Как научить ребенка рисовать: первые шаги. Польза рисования для годовалых детей

Рисование – это очень интересный вид прикладного искусства, рисунки красками для детей позволяют развивать у детей личностные качества, привить им чувство вкуса. Занимаясь с ребенком, можно учить его мыслить, думать, чувствовать. Особенно полезно рисовать красками с детьми маленького возраста. Ведь рисуя в год, они развивают мелкую моторику кисти, что очень полезно для психического развития.

В два года дети не только охотно играют с кубиками, но и проявляют интерес к рисованию. Здесь у мамы есть возможность проявить всю свою творческую фантазию. Можно нарисовать практически все, что угодно. Это могут быть стулья, игрушки, посуда, любимая кошка.

Рисунки красками для детей помогут полноценно подготовить малыша к дальнейшему обучению в школе. Во-первых, улучшается координация кисти и мелкая моторика для 4 лет, во-вторых, можно развить интеллект.

Ну а выполнение точных движений кисточкой или карандашом – отличный способ подготовить руку к письму.

Можно в игровой форме научить отличать цвета и краски, определить размеры и научить элементарному счету. Рисование помогает справляться с психологическими комплексами до 7 лет.

Поскольку простые рисунки красками можно начинать достаточно рано, то совершенно необязательно дожидаться, пока ребенок будет просить инструменты для рисования. Для начала можно рисовать самой, приговаривая «смотри, что я нарисую», а малыш легко может выступать в роли зрителя. Кроха в 4-х месячном возрасте еще не сможет удержать карандаш или кисточку.

При этом в качестве материалов могут выступать не только карандаши и краски. Можно освоить пальчиковую живопись с помощью пальчиков и ладошек.

Какие краски подойдут для детского творчества

На сегодняшний день в магазинах можно приобрести краски, которые идеально подойдут для детского творчества. Среди них:

  • Специальные наборы для рисования пальчиками для детей 2 лет.

  • Гуашевые краски – с четырех лет.

  • Акварельные с 6 лет.

Поскольку мы планируем начинать уроки по рисованию с 2-3 лет, то стоит выбрать именно пальчиковые. Для детей 3-4 лет можно перейти на гуашевые и акварельные.

Рисование красками для детей не должно быть однообразным. Совсем необязательно раскрашивать обычный листок бумаги. Нужно постепенно добавлять новые элементы.

На видео: как просто и красиво нарисовать осьминога красками.

С каких рисунков стоит начинать

Если мы учимся рисовать, то начинать нужно с простейшего. По мере приобретения опыта и навыков задача будет усложняться. Занимаясь с ребенком, не нужно добиваться, чтобы он делал все правильно. Дети должны пройти стадию марания. Эта стадия продолжается примерно до двухлетнего возраста. Сначала малыш будет просто чиркать карандашами по бумаге.

Однако в это время можно научить немного большему. Обратите внимание:

  1. С детьми 2-3 лет можно осваивать навыки работы с карандашом, фломастером и кисточкой.
  2. С пяти аккуратно ставить точки, делать линии, круги, овал, штрихами закрашивать рисунки.
  3. С семи реально освоить навыки композиции.

Простые уроки рисования для малышей

Эти простые уроки рисования я обычно провожу с малышами. Очень интересными получаются детские рисунки в технике пальчиковой живописи. Вот как это сделать:

  1. Предложите малышу окунуть пальчик в краску. Теперь поставьте пальчик на лист бумаги, получится пятнышко.
  2. Помогите нарисовать лепесток или какую-нибудь гусеницу.
  3. Проводя линии, нарисуйте лучики, как у солнышка.

Пусть теперь ребёнок попробует сам нарисовать что-нибудь. По мере того, как ручки в 5 лет станут более уверенными, можно учить его пользоваться кисточкой. Нужно показать малышу три основных навыка рисования кисточкой, покажите, как промывать ее перед тем, как набирать новую краску.

Существует несколько способов рисования кисточкой:

  • Примакиванием. Рисуем, легко касаясь бумаги, и тут же убираем кисточку, нанося пятна краски. Пусть ребенок 3 лет наблюдает, как получается изображение.
  • Техника мазками . Аккуратно с 3 лет прорисовывайте линии, в самых разных направлениях. Пусть они отличаются по длине.
  • Нарисовать эскиз с помощью карандаша с 8. Для начала делают основные линии и эскиз с помощью карандаша, а затем раскрашивают.

По мере развития навыков задачи будут усложняться. Существуют очень интересные техники. Их можно освоить, проводя с ребенком регулярные занятия. Чтобы закрепить тот или иной навык, требуется несколько занятий.

Как нарисовать радугу и бабочку (2 видео)


Идеи для детских рисунков (19 фото)














Как организовать «уроки рисования» для самых маленьких и какие выводы можно сделать по первым детским рисункам?

Детские рисунки: когда начать?

Родителям бывает удивительно слышать, что малыш должен получить возможность рисовать уже в 10–11 месяцев. Что же он может изобразить? Конечно, ни человечка, ни кошечку, ни домика вы не получите. Кроха не сумеет сразу передать образ – у него будет желание «просто» размазывать и смешивать краски. Но законы развития изобразительной деятельности таковы: начав позже, ребенок все равно будет проходить все этапы, будь это в 2, в 3 или в 4 года. Поэтому ранний старт в творчестве – это то, что нужно!

Польза рисования заключается в том, что оно:

  • способствует умственному развитию ребенка. Даже если малыш просто мажет красками по листу, в его головном мозге образуется множество условных связей, идет мощная работа по анализу, соизмерению и сравнению;
  • помогает выразить взгляд на мир. Постепенно кроха получает возможность выражать свои эмоции с помощью цвета, линий и форм;
  • развивает внимание и память. Малыш обращает внимание, делает выводы и запоминает результаты «экспериментов» и в следующий раз действует более эффективно. Позже он учится удерживать в памяти объект, который хотел изобразить;
  • развивает моторику рук, и не только «мелкую». В процессе рисования задействуются все мышцы рук и даже спины и груди. Малыш учится «тонкому» управлению ими;
  • способствует обогащению речи. Работа «на кончиках пальцев» позитивно влияет на развитие областей мозга, отвечающих за речь. Использование многообразия цветов и материалов расширяет словарный запас;
  • развивает целеустремленность и уверенность в себе. Чтобы что-то нарисовать, да и просто заполнить лист линиями, нужно приложить усилия, проявить умение. Не сразу, но постепенно у ребенка развивается мотивация к творчеству. Он ставит себе цель, определяет средства, творит и… получает результат! Причем результат, обладающий характеристикой постоянства: картинку не сотрешь, ее нельзя разрушить, как башню из кубиков, и можно хранить. А это позволяет гордиться собой!

Творческая личность: Ступенька за ступенькой

Итак, если ребенку дать возможность рисовать еще в возрасте до 1 года, то он пройдет в своем развитии несколько важных этапов. Обратите внимание: если карандаши, краски и бумага попали в руки ребенка позже, то он может «не укладываться» в указанные ниже сроки. Он будет проходить все более ранние этапы, хотя и быстрее, чем это происходило бы «в срок». Но и в этом случае он, скорее всего, к концу периода овладеет всеми навыками и двинется дальше «в ногу» со всеми.

Детские рисунки: следы

10 месяцев – 1,5 года

У малыша впервые появляется интерес к рисованию. Он уже не раз видел, как его родные берут какую-то тонкую палочку и начинают водить ею по чему-то белому. И он не упустит возможности добыть вожделенный инструмент! Хорошо, если под рукой у него (и у вас) окажется лист бумаги, а не диван и не книга. Малыш крепко зажмет карандаш в кулачок и удивится тому, что появится из-под его руки.
Этап «доизобразительной графической деятельности», который начался сейчас у ребенка, продлится до 3 лет. На этой стадии кроха получает удовольствие от самого процесса появления на бумаге следов, смешивания красок, мытья кисточки. Он рисует, не ставя цели изобразить нечто конкретное и узнаваемое.

До 1,5 лет на листе бумаги появляются хаотичные линии, зигзаги по принципу «туда-сюда». Ребенок еще не способен нарисовать одну-единственную линию, вовремя оторвав карандаш от бумаги. К концу периода появляются круговые движения типа «клубочков».

Чем рисовать? Лучше использовать специальные «пальчиковые» краски, а также короткие толстые восковые карандаши, которые удобно зажимать в кулачке. А размахивая карандашом, малыш не повредит себе глаза.

Детские рисунки: точка, точка...

1,5–2 года

Малыш учится более точным движениям. Встречаются единичные линии, в основном горизонтальные, которые становятся более короткими, «клубочки» становятся меньше по размеру. Далее следует важная стадия «точек». Чтобы нарисовать точку, моторика руки должна быть достаточно зрелой, ведь это движение руки вниз и вверх. Однако малыш с прежним удовольствием рисует и размашистые каракули, стараясь занять больше пространства для рисования! Он готов рисовать везде, не разделяя «можно» и «нельзя». И еще он с удовольствием наблюдает, как взрослый рисует картинки для него.

Чем рисовать? К «пальчиковым» краскам и восковым карандашам добавляются обычные цветные карандаши. С точки зрения безопасности для глаз лучше, если они будут не обычной длины, а короткие. Под контролем взрослых можно использовать фломастеры на водной основе для бумаги или маркеры для специальных белых досок, которые легко смываются сухим способом. Для рисования красками укоротите кисточку и обмотайте ее конец чем-нибудь мягким. Можно также использовать кусочки губки.

Детские рисунки: зрелые каракули

2–3 года

Кроха становится все более умелым в своих действиях. Теперь в его рисунках больше единичных линий, уже расположенных по вертикали. Появляются первые формы – круги. Не стоит, впрочем, думать, что круг – это что-то действительно круглое. «Кругом» на этом этапе считается замкнутый (или почти замкнутый) контур обтекаемой формы. Малыш может предпочитать только один цвет и отказываться пользоваться другими. Ребенок учится видеть границы листа и не заходить за них. До 2,5 лет малыш, рисуя, все еще не ставит перед собой цели, а просто наслаждается процессом. Но появляется важное изменение: если вы спросите его, что он нарисовал, он скажет. Впрочем, спросив его завтра по поводу той же картинки – и вы можете услышать совершенно иной ответ.

После 2,5 лет малыш может заранее сказать, что он собирается изобразить. Но это не значит, что именно это он и нарисует! В силу вступает интересный эффект – «соскальзывание на иной стереотип». Так, например, девочка, решившая нарисовать мишку, закончила свою работу возгласом: «Вот сколько шариков летит!» А мальчик, рисовавший грузовик, с удовольствием констатировал: «Хороший дом вышел!» Такие «перескоки» в рисовании объясняются тем, что какой-то элемент рисунка вызывает ассоциацию с другим зрительным образом, и мысль ребенка идет уже в ином направлении. Это обычное поведение до 4 лет, и иногда и позже.

Важные диагностические признаки возраста, говорящие о нормах развития, таковы: в 2–2,5 года малыш должен уметь «копировать» круг, а в 2,5–3 года – крест, состоящий из двух линий – вертикальной и горизонтальной. Для этого на своем листе бумаги нарисуйте круг или крест и попросите ребенка: «Нарисуй так же». Конечно, линии будут довольно «корявые», но обе фигуры должны быть узнаваемы. Если ребенок нарисовал «каля-маля», возвратитесь к эксперименту снова через несколько дней: возможно, вы просто выбрали неудачный момент. Но если после нескольких попыток вам не удалось добиться результата, обратитесь к специалисту. Невозможность копировать основные элементы может свидетельствовать об отставании в психическом развитии. Для начала стоит обратиться к психологу для комплексной диагностики.

Чем рисовать? Практически чем угодно! Малыш уже не тянет в рот все подряд, и координация движений достаточно зрелая. Он обязательно захочет рисовать или «писать» ручкой, как взрослый, и это стоит ему позволить. Пусть у него под рукой будут самые разнообразные карандаши, фломастеры, краски. И конечно, мелки для рисования на асфальте.

Первые рисунки

3–4 года

В этом возрасте малыш уже способен правильно держать карандаш. В рисунках появляется много замкнутых контуров-фигур, которые напоминают треугольники, четырехугольники, круги. Линии становятся многообразнее – прямые, изогнутые, спиралевидные. Элементы рисунка наслаиваются друг на друга и, кажется, хаотично переплетаются между собой. Ребенок может в процессе творчества несколько раз переворачивать лист, и получится, что цветочек «растет» сверху вниз, а грибочек – из боковой стороны листа. Что касается цвета, то использование его еще не специфично: например, человек может быть нарисован зеленым цветом, а трава – красным. Все это является нормой возраста. Малыш может вкладывать во все это особый смысл, который трудно рассмотреть взрослому.

Важно, что ребенок все реже рисует «просто так» и все чаще – по замыслу. Рисование для него – живой процесс, и часто это приводит к зачерчиванию всего рисунка! Например, девочка, изображая сильный дождь, может заштриховать дерево. А мальчик, рисуя машину, может так увлечься тем, как она ехала по дороге, что покроет спиралевидными линиями весь лист! Для детей их рисунок – не что-то статичное, застывшее, а живое, динамичное, игровое. Помните, что такое зачеркивание, если оно происходит как «игра на бумаге», – норма возраста.

Изображая какой-либо объект, ребенок этого возраста рисует его не полностью, а лишь самые важные с его точки зрения части. Особенно ярко это проявляется при попытках нарисовать человека: голова, а от нее отходят ручки и ножки-палочки. До 3,5 лет ребенок может, увлекшись, нарисовать 8 ног, расположив их на голове. Не спешите его поправлять, говоря: «Ты нарисовал неверно!» Лучше сказать: «Как много ног нарисовано!» – без упоминания о том, что ребенок ошибся. Позже обратите внимание малыша на то, что у каждого человека две ноги и две руки. И через некоторое время на рисунках будет правильное число «конечностей» Помните: если ребенок что-то нарисовал «неправильно», ваша задача не в том, чтобы «исправить» рисунок, а в том, чтобы обратить внимание малыша на то, как объект выглядит в реальности. Уже к 4 годам кроха будет правильно располагать части тела в пространстве, но еще долго может путаться, например, с количеством пальцев на руках.

Еще один важный признак возраста – тиражирование работ. Если у малыша удачно получился цветок, или тучка, или камень, то будьте готовы получить еще полсотни таких же. Не сетуйте: «Снова одно и то же!» Просто выберите для домашней коллекции несколько пусть и похожих, но все же разных работ. Малыш будет горд положить их в папочку или прикрепить магнитиком на холодильник. Ведь в этом возрасте ему очень важно, как относятся к его творчеству родные!

Чем рисовать? К целой палитре возможностей можно добавить инструменты-развлечения: например, карандаши с многоцветным грифелем, меняющим цвет, если им рисовать под определенным углом. Пора познакомить малыша с особенностями рисования гуашью, когда цвета перекрывают друг друга, и акварелью (рисуем на влажной бумаге, цвета остаются «прозрачными»).

Первые рисунки: творческий старт

Чтобы дать ребенку творческий старт, нужно… решиться на это! Рисование – занятие, в процессе которого может быть запачкано все вокруг. Приходится отмывать не только самого ребенка, но и себя, одежду, стул и стол, холодильник и стены, забрызганные краской. А у кого на это есть дополнительные время и силы? Но несколько несложных идей позволят и малышу рисовать, и маме не слишком перетрудиться…

Рисуем в ванной. Ванная комната – место благодатное. Тут ребенок может от души порисовать и на себе самом, и на кафеле, и отмывать всю эту красоту достаточно легко. Если вы пользуетесь готовыми пальчиковыми красками, то лучше выложить их на палитру, так как просто окуная руку в баночку, малыш очень быстро ее «разведет» до слишком жидкого состояния.

Картины на полу . Расстелите на полу коврик-«пенку», а поверх него – одноразовую полиэтиленовую скатерть. Наденьте на малыша одежду, которую не жалко испачкать. Положите перед ним большой лист, а на палитру – несколько красок. Важная рекомендация: берите «чистые» цвета – ярко-желтый, красный, насыщенные зеленый и синий. Рисуя, ребенок обязательно выйдет «за границы листа», будет размазывать краски по себе, получая огромное удовольствие. Но при этом вы получите неповторимый рисунок, состоящий из буйства цветов и оттенков. Скатерть же можно просто выбросить.

«Наскальная живопись» . Придет момент, когда малыш подойдет с карандашом или ручкой к обоям. Обратите внимание, какое именно место выбрал ребенок. Возможно, он интуитивно пришел туда, где лучше всего падает свет, или уголок приглянулся ему своей укромностью. Повесьте в это место кусок старых бумажных обоев и предоставьте крохе возможность творить. Для детей младшего возраста как раз более естественно и удобно рисование в вертикальной плоскости, чем на листе, лежащем на столе. Если есть возможность, прикрепите старые обои по периметру комнаты и не спешите с ремонтом.

Доска-мольберт. Хороша для детей, которые уверенно стоят. Рисовать можно маркерами на водной основе и мелками. Некоторые доски позволяют крепить рулонную бумагу, и тогда можно дать малышу карандаши или восковые мелки. И то и другое оставляет следы, которые совсем не сложно смыть или отстирать.

Рисуем манкой на противне . Возьмите противень и тонким слоем высыпьте на него манку. Это вариант модных сейчас «песчаных картин» – и вида искусства, и психотерапии. Можно быть спокойными: если малыш и попробует манку на вкус, вреда не будет. Конечно, дети до 3 лет и в этом случае не изобразят ничего сложного. Но этот способ замечательно развивает и тактильные ощущения, и моторику. Кроме того, дети приходят в восторг от такого занятия! Не нужно направлять действия малыша: пусть его пальчики оставляют любые следы. А когда рисовать надоест, последствия творчества можно легко устранить с помощью веника или пылесоса.

Творческая личность: помогаем или мешаем?

Родителей часто волнует вопрос: насколько можно вмешиваться в творческий процесс ребенка? Разброс мнений широк – от «вообще не вмешиваюсь, только мою кисточки и подкладываю краску» до «вожу его рукой по бумаге, чтобы хоть что-нибудь получилось». Мнение психологов и педагогов таково: если уж крайность, то первая, строящаяся на позиции невмешательства. Но лучше, конечно, «золотая середина».

Помочь малышу научиться рисовать, не мешая ему, вы можете, если:

  • время от времени предлагаете задания на дорисовывание. Например, предлагаете нарисовать пятнышки божьей коровке, дождинки, шарики на елке и т.д. Отличных идей для такого рисования множество в Интернете, родители с удовольствием ими делятся друг с другом. Только не стоит делать этот вид творческой работы единственным, так как он не слишком развивает воображение.
  • изучаете мир вместе. Чем больше вы ориентированы на то, чтобы вместе с ребенком заново изучать мир, тем лучше он будет его рисовать. Хорошо, если малыш не только знает название предмета, например «мяч», но и ощупал его, убедившись в том, что он круглый, увидел множество мячей разного цвета, исследовал его свойства: мяч высоко подпрыгивает, скатывается с горки. Если ребенок задумал рисовать мяч, не нужно ему показывать, как именно это делается «правильно». Еще раз рассмотрите предмет вместе, а затем – не мешайте! Помогите, только если малыш просит об этом: «На что похож мяч? На круг! Давай нарисуем круг. А теперь сам реши, какого цвета будет мячик!»
  • учите ребенка формам, не утопая в стереотипах. Когда вы рисуете что-то для малыша, даже годовалого, вы обычно начинаете с определенной формы – круга, квадрата, треугольника, крестика. Остановитесь и назовите ее. После 2–2,5 лет можно «позаниматься»: рисуйте фигуру на своем листе, а ребенка просите повторить на его листе. Также можно взять «лекала» – предметы нужной формы, например кубик, монетку. Малышей обычно заинтересовывают такие «обводилки», но их лучше чередовать с обычным рисованием. Так вы знакомите кроху с возможностями, которые затем он сможет использовать, рисуя нечто сюжетное, а также развиваете пространственное мышление. Но помните, что это «занятие» – все-таки игра, не ругайте малыша, если у него что-то не получается, не будьте слишком строги, иначе может пострадать творческий компонент.
  • бережно относитесь к результатам детского труда. Обязательно похвалите рисунок малыша. Но не ограничивайтесь словами-оценками «молодец» или «замечательно». Похвала должна быть описательная, например: «Сколько ярких линий ты нарисовал! А вот этот кружок точно в центре листа!» У детей старше 2 лет можно спросить, что же здесь нарисовано, и записать ответ. Можно сделать сменную экспозицию детских работ на холодильнике. Или протянуть веревочку и вешать рисунки на прищепки. Это наполняет ребенка гордостью и желанием творить еще и еще!

Интерпретация детских рисунков

Каждый из родителей, наверное, слышал о том, чnо линии, цвета, расположение предметов на рисунке что-то означают. Вот психолог берет рисунок и начинает свой рассказ: «Рисунок говорит о повышенном уровне тревоги»; «Ваш ребенок – человек тонкой душевной организации»; «Похоже, что он недавно перенес заболевание… Или у него есть хроническая болезнь?..» Родители удивляются такому «волшебству»: по каким же критериям специалист делает столь смелые выводы? И начинают искать информацию, благо в Интернете ее хоть отбавляй. Там можно узнать, что прерывистые линии свидетельствуют о физическом неблагополучии или неуверенности в себе, зачерченные контуры и большие глаза – о страхе или тревоге, а использование малого количества цветов – о депрессивном состоянии. Но стоит помнить, что психологи долго учатся интерпретации рисунка сначала в теории, а затем на практике. Каждый «подозрительный» элемент может интерпретироваться иногда 3–4 разными способами, в зависимости от других элементов или объяснений ребенка.

Что же касается рисунков детей с 1 года до 3–3,5 лет, то здесь и вовсе не подходят правила интерпретации, о которых речь шла выше. Для них существуют совершенно иные критерии оценки рисунка. Прерывистые линии, интенсивное зачеркивание, рисование «каляк-маляк» – это серьезные этапы становления того, что затем станет произведением детского искусства.

Итак, рисование – важная часть жизни малыша, всесторонне обогащающая его развитие. Внимание, память, мышление, творчество, целеустремленность – все подвластно карандашу и бумаге! Самое главное, что могут сделать родители, – это дать крохе саму возможность творить, вложив в его руки инструменты и подготовив пространство. А дальше – быть доброжелательными зрителями, лишь иногда становясь участниками этого увлекательного процесса.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Задачи:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.

Материалы и оборудование:

— восковые мелки;

— масляная пастель;

— кисти № 10; 22; 24;

— бумага цветная;

— цветной картон;
— обычный тонкий картон;
— ножницы с тупыми концами;
— подстилка (клеенка);
— фартук;
— тряпка;

— точилка.

Техника рисования

Оценка детских работ


— процент заполнения листа,

Выводы

Занятие 1

Цель:

Занятие 2

Цели:


Задание:

Занятие 3

Задания:

Занятие 4

Задания:

1. Раскрасить веер.

Занятия 5, 6, 7

«Кисточка гуляет по бумаге»

Цель

Задания:

Занятие 6 — «Цветы на лугу».

Пособия: цветной картон.

Занятие 8

Задание:

Занятия 9 10

Цель:

Пособия:

Задания:

Занятие 11

Цель:

Пособия:

Задание:

Занятие 12

Цель:

Задание:

Занятие 13

Цель:

Пособия:

Задание:

Занятие 14

Цель: знакомство с понятием формы.

Пособия:

Задания:

Занятия 15 16

Задания:

Занятие 17

Цели:


Пособия:

Занятие 18

Цель:

Пособия:

Задание:

Занятие 19

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Пособия для занятий 19—21:

Задание:

Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)

Задания:

Занятие 22

Цель:

Пособия:

Задание:

Занятие 23

Цель:

Пособия:

Задания:

Занятие 24

Цель:

Задания:

Занятие 25

Цель:

Задание:

Занятие 26

Цель:

Пособия: коробки, игрушки, матрешки.

Задания:

Занятие 27

Цель:

Задание:


Задание:

Как известно, тесная взаимосвязь матери и ребенка сохраняется и после рождения младенца. Одним из проявлений «сознательного материнства» можно считать длительность грудного вскармливания. Чем оно продолжительнее, тем теснее контакт матери и ребенка. Как показывает наш опыт работы с родителями, желание заниматься с детьми в раннем возрасте чаще проявляют те матери, которые вскармливают своих детей до 6 месяцев и более. Если прекращение грудного вскармливания было связано с причинами, не зависящими от матери (например, болезнь ее или ребенка), матери нередко испытывают чувство вины перед ребенком. Совместное творчество помогает в дальнейшем снять это чувство вины. Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4—6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона в случае необходимости преждевременного прекращения грудного вскармливания, а также при его естественном прекращении в возрасте ребенка старше 1—1,5 лет.

На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже — можно, раньше — не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.

Задачи:

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.

Материалы и оборудование:

— восковые мелки;
— фломастеры (толстые, на водной основе);
— масляная пастель;
— гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная; акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка);
— кисти № 10; 22; 24;
— бумага белая, обои, плакаты;
— бумага цветная;
— бумага для рисования (желательно ватман);
— цветной картон;
— обычный тонкий картон;
— ножницы с тупыми концами;
— подстилка (клеенка);
— фартук;
— тряпка;
— крышки из-под баночек с детским питанием (палитра);
— точилка.

Все это нужно положить в коробку и хранить в недоступном для ребенка месте.

1. Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

2. Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова «давай полепим» или «давай порисуем». (В 2—3 года вопрос «чем ты хочешь позаниматься?» может поставить ребенка в тупик. Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: «Посмотри, мячик белый получился!» Предложите ребенку: «Давай нарисуем много мячиков!» И малыш с охотой возьмется рисовать.)

3. Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2—3 парами «мать — ребенок» возможны только после того, как ребенок привыкнет к методисту и овладеет техникой работы с красками.

4. Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.

5. Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя.

6. Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить.

7. Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение.

8. Мать держит ребенка на руках, методист находится рядом с матерью.

9. Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.

10. На первом занятии ребенку показывают 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и их не едят.

11. Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.

12. Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».

13. После окончания занятия надо похвалить малыша.

14. Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.

15. После 3—4 занятий ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и методист находятся рядом с ребенком.

16. В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.

17. После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.

Техника рисования

До года при рисовании используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть № 22—24 и через несколько занятий предложить работать за мольбертом. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.

Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.

Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем — формата А3. Детям старше года предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

Оценка детских работ

Суммарная оценка «рисунков» детей проводилась по 4 показателям (при трехбалльной системе):

— отношение матери к творческой работе ребенка,
— отношение ребенка к данному виду деятельности,
— процент заполнения листа,
— количество используемых красок.

Несомненно, что на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Это отчетливо видно при сравнении суммарных показателей рисунков детей на начальном этапе и при уже отлаженной методике, когда ведущую роль приобрел словесный контакт методиста с ребенком. Первые рисунки четырех детей, начавших рисовать в возрасте 5—6 месяцев, не превышали 8—9 баллов, что было связано прежде всего с несовершенством самой методики (ребенку предлагалась только одна краска; делались попытки научить ребенка оставлять след на бумаге). За прошедшие 2 года с момента начала работы с детьми мы научились прежде всего речевому общению с ребенком (с 6—7 месяцев). При этом большое влияние оказывает контакт методиста с ребенком «глаза в глаза».

Следует отметить, что младенцы до года «рисуют» очень активно, однако 5 из 30 детей включились в процесс «рисования» не с первого, а со второго-третьего занятия. Мы наблюдали шестерых детей, у которых заполнение листа, как правило, не превышало 25—30%, и 11 детей, у которых процент заполнения листа был постоянно выше 75%.

В целом работа детей красками в младенческом возрасте определяется отношением матери к самому процессу «творчества» ребенка, индивидуальными особенностями ребенка, степенью подготовленности методистов, а также творческой обстановкой и умением методиста вступить в контакт с ребенком и матерью.

Внешние факторы оказывают на активность младенцев меньшее влияние по сравнению с детьми старше года. Но у детей до года очень выражен симптом «отмены», когда активные дети (7 из 20), пропустившие 1—2 месяца занятий, при их возобновлении относились к процессу рисования как к новому, неизвестному виду деятельности. Возможно, это связано не только и не столько с перерывом в занятиях, сколько с повзрослением самого ребенка и переходом творческого процесса на новую ступень осознанной деятельности. Ребенка старше года начинает интересовать не только сам процесс работы с красками, но и его результат. Ребенок полутора лет из 2—3 предъявленных ему только что нарисованных рисунков выделяет свой. Процесс рисования вызывает положительные эмоции у ребенка. Среди детей, начавших рисовать после 1—1,5 лет, только у 5 детей это занятие не вызвало интереса.

На процент заполнения листа и количество использованных красок у детей старше 1—1,5 лет оказывают влияние и внешние факторы. Мы отмечали нежелание детей рисовать в новой обстановке (на мольберте); периодический отказ от рисования при недосыпании, прорезывании зубов; снижение активности детей в присутствии посторонних людей и при проведении видеосъемок. Играют роль самочувствие, настроение мамы. При недостаточной активности мамы, ее усталости, вялости, плохом настроении дети отказываются от рисования или рисуют мало. Выбор цвета также зависит от внутреннего состояния ребенка: при плаче ребенок отдает предпочтение красному цвету, при высокой температуре — черному, после нормализации температуры ребенок использует, как правило, желтый и зеленый цвета. Процент заполнения листа зависит от активности матери, ее способности выработать у ребенка интерес к совместному творчеству. При этом у ребенка вырабатывается своеобразный комплекс «оживления», когда он начинает активно работать красками.

За одно занятие ребенок в возрасте 1,5—2,5 лет в период «творческого подъема» может сделать 2—3 рисунка, тогда как младенцы редко рисуют больше чем на одном листе. Мы наблюдали девочку 9,5 месяцев, которая постоянно работала на листе формата А3. Среди 30 младенцев мы выделили 10 детей, постоянно активно рисующих.

В целом младенческие работы (детей до года) отличаются от рисунков более старших детей прежде всего отношением к самому процессу творчества — у них это скорее знакомство с красками как материалом для исследования.

Результат работы с красками зависит от «художественного стажа» ребенка, самочувствия, внешних условий, а возраст влияет на качество изображения. С полутора лет, после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой), ребенок пытается создать свою технику рисования (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом). После года, иногда раньше, ребенок начинает «рисовать» кистью (№ 22, 24). С полутора лет ребенок пытается называть то, что он изобразил.

Следует отметить, что процент заполнения листа, как правило, не зависит от продолжительности работы. Чем старше ребенок, тем быстрее он может заполнить лист. Продолжительность работы может исчисляться секундами (15—30) и доходить до 3—40 минут.

В качестве примера можно привести результаты анализа работ Алексея Б. (2,5 года). Мальчик занимается рисованием вместе с мамой и бабушкой с 5,5 месяцев. Первый рисунок был выполнен зеленой краской пальчиками и занимал не более 50% листа. Суммарный балл первого рисунка — 8 баллов из 12 возможных (в основном за счет количества использованных красок и процента заполнения листа). За 2 года ребенок нарисовал более 200 работ. Проведен анализ 125 рисунков (от 5,5 месяцев до 2,5 лет). Ребенок рисовал на индивидуальных занятиях, дома, а с двух лет активно рисовал и при проведении групповых занятий с детьми. Со слов родителей, ребенок любит рисовать дома, особенно при плохом настроении и во время болезни. При высокой температуре, при прорезывании зубов использует, как правило, черный цвет, а при снижении температуры — желтый и зеленый; при возбуждении использует красный цвет. Самый любимый цвет ребенка — зеленый.

Уже в младенчестве мальчик активно «рисовал», смешивал краски, процент заполнения листа составлял, как правило, 50% и выше, суммарный балл был постоянен: 10 из 12 баллов. Очень редко ребенок отказывается рисовать, и отказ отмечается, как правило, во время съемок. Мальчику нравится результат деятельности. В полтора года он из нескольких рисунков (трех) находил свой и при этом хлопал себя по груди.

Выводы

1. Активность ребенка в процессе «рисования» зависит от активности матери.

2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные — как у ребенка, так и у матери.

3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.

4. С возрастом меняется техника «рисования».

5. После овладения основными методами «рисования» ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.

6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.

7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.

8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.

9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.

Занятие 1

Цель: знакомство с основными цветами.

1. Игра «Юный художник». Малышам даются карточки с различными предметами. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (цветы — желтые, белые, синие, красные; елка — зеленая и т.д.).

2. Рисунок карандашом на бумаге (малышу предлагают нарисовать, что он хочет).

3. Домашнее задание: рисование цветными карандашами.

Занятие 2

Цели:

— продолжение знакомства с основными цветами (желтый, красный, синий), а также с зеленым, черным, белым;
— научить ребенка пользоваться красками (гуашь) и кисточками.

Задание:

Раскрасить лист бумаги (1/2 обычного формата) в любой цвет по желанию ребенка. (Гуашь, кисть № 10.)

Занятие 3

Цель: научить ребенка смешивать цвета.

Задания:

1. Взять немного краски (например, желтой) и добавить немного синей, смешать.

2. Ребенок должен определить, какой цвет получился.

3. Предложить малышу поэкспериментировать.

Работа проводится на бумаге обычного формата, краски — гуашь, кисть № 10.

Занятие 4

Цель: смешивание основных цветов с белилами, получение различных оттенков.

Задания:

1. Раскрасить веер.

2. Раскрасить веер переходными тонами (например, от красного, добавляя белила, до белого).

Занятия 5, 6, 7

«Кисточка гуляет по бумаге»

Цель : научить ребенка пользоваться кистью, подбирать фон.

Задания:

Занятие 5 — картинка «Падающий снег».

Занятие 6 — «Цветы на лугу».

Занятие 7 — «Следы невиданных зверей».

Пособия: цветной картон.

Занятие 8

(Заключительное занятие из цикла «Основные цвета»)

Задание:

Нарисовать радугу (с помощью мамы).

Работа на бумаге или картоне белого цвета, краски — гуашь, кисть № 6.

Занятия 9 10

Цель: сравнение предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий, короткий — длинный).

Пособия: стройматериалы, куклы, игрушки различных размеров, ленты различной длины, цветные карандаши.

Задания:

1. Построить дом из стройматериала для большой и маленькой кукол. Определить, какой дом высокий, а какой низкий.

2. Игры: «Мишка большой, зайка маленький» (зайцев и мишек изображают дети); «Скатай ленту» (длинную и короткую).

3. Нарисовать карандашами прямые линии, различные по длине.

Занятие 11

Цель: рисование красками прямых линий, различных по цвету и длине.

Пособия: пакетик, изготовленный из бумаги, краски — гуашь, кисть № 6.

Задание:

Раскрасить пакетик для подарка куклам.

Занятие 12

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличие в размерах, цветах.

Занятие 13

Цель: рисование красками снежинок, звезд на небе.

Пособия: цветной синий или голубой картон, черная тонированная бумага, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Нарисовать снежинки на голубом небе, звезды — на черном.

Во время проведения этих занятий необходимо обращать внимание детей на различные по форме и размерам снежинки, звезды.

После завершения работы дети сравнивают рисунки, определяют, у кого получились самые большие звезды и снежинки, а у кого — самые маленькие.

Занятие 14

Цель: знакомство с понятием формы.

Пособия: предметы различной формы (пакеты из-под молока прямоугольной формы; кубики, пластмассовые шары, брусочки, пирамидки различных цветов и размеров), бумага или картон, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Игра с предметами, формочками различных размеров, цветов, формы. Составление пирамидок.

2. Дорисовать свои рисунки (занятие 13) или нарисовать новые: зимний пейзаж — сугробы, падающий снег.

Занятия 15 16

Цель: рисование предметов круглой формы.

Задания:

Рисование красками картин: «Одуванчик», «Танцующие цветы», «Спящие цветы».

Во время проведения занятий обратить внимание ребенка на цвет, размер, форму изображаемых им предметов, соотношение цвета рисунка и фона.

Занятие 17

Цели:

— сравнение предметов округлой формы по цвету, величине;
— научить ребенка работать с трафаретами геометрических фигур.

Пособия: бумага писчая, трафареты кругов различных размеров, цветные карандаши, фломастеры.

Занятие 18

Цель: научить ребенка рисовать красками точки.

Пособия: пакетик из бумаги, гуашь, кисть № 6.

Задание:

Украсить пакетик точками — маленькими кружочками разного цвета.

Занятие 19

Цель: знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, четырехугольник.

Пособия для занятий 19—21: геометрическое лото, цветная бумага, клеящий карандаш, картон.

Задание:

Игра в геометрическую мозаику: используя различные геометрические фигуры, сложить картинку. Следует обращать внимание ребенка на отличия в размерах и цветах.

Занятия 20, 21 (продолжение занятия 19)

Задания:

1. Какие предметы бывают в форме треугольника, круга, квадрата, четырехугольника?

2. Аппликации с использованием различных геометрических фигур — составление из частей целого.

Занятие 22

Цель: знакомство с понятиями «вершина», «угол», «сторона».

Пособия: аппликация с геометрическими фигурами (с выделением сторон, вершин, углов), геометрические фигуры различных размеров.

Задание:

На геометрических фигурах уметь определить сторону, вершину, угол.

Занятие 23

Цель: рисование красками различных по форме предметов.

Пособия: бумага для рисования, гуашь, кисть № 6.

Задания:

1. Нарисовать яблоки, сливы, помидоры, огурцы и др.

2. Определить, чем отличаются друг от друга данные предметы (по величине, форме, цвету).

Занятие 24

Цель: рисование геометрических фигур по трафаретам.

Задания:

1. Нарисовать геометрические фигуры по трафаретам.

2. Раскрасить их в различные цвета.

Цикл занятий «Пространственное расположение фигур»

Занятие 25

Цель: знакомство с пространственными понятиями «на» и «под», «один» и «много».

Задание:

Нарисовать два дерева: на первом — одно яблоко, под вторым — много яблок. (Контур дерева рисует мама, ребенок раскрашивает.)

Занятие 26

Цель: знакомство с понятиями «в», «рядом», «внутри», «снаружи».

Пособия: коробки, игрушки, матрешки.

Задания:

1. Положить игрушки в коробку, рядом с коробкой.

2. Положить маленьких матрешек внутрь большой, поставить рядом с большой.

Занятие 27

Цель: знакомство с понятиями «справа», «слева», «между», «вверху», «внизу».

Задание:

Выполнить аппликацию (домик, машинка, солнышко на небе, цветы на лужайке).
Аппликация выполняется с помощью мамы (заготовки делаются дома). Ребенок наклеивает заготовки на лист картона.
Во время работы следует обращать внимание ребенка на изучаемые понятия (дерево расположено справа от дома, машина стоит между домом и деревом, цветы посажены слева от домика, вверху на небе — солнышко, внизу на лужайке — цветы).

Занятия 28, 29, 30 (Завершающие занятия по двум циклам)

Задание:

Выполнение различных аппликаций с использованием геометрических фигур (коврик, мордочка; разноцветные квадраты).

Что нарисовать с ребенком 1,5-2 лет

Начинать рисовать с маленькими детьми лучше всего восковыми мелками, гуашевыми красками. Начните с мелков. Они оставляют на бумаге яркий след, легко смываются с рук, правда быстро ломаются, но это не страшно.

При знакомстве с красками покажите, как держать кисточку, как прополаскивать ее в воде. Маленькие дети очень любят рисовать пальчиками, также с удовольствием рисуют ляпушкой. Ляпушки сделать не составит большого труда- намотайте на палочку или карандаш кусочек поролона, закрепите поролон ниткой. Также можно рисовать губкой, штампиками, с помощью трафаретов.

В 1,5 -2 года учим малыша рисовать горизонтальные и вертикальные линии, в 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Занятия следует проводить в игровой форме, обязательно используя наглядный материал, художественное слово.

Занятия по рисованию

с детьми 1,5-2 лет

Что это?

Цель: Учить ребенка держать правильно карандаш, учить видеть изображение предмета в нарисованных линиях, развивать воображение, интерес к рисованию.

Приготовьте лист бумаги желательно формата А4, восковые мелки или карандаши. Пусть малыш рисует, что хочет. Когда ребенок закончит рисовать, спросите его, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, помогите ему увидеть изображение в линиях, дорисуйте детали, чтобы получилась рыбка, птичка, цветок. Полюбуйтесь рисунком вместе с малышом, похвалите его.

Спрячь мышонка (котенка, зайчонка)

Цель: Учить держать карандаш, заштриховывать изображения горизонтальными и вертикальными штрихами.

Это занятие можно провести несколько раз с разными персонажами. Заранее приготовьте бумаги с нарисованным (контуром) мышонка или другого персонажа. Спросите малыша, кто это, как пищит? Предложите малышу помочь спрятать мышонка от кошки. Покажите, как заштриховать мышонка, сделайте несколько штрихов держа его ручку в своей. Похвалите малыша.

Дождик.

Цель: Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый?

Не забудьте похвалить малыша.

Заборчик .

Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте домик. Придумайте для малыша историю о том, кто живет в домике: дедушка с бабушкой, зайчик, девочка- на ваше усмотрение. Предложите нарисовать возле дома заборчик. Нарисуйте рядом с домом две горизонтальные линии на расстоянии друг от друга 5-6 см, а ребенку предложите нарисовать вертикальные палочки-досочки.

От имени жителей дома поблагодарите малыша за помощь.

Цветы на полянке.

Цель: Учить рисовать вертикальные линии.

Заранее приготовьте лист бумаги с заштрихованной внизу полосой шириной 5-6 см-это полянка. Еще на расстоянии 7-8 см нарисуйте головки разных цветов. Рассмотрите с малышом цветы, расскажите, как они называются, определите, какого они цвета. Предложите дорисовать к ним стебельки — прямые линии от цветов до полянки.

Аналогично проводятся занятия по рисованию воздушных шариков, лопаток, травы.

Ближе к 2 годам учимся рисовать круг кисточкой. Ставим точку и рисуем клубочек, как бы наматывая нитку на клубок.

Темы для рисования :

Разноцветные клубочки.

Воздушные шарики.

Колобок.

Цыпленок.

Неваляшка.

Снеговик.

Яблоко.

Рисование трафаретом .

Заранее приготовьте трафарет. Внутри листа вырежьте не сложный силуэт -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, тычком . Чтобы трафарет был долговечен, вырежьте его из куска линолеума.

Рисование манкой .

Насыпьте манку в крышку от коробки, чтобы бортики крышки были не слишком высокие. Ребенок может рисовать по манке пальчиком или процарапать рисунок палочкой.

Каждое занятие можно проводить несколько раз. Чаще давайте малышу возможность порисовать самостоятельно, то что он хочет. Пусть придумывает, пробует, творит. Такое рисование поможет развитию воображения и фантазии. Важно развить у маленького человечка любовь к рисованию, для этого восхищайтесь его каракулями, хвалите его, не ругайте за испачканные вещи, наберитесь терпения и у вас вырастет настоящий художник.

Здравствуйте, драгоценные Леонарды и Гойи!

Прошу меня простить за исковерканные имена великих художников (Леонардо Да Винчи и Франсиско Гойя), но я так часто называю своего сына, когда он рисует.

Приобщение детей к миру искусства и самовыражения — важная задача, которая стоит в первую очередь перед любящими родителями. Рисование с малышом от 1 года станет не только способом увлечь карапуза, но и очень полезным для него занятием, помогающим развивать способности и характер.

Польза творчества

Рисование — интересный и доступный вид развивающей деятельности. Помимо вкуса, изучения цвета и формы, малыш учится держать кисть, карандаш.

Первое рисование (от 1 года)

10 простых шагов для первых занятий облегчат понимание действий для мамы. Что и как нужно делать.

1. Малышам от года можно предлагать творить ладошками и пальчиками. Если ваш малыш старше, но раньше с уроками рисования не был знаком, тогда тоже начинайте с простых занятий.

2. Для рисования на начальном этапе подойдет пальчиковая гуашь или пальчиковые краски, что по сути одно и тоже. По составу сей продукт полностью годен, чтобы его попробовать на вкус. Однако еду не заменяет и маме нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша была не во рту.

3. Так же нам понадобиться большой лист бумаги, потому что движения карапузов ещё не отточены и обязательно будут выходить за пределы небольшого формата альбома.


Ватман или рулон обоев подойдёт идеально. Можно расположиться как на столе, так и на полу. Если в помещении тепло можно оставить малыша в одних трусиках — он будет рисовать на себе! Да, так происходит знакомство с краской, они все любят рисовать на себе. Потом вам остается только аккуратно донести юного Леонардо до ванной.

4. Покажите малышу краски. Я наливала немного в крышечку и только потом давала Данилу. Обмакните пальчик ребенка в краску и отпечатайте на листе, ребенок должен понять, что краска оставляет след на бумаге.

5. Заранее нарисуйте сюжет, который после, вместе с малышом дополните. Обозначьте землю, тучку, кружок-солнышко, стебли, дерево с ветвями и зовите малыша.

6. Обязательно проговаривайте происходящее. Ваш рассказ стимулирует внимание, развивает речь. Для начала рисуем пальчиками, а затем губкой можно намазать ладошку и пальчики и показать малышу, как можно шлепать по бумаге, после чего остаются красивые узоры.

7. Поставьте точки, которые будут символизировать дождик, падающий на землю из тучки. После дождя вырастает трава и листва на дереве — пальчиками рисуем небольшие линии зелёного цвета.

8. На первых занятиях старайтесь не использовать много цветов. Двух, максимум трех, более чем достаточно.

В момент смены цвета, делайте акцент на том, что нужно смыть краску и только после этого пользоваться следующей. (У меня заранее был заготовлен небольшой тазик с водой, и губкой протирала пальчики и ладошки, чтобы постоянно не тащить ребенка в ванную. Ведь интерес к занятию можно потерять и по дороге).

9. Теперь можно намазать всю ладошку желтой краской и оставлять отпечатки вокруг солнца, так у вас получаются лучи. Ну, а с приходом солнышка и тепла распускаются цветы. След от ладошки на конце стебля – распустившийся цветок. Картина готова, её можно повесить в детской.

10. Годовалые дети в творчестве предпочитают абстракцию, предоставьте свободу. Некоторые дети даются, чтобы мама руководила процессом рисования, а другие напротив противятся и сами мазюкают где хотят. В этом случае дайте волю художнику, пусть творит!

Вот такая картина получилась у нас:


Возможны сюжетные рисунки, как описано выше, можно рисовать отдельные предметы. Вариантов таких игр множество, придумать можно что угодно.

Главное, помнить: ровно, красиво, аккуратно сейчас не получится. Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, волны — идеальный вариант рисунков в 1 год. С накоплением опыта и практики картина будет становиться интереснее.

Чтобы процесс рисования приносил удовольствие и вам, и ребёнку, как в первом занятии, так и в последующих, нужно подготовиться к обучению:

  1. Продумайте место, где ребёнок будет творить. Если выбор пал на комнату со светлым ковром, то вряд ли маме удастся расслабиться.
  2. Наденьте на ребенка одежду, которую не жалко испачкать.
  3. Приготовьте фартук, предметы для рисования, тряпку, если рисовать планируете руками, то позаботьтесь о влажных салфетках или полотенце.
  4. Обязательно проговорите ребёнку, что пить воду или пробовать краски нельзя.
  5. Поощряйте творческую деятельность и тягу к ней.

Конечно, не нужно ждать идеального результата – фигуры будут неровные, скорее всего непоседа смешает цвета, сделает несколько клякс и даже большой формат бумаги не убережёт пол от разводов краски.

Но горящие глаза, положительные эмоции и польза, полученная ребёнком во время рисования, не сравнимы с причиненными бедствиями. Поэтому маме стоит расслабиться и тоже получать удовольствием от процесса.

Как прошло ваше знакомство с пальчиковыми красочками? Все ли понравилось?

Или вы раскрасили себя и маму, а так же пол и стол?

В любом случае ребенку думаю понравилось, не всегда нравится мамам, но что поделать.

Так что, будем еще творить?

Продолжаем рисование с малышами от 1 года и идем дальше в наших знаниях.

Для рисования все так же используем пальчиковые краски и рисуем пальчиками, чтобы закрепить навык. Во время рисования обязательно проговаривайте, где какой цвет по сто раз и ваш малыш быстро выучит цвета.

  • На помощь родителям так же приходят и специальные тетради для рисования . Они очень облегчают процесс и выручают, если времени на придумывание ограничено. Малышу подойдут несложные рисунки с крупными деталями, в некоторых присутствуют вкладыши с наклейками. В продаже имеются большое разнообразие подобных тетрадей.

Я предлагаю вам несколько шаблонов, которые вы можете скачать , распечатать и рисовать пальчиками вместе со своим малышом.


  • Мы со своим сыном так же очень любим раскраски . Я беру простые сюжеты или односложные персонажи, чтобы ребенок понимал, что за картинка изображена. И эту раскраску желательно разрезать на отдельные листы, ибо ваш художник краски не жалеет и мажет от души, ваша раскраска просто склеится.

Так же предлагаю несколько простых рисунков для раскраивания, с которыми малыш возможно уже знаком.



А помните всем известную школьную линейку?


Ее можно так же приобрести в канцелярских товарах и по сей день. Здесь вы убиваете сразу двух зайцев: учите геометрические фигуры и составляете из них различных животных или предметы:

Так же можете самостоятельно изготовить любые трафареты из старой коробки.


Или к обычным крышкам от пластиковых бутылок приклеить вырезанные вами рисунки.


Продолжаем удивляться работам малыша и теперь у нас уже есть определенные успехи. Мы можем подольше задерживаться за этим занятием и нам увлекательно и интересно.

Переходим к более осмысленному рисованию.

Можно предложить малышу выбрать материалы для творчества:


В общем рисуем и еще раз рисуем!

Да прибудет с вами фантазия! Всем пока, пока!

Не забывайте про комменты и забегайте в соц. сети.