История карнавальных костюмов с древних времен и до наших дней. Костюмированное веселье. Как проходили маскарады в XIX веке

Карнавальные костюмы пришли в католическую Европу из обычаев древнеримской империи переодеваться в праздник Сатурналий. Карнавал – это праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями, сопровождаемый массовыми народными гуляньями. В эти дни рабы временно обретали свободу, они надевали одежду своих хозяев и вместе с ними пировали, пели и плясали. В одежде своих хозяев, сидя с ним за одним столом, принимая яства и кушанья, отплясывая зажигательные танцы, рабы были свободными на этот необычный, краткий миг.
Интерпретация слова «маска» уходит корнями в латинский язык, и образовалось от слова «личина». Для древних племён маска была олицетворением мощи рода, поэтому для соответственного культового ритуала изготавливались определённые виды масок. В античное время мужчины- греки играли под разыми видами масок в театрах, совмещая женские и мужские роли в одном спектакле. На Руси маски одевали скоморохи, а на просторах Европы -труппы бродячих актеров.

Карнавалы в средневековой Европе.

В средневековой Европе были в почёте следующие праздники:

  1. весенние и осенние карнавалы,
  2. праздник осла,
  3. праздник дураков,
  4. выбор короля обжор,
  5. празднование борьбы Масленицы и Поста.
Карнавал как театрализованное шествие с инсценировками, играми, народными гуляниями с масками, праздничными фейерверками стал частью постоянной частью культуры. Костюмы на такие праздники искусно декорировали.

По Европе в феврале прокатывается волна неугомонного веселья, чудачества и незабываемого зрелища, которое хочется потом видеть снова и снова.
Венецианский карнавал начинается за 40 дней до Пасхи, в «мардигра» -«день покаяния», началом праздника считается голубь, пролетевший над центральной площадью. Во время карнавала идут представления в театрах, дворцах, кофейнях и небольших игровых домах, атмосфера праздника уравнивает сословия, простые люди смешиваются с аристократами, и маски дополняют эту сказочную атмосферу. Повсюду проходят «исторические» концерты, фейерверки, спектакли и балл-маскарады. Вершиной зрелища является Гранд канал, в котором стоят эффектно украшенные лодки и гондолы.
Датой основания ежегодного карнавала в Ницце считается 1294 г. Весь город усыпан цветами мимозы, на Променаде дез Англез проводится битва цветов, 15 дней круговерть зрелищных парадов, спектаклей, концертов, престижных банкетов, вечерних маскарадных шествий. Карнавальный Парад цветов (основан в 1876г.) включает 20 украшенных тележек и свыше 600 гигантских большеголовых кукол. «Битва цветов» - состоит из каравана тележек в живых цветах и манекенщиц, бросающих публике цветы. Вечерний Парад света из панно с карнавальными сценами завершает это сказочное зрелище. В заключение, на Масленицу, традиционно происходит сожжение его величество карнавала на городском пляже.
Вторым в мире считается карнавал на Канарских островах, после карнавала в Рио-де-Жанейро. Целью карнавала в Санта Круз де Тенерифе является выбор королевы, поэтому тысячи красивых, выносливых, в маскарадных костюмах девушки танцуют на площади города, в 1987 году свыше 200 тысяч лиц танцевали в одно время. Финалом праздника считается сожжение - «похороны» сардины: люди в масках, стонут и плачут, пепел закапывают на месте начала карнавала следующего года.
Изюминкой испанского карнавала в Кадисе (юг Испании) считается мероприятие «Карусель-хор» - где происходит выбор наилучшего хора на главной площади среди исполнителей. Маскарадные костюмы бывают не только индивидуальными, но и «для двух», а может быть и всей компании.
Конец февраля в Германии - «шутовское время». Немцы готовятся к карнавалу, как они сами говорят, с «звериной серьезностью»: в 11 часов 11-го дня 11-го месяца в Майнце, Бонне, Кёльне и Дюссельдорфе учреждаются карнавальные комитеты, которые обновляют карнавальный реквизит и гардероб, подбирают достойных на роль «принца карнавала». В розовый понедельник обер-бургомистр торжественно передаёт принцу карнавала признаки власти: ключ от ратуши. Только полицейские и медики не принимают участие в бурном уличном костюмированном веселье.
Бургундские земли Нидерландов, Лимбург и Северный Брабант радостно участвуют в карнавале. Всенародно избирается принц, временно замещающий бургомистра, отсутствует любая власть, а только праздник в карнавальных костюмах и масках с субботы до вторника под звуки самбы и грохот барабанов, чтобы отпугнуть злых духов на целый год.
Венгры одеваются в длинношерстные звериные шкуры, в раскрашенные яркие маски, и звенят в колокольчики. На празднике происходит символическое прощания с зимой и встреча весны, всё заканчивается очень весёлыми похоронами Масленицы.
Современные карнавальные шоу проходят с размахом в Бразилии, Аргентине.

Карнавалы в России.

В Россию прообраз карнавала пришёл при правлении Петра I, первое уличное празднование в костюмах случилось в 1721 году по случаю завершения Северной войны. Правила проведения первых Петровских карнавалов и карнавальные костюмы регламентировались самим императором, Пётр I иногда самолично писал сценарии к планируемым маскарадным гуляниям. Анна Иоанновна отпраздновала свой первый год правления грандиозный карнавалом, праздник продолжался месяц. Наивысший расцвет карнавалов был достигнут при правлении Екатерины Великой, которая придворные маскарады сделала традицией. Большие пышные гуляния проводились регулярно, размещались аттракционные забавы, качели, карусели, торговые ряды, повсюду ставились театрализованные представлений.
Во второй половине XIX века празднование Нового года становится традиционным, начало этому событию положила первая публичная ёлка с карнавальными костюмами и масками в Петербурге в 1852 году. Новогодние карнавальные маскарады при дворе, которые проводились 31 декабря в Зимнем дворце наибольшую популярность набрали при Николае I.
В 1935 году государство возродило обычай устраивать новогодние костюмированные праздники, сначала для детей, а потом и для взрослых. В послевоенное время традиция встречи новогодних праздников была сформирована окончательно.
В наше время Масленица аналог празднования католического карнавала, которая также сопровождается народными гуляниями, переодеваниями в костюмы различных персонажей, русскими забавами. На Руси переодевшихся в карнавальные костюмы называли «ряжеными».
Кроме традиционного уже маскарадного празднования нового года, тематических постановок по проводам зимы и встречи весны добавилось в последние годы празднование дня Хэллоуина.
Осенью в детских садах и школах повсеместно проходят постановки осенних балов, летом празднование Дня Ивана Купала, Дня Защиты детей.

Каждый из нас несет в себе воспоминания о детстве. Среди них особенно ярки и красочны воспоминания Новогодних праздновании, хоровод возле Новогодней елочки, яркие костюмы и маски на лицах детей и взрослых....
Вряд ли мы тогда задумывались о истории возникновения карнавальных, а за тем и новогодних костюмов.
Предком маскарада принято считать ежегодный праздник в Риме в честь Бога Сатурна (Сатурналии). Именно тогда появились маски. Праздник был всеобщим, веселились и хозяева и рабы, маски скрывали лица всех празднующих, это помогало избавиться от предрассудков по поводу происхождения и социальной принадлежности.

В Средние Века, несмотря на суровость церковных установок, маскарады были не так уж редки. Основными атрибутами были костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. Именно в эпоху Средневековья сложилась особая психология маскарада - король переодевался в нищего, белошвейка - в принцессу, скромница - в райскую птицу...

Маска делает человека неузнаваемым, она связана с радостью перевоплощений и возможностью примерить на себя любую роль.

Самым знаменитым, как и в наши дни, считался карнавал в Венеции. Основой венецианского карнавального костюма остается длинный плащ с рукавами и капюшоном - домино. Чаще всего домино были чёрного цвета и традиционная маска белого цвета, прикрывающая в основном верхнюю часть лица, иногда с длинным носом.
В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить в повседневной жизни.
Почти до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Однако во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь.

Помимо массовых, публичных карнавалов, в Средневековой Европе существовали и мероприятия для избранных. Пышностью придворных маскарадов отличалась Англия. Вторая жена Генриха VIII - Анна Болейн устраивала костюмированные праздники.

Дочь Генриха и Анны - Елизавета I безумно любила устраивать маскарадные празднества. Королева-Девственница любила выходить к гостям в костюме Артемиды - стройной, девственной богини охоты. Сверкая многочисленными драгоценностями, затянутая в железный корсет, Елизавета изображала античную богиню. С «оригиналом» её роднил только лук - орудие богини да сияющий месяц в волосах.

При правлении Людовика XIV маскарады были в почете и проводились с особым шиком и пышностью - сам король любил появляться в костюме Аполлона или Юпитера.

Людовик XV, не любил празднования во дворце, он любил маскарады публичные, грандиозные. Проводились они на площадях Парижа либо в Ратуше. А некая хитроумная красавица в 1745 году устроила «охоту» на короля именно во время одного из публичных маскарадов. Одевшись в костюм богини Дианы, дама так увлекла собой Людовика, что сумела надолго привязать его к себе. И была этой хитроумной красоткой мадам де Пампадур.

В XVIII веке популярными становятся костюмы: Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекино.

История русских маскарадов и, соответственно, маскарадных костюмов, начинается с петровской эпохи. Как-то раз Пётр решил устроить беспрецедентное карнавальное шествие - он вырядил своих придворных и их жён в старинное русское платье и заставил, кривляясь и распевая непристойные песни, прошествовать по Петербургу. Так Пётр «отучал» подданных от боярских одежд и кокошников.

Постепенно маскарады прижились на Руси и при Анне Иоанновне на костюмированных балах порхали наяды и дриады в полумасках.

При Елизавете Петровне костюмированные праздники проводили каждый вторник. Назывались такие балы «Метаморфозами». На этих мероприятиях мужчины танцевали в женских нарядах а дамы, соответственно красовались в мужских костюмах.

Эти маскарады, веселили только саму императрицу, имевшую при внушительной фигуре весьма стройные ноги и любившую их продемонстрировать.

Кроме того, императрице нравилось наблюдать, как дамы стесняются своих открытых ног, а мужчины - путаются в юбках и падают прямо на своих партнёрш по танцам.

XIX век стал золотым веком маскарадов. Костюмированные балы устраивали художники и гимназисты, жёны фабрикантов... В России был популярен образ русской царевны.

И, конечно, мир детства немыслим без детских балов, маскарадов и Рождественской Ёлки! На карнавал девочки одевались феями, принцессами, цыганочками. Был популярен костюм Красной Шапочки. Мальчики переодевались пиратами, королевскими пажами и царевичами.

Во времена Советов, рабочие наряжались буржуями, разрисовывали себе уродливо лица...
При Сталине Советским гражданам вернули буржуазные развлечения, в том числе и празднование Нового года.
Маскарады стали устраиваться в парках культуры и в домах культуры. Преобладали в то время костюмы монахов и бабочек.
Постепенно из мероприятия, где стираются все сословные и моральные предрассудки, маскарад превратился в весёлый детский праздник. В 1960-е годы среди мальчиков был популярен костюм космонавта, в 1970-е под влиянием фильмов преобладали костюмы индейцев, шерифа и ковбоя.
Сейчас ассортимент костюмов для детских новогодних праздновании разнообразен, ярок и красочен... Мальчики наряжаются принцами, пиратами, героями(Человек паук, Зорро), а девочки предпочитают наряды принцесс, фей и Снегурочек.

Столицей маскарада и карнавала принято считать Венецию. В XVIII столетии жители этого итальянского города не снимали с лиц маски по полгода: таким образом, все люди уравнивались между собой. Не было ни богачей, ни бедняков, ни знати, ни простолюдинов. В масках все двери были открыты: в карнавальном костюме можно было прийти на заседание суда, в монастырь, в королевский дворец или просто в гости.

Несмотря на то, что маскарад был распространен только среди католических государств, Россия, славящаяся своими шумными гуляньями и веселыми пирами, не могла не перенять у Италии эту традицию. Российские карнавалы стали даже ярче и интересней европейских: в них добавились новые традиции и любопытные обычаи. Самые необычные маскарады проходили в Петербурге..

Петр I стал сценаристом маскарадов

Традицию проведения маскарадов в России начал Петр I - царь, который больше всех любил праздники и гулянья. В карнавалах принимали участие только придворные. В середине XVIII века эти праздники проводились следующим образом: Петр лично придумывал сценарий веселья и давал указания, в каких костюмах должны явиться участники мероприятия.

Обычно наряды были тематическими, в стилях разных эпох - от князя Владимира до Ивана Грозного. Гости садились в сани и устраивали костюмированный проезд по всему Петербургу с задорными криками и звоном колокольчиков. Такие шествия были тщательно срежиссированы царем, у каждого участника была собственная роль и речь, которую он должен был произнести в определенный момент.

В 1722 году Петр I устроил большое карнавальное шествие в честь Ништадского мира. В январе по улицам Петербурге проехал своеобразный поезд из 60 саней с придворными, переодетыми в подводных жителей. Среди них были русалки, водяные и другие существа во главе с богом морей Нептуном. Морские обитатели исполняли затейливый танец и громко веселились на собственном языке. Жители города были зрителями: они наблюдали за процессией с обочин дорог и из окон своих домов.

Выдумки императриц

При императрице Анне Иоанновне подобные костюмированные увеселения сменились балами-маскарадами. Именно она ввела моду на придворных карликов, устроив для своих шутов свадьбу в ледяном дворце.

Во времена Елизаветы Петровны российские балы-маскарады прогремели по всей Европе благодаря своему размаху. Сама императрица на балах любила наряжаться в мужчину. Такой вид карнавала она назвала «метаморфозой». Елизавета стала приглашать на бал не только придворных, но и представителей именитого купечества. Женщины должны были приходить в мужских костюмах, а мужчины - в пышных дамских платьях. Масок гости не надевали. По воспоминаниям современников, Елизавета Петровна ввела такие правила, поскольку ей самой очень шел мужской наряд: в нем она была изящна и стройна.

Екатерина II проводила маскарады несколько раз в неделю. При ней балы-маскарады начали устраивать и в частных домах. Императрица любила переодеваться, надевать маску и являться в гости к людям, которые и не догадывались, что за обличием римской богини скрывается сама правительница. По пятницам Екатерина II устраивала в Зимнем дворце праздники, в которых принимали участие до 4 тысяч человек. Во время карнавала гости могли покататься на каруселях, пройтись по ярмарочным рядам и буфетам, расположенным прямо в залах дворца.

Императрица усовершенствовала и карнавальные процессии, введя «конный маскарад». Его участники должны были не только быть наряженными в интересный костюм, но и отлично держаться в седле. Как и Анна Иоанновна, Екатерина II любила проводить потешные свадьбы. Свою молодую фрейлину она выдала замуж за 64-летнего шута, наряженного патриархом. Для свадебного карнавального гуляния она выбрала самых старых и некрасивых придворных: скороходами на празднике стали четыре толстяка, а священнику было больше ста лет. Вместо кучера на карете новобрачных находился баран, а вместо лакея - козел. Упряжки с гостями тащили медведи, собаки, свиньи, волки и ослы. При этом гости и животные кричали так громко, что их было слышно на весь Петербург.

В. Якоби. «Ледяной дом», 1878.Государственный Русский музей. Фото: Commons.wikimedia.org

Самый зрелищный бал России

Во времена Николая I популярность маскарадов пошла на спад, а при Александре III карнавалы и вовсе прекратились. Несмотря на это, самый большой бал-маскарад в истории России состоялся в начале XX столетия, при последнем императоре Николае II. Бал был устроен в феврале 1903 года в Зимнем дворце и приурочен к 290-летию династии Романовых.

11 февраля гости собрались на праздничный вечер в Эрмитажном театре. Федор Шаляпин на сцене исполнил партии из оперы «Борис Годунов», после чего гостям показали постановку «Баядерка» и «Лебединое озеро». Постановкой балета занимался Мариус Петипа, а танцевала балерина Анна Павлова. Вечер завершился грандиозным ужином.

Через два дня, 13 февраля, состоялась главная часть праздника - бал-маскарад. 390 гостей пришли в Зимний дворец в нарядах эпохи царя Алексея Михайловича. Придворные дамы надели кокошники и сарафаны, кавалеры - костюмы стрельцов и сокольничьих. Сам Николай II был переодет в царя Алексея Михайловича: на нем был кафтан из золотой парчи, царская шапка и жезл. Его жена, Александра Федоровна, была переодета в царицу Марию Ильиничну. В древнерусских костюмах был даже оркестр. Танцы продолжались всю ночь, и бал стал самым крупным и зрелищным за все время проведения маскарадов в России. Некоторые детали костюмов с того бала в настоящее время находятся в Эрмитаже.

Николай II был переодет в царя Алексея Михайловича. Фото: Commons.wikimedia.org

Узнать подробнее об этих и других интересных традициях петербургского маскарада можно на выставке «Маска, я тебя знаю?» в главном здании Российской национальной библиотеки. Выставка продлится до конца 2015 года.

Венецианский карнавал — мероприятие с очень богатой историей. Впервые гулянья, предваряющие пост, прошли в Венеции в 1094 году.

И, хотя сегодня о религиозной смысловой составляющей венецианского карнавала вспоминают лишь самые дотошные католики, костюмированные вечеринки, проходящие в одном из самых романтичных городов Италии, год от года менее многолюдными не становятся.

На фото: маски на портике площади Сан-Марко

Само слово carnevale переводиться как «прощай мясо», то есть здравствуй пост. Венецианцы не были бы венецианцами, если бы гулянья в столице Светлейшей Республики проходили бы скромно и длились как наша Масленица один день. Потому во времена Казановы в Венеции балы-маскарады проходили аж шесть недель.

На фото: девушка-павлин на площади Сан-Марко

Интересный факт, в них разрешалось принимать участие всем без исключения, даже монахиням. Так, к примеру, Джакомо Казанова в своих мемуарах рассказывает, что на одном балу-маскараде он познакомился с монахиней ММ, потом пару связывали длительные любовные отношения.

На фото: итальянские мужчины в костюмах священников

Маска — обязательный атрибут венецианского карнавала, во время Казановой была таким же обыденным аксессуаром как, к примеру, черный плащ. Ведь, согласитесь, как удобно! Прикрыл лицо маской, фигуру плащом и отправляйся на тайное свидание. Ни ревнивый муж, ни любопытный сосед тебя в жизни не опознают.

На фото: маски позируют на улочке Венеции, за спиной ряженных бутик Chanel

Сегодня карнавальные гулянья длятся в Венеции 20 дней, открываются традиционным акробатическим номером «Полет Ангела» на площади Сан-Марко, после чего город наводняют люди в масках.

На фото: девушки в карнавальных костюмах по пути к площади Сан-Марко

Мне посчастливилось побывать на карнавале в Венеции в 2011 году. Сразу хочется заметить, однажды погрузившись в эстетику действа, возникает желание сделать посещение венецианского карнавала мероприятием ежегодным. Почему? Все очень просто. Карнавал — можно сравнить с коктейлем, в котором намешаны позитив, эстетическое наслаждение от созерцания костюмов и масок и безудержное веселье, доказывающее, что дух времен Казанова жив и здравствует в Венеции и по сей день

На фото: мы на карнавале в Венеции

На фото: маска, олицетворяющая встречу солнца и луны, и его подруга

Предварительно, до поездки на карнавал мы пошили два платья эпохи Тюдоров. Как выяснилось, не зря — костюмы во время карнавала брать на прокат очень дорого. Позволить себе такое могут разве что европейские пенсионеры с их большими пенсиями, оттого самые красивые персонажи, коих мы видели на Сан-Марко, были людьми, перешагнувшими пятидесятилетний рубеж.

На фото: компания масок на площади Сан-Марко

В целом же график вечеринок в Венеции можно описать следующим образом. Днем маски, среди которых немало профессионалов, обитают в районе площади Сан-Марко. Просто тусят там без всякой определенной цели, если не считать таковой позирование туристам.

На фото: парочка масок, направляющаяся на Сан-Марко

Ближе к вечеру профессионалы направляются на костюмированные балы. Там все «чинно-благородно» и, как следствие, скучновато. С расписанием, паролями и явками можно ознакомиться тут: http://www.carnevale.venezia.it/programma.php.

На фото: маски всегда оккупируют пространство возле бутиков на Сан-Марко

Если тратить 500 евро за вход на костюмированное мероприятие не хочется, а прикоснуться к роскоши душа просит, есть альтернативный вариант. Можно ближе к ночи в карнавальном облачении заглянуть в Caffe Florian – самое старое кафе Европы, оно находится на Сан-Марко под арками Новых Прокураций.

Тут дамы и господа в костюмах потягивают неприлично дорогое кофе (15 евро вместо 1 евро), едят десерты, а через окно их фотографируют туристы. Если вы костюмах, вас будут снимать тоже. Сюрреалистичное ощущение, надо признаться.

На фото: я в своем карнавальном костюме

Местная же молодежь (в основном из расположенных неподалеку от Венеции городков, так как в самом городе живет от силы 2000 человек) предпочитает развлекаться во время карнавала другим способом, а именно пить сприц на площади Санта-Маргарета, танцевать близ моста Риальто под живую музыку (для уличных музыкантов карнавал в Венеции — хлебное время), и активно знакомиться друг с другом.

На фото: молодежь предлагает выпить пруньку!

Костюмы — тоже своеобразные, но лишенные пафоса. Кто-то налепляет на одежду дорожные знаки, кто-то облачается в теплый костюм медведя, кто-то одевается в латекс и представляет черта, некоторые и вовсе вместо костюма используют коробки из под телевизора.

Все расположены друг к другу крайне дружелюбно. У нас, к примеру, была такая история. На улице мы встретили группу людей, наряженных как Боб Марли и компания. Группа людей предложила нам выпить в баре. Бар (до сей поры закрытый) ребята открыли имеющимся у одного из них ключом, после чего вся честная компания (из которой половина не знала даже имен друг друга) дружно танцевала на барной стойке. Веселье прервал звонок мамы обладателя ключа бара, она требовала, чтобы сын вернулся домой. После этого все, как по команде, очистили помещение и больше друг с другом не встречались.

На площади Сан-Марко с наступлением ночи проходят удивительной красоты театральные представления. В наш последний вечер в Венеции на сцене пары на ходулях танцевали вальс и запускали в небо горящие фонари.

Когда миллионы огней взмывают в небо, тебя охватывает такое чувство восторга, что кажется, быть более счастливой — просто невозможно. Именно в этот момент возникает понимание, почему венецианский карнавал должен существовать несмотря на кризисы, колебания курса евро и прочие аспекты жизни современной Италии.

На фото: человек-бабочка и некий демон

Карнавал — это мостик, связующее звено, которое прочно соединяет современную, слегка утратившую блеск Венецию с той самой легендарной средневековой Светлейшей республикой, породившей Казанову и выпестовавшей Тициана, тенью властительного города, черты которого современные туристы тщетно силятся разглядеть с борта гондолы в очертаниях погрузившихся в сон палаццо.

ДРУГИЕ ФОТОГРАФИИ ГОСТЕЙ КАРНАВАЛА

На фото: кружевной взрыв на Сан-Марко

На фото: гости, изображающие гроздья винограда

На фото: человек-мухомор или человек-роза, мы так и не поняли

На фото: маркиз де Сад с розовой бородой

На фото: женщина-бабочка или мадам Баттерфляй на карнавале в Венеции

На фото: парочка в традиционном венецианском костюме докторов

На фото: маска в розовом на Сан-Марко

На фото: венецианский Пьеро

На фото: зеленые маски на Сан-Марко

На фото: красавица на причале Сан-Марко

На фото: почти Брэд Питт, но с дредами

    Римский император Константин Великий провозгласил воскресенье днем отдыха. На этот день рынки должны были закрываться, а государственные учреждения – прекращать всякую деятельность за исключением операций по освобождению рабов. Никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие подавляющее большинство населения, не налагалось. До эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день – «день Солнца». Отголосок этой традиции сохранился в современном названии воскресенья в ряде европейских языков. Константин несколько изменил традицию. А причиной тому послужил сон: накануне важнейшей битвы ему приснился крест на солнце и надпись, которая обещала победу с этим знаком. Сон оказался вещим, Константин действительно одержал победу. Потому-то император запретил физический труд в воскресенье и посвятил его Господу.

    Источник: calend.ru

    Международный день зубного врача изначально отмечался только в США, имея статус национального профессионального праздника. Но с годами традиция поздравлять дантистов в этот день перекинулась далеко за пределы Северной Америки. Одной из первых стран-последовательниц стала Индия. Сегодня непременными мероприятиями в этот день считаются лекции и просветительская работа о необходимости регулярного и тщательного ухода за зубами. Особенное внимание уделяется профилактике детского кариеса.

    Источник: calend.ru

    Выражение «железный занавес» получило распространение благодаря Уинстону Черчиллю. Именно бывший премьер-министр Великобритании Черчилль, выступая 5 марта 1946 года в американском городе Фултоне, употребил это словосочетание, придав ему ставший классическим смысл. Несмотря на то, что выражение «железный занавес» ходило в Европе во время обеих мировых войн, политическим термином оно стало только после того, как Черчилль в своей Фултонской речи произнес знаменитую фразу: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес...».

    Источник: calend.ru

    День рождения микрофона. Американский изобретатель Эмиль Берлинер создал микрофон. Сегодня без микрофона сложно представить многие достижения цивилизации. Ведь распространение мультимедийных технологий неразрывно связано с задачей передачи больших объёмов информации, в том числе и звуковой, на значительные расстояния. От начального этапа преобразования голоса, музыки или шумов зависит и качество отображаемого контента. Поэтому, несмотря на свой солидный возраст, микрофон и сегодня остаётся востребованным техническим изобретением.

    Источник: calend.ru

    Всемирный день писателя отмечается во многих странах мира, причем не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей «четвертой власти». Нередко к этому дню приурочены церемонии вручения различных литературных премий и чествование наиболее отличившихся литературных деятелей.

    Источник: calend.ru

    Международный день спички. Почему эта дата была выбрана для его учреждения – сведения разнятся. Однако, в чем сходятся мнения – что спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня.