Интеллектуальное развитие дошкольников. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.

Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  • умственные способности;
  • эмоциональное мировосприятие;
  • физическую культуру.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:

  • вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
  • логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
  • физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
  • эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
  • социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
  • духовный – обогащает внутренний мир человека;
  • творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.

Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Развитие интеллекта у детей зависит от:

  • наследственности, получаемой детьми на генетическом уровне;
  • характера течения беременности: лекарства, алкоголь, курение, болезни, эмоциональное состояние во время вынашивания ребенка – все это влияет на формирование будущего интеллекта;
  • образа жизни ребенка, его двигательной и познавательной активности;
  • социального уровня семьи;
  • темперамента и характера;
  • влияния школы;
  • развития интеллекта взрослых;
  • личностных характеристик родителей.

Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Когда начинают развивать интеллект

Обучением следует заниматься с первых же дней появления младенца на свет. Некоторые матери начинают этот процесс еще тогда, когда кроха находится в утробе. В этот период можно делать первые шаги в формировании интеллектуальной сферы. В наше время разработано множество методик, которые помогают закладывать начальный фундамент интеллекта. На развития будущего малыша воздействуют:

  • цветотерапией;
  • прослушиванием музыки;
  • общением с будущим малышом
  • тактильным воздействием;
  • физической активностью будущей мамы;
  • духовным обогащением женщины в период вынашивания ребенка.

После рождения малыша обучение нужно продолжать. И все же, интенсивное интеллектуальное развитие у ребенка приходится на период с двух до восьми лет. В этом возрасте мыслительная и эмоциональная сфера находятся в стадии становления.

С малышом необходимо заниматься: играть в логические игры, читать ему книги, расширять кругозор и словарный запас. Не стоит забывать, что когнитивное развитие в детском возрасте происходит через игру.

Этапы формирования интеллекта

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления.

Главное при этом, чтобы занятия проводились в доступной форме. В этот период приступают активному обогащению словарного запаса, речи, малышу много читают, разговаривают с ним.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир. На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например

Когнитивное развитие дошкольника непременно должно включать совершенствование речи. А также развитие любознательности.

Таким образом, дети начинают поэтапно приобщаться к учебной деятельности.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями, кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Способы развития интеллекта

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. К наиболее эффективным средствам относят игру. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов:

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант —
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.

Занятия осуществляют регулярно, только в этом случае будет достигнут положительный результат.

Психологи советуют родителям учесть следующие факторы во время занятий с детьми:

  • занятия с малышами организуют в игровой форме;
  • игрушки для уроков желательно делать совместно;
  • не рекомендуется перегружать малыша, все упражнения должны быть доступными для него;
  • необходимо замечать то, к чему у малыша лежит душа, выявлять у него таланты и способности;
  • в случаях возникновения затруднения, следует прийтина помощь, нельзя оставлять малыша наедине с проблемой;
  • когнитивное развитие в дошкольном возрасте строится в активной игровой форме;
  • достижения ребенка должны быть отмечены, при получении положительного результата ребенка следует похвалить;
  • необходимо изучать интеллектуальные способности дошкольников и развивать их;
  • дошкольника и младшего школьника нужно учить испытывать радость познания.

Школьники и подростки нуждаются в дополнительном источнике жирных кислот омега-3, которые входят в структуру головного мозга и отвечают за память, внимание, мышление и интеллект. Для того чтобы улучшить мыслительные функции, ребенку можно давать препарат Омега интеллект для школьников.

Получая необходимые мозгу нутриенты, школьник будет лучше справляться с учебной программой и умственными нагрузками. Омега интеллект для школьников будет полезен как для младших школьников, так и для учащихся старших классов.

Игры для развития интеллекта

Существует несколько упражнений, которые способствуют развитию мышления. Их можно предложить детям любого возраста. Игры должны проводиться в условиях доброжелательной атмосферы.

  • Игра «На поиски клада»

Вместе с малышом на бумаге создают план квартиры. Ребенку разъясняют, что план – это вид помещения сверху, своеобразная карта жилища. После чего, на карте делают отметку, помечая крестиком то место, где будут спрятаны сокровища. В роли сокровища может быть игрушка или сладости. Задача малыша – найти клад. В ходе игры малыш научится ориентироваться в пространстве.

  • «Деревья и плоды»

Для проведения игры потребуется приготовить изображение деревьев и плодов с них, также можно сделать листики. Задача малыша – подобрать листочки и плоды к нужному дереву. Цель игры – развить логическое мышление.

Игры для развития социального интеллекта

Такие игры необходимы для того, чтобы малыш мог налаживать контакт с окружающими людьми, они помогут освоить нормы поведения в обществе. Игру организовывают в детском коллективе.

Одному участнику завязывают глаза, его задача – добраться до определенного места в сопровождении сверстника. «Поводырь» направляет и подсказывает, куда нужно идти, помогает преодолевать препятствия, возникшие на пути.

Игра учит доверию и взаимопомощи.

  • «Разноцветный букет»

Игра помогает ребятишкам налаживать дружественные контакты, получать радость от общения. Это достигается с помощью комплиментов, которые дети делают друг другу.

Взрослые предлагают создать совместно разноцветные цветы, каждый лепесток будет посвящен присутствующему лицу и сопровождаться комплиментом в его адрес. К игре готовят разноцветные лепестки и поляну, атрибуты делают из бумаги.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.

  • «Радость»

Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…

Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.

  • «За стеклом»

Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.

Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.

Умственное развитие детей дошкольного возраста

Изачик-Исаева А.Н.

Проблемой умственного развития занимались многие психологи и педагоги. Для описания умственного развития было предложено много схем. Так, например, Ж. Пиаже рассматривал развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей стадией и в свою очередь подготавливает последующую. Он выделяет три главные стадии интеллектуального развития ребенка:

Стадию сенсомоторного развития (с момента рождения до 2 лет);

Стадию конкретных операций (с 2 до 11 или 12 лет);

Стадию формальных операций (с 12 или 13 лет).

Ж. Пиаже считал, что на сенсомоторной стадии ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Он слушает, разглядывает, кричит, бросает и т. д. Так на основе наследственных механизмов (рефлексов и сенсорных процессов) и первых двигательных навыков происходит связывание друг с другом различных действий, что порождает новые средства для достижения определенных целей.

На следующей стадии конкретных операций происходит постепенная интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, считать, измерять и т. д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что - то, что он только что соорудил, можно разрушить, а затем воссоздать заново в прежнем или в каком-нибудь ином виде. То есть, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрировать в общее структуры. Это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество величина, число, вместимость, вес, объем и т. д. Ребенок, однако, овладевает этими структурами лишь в результате долгого продвижения с предоперационального уровня развития на второй уровень конкретных операций.

Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты и стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями. Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. В этом возрасте ребенок не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга. Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития – также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации.

На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11-12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные операции, могут совершаться без какой – либо конкретной опоры, т. е. работает абстрактное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций.

Пиаже полагал, что речь – это всего лишь одна из символических активностей, формирующаяся в общем, русле развития познавательных способностей ребенка и дающая ему возможность «документировать» достигнутые успехи.

Л. С. Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Он придавал особое значение, знаковой природе слова, понимая его особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые изменяют, сознание оперирующего ими субъекта Выготский разработал экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций (инструментальный метод).

Выготский разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка. В ней он доказал, что мышление и речь имеют разные генетические корни. Мышление связано с орудийной деятельностью, а речь – с эмоциональным заражением посредством звукового сигнала. В определенном возрасте у ребенка происходит соединение мышления и речи, в результате чего и появляется словесно-логическое мышление .

Соединение двух различных процессов – становление мышления и становление речи – происходит у детей в возрасте полутора лет, считал Выготский. Это возраст характерен резким увеличением словарного запаса детей, появлением вопросов о названии слов, то есть «открытием ребенком значения слов». Выготский объяснял, что речь соединяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые употребляет взрослый. При этом слово является для мышления тем знаком, который превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию.

Словесно-логическое мышление проходит стадию внешнего и внутреннего знака, то есть процесс развития мышления выглядит следующим образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) – эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) – словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака). Выготский считал, что речь, тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно с внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благодаря интериоризации эгоцентрической речи. Таким образом, эгоцентрические высказывания детей не исчезают после 7-8 лет, а переходят во внутренний план.

Выготский Л. С. также изучал этапы формирования мышления, показав, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях. Выготского в отличие от Пиаже интересовал не столько процесс, сколько результат мыслительных действий. Этим и объясняется разница в этапах, описанных ими. В то же время, несмотря на различия, эти работы дали возможность изучать особенности детского мышления, его закономерности и этапы формирования.

А.В.Запорожец рассматривал психические процессы как разновидности ориентировочных: восприятие – это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление – ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции – ориентировка в личностных смыслах. Он считал, что в дошкольном возрасте восприятие является ведущим психическим процессом, объясняя этим и роль образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. Он выделил определенные виды деятельности, которым сензитивно (чувствительно) восприятие (игровая деятельность, рисование, конструирование). Он также выделил этапы его развития: перцептивные действия (ориентировка в свойствах предметов), сенсорные эталоны (образы, которые определяют и направляют процессы восприятия) и действия соотнесения, благодаря которым предмет относится к определенному эталону и узнается детьми.

Л.А. Венгер определил модельную форму мышления. Она является промежуточной между образным и логическим мышлением. Им также были разработаны программы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие сформировать логические операции обобщения, классификации на образном материале, доступном для детей этого возраста.

Д.Б. Эльконин считал, что для умственного развития дошкольников большую роль играет игровая деятельность, так как она является ведущей деятельностью в данном возрасте. Наибольшее значение в игре имеет роль, которая позволяет ребенку контролировать свое поведение. Д. Б. Эльконин, изучая этапы развития игровой деятельности, считал, что в игре сначала воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения. Развитие игр происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. В игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует умственному развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

При написании статьи использован интернет ресурс


У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

Для начала определим что же такое способности:

  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовем эти общие способности так:

  1. Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;
  2. Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;
  3. Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».
Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

  • Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
  • Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
  • У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
  • У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
  • Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.
Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.
По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.


Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:


  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы, развивают у ребенка восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать все что угодно, а самое главное — она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

Все, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!

Елизавета Шевченко
Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ :

«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ »

Умственное воспитание дошкольников является одной из сторон общего воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду,

Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучения на занятиях и важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания .

В детском возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное воспитание .

Важнейшим средством умственного воспитания является окружающая нас природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания и восприятия.

Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активность самих детей – одно из важных условий обучения.

Работая на старшей группе, придаю огромное внимание активизации умственной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Планируя занятие, определяю его содержание, свою деятельность. обязательно стараюсь предусмотреть активную деятельность детей .

Любое занятие : по развитию речи , изо – деятельности, по формированию элементарных математических представлений, стараюсь продумать его основательно, всегда продумаю новый материал, стараюсь внести что-то интересное, забавное, чтобы повысить активность у детей :

Например загадки – шутки : «На какое ведро садится ворона во время дождя?»

«Пять пальцев и не одного ногтя.» .

В работе с детьми использую разные методы и приемы; готовлю наглядный материал, чтобы дети смогли постичь сущность литературного произведения, идейный замысел автора. Тщательно готовлюсь к чтению сказки; сначала стараюсь вызвать интерес к содержанию произведения, чтобы удержать их внимание. С этой целью применяю приемы : рассматривание картин или предмета о котором будет идти речь, загадываю загадки, читаю четверостишие или знакомлю детей с портретом писателя, чьё произведение будет прочитано.

Учу активно. Внимательно слушать, вдумываться в текст в процессе слушания. После чтения провожу беседу по содержанию произведения с помощью вопросов. Вопросы продумываю так, чтобы сохранить ту нравственную атмосферу, которая присуща произведению.

В старшей группе дети уже хорошо размышляют, обдумывают свои ответы.

На занятиях по ознакомлению с природой, на прогулках наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения очень продуктивно проводить с подгруппой (5-6 человек) . Внимание у детей устойчивое , вижу глаза каждого ребенка. Для активизации внимания читаю отрывки из произведений А. С. Пушкина, Бунина.

У нас на участке растут деревья различных пород : хвойные, лиственные, плодовые, всего 19 видов, поэтому каждый день планирую наблюдения за деревьями. Обращаю внимание на крону дерева, ищем сходство, различие (тополь – ель, (липа – рябина, (ива – береза) – прием сравнения вызываем потребность в активной мыслительной деятельности.

Осенью провожу занятия по ознакомлению с характерными особенностями овощей, фруктов, используя прием сравнения (яблоко – картофель, помидор, (морковь – свекла, таким образом используя сравнения противопоставления, аналогии, классификацию а также умение делать выводы – способствовало развитию логического мышления дошкольника .

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только расширяют представления детей о каком- то определенном предмете, но и развивают наблюдательность , учат думать отвлеченно, мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию . Например :

Четыре крыла, а не бабочка.

Крыльями машет, а не места.

Когда собаке исполнится пять лет,

На занятиях по формированию у дошкольников элементарных математических представлений стараюсь сочетать известное с новым, а именно с занимательной математикой, развивающими логико – математическими играми и упражнениями.

Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико – математические игры способствуют развитию таких умственных операций , как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.

Дети учатся догадываться, доказывать – а это путь к развитию умственных способностей у детей .

Когда ребенок рождается, познание мира начинается на эмоциональном уровне. Кроха чувствует мамину заботу, ласку, его окружают самые разнообразные звуки, запахи. Развивайте эту сферу знакомства с окружающим миром, разговаривайте с малышом, улыбайтесь ему, он должен постоянно чувствовать ваше тепло, так как вы даете ему уверенность в безопасности.

Примерно с двух месяцев главным органом познания окружающего мира у крохи является рот. Именно поэтому малыши начинают пробовать всё, что видят. Интеллект ребенка развивается вместе с получением новых ощущений. Обеспечьте крохе возможность слушать новые звуки, ощупывать, разглядывать предметы. В том, что ребенок может потянуть в рот палец или погремушку, нет ничего страшного, часто малыши таким образом успокаивают себя. Постоянно разговаривайте с ребенком, называйте предметы своими именами. Не забывайте: то, что слушаете, смотрите вы, впитывает и ваш малыш.

С четырех месяцев малыш уже крепче держит предметы. Он начинает «гулить», отвечая маме, улыбаться, активно двигать руками и ногами. Для ребенка этого возраста можете приобретать более сложные игрушки. Крутящиеся колеса машины вызовут необычайный интерес крохи, а поющий плюшевый медведь обязательно удержит внимание малыша.

С 6 месяцев ребенок может сидеть. Это новая поза для знакомства со всем, что происходит вокруг. С этого времени активно развиваются двигательные навыки. «Ходунки», «прыгунки», развивающие коврики – всё это даст возможность ребенку открывать мир. Предлагайте крохе кубики, пирамидки, матрешки. Вариантов игр с этими предметами много, усложняйте их в соответствии с возрастом малыша. Читайте ребенку стихи, сказки, обращайте внимание на голоса животных. Давайте сравнивать звуки музыкальных инструментов.

С 1 до 3 лет ребенок активно изучает мир через подражание взрослым. Малыш видит образ жизни родителей, и такая же поведения постепенно складывается у него. Чтобы ваш ребенок стремился получать знания, чтобы его интеллект развивался, наполняйте жизнь полезными и интересными делами. Наблюдайте за тем, что происходит на улице, показывайте, как следует отреагировать на ту или иную ситуацию. Малыш должен видеть пример, чтобы воспринимать то, чему вы его учите не только на слух. Рисуйте вместе с ребенком красками, лепите из пластилина – это развивает многие психические процессы.

Занимаясь с малышом, вы можете оценить, что ему больше нравится, к чему есть . Посещайте детские спектакли, концерты, они повышают духовную культуру, а значит, и умение чувствовать, размышлять. Когда ребенок идет в школу, для дальнейшего развития интеллекта у него должна быть определенная накопленных ощущений, умений. Всё то, чему вы его учили, начнет проявляться в учебной деятельности, поэтому не жалейте времени на с малышом.