Как легче запоминать информацию. Как быстро и хорошо запомнить текст

Хорошая память - предмет для гордости. В современный век мы ежедневно воспринимаем тонны информации. Вот только запомнить удаётся не всё. Что и говорить, в последнее время люди привыкли всё заносить в телефонные памятки. Но всё-таки самый мощный и надежный жёсткий диск, который невозможно взломать, - это наш мозг. Однако, чтобы запоминать информацию, нужна хорошая память и следование кое-каким хитростям. Впрочем, обо всём по порядку.

Использование памяти

Как быстрее запоминать информацию? Невозможно найти ответ на этот вопрос, не разобравшись со своими способностями, данными природой. Всё дело в том, что практически у всех нас развито несколько видов памяти. Но один из них - сильнее всего. Итак, вот все её виды:

  • визуальная (зрительная);
  • аудиальная (слуховая);
  • тактильная (кинестетическая);
  • вкусовая и обонятельная.

Последний вид памяти считается наименее практичным, потому что вкус и запах реже всего выступают в роли ведущих анализаторов. Однако все перечисленные виды соединяются в один вид памяти - образный. Изображение, звук, ощущение, запах и вкус - всё это способствует созданию в нашем воображении определённой картины.

Также есть словесно-логическая память, двигательная (моторная), эмоциональная, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная и оперативная. Но запоминанию способствует, естественно, первая из этого списка.

Образный метод

Если рассказывать о том, как быстрее запоминать информацию, то данный способ стоит отметить вниманием в первую очередь. Поскольку он наиболее действенный.

Запоминание - это процесс поиска связей. Или же их создание в массиве образов. Если хочется что-то отложить в памяти, нужно найти или создать новую визуальную связь. Информацию, в особенности абстрактную (идеи, мысли), нельзя зазубривать.

Вот простой пример. Слово sleeve , которое с английского переводится как «рукав», можно пытаться вбить себе в голову целый час, повторяя его до тошноты. Но зачем, если это реально запомнить за 5 секунд? Всё просто! Достаточно представить рукав кофты, доверху забитый сливами. Странно? Может быть. Но зато теперь даже вспоминать не придётся, что означает слово sleeve . А всё благодаря созданию связи между ним и образом.

Даже в преподавании этот метод используется. Вспомнить хотя бы уроки математики в школе. Да любой человек, закончивший её 10, 20 и 30 лет назад, на вопрос о том, что такое биссектриса, ответит - это луч, делящий один угол на два. А всё почему? Потому что биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Этот простой стишок все преподаватели использовали, чтобы облегчить ученикам жизнь.

Ассоциации

Этот способ похож на предыдущий. Как быстрее запоминать информацию? Придумывать ассоциации! Это такие группы образов, которые кодируют информацию. В них всегда есть основа и наложенные элементы.

Ассоциации даже искать не нужно, поскольку они нас окружают. В телефонных номерах - дни рождения, которые надо запомнить. В памятных датах - номера домов, адреса друзей. И, конечно же, слова - главный помощник каждого из нас.

Как быстро запомнить спектральные классы звёзд? Они обозначаются буквами, причем далеко не в алфавитном порядке - O, B, A, F, G, K, M. Если немного поразмыслить, то можно придумать забавную ассоциацию, сочинив на каждую букву по слову, и объединив их в смысловое предложение: «Один Белобрысый Американец Финики Жевал, Как Морковь» . И по такой схеме можно запомнить практически всё - начиная датами, заканчивая формулами.

В процессе учения

Чаще всего ответом на вопрос о том, как быстрее запоминать информацию, интересуются школьники и студенты. Те, которым нужно что-то выучить, и желательно побыстрее. Вышеперечисленные методы стоит использовать, но они будут в данном случае вспомогательными.

Самое главное - установить определённый режим. Лучшее время для усваивания информации - с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 23:00. Впрочем, тут всё зависит от того, во сколько человек ложится и встаёт. Проанализировав свою активность, не так уж и трудно найти лучшее время для себя.

Выбрав время, нужно отключить интернет и все электронные гаджеты, обеспечить себе тишину или не отвлекающий музыкальный фон, после чего сосредоточиться, убрав с глаз долой всё, что может показаться интересней учёбы. У многих проблема заключается в этом. Но сосредоточиться можно, если разбить усваиваемый материал на несколько частей и учить понемногу.

Вот, например, студенту нужно подготовить к экзамену, который будет через 5 суток, 40 билетов. Значит, ему нужно будет каждый день делать по 10 штук. Утром пять, и вечером столько же, а днём можно отдыхать. На пятые сутки всё повторить. Это поможет. Главное - поставить себе цель и следовать чёткому плану.

Самовнушение

Как быстро запомнить «большую» информацию? Вопрос, поставленный таким образом, волнует всех студентов накануне экзамена или зачёта. Объём информации (к тому же не самой интересной) велик, а времени нет. Что делать? Ответ прост. Надо увлечься.

Каждый ведь замечал, насколько незаметно летит время во время прогулок, путешествий, развлечений! И потом мы всё вспоминаем в удивительных подробностях. Всё потому, что было интересно. Готовясь к завтрашнему экзамену, нужно увлечься предметом. «Да зачем он мне нужен!», «Я всё забуду через день!», «Скучнее ничего на свете нет!» - все эти отговорки студентам знакомы. Но учить надо, потому придётся внушить себе, что предмет и информация представляют небывалый интерес. Нужно попробовать найти в нём что-то цепляющее или, может, полезное. Или внушить себе, что сегодня ничего из занятий, кроме учения данного предмета, недоступно. И обязательно найти мотивацию. Можно пообещать себе устроить праздник после успешной сдачи экзамена. В предвкушении информация запоминается действительно лучше.

Основательный подход

Есть люди, которых не интересует, как быстро запомнить большой объем информации. Им важно, чтобы те или иные данные надолго сохранились на их внутреннем «жёстком диске».

Для этого необходимо использовать комбинированную технику быстрого и детализированного чтения. Итак, сначала - детальное ознакомление с материалом. Кто-то читает 2-3 страницы, чтобы понять, с чем он имеет дело. Другие выхватывают текст с разных частей книги (конспекта или иного источника информации). Впрочем, это уже индивидуальный вопрос. Смысл поверхностного чтения - не запоминать текст, а знакомиться с ним.

А вот потом наступает время детализированного метода. Он подразумевает медленное, вдумчивое прочтение всей имеющейся информации и её параллельный разбор. Можно выделять сложные слова или интересные фразы, перечитывать то, что не удалось понять с первого раза.

Параллельно желательно делать заметки и даже зарисовки. А ещё говорить с собой. Рассуждать вслух очень полезно, поскольку задействуется слуховая, вербальная и визуальная память. К тому же сильнее активируется внимательность, ведь чтение вслух невозможно без концентрации.

Полезные хитрости

Как научиться быстро запоминать информацию? Надо усвоить одно простое правило. Нужно кричать! Доказано - информация быстрее укладывается в мозг, если человек её выкрикивает.

Эмоции тоже помогают. Особенно экспрессия. Жесты, фразы, мимика - и всё, что способно её выразить. Можно даже сценку разыграть перед зеркалом.

И ещё, нельзя сидеть на месте. Если учить что-то, наворачивая круги по комнате, то удастся активизировать работу мозга и, соответственно, свою способность к запоминанию информации.

Кстати, если есть возможность сменить обстановку, нужно ею воспользоваться. И желательно променять комнату на природу. Свежий воздух и отсутствие бетонных четырёх стен поспособствуют более активному запоминанию.

Активное повторение

Это ещё один неплохой способ быстро запомнить информацию и перенести её из временной памяти в долговременную.

В самом начале речь шла об образах и связях. С их помощью действительно можно быстрее запомнить информацию. Но! Если этими связями человек пользоваться не будет, то они просто разрушатся со временем. Вот и причина, по которой мы забываем то, что раньше помнили. И чем слабее, невнятнее была связь - тем быстрей она разрушится.

Потому надо пользоваться этим методом. Повторять связи, обновлять зрительные образы и делать их более яркими. И вот вывод: запоминание - это не постоянный зубреж и просматривание внешних источников, а регулярное извлечение из памяти созданных когда-либо образов. И лучше потратить немного времени для того, чтобы их придумать, и потом запомнить информацию на всю жизнь, чем заучивать её часами, и забыть через день.

Выработка привычки

Есть люди, для которых быстро запомнить нужную информацию - раз плюнуть. А всё потому, что они постоянно следует вышеупомянутым рекомендациям (и ещё некоторым, которые придумывают сами). Эти люди тренируют свою память и совершенствуют способность, данную природой. И для них не актуален вопрос, касающийся того, как быстро запомнить информацию перед экзаменом или то, что они увидели мельком. И в этом - главный секрет.

Надо выработать в себе привычку ежедневно что-то запоминать или выучивать. Причем с помощью вышеперечисленных методов. Они действенные, проверенные многими. К тому же способствуют развитию мышления и словесно-логической памяти.

В одно ухо влетает, в другое вылетает. Знакомая ситуация? Эх, как было бы здорово взять и с первого раза запомнить нужную информацию… Я решила посмотреть, что по этому поводу говорит Его Величество всезнающий OК Google. Как лучше запоминать? И, увы, от некоторых советов у меня свело брови от удивления. Например, громко крикнуть запоминаемый текст. Или ходить постоянно во время чтения и запоминания. Или сидеть, часами медитируя, чтобы прийти в гармонию со вселенной…

Я не против всего этого. И считаю медитацию чудесным инструментом, и движение действительно помогает запоминанию. Но… Представляю себе картину, как вы несколько дней подряд готовитесь к экзамену, выкрикивая по несколько часов в день учебник по квантовой физике или по менеджменту. Так можно совсем без голоса остаться. Медитация тоже хороша, но как возможность настроиться на запоминание или дать время мозгу на усвоение и удержание запомненного. Однако, если не запомнить, то нечего будет и удерживать.

Я же хочу рассказать о способах, как лучше запоминать информацию. Мои личные наработки. То, что проверено мной на практике.

Как лучше запоминать: создать себе стимул

Ничто не увеличивает скорость и правильность запоминания, как наша личная заинтересованность в изучаемом материале. Вы, думаю, часто сталкивались с тем, что если Вам интересно, то запомнить или изучить факт не составляет труда.

Это базовый механизм нашей непроизвольной памяти: что интересно, равно тому, что важно. То, что важно, то необходимо запомнить и мозг сам запоминает.

Как это можно использовать?

Если Вам необходимо запомнить то, что на первый взгляд кажется неинтересным, создайте себе мотивацию и интерес. Если это крупный блок информации, учебная дисциплина, то предварительно узнайте, а что интересного есть в этой области?

Новейшие разработки, продукты, секреты, может быть тайны? Например, изучение скучных разделов физики может быть интересно тем, что вы узнаете основы, по которым рассчитываются сложнейшие космические запуски самого современного спутника, или вы изучаете основы, которые потом позволят вам понять, как построены чувствительные сенсоры у самых умных автономных роботов.

Узнайте, какой практический интерес может принести Вам то или иное обучение. Причем в ближайшей перспективе. Возможно, скучное изучение законодательства в сфере налогов позволит Вам прямо сейчас начать консультировать знакомых бизнесменов по поводу налогов, что позволит создать дополнительный доход. Деньги — одна из самых действенных мотиваций.

Сложно дать полные совет, как создать себе мотивацию, ведь каждый из нас имеет свои собственные интересы, мотивы. Ищите интересное для себя.

Как лучше запоминать: создавать образы

Маленький ликбез. Дело в том, что наш мозг оперирует образами. Вдумайтесь: образами. Мы думаем образами. Часто зрительными, чуть меньше слуховыми, тактильными. Человечество же создало множество символьной информации: тексты, цифры, схемы, графики. Все это составляет большую часть нашей ежедневной интеллектуальной деятельности. А образная память самая быстрая. Да, мы можем запоминать и цифры и логические связи, но значительно медленнее, в меньшем объёме и тяжелее, чем образы. Так почему же не воспользоваться самой быстрой памятью?

Как запоминать образами

Старайтесь все, что вам необходимо запомнить, переводить в образы (картинки в вашей голове). Перед выступлением представьте ключевые пункты вашего доклада яркими картинками с сюжетом.

Текст учебного материала проживайте, представляете в воображении. Если вы изучает биологию, представляете всех букашек и таракашек, все прожилочки листьев. Если это математика, то представляйте графики теми объектами, которые могут двигаться по траектории этого графика. Параболу представляйте как мяч, летящий вверх. Синусоиду как летучую мышь. Визуализируйте закон и формулы, положения и принципы, теоремы — все, что только можно.

Если вы имеете дело с числам, то представляете за числами определённые предметами: ящик апельсинов это 50, грузовик с апельсинами — это 1000.

Придумывайте свои образные обозначения для часто используемых символов. Например, мне часто приходится иметь дело с химическим равновесием. Я представляю себе это как чашечные весы. Я вижу, как эти весы смещаются в одну сторону, если что-то происходит в системе. Знаю людей, которые представляют ток в проводах, как реки, текущие по своим руслам. Энштей представлял себя фотоном, летящим со скоростью света. Некоторые биологи гуляют внутри клеток, ходят по митохондриям, распутывают ДНК в ядре.

Приятно вот так изучать материал, неправда ли? Да, поначалу это может казаться непривычным, нужно расшевелить мозги.

Соглашусь, это не всегда просто в начале. Но если вы выработаете привычку, то дальше уже автоматически каждый сложный текст будет рисоваться фильмом в вашей голове. А качество запоминания будет на высоте.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Как лучше запоминать информацию: применять

Скажите, научились бы вы кататься на велосипеде или плавать только по книжкам? Сомневаюсь.

Прочнее всего мы запоминаем то, что делаем. Поэтому все, что вы желаете сохранить в вашей памяти, сначала воплотите в жизнь. Именно так: сначала применить, еще до того, как запомнили.

Этот способ применим, чтобы лучше запоминать слова, прочитанные текст, алгоритмы действий, даже числовые данные. И многое из того, что нам нужно.

  • Если вам необходимо запомнить алгоритм действий, то просто проделайте его несколько раз (Конечно, подглядывайте, пока еще не помните его наизусть). Пусть это будут условные попытки. Допустим, вам нужно запомнить алгоритм работы с компьютерной программой. Зайдите в программу и, пока по подсказкам, пройдите по алгоритму.
  • Если вам нужно запомнить маршрут, условно двигайтесь по своей комнате мелкими шагами, представляя дорогу и делая повороты так, как это необходимо.
  • Если вам нужно знать последовательность тезисов в вашем устном выступлении, расскажите его будто перед настоящей аудиторией.
  • Если вам нужно знать метод решения задач, прорешайте эти задачи по этому методу, с подсказкой и подглядыванием. Только не стройте из себя списывающего школьника. Смело смотрите в примеры.
  • Если вы участвуете в тренинге, то бессмысленно запоминать. Большие массивы вливаемой в вас информации вылетят из вашей памяти мгновенно. Воплощайте на практике то, что вам хочется запомнить. Тренинг по созданию сайта — делайте сразу сайт, тренинг по отношениям — применяйте практики.

Очевидно? Да. Но мы часто не применяем их, а только читаем или смотрим. Помните, что память на действия самая крепкая .

Еще раз: берите и сразу делайте то, чему учитесь. Иначе вы не сможете лучше запомнить прочитанное или услышанное.

Пусть первый опыт будет не самым удачным, это не главное. Главное делать то, что хочешь запомнить.

Как лучше запоминать: создавать базу или фундамент

Может ли база быть нулевой или ненулевой? Смотря какая… Наш мозг хитро устроен. Основа его физиологической работы — это нейронные сети, а когнитивное следствие этой работы — ассоциативность мышления и памяти.

Это значит, что новое может ложиться только на известное старое, цепляться за известную информацию.

Ассоциации как крючки: если их нет, то не на что вешать. Если у вешалки нет крючков, то как тогда?

Если предмет изучения совершенно вам не известен, даже в своей минимальной основе, то запоминать материал становится крайне тяжело.

Можете ли вы сориентироваться в незнакомом городе без карты и помощи прохожих? Вы будете ходить наугад, пока на практике не изучите город? Хорошая стратегия, но своей цели (найти определённое здание) вы достигните в лучшем случае через несколько недель, а может и месяцев. Как мы обычно поступаем в такой ситуации: карты, навигаторы, общение.

Почему тогда мы пытаемся запомнить новое на нулевую базу? Надеемся быстро отыскать гостиницу, не имея карты для туристов?

Как лучше запоминать новый материал:

1. Перед изучением и запоминанием нового и сложного найдите в других источниках (гугл и Яндекс вам в помощь) самое простое объяснения основ изучаемой темы. Пусть это будет статья из википедии, лекция для чайников или для школьников. Важно понять основы, ключевые принципы (прибить вешалку с крючками)

2. Книгу читайте по спиральному алгоритму (об этом методе работы с информацией у меня ), несколько раз. Сперва это будет быстрый краткий просмотр, затем чтение ключевых выводов, далее более глубокое чтение.

Каждый раз у вас будет заполняться база знаний по этой теме, каждое прочтение будет навешиванием новых идей на имеющиеся крючки.

3. Выбирайте такие материалы (книги, тренинги, лекции, статьи), в которых вам известно 20-50% материала. Результат запоминания от освоения информации такого распределения будет выше, чем от 100% новой информации. Удивительно, не правда ли?

Итак, мы рассмотрели 5 важных принципов, как запоминать лучше любой материал. Я очень надеюсь, что хоть часть вы начнете применять сразу (смотрим выше, почему это важно). А сейчас возьмите и перескажите эти принципы кому-то, чтобы осталось в памяти большая часть информации, а при первом случае (первой книге, лекции, тренинге) сразу изучайте материалы так, чтобы они запомнились максимально полно.

Оставляйте свои впечатления и пожелания, я очень люблю комментарии!

Екатерина Васильева, Генеральный Директор компании «Авторская школа Васильевых», Москва; доктор педагогических наук

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как запоминать имена людей без труда
  • Какие приемы мнемотехники позволяют быстро выучить объемный научный текст или стихи
  • Как быстро запоминать иностранные слова, телефонные номера или символы
  • Что мешает нам запоминать информацию

Позволяют легко запоминать сложные имена людей, большие тексты, даты, числа, иностранные слова и др. Преимущество их в том, что Вам не придется прикладывать больших усилий, чтобы извлечь из памяти необходимую информацию, достаточно представить несколько предметов-образов, которые по цепочке сами актуализируют нужные Вам сведения. Расскажу, как научиться запоминать большое количество информации, используя приемы мнемотехники.

Приемы мнемотехники. Как происходит запоминание

Наш мозг мыслит образами. Когда человек в воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, припоминая один образ, человек вызывает к жизни и другие. Наиболее важны для запоминания первые минуты - в это время желательно проговорить информацию вслух или про себя. Через час проговорить еще раз. В дальнейшем увеличивайте промежуток времени, через который нужно повторять информацию, всегда в три раза, то есть через три часа, через девять часов, через сутки и т. д. Если такая возможность отсутствует, повторите информацию трижды: сразу, через час и перед сном. К слову, преподаватели лингвистических вузов рекомендуют студентам освежать знания каждые полгода или год.

  • Личная эффективность. 20 лучших привычек на каждый день

Как запоминать имена людей

Для поддержания мотивации руководителю лучше всего обращаться к сотрудникам по именам. У каждого человека есть какая-то своя особенность. Надо постараться ее увидеть и привязать к ней фамилию, имя или отчество в виде некоего образа. Например, недавно на курсах училась девушка, которая никак не могла запомнить отчество начальницы - Степановна. Я посоветовала ей представить, что у нее на голове длинные ушки, как у Степашки из детской передачи «Спокойной ночи, малыши». На следующем занятии девушка рассказала, что этот образ помог ей прочно запомнить отчество своего руководителя.

Как запоминать большие тексты

Научно-популярные тексты (статьи). Их проще всего представлять в виде схем. Например, я преобразую информацию в трехуровневую иерархию «система - подсистема - надсистема». Поясню на примере: подсистема - детали автомобиля, система - автомобиль, надсистема - вид транспортного средства. После прочтения текста в голове остается 7-10 ключевых слов, разложенных по принципу «система - подсистема - надсистема». Их полезно представить в виде картинок, что помогает уяснить, как один термин связан с другим. По моим наблюдениям, две трети статьи или книги занимают детали (подсистема), оставшаяся треть распределяется межу системой и надсистемой. Таким образом, нужно приступать к чтению с того места, где начинается описание системы. Изучив его, можно вернуться к началу текста. Такой подход позволяет сэкономить время и лучше запоминать большие текты.

Художественные тексты (проза, стихи). В данном случае требуется воссоздать в голове каждое слово, поэтому составление схем не поможет. Нужно представить образы в виде некой последовательности, например: место, герой, ситуация. Позитивные отождествляйте с собой, а негативные с другим человеком. Фактически Вам нужно параллельно с чтением «снимать» в голове фильм, фиксируя эмоции, звуки и пр. Например, Вы читаете такой текст: «Архипелаг Фиджи - это крупные и мелкие острова. Большинство из них вулканического происхождения. Тут есть песчаные пляжи, окаймленные пальмовыми рощами, укромные бухты...» Читая первое предложение, представьте, что Вы в самолете и видите за бортом острова. Потом самолет спускается ниже, и Вы видите отели. Затем Вы идете по пляжу, ноги утопают в песке, Вы любуетесь пейзажем. То есть Ваше перемещение по местам (самолет, пляж и т. п.) - ключ к запоминанию. Достаточно вспомнить ключ, и текст всплывет из памяти.

Подготовка к докладу. Начинать готовиться к презентациям и публичным отчетам следует за два-три дня перед выступлением. В первый день мозг будет обрабатывать весь материал, полученный после просмотра текста. И только на второй день, когда проснетесь, Вы сможете извлечь из памяти нужную информацию в структурированном и сжатом виде. Это и имели в виду наши предки, когда говорили, что «утро вечера мудренее». Первое, что нужно сделать, начиная запоминать текст доклада, - сформулировать тему и основные тезисы. Затем представьте главные мысли в виде схем и образов (можно их зарисовать). Далее, двигаясь от общего к частному, переходите к запоминанию более мелких деталей: дополнительных фактов, чисел, терминов, сумм.

  • Как преодолеть стресс и неудачи и начать жить так, как хочется

Как запоминать иностранные слова и другие данные

Как запоминать иностранные слова

Слово narrow в переводе с английского означает «узкий». Можно представить узкую дорогу или узкие брюки. Созвучное ему русское слово «НЕРвный». Можно выстроить общую ассоциацию, например, мысленно нарисовать картинку: человек едет по узкой дороге и нервничает, потому что это опасно или потому что у него проблемы с машиной. Важно не только представить ситуацию ярко и эмоционально, но и несколько раз проговорить вслух или про себя запоминаемое слово narrow. Я рекомендую использовать для запоминания образы из реальной жизни.

Как запомнить символы и буквы

Предположим, Вы хотите запомнить английский алфавит. Английская буква «А» и русская «А» одинаковы по написанию, но отличаются по звучанию. Чтобы запомнить первую, нужно подобрать другую ассоциацию, например по форме. Английская «А» похожа на циркуль или на крышу и произносится как «эй», что созвучно со словами «лей» или «лейка». Теперь представьте, что Вы на даче поливаете из лейки («лэй») крышу («А»). Таким способом можно запоминать иероглифы, символы.

Как научиться запоминать цифровые последовательности

Используйте численно-буквенный код. Например, в соответствие цифрам 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ставятся первые буквы слов, которые их означают: «н» (ноль), «т» (три), «ч» (четыре), «п» (пять) и т. д. Исключения: «к» («кол» - похож на единицу) и «л» («лебедь» - похож на двойку).

Если Вам нужно запомнить число 739 812, проделайте следующее.

Разбейте число на пары цифр: 73, 98 и 12.

Перекодируйте цифры в слова: первая согласная в слове - первая цифра двузначного числа, а вторая согласная - вторая цифра. Например, паре чисел 7 и 3 соответствуют буквы «с» и «т»; можно использовать слова «соты», «сито», «сто рублей». Пара 9 и 8 - это «д» и «в» (слова «дверь» или «девушка»). Пара 1 и 2 - это буквы «к» и «л», подойдут слова «клей» или «колье».

Из слов-образов, обозначающих пары цифр, составьте историю, например такую: «Сеть (73) зацепилась за дверь (98), и из нее выпало колье (12)». Важно представить себе эту смешную ситуацию и одновременно произнести число 739 812 несколько раз вслух или про себя. Необходимо усвоить, что нельзя произносить то, что Вы представляете.

Приемы мнемотехники в стрессовых ситуациях

Во время нервного напряжения память работает намного хуже. Когда Вы напряжены, в голове не возникает никаких картинок-образов. То есть в условиях стресса и ограниченного времени приемы мнемотехники оказывается бесполезной. Например, работа в формате открытого офиса, когда вокруг много людей и шумно, сильно ограничивает возможности для запоминания.

Есть старый прием - вернуться на то место, где Вы о чем-то думали, чтобы вспомнить, о чем именно. Прием широко используется в мнемотехнике: оставляйте для себя какой-нибудь символ или знак, который бы ассоциировался с делом. Это может быть клавиша на компьютере, галочка в ежедневнике, крестик ручкой на руке. К слову, мнемотехника - это антистресс. Вместо того чтобы расслабиться или принять лекарство, лучше мысленно воспроизвести читаемый Вами текст или представить и запомнить числа, совместив приятное с полезным.

  • Как стать лидером: уроки лидерства в жизни и в бизнесе

Что помогает и мешает эффективному запоминанию

Злейшими врагами памяти являются наркотики, сигареты, нервное истощение, высокая температура и непроветриваемое помещение.

Физическое утомление, наоборот, хорошо воздействует на память: мозг начинает лучше работать за счет того, что снимается напряжение с тела и кровь быстрее циркулирует в организме. Поэтому, если Ваша работа связана с умственной деятельностью, занимайтесь спортом. Сколько времени у Вас уходит на интеллектуальную работу, столько же надо потратить на физические упражнения. Это обязательное условие для поддержания себя в высоком эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Если, работая, Вы чувствуете напряжение, лучше выйти, прогуляться, подышать свежим воздухом.

Чтобы процесс запоминания происходил легче, важно развивать свое воображение. Читайте, путешествуйте, испытывайте больше позитивных эмоций, занимайтесь духовными практиками - все это тренирует образную память. Периодически принимайте витамины, пейте больше воды, чаще находитесь на свежем воздухе.

Тренировка памяти и внимания: 10 очень эффективных упражнений

Упражнение 1. Посчитать буквы. Возьмите газету или журнал, выберите три-четыре абзаца из любой статьи. По ходу чтения считайте буквы «а». Прочитайте еще раз, подсчитайте буквы «в». Просмотрите статью вновь и зафиксируйте число слов. Результат запишите. Упражняйтесь с текстом, пока число подсчитанных букв не будет совпадать при пересчете.

Упражнение 2. Вспомнить вчерашний день. В деталях вспомните, что было вчера (или недавно увиденный фильм, или летний отдых). Главное в упражнении - удерживать внимание на процессе припоминания достаточно долго, не менее пяти минут, не допуская перескакивания мысли на другие темы. Затем попробуйте вспомнить в обратной последовательности.

Упражнение 3. Рисовать в воображении. Мысленно рисуйте буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную прорисовку с представлением какого-то образа. Нужно именно рисовать, так же как карандашом на бумаге. Постарайтесь рисовать крупнее. Почувствуйте движение руки, которая должна оставаться неподвижной.

Упражнение 4. Манипулировать образами. Представьте стакан и ря дом коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы. Проделывайте с ними разнообразные мысленные манипуляции: положите коробок в стакан, поставьте стакан на коробок, коробок - на перевернутый стакан и т. д. Манипулируйте другими двумя, тремя, четырьмя предметами.

Упражнение 5. Трансформировать предмет. Представьте предмет и изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия, то есть чашка в любом случае должна оставаться чашкой.

Упражнение 6. Вращать предметы. Представьте предмет и начните его вращать, рассматривая со всех сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя. Постарайтесь сделать так, чтобы предмет крутился сам, а Вы бы только наблюдали.

Упражнение 7. Планировать день. Утром спросите себя, что предстоит сделать в первую, вторую и третью очередь. Представьте страницу ежедневника и мысленно заполните ее.

Упражнение 8. «Фотографировать задачи». Разбейте рабочий день на четыре части. «Фотографируйте» ситуации, к которым предстоит вернуться завтра (мысленно поместите их в фоторамку и удерживайте образ 3-5 секунд). Вместо ситуации можно «снять» лицо коллеги. По завершении очередной части рабочего дня вспоминайте «сфотографированную» ситуацию (лицо). В конце дня вспомните все ситуации и лица. Повторите это на другой день, и Вы не упустите важные задачи.

Упражнение 9. «Включать» приятные состояния. Мысленно воссоздайте позитивное состояние: успокоение, вдохновение, радость. Проанализируйте его мышечные компоненты: ощущение расслабленных мышц лица, шеи и груди, легкий тонус мышц живота. Воссоздайте также положение тела и ритм дыхания. Зафиксируйте весь комплекс этих ощущений. Впоследствии вновь войти в запомненное таким образом состояние будет гораздо проще.

Упражнение 10. Нарушать порядок. На рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило Вас обратить на них внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое Вы должны совершить в скором будущем.

Справка

Екатерина Васильева окончила Кубанский государственный университет по специальности «преподаватель физики». Обладатель 30 авторских свидетельств, автор 50 курсов (по развитию памяти, быстрому изучению иностранных языков, скорочтению), а также 20 книг, включая шесть бестселллеров. Владелец трех патентов РФ на изобретения: «Способ формирования навыка запоминания слов», «Алгоритм мышления на иностранных языках» и «Алгоритм абзаца» (формирование навыка быстрого чтения и запоминания).

Большинству из нас обладатели отличной памяти кажутся некими фокусниками, невесть как быстро запоминающими нужную информацию.

Многие люди изучают один язык десятилетиями и так и не могут пробиться выше среднего уровня. Другие в то же время с легкостью овладевают полезной лексикой - но, черт возьми, как они это делают?

Исследованием этого вопроса недавно заинтересовался Мартин Дресслер, профессор нейробиологии института Макса Планка. И знаете что? Оказалось, что действительно существует простейшая схема, благодаря которой обладателем прекрасной памяти может стать буквально каждый.

Исследование гениев

Мартин Дресслер исходил из того, что чемпионы-мнемотехники отличаются от обычных людей особым складом ума. Проведя тестовую группу, набранную из таких мнемонов, Мартин с удивлением осознал, что почти все они для запоминания информации пользуются одной и той же техникой, с небольшими различиями.

Мозговая активность

Проведенное МРТ показало и схожесть строения мозга между гениальными «запоминателями» и обычными людьми. Отличительные факторы наблюдались лишь в самой мозговой деятельности, а не в реальной структуре мозга.

Дресслер задался целью понять, может ли особенная мозговая деятельность привести к серьезным когнитивным изменениям индивида и пришел к довольно неожиданным результатам.

Локус

Локус. Иначе эта же техника называется дворцом памяти. Общая идея заключается в том, что вы представляете действительно хорошо известное помещение (это может быть ваша квартира, это может быть одна комната или даже путь домой из вашего офиса - любое знакомое пространство). Затем вы просто стараетесь провести ассоциативный ряд «ориентир - то, что нужно запомнить».

Научное обоснование

Эта знаменитая стратегия использовалась еще сотни лет назад. Ученые полагают, что успех ее может быть связан с самой эволюцией человека. Ведь мы развивали наш мозг так, чтобы помнить места для охоты, места, в которых безопасно, и территории, куда заходить не следует. Привязывая, к примеру, слова иностранного языка к физическим свойствам местности, вы тем самым будто пробуждаете заложенные в разуме изначально способности.

Проверка практикой

Группа профессора Мартина Дресслера работала по системе локуса шесть недель. Люди тратили на тренировку всего тридцать минут в день и в конце, при экзаменовке, результаты оказались такими же высокими, как и у признанных чемпионов мнемоники.

МРТ-анализ мозга также показал, что умственная деятельность новичков стала значительно отличаться - мозг принялся задействовать другую часть для запоминаний.

Что это значит для вас

Эксперимент нейробиологов показал, что большинство из современных существующих систем обучения изначально строятся на неправильных предпосылках. Вот, почему люди учат несчастный английский язык десятилетиями и никак не могут продвинуться.

Вам действительно стоит попробовать описанную выше технику локуса - результат же будет заметен уже после первых двух недель тренировок.

Не только школьники и студенты сталкиваются с проблемой необходимости запоминания большого объема текстов, а и люди различных профессий: юристы, доктора, актеры и т. п. Однако большинство людей привыкли запоминать тексты с помощью обыкновенной зубрежки и бесконечного повторения текстового материала, который вылетает из головы на следующий день. Мы же подскажем, как быстро выучить текст, но при этом осмысленно и надолго.

Как актеры запоминают текст

Если вам нужно узнать, как быстро выучить текст наизусть, стоит воспользоваться опытом актеров, которым приходится практически дословно заучивать сценарии к фильмам и театральным выступлениям. У каждого из них есть свои способы запоминания информации, которые помогают им справиться с этой задачей, поэтому психологи получили обобщенные результаты исследований по этому вопросу и выяснили, что помогает актерам выучить текст достаточно быстро и эффективно.

Деление на фрагменты

Первое, что должен сделать любой, кто хочет быстро выучить текст, это прочитать материал один раз целиком, а затем поделить его на части. При этом важно, чтобы они имели законченную мысль и были удобными для запоминания. Эффективнее всего будет деление каждого абзаца на предложения.

Группировка текста

После того как вы поделили текст на части и выучили первое предложение, начинайте группировать материал. Выучите первое и второе предложения. Справившись с этим, заучивайте первое, второе и третье. Продолжайте объединять предложения, пока не выучите первый блок - это может быть вступление или первое появление на сцене, и т. д. Потом проделайте подобное объединение еще раз, складывая вместе еще более крупные фрагменты, например, первый и второй абзацы.

Продолжайте группировку с укрупнением частей до тех пор, пока не будет выучен весь текст.

Проверка качества

Каждый этап запоминания материала должен сопровождаться проверкой текста без подглядывания. Это позволяет выделить те фрагменты, работа с которыми вызывает трудности, чтобы потом сосредоточиться в большей степени на них. Кроме того, этот этап поможет вам закрепить в памяти изученное.

Погружение в контекст

Если у вас есть возможность учить текст именно в той обстановке, где будет происходить выступление, то обязательно ею воспользуйтесь. Так, например, вы сможете связать части произносимого вами текста с движениями, совершаемыми на сцене вами или вашими партнерами, взаимодействием с реквизитом и декорациями, что облегчит задачу быстро выучить текст.

Автоматическая память

Хотя основной целью является осознанное запоминание материала, можно воспользоваться и другим механизмом нашей памяти, позволяющим автоматически воспроизводить заученный текст. Таким образом, например, некоторые люди заучивают молитвы или тексты, которые приходится часто повторять по долгу службы, например, речь стюардессы. Хотя это исполнение не всегда прочувствованное и эмоциональное, оно позволяет хорошо помнить материал даже в стрессовых ситуациях.

Делу - время

Очень большую роль в запоминании играет время, потраченное не только на изучение, но и на отдых. Многие люди не могут эффективно фокусироваться на материале больше сорока минут, поэтому не дожидайтесь усталости и не принуждайте себя быстро выучить текст за один присест. Сделайте перерыв, прогуляйтесь или смените вид деятельности на некоторое время.

Не забывайте и про регулярный полноценный 7-8-часовой сон. Хоть запоминание и воспроизведение информации происходит во время бодрствования, ее обработка продолжается даже во сне. А вот недостаток сна приводит к стрессу, а также к ухудшению памяти и работоспособности.

Четырехступенчатый метод, или метод ОВОД

Есть еще один способ узнать, как выучить большой текст наизусть быстро и результативно. Воспользуйтесь одной из самых действенных методик запоминания текстов под названием ОВОД, состоящей из четырех этапов: Основная мысль, Внимательное чтение, Обзор и Доводка. Она позволяет быстро выучить текст - всего за 4 повторения. От бессистемного заучивания и повторения ОВОД отличается осмысленным, аналитическим подходом к тексту. Итак:

  • Первым делом вам нужно прочитать текст и выделить в нем основную мысль. Не старайтесь сразу же его запомнить от начала до конца, акцентируйте свое внимание лишь на том, что раскрывает главную мысль материала. Можете записать эти мысли в виде тезисов. Когда чтение закончено, отложите текст в сторону и сделайте попытку устно воспроизвести прочитанное.

  • Далее следует прочесть текст во второй раз, уже более внимательно, с учетом всех деталей повествования. Вспомните основную мысль текста и попытайтесь связать ее в уме с теми подробностями, которые вы выделили только сейчас. Как они помогают раскрыть основную мысль, что они добавляют в повествование? Теперь попробуйте повторить текст с учетом и главной мысли, и деталей.
  • Обзор текста заключается в создании приблизительного плана к прочитанному. Прочитайте материал с конца и задайте себе вопросы, касающиеся пунктов вашего плана. Они помогут вам запомнить, какая информация содержится в каждой части текста.

  • Доводка означает окончание работы над текстом, доведение процесса запоминания до конца. Вспоминая текст, идите от общего к конкретному: начинайте с главных мыслей, впоследствии дополняя их деталями. Не спеша повторяйте текст вслух, при возможности попросите кого-нибудь вас проверить. Ни в коем случае не подглядывайте. Если вы что-то забыли, то попытайтесь проанализировать этот отрезок, понять, почему вы его упустили.

По прошествии нескольких часов повторите выученное еще раз. В случае необходимости заполните появившиеся пробелы, снова воспользовавшись данной четырехступенчатой схемой.

Как выучить текст максимально быстро и эффективно

Если нужно выучить текст как можно быстрее и не обязательно дословно, то вам поможет этот метод.

  1. Разбейте материал на осмысленные фразы или предложения. Определите основной смысл каждого фрагмента.
  2. Теперь охарактеризуйте каждый из фрагментов небольшой фразой, если получается, то и одним словом, с которым у вас ассоциируется каждый конкретный блок. Главное - создать запоминающийся образ.
  3. Последний этап - запомнить последовательность образов, которые позволят вам шаг за шагом вспомнить содержимое текста.

Пример метода недословного запоминания

Рассмотрим, как работает этот метод на примере данного отрывка:

Парадоксом остается то, что люди в наше время получают отличное образование, но не могут похвастаться большим разумом, имеют достаточно широкие знания, но не всегда хорошо могут оценить ситуацию. У нас много экспертов, но проблем еще больше, медицина одна из самых лучших, но и здоровьем похвастаться большинство не может.

Теперь разделим этот отрывок на фрагменты-фразы и подберем к каждому свой яркий образ:

Парадоксом остается то, что люди в наше время получают отличное образование, но не могут похвастаться большим разумом (Пациент психбольницы держит красный диплом ). У нас много экспертов, но насущных проблем еще больше (Человек в деловом костюме держит отвертку ). Медицина одна из самых лучших, но и здоровьем большинство похвастаться не может (Врач в халате лежит с гипсом ).


В результате не нужно запоминать весь текст сразу, а запомнить только следующие образы, с ним связанные:

  • Психически больной с красным дипломом.
  • Деловой человек с отверткой.
  • Врач в гипсе.

Чтобы запомнить последовательность образов, объедините их, придумав свою историю, в которой первый образ будет взаимодействовать со вторым, второй с третьим и т. д. Наш пример был небольшим и ознакомительным, поэтому для большого текстового объема вам понадобится и большее количество образов. На все это у вас уйдет меньше времени, чем на то, чтобы учить сам текст, а главное - благодаря ярким образам он останется в памяти надолго.

А если вас интересует, как развивать память и учить стихи наизусть , то с одной интересной методикой вы сможете познакомиться в следующем видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Почти все знают об известных скульптурах-достопримечательностях вроде статуи Свободы в Нью-Йорке или «Маленькой русалочки» в Копенгагене. Однако существуют и другие, не слишком известные, но очень необычные скульптуры, которые украшают города по всему миру – одни из самых динамичных мы собрали в этой статье.