Данная позиция называется «колыбелька», о других позициях при кормлении читайте ниже.

Правильный захват груди

Выдавите несколько капель молока, чтобы смочить сосок. Поддерживайте вес груди рукой, расположив большой палец над ареолой (околососковый кружок) соска, а ладонь и четыре пальца снизу. Важно, чтобы пальцы не закрывали ареолу, то есть тот участок, который захватывает ротик ребенка. Пальцами слегка сожмите грудь, придав ей плоскую форму.

Помогите ребенку правильно взять грудь - это самый важный момент:

Дразня ребенка своим соском, помассируйте ему губы, чтобы он широко открыл ротик. В тот момент, когда ребенок широко откроет ротик, направьте сосок в центр ротика и притяните ребенка близко к себе поддерживающей его рукой. Остановимся на этих действиях подробнее:

  • Важным условием правильного захвата является заставить ребенка открыть ротик достаточно широко. Иногда ребенок сжимает или поджимает губки, особенно нижнюю. Помогите ребенку открыть ротик широко, слегка надавив пальцем ему на подбородок. После захвата груди, нижняя губка ребенка должна быть максимально вывернута наружу.
  • В момент, когда вкладываете грудь ребенку в ротик, необходимо притянуть к себе ребенка достаточно быстро и достаточно близко. Не наклоняйтесь вперед, придвигая грудь к ребенку, - притяните его поближе к груди движением руки. Иначе вы привыкните сидеть ссутулившись, и к концу кормления у вас будет ныть спина. Если вы придвинете ребенка медленно, он скорее всего ухватит лишь сосок, а не всю ареолу.

Проверьте правильность захвата

правильный захват - залог успешного грудного вскармливания

Когда вы придвинете ребенка к себе, его десны не должны находиться на основании соска, а должны заходить минимум на 2 см на ареолу.

Если ребенок будет сосать только сосок, это приведет к появлению на нем трещин и возникновению болезненности. Кроме того, млечные пазухи (резервуары с молоком) расположены именно под ареолой, и поэтому, если ребенок не будет сдавливать эти пазухи, то он не получит достаточно молока.

Ребенок должен сосать ареолу, а не сосок.

Если вы видите, что ребенок не правильно взял грудь, прервите кормление и уберите грудь. Чтобы не травмировать сосок, не вытягивайте его из ротика ребенка, не прервав прежде сосание. Для этого осторожно протисните свой палец в уголок ротика между десен. Попробуйте еще раз добиться правильного захвата..

Даже если вам придется начинать заново снова и снова, пока вам с ребенком не удастся сделать все как надо, не отступайте. Помните, правильный захват - залог успешного грудного вскармливания.

Итак, поведем итоги - выделим ключевые признаки правильного захвата груди:

  • тело ребенка плотно прижато к матери, живот к животу
  • губы ребенка вывернуты наружу
  • ребенок сосет не только сосок, а всю ареолу
  • после кормлений женщина не должна испытывать каких-либо болезненных ощущений в сосках

Дыхание ребенка во время кормления

Когда вкладываете грудь в ротик ребенка, притяните его к себе так близко, чтобы кончик его носика касался вашей груди. Не бойтесь закрыть ему носик, поскольку ребенок может дышать открытыми боковыми сторонами носа, даже если кончик носа прижат.

Если носик ребенка определенно закрыт, притяните попку ребенка поближе к себе, слегка изменив угол позиции ребенка, или слегка нажмите на грудь, чтобы освободить носик ребенка.

На протяжении всего кормления поддерживайте грудь снизу, чтобы она своим весом не давила на ротик ребенка и не утомляла его. Когда ребенок станет старше и сильнее в этой поддержке будет меньше необходимости.

Типы сосания

Со временем вы научитесь различать два типа сосания ребенка - для утоления голода и для удовольствия.

Сосание для удовольствия более слабое, обычно бывает, когда ребенок не голоден, а просто нуждается в вашем внимании. При этом ребенок получает менее сытное переднее молоко.

Голодное сосание более энергичное. Мышцы лица работают так энергично, что даже ушки ребенка могут двигаться во время сосательных движений. При этом ребенок получает более сытное заднее молоко. В норме на одно сосательное движение должно приходиться одно глотательное. Если же на одно глотательное движение приходится несколько сосательных, возможна нехватка молока.

Видео - правильный захват груди:

Позиции для кормления грудью

В первые недели стоит научиться самой и обучить ребенка нескольким позициям для захвата груди. Кроме положения “колыбелька”, существуют еще две позиции: “лежа на боку” и “под мышкой”. Эти позиции наиболее подходят мамам в первые дни после кесарева сечения.

Позиция “лежа на боку”

Эта та же позиция что и “колыбелька”, только мама и малыш лежат на боку лицом друг к другу. В идеале вам понадобится 5 подушек, это кажется слишком, но вам должно быть максимально удобно.

  • Подложите две подушки себе под голову, одну за спину, другую под верхнюю ногу, и последнюю подоткните под спинку ребенка.
  • Положите ребенка на бок лицом к себе и устройте на своей руке, поднимая при необходимости вверх по руке или опуская, чтобы его ротик оказался на одном уровне с вашим соском.

Позиция “под мышкой”

Эта позиция особенно подходит деткам, имеющим проблемы с захватом груди, если они визжат и выгибают дугой спинку, отстраняясь от груди. Предлагайте такое положение слишком маленьким, вялым (с пониженным тонусом) или недоношенным деткам.

  • Удобно сядьте на кровати или в кресле. Положите подушку сбоку от себя или просуньте ее между собой и подлокотником кресла. Положите на подушку ребенка.
  • Разместите ребенка как можно ближе к себе со стороны груди, которой собираетесь кормить, возьмите затылок ребенка в ладонь руки с той же стороны.
  • Направьте ножки ребенка вверх так, чтобы они лежали, касаясь подушек за вашей спиной. Проверьте, чтобы ребенок не упирался ножками в спинку кресла или подушку, иначе он будет выгибать спинку дугой. Если это произойдет, положите ребенка так, чтобы его ножки были согнуты в тазобедренных суставах, и чтобы в заднюю подушку упирались и его ножки и ягодицы. дайте ребенку грудь.
  • Когда ребенок уже сосет, подсуньте ему под спинку подушку, чтобы вам было легче удерживать ребенка близко к себе.

Видео - позиции при кормлении грудью:

Очень важно, чтобы маме было удобно

В заключении хотелось бы упомянуть еще раз о том, что в процессе кормления важно чтобы маме было удобно, чтобы не затекали руки и ноги, чтобы не ныла спина. Вы будете кормить ребенка несколько раз в день на протяжении нескольких месяцев, и от того насколько вам будет удобно, зависит ваше самочувствие, и соответственно, успешность грудного вскармливания. Этим и объясняется количество подушек в различных позициях для кормления.

Следует отметить, что на сегодняшний день практически в любом магазине товаров для детей можно приобрести специальную подушку для кормления.

Это обычная подушка, выполненная в форме буквы “С”. Она очень удобна для позиции “колыбелька”. Мама одевает ее себе на живот как пояс, и устраивает на ней ребенка. При этом вес ребенка приходится не на мамину руку, а на подушку. Чтобы поддерживать головку ребенка маме требуется только одна рука, вторая же остается свободной.

Желаем вам и вашему малышу успешного грудного вскармливания!

Делитесь своим опытом, замечаниями, комментариями.

Грудное вскармливание, которое так важно для матери и ребенка начинается с становления лактации. Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения ребенка.

Непосредственно в родильном зале, в первые 30 мин. после родов, с учетом состояния новорожденного и роженицы. Медперсонал настраивает родившую мать на грудное вскармливание и оказывает помощь при первом прикладывании младенца к груди матери. Длительность первого контакта должна быть не менее 30 мин. Данные рекомендации по становлению грудного вскармливания содержатся в Приказе N 345 МЗ РФ «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутриутробных инфекций в акушерских стационарах».

Следует подчеркнуть, что раннее прикладывание к груди, которое в настоящее время является общепринятым в большинстве стран, не выполняет сколько – нибудь значимой функции детского питания, которое возложено на грудное вскармливание. Среднее количество молозива, поступающего ребенку, составляет около 2 мл. Вместе с тем при грудном вскармливании, даже это количество молока играет важную роль в становлении иммунологической защиты и снижении заболеваемости новорожденных, является важным моментом стимуляции лактации и обеспечения ее успешности и деятельности. Наконец, имеются убедительные подтверждения роли раннего прикладывания к первичной адаптации новорожденного к внешнему миру и индуцировании психологической связи – привязанности матери и ребенка. Первое грудное кормление, начинается с прикладывание новорожденного к груди матери и сочетается с осуществлением процедуры кожного контакта матери и ребенка. С этой целью новорожденного ребенка выкладывают голеньким на живот матери и накрывают стерильной простыней еще до окончания пульсации пуповины. После окончания пульсации ребенка забирают с живота, проводят первичную обработку пуповины, а затем снова возвращают ребенка на верхнюю часть живота матери. Для обеспечения успешного кожного контакта и завершения первого грудного кормления, новорожденного лучше не обмывать водой, а также отложить все остальные процедуры (например, закапывание капель в глаза). Ребенка, лежащего на животе, мать придерживает рукой. Постепенно начинает выявляться «поисковое» поведение ребенка. Оно выражается в сосательнеых движениях, поворотах головки и ползательных движениях конечностей. Если ребенок не очень активен, поисковые движения его губ и головки можно стимулировать мягким поглаживанием кожи около рта. В течение первых 0,5-2 ч. Большинство новорожденных способны самостоятельно найти и захватить ареолу материнской груди без помощи матери. Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то держать ребенка на груди более двух часов нецелесообразно, так как он будет только спать. Важно указать, что прикладывание ребенка к груди и/или создание кожного контакта через 2-3 ч. после родов значительно менее эффективно, чем прикладывание к груди в первые 30 мин после родов.

Раннее прикладывание ребенка к груди не только стимулируют образование и секрецию молока, но также способствуют более быстрому отхождению плаценты, профилактике послеродовых кровотечений у рожениц, а также формированию нормальной микрофлоры кишечника, адекватного иммунного ответа и ускорению отхождения мекония у новорожденных.

В соответствии с практикой работы учреждений родовспоможения в России и директивными указаниями МЗ РФ противопоказаниями к раннему грудному вскармливанию (прикладыванию к груди) со стороны матери являются:

  • Оперативное вмешательство в родах,
  • Тяжелые формы гестозов,
  • Сильные кровотечения во время родов и послеродовом периоде,
  • Состояние декомпенсайии при хронических заболеваниях сердца, легких, почек, печени;
  • Открытая форма туберкулеза,
  • Острые психические заболевания,
  • Злокачественные новообразования.
  • При положительной серологической реакции на ВИЧ инфекцию, учитывая желания матери, молоко можно сцеживать и после стерилизации давать ребенку.

Противопоказаниями к грудному вскармливанию (раннему прикладыванию к груди) со стороны ребенка служит:

  • Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов,
  • Тяжелая асфиксация новорожденного,
  • Нарушение мозгового кровообращения II-III степени,
  • Глубокая недоношенность,
  • Тяжелые пороки развития (челюстно-лицевого аппарата, сердца, ЖКТ и др.)

К числу противопоказаний до самого последнего времени относилось также родоразрешение путем кесарева сечения. Однако в настоящее время кесарево сечение не является строгим противопоказанием к раннему грудному вскармливанию. В этом случае после окончания операции родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец в детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4-х) после окончания действия наркоза детская сестра приносит новорожденного к матери и помогает ей приложить его к груди. В течение первых суток это проделывается несколько раз. На вторые сутки при удовлетворительном состоянии матери и младенца они воссоединяются в послеродовом отделении, в палате совместного пребывания матери и ребенка. Медперсонал отделения, особенно педиатр и детская сестра, оказывают такой матери особое внимание в проведении грудного вскармливания. Таким образом, родоразрешение кесаревым сечением при благополучном исходе не должно являться препятствием для грудного вскармливания с первого дня жизни новорожденного.

Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка на последующих этапах лактации очень ограничены. Они включают: наследственные энзимопатии, препятствующие усвоению молока (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь клинового сиропа), тяжелые форма врожденных пороков развития (волчья пасть, заячья губа и др.).