История возникновения кружева


Ян Вермеер. "Кружевница". 1669–1670 гг. Лувр. Париж

Оно поражает всех своим разнообразием и цветом, оно прославило на весь мир и целые страны, и крохотные деревушки, оно ценилось на вес золота, не раз угрожало разорением могущественным державам и, наоборот, спасало от нищеты, а в Англии даже было предметом контрабанды. Вы догадались, что это? А речь всего лишь о кружеве...

А вот сформулировать, что же такое "кружево", оказывается, не так и просто... В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона 1907-1909 года дано такое определение: "Кружева - сетчатая ткань из плетеных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шелковых). Различают кружева, шитые иглою, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные".

И правда - общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей, причем узор может быть самым разным - геометрическим, цветочным, содержащим бытовые мотивы и узоры-обереги. Кружево с незапамятных времен используется в декоре одежды и для украшения нижнего белья, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал.

Кружева разделяются по технике исполнения. Кружева бывают: шитые иглой - игольные, point а l’aiguille, и плетеные на коклюшках (dentelle aux fuseaux) или при помощи челнока (фриволите). Один из исследователей кружевного дела, Гастон Лебретон, говорит, что "первая из этих категорий относится ко второй, как кованое железо к литому чугуну". И тут же добавляет, что с первых еще времен своего существования в новой Европе, кружево нитяное, шитое иголкой, было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, употреблялось более всего мелкой буржуазией и народом.

Кроме того известно кружево узелковые (макраме) и вязаное - на спицах или крючком. Причем, крючок для кружева может быть как коротким - так вяжутся немецкое, филейное, брюггское, ирландское кружево, ретицелла и гипюр - особый вид венецианского кружева с рельефным узором, так и длинным, его применяют для тунисского, афганского и викторианского кружев. Иногда к крючку прилагается специальная вилка - и в результате тоже получается кружево!


Узор ретицелла или point couppe из книги Винчоло Les Singuliers et Nouveaux Pourtaicts. 1609 г., репринт издания 1587 г.


Королева Елизавета Богемская в платье с воротником в технике ретицелла с изображением английского королевского герба. Неизвестный художник. 1613 г. Национальная портретная галерея (Лондон)


Английская женщина в платье с воротников в технике ретицелла и с накрахмаленными жёлтыми манжетами. Ок 1614-1618 гг.

А вот плетутся кружева при помощи точеных палочек, называемых коклюшками, на которые наматываются нити. Коклюшки бывают самой различной величины, толщины и формы, в зависимости от толщины ниток и традиций той страны, где кружево производится. Узор для кружева сперва рисуется сначала на толстой бумаге или пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нитка. Эти рисунки называются "сколками". Сколки накалываются на специальную подушку, которые бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого кружева. Например, в Бельгии употребляют очень маленькие и плоские подушки, похожие скорее на пяльца. В Барселоне подушки очень длинные, а в Байе – очень широкие, требующие для работы до 600 коклюшек. Самые большие подушки, называемые "альмофадос", употребляются португальскими кружевницами. Они похожи на африканские барабаны, и размером, и способом применения - ведь их ставят в специальные корзины между ног мастериц, так, чтобы верхний край оказался на уровне кистей рук.


Коклюшки


Подушка, сколок, коклюшки

Историки до сих пор не пришли к окончательному и единогласному решению вопроса: откуда именно ведет свое происхождение кружево? Одни полагают, что кружево происходит по прямой линии от вышивок золотом, серебром, шелком и шерстью, которыми любили украшать свои одежды и ткани все народы, начиная с самых древних времен. И правда, и кружевницы, и вышивальщицы часто воспроизводят в своих работах очень похожие узоры, что позволяет считать кружева потомками вышивки и плетения.

Кружево - это довольно древнее искусство - сведения о кружевах дошли до нас из глубокой древности. Еще в Библии говорится о легких, прозрачных, богато вышитых тканях, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей. На некоторых египетских мумиях можно встретить одежду с сетчатой каймой и вышитым по ней узором, похожие мотивы можно увидеть на египетских фресках, в похоронных склепах, где парадные одежды украшены петельчатыми ажурными орнаментами, а в Эрмитаже хранятся небольшие куски древнеегипетской материи, покрытые искусною и тончайшею вышивкою, по технике напоминающей вышивку, выполненной тамбурным крючком.

Древние римляне и греки тоже владели мастерством создания кружев, так на найденной в прошлом столетии в Портичи (территория современной Италии) статуе Дианы, выставленной сейчас в неаполитанском музее, край одежды украшен сеткой с богатыми разноцветными вышивками, напоминающими кружево.

Согласно другой версии, кружевное искусство берет свое начал с востока, так считают, что итальянцы научились искусству вышивания кружев от сицилийских сарацинов, а испанцы - от севильских мавров. Подтверждением этой теории может служить то, что в старинных печатных книгах, датированных началом XVI века, многие узоры для кружева называются "мавританскими" (moresco) и "арабскими".

Однако большинство исследователей едины во мнении, что кружевоплетение родилось из счетных ажурных вышивок, которыми так любили украшать свои одежды все народы и во все времена, а особенно - в средние века. Тогда же появилась вышивка на маленьких квадратиках ткани, напоминающей канву. Такие вышивки назывались по-французски "filet" - сеточка или "lacis" - сеть, лабиринт, откуда, вероятно, и происходит английское название кружева – "lace".

Кружевное искусство стало приобретать громкую славу, когда в Италии появились первые кружева, шитые иглой. И особую роль сыграла тут мода на большие воротники, окружавшие шею в несколько рядов и носившие название "фрез". Их начали украшать по краю фигурными зубчиками, придумав для этого специальный прием - "punto in aere" (стежки в воздухе). Именно они стали первыми образцами европейского кружева.


Воротники "фрез"

Особенно славилась своими шитыми кружевами Венеция - из рук венецианских мастериц выходили очень изящные, а значит и чрезвычайно дорогие кружевные вещицы. А местные художники, в угоду богатым заказчикам, изощрялись в изобретении новых рисунков. Издавались многочисленные сборники узоров, среди которых рисунки известных итальянцев Антонио Тальенти (1528), Николо д’Аристотели (1530) и Джованни Антонио Вавассоре (1530).


Италия. XVII в.


Венецианское кружево

По части кружевного искусства с Венецией того времени успешно соперничали и другие города Италии, в первую очередь - Генуя. Местные мастерицы плели изящные белые и черные гипюры, а также - кружева на коклюшках с золотыми и серебряными нитками. Искусство выделывать золотые нитки, известное этрускам, развилось в Италии в XIV в., и Генуя стала первым городом, за нею последовали Лукка, Венеция и позже Милан. Первые кружева, изготовленные в Милане, относятся к 1493 г., здесь преимущественно производились шелковые кружева с золотой и серебряной ниткой, пользовавшиеся огромной популярность как по всей Италии, так и в других европейских странах.


Миланское кружево

В городке Альбиссоле процветало производство кружев из разноцветных шелков, сбывавшихся преимущественно в Испанию, в Кадикс, Мадрид и Севилью. До наших дней сохранились сколки тамошних кружевниц, выполненные на пергаменте и помеченные 1577 годом.

В XV веке искусство изготовления кружев из Италии попало в Испанию, где первые упоминания о о шитых золотых и серебряных с разноцветными шелками кружевах датируется 1492 годом. Центрами испанского кружевного мастерства стали Барселона, Валенсия и Севилья. В Барселоне, кроме того, плели белые и черные кружева.


Хулио Ромеро де Торрес (1874-1930). Испанка в чёрной кружевной мантилье


Кружевные края на мантильях испанки красиво называли "зубцы кастаньет"- puntas de castanuelas

Пристрастие испанского населения к кружеву было так велико, а затраты населения на их приобретение так значительны, что король Филипп III в 1623 году своим указом запретил носить кружева. Не смотря на столь драконовский закон, кружевное ремесло в Испании процветало до середины XVII века. О его масштабах позволяет судить документ 1745 года, повествующий о захвате английским крейсером французского судна, следовавшего из Испании с грузом золотых и серебряных кружев, стоимостью в 100,000 фунтов стерлингов.

Аналогичный запрет на ношение кружев в 1749 г. издало и правительство Португалии, заимствовавшей моду на кружева от Испанцев. Однако, после страшного землетрясения 1755 г. близ Лиссабона этот запрет был отменен, и считается, что именно кружевное производство позволило поднять экономику страны и улучшить благосостояние населения в пострадавших районах. Что примечательно, кружевницами в Португалии были преимущественно монахини и знатные дамы.


Ян Минсе Моленар. (Нидерланды, 1610-1668). "Кружевница"; Сальвадор Дали. "Девушка из Фигераса". 1925 г. Театр-Музей Дали в Фигерасе

А вот родиной плетеного коклюшечного кружева считаются Нидерланды. По данным археологов женщины в Нидерландах носили головной убор из кружев уже в XIV веке. Другим доказательством этого факта можно считать картину Квентина Матсиса, размещенную хорах в церкви св. Петра, в Лувене и датированную 1495 годом. На ней изображена молодая девица, занятая плетением кружев на коклюшках. В Нидерландах кружевному промыслу, с самого начала его появления, придавали очень важное значение, был даже издан королевский указ, предписывающие в обязательном порядке изучать этот вид рукоделия в школах и монастырях. Позже, это искусство буквально спасало от нищеты многие семьи и целые провинции.


Фламандское кружево "Малин". XVIII в.


Фламандское кружево "Англетер"

Главной особенностью Голландских, а позже и Бельгийских кружев является использование для их изготовления тонкой льняной нити, что и принесло фландрским кружевам заслуженную славу. На картинах фламандских мастеров всё чаще стали появляться ажурные кружевные воротники.

Страсть фламандцев к растительным и цветочным мотивам находила воплощение и в кружевных узорах:: во всех кружевах, изготовлявшихся в Голландии, Брюсселе (Брабанте), Генте, Брюгге, Куртрэ, Бинче, Валансьене-Ипер, Мельхене и др., преобладающим мотивом рисунка являлись цветы, очень натуралистично исполненные, а орнаменты служили лишь дополнением к ним.


Брюссельское кружево

В XVII веке нидерландские кружева всецело завладели сердцами и рынками Европы. В 1530 году флорентинец Франческо Пеллегрина издал для французского королевского двора сборник узоров, посвященный королю Франциску I. В этом сборнике были помещены узоры, представляющие переход от полотна с выдернутыми нитками и с вырезанными и затянутыми нитками местами к воздушным стежкам, т. е. настоящему кружеву. Французские вельможи украшали кружевами не только части женского и мужского туалета, но и сапоги, мебель и даже внутренность экипажей.

Кружева были так популярны, что на их покупку тратились целые состояния, это вынудило правительства в Англии и Франции, испугавшихся оттока денег за границу, запретить дальнейший ввоз кружевных изделий.

Так в 1660 году министры Людовика XIV, Мазарини и Кольбер, убедили короля издать эдикт, строго запрещающей ввоз в страну иностранных кружев. В то же время Кольбер решил развить и довести до совершенства кружевную промышленность в самой Франции, где об искусстве изготовления кружев в те годы ничего не знали. Его старания, энергичные и настоятельные, положили начало целой отрасли промышленности. Таким образом возникли крупные кружевные центры в Дюкене, Иль-де-Франсе, Реймсе, Седане, Шатотиерри, Лудене, Кане, Гавре, Байё, Диеппе, Тюне, Валансиене, Аржантане, Лилле и т. д.


Французское кружево "Валансьен". 1740 г.

Для обучения местных мастериц по словам Вольтера, были приглашены 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии, а также закуплены образцы кружев из Италии и Нидерландов. Способные ученицы быстро усвоили технику производства, и очень скоро французские кружева приобрели громкую всемирную славу. Успеху способствовало и выгодное положение Парижа, постепенно превращавшегося в столицу Европейской моды.


Кружево шантильи

Тогда же было решено наладить собственное кружевное производство в Англии, для чего в 1662 г. английский король Карл II выписал из Брюсселя несколько кружевниц. Но это искусство не прижилось на землях туманного Альбиона, и голландское кружево продолжало ввозиться в Англию, но уже контрабандой. Из кружев местного производства известностью пользовался вид довольно тонкого гипюра, производимый в городе Гонитон, а также ирландское шитое кружево из Лимерика, называемое "Jesuit’s lace" - "шнурок иезуита".


Английское кружево

А вот в Шотландии кружева приобрели популярность во времена царствования Марии Стюарт. Она сама была кружевница и даже сочиняла узоры для кружев, состоявших из цветов, зверей и птиц.
Кстати, именно в Англии изобрели механическое производство кружев: в 1768 году рабочий по имени Гаммонд придумал способ производства гладкого тюля на простом вязальном чулочном станке. И хотя резальтат этого был далеко не идеален, он совершил переворот в кружевной отрасли. В 1809 году появился станок Хеткота, позднее усовершенствованный Морлеем. И только в 1837 году применение системы Жакара стало считаться началом эры машинного производства кружев.


Немецкое кружево

В Германии и Швейцарии плетеное кружево стало известно в 1530-х годах, судя по сборнику рисунков, напечатанном в Цюрихе Христофором Фротоверном в 1536 году. После Французской революции туда перебрались мастерицы из Франции, что способствовало развитию отрасли. Вскоре кружевные мануфактуры появились в Ганновере, Нюрнберге, Аугсбурге, Лейпциге, Ансбахе, Эберсфельде и Гамбурге. Но немецкие кружевницы только подражали работам других мастеров - фламандским кружевам, брюссельским или Шантильи, поэтому и не вошли в историю ни оригинальными названиями, ни славой.


Макс Либерман (Германия). "Кружевница". 1881 г.; Eduard Charlemont (Австрия). "Кружевница". 1889 г.

Распространению кружевного мастерства на севере Европы способствовала, как ни удивительно, церковь. Так в Финляндию это искусство завезли францисканские монахами, с целью помочь материальному положению населения. Не удивительно, что центрами производства местных кружев становились... мужские монастыри, например, католический монастырь в Раумо.

В Дании плетение кружев было введено эмигрантами-реформатами, в 1515 г. Первоначально они плели кружева для себя, но постепенно они стали предметом торговли. Их распространению более всего помогали коробейники, разносившие кружевные изделия по городам. Центром кружевного промысла в Дании стал городок Шлезвиг. Чтобы поддержать "местного производителя", в 1683 г. датский король Христиан IV издал указ, предписывающий дворянству носить местные кружева, иностранные же полагалось предавать диффамации. Что характерно, у датских мастериц все узоры имели свои имена: "петуший глаз", "паук", "лира", "труба", "перья" и т.п.

В Швеции центром кружевоплетения стал город Водстена, где в местном монастыре жила св. Бригита по возвращении из Италии. После ее смерти в 1335 г. монахини не только унаследовали от нее искусство изготовления кружев, но и придали ему местный колорит - стали плести кружева из золотых и серебряных нитей. Дело в том, что в Скандинавии еще с древности было известно искусство вытягивания тончайшей проволоки из золота и серебра. Потом такими золотыми и серебряными нитями обвивали шелковые или льняные нитки и использовали их для вышивки.

Когда шведский король Карл IX уничтожил монастыри, пожилые монахини были вынуждены поселиться среди мирян, передав им и свое искусство.

Шведское кружево имело свои особенности: мастерицы делали его очень тонким, часто смешивая белую нитку с черной и используя преимущественно геометрический рисунок. Но дальше Водстены это ремесло не распространилось, и жители других регионов Швеции никогда не производили кружев на продажу.

Текст:

Сегодня я расскажу Вам "кружевную историю".

Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок, клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.

Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.

Возникновение кружева относится к очень древним временам, настолько древним, что невозможно определить точную дату рождения этого чуда. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI-XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.

Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие, всех не перечислишь. Преклонения достоин народ, с почтением сохранивший имена своих творцов. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, золотоволосые мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.

Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.

В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.

В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды. Да и чье сердце могло остаться непокоренным при виде такой красоты!

Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.

В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.

Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.

К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.

В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художником. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева, насыщенные цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанскую мантилью.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись). В духовной грамоте XV века говорилось о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Кружево становится непременной частью приданого. В приданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли перечислены: «телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым – цена 10 рублей; да охабень алый... с круживом серебряным кованым – 10 рублей...» (1641) . В документах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694) упоминается «шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая, мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шуба тафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы серебряныя, круживо немецкое; шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом...» Кружево было доступно и крестьянству. Так, в сговорной 1612 года крестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевой упоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчюжным...». Все эти примеры взяты из замечательной книги Софии Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» (1892). «Переезжая из одного центра в другой, – писала С. Давыдова в своей книге, – я постоянно имела дело с самими мастерицами; мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к их обстановке, вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи – словом, пожить с ними их жизнью». В результате кропотливой исследовательской работы была написана книга с очень ценным приложением – атласом из 77 таблиц с 270 рисунками по истории кружев в России.

Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») – такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численным кружевом».

На этом мы заканчиваем наше путешествие в историю кружев.

Когда-то очень давно люди обходились без кружев — одежду украшали вышивкой, тесьмой, прихотливыми разрезами, а также расшивали шнуром, цветными бусинами, жемчугом или даже драгоценными камнями — все в зависимости от достатка. Когда и в какой стране изобрели воздушные узоры из переплетенных нитей, археологи не знают до сих пор. Но так или иначе, с появлением кружева в истории моды началась новая эра.

Появился новый канон красоты, изящества и хорошего вкуса. Много позже один француз, владелец кружевной мануфактуры, скажет: «Кружево как соль — вы можете жить без него, но жизнь становится пресной », — и, в общем-то, будет прав. Человечество вполне обойдется без воздушных тюлей и причудливых гипюров, но... Там, где появляется тонкая нитяная вязь, непременно рождается специфическая атмосфера. Кружева легко создают изысканно-романтичный образ, прекрасно подходят для роскошного дорогого наряда и неплохо справляются с атмосферой пикантной тайны. А еще они способны «оживить» самое строгое платье! Словом, это украшение на все случаи жизни. Впрочем, мода капризна и переменчива, и вместе с ее прихотями кружева также переживали взлеты и полное забвение. Еще недавно даже в свадебных нарядах всему ажурному великолепию предпочитали простой струящийся атлас. Но сегодня все вновь изменилось — ведущие кутюрье снова обратили свой взор на знаменитые французские кружева.

От ремесла к искусству

Говорят, что «предками» кружев были рыбацкие сети. В технике изготовления того и другого есть много общего. Первые кружева имели несложный геометрический узор, часто с зубчатым краем, и просто пришивались по краю одежды. Считается, что искусство кружевоплетения зародилось в Италии в XV-XVI веке. Именно итальянским мастерам мы обязаны возникновением сложной технике переплетения нитей, рождающей самые невероятные узоры. Кстати, «настоящими» принято считать только два вида кружев — шитые иглой и сплетенные при помощи специальных приспособлений — коклюшек. В качестве материала использовали льняную нить, которая с развитием ремесла становилась все тоньше и тоньше. Позже, уже во Фландрии, где кружевоплетение достигло небывалых высот по красоте и сложности, нитки доверяли прясть молодым девушкам — только их чуткие руки могли уловить нужную толщину. Узор стремительно менялся от простых геометрических мотивов до сюжетных сцен. Техника становилась все более мелкой, подробной и реалистичной. Но если Италия и Бельгия превратили простое ремесло в высокое искусство, то настоящую славу кружевам принесла Франция.

Кружева и политика

Итальянские кружева пришли во Францию вместе с династией Медичи в середине XVI века. Сначала нехитрая «ретичелла» («сеточка»), позже — плотные и вычурные гипюры, — все это стремительно входило в моду и, несмотря на дороговизну, покупалось французской знатью в неимоверных количествах. Кружева были невероятно популярны — их с одинаковым удовольствием носили мужчины и женщины, кружевами украшали одежду, белье, интерьеры и экипажи. При этом сама Франция не могла похвастаться собственным производством ажурной роскоши, и деньги рекой утекали за рубеж. Продолжалось это почти столетие. В середине XVII века министр Короля-Солнца Кольбер решил положить конец разорительным закупкам за границей, и было принято решение о развитии кружевного дела во Франции. В конце концов французские кружевницы не только освоили заграничную технику и узоры, но и превзошли итальянских и фландрийских мастериц, привнеся в кружева тонкость и изящество. А через некоторое время был издан королевский указ, запрещающий ношение кружев иностранного производства, — при дворе разрешалось появляться только во французских кружевах. Впрочем, к этому времени они составляли весьма достойную конкуренцию своим соседям.

По местам ажурной славы

Итак, кружевоплетение прижилось во Франции и прочно вошло в жизнь ее жителей. Существовал даже особый свадебный обычай: когда молодой человек сватался к кружевнице, он должен был подарить ей коклюшку, вырезанную своими руками. Если девушка была согласна, то она принимала подарок, если же нет — ломала коклюшку, чтобы он не смог подарить ее другой. Традиционно кружево называлось в честь того места, где оно производилось. Так, например, город Тюль дал название легкой и прозрачной сетчатой ткани. Сейчас она широко используется для самых разных целей. Изобретение же тюля стало новым уровнем владения искусством благодаря ему кружевные изделия стали много легче и изящнее, появилась возможность делать аппликации на невесомой основе. Плотный и «основательный» гипюр вынужден был потесниться. Первая «государственная мануфактура» была открыта в 1655 году недалеко от города Алансон. Именно здесь впоследствии родились одни из самых тонких и дорогих французских кружев. Алансонские кружева — классические шитые: по сетке с правильными шестигранными ячейками выполняется мелкий изящный растительный мотив. Для придания объема узору по краю часто вшивался конский или даже человеческий волос. Кружева аржантан (также названы в честь города в Нормандии) имеют весьма похожий вид, однако здесь все немного крупнее и шире ячейки и узор, а также нет традиционной для алансона тесьмы. Этот вид кружев был чрезвычайно популярен в XVIII веке украшения одежды.

В это же время в моду входят плетеные кружева валансьен — вобравшие в себя лучшие традиции фламандских и французских мастеров. Для них характерен все тот же растительный орнамент, без всякого рельефа, расположенный на сетке с круглыми ячейками. И фон, и узор плелись одновременно, что делало работу мастера более сложной. А вот кружева-блонды не имеют «географической привязки». Они выплетались из несученых шелковых ниток белого или золотистого цвета, за что и получили свое название. Здесь плотный узор контрастирует с изящным тюлем. В XIX веке блонды приобрели невероятную популярность благодаря моде на белые свадебные платья. Впрочем, следует сказать, что, несмотря на название, блонды бывают еще и черные. И уж если говорить о черных кружевах, то обязательно нужно упомянуть знаменитые кружева шантильи. Кстати, их производили не только в одноименном городе, но также в Байе, Кане и Пьюи. Эти кружева делались преимущественно из черного шелка — изысканный цветочный орнамент располагался на тончайшем тюле. Сами французы говорят об этих кружевах: «Прикоснуться к кружевам шантильи — все равно что прикоснуться к весеннему ветерку ». Иногда эти кружева можно встретить в белом исполнении.

Кружева и век машин

Если смотреть на историю кружев — это всегда было элитарным и дорогостоящим промыслом. Оно требовало от мастериц аккуратности, неимоверного терпения и, будем честны, железного здоровья. Неспешность и ювелирность работы делали кружева весьма дорогим удовольствием. Вот и получалось, что для того, чтобы украшать свою жизнь кружевом, нужно иметь либо искусные руки, либо большие деньги. Однако всемирный технический прогресс положил конец этой избранности — с появлением станков рынок наводнили дешевые кружева машинного плетения. И к 20-м годам XX века кружевной промысел почти повсеместно пришел в упадок. Помимо механизации процесса была еще одна причина — в моду входила практичная одежда, «без излишеств», а кружевам оставалось украшать разве что нижнее белье. И все же изысканному ажуру не суждено было кануть в Лету. Сегодня многие знаменитые марки кружев делаются машинным способом, что, впрочем, не мешает им по-прежнему быть элитными и дорогостоящими. Производители гордятся бережно сохраненными традициями и грамотно внедренными инновациями. Известны случаи, когда на фабриках нарочно используют антикварные станки, сделанные еще в позапрошлом веке. Контроль качества при этом осуществляется только вручную. Весь возможный брак штопальщицы искусно скрывают таким образом, что от него не остается и следа. Сегодня французские кружева переживают новый виток популярности — модные Дома заказывают его для создания новых коллекций, а знаменитости охотно выходят замуж в кружевах шантильи или валансьен.

Пожалуй, в моде не существует ничего более элегантного и вдохновленного историей, как одежда, украшенная кружевом . Любительница истории, обладающая даже самыми базовыми навыками шитья, может превратить любую обычную белую блузку в предмет моды прошлого, просто пришив к ней кружевные манжеты и воротничок. Простое платье-сарафан неожиданно приобретает черты викторианской эпохи, если надеть его с нижней юбкой, подол которой обшит кружевом. История кружева начинается с конца 15-го века и пишется по сей день.

Появление кружевоплетения

Постоянное желание сделать одежду более привлекательной стало причиной появления самой тонкой и самой дорогой отделки, которая сегодня называется классическим кружевом. Кружевоплетение – это древнее искусство. Первые шаги в этой области были сделаны в земле фараонов, которые использовали льняную ткань, украшая ее цветными нитями, и придавая им геометрические формы. Древние греки и римляне также украшали свои тоги золотыми нитями. Новый предмет одежды не требовал украшения по краю, но, когда он изнашивался, нити нужно было перекрутить и сшить вместе. Кружево образовалось благодаря технике скручивания, используемой для украшения потрепанных краев ткани.

Настоящее кружево появилось только в конце 15-го и начале 16-го веков. Во Фландрии кружево называется «кант», что означает границу или край. Родиной кружевоплетения обычно признают Фландрию и Италию. Настоящее кружево получается, когда нить перекручивают или переплетают с другими нитями независимо от ткани-основы. Первоначально использовались льняные, шелковые, золотые или серебряные нити. Сейчас кружево часто делают из хлопчатобумажных нитей. Фабричное кружево может изготавливаться из синтетического материала. Некоторые современные мастера делают кружева из тонкой медной или серебряной проволоки, вместо нити.

В качестве надежного доказательства происхождения кружева, письменные источники утверждают, что король Карл V издал указ о том, что кружевоплетение нужно преподавать в школах и монастырях бельгийских провинций. В период ренессанса и просвещения кружевоплетение прочно обосновалось на территории моды. Оно было предназначено для того, чтобы заменить вышивку в такой манере, которая позволяла с легкостью преобразовывать платья согласно разным модным стилям. В отличие от вышивки, кружево можно было отпороть от ткани, чтобы заменит его другим. Модными стали кружева на воротниках и манжетах, как мужских, так и женских. Эта тенденция достигла пика в 18 веке.

Зарождение кружевной моды

Кроме того, мода на кружева также отражена в книгах модных образцов еще в 1540-х годах. Ранние образцы кружева ретичелла обычно имели острые или овальные края. Ко времени правления Карла I кружево использовали как для украшения костюмов, так и домашнего интерьера, а к 1643 году кружево стало установившейся отраслью производства. Во Франции кружевные паттерны становились все более детальными и изящными, а светлые цветочные мотивы французского шитья по тюлю (point de France) использовались в любых вообразимых декоративных целях. Позднее алансонские, аржантанские и валансьенские кружева стали образцами французского стиля и дизайна. Бобинное, или коклюшечное, кружевоплетение, которое упоминалось уже в 1495 году, из Италии распространилось во Фландрию, достигнув вершины производства в 18 веке.

Машинное кружево впервые появилось в 1760 году, а к 1813 году была усовершенствована гардинно-тюлевая машина. После 1832 года хлопчатобумажные нити заменили льняные. В 20 веке многие кружевные паттерны были возрождены и усовершенствованы, и названы кружевами Клуни. Главные современные центры кружевоплетения находятся во Франции, Бельгии, Англии, Ирландии и Италии.


Cведения о кружеве доходят до нас из глубочайшей древности. В Библии говорится о легких и прозрачных, пышно вышитых тканях, которыми были украшены одежды священнослужителей и интерьеры храмов.

На некоторых египетских мумиях встречается одежда, украшенная сетчатой каймой, с вышитыми по ней орнаментами.

Плетением сеток, т.е. филейной работой, и украшением их вышивками,занимались с незапамятных времен. Но только в конце XV века появились изумительные ажурные полотна, ставшие вожделенным предметом обладания для богатых и влиятельных людей того времени.

Многие историки отвергают возможность возникновения таких тканей на Востоке, по причине, что столь изящное, грациозное кружевное искусство, могло появиться лишь во времена художественной, жизнерадостной, романтической эпохи Возрождения.

В средние века вышивание (предшественник кружева) было любимым занятием женщин во многих частях света, чему свидетельствуют многочисленные вышивки, ставшие музейными экспонатами. Так, что единого мнения о стране, родоначальнице кружева, нет.

Вермер Делфтский Ян "Кружевница" 1664 г. В.А. Tропинин "Кружевница" 1823 г.

Французские кружева

Екатерина Медичи, супруга французского короля Генриха II в середине XVI века выписывает из Италии некоего Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издает подробный сборник существовавших к тому времени узоров кружев.

Во Франции вкус к кружеву развился настолько сильно, что богатые вельможи, выписывая кружево из Италии и Фландрии, где они достигли уровня произведения искусства, тратили на них огромные деньги.

Кружева использовались в украшении женского и мужского платья, мебели, особенно кроватей. Кружевами же обшивали сапоги, и даже внутреннюю часть экипажей. Французское правительство не могло остаться спокойным, наблюдая значительный отток денег за границу, причиной которого являлась страсть подданных к ношению дорогих иностранных кружев.

В конце XVII века министр Кольбер, преданный поданный Короля Солнца основывает королевские мануфактуры, с целью распространения производства кружев внутри Франции. Для этого выбираются города Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймс и др. Из Венеции были наняты 30 мастериц, а из Фландрии 200. Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, выдававших иностранцам секреты своего производства, поэтому они были вынуждены вернуться на Родину, успев, однако, научить француженок. Успех предприятия превзошел все ожидания. Французские ученицы со свойственным им природным утонченным вкусом привнесли в технику создания кружев неповторимый французский шик и аристократизм.

Мировую славу приобрело алансонское шитое кружево "point a l’aiguille ", оставшееся непревзойденным по красоте и исполнению.


Город Аржантоне Алансонское кружево

Город Валансьен стал известен кружевом point Валансьен в XVIII столетии. Особенностью этого кружева является прозрачная тонкая сетка, которую плели вместе с узором. А узор не имел рельефности, в следствие чего кружево было удобно в использовании и уходе.

В кружевной коллекции "Пьемонт Текс" машинные потомки этих кружев представлены тканями art.Cembridge, Fioritta, Varna.

Черное шелковое Шантильи – еще один прославленный вид семейства кружев, производство которого было начато в XVIII столетии Екатериной де-Роган.


Валансьенское кружево Кружево Шантильи бывает не только черным

Рисунки для французских кружев выполнялись крупными художниками - орнаменталистами, в том числе и Жаном Береном, Франсуа Бонеме де Фалезом, Луи Булонем и, позднее, Франсуа Буше.


Франсуа Буше " Портрет мадам де Помпадур"

Венецианские кружева

Впервые кружево заявило о себе громко в 1363 году и стало предметом закона, изданным королем Англии Эдуардом III, запрещающий ввоз иностранных кружевных вуалей. Таким образом король пытался защитить внутренний рынок.

"Виновником" рождения кружев конечно же стала мода. С конца XV века входит мода на огромные воротники, волнообразно окружавшие шею, которые назывались "фрез ". Их края украшали зубчиками, которые были сначала еле заметными. Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere "(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам.

Венеция первая прославилась своими шитыми и плетеными кружевами. Орнаменты и узоры кружев соединялись тончайшими нитками-связками. Такие кружева получили название гипюр . В 1493 году богатое кружево было вывезено в Англию для коронации Ричарда III.

Итальянские кружева отличались неповторимым изяществом и высоким художественным мастерством. За них платились баснословные деньги и вскоре во многих странах стали появляться законы, ограничивающие потребление столь дорогостоящих украшений. Художники в угоду богатым заказчикам изощрялись в изобретении новых рисунков. Кружевам давались названия и имена, самым известным был гипюр “point de rose”.

Cтиль барокко – пышность и чрезмерность, но какое изящество!

Образец старинного кружева

В коллекции кружевных тканей "Пьемонт Текс" Вы найдете несколько машинных реплик удивительного венецианского гипюра. Эти ткани на текстильном рынке уже успели стать большой редкостью. Их отличает удивительное сходство с рукотворными кружевами. Пышный растительный орнамент, обрамленный рельефным жгутом, различные по форме и изяществу сетки, соединяющие узор в невесомое, ажурное полотно – все качества оригинального кружевного соединены дизайнерским воображением в союзе с новейшими текстильными технологиями.

Фламандские кружева

В первой половине XVII века повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется тонкой сеткой c тюлем с мелкими ячейками одинаковой формы. Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко.


Сюжет басни Лафонтена в кружеве

Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских,спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское.

Особенностью брюссельского кружева было то, что фон и орнамент плелся одновременно , что было очень сложно. Но с середины XVIII века технология упрощается, а в 1830-х годах был соткан первых машинный тюль. Это облегчило и удешевило изготовление кружев. В то время машинное кружево делалось из хлопчатобумажных ниток, которые лишали ткань эластичности, мягкости и легкости, присущие плетеным из шелковистых льняных нитей фламандским кружевам XVII века.


Образцы брюссельских кружев Кулоны и броши с фрагментами
ручного кружева

Так же во Фландрии в XIX веке славилось кружево малин (по названию города Мехельн, во французской транскрипции Малин, в котором его плели). Для него был характерен орнамент типа рокайль , образованный из плотного переплетения ниток, и густые узорные сетки фона. Но отличительной его чертой является рельефный контур, проложенный более толстой блестящей нитью по краю орнамента.

В последствие, этот город стал принадлежать Франции, и тюль-малин приобрел более французский вид. Репликами этих тканей Вы можете восхищаться и сегодня в наших салонах.


Орнамент "рокайль" Брюссельское кружево Современный французский тюль
в коллекции Piedmont Tex

В современных тюлях кружево имитируют вышивки, в которых используются различные по плотности и составу нитки. Неизменным остается лишь высокий стиль и изысканный французский вкус.