Как помочь ребенку сосредоточиться. Выявление и решение проблем

«Он забывает только что прочитанное, не выполняет задания до конца, легко отвлекается... Ребенку трудно сосредоточиться, и это беспокоит родителей. Как будто сами они бывают сосредоточены по восемь часов в день! Математика, чтение или сольфеджио - трудно фиксировать внимание на деятельности, которая надоедает. И в этом дети мало отличаются от нас, взрослых. Кроме того, задачи, которые ставит перед ребенком начальная школа (усидчивость, аккуратность), мобилизуют всю энергию и мешают - временно - сосредоточиться на других задачах. Постоянная невнимательность 7–10-летнего школьника может быть вызвана кризисной ситуацией в семье (страхом перед отчимом, ревностью к младшему брату или сестре) или стрессом, связанным со школой. Душевное беспокойство несовместимо с вниманием. Вместо того чтобы нервничать и увеличивать его переживания, постарайтесь, сохраняя бесстрастие, выяснить, что тревожит или смущает вашего ребенка. Наше спокойствие так же заразительно, как и волнение.

Проверьте: есть ли у него время, чтобы поиграть и разрядить свою энергию после школы? Понаблюдайте, в какие часы ему легче сосредоточиться на учебе, и предлагайте садиться за уроки именно в это время. Если ребенку трудно переключаться с одного задания на другое, составьте вместе план занятий и заранее предупреждайте его о том, что предстоит делать дальше. Уберите с рабочего стола все лишнее (игрушки, гаджеты) и предложите начинать делать уроки с самых легких предметов - они «прогревают» мозг и повышают концентрацию внимания. Поощряйте попытки искать ответы самому - любознательность развивает способность сосредоточиться на одном предмете.

Но если ребенок постоянно возбужден, ему трудно сконцентрироваться на любом, даже привлекательном занятии, если эти симптомы наблюдаются дольше полугода, имеет смысл обратиться к неврологу, который выявит (или нет) возможное гиперактивное расстройство и предложит соответствующую помощь».

Об этом

«Лучшие методики развития внимания у детей» Ольга Машталь «Нарушения внимания у детей» Герхард Лаут, Петер Шлоттке Игры, задания, упражнения и ценные практические советы, собранные в этих книгах детскими психологами, помогут улучшить концентрацию внимания ребенка в любом возрасте (Наука и техника; Академия, 2008).

Как помочь ребенку сосредоточиться.

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся на занятиях! Соберись! Хорошо слушай воспитателя!»
Для школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для школьников с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Детям с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Часто день дошкольника не ограничивается рамками собственно детсадовских занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного школьника, в работах которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на занятиях или при выполнении домашних заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую оценку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер .

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

«Он забывает только что прочитанное, не выполняет задания до конца, легко отвлекается... Ребенку трудно сосредоточиться, и это беспокоит родителей. Как будто сами они бывают сосредоточены по восемь часов в день! Математика, чтение или сольфеджио - трудно фиксировать внимание на деятельности, которая надоедает. И в этом дети мало отличаются от нас, взрослых. Кроме того, задачи, которые ставит перед ребенком начальная школа (усидчивость, аккуратность), мобилизуют всю энергию и мешают - временно - сосредоточиться на других задачах. Постоянная невнимательность 7–10-летнего школьника может быть вызвана кризисной ситуацией в семье (страхом перед отчимом, ревностью к младшему брату или сестре) или стрессом, связанным со школой. Душевное беспокойство несовместимо с вниманием. Вместо того чтобы нервничать и увеличивать его переживания, постарайтесь, сохраняя бесстрастие, выяснить, что тревожит или смущает вашего ребенка. Наше спокойствие так же заразительно, как и волнение.

Проверьте: есть ли у него время, чтобы поиграть и разрядить свою энергию после школы? Понаблюдайте, в какие часы ему легче сосредоточиться на учебе, и предлагайте садиться за уроки именно в это время. Если ребенку трудно переключаться с одного задания на другое, составьте вместе план занятий и заранее предупреждайте его о том, что предстоит делать дальше. Уберите с рабочего стола все лишнее (игрушки, гаджеты) и предложите начинать делать уроки с самых легких предметов - они «прогревают» мозг и повышают концентрацию внимания. Поощряйте попытки искать ответы самому - любознательность развивает способность сосредоточиться на одном предмете.

Но если ребенок постоянно возбужден, ему трудно сконцентрироваться на любом, даже привлекательном занятии, если эти симптомы наблюдаются дольше полугода, имеет смысл обратиться к неврологу, который выявит (или нет) возможное гиперактивное расстройство и предложит соответствующую помощь».

Об этом

«Лучшие методики развития внимания у детей» Ольга Машталь «Нарушения внимания у детей» Герхард Лаут, Петер Шлоттке Игры, задания, упражнения и ценные практические советы, собранные в этих книгах детскими психологами, помогут улучшить концентрацию внимания ребенка в любом возрасте (Наука и техника; Академия, 2008).

По какому-то удивительному стечению обстоятельств, каждый раз, когда ребёнку нужно делать уроки или готовиться к контрольной работе, у него возникает потребность попить, поесть, отлучиться в туалет или срочно позвонить другу. Если не верить в чудеса, то напрашивается только один вывод: ребёнку трудно концентрировать внимание.

Концентрация внимания - это способность удерживать внимание на каком-либо объекте в течение длительного времени. Трудности концентрации внимания периодически испытывают все люди. Если уж взрослому человеку сложно заставить себя заниматься длительное время скучной, однообразной работой, что уж говорить о ребёнке, которому приходится делать выбор между учебником по математике и компьютерной игрой. В то же время, любимым делом школьник может заниматься часами, игнорируя всё, что не связано с ним, и не проявляя никаких признаков утомления.
Выходит, одна из самых главных причин трудностей концентрации внимания - отсутствие интереса. Если ребёнок не видит какой-либо пользы от выполняемого задания лично для себя, у него нет причины для того, чтобы направлять на него внимание. В таком случае, взрослому нужно придумать эту самую причину. Например, сказать ребёнку о том, что через полчаса начинается интересный фильм, но его можно будет посмотреть, только если будут сделаны все уроки, потому что фильм поздно заканчивается.
Вторая причина трудностей концентрации внимания - усталость. Недостаток сна, большое количество занятий, завышенные требования, недомогание - всё это заставляет ребёнка думать об отдыхе, а не об учёбе. Понаблюдайте, сколько времени школьник сохраняет оптимальную работоспособность, и предлагайте ему делать перерыв по истечении этого периода. Отдых может длиться не больше десяти минут и включать в себя небольшую физическую нагрузку. Попросите ребёнка полить цветы, помочь вам разобрать сумки с продуктами и т.д. Лучше не давать ему возможности играть в этот момент, потому что потом ему будет трудно переключиться на занятия.
Ещё один важный фактор - нарушение душевного равновесия. Если ребёнок чем-то огорчён, подавлен, обижен, он невольно будет снова и снова возвращаться к беспокоящей его проблеме. Поэтому, прежде чем «усаживать» ребёнка за уроки, необходимо дать ему возможность успокоиться, выразить своё понимание его переживаний, дать совет, поддержать.
Иногда ребёнок настолько увлечён какими-то мыслями, что никакие уловки и уговоры не помогают ему забыть о них на время. Например, младшим школьникам бывает трудно сосредоточиться, если они находятся в ожидании вечернего похода в цирк, в парк и т.д. В таком случае, нужно дать ребёнку возможность «прикоснуться к мечте» - дать подержать билеты, рассказать, насколько близко вы будете сидеть к сцене. Это позволит ребёнку выплеснуть часть распирающих его эмоций, мешающих занятиям.
Глядя в учебник или тетрадь, ребёнок видит боковым зрением любимого робота или мишку, валяющегося неподалёку, слышит звуки радио или чувствует запах вкусной картошки. Трудно требовать от ребёнка полной сосредоточенности в окружении такого количества соблазнов. Конечно, вы не можете посадить школьника с его учебными принадлежностями в вакуумную камеру, но убрать из-под его носа робота и выключить радио можно.
Если влияние всех описанных факторов устранено, а внимание ребёнка продолжает путешествовать по любым предметам, кроме тех, которые относятся к учёбе, это говорит о том, что его возможности концентрироваться нуждаются в специальной тренировке.

Упражнение 1. Сохраняем позу.
Детям свойственна активность и подвижность, поэтому длительное сидение за столом физически утомляет их. Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут такие игры как «Море волнуется», «Замри!» или «Памятник». Например, в последней игре ребёнку предлагается изобразить какого-нибудь известного человека и замереть без движения. Для более старательного выполнения упражнения ребёнком можно внести в игру элемент соревнования: кто дольше сохранит выбранную позу, не покачнётся, не моргнёт и т.д.

Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.
Помимо сохранения необходимого мышечного напряжения, ребёнок должен уметь расслаблять мускулы, почувствовав усталость. Быстро сбросить напряжение и ощутить прилив сил можно с помощью следующих упражнений: - сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; - потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги - вперёд; - потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь. - сидя на стуле или стоя на полу, сделать несколько поворотов корпусом вправо и влево.

Упражнение 3. Загадочно молчим.
Посторонние разговоры мешают сосредоточиться не меньше, чем яркие отвлекающие предметы. Задавая вам вопросы, ойкая, передразнивая своих одноклассников или изображая Бэтмена, ребёнок невольно уходит от сути выполняемой работы. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться подавлять не относящиеся к делу реплики и возгласы. Договоритесь с ребёнком о призе, который получит тот, кто дольше всех промолчит. Это даст вам возможность не реагировать на вопросы ребёнка, а ему - самостоятельно и быстро справиться с заданием. Можно так же поиграть всей семьёй в игру, в которой участники должны отгадать какой-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.

Упражнение 4. Направляем взор.
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Для того, чтобы развить его, подойдут любые игры, развивающие точность попадания в цель, например: городки, стрельба в тире, набрасывание колец. В домашних условиях можно попробовать складывать башни из спичек, девочкам - вышивать, а мальчикам - выжигать.

Упражнение 5. Переключаем внимание.
Для того, чтобы не попасть надолго во власть отвлекающих факторов, ребёнку необходимо уметь быстро переключать внимание обратно на задание. В этом помогут игры, содержащие два-три условных сигнала, на которые ребёнок должен реагировать различным образом, например: услышав один хлопок - присесть, два хлопка - попрыгать, три хлопка - поднять руки. Более сложный вариант такой игры - «Путаница». Попросите ребёнка показывать те части тела, которые вы называете, а сами показывайте неправильно, - например, говорите «глаз», а дотрагивайтесь до своего носа. Темп игры можно постепенно ускорять. Главное, чтобы вы не запутались сами!
Также можно совместить упражнения на внимание с тренировкой памяти. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на расположение предметов в комнате, а затем предложите ему выйти за дверь. Пока его нет, переставьте местами два-три предмета и позовите ребёнка. Его задача - определить, что изменилось за время его отсутствия.

К сожалению, в некоторых случаях значительные нарушения концентрации внимания могут свидетельствовать о наличии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), возникающего при дисфункции некоторых мозговых структур. Если систематические занятия с ребёнком не дают результата, следует обратиться за консультацией к неврологу.

Вы хотите учиться, вы хотите слушать преподавателя и поглощать всю информацию на уроке. Но вам так… скучно! Очень трудно сосредоточиться на том, что такое число Авогадро, когда вам больше хочется думать о том, как вы вечером встретитесь с Кристиной, но с помощь нескольких психологических и физических уловок, вы сможете быть внимательным на уроках. Как и со всем, что связано с учебой, здесь понадобится работа и решительность, но когда вы выработаете этот навык, вы будете рады, что приложили такие усилия.

Шаги

Часть 1

Контролируйте свои мысли

    Устраните отвлекающие факторы. Самое основное, что вы можете сделать, чтобы помочь себе сосредоточиться на уроке, – это держаться подальше от отвлекающих факторов, которые мешают вашему вниманию. Существует множество вещей, которые могут отвлекать ваше внимание от урока. Постарайтесь осознать, что вы делаете, когда перестаете быть внимательным к предмету. Когда вы будете знать, что это, вам будет легче от этого избавиться.

    • Отвлекающим фактором может быть компьютер, телефон, небольшие предметы, с которыми можно поиграть. Вас также может отвлекать что-то из непосредственного окружения, например, друг, окно или раздражающий одноклассник.
    • Физическое устранение является наилучшим способом справиться с отвлечением. Например, если вы знаете, что одноклассник может вас отвлекать, сядьте на другое место, подальше от него. Учитель вас поймет и, вероятно, будет более чем рад пересадить вас в таком случае.
  1. Сосредоточьтесь на настоящем. Вам нужно постараться сделать так, чтобы ваши мысли не блуждали за пределами класса. Никаких мечтаний во время урока! Сосредотачивайтесь на том, что происходит здесь и сейчас, а мысли обо всем остальном приберегите на потом. Сделать это не так-то просто, но если вам это удастся, это будет очень и очень полезным.

    • Вы можете поймать себя на мыслях о: занятиях после школы, играх, своем парне или своей девушке (или его/ее отсутствии), друзьях, семье… Когда вам скучно, может разыграться воображение, и вы будете думать о книгах, которые вы любите читать, или местах, в которые хотели бы отправиться.
    • Вам придется научиться произвольно менять фокус своего внимания. Когда поймаете себя на отвлеченной мысли, заставьте себя снова думать об уроке. Со временем это станет привычкой, и вы научитесь меньше грезить наяву.
    • Это значит, что даже если вы думаете о другом аспекте предмета, например, о контрольной, которую вы скоро будете писать, необходимо остановиться и перефокусироваться на то, что происходит прямо сейчас. Да, думать о таких вещах, как контрольные, необходимо, но если ваш ум блуждает, то вы не поглощаете информацию, которая вам нужна именно сейчас.
  2. Меняйте фокус внимания по мере необходимости. Всегда будьте внимательны к тому, чем занят ваш ум. Если поймаете себя на мыслях о чем-то ином, помимо того, что сейчас происходит на уроке, то вам необходимо осознанным усилием перефокусировать свое внимание. Попробуйте повторять в уме все, что говорит учитель, особенно подчеркивая важные моменты.

    • Можно попробовать тренировать и нарабатывать свою способность к сосредоточению. Испытайте себя, попробовав решить сложную задачу при громкой, отвлекающей музыке. Сосредоточение – это навык, который необходимо тренировать и развивать точно так же, как и другие навыки.
  3. Поговорите со своим учителем по поводу уроков. Каждый учится по-разному. Методы вашего учителя могут быть не самым лучшим вариантом для вас, а, возможно, существуют способы улучшить уроки для всего класса. Уделите время тому, чтобы поговорить с учителем о способах, которые помогут вам вынести из урока больше.

    • Спросите о стилях обучения. Некоторые люди лучше воспринимают информацию, когда используются картинки, а другие эффективнее учатся, когда используются звуки. Это называется стилями обучения, и их существует огромное множество. Попросите учителя помочь вам выяснить, какой стиль обучения приносит вам наибольшую пользу, и вместе подумайте, как уроки такого типа можно внедрить в ваши уроки.
    • Индивидуальные уроки или задания. Можно также попросить учителя о дополнительных заданиях или параллельных проектах, которые помогут вам выучить этот урок, но таким способом, который лучше вам подходит. Если вы серьезно настроены взяться за учебу и готовы вкладывать особые усилия, ваш учитель, скорее всего, будет рад помочь вам придумать какой-то проект.
  4. Создайте собственную мотивацию. Когда вы мотивированы, вы обнаруживаете, что вам легче оставаться сосредоточенным. Конечно же, если ваш учитель и ваш класс не могут или не хотят вас мотивировать, вам придется поработать над самостоятельным созданием этой мотивации. Это может вас расстроить, но усилия того стоят: вы получите всю пользу от образования, независимо от того, захотят вам помочь в этом или нет. Существует много способов поддерживать свою мотивацию и интерес в обучении, и то, что вы будете делать, зависит от того, кто вы есть.

    • Можно попробовать найти в изучаемом предмете какой-то аспект, который вам интересен. Это может сделать сами уроки более интересными, поскольку вы будете знать, что создаете базу для того, что хотите изучать. Например, возможно, вам не нравятся ваши уроки истории, но вам нравятся средневековые рыцари. Можно попытаться представить, как вся история, которую вы изучаете, связана со средневековыми рыцарями, и вы обнаружите, что так вам становится легче сосредоточиться на изучаемой теме.
  5. Проведите дополнительные исследования. Иногда ваше внимание на уроке может ослабнуть из-за того, что вы не понимаете, о чем говорит учитель. Это нормально и вполне понятно. Если вы проведете свое дополнительное исследование, чтобы лучше понимать предмет, то вам станет легче оставаться сосредоточенным во время урока. По крайней мере, обучение вне стен класса поможет компенсировать вашу невнимательность во время урока. Более подробную информацию буквально по всем предметам можно найти на множестве разнообразных сайтов в интернете. В этом вам сможет помочь даже wikiHow.

    • Например, если вам трудно дается математика, то можно зайти на Easymath или WolframAlpha.
  6. Разработайте распорядок. Невнимательность – это, на самом деле, плохая привычка. Вы можете избавиться от нее точно так же, как и от любой другой вредной привычки – заменить ее другими привычками. Попробуйте создать систему, где вы будете сосредоточенным на уроке, посвятив это время исключительно школе и обучению, и позволяйте себе периоды расслабления, когда вы сможете от души повеселиться. Приучив свой мозг, что в дневное время нужно придерживаться распорядка, вы натренируете его быть внимательным.

Часть 3

Подготовьте свой организм
  1. Высыпайтесь. Сон невероятно важен для того, чтобы оставаться сосредоточенным в школе. Если вы бодрствуете слишком длительный период времени или спите так, что ваш мозг не получает полного отдыха, то вы практически ничего не сможете сделать, чтобы оставаться сосредоточенным в течение дня. Внимательно проанализируйте свой график сна и посмотрите, можете ли вы внести в него какие-то коррективы.

    • Всем, кто младше 12 лет, врачи рекомендуют около 10 часов сна. Для тех, кто старше, рекомендованы 8-9 часов сна. Тем не менее, некоторым людям нужно спать больше, а некоторым – меньше. Вам придется поэкспериментировать с этим.
    • Имейте в виду, если вы будете спать слишком много, это тоже сделает вас уставшим. Если вы спите больше, а в середине дня все равно начинаете чувствовать усталость, то, возможно, вы превышаете свой лимит здорового сна.
  2. Питайтесь правильно, чтобы поддерживать свой мозг. Если вы не едите достаточное количество пищи или слишком долго испытываете дефицит необходимых питательных веществ, то ваш мозг начинает страдать. Точно так же, как если вы не высыпаетесь, когда вы неправильно или недостаточно питаетесь, то практически ничего не можете сделать, чтобы помочь себе оставаться сосредоточенным. Проанализируйте свой рацион и решите, нужно ли вам подкорректировать свое питание.

    • Вашему организму нужно много овощей, немного фруктов, здоровые цельнозерновые продукты и большое количество постного белка. Хорошим вариантом будут: капуста, брокколи, шпинат, яблоки, цитрусовые фрукты, бананы, коричневый рис, лебеда, овсянка, рыба, куриное мясо без кожицы и индейка.
    • Избегайте кофеина или, по крайней мере, употребляйте его в умеренных количествах. Кофеин помогает некоторым людям сосредоточиться, но других может сделать слишком нервными, чтобы они могли достаточно долго уделять внимание чему-то одному. Существует также риск кофеиновой ломки.
  3. Пейте много воды. Для правильного функционирования вашему организму нужно большое количество воды. Если вы не потребляете достаточно воды, в конечном итоге, вас настигнут головные боли и проблемы со вниманием. Каким для вас будет достаточное количество воды, зависит конкретно от вашего организма, все мы разные. Тем не менее, хороший способ оценить получаете ли вы достаточное количество воды, – взглянуть на свою мочу. Если она бледная, значит, вы пьете достаточно. Если она темная, вам нужно больше воды.

    • Полезно было бы пить простую воду. Газировка, сок из упаковки или молоко – не очень полезны для вас, к тому же, сахар, содержащийся в газировке и соке, может на самом деле только усугубить ваши проблемы с концентрацией.
  4. Делайте физические упражнения, чтобы снять напряжение. Организму некоторых людей нужно очень много активности, чтобы быть счастливым. Для того чтобы быть внимательным на уроках нужно много концентрации, а это может очень возбудить ваш мозг и тело. Если вы чувствуете себя слишком взвинченным в классе, попробуйте немного активизироваться в физическом плане во время перемен. Это поможет успокоить ваш ум и тело, чтобы вы могли сосредоточиться. Это также поможет вам взбодриться, если вы чувствуете усталость.

    • Можно попрыгать или побегать на месте. Если у вас есть время, можно сделать пробежку вокруг школы или поиграть с друзьями в игру.
  5. Тренируйте свое внимание. Внимательность требует практики. Да, все очень просто. Ваш мозг похож на мышцу, его нужно тренировать, чтобы он стал сильнее в том, в чем вам нужно улучшить его работу. Вам нужно будет практиковать свою внимательность, если вы хотите повысить свою способность к сосредоточению.

    • Ведение конспекта окажется чрезвычайно полезным, когда вы станете его пересматривать, кроме того, так время на скучном уроке пойдет быстрее.
    • Если вам разрешено жевать резинку в классе, попробуйте пожевать жвачку с сильным мятным вкусом. Это поможет вам взбодриться, если вы чувствуете сонливость.
    • Сядьте на одну из первых парт – так у вас будет самый лучший вид, и вы будете оставаться более внимательным.
    • Очистите свое рабочее пространство ото всего, что вам не нужно. Это также поможет вам сосредоточиться.
    • Постарайтесь заинтересоваться предметом, который преподает вам учитель. Если урок интересный, вам будет не так-то сложно оставаться внимательным.
    • Друг может отвлекать вас, но не обращайте на него внимание.
    • Если на улице немного прохладно, спросите учителя, можно ли открыть окно – холодный воздух вас взбодрит.

    Предупреждения

    • Изо всех сил старайтесь быть внимательным, если урок скучный . Намного труднее быть внимательным на скучном уроке, так что будьте готовы приложить усилия.
    • Если вы уснете во время урока, это очень отрицательно скажется на вашей учебе, и вы запросто можете получить выговор от учителя или еще чего похуже!
    • Да, кофеин поможет вам проснуться и взбодриться на короткий период времени, но после этого вы снова станете вялым, так что такой вариант не всегда будет хорошей идеей. Обязательно проверьте, как ваш организм реагирует на кофеин, прежде чем пить кофе перед уроками.