Как научить ребенка играть самостоятельно и освободить время на себя. Как научить вашего малыша играть с другими детьми

Зачем учить ребенка играть самостоятельно? Малыш, сосредоточенно перебирающий игрушки, безусловно, радует взрослых, ведь он дает им возможность спокойно заниматься домашними делами. И все-таки навык индивидуальной игры нужен прежде всего самому ребенку. Это важный этап, определяющий развитие социальных навыков, образного мышления, воображения, речи. Именно поэтому критерием должно быть не только время, на которое можно оставить малыша одного, но и качество, сложность, разнообразие его игр.

Нужно, чтобы самостоятельность позволяла ребенку ощутить радость взросления, а не превращалась в испытание силы воли. Детям естественно стремиться к самостоятельности, если это их выбор. Задача родителей – одобрять проявления независимости даже тогда, когда она не слишком удобна. Позвольте малышу выбрать одежду, поверьте, что он не хочет больше каши, спросите, на какую детскую площадку идти гулять. Чаще задавайте вопросы: “А как ты думаешь? А как бы ты поступил?”

В играх самостоятельность проявляется в активном участии ребенка. Перестаньте развлекать малыша, ловите и поддерживайте любую его инициативу. Избегайте навязывания правил: не пытайтесь поправлять кроху, который пилит расческой палочку или строит домик из колец пирамидки. Никогда не говорите увлеченному игрой ребенку: “Неправильно, неверно”. Не старайтесь приходить на помощь преждевременно, дайте малышу возможность самому справиться с непослушной застежкой или достать игрушку.

Не ждите мгновенных результатов. Ребенок научится играть сам, хотя и произойдет это не так скоро, как хотелось бы.

Игрушки и игровое пространство

Подумайте, где и чем играет ребенок. Малышу должно быть удобно в нашем взрослом мире: легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами, нескользкий пол. Редкий ребенок ограничится играми в детском уголке, скорее всего он будет исследовать все пространство. Поэтому обустраивайте комнаты так, чтобы быть спокойным за здоровье крохи и сохранность ценного имущества. Не стоит полагаться на запреты. Малыш о них просто забудет, а ребенку постарше многочисленные запреты и страх их нарушить помешают быть активным и самостоятельным. Родителям лучше заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет.

Следует обдуманно подойти к хранению игрушек. Ребенку должно быть удобно их брать и ставить на место. Хорошо, если игрушки разложены так, что ими сразу хочется играть. Например, столик накрыт и вокруг рассажены гости, кукла лежит в кроватке, из кубиков построен дом, а пластмассовые звери расставлены согласно какому-то сюжету.

И самое важное правило – игрушек должно быть немного. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки, которыми ребенок не занимается. Возращение старых игрушек в будущем доставит малышу не меньшую радость, чем покупка новых кукол и машинок. И вы всегда сможете увлечь ребенка, поставив перед ним целый мешок забытых «друзей».

Какие игрушки лучше всего подходят для самостоятельных игр?

  1. Уменьшенные копии предметов настоящего мира, с которыми малыш может подражать работе взрослых (различные инструменты, наборы доктора, парикмахера и т.п.).
  2. Игры, позволяющие познавать мир и его свойства (например, предметы для занятий с водой, песком).
  3. Любимые игрушки (куклы, плюшевые звери), которые воспринимаются ребенком как живые существа. Малыш не будет грустить в одиночестве, если любимый мишка, с которым он вместе ест, спит, гуляет, будет рядом.
  4. Ненужные упаковки, коробки, лоскутки, мешочки, палочки. Ведь эти вещи могут превращаться во все, что угодно и оживлять любую игру.
  5. Домики – покупные палатки или самодельные убежища из стола или стульев, накрытых покрывалом.
  6. Различные каталки, коляски, машинки на веревочке.
  7. Мячи разных размеров и другие спортивные игрушки.
  8. Игры, которые ребенок освоил достаточно хорошо, но при этом не потерял к ним интерес.

Не стоит торопиться с покупкой интерактивных игрушек. Они мешают развитию воображения, без которого индивидуальная игра невозможна. Для малыша с хорошей фантазией весь мир наполняется игрушками: обычный носок превращается в змею, а пустая коробочка – в лодку или машину.

Развивающие игры обычно требуют выполнения определенных правил и значит, присутствия взрослого. Однако привычная любимая игра подойдет и для самостоятельных занятий.

Учим действовать

Как малыш учится надевать штанишки или есть ложкой? Он видит, как его одевают и кормят, видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных повторений осваивает это действие. С играми точно так же. Не стоит думать, что дети рождаются с умением оперировать игрушками. И совершенно недостаточно один раз показать, как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребенок играл самостоятельно.

Именно поэтому первые игры, появляющиеся на втором году жизни, как раз и состоят в имитации действий взрослых. В это время интерес к настоящим вещам бывает сильнее, чем к игрушкам. Половник и веник ребенку ближе машинок и кубиков, поскольку он многократно видел, как мама их использует.

Приобщайте кроху к своим занятиям. Наблюдение за различными делами даст малышу огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас дуршлаг или губку для мытья посуды и отправится на собственные хозяйственные работы.

Впрочем, подражать маме и папе ребенок может и без нужного оборудования. Очень быстро малыши начинают использовать предметы-заместители. Например, воображать, что палочка – это ложка, а кубик – фотоаппарат. Умение увидеть в одном предмете другой нужно развивать и поддерживать. И среди игрушечных копий взрослых предметов обязательно должно оставаться место для таких заместителей.

В первых играх (их называют процессуальными) ребенок повторяет только действия с предметами, часто в хаотичном порядке, без единого сюжета. Задача взрослого - обращать внимание малыша на взаимоотношения персонажей, называть используемые роли (ребенок – “мама”, а кукла - “дочка”; ребенок - “водитель”, мама – “пассажир”), вести игровые диалоги. При этом взрослый может играть сам, подавая ребенку пример, и обязательно комментируя вслух все свои действия. А может озвучивать детскую игру и подсказывать новые варианты развития сюжета: «Твоя кукла-дочка захотела кушать, и ты ее покормила. А теперь она устала, покачай ее». Но еще десятки, даже сотни раз нужно будет покормить куклу, прежде чем она оживет в детском воображении и малышка почувствует себя настоящей мамой.

Как играть?

С накоплением игрового опыта ребенок переходит к новой форме игры - сюжетно-ролевой. Именно в этой игре дети примеряют на себя всевозможные роли. Нередко роли ребенок выдумывает сам, вдохновляясь тем, что увидел или о чем услышал. Однако взрослый может подсказывать новые игры и идеи, помогать выстраивать более сложные сюжеты.

Ребенку в 2-3 года можно предложить поиграть:

  1. в магазин - супермаркет, кондитерскую, галантерею, автосалон;
  2. в доктора и больницу для зверей, аптеку;
  3. с куклами – в прием гостей, детский сад, семью;
  4. со зверями – в лес, ферму, зоопарк, цирк;
  5. с машинами – в такси, гонки, перевозку грузов и стройку, выполнение правил дорожного движения;
  6. в зверей – превращения в какого-нибудь зверя, семью зверей (рыть нору, добывать корм, прятаться от охотников);
  7. в разные профессии - пожарника, парикмахера, садовника, повара, строителя;
  8. по сюжетам любимых книг и мультфильмов – повторять сюжет, придумывать продолжение, рассказывать сказку иначе (например, играть в “Теремок” с машинами);
  9. в путешествие на автобусе, поезде, корабле, самолете в качестве пассажира или водителя;
  10. со спортивными игрушками – в представление, тренировки, соревнования (ребенок соревнуется с самим собой);
  11. в игры с переодеванием и сменой нарядов.

В играх взрослый может быть и полноправным партнером, и сторонним советчиком, подсказывающим, из чего сделать огнетушитель и в какое путешествие отправиться. Самое важное - не навязывать свои условия, игра по правилам появится позже, а пока не нужно ограничивать фантазию ребенка.

Старайтесь вдохновлять ребенка на игру не только тогда, когда нужно отправить его в детскую. На прогулке, в цирке, зоопарке, во время просмотра детских передач или чтения книжки заметьте: «В это можно будет поиграть дома» - и подскажите, как все организовать и из чего сделать необходимые атрибуты.

Чем больше играют с ребенком, тем сильнее его интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно и главное, делать это с увлечением и удовольствием.


Умение отпустить

Часто присутствие взрослого необходимо и ребенку, освоившему индивидуальную игру. Кажется, что малыш увлечен своим занятием, но стоит родителям покинуть комнату - и ребенок сразу бежит следом. Поэтому помимо игрового опыта, обязательно учите его ненадолго расставаться с взрослым и комфортно себя чувствовать в одиночестве.

Для малышей полезна игра в прятки. Обычно дети осваивают ее с полугода, проходя постепенно все этапы – от умения исчезнуть на секунду под платком до способности несколько минут терпеливо сидеть в укрытии. В этой игре ребенок получает уверенность, что пропавшие из поля зрения родители обязательно появятся вновь.

Для ребенка постарше можно придумать объяснение, не нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите, что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о поставке кирпичей. Также можно оставить ребенка, назначив ему важную роль, которую до сих пор в игре выполнял взрослый.

Не стоит уходить молча. Предупредите малыша, что у вас есть какое-то дело и обещайте вернуться, когда его закончите. Можете поручить ребенку что-то сделать в ваше отсутствие, например сказать: “Ты достраивай дом, а я схожу суп помешаю”. Сначала уходите ненадолго и старайтесь вернуться прежде, чем малыш сам к вам прибежит.

Иногда ребенку психологически легче уйти самому. Расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно, малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.

Доступность взрослого определяется не только физическим присутствием. Необходимо поддерживать кроху, выслушивать рассказы об игре, радоваться самостоятельным достижениям, открыто встречать обращение ребенка, давать советы. Если ребенок будет твердо знать, что когда он придет – его примут, ему будет спокойнее и комфортнее заниматься своими делами.

Чем заменить самостоятельные игры

Пока ребенок не научился играть один, воспользуйтесь маленькими родительскими хитростями, позволяющими ненадолго отдохнуть от малыша.

Вспомните, когда кроха забирался туда, куда лазить не следовало, разбирал ваши вещи и всячески безобразничал, его довольно долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но безопасными предметами, положите на видном месте стопку старых открыток.

Каждой маме желательно завести “волшебный мешок”. В этот мешок сложите коробочки, пузырьки, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, тесемочки, бусы из пуговиц, природные материалы и все, что взрослые считают мусором, а дети - самыми дорогими сокровищами. Конечно, отбирая предметы, не забудьте о безопасности. Ребенка такой мешок способен занимать довольно долго. Только не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто.

Попросите ребенка принести из комнаты “синий грузовик, поезд и экскаватор”. Поиски всех этих предметов займут некоторое время, и, быть может, малыш и вовсе увлечется содержимым коробки игрушек. Если он выполнит просьбу, давайте следующее задание (принести три круглых предмета, две пластмассовые игрушки, пять предметов на букву “К” и т.п.). Чем старше ребенок, тем труднее должны быть задания.

Разложите по комнате маленькие свертки-сюрпризы и предложите ребенку их найти. Так же можно использовать многоразовые наклейки или расставить на видных местах пластмассовых зверей.

Возьмите набор фломастеров и на листе бумаги начертите круги каждым из цветов. Обещайте малышу приз, если он во все “квартиры” поселит предметы того же цвета.

Предложите сделать выставку игрушек, рисунков, поделок, определенных предметов (например, железных, или красного цвета, или маленького размера). Пообещайте посетить ее, когда все будет готово.

Иногда взрослые пытаются отправить ребенка в детскую, а он все равно приходит, путается под ногами, виснет на папе и маме. Нужно понять, что это потребность не в новых занятиях, а в родителях, их ласке, внимании. Обеспечьте крохе час полноценного и безраздельного общения. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество.

Давайте признаем: иногда мы устаём от собственных детей. Устаём гулять, кормить, играть. Настолько, что порой выбираем путь наименьшего сопротивления: когда ребёнок нас в конец измотал, просто включаем ему мультики или разрешаем поиграть на планшете. Однако мы знаем: если ребёнок умеет сам придумывать себе занятия, он точно не пропадёт в жизни. Но как научить его самостоятельно находить себе развлечения?

1. Не бойтесь предоставить ребёнка самому себе

Приучать ребёнка к самостоятельности надо с младенчества. Пусть он остаётся в кроватке или манеже, пока вы моете на кухне посуду. Дайте ему достаточно предметов для изучения — игрушек, мягких книжек, навесных модулей, — и со временем природное детское любопытство возьмёт своё.

2. Создайте нужное окружение

Психолог Маргарет Пол говорит, что самый первый шаг к воспитанию в ребёнке самостоятельности — это создание в квартире детских зон, внутри которых дети могут вести себя как захотят. Конечно, эти зоны должны быть безопасными для малыша, располагаться подальше от окон, отопительных систем, острых углов и опасных предметов. Совсем не обязательно посвящать своему чаду целую комнату — это может быть даже угол на кухне или в вашей спальне, но там должно быть полно интересных для ребёнка многофункциональных игрушек. Чем больше у игрушки сфер применения, тем лучше.

3. Проводите ротацию игрушек и мест для игр

Постоянно меняйте обстановку для игр. Если ребёнок совсем маленький, переносите его из комнаты в комнату, чтобы у него было больше предметов для изучения. Меняйте игрушки в зоне досягаемости каждые 4 недели, иначе малыш будет всё время играть только с любимым роботом, а остальное пролежит мёртвым грузом. И да, ротацию игрушек лучше совершать, когда чадо спит. Иначе миссию можно с треском провалить.

4. Помогите ребёнку найти хобби

Сидение в четырёх стенах, садик и прогулки — тупиковый путь. Будьте проактивным родителем — помогите ребёнку выбрать хобби, которое его всецело захватит. Сейчас в любом крупном городе можно найти десятки детских клубов, кружков и секций. Пусть опыт будет максимально разнообразным — водите ребёнка в океанариум, научные клубы, мастерские, кулинарные школы, показывайте мультики про разные профессии (например, «Щенячий патруль» — там есть пожарный, пилот, строитель и много других профессий). Глядишь, ребёнок и сам заявит, что твёрдо решил стать инженером, или химиком, или потянет вас в какой-нибудь конструкторский кружок.

5. Давайте ребёнку задания с конкретным результатом

Дети обожают подражать взрослым. А что может быть «взрослее», чем заказ на конкретную работу?

Например, вам нужно 45 минут уделить готовке, и желательно, чтобы малыш в течение этого времени вас не отвлекал (при этом вариант мультиков и игр на планшете вы отметаете). Дайте ему картон, карандаши и фломастеры, наклейки и ленточки и скажите, что, например, у вашей коллеги на работе день рождения, и вы не успеваете подготовить ей открытку. Не может ли он выручить вас и сделать открытку сам, пока вы будет готовить? Вы удивитесь, насколько усидчивыми становятся дети, когда удаётся задать им конкретную цель. И да, лучше, чтобы потребность в открытке была реальной, иначе потом огрёбете немало проблем с отчётностью о том, как всё понравилось имениннику.

6. Пригласите в гости друзей ребёнка

Неважно, три года вашему ребенку или 12 лет, — приглашение в гости друзей займёт его на всё время их пребывания в доме. Понятно, что совсем малышей не оставишь без присмотра, а вот дети постарше вполне справятся сами. Самое главное — дайте ребёнку понять, что он в ответе за своего гостя и за его развлечения. Очень хорошо, если ваш малыш с самых ранних лет видит, как в доме принимают гостей и что делает мама, чтобы гости не скучали.

Комментировать статью "Как научить ребёнка играть самостоятельно? 6 способов"

Как научить играть?. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Ребенок 2,5 года напрочь отказывается, если мамы рядом нет. Играет сама хорошо, если я нахожусь в одной с ней комнате.

Обсуждение

а с другой стороны - хорошо ведь, что сама играет, а вы рядом сидите, в конфе вот например, и типа за ребенком приглядываете) я сама так делаю)
чтооо, я не в интернете, а я тут с детьми играю!
хуже ведь было, если она вопела - мама-мама-мама, и надо было бы ее развлекать постоянно,а так она САМА играет)

никак. ждать и все. такая наша мамская карма)

Есть желание научить пятилетку играть, не так чтобы на турнирах участвовать, а просто чтобы можно было коротать на корте приятные летние у меня есть знакомая, занимается с детьми (это м.Филёвский парк, если удобно-то дам вам её координаты) 25.02.2011 11:00:14, Танима.

Обсуждение

у меня есть знакомая, занимается с детьми (это м.Филёвский парк,
если удобно-то дам вам её координаты)

мы ходим в группу, сыну нравится и получается хорошо по словам тренера, его перевели через несколько месяцев из младшей группы к 8-9 леткам, ему 6,5 сейчас. У нас с 5 лет берут, но надо по ребенку смотреть. Моему просто давно хотелось, он лет с 4 уже пытался моей ракеткой поупражняться. Спрашивала про индивидуалки, но у нас все это при школе и мне сказали что точно рано.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ситуация такая: мальчик, 6 лет, очень спортивный и очень общительный АБСОЛЮТНО не играет сам с собой ни в какие игры.

Обсуждение

Вы как-то готовили его к появлению сестрёнки? Как он к ней относится?
Школа + появление ещё одного ребёнка - это очень большой стресс для пятилетки ("меня отдали в школу и заменили другим ребёнком"). Он требует Вашего внимания в том же объёме, что и в раннем детстве, когда Вы не отказывали ему, а Вы воспринимаете это как "мучение", т.е. получается что как-бы отвергаете его (т.е. он может это так воспринимать)
Само по себе, если над этим не работать, редко что-то меняется, лучше посетите психолога.

а со сверстниками его оставлять где-нибудь можно? типа на продленку?
у меня такой же пацан со скипидаром в попе)) 4,8 возраст
в 2 года отдала в сад, потому что орал в голос "хочу к детишкам!!!"
самостоятельные игры дома сводятся к прыганью по кровати...
зато с друзьями может играть сутками, домой не загонишь! (2 недели на даче видела ребенка только в обед и ночью - гулял)))
энергии - фонтан, даже когда сидит на стуле - подпрыгивает)))
тяжеловато, конечно, с такими, но активность по жизни - это супер, особенно для мужика
спортом не пробовали сынулю занять? мы плаваем, танцуем, с сентября на карате пойдем (ребенкина мечта, свет в комнате включает исключительно ногой)))
кому-то интересно рисовать и думать о смысле жизни, а кому-то действовать и общаться с разными людьми))
вашему что интересно?

как научить играть в прятки?. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с У меня сын сам научился, играя с другими детьми, в том числе более старшими. Может и вам в компании играть?

Обсуждение

поймет со временем! друзья помогут))) а пока пусть играет, как нравится, как может

01.12.2007 14:57:44, tommy

я еше думаю это от характера зависит - у меня старший вот недавно по путнему научился прятаться, а маленький уже давно очень хорошо и прячеться и ищет. Ну и компания конечно должна быть подходящая.

Научить играть в ролевые игры. Мамочки, не подскажите ли мне где найти описания как развивать навыки ролевой игры с ребенком? Игра -это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт...

Обсуждение

Девочки спасибо большое сейчас скачала, буду читать. Вот только Венгера не нашла. Посмотрю может в магазинах есть.

Вы это читали?
"Игры и занятия с особым ребенком", Сара Ньюмен
В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области. http://www.autismwebsite.ru/Books/Small_Steps_Forwards.htm
"Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия", Янушко Е.А. "Книга посвящена раннему детскому аутизму, В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия." http://www.autismwebsite.ru/Books/Games_For_Autistic_Child.htm

Ребенок учится играть на скрипке, какой должен быть инструмент? Я занимался на скрипке, братьев своих тоже учил, контролировал И не стоит тратить время на то, чем никогда не воспользуешься. Ребенок хочет учиться игре на скрипке.Я. Раздел: Отдых в каникулы (плюсы...

Обсуждение

Вы собрались в музыкальную школу или решили позаниматься частным образом?:-) Бюджетность занятий зависит прежде всего от этого момента.
Муз.школа - 200 руб. в месяц (Москва), оплата охраны, не помню точно, что-то вроде 150 руб. в месяц, плюс добровольная помощь школе в приемлемом для родителей размере.
Миф о дороговизне занятий скрипкой проистекает из необходимости менять инструмент по мере роста исполнителя. Если фортепиано одно на всю жизнь, то скрипка и смычок должны расти вслед за ребенком, тут как повезет, мне пришлось покупать по инструменту на каждый год занятий;-) Но и разброс цен позволяет выбирать: от примерно 3000-4000 за китайскую или корейскую модель,до.....Страдивари.
В музыкалке сначала будет: специальность,сольфеджио,хор. Потом добавятся общее фоно, муз.литература, ансамбль. При рациональном подходе все это реально уместить в 2 раза в неделю.
Заниматься инструментом рекомендовано минимум по 1,5 часа в день, моя дочь иногда ленится, поэтому получается гораздо меньше, но у нее неплохая голова и абсолютный слух, так что результат не сильно страдает.
Усидчивость и организованность скрипка воспитывает не хуже чем балет:-) Да, учтите, что придется уделять много внимания осанке ребенка - у скрипачей это больное место.

У нас двео из тройняшке занимаются на скрипке. В нашем случае, занятия на скрипке пормогают учиться и усидчивости, и организованности. Пришли в 6,5 лет со скромиными музыкальными данными, но с хорошим потенциалом и желанием играть именно на этом инструменте, слух развивается на глазах - мне даже трудно поверить, что так бывает. Но я сама на уроках у детей сижу, смотрю, что там да как, и дома с ними занимаюсь, на скрипке не играла, но музыкальное образование у меня есть, слух абсолютный. Один из детей начал заниматься в подготовительном классе с октября прошлого года, в пятницу экзамен первый, играет песенки те же, что и первоклашки. Сейчас скрипка 1/16, но уже пора на восьмушку переходить, обе предоставлены школой, причём скрипки хорошего качества. Второй ребёнок начал заниматься вслед за братом, но всего три месяца назад. Тоже вполне успешно, хотя начинать конечно не просто, но при огромном желании - если таковое имеется, все трудности преодолимы. На следующий год преподавательница говорит, будемт ансамбль делать:)

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Комаровский для меня тьфу,прожевать и выплюнуть. в ладушки играть с рождения и горе у нее, хоть ты тресни! вбольнице мы нацились играть в ладушки, Темик обожает...

Обсуждение

Я просто иногда в течении дня делала с дочкой ладушки-она не была от этого в восторге,всегда вырывала руки, я не настаивала.Иногда сама хлопала перед ней.Потом Настя сама стала при словах"Ладушки-ладушки....и далее по тексту" хлопать в ладоши, чуть позже стала делать "полетели-полетели на головку сели".Но, так,чтобы все от начала до конца-не делает.
Пока-пока махали всегда,когда кто-нибудь уходил.Это Настя быстро запомнила, но потом позабыла.Сейчас уже,видать,опять вспомнила и машет всем,даже когда кто-нить из нас просто отходит от коляски ненадолго(в магазин,например).
А "дай пять" можно в течении дня периодически делать.
Мне кажется особо настаивать не стоит.Главное,чтобы все это было регулярно и непринужденно,так,между делом.Все у вас получится,вот увидишь!!!:))

Юль, мой Ярка вчера бабке махнул пока:))) 5,5 мес. Добилась-таки бабка своего (она его учила-показывала все время, ну он и скопировал ее движения:))

Как научить играть вместе?. Отношения с детьми. Детская психология. Как научить играть вместе? Ну вот, собрали мы для дочки (3 года) подружек (на 7 месяцев старше) дома, очень она этого ждала и жаждала: поблизости нет детей -ровесников, да и подруг с детьми у меня не...

Обсуждение

А Вы представьте себя на ее месте:)
Пришли гости, и они ДОЛЖНЫ вести себя по ЕЁ правилам:))) А как же иначе? Или трехлетний ребенок покажет нам торжество этикета над собственной природой?
Иначе говоря, это нормально в ее возрасте:)
Если приглашаете много гостей-детей (больше одного) к дочке, приглашайте заодно и профессионального устроителя детских праздников...

Кстати, для меня вообще сейчас очень интересная тема - про совместные игры, их организацию и т.д. :) Поскольку мы тут объединились с двумя мамами, с одной уже практикуем некоторое время, другая как раз подключается... Мы по очереди устраеваем у себя дома мини-дет. сад. :)) Интересно, что обе они - садовские работники - одна - воспитатель, другая - преподаёт музыку, так что крому меня у всех опыт есть, но я надеюсь, что найду свой путь тоже в этом деле, теперь даже интересно стало, хотя сначала побаивалась... :))

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Это относится к спокойным играм вообще. Когда я пытаюсь достать кубики с буквами или цветные кубики и хочу позаниматься с ним, научить его некоторым буквам или цветам, то он просто хватает это...

Обсуждение

Ключ к проблеме - в вашей последней фразе: "Мне хочется хотя бы иногда сидеть спокойно и чему то его учить,объяснять, видеть отдачу". Это именно вам хочется, а ему нет. И он абсолютно прав. Не должен он в этом возрасте сидеть, сложив ручки, и слушать чтение или тем более заниматься как на уроке. Ребеноку нужно постоянно что-то делать руками и ногами, активно участвовать в процессе, делать именно то, что ему в данный момент интересно, а не то, что вы для него задумали. У них до 4 лет энергия просто бьет через край и нужно дать пути мирного приложения этой энергии. Это и есть ваши любимые подвижные игры. А чтение придется совмещать с игрой. Дайте ребенку возможность прожить самому то, что вы читаете. дайте ему в руки игрушки или предметы по смыслу связанные с тем, что вы читаете. Возьмите книжки на картоне(которые сложно порвать) и пусть он сам их листает, если хочет.Можно устраивать целый кукольный театр на тему самых простых сказок. Или купите наборы в магазине, или сделайте сами. Здесь не нужно что-то высокохудожественное. Если вы вложите свою душу в какой-то кусок тряпочки, он превратится в глазах ребенка в то, что вы изобразите.Только обязательно давайте ребенку главную роль, исподволь управляя процессом. А на счет кубиков тоже не волнуйтесь. далеко не всем детям они нравятся. Попробуйте положить на видном доступном для ребенка месте материалы, с которыми вы хотели бы с ним позаниматся. Следуйте его желаниям. А если он какое-то время не будет к ним подходить, значит ему это сейчас просто не интересно. Бесполезно что-то навязывать. Этим можно только навредить. Подвижные игры тоже можно делать более структурированными. Например можно не просто бегать-прыгать, а ходить-бегать-скакать по линии, по кругу или по зигзагу(контур рисуется мелом на линолеуме, потом смывается) или по числу раз. Можно ползать на четвереньках ставя руки крест-накрест(хорошо развивает крупную моторику). А на счет отдачи - это очень неоднозначно. У ребенка безусловно откладывается в головке то, что мы им говорим. Но не всегда они сходу могут это применить. Иногда проходит много времени, прежде чем можно увидеть результат труда родителей.Всего наилучшего. Маша.

Катя, попробуйте понаблюдать за своим сыном и определить, в какое время дня у него пик активности, а когда - спад. Мне очень знакомы ваши проблемы, я тоже одно время бегала за полуторогодовалым сыном с книжкой. А потом заметила, что в отличие от большинства детей, у которых пик активности наступает утром, после пробуждения, у моего ребёнка первые утренние часы самые "ленивые". Он прибегает к нам утром в спальню, сворачивается калачиком на кровати и лежит как мышка - только бы обратно в свою комнату не отправили. Тут я и достаю книжку; внимания иногда и на полчаса хватает. Потом мы тихонько скатываемся на ковёр и лепим что-нибудь из пластилина, рисуем, паззлы собираем, я - с чашкой кофе, сын - со стаканом молока. Завтракаем поздно, часов в десять, и после завтрака моего ребёнка уже не остановить. А потом ещё вечером, когда темнеет, у нас спокойные игры тоже на ура проходят, где-то после ужина, последние час-полтора перед сном. Если ваш сын любит купаться, можно ещё в ванной читать. Или когда он на качелях качается. Многим детям нравится, когда перед сном читают (мой после этого плохо засыпает, не разрешает мне уйти из комнаты, поэтому мы не читаем, когда ребёнок уже в кроватке) или когда несколько детишек вместе собираются и слушают какую-нибудь сказку. Ещё, может быть, вы читаете книжки, слишком трудные для понимания сына? Ведь, если ребёнок не понимает, о чём идёт речь, ему быстро становится скучно. Мы начинали с элементарных книжек-самоделок. Две страницы - на первой "гуси-гуси, га-га-га!" и картинка с гусями, на второй - "есть хотите - да-да-да!" и картинка с накрытым столом. Всё, книжку прочитали:) Для двух с половиной лет - это, конечно, уже не подойдёт, но главное, показать ребёнку, что чтение - это не скучная обязаловка, а увлекательное занятие.Попробуйте дать ему рассматривать альбомы с фотографиями и попросите показывать, где мама, где папа, а где он сам. Одно время моему сыну очень нравилось вклеивать наши фотографии в книжки. Если не жалко книжек и фотографий - попробуйте. Или наклейки используйте с изображениями знакомых предметов. Не так, уж, это и портит книги. Ещё можно попробовать не читать слово в слово, а пересказывать своими словами, максимально просто, не задерживась подолгу на одной странице. И помните, что к новой книжке ребёнку надо постепенно привыкнуть, понять её смысл, несколько раз рассмотреть все картинки, и только после этого он её полюбит. Удачи вам!

18.01.2000 00:13:06, ЛарыР

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Маленький ребенок еще не готов к таким «взрослым» и целенаправленно организованным видам деятельности, как обучение и труд. А с помощью игры, под которой в этих случаях подразумевается несерьезность и шутливость обстановки, забава, постоянное введение новых, ярких и развлекательных элементов, он будет с радостью и учиться, и выполнять свои нехитрые обязанности.

В этом случае игра, действительно, «естественна» для малыша.

А вот игра, которая предполагает цепочку последовательных действий, имеющих сюжет или цель, с игрушками или сверстниками, как раз и требует специального обучения.

Представьте себе, что вам дали некую конструкцию неизвестного назначения, доселе невиданную, и сказали: «Ну вот, иди, занимайся ею!» Что вы станете делать? Кто-то покрутит, рассмотрит и положит. Кто-то попытается понажимать на ее кнопочки, кто-то постарается приспособить для выполнения уже известных дел.

Так же обращается с игрушками и ребенок. Что, к примеру, можно сделать с плюшевой зверушкой? Подергать за уши, потянуть за хвост, повозить ею по полу, постучать по дивану, погладить по шерстке, засунуть лапу в рот, открутить нос, бросить в угол. Именно так малыш и поступает. Неудивительно, что, проделав все эти манипуляции раз-другой-третий, кроха теряет интерес к игрушке безвозвратно. А вот взрослый, присоединившись к нему в нужный момент, может показать и подсказать, куда «двигать игру» дальше...

Как растут игры?

Первые игры малышей недаром именно так и называются - манипулятивные . Благодаря им ребенок учится производить простейшие действия: взять-поднять-положить, покрутить-постучать и т.п. Они являются нормальным этапом развития ребенка до 2-3 лет, а в дальнейшем возникают тогда, когда он встречается с совершенно новым и неизвестным предметом.

Более сложный этап детской игры носит название формальных игр. Если с малышом много общаются и играют взрослые, обращая его внимание на особенности как игрушек, так и тех реальных вещей, которые они «замещают», он начинается с 10-14 месяцев.

В это время ребенок выполняет формальные действия с игрушками: катает автобус, потому что он видел, что машины на улице ездят; пинает мяч, как футболист «в телевизоре»; закрывает тряпочкой мишку, как мама укрывает его одеяльцем и т.п.

Роль взрослого сейчас в том, чтобы подтолкнуть кроху к «обыгрыванию» игрушки. «Давай с тобой покормим кису! А теперь положим ее спать... - предлагает мама. - А кого ты хочешь взять с собой на прогулку? Покажем ослику, как ты печешь пирожки...» Подражая и повторяя эти действия то с одной, то с другой игрушкой, ребенок начинает играть самостоятельно.

Ребенок растет, растут и его игры. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит также к возникновению функциональных игр. В таких играх малыш осваивает свойства предметов и действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: «клик-клак». Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры все еще относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в дочки-матери, в магазин, в пиратов, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3-4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6-7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров. Так игры наших детей «растут» и усложняются вместе с ними.

Учимся играть

Как понять - играет ребенок или нет? Играет ли он, когда тянет за веревочку машину? Или сует ложку зайке? Может быть, да, а может, и нет. Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, а ложкой дает зайке попробовать вкусный супчик. Нет, если, выполняя эти действия, просто повторяет увиденное у других детей или подсказанное взрослыми.

Что касается цепочки действий, то она имеется там, где ребенок не просто повторяет в игре одно и то же действие, а выполняет несколько, по смыслу следующих одно за другим (например, раздевает куклу, укладывает в коробку, накрывает лоскутком, поет колыбельную, укачивает, просит остальные игрушки сидеть тихо и т.п.). Или, строя дом из кубиков, не просто прикладывает их друг к другу, как показал папа, но придумал, где крыша, дверь, скамейка, и готов с ними что-то делать.

К году ребенок может научиться открывать и закрывать матрешку, вкладывать кубы друг в друга, водить куклу, катать машины и пр. Освоив действия с этими игрушками, ребенок может непродолжительно играть сам, без взрослого.

Предоставленный сам себе, ребенок действует с игрушками, рассматривает все, что его окружает, наблюдает за взрослыми, воспроизводит игры, в которые играла с ним мама. Однако долго занимать себя он не может, начинает уставать. Маме надо своевременно «переключить» ребенка на другую деятельность или помочь продолжить то, чем он уже занимается, дать задание, поиграть, попеть вместе с крохой.

Начните с простого и привычного малышу действия. Например, «киска умывается», «кормим мишку», «одеваем куклу», «машина везет молоко от коровы ежику» и т.п.

«Смотри, вот машина, - говорите вы ребенку. - Это грузовик, он перевозит грузы. Что же сегодня повезет наш грузовик? Звери-звери (это уже обращение к игрушечному зоопарку), кому-нибудь нужно что-нибудь перевезти? "Му-у-у, - говорит корова. - Мне нужно, чтобы кто-то отвез мое молочко ежику". - "Что ж, я готов, - говорит грузовик. - Давай свое молоко"». Ставите игрушечную чашечку (баночку, пакетик) на грузовик и везете его ежику. Затем можно повторить игру, перевозя таким образом все, что сможет придумать малыш.

Когда кроха освоит эти действия и наиграется в них (торопить события не стоит), расширяйте игру - спросите ежика: что он станет делать с молоком? (Роль ежика вы можете прочно закрепить за чадом.) Кормить ежат? Замечательно, кушайте, ежатки! А что станет делать ежик потом? Пойдет гулять? А может, он поедет на грузовике в гости к корове?

Так, прибавляя по одному новому действию, вы учите ребенка выстраивать длинную сюжетную цепочку. А по ходу действия он сможет узнать, что ест ежик и откуда у коровы берется молоко, кто живет в норе, а кто - в гнезде, вспомнит голоса животных и птиц, вместе с вами придумает, зачем нужны те или иные вещи.

В этих простых играх отведите малышу одну роль, а сами играйте за всех других персонажей. Возможно, на первых порах он будет просто сидеть и смотреть на то, что делаете вы, - не стоит давить и требовать, чтобы он немедленно придумал, ответил и сделал. Дайте ребенку время освоиться с предлагаемым занятием, пусть ваша игра превратится в театр одного актера. Но и не упустите момент: когда он будет готов «подхватить» действие - передавайте ему бразды правления игрой.

Очень частая ошибка родителей в подобных играх состоит в требовании неукоснительно следовать придуманному ими сюжету, образу персонажей и т.п. Постарайтесь не навязывать и не диктовать малышу свою игру, а подхватывайте и стимулируйте его на развитие собственных идей. Пусть для начала это будет выбор персонажа, его имени, цвета его шапочки или выполняемое им действие. Более сложные идеи придут со временем, когда ребенок убедится, что у него «получается», и этот вид игр станет для него интересным и занимательным.

Поиграй со мною, сказка

Из сказок проще всего почерпнуть сложные сюжеты. Сказки можно не только проигрывать, следуя каноническому тексту, но и сделать их просто исходным материалом.

Варианты игры со сказкой:

  • замена «недостающих в хозяйстве» персонажей (нет лягушки - взяли кролика);
  • введение персонажа-помощника или дополнительных противников главного героя;
  • продолжение сказки;
  • придумывание другого окончания;
  • те же персонажи, но с другими характерами (злая Красная Шапочка и добрый Волк);
  • кукольный театр и т.д.

Играя со сказкой, большинство родителей ограничивается вопросами «по сюжету»: куда пошла Красная Шапочка? Кого она встретила в лесу? И так далее. Такие вопросы, безусловно, помогают малышу лучше разобраться в хитросплетениях рассказываемой истории, особенно если он склонен слушать вполуха. Но когда сюжет знаком, вы можете начать придумывать свои варианты. А как бы спаслась Красная Шапочка, если бы не появились охотники? А что стал бы делать Волк, если бы Шапочка не стала с ним разговаривать, а начала громко звать на помощь? А что бы стал делать Колобок, если бы он не внял уговорам Лисы, а сбежал от нее, как и от всех предыдущих зверей? Такие вопросы побуждают малыша к творческому осмыслению ситуации, а заодно он учится тому, что из любой ситуации может быть несколько выходов.

Играя с хорошо знакомым и готовым сюжетом, ребенку проще освоить и еще один важнейший для дальнейших действий навык: границы ролей, персонажей и их действий. Он понадобится малышу позднее, когда тот перейдет к коллективным играм со сверстниками. Играем, например, в «Репку». Помогите крохе придумать, что делал дед, пока внучка ходила за Жучкой? Сидел на скамеечке и отдыхал? Тянул репку? Обкапывал ее лопатой, чтобы было легче вытащить?

Кукольный театр - одно из лучших и в то же время самых простых средств образного воплощения интересных историй. Детей, которым трудно спокойно сидеть и слушать чтение книжки, увлекает движение кукол, причем их фантазия не попадает в зависимость от готовых образов, а творит свои.

Совсем несложно показать ребенку сказку на маленьком столике или табуретке. Установите его так, чтобы за ним мог поместиться один человек, управляющий куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накройте столик тканью, цвет которой соответствует календарному времени действия сказки (белый материал для зимы, зеленый для лета и так далее). Декорации для подобного театра изготовляются с большой долей условности, активно используются разноцветные лоскутки, разнообразные кубики, коробочки, природные материалы (шишки, ветки, кусочки мха). Не перегружайте сцену - достаточно намека. Не забудьте о выразительности, которую добавляют сказке источники света. Маленькая свечка может служить и костром, и огнем в печи, и золотым блеском.

Деревяшки, огуречки - сказочные человечки

Замечательная игра - использование замещающих предметов. Те дети, которые научились этому, в будущем не будут изводить родителей тем, что им нужна еще одна, сто пятая кукла или пистолет, а спокойно сделают их сами из любого материала, оказавшегося под рукой. Заодно такие игры прекрасно развивают творческое воображение, недаром они входят во все «взрослые» тренинги повышения креативности.

Игра очень проста: придумайте, как - нетрадиционным способом - можно использовать самую обычную газету. Сделайте из нее - вместе с малышом, конечно же, - ковер-самолет, лодочку, лягушку, шляпу, подзорную трубу, шалаш. А для чего может понадобиться веревка или шнурок? Раз - и поползла, извиваясь и грозно шипя, змея. Два - и готова удочка. Три, четыре, пять - фантазия ваша и ребенка подскажет вам еще много-много удивительных превращений. Кастрюли, миски, стаканчики из-под йогурта - это игровое богатство присутствует в каждом доме и отлично заменяет навороченные, но одноразовые игрушки. Кстати, таким же образом можно изготовить и персонажей для кукольного театра. Пластиковая бутылка, на которую надет платок, станет бабкой, а если прикрепить к ней моток оранжевых ниток - Лисой. Из крышечки получится отличный Колобок, а привинченная розовая проволочка превратит ее в одного из трех поросят. Кусочек голубой ленточки заменит и речку, и океан, а принесенная с улицы веточка - дремучий лес.

Придумать игру могут помочь не только сказки, но и любые книжки с картинками. Возьмите любую сюжетную картинку, рассмотрите ее с малышом и предложите ему выполнить те же действия, которые он увидел на рисунке. Например, нарисован мальчик с мамой на улице города. Может быть, они идут за покупками - тогда придумайте, что и как они будут делать в магазине. А может, в поликлинику - дальше последует игра в доктора. Или они возвращаются домой из гостей? Таким образом, картинка может быть как отправной точкой для вашего сюжета, так и его кульминацией или финалом. А малышу предстоит достроить все необходимые действия «вокруг».

Игра - дело серьезное

Дети, с которыми мало и скучно играли, плохо адаптируются и в детских коллективах, да и вообще в окружающей жизни. Любое изменение привычного хода вещей повергает их в уныние. Они плохо соотносят себя с реалиями окружающего мира, испытывают коммуникативные сложности, не умеют предусматривать и анализировать свои действия и поступки с разных сторон, болезненно застенчивы или, наоборот, излишне развязны.

Дети же, много играющие с родителями или другими взрослыми, быстро научаются и выстраивать свой собственный сюжет, и подхватывать чужой. Соответственно, и сверстникам, когда они попадают в детский коллектив (в саду, в гостях, на прогулке), с ними весело и интересно. Такой ребенок не будет стоять одинокой букой в стороне от резвящейся компании или дергать и теребить родителей, требуя уделить ему побольше внимания. Да и наедине с самим собой скучно ему не будет.

Значимость игры в жизни ребенка переоценить невозможно. Именно через игру малыш получает большую часть информации, важной для дальнейшей жизни.

Но большинство родителей даже понятия не имеют, что игра представляет собой очень сложный вид деятельности, которому тоже необходимо обучать.

Что представляет собой игра ребенка в раннем возрасте

Самые первые проявления игры родители могут заметить у своей крохи уже к двум годам. Но это игрой еще не назовешь. Малыш начинает заменять один предмет на другой (например, кубик может для него превратиться в булочку для игрушечного щенка, а песок заменит кашу в кукольной тарелке). Вся игра сводится к выполнению какого-нибудь одного действия: варит, кормит, укладывает и т.п.

Что требуется от родителей на этом этапе?

Взрослые должны поддерживать интерес малыша к играм других детей

Ребятишки в этом возрасте вместе играть еще не умеют, они просто сидят рядышком, при этом каждый играет своей игрушкой, что абсолютно нормально для этого возраста. Но родители уже в этот период не должны сидеть сложа руки. Задача взрослых - формировать и поддерживать интерес своей крохи к играм других детей. Подведите малыша к играющему ребенку, расскажите о том, что он играет и мешать не стоит, но можно помочь (например, дать свою игрушку на время). Так у малыша будет появляться опыт, который пригодится в более сложных играх.

Не настаивать на соблюдении малышом последовательности действий

Когда ребенок этого возраста играет, то его действия разрознены. О последовательности тоже еще не идет речи. Сначала он может накормить куклу «мороженым», а уж потом будут «котлеты». Да для малыша это и не имеет никакого значения. Взрослые не должны требовать от ребенка последовательности в выполнении действий. Ему эта задача еще не под силу. Что касается родителей, то им следует показывать, как выполняются отдельные действия. Дальше малыш будет справляться сам.

Не волноваться, если ребенок много играет

У некоторых родителей поводом для волнения является то обстоятельство, что малыш слишком много играет и живет в нереальном мире, который придумал сам. Всем понятны страхи этих родителей. Их беспокоит будущее. Но раньше времени не стоит бить тревогу. Присмотритесь внимательнее к игре своего малыша, и поймете, что он логичен и не уходит от действительности. Если сомневаетесь, то можно проверить. Положите два кубика: один большего размера, а другой поменьше. Предложите малышу выбрать, какой кубик будет заменять маму, а какой - ребенка. Он сделает правильный выбор: большой - мама, маленький - ребенок. Как видите, всё полностью соответствует реальности.

Родителям стоит задуматься только в тех случаях, когда:

  • ребенок очень увлечен однообразной игрой;
  • действует алогично и не руководствуется окружающими впечатлениями (вспомните пример с кубиками).

Какие изменения происходят в игре ребенка в возрасте 3-4 лет

Малыш этого возраста переходит на следующую ступень развития игры. Теперь ему становятся интересны взаимоотношения между людьми. На первый план выходит общение. Парикмахер не только стрижет клиента, но и разговаривает с ним, обсуждает прическу; продавец не только продает товар, но и помогает его выбрать (иначе говоря, вступают в отношения).

Появление ролевой игры

Это уже начало ролевой игры. Помощь взрослого тут, безусловно, будет необходима. Теперь малышу уже важно не просто выполнить какое-то действие, а сыграть целую роль. Здесь и нужна помощь взрослого.

Внимательно наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если цепочка действий будет нарушена. Ребенок теперь должен четко придерживаться необходимой последовательности: сначала приготовил, а только потом покормил, но не наоборот. Взрослые должны быть внимательны и подсказывать малышу правильный ход событий.

Развивается сюжетная игра

Если есть роль, то должен быть и сюжет. Так появляются сюжетные игры. Безусловно, первыми будут самые простые сюжеты. Это быт: прогулки, кормление, купание, одевание и т.п. По мере взросления усложняется и содержание игры. Теперь дети увлеченно играют в больницу, стройку, детский сад. К этому присоединяются игры с общественно-политическим содержанием: война, космос.

Развитию сюжета должны помогать родители. Это не составит большого труда. Вашей задачей будет наблюдение: как играет, во что играет, как дело обстоит с сюжетами.

Если видите, что игра не совсем полноценна, обязательно помогите ребенку. Обсудите особенности той профессии, в которую играет малыш; посмотрите иллюстрации или фильмы на эту тему. Можно посоветовать соединить несколько сюжетов. Например, в такой обширный сюжет, каким является путешествие, могут входить более мелкие: прогулка по городу, посещение фермы, поездка на поезде и т.д. Не стесняйтесь, играйте вместе со своим чадом - и игра будет приносить удовольствие и пользу не только ему.

Обратите внимание еще на один момент: как в игре у ребенка складываются отношения со сверстниками. Если видите, что не всё гладко, то найдите причину и поиграйте с ним дома. Возможно, потребуется объяснить, как правильно выбрать сюжет и распределить роли; не лишним будет рассказать о правилах поведения и т.д. Это всё очень индивидуально. Взрослому человеку несложно найти ошибку, которая мешает ребенку играть в коллективе.

Какие игры характерны для детей в возрасте 5-6 лет

Следующая ступень в развитии игры - игра с правилами. Это прятки, салочки, выбивной и т.п. Игры такого уровня готовят ребенка к школе. Те требования, которые следует выполнять во время игры, настраивают будущего школьника на учебную деятельность. Подумайте сами: умение правильно оценивать свои действия, выдержка, самоконтроль, умение подчиняться правилам - полный набор требований для успешной учебы.

P.S. Уверенно двигайтесь со своим ребенком вперед, но ни в коем случае не подгоняйте его: для очередного этапа развития природа каждому отвела свое время. Пропустив очередную ступеньку, вы лишаете ребенка части знаний, от которых зависит успех его дальнейшего развития.