Как можно понять, что маленькому ребёнку не хватает грудного молока? Как узнать, хватает ли новорожденному ребенку грудного молока или нет: наедается ли грудничок? Как понять что ребенок новорожденный

Вы стали мамой, поздравляем Вас с этим событием! Молодую маму ждет много интересных открытий, новых забот, а уж скольким вещам молодой маме приходится научиться – даже перечислить сложно! И одним из главных умений молодой мамы является способность понять грудного ребенка. конечно, понимание приходит только с опытом – заранее никто не даст Вам конкретных инструкций. Но мы можем рассмотреть самые распространенные ситуации, в которых большинству молодых мам не удается понять грудного ребенка, и подсказать возможные варианты решения проблем.

Наверное, это самая распространенная жалоба молодых мамочек. Ребенок просыпается, плачет, раздражая своим плачем окружающих – а как понять, что ему нужно, мама пока не знает. Между тем, есть несколько причин, по которым грудной ребенок может плакать.

1. Мокро

Когда ребенок чувствует, что его подгузник предательски намокает, он понимает, что ему нужна помощь – и начинает привлекать к себе внимание единственным способом, который ему пока подвластен. Чтобы понять грудного ребенка и сразу исключить такую причину его плача – потрогайте подгузник и смените его при необходимости.

2. Голодно

Если малыш голоден – он вновь понимает, что что-то не так, поэтому нужно срочно позвать кого-то на помощь. Многие мамы в таких случаях просто стараются заранее исключить некоторые причины плача. Например, если малыш только недавно поел – он вряд ли голоден. Но чтобы удостовериться в том, что плачет малыш по другим причинам, все-таки предложите ему грудь. Может быть, в прошлый раз он просто сосал не в полную силу?

3. Холодно или жарко

От холода дети плачут очень часто. А как маме понять грудного ребенка и определить, что он замерз или, наоборот, запарился?

Для этого нужно потрогать его тельце. Если ладошки и стопы малыша прохладные – можете быть спокойны, он не замерз. Но если прохладными становятся предплечья, носик, голени – значит, лучше укутать ребенка посильнее.

Понять грудного младенца и определить, что ему жарко, можно так. Если одежда малыша стала влажной – значит, ему жарко, и он потеет. О том, что грудничку жарко, также может свидетельствовать испарина на носике малыша. В этом случае лучше уменьшить количество одежды и одеял в кроватке ребенка.

4. Больно

Даже взрослые, испытывая сильную боль, могут заплакать. Что уж говорить о ребенке, который только начинает жить и расценивает любое отсутствие комфорта как вселенскую трагедию? Как определить, что малышу больно?

Уже давно подтверждена такая закономерность: если малыш плачет, поджав ножки к подбородку – это свидетельствует о наличии у него кишечной колики. Если Вы не можете определить, что именно болит у Вашего малыша, обратитесь к врачу.

5. Усталость

Обилие впечатлений или смена режима дня могут отрицательно повлиять на малыша и спровоцировать у него появление усталости. Груднички плохо переносят усталость, поэтому начинают плакать. Правда, плач от усталости обычно отличается от плача по другим причинам. Уставший ребенок вряд ли будет истошно орать на всю квартиру – скорее, он будет тихо хныкать.

Если малыш устал – нужно постараться обеспечить ему отдых. Успокойте его, убаюкайте, накормите – и уложите спать.

Как Вы уже могли понять, главная причина плача грудного ребенка в том, что ему НЕКОМФОРТНО. А вот конкретику можете внести уже Вы – пробуя те или иные способы устранения разного рода причин. Кстати, тем самым Вы сослужите хорошую службу не только малышу, но и себе. Почему?

Дело в том, что в первые дни и недели жизни малыш еще не знает, что конкретно ему нужно и какими именно действиями можно устранить ту или иную проблему. Он чувствует, что ему некомфортно – и плачет. А любые Ваши действия он воспринимает с благодарностью, потому что надеется, что они избавят его от неприятных ощущений.

Но спустя какое-то время грудничок начинает лучше разбираться в своих ощущениях и понимать, что тогда, когда он чувствует себя ВОТ ТАК – ему помогает ТАКОЕ Ваше действие. И если Ваши действия будут расходиться с его ожиданиями – он будет кричать и плакать еще больше. Учитывая этот факт, можно легко понять грудного ребенка .

Часто молодые мамы явно видят, что их малыша что-то беспокоит, но не могут понять, что именно. Между тем, есть определенные признаки, по которым можно понять, что грудничок заболел:

Повышение температуры тела до 37 градусов и выше,

Учащенное (более 50 вдохов/мин) дыхание,

Изменение частоты пульса (норма – 140 уд/мин),

Неровное, глубокое дыхание – иногда с хрипами,

Частый кашель (возможно, с мокротой).

Если Вы обнаружили хотя бы некоторые из этих признаков у своего ребенка, как можно скорее обратитесь к врачу.

Как понять, что грудной ребенок голоден?

Порой бывает так, что молодая мама кормит малыша, искренне считая, что он наедается, но на самом деле малыш недополучает достаточное количество питания в силу каких-то причин. Как понять грудного ребенка и понять, что он питается в достаточном количестве?

Во-первых, обратите внимание на настроение малыша. если он сыт – он не будет капризничать, плакать и как-то показывать свое плохое настроение.

Во-вторых, недельная прибавка в весе грудного ребенка должна составлять не менее 125 грамм. Если он прибавляет меньше – имеет смысл говорить о недоедании малыша.

В-третьих, грудной ребенок в день должен наполнять не менее 6 подгузников. Если мочеиспусканий и испражнений меньше – это знак, что ребенок голоден.

В-четвертых, понять грудного ребенка можно по напряженным кулачкам или согнутым в локтях ручкам. Это – яркий показатель того, что ребенок голоден.

В-пятых, беспокойство и выгибание спинки свидетельствуют о том, что малышу надо приложиться к груди.

В-шестых, если грудной ребенок тянет руки в рот и пытается пососать, можно понять, что он хочет кушать.

Как понять, надо ли реагировать на капризы грудного ребенка?

Некоторые родители впадают в два вида крайностей: либо они подбегают к ребенку по первому зову, либо вообще могут не реагировать на плач малыша. И то, и другое неправильно, если практикуется постоянно, без учета конкретной ситуации. Почему – сейчас выясним.

Возьмем первую крайность – внимание к ребенку с первого писка или даже предугадывание желаний малыша. Например, стремясь понять грудного ребенка , молодая мама старается накормить его еще до того, как услышит плач, или мгновенно перебирает все возможные варианты помощи, только услышав писк младенца. Как Вы думаете, сможет ребенок в таких условиях понять, что именно ему нужно и научиться осознавать свои желания? Вряд ли… Из таких детей потом вырастают инертные взрослые, не знающие, чего конкретно они хотят от жизни вообще. И с такими проблемами помогут справиться только психологи.

А теперь поговорим о второй крайности – когда взрослые, боясь избаловать ребенка, просто не подходят к нему, предпочитая часами выслушивать его крики. Отчасти это верно – иначе малыш потом начнет пользоваться своим положением и дело не по делу звать маму. Но что делать в той ситуации, если крик малыша вполне оправдан? Например, если он мокрый или голодный? Мы уж не говорим о ситуациях, когда истерика малыша связана с тем, что он, например, упал.

Конечно, в конце концов, потребности ребенка удовлетворятся, он будет знать, как можно ликвидировать то или иное неудобство – но чувство одиночества останется с ним на всю жизнь. Такой человек не сможет опросить о помощи, когда ему плохо, не сможет обратиться к другим людям за советом, считая, что ему не помогут. И с такими проблемами также смогут справиться только психологи. Но надо ли Вам так усложнять будущую жизнь своему ребенку с самого младенчества?

Для того, чтобы правильно понять грудного ребенка, психологи советуют молодой маме понять, прежде всего, себя. Вы должны осознавать свои желания, потребности, в то же время, не считая себя истиной в последней инстанции. Только в этом случае Вы сможете понять грудного ребенка и не наделать досадных ошибок. Не зря говорят, что у счастливых матерей счастливые дети!

В современном обществе сложилась «идеальная картина» кормящей матери. Главным атрибутом в ней выступает тугая, налитая молоком грудь, из которой в любое время суток можно сцедить необходимое количество питательной жидкости. Ребенок при этом сытый и довольный посапывает в своей кроватке и просыпается лишь изредка, только для того чтобы поесть молока и снова заснуть.

Именно из-за таких ложных стереотипов молодая мама начинает сомневаться в том, способна ли она на естественное вскармливание, если ее грудь особо не наливается, а малыш все равно продолжает капризничать после прикладывания. В этой статье мы развеем все мифы и расскажем, как понять, что ребенку не хватает молока и что с этим делать. Полезные советы специалистов по грудному вскармливанию помогут не допустить ошибочного перехода на искусственные смеси и сохранить то, что дано маме природой.

Сколько раз в сутки ест грудничок?

С появлением малыша на свет каждая мама без исключения начинает задаваться вопросом о том, как часто нужно кормить ребенка, чтобы он полноценно развивался и рос здоровым. Для начала следует отметить, что первые сутки после рождения крохе нужно совсем немного еды, чтобы насытиться. В это время у мамы вырабатывается молозиво. Его немного, но вместе с этим оно намного сытнее зрелого молока. Вопреки распространенному мнению докармливать малыша смесью в это время не нужно.

Примерно на третьи сутки начинает прибывать молоко и его количество с каждым днем увеличивается. Малыш начинает есть больше и чаще. Вот тут большинство мам и начинает задумываться о том, как понять хватает ли ребенку грудного молока. Педиатры советуют прикладывать новорожденного малыша каждые 2-3 часа. Таким образом, в сутки он может есть до 12 раз. Продолжительность одного кормления при этом составляет 15-40 минут. Но все эти рамки являются условными, поскольку каждый ребенок - индивидуальность со своим характером и потребностями.

Как наладить систему кормлений малыша?

Убеждения наших мам и бабушек о том, что ребенка нужно прикладывать к груди каждые 3 часа и ни минутой раньше, давно устарели. Сегодня консультанты по грудному вскармливанию и современные педиатры рекомендуют придерживаться методики кормлений «по требованию». Суть ее заключается в том, что любая мать способна обеспечить своего ребенка молоком. И это не зависит от размера груди или возраста женщины.

Объем вырабатываемого молочными железами молока зависит от двух основных факторов:

  1. Частота прикладываний. По мнению консультантов по грудному вскармливанию, объем молока, требуемый для кормлений, определяется на этапе становления лактации. И утверждает его непосредственно ребенок. Чем чаще малыш будет прикладываться к груди, тем больше молока прибудет в следующее кормление. Если же придерживаться режима и предлагать ребенку грудь исключительно каждые 3 часа, то молока изначально будет меньше, чем нужно крохе. При таком режиме обычно через 2-4 месяца лактация заканчивается.
  2. Длительность кормления. На первый взгляд может показаться, что кроха просто спит и использует грудь как пустышку. На самом же деле длительные сосания стимулируют лактацию. Поэтому прикладывания и по 50 минут, и по 2 часа являются нормой при грудном вскармливании.

Мамы, которые придерживаются методики «по требованию», не страдают тем, как понять, хватает ли ребенку молока. Оно всегда будет присутствовать в груди в том объеме, который необходим ему и который он утвердил самостоятельно.

Как понять, что ребенку хватает грудного молока?

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют мамам не стремиться определить количество питательной жидкости, имеющейся у них в груди, а следить за состоянием и развитием своего малыша. А понять, хватает ли молока новорожденному ребенку можно по следующим признакам:

  • частота прикладываний;
  • длительность кормлений;
  • нормальный набор веса;
  • здоровый вид и сон;
  • глотательный рефлекс.

Новорожденный ребенок может просить грудь до 25 раз в сутки. Такой режим может продлиться до трехмесячного возраста. Но малыш должен не просто лежать у груди и посасывать ее, а делать глотки. В начале кормления они будут более частыми, поскольку первым малыш получает переднее молоко. Затем глотки становятся реже, но и сосать ребенок начинает с усердием, поскольку добывает более густое и питательное заднее молоко.

Далеко не у каждой мамы есть под рукой весы, чтобы определить, какой вес набирает ребенок на грудном вскармливании. Конечно, сделать это можно и в детской поликлинике, но лишний раз посещать больницу с новорожденным малышом на руках нет необходимости. Понять, что ребенку не хватает молока, как в первые дни его жизни, так и в 1 месяц, поможет тест на мокрые пеленки. В чем он заключается?

Суть теста состоит в том, что на 24 часа маме нужно полностью отказаться от одноразовых подгузников, а пользоваться только обычными хлопчатобумажными пеленками. В конце дня необходимо подсчитать, сколько раз ребенок пописал. Сделать это он должен не менее 12 раз в течение 24 часов. Такой результат говорит о том, что малышу хватает материнского молока.

Если же количество мокрых пеленок будет меньше 10, женщине рекомендуется обратиться к консультантам, которые помогут увеличить объем необходимого ребенку грудного молока.

Подсчитываем количество испачканных подгузников

Следующий способ даст возможность понять, что ребенку не хватает молока в 1 месяц. Как метод для определения достаточного объема питания в более старшем возрасте он не подходит.

Способ основан на том, что новорожденный на грудном вскармливании должен испражняться как минимум 2-3 раза в сутки. На 5-6 неделе жизни ребенка его стул становится не таким частым. В это время малыш может испражняться как 1 раз в день, так и 1 раз в 5 дней, что является нормой при грудном вскармливании.

Ошибочные признаки недостаточной лактации

При грудном вскармливании случаются ситуации, когда молодой кормящей маме начинает казаться, что ребенку не хватает молока. Как понять, действительно ли лактация является недостаточной, она еще не знает. К тому же настроить женщину на могут следующие ложные признаки:

  1. Отсутствие ощущений наполнения груди. Примерно к 6 неделе жизни малыша мама перестает чувствовать приливы. Ей может показаться, что грудь пустая. На самом же деле к этому времени как раз и налаживается грудное вскармливание «по требованию», когда молока прибывает ровно столько, сколько необходимо ребенку, чтобы он наелся.
  2. Уменьшение количества испачканных подгузников. Если новорожденный малыш испражняется до 6 раз в сутки, то по мере взросления число дефекаций снижается. Это связано с физиологическими процессами в организме и, если ребенок чувствует себя нормально, поводов для беспокойства быть не должно.
  3. Повышение аппетита малыша. Внезапно ребенок начинает требовать грудь чаще и не отпускает ее дольше. Такое поведение объясняется скачками роста. При соблюдении принципов методики кормления «по требованию» в течение нескольких дней объем вырабатываемого молока увеличится и покроет потребности растущего организма.

Контрольное взвешивание

Многие мамы интересуются тем, как понять, что ребенку в 5 месяцев не хватает молока, когда тесты на мокрые пеленки и количество испачканных подгузников больше не являются информативными. В этом возрасте педиатр может порекомендовать контрольное взвешивание. Проводится оно, как правило, в детской поликлинике, но по желанию делать его можно и дома.

Суть метода заключается в том, что малыша взвешивают до кормления и сразу же после него, чтобы определить объем съеденного молока. Если же ребенок по какой-то причине съест меньше положенного, то педиатр обязательно сделает неутешительный вывод и порекомендует докармливать кроху смесью.

На самом деле контрольное взвешивание при грудном вскармливании ни к чему. При каждом прикладывании малыш может высасывать разное количество молока, но в итоге, за сутки окажется, что он съел больше, чем положено по нормам.

Современные нормы набора веса

Не является на сегодня объективным способом определения того, что ребенку не хватает молока при грудном вскармливании. Понять, как малыша кормить дальше, помогут нормы набора веса и роста.

По данным Всемирной организации здравоохранения ребенок на грудном вскармливании может набирать 125-500 г в неделю или 0,5-2 кг в месяц. При этом его не рекомендуется взвешивать чаще, чем 1 раз в 7 дней. Набор веса у маленьких детей происходит скачками. Сегодня малыш может ничего не набрать, а завтра поправится на треть от установленной нормы. Взвешивать ребенка рекомендуется в одно и то же время, например, утром, и желательно в примерно одинаковой одежде.

Можно ли подсчитать количество молока в груди?

Практически каждая мама выписывается из роддома домой с туго налитой грудью. В этот период лактация настолько сильная, что ей даже не приходится задумываться над тем хватает ли ребенку грудного молока. Как понять, сколько же прибывает питательной жидкости перед каждым кормлением?

Старшее поколение женщин в семье может посоветовать сцедить молоко в бутылочку, чтобы подсчитать его объем и свериться с нормами, которые, кстати, разработаны для детей на искусственном вскармливании. На самом деле заниматься этим совершенно не нужно. Молоко на грудном вскармливании вырабатывается в соответствии с потребностями ребенка. Его объем в разные часы суток может быть разным. Главное, это не количество вырабатываемого молочной железой питания, а его качество и хороший набор веса.

Как понять, что ребенку не хватает грудного молока?

Первое, что должно обеспокоить маму при подозрении на недостаточную лактацию - беспокойство малыша и слабый набор веса. Но существуют и другие явные признаки того, как понять, что ребенку не хватает молока в 3 месяца, а также в более раннем и позднем возрасте. Они заключаются в следующем:

  • сильный недобор веса - меньше 500 г в месяц для новорожденных и 300 г для трехмесячных малышей и старше;
  • нервозность ребенка после прикладывания к груди - малышу не хватает молока и он начинает плакать;
  • тест на мокрые пеленки - информативен только по отношению к детям, которым еще не исполнилось 5 недель;
  • ухудшение самочувствия малыша, вялость, бледный цвет кожи - указывают на обезвоживание организма.

При обнаружении одного из представленных выше симптомов маме следует немедленно обратиться к консультанту по грудному вскармливанию и попытаться увеличить лактацию. Стоит предупредить, что последний признак является особенно опасным, поскольку может указывать на более серьезные проблемы со здоровьем крохи.

Действия при низкой лактации у женщины

Если мама обнаружила, что ребенку не хватает грудного молока (как понять, что это действительно так, было рассказано выше), консультанты по грудному вскармливанию могут порекомендовать ей следующее:

  • кормить чаще - свести промежутки между кормлениями к минимуму, чтобы кроха практически постоянно был у груди;
  • предлагать обе груди в одно кормление;
  • не завершать кормление, пока ребенок не перестанет сосать;
  • следить за тем, чтобы прикладываниями к груди были правильными - ребенок должен обхватывать губами ареолу, а не только сосок;
  • полноценный отдых в каждую свободную минуту;
  • сбалансированное и калорийное питание, богатое белком;
  • достаточное употребление жидкости;
  • полный отказ от пустышек и бутылок - они противопоказаны детям с недостаточным набором веса.

Что полезно знать кормящей маме?

Даже придерживаясь методики кормлений «по требованию» женщина может столкнуться с недостатком молока. При грудном вскармливании такие периоды действительно систематически случаются. Это лактационные кризы. Возникают они в результате резких скачков роста малыша. В лактационный криз понять, что ребенку не хватает молока, как и в описанных выше случаях, можно по беспокойному поведению крохи и недостаточному набору веса. Их продолжительность составляет примерно неделю. За это время мамина грудь успевает перестроиться и все признаки криза исчезают.

Как сохранить грудное вскармливание?

Главная помеха нормальной лактации - постоянные страхи и сомнения будущей мамы по поводу количества и качества грудного молока. Не стоит предлагать крохе бутылочку со смесью каждый раз, когда он капризничает после кормления, если он нормально прибавляет в весе. Нужно понимать, когда существует реальная проблема и как вовремя справиться с ситуацией.

И напоследок следует напомнить, что никакая искусственная смесь не будет для малыша более питательной и ценной, чем грудное материнское молоко.

Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом?

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный

Здоровым считается новорожденный , родившийся в срок 37 - 42 недель, с весом при рождении 2,5 - 4,0 кг, который не нуждается в реанимации и при первом осмотре врачом-неонатологом в родильном зале не обнаруживает никаких физических дефектов.

Если ребенок родился в срок 36 недель и 6 дней и ранее, он считается недоношенным, если более 42 полных недель - переношенным. Срок беременности рассчитывается с первого дня последней менструации, имевшей место у женщины, и измеряется в неделях. Состояния недоношенности и переношенности часто ассоциируются с множеством различных заболеваний, в том числе опасных для жизни, поэтому такие дети обязательно должны наблюдаться опытным врачом-неонатологом.

Дети с весом при рождении меньше 2,5 кг - маловесные, а более 4 кг - крупные. Даже если ребенок родился в срок, вес его может не соответствовать норме. Такие дети также требуют более пристального внимания и глубокого обследования.

Рост, длина окружности головки и груди новорожденного

Кроме массы тела в родильном зале новорожденному с помощью ростомера и сантиметровой ленты измеряют длину тела и окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют оценить гармоничность физического развития ребенка, выявить некоторые наследственные заболевания, эндокринную патологию и поражение центральной нервной системы.

В норме рост новорожденного при рождении 45-56 см. В среднем около 50 см. Логично, что недоношенные дети имеют более низкий рост - это не является признаком негармоничного развития.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которую накладывают сзади на углы лопаток (самая нижняя точка лопатки), а спереди над сосками. Нормальные значения длины окружности груди доношенного новорожденного - 33-35 см.

Для измерения длины окружности головки необходимо сантиметровую ленту наложить сзади на самую выступающую точку затылка, а спереди провести непосредственно над бровями. В норме этот показатель равен 33 - 37, 5 см, он не должен превышать более чем на 2-4 см длину окружности груди. Измерение головки - незаменимая процедура в диагностике заболеваний центральной нервной системы. В течение первой недели жизни головку необходимо измерять каждый день. В норме за первый месяц жизни головка вырастает не более чем на 3-4 см, если головка растет более интенсивно (более 0.3 - 0.5 см в день) - это говорит о развитии гидроцефалии , очень тяжелого заболевания. Это правило не работает для детей первых суток жизни. За первые 24 ч окружность головки может увеличиться на 1.0 - 1.5 см - это головка восстанавливает свою нормальную форму после прохождения через узкие родовые пути.

Первый крик новорожденного

Сразу после рождения ребенок на несколько секунд замирает, не реагирует ни на какие внешние раздражители. Это состояние называется «катарсис» новорожденного. Некоторые философы считают, что именно в этот момент в ребенка закладывается душа. После чего новорожденный делает первый вдох и издает первый крик. Первый крик новорожденного должен быть звучный и эмоциональный. И главное, ребенок должен закричать в течение первых 30 секунд после рождения. Если этого не произошло, он нуждается в реанимации.

Оценка по шкале Апгар

В конце первой и пятой минут жизни ребенка врач-неонатолог оценивает состояние ребенка по шкале Апгар по 5 признакам: цвет кожи, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы. Максимальная возможная оценка - 10 баллов. Новорожденный, имеющий оценки по шкале Апгар выше или равные 7/7 баллов, считается здоровым. Если оценка ниже, ребенок нуждается в неотложных реанимационных мероприятиях. Этот значит, ему возможно понадобятся дополнительный кислород для дыхания, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца. В этих случае малыш отнимается от матери и весь комплекс реанимационных мероприятий продолжается до тех пор, пока состояние ребенка не стабилизируется.

Первое знакомство новорожденного с матерью: контакт «кожа к коже»

Здорового новорожденного сразу после рождения насухо вытирают пеленкой, одевают ему шапочку и носочки, для предотвращения потерь тепла и укладывают на живот матери. Мать и ребенка укрывают общим одеялом, так чтобы контакт между ними был «кожа к коже». Такой тесный контакт должен продолжаться не менее 1,5-2 часов. Все необходимые процедуры, связанные с первым туалетом новорожденного могут быть отложены, а первый осмотр врачом-неонатологом происходит прямо на груди у матери. Достоверно доказано, что эта простая процедура уменьшает заболеваемость в период новорожденности, способствует выработке молока у матери и становлению материнского инстинкта.

Первое кормление новорожденного

Находясь на животе у матери, новорожденный обычно в течение первого получаса самостоятельно или с помощью акушерки находит грудь и начинает сосать. Первое кормление не должно быть форсированным: грудь нужно предлагать настоятельно, но не агрессивно. Некоторые дети не готовы сразу приступать к еде, достаточно просто подержать их у груди.

Температура тела новорожденного

Температуру тела новорожденному обычно измеряют через 15 минут после рождения, а затем через 2 часа, когда мать и ребенок уже переведены в палату совместного пребывания. Нормальной считается температура тела 36.5-37 С. В первые часы после родов, ребенок склонен к переохлаждению . Чтобы этого избежать новорожденному всегда одевают шапочку и носочки. Свободная одежда и контакт «кожа к коже» также помогут сохранить тепло. А тугое пеленание и купание, наоборот, способствуют переохлаждению новорожденного, поэтому от этих практик во многих роддомах уже отказались.
В последующие сутки ребенок уже больше склонен к перегреванию. Если у новорожденного повышена температура, в первую очень нужно оценить: не слишком ли тепло он одет?

Цвет кожи новорожденного

Сразу после рождения кожа новорожденного имеет синюшный оттенок. Первый вдох насыщает кровь кислородом и кожа начинает розоветь. В первые часы жизни может сохраняться легкая синева кистей рук и стоп, которая постепенно исчезает. Через час полтора у многих новорожденных кожа становится ярко-красного цвета. Это не является патологией, а связано с особенностью развития капилляров. У доношенных новорожденных краснота проходит на вторые сутки, у недоношенных держится дольше. Самый пугающий признак - бледность кожных покровов. Белая кожа у новорожденных - это всегда тяжелая патология.

Форма головки и родничок

У новорожденного головка часто ассиметрична (идеально ровной головкой могут похвастаться только детки, рожденные путем кесарева сечения). Часто на ней заметна большая плотная шишка. Это так называемая «родовая опухоль». Она самостоятельно рассосется за несколько дней без всякого лечения. Единичные точки кровоизлияний на родовой опухоли не являются причиной для беспокойства. Такие же маленькие кровоизлияния могут быть и на глазах, особенно если роды были долгие и тяжелые. Они также проходят со временем сами по себе.

Чуть выше лба по средней линии головы у новорожденного имеется мягкий податливый участок – большой родничок. В этом месте свод черепа еще не до конца окостенел. Нормальные размеры большого родничка 1-3 см. Родничок большего размера может встречаться у недоношенных, незрелых детей, а также при повышении внутричерепного давления (в этом случае он еще и выбухает). Дети с маленьким родничком обычно развиваются нормально, лишь в некоторых случаях это приводит к развитию неврологической проблемы. Некоторые нейропедиатры назначают таким детям «плач по 5 мин – 3 раза в день». Во время плача повышается внутричерепное давление и кости черепа «расходятся», способствуя росту головки.

Дыхание новорожденного

Новорожденный дышит нерегулярно. Дыхание может отсутствовать несколько секунд, а затем сменяться серией очень частых дыхательных движений. Иногда ребенок делает судорожный вдох, за которым следует шумный длинный выдох. Со временем таких дыханий становится все меньше и меньше. Частота дыханий в норме 30-60 в минуту. Количество дыханий более 60 в минуту указывает на тяжелое поражение легких.

Понятие о тонусе новорожденного: «поза эмбриона» и гипотонус

В норме руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом положении, симметричны, кисти сжаты в кулаки, голова несколько приведена к телу, это - «поза эмбриона», характерная для первых месяцев жизни.
Если ребенок вялый, «мягкий», руки и ноги свободно свисают – это неблагоприятный симптом, который называется «мышечная гипотония». Его можно встретить при заболеваниях нервной системы, инфекциях новорожденного и других тяжелых заболеваниях.

Сон и бодрствование

Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки. Периоды бодрствования обычно ограничиваются кормлениями. Проснувшийся ребенок хаотично перебирает ручками и ножками. Глаза первые несколько дней могут быть закрыты. Если они открыты, глазные яблоки движутся так, как будто ребенок хочет фиксировать взгляд, но у него это не получается. Иногда можно заметить небольшое косоглазие , которое проходит самостоятельно к концу первой недели и не требует лечения.

Первый стул и мочеиспускание

Первый стул ребенка называется меконий. Он тягучий, черного цвета, напоминает деготь. В норме меконий должен отойти в первые сутки, если меконий не отошел, врачи на вторые сутки выбирают выжидательную тактику. Если кишечник не опорожняется и тогда, ребенок дополнительно обследуется для выявления причин этого патологического состояния и его коррекции. Очень редко у здоровых детей меконий отходит на третьи сутки.

Иногда меконий отходит преждевременно еще в утробе матери. В этом случае гинекологи говорят о «грязных околоплодных водах». Это часто имеет место при внутриутробном инфицировании плода и в случае, если мать во время родов получала наркотические обезболивающие средства или «медикаментозный сон».
Это довольно опасное состояние, так как меконий может попасть в дыхательные пути и нарушить дыхательную деятельность новорожденного.

В первые 3 дня новорожденный мочится редко, 2-4 раза в сутки. Первое мочеиспускание обычно имеет место между 12 и 24 часами жизни. Постепенно количество мочеиспусканий возрастает, достигая к 7-10 дню жизни 20 – 25 раз.

Если новорожденный болен?

Что делать, если новорожденный не соответствует критериям здоровья, приведенным выше? Не паниковать! Многие заболевания периода новорожденности, вовремя диагностированные и правильно леченные, проходят, не оставляя последствий для будущего ребенка. Доверяйте здоровье своих детей квалифицированным специалистам, но не забывайте и о своей роли. Любой неонатолог подтвердит, что 90% успеха в лечении новорожденного это правильный уход, забота и внимание со стороны матери и других близких, и только 10% ложится на плечи специалиста.

Здоровье – что это? Определение здоровья согласно ВОЗ.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает очень мудрое, философское определение понятию «здоровье». Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и заболеваний, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Эксперты ВОЗ делают акцент на второй части определения и подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких незаменимы в поддержании здоровья детей. Даже больной ребенок, окруженный материнской лаской, имеет шанс чувствовать себя здоровым.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Многие мамы беспокоятся, что в первые дни после родов у них нет молока и малыш останется голодным. Насколько этот страх обоснован?

Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу: у женщин возникает достаточно разных опасений в послеродовой период. Ребенок и мама учатся понимать друг друга, привыкают к новой жизни. Что касается опасения, будто малыш будет голодать в первые 3−5 дней, — это заблуждение. Дело в том, что у здорового, физиологически зрелого ребенка в первые несколько дней жизни вообще нет пищевой потребности, у него еще не работает желудочно-кишечный тракт.

Но ведь любая мама знает, что ребенок тянется к груди, прикладывается к ней и пытается сосать. Разве это не значит, что малыш голоден?

Как ни странно, нет. Потребность в еде просто путают с так называемым сосательным рефлексом. Смысл сосания для малыша заключается в том, что его рот чем-то заполнен, ребенок получает приятные тактильные ощущения. Выходит, что примерно через каждые полтора часа малыш испытывает потребность в сосании, а не в еде. Маме совершенно не стоит переживать, что у нее нет молока. У нее еще до родов начинает выделяться молозиво. И оно по капельке растворяется во рту малыша, как вкусное, сладковатое гомеопатическое средство. Разумеется, это касается только здоровых детей. В других случаях решение о режиме кормления принимает врач.

Выходит, что сигнал, который подает ребенок, мама просто неверно понимает?

Да, это действительно так. Более того, есть и другие сигналы, которые могут ввести женщину в заблуждение.

И какие же?

Например, в первые дни после рождения у малыша по‑другому работает терморегуляция кожи. Когда ему холодно, сосуды расширяются, и ребенок краснеет. Дыхание тоже работает не так, как у взрослых. Мы произносим звуки на выдохе, а новорожденный — на вдохе во время плача. Он одинаково выражает любое свое состояние. И именно поэтому маме не очень понятно, что происходит с ребенком. Малыш просто физиологически не способен подать правильные сигналы: кажется, будто он хочет есть, а он всего лишь желает сосать, кажется, будто ему жарко, потому что он покраснел, но ему холодно. Мама думает, что ребенок плачет, потому что голодный, но его всхлипывания могут значить все что угодно. Многие считают, что самое главное в первые недели — это наладить режим сна и питания для малыша. По моему мнению, самое важное — научиться понимать, что происходит с ребенком.

Кстати, обычно мамы стараются создать идеальную тишину, чтобы ребенок побольше спал. Верно ли они поступают?

К сожалению, это стремление не совсем отвечает потребностям малыша. И вот почему. Сон ребенка в первые месяцы жизни — особенный, пренатальный. Короткие периоды сна и бодрствования(по 15−20 минут) постоянно чередуются. Новорожденным не свойственно такое состояние: полностью отключиться и спать несколько часов подряд, ничего при этом не слышать, не ощущать запахи и прикосновения мамы. Он может просыпаться, не открывая глаз, и слышать то, что происходит вокруг.

И вот когда мама видит, что ребенок спит, старается создать вокруг идеальную тишину, оставить его одного в темной комнате, это, наоборот, вызывает у новорожденного чувство тревоги. Напротив, когда мама тихо разговаривает, приглушенно работает телевизор, малыш ощущает ее прикосновения. Он понимает, что все в порядке, и спокойно отдыхает.

Верно ли, что мама должна жить в режиме ребенка: отдыхать, когда он спит, и бодрствовать, когда он проснулся. Но это же сложно для взрослого человека!

Режим мамы и малыша, безусловно, должен совпадать. Но мудрая природа позаботилась об этом: к концу беременности у женщины начинают меняться ритмы сна, она даже может начать жаловаться на бессонницу. На самом деле такой неустойчивый и поверхностный сон — важная адаптивная функция мозга. Беременной женщине не стоит долго лежать в одной позе, и благодаря такому сну она может чаще переворачиваться, менять позу. Но самое важное — «материнский сон», как его назвал известный британский педиатр и психоаналитик Дональд Винникот, совпадает с ритмами сна новорожденного. В таком состоянии мама замечает, что происходит с ребенком: дышит ли он, бьется ли его сердце, улавливает даже запах. Именно поэтому так важно, чтобы малыш спал в одной комнате с мамой, иначе она тоже начнет тревожиться, когда не может уловить сигналов от малыша.

Не у всех мам получается жить в одном режиме с ребенком. Ведь часто они вынуждены днем заниматься еще какими-то делами — приготовлением еды, стиркой, уборкой.

Одна из главных ошибок мам — это стремление сразу после родов перейти к привычному ритму жизни: днем заниматься какими-то делами, а ночью — спать. Но ребенок так не может. Он часто просыпается ночью, его нужно кормить, брать на руки, уделять внимание. Возникает обычная ситуация: пока днем малыш спит, мама занимается своими делами, устает и хочет выспаться ночью. Но ей это не удастся!

В итоге мама перенапрягается и не может обеспечить ребенку общение и тесное взаимодействие тогда, когда ему нужно, — в те моменты, когда он активен. Для малыша важно, чтобы мама проявляла к нему внимание и днем, и ночью в одинаковой пропорции. Когда мама старается ночью спать, ребенку не хватает внимания, и что он начинает делать? Правильно, кричать, требовать его. Днем же сигналов от мамы поступает предостаточно, малыш много отдыхает, пресыщается ими. Так и возникает ситуация, когда говорят: ребенок перепутал день с ночью. Постепенно он сможет плавно перейти к нормальному режиму: ночью станет больше спать, потому что свет выключен и гораздо тише, чем днем.

Жизнь в одном режиме с малышом поможет научиться понимать его потребности?

Конечно. Интересно, что на самом деле женщина отлично понимает состояние ребенка — ведь во время беременности она чувствовала, как он шевелится, благодаря гормонам понимала его настроение, ощущала, как бьется его сердце. Вся эта информация, пусть и неосознанно, но осталась в мозгу. Жизнь в совместном режиме помогает женщине всего лишь« перекодировать» эти знания: теперь она держит ребенка на руках, а эмоции может распознавать благодаря мимике и издаваемым звукам. Еще в 80-х годах ученые провели исследования, результаты которых показали: те мамы, что были внимательны к своим новорожденным детям, могли различать плач малыша и определять, чего ребенок хочет. Более того, анализ сонограммы плача продемонстрировал, что дети у таких мам действительно плачут по‑разному, то есть понимают, как взрослый человек реагирует, и подают ему нужный сигнал. Этот процесс называют« взаимным научением», а мам, понимающих своих детей в таком маленьком возрасте, — «компетентными». Уже к полутора месяцам малыш начинает демонстрировать первые коммуникативные умения — смотрит в глаза, улыбается. Именно тогда возникает конструктивный диалог между матерью и ребенком, и становится гораздо легче.

То есть необходимо приготовиться к тому, что первые 6 недель после родов будут сложными?

На самом деле уход за ребенком — не такая уж тяжелая работа. Однако мама все равно устает и психологически, и физически. Ведь малыш весит около 4 килограммов и быстро начинает прибавлять в весе. Необходимо приготовить еду, постирать, покачать ребенка на руках. Только выработка грудного молока отнимает около 20% всех физических ресурсов. Так вот, мама должна отдыхать физически, и этот отдых — забота всей семьи. Когда малыш спит, маме лучше заниматься тем, чего она действительно хочет: тоже поспать, почитать, поесть. А не бежать и готовить ужин для мужа. Конечно, современные молодые семьи часто живут вдалеке от бабушек и дедушек, папы много работают, и женщина остается дома одна с ребенком, поэтому найти время для отдыха сложно, но это необходимо. Важно разделять две вещи: материнство и хозяйство. Материнство — это то, что женщина дает своему ребенку непосредственно в общении с ним. Тогда ее материнская компетентность будет расти. А когда женщина будет стирать и готовить, пусть и для ребенка, лучшей мамой она не станет. Об этом должна помнить вся семья при подготовке к первым полутора месяцам после родов.

А в чем заключается психологический отдых?

Дело в том, что материнство требует постоянной включенности всех психических систем в процесс воспитания. Постоянное внимание, повышенная ответственность за жизнь беспомощного существа выматывают, истощают. Чтобы отдохнуть полноценно, необходимо разделить ответственность с близкими. Малыш — не только мамин ребенок, но и папин, и бабушкин и дедушкин внук. Они могут поиграть с ним или просто помочь маме по хозяйству. Нужно обязательно организовать для женщины отдых не менее получаса в день — без ребенка. Но при этом мама должна быть абсолютно уверена, что с ним все в порядке. Например, папа, придя с работы, может пойти погулять с малышом. В коляске он чувствует себя защищенным, его укачивает, как раньше в животе у мамы. Не важно, кто катит коляску. Главное, чтобы мама оставалась дома, а с малышом уходили. Если женщина оставляет ребенка, пусть и с тем, кому доверяет, у нее через 15 минут развивается сепарационная тревога, и речи об полноценном отдыхе идти не может.

ТЕКСТ: Юлия Арбатская

Природой не предусмотрено выживание ребенка без помощи взрослого. Но как разобраться в том, чего, собственно, он хочет? Почему плачет? Хочет ли он есть, спать или у него болит живот? Тревога по этому поводу абсолютно нормальна, в разной степени она есть у большинства мам. Ведь ребенок не умеет говорить, не понимает вашу речь, не может сообщить вам о своих потребностях, а вы не умеете читать его мысли и не можете быть на сто процентов уверены, что делаете сейчас именно то, что малышу требуется.

100 оттенков плача

Мало толку изучать по книжкам нюансы детского плача. Все дети разные, и подвести их под единую систему попросту нельзя. Для ребенка плач – единственный доступный способ сообщить миру о своих потребностях. Младенец плачет, когда чувствует неудовольствие, дискомфорт. Задача взрослого – понять, чем именно этот дискомфорт вызван.

Ребенок может испытывать голод или жажду, он может устать и, соответственно, хотеть спать. Еще он может испытывать неприятные ощущения от мокрого подгузника или пеленки, у него может что-то болеть, а еще он иногда просто хочет вашего внимания. Словом, причин для плача у малыша более чем достаточно. Поэтому большинство родителей на первых порах начинает действовать наугад, использовать метод «научного тыка» – иного выхода просто нет.

Это своеобразная головоломка: раз младенец недавно поел, вряд ли он испытывает голод. И вроде бы, недавно проснулся – значит, не устал. Стало быть, можно проверить его подгузник или предложить игрушку. Да, действительно, замечено, что, когда малыш капризничает и поджимает ножки к подбородку, в большинстве случаев это свидетельство желудочной колики. Это логично, вспомните свое, взрослое тело: что мы делаем, когда чувствуем боль в животе? Сгибаемся, принимаем ту же самую позу. А теперь вспомните себя после тяжелого трудового дня. Вряд ли будучи усталым вы найдете в себе силы для громкого крика. Следовательно, уставший ребенок, скорее, тоже будет занудно хныкать, чем орать навзрыд. Но эти наблюдения не истина в последней инстанции. Только родителям ведомо, как поступить в данной конкретной ситуации, только они могут знать, что же именно вызвало то или иное состояние малыша. В этих вопросах именно вы самый знающий профессор и специалист высшей категории.

Приведем пример. В одних книгах для родителей пишут, что нужно без промедления реагировать на каждый плач ребенка, другие же авторы утверждают, что малышу нужно дать время на плач, чтобы он ощутил дискомфорт. Кто прав? Правильный ответ: все зависит от ситуации! Если младенец захныкал, потому что захотел кушать, нет ничего страшного, если мама задержится на пару-тройку минут, чтобы закончить с собственным обедом, и спокойно расположится в кресле для кормления крохи. Но, если мама услышала плач упавшего крохи, наверное, никому не придет в голову посоветовать ей не спешить на помощь своему ребенку. Конкретная ситуация ВСЕГДА влияет на поведение. Поэтому запомните самое главное правило родителей: нет универсального рецепта, как надо. «Надо» с разными детьми по-разному!

Да, полезно принимать во внимание чужой опыт, но важнее получать и усваивать собственный. А опыт – это не только верно найденные решения, но и совершенные ошибки.

Лучшая ошибка в мире

В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка усталого или замерзшего. Он просто плачет, и мама начинает ему предлагать все по очереди: грудь, теплое одеяло, игрушку. Но ведь и новорожденный пока еще сам не знает, чего он хочет: пить, есть, спать или что-то еще… Он плачет, ПОТОМУ ЧТО «что-то не в порядке». Он просто сообщает об этом миру и потому охотно принимает все предложенное мамой. Через какое-то время младенец начинает понимать, что, когда ему неприятно ВОТ ТАК, лучше всего избавляет от этих ощущений мамина грудь, а игрушка или одеяло с этим «не справляются». И тогда в следующий раз он оттолкнет игрушку и сбросит ножками одеяло. Он уже понимает, что сейчас ему нужно совсем другое.

Молодой маме нет нужды корить себя за то, что она не способна понять собственного ребенка. Это нормальная ситуация, к тому же полезная, потому что именно благодаря такому «непониманию» ребенок учится понимать, что подходит для удовлетворения его потребностей, а что нет.

Малыш постепенно учится понимать и различать собственные нужды и потребности, и происходит это не за одно или два кормления и не после 3-4 сменившихся подгузников. Более того, никто точно не скажет вам, когда именно кроха начинает более-менее внятно осознавать, что же ему нужно. Лишь к полугоду ребенок уже достаточно отчетливо ориентируется в своих желаниях. Выходит, умение понять, что же нужно младенцу, – это не только родительский навык, но и важнейшее приобретение самого ребенка.

Благие намерения

А вот кому действительно стоит насторожиться, это тем, кто фанатично увлечен какой-либо системой воспитания: кормление ребенка по часам, строгий режим, или даже… безобидные развивающие занятия. Все это делается из лучших побуждений, но, если поведение младенца не укладывается в «схему», такие родители начинают тотчас тревожиться: «поскольку я все делаю по правилам, так, как нужно, а ребенок реагирует не так, значит, с ним сегодня что-то не так, что-то не в порядке». И им совсем не приходит в голову, что ребенку, может быть, абсолютно не хочется спать, не нужно сегодня «закаляться» или у него нет желания радоваться от созерцания развивающего пособия.

Близка к этому и позиция мам, которая формулируется примерно так: «Я точно знаю, что тебе нужно!» Такие женщины точно, на все 150%, знают, какие памперсы больше подходят ее малышу, какое пюре ему нравится, какая игрушка доставит удовольствие, на каком горшке удобнее сидеть. Чуть позднее они «точно знают», какие способности ребенка необходимо развивать, а какие нет. К сожалению, дети таких мам, взрослея, по-прежнему не могут обойтись без ее советов. Они привыкли, что «мама все знает лучше»: кого выбрать в партнеры, в каком вузе продолжить образование, где работать, как воспитывать детей. Как результат – разочарования, неудачная личная жизнь, тяжелые взаимоотношения с людьми. А ведь начиналось все с младенчества, когда мама, и правда, лучше других была способна понять своего ребенка. Лучше других, но не лучше его самого! Как «действительно нужно», выясняется путем проб и ошибок. Это дело не одного дня – это исследовательская работа, в которую включены двое – мать и ребенок.

Или рассмотрим ситуацию гиперопеки, когда стремление мамы к совершенству настолько высоко, что она старается предугадать все желания младенца. Не успел он проголодаться – она его уже покормила, кроха только-только попытался перевернуться – мама уже ему помогла. Как вы думаете, нужно ли такому ребенку учиться понимать собственные желания? Нет, ведь мама всегда точно знает, что ему нужно. Надо ли такому ребенку интересоваться миром? Зачем? Ведь мир сам решает за него! У психологов на работу со взрослыми, выросшими из таких младенцев, уходят месяцы и годы личной психотерапии. И все лишь для того, чтобы человек снова научился понимать и осознавать собственные потребности и желания.

Еще одна крайность – это родители, закаляющие характер ребенка. Как правило, они исходят из соображений, что все маленькие дети плачут. Сыт, переодет – значит, просто капризничает. Но помимо еды и тепла ребенку необходимы и новые впечатления. Иначе мир, как и в предыдущем примере, становится неинтересен. Такой младенец привыкает, что его потребности не удовлетворяются, ему все время плохо и это нельзя никак исправить. Конечно, научится тому, что при возникновении чувства голода надо поесть, он сможет, но понимать, что при возникновении чувства одиночества ему надо сделать попытку пообщаться с кем-либо, он вряд ли сможет. У него попросту не было такого младенческого опыта! Вырастая, такой человек часто чувствует себя глубоко несчастным, одиноким, не понимая, почему так происходит. У него не было опыта удовлетворения потребности в общении в детстве, следовательно, и строить отношения будучи взрослым он не умеет, а порой и вообще не осознает, что ему это нужно. Между тем, человек – существо социальное!

Внимание к себе

Понять младенца можно через себя, через свое взаимодействие и общение с ним. Именно тогда, когда мама не впадает в панику, услышав плач ребенка, а дает себе возможность внимательно прислушаться, присмотреться к тому, что происходит с ним, пробует разные способы его успокоить, не боится ошибаться, понимает ценность этих ошибок и грамотно использует полученную из разных источников информацию, вот тогда и устанавливается прочный контакт между родителем и ребенком. Очень большой поддержкой и помощью в этом деле может стать умение самого родителя распознавать и чувствовать свои потребности, способность понимать, а что я сам сейчас хочу, а что я сейчас чувствую. Хочу ли я есть? Хочу ли я спать? Хочу ли я играть со своим ребенком? Да, далеко не всегда у нас есть возможность делать то, что нам действительно хочется, но именно умение ПОНИМАТЬ себя – первый шаг к тому, чтобы жить счастливой, полной жизнью и, как следствие, шаг к тому, чтобы научиться понимать своего ребенка и показывать ему на собственном примере, КАК это делается.