История стиля модерн в одежде: стремление к практичности. Стиль модерн в одежде – новое слово в истории моды


Мода в конце XIX века в последнее пятилетие снова меняет женский костюм. Рукава у плеча становятся огромных размеров, возраждая форму 1830-х годов, это уже не «окорочка», а «окорока». Юбка расширяется, оставаясь в форме «колокола». Головные уборы усложняются, пышно декорируются, поля, по сравнению с первым пятилетием 90-х годов, увеличиваются.


Однако наряду с громоздкими шляпами остаются простые плоские канотье и мягкие фетровые шляпки с небольшими полями, продавленные посередине (шляпа «пирожком»). Эти шляпы пришли из Австрии, и позже в Европе их стали называть «федорами». Название они получили от одноимённой пьесы Виктора Сарду «Федора». Помимо «федоры» появились «трилби», цилиндры, котелки – всё из гардероба мужчин.



В этот период возникает невиданное разнообразие фасонов, которые были декорированы всевозможными отделками, деталями, украшениями. В журналах мод отмечалось, что в этот период происходит полное смешение «идей, форм, украшений…». Однако наряду с удачными идеями возникало множество не то, чтобы не удачных, а полная безвкусица.



Портной или сама заказщица в погоне за тем, чтобы оказаться с самым оригинальным фасоном, придумывали нечто невероятное – вздыбленные рукава, с плотно обхватывающим торс лифом (со сдавленной корсетом талией трудно было дышать). Иногда это были широкие лацканы, воротники, пелерины, крылья, кружева, ленты, рюши и т.п. Всё это приводило к огромному увеличению верхней части фигуры. К тому же все перечисленные детали «украшали» не только платья, но и пальто и строгие жакеты, и даже амазонки.



Вечерние туалеты в последнем пятилетии остаются такими же, как и в первом – глубокое декольте, узкий и жёсткий лиф, и если есть рукава, то они обязательно огромные у плеча. Такие рукава,узкие от запястья до локтя и вздутые у плеча, назывались по-разному: жиго, бараний окорок, баранья нога, слоновые уши, ветчинные и т.п. В декоре соединялись разные фактуры тканей, (по-видимому, современная мода повторяет сейчас эту же идею – многослойность из тканей различной фактуры).



При невероятных размеров рукавов юбки были весьма элегантны и удобны – форма колокола. Расклешённые юбки с глубокими красивыми фалдами от талии ниспадали в пол. Далее к концу XIX–ого столетия юбка изменяет свою форму – она становится от талии до бёдер совершенно гладкой, и расширяется только от колен к полу, приобретая форму «годе», или заканчивается воланами или рюшами.


Талия подчёркивалась кушаком или поясом и казалась по сравнению с огромными рукавами необычайно тонкой (нечто подобное повторится в моде 30-х годов ХХ-ого века, но не с такими вздыбленными огромными рукавами). В этот период лиф имеет фигурный вырез, в который располагаются вставки или манишки, обильно декорированные складочками или рюшами. Воротничок остаётся высоким и стоячим. Необходимо отметить, что несмотря на огромное разнообразие фасонов платьев, пелеринок, болеро и жакетов, завоёвывает популярность жакет строгого покроя – удлинённый, прилегающий с небольшими отворотами, мужского типа.


Одним из знаменитых в то время кутюрье был Жак Дусе – художник, тонко чувствующий индивидуальность своей модели.


Следует назвать и Гюстава Беера, который создавал вещи для более консервативных заказчиц. Одна из его моделей находится в музее Киото – дневное платье из чёрного буклированного шёлка с декором у воротника и на плечах из многослойного шёлкового атласа, саржи и и вышивкой бусинками. В рукавах и на юбке подложен бежевый шёлковый атлас, который виден сквозь прорези, украшенные бусинами. В эти же годы создаёт свои шедевры и Н. Ламанова.






Искусство модерна воспевало не только чёткость контуров, но и богатство и элегантность декора. В вышивках этого стиля встречаются природные мотивы – цветы, насекомые, животные и т.п.


Активный спорт, который стал в эти годы доступнее и женщинам, позволил создавать простые и удобные костюмы с минимальным количеством деталей. Американский иллюстратор Чарльз Дейн Гибсон запечатлял на своих рисунках очаровательных девушек в простых и скромных нарядах, занимающихся спортом.



В магазинах в эти годы появились в продаже специальные костюмы для спорта и активного отдыха: просторные блузы, укороченные юбки, блумерсы и даже специальные корсеты для спорта, более щадящие женщину. Завоёвывают популярность велосипед, теннис, катание на коньках, в том числе и роликовые коньки. Последние были вечерним и ночным развлечением на асфальтовом катке.


Окончание XIX столетия было названо «весёлой эпохой». Но всё, как известно, кончается. Наступает новый век – всё в будущем – грядущие катастрофы, войны и, несмотря на это, новые яркие стили новой эпохи и их новые изобретатели.







Одежда на фото 1895-1900


«Прекрасная эпоха» или «бель эпок», которую также называют «ар нуво» или «эпоха модерн» охватила два десятка лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.(Период 1890-1914) Как и любой стык двух веков, этот период характеризуется важными изменениями, назревшими в жизни общества, которые нашли свое отражение в разных ее ипостасях. Мода эпохи модерн чрезвычайно интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее.

Эпоха модерн началась в девяностые годы девятнадцатого века и продолжалась вплоть до Первой Мировой войны. Это время характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных.

История стиля модерн в одежде отражает главные веяния в социальной жизни по обе стороны Атлантики, включая постепенную смену положения женщин в обществе и открывающиеся для них перспективы на рубеже 19 и 20 столетий. Как и любая другая граница веков, это было интересное время, насыщенное событиями. Его течение было прервано Первой мировой войной, после которой было положено начало уже другой эпохе - такой же знаковой и переломной.

Первая половина 19 века была отдана романтизму, который ярчайшим образом нашел отражение в искусстве и одежде. Роматические идеалы воспевались в женском гардеробе пышными формами, многослойными юбками, глубоким декольте и талией, туго стянутой корсетом. Все в дамском образе было призвано подчеркнуть мечтательную хрупкость, которая хорошо просматривалась в литературе и живописи, запечатлевших тяжелые складки объемных юбок, шуршащих роскошным сияющим атласом и хрустящими кружевными оторочками на светских балах.

С середины века стремительно меняется политическая ситуация в Европе, что неумолимо влияет на прежнее течение жизни. Научно-технический прогресс набирает обороты, пересматривается положение женщины в обществе, а после возвращения Олимпийских Игр развивается спорт. Все это деромантизирует эпоху и ее костюмы, приближая их к реальности. Женщине становится легче дышать во всех смыслах слова.

Идеал, которому поклонялись модернисты - мать Природа. Дизайнеры стремились придать женскому силуэту сходство с бабочкой или цветком. Лилия, хризантема и орхидея - самые распространенные символы женской одежды эпохи модерна. Основной акцент платье в стиле модерн делало на талии. S-образный силуэт ему придавался за счет четкого разделения тела на 2 части: внимание к верхней привлекалось благодаря напуску на груди, а нижняя часть выделялась за счет разлетающейся юбки. Однако перед началом Первой Мировой войны стиль модерн сделал уступку более комфортному и свободному платью, отказался от корсетов, и придал ему прямой крой, нежно облегающий женскую фигуру. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Айседора Дункан - в 1903 г она впервые выступила в платье пеплос, свободном, без корсета, из легкой
полупрозрачной ткани.

Стиль модерн в одежде - это не только силуэт платья. Здесь важны детали. Прежде всего декор. Платья украшались рисунками, аппликациями, вышивкой. Самая популярная тематика орнамента - цветы, листья, водоросли. Узоры наносили на платье ассиметрично. Стиль модерн в одежде - новое слово в истории моды.







от Поля Пуаре

Для прогулок


Узоры ткани в стиле модерн

В отличие от мимолетной моды, стиль остается надолго. Яркий пример тому - стиль модерн в одежде, который имеет старинную историю: он появился еще в конце XIX-начале XX веков. Несмотря на солидный возраст, стиль этот актуален и поныне: характерные для него черты, например, растительные орнаменты и мягкие струящиеся линии, остаются модными и в XXI веке.

Рождение стиля

В конце девятнадцатого века на смену вычурной сложности в искусстве стали приходить более легкие, простые, естественные линии. Новый стиль был назван «ар нуво», а позднее – «модерн». Художники, скульпторы, архитекторы и создатели мебели отказывались от излишней пышности, отвергали геометрические строгие формы, черпали вдохновение в природных плавных линиях. Характерной особенностью нового стиля было его стремление проникнуть во всей сферы жизни. Поклонники направления не ограничивались только архитектурой или дизайном интерьера. В полюбившемся стиле оформлялись афиши и предметы быта, книги и ткани.

На моду, которая тоже является видом искусства, модерн также оказал заметное влияние. На рубеже XIX и XX веков в обществе уже витал аромат грядущих перемен. Образ жизни постепенно менялся. Мода перестала быть привилегией знатных особ, она стала делать первые робкие шажки на улицы, навстречу простым обывателям. Былые пышность, вычурность и величественность нарядов стали неактуальны, новое время требовало новых форм и новых идей.

Главной идеей модерна было возвращение к природе, красоте чистой и естественной, простой и натуральной. Вдохновение дизайнеры черпали в роскошных цветах и гибких ветвях, хрупких бабочках и невесомых стрекозах. Образ женщины-райской птицы, женщины-бабочки, женщины-благоуханного цветка вошел в моду.

По мере своего развития стиль модерн разделился на два направления – консервативное и реформаторское. Консерваторы настаивали на ношении корсета, который придавал женской фигуре обольстительные изгибы, подчеркивая ее стройность. Реформаторы же при поддержке передовых медиков вообще отвергали ношение корсета, как предмета, опасного для здоровья. Впервые за долгие века задумались модельеры о том, что одежда женщины должна быть не только красивой, но и удобной. Женщины массово начинали работать, и модные прежде непрактичные туалеты становились неуместной роскошью. Так появились наряды свободные, расклешенные, не сковывающие движения, но при этом исключительно элегантные и неизменно изящные.

Особенности стиля

Конечно, с годами стиль менялся в соответствии с требованиями времени. Например, так популярные когда-то корсеты сегодня ушли в прошлое, уступив место куда более удобным предметам гардероба. Но образ женщины-цветка всегда актуален, и почти невозможно предположить, что когда-то он потеряет привлекательность как для самих женщин, так и для любящих их мужчин.

Для современного стиля модерн характерны подчеркнутая женственность, плавные линии, нежные оттенки и цветочные принты. К особенностям стиля модно отнести декор, декор обильный, но не чрезмерный. Наряды не повторяют одеяния прошлых эпох, но многие присущие стилю модерн детали сохраняются и в самых современных моделях. К таким деталям относятся:

  • богатые, роскошные ткани – бархат, шелк, тафта, шифон, органза;
  • меха, пелерины, высокие воротники;
  • подчеркнутая талия;
  • обильный декор – вышивка, бисер, кружева, золотое шитье;
  • асимметричные наряды;
  • хорошо драпирующиеся ткани;

  • растительный дизайн украшений, декор камнями;
  • летящие шарфы, длинные бузы, украшения, изготовленные с применением кружева;
  • широкополые шляпы, в том числе и с вуалью;
  • маленькие сумочки, не слишком практичные, но очаровательные;
  • изящная обувь на тонкой подошве с фигурным каблучком, трогательные бантики и пряжки на туфлях довершат женственный образ.

Модерн сегодня

Многих вводит в заблуждение название стиля модерн: кажется, что речь идет о модернизме, новаторских идеях и поиске современных форм, а вовсе не о стиле, изобретенном более века назад. В результате возникает путаница, и модерном называют любые модные новинки. Однако стиль модерн – это нечто большее, чем мода. Это символ вечного стремления к красоте, причем красоте естественной, природной. Если не сам стиль, то какие-то его детали и особенности всегда остаются актуальными. Они не могут выйти из моды, как не может потерять актуальность, к примеру, красота цветка или изящество бабочки.

Современные дизайнеры неравнодушны к модерну и черпают вдохновение в нарядах той эпохи. Какие бы новые направления ни изобретала мода, прелестные женственные детали в стиле модерн остаются актуальными. Это и легкие летящие фасоны, и растительные принты, и эффектные украшения, и вышивка, и аппликации. Комбинируя эти детали с современными нарядами, дизайнеры создают оригинальные изделия.

Растительные орнаменты, насыщенные оттенки и их сочетание со спокойным черным фоном, приталенный силуэт и летящие, хорошо драпирующиеся ткани – все эти особенности стиля модерн сегодня популярны не меньше, чем сотню лет назад. Именно они позволяют женщине чувствовать себя женственной в современной мире, где нет места излишней сентиментальности, а борьба за место под солнцем занимает немалое место в жизни. Даже если в моду входят образ женщины-воина, минимализм, строгая классика или спортивные наряды в стиле унисекс, всегда можно смягчить образ и добавить ему капельку обаяния с помощью эффектных деталей в стиле модерн.

Дмитрий Анохин

Вряд ли у кого-то вызывает сейчас сомнение факт, что мода – это вид искусства. И совершенно закономерно, что фешн-индустрия развивается синхронно с другими его направлениями. Конец XIX-начало ХХ вв – эпоха кардинальных перемен во всех сферах жизни, и, разумеется, эти перемены нашли свое отражение и в одежде. Стиль модерн сменил эклектику и стал воплощением новых веяний и настроений. Он не был похож ни на один из стилей предшествующих периодов. Модерн – это совершенно новое слово в искусстве.

Сегодня сайт Стильная Штучка расскажет тебе о том, как проявился : каковы основные вехи его становления и какие наиболее яркие черты ему присущи.

История стиля модерн в одежде

Родина стиля модерн – Европа. Что касается моды, то одним из первых кутюрье, кто явил миру одежду в стиле модерн, был французский модельер Поль Пуарэ. Влияние модерна на творческое вдохновение этого дизайнера объяснялось его тесной дружбой с различными художниками. Их картины производили на Пуарэ столь сильное впечатление, что он не смог не выразить его в своих собственных работах.

Так, с легкой руки этого кутюрье появилось на свет направление в одежде, которое получило название art nouveau («арт нуво»). В его творчестве воплотилось стремление кардинально пересмотреть приемы работы дизайнера. Коллекции Пуарэ включают в себя и мотивы Востока, и отголоски древнейшей истории – и кимоно, и туники. Он сумел сочетать одновременно античность и экзотику.

Идеал, которому поклонялись модернисты – мать Природа . Дизайнеры стремились придать женскому силуэту сходство с бабочкой или цветком. Лилия, хризантема и орхидея – самые распространенные символы женской одежды эпохи модерна. Основной акцент платье в стиле модерн делало на талии. S-образный силуэт ему придавался за счет четкого разделения тела на 2 части: внимание к верхней привлекалось благодаря напуску на груди, а нижняя часть выделялась за счет разлетающейся юбки.

Однако перед началом Первой Мировой войны стиль модерн сделал уступку более комфортному и свободному платью, отказался от корсетов, и придал ему прямой крой, нежно облегающий женскую фигуру. Не последнюю роль в этом процессе сыграла Айседора Дункан – в 1903 г она впервые выступила в платье пеплос, свободном, без корсета, из легкой полупрозрачной ткани.

это не только силуэт платья . Здесь важны детали. Прежде всего декор. Платья украшались рисунками, аппликациями, вышивкой. Самая популярная тематика орнамента – цветы, листья, водоросли. Узоры наносили на платье ассиметрично.

Ткани, используемые для пошива платья в стиле модерн, украшались бисером и камнями. А завершали образ большие круглые шляпы и крупная бижутерия. Благодаря такому подходу к крою платья и аксессуарам женский силуэт превращался в набор геометрических фигур, что, собственно, и отражало основную концепцию творений художников-модернистов.

Немаловажную роль играла обувь. Она была замшевой, кожаной, шелковой, декорированной бантиками, пряжками. Одежду в стиле модерн носили абсолютно все слои населения, но именно обувь была показателем принадлежности к определенному социальному кругу.

Стиль модерн – современность

Экстравагантность стиля модерн и сегодня будоражит фантазию многих дизайнеров и имеет преданных поклонников в их числе. Сред них, например, можно отметить Прада, Кристиана Лакруа, Анну Суи, Александра Маккуина.

Для современного стиля модерн характерен отказ от правильных форм и четких линий. Его поклонники приветствуют естественность, выражающуюся в изогнутых, плавных контурах.

Для того чтобы тебе было понятно, что представляет собой стиль модерн в современной моде, предлагаем рассмотреть ее на примере крайне успешной коллекции осень – зима 2010—2011 г от Анны Суи . Классические белые блузки, маленькие кокетливые платьица, изящные юбки – вот главные модели этой коллекции. Американский дизайнер сделала упор на растительный орнамент в стиле «арт нуво». Цветовая гамма коллекции – яркая, контрастирующая с фоновым черным цветом.

Еще одним ярким представителем в числе почитателей стиля модерн является Александр Маккуин . Вернее, являлся — в 2010 году его жизнь трагически оборвалась, мир моды понес невосполнимую утрату. «Несносный британец», как называли его при жизни, обожал украшать свои модели яркими принтами, ассоциирующимися с кожей рептилий.

В целом, все его творчество пронизано мотивами стиля модерн.

Как известно, мода развивается циклично. Одежда в стиле модерн переживает сейчас, в начале XXI в, новое рождение. Сегодня ее можно смело назвать трендом большого города. В данном направлении есть все, чтобы создать яркий индивидуальный образ и выделиться из серой массы – и крой, и оригинальные цветовые решения, и разнообразные аксессуары. Этим и объясняется его востребованность.

Стильной быть легко! — Сайт для женщин Стильная Штучка

Мода – это самостоятельное направление, которое наряду со многими другими сферами жизни человечества развивается крайне активно. Особенно яркие изменения она начала претерпевать в конце XIX – начале XX века. Именно тогда и началась история стиля модерн в одежде.

Эпоха модерна в одежде

Свое начало этому стилю положила Европа. Родоначальником стал французский модельер Поль Пуарэ. Особое влияние на Пуарэ оказывали художники, с которыми он общался. Их картины настолько его вдохновляли, что модельер решил выразить свои чувства и дать волю фантазии в своих новых работах.

Стоит отметить, что отражение нарядов в стиле модерн модельеры находили в матери-природе. Они всячески старались придать женскому силуэту форму бабочки или цветка.

Из 19 века стиль модерн в одежде плавно перешел в век 20, однако накануне Первой Мировой войны он несколько уступил более удобным нарядам. В первую очередь, модницам пришлось отказаться от .

Поддержала это новшество в 1903 году Айседора Дункан, которая выступила в летящем платье без корсета, нежно обтягивающим фигуру.

Немаловажное значение в женской одежде модерн всегда играли декоративные элементы, такие как аппликации, рисунки, вышивка. Чаще всего это были листья, цветы, водоросли. Также наряды украшались бисером и камнями. Круглые шляпы и массивная бижутерия дополняли образ.

В целом одежду в стиле модерн в то время носили абсолютно все, а вот обувь означала принадлежность к тому или иному социальному классу. Она шилась из замши, кожи или шелковой ткани.

В настоящее время стиль модерн отличается отсутствием четких линий в нарядах. Изогнутые, плавные контуры – это основа. Ярким представителем современного модерна являлся трагически погибший в 2010 году дизайнер с мировым именем Александр Маккуин. Особое предпочтение в нарядах он отдавал тканям и декоративным элементам, напоминающим кожу рептилий.

Итак, основное предназначение данного стиля – проявление индивидуальности во всем ее разнообразии.